– отрясти от себя прах ереси и изменить внешнюю форму нашей Церкви». Aids to reflection on the seemingly double character of the Establ. Church by W. Palmer. Oxford, 1841, p. 104. 124 Там же, стр. 244. Ср. Малиновский В. Очерк православного догматического богословия. Изд. 2-е, вып. 2, Сергиев посад, 1912, стр. 64. 125 Ел. Иустин. Православно-христианское вероучение или догматическое богословие. Херсон, 1887, стр. 295. 126 Такая недостаточно определенная формулировка понятия о богоустановленности иерархии была принята Тридентскмм собором. – См. Соколов И. П. Учение римско-католической Церкви о таинстве священства. СПб., 1907, стр. 158. 128 The form and manner of making and consecrating Archebishoppes, Bishops, Priests and Deacons. Перевод соответствует тексту редакции 1662 года. 129 Имеются в виду посвящения, совершенные по аналогичной форме, но прежних (до 1662 г.) редакций. 133 Так англикане любят называть «Книгу общих молитв» (The Book of Common Prayer), в состав которой с 1552 года включается и Ординал. 134 Est autem Ecclesia congregatio sanctorum, in qua Evangelium recte docetur et recte administrantur sacramenta. Conf. August, pars I, art. VII. 139 Рассуждая о XXXIX членах, Маколей говорил: «Кальвин или Нокс едва ли бы нашли нужным осудить в них какое-нибудь слово». См. Потехин А. Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством..., стр. 127. 141 Ответ Англии Риму по вопросу об англиканском священстве. Русский текст ответа примасов Англии на папскую буллу об англиканском священстве. СПб., 1897, стр. 36. 142 Проф. Булгаков А. О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви. Вып. 1, Киев, 1906, стр. 116–121. 150 «Чин пресвитеров не может раждать отцев, ибо баней пакибытия пораждает Церкви только детей, а не отцев или учителей». – Св. Епифаний, там же. 151 Пресвитер, который дерзнул бы совершить рукоположение, был бы, очевидно, виновен не менее, чем епископ, изверженный из сана по законам за явное преступление, но дерзающий касаться прежнего служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

273 По словам Филона, тот, кто останавливается на науках общеобразовательных (геометрия, астрономия), живёт лишь по соседству с мудростью, но не вместе с ней (παροικε σοφ ο κατοικε). Жертвоприношение Авеля и Каина, 10. Ср. Th. Beza: quum ait κατοικε, unionem declarat minirae temporariam, sed perpetuam. Quamobrem etiam non scripsit κατκησεν, inhabitavit: sed κατοικε, inhabitat, tempore videlicet praesenti. 274 Слово θετης «во всей Библии читается только в этом одном месте, θειτης встречается по одному разу в Ветхом ( Прем. 18:9 ) и в Новом Завете ( Рим. 1:20 ). Оба эти слова безразлично переведены в славянской и русской Библиях „божество“ (как и в немецкой – Gottheit и в английских Godhead), однако они далеко не тождественны по своему значению, но имеют существенно различный оттенок в своём содержании. И это различие основывается уже на различном их словопроизводстве: θετης; происходит от Θες, θειτης же – не от θεον, которое весьма близко, хотя и не одинаково по значению с Θες, но от прилагательного θεος. Кратко, но точно выразил различие в значении этих слов Beza: Апостол не сказал: τν θειτητα, т.е. божественность, но τν θετητα, т.е. божество, употребляя слово ещё более выразительное;… θειτης выражает скорее свойства, чем божественную природу по ее существу“ (non dicit: τν θειτητα, i. е. divinitatem; sed τν θετητα, i. e. deitatem, ut magis etiam expresse loquatnr... θειτης, id est, divinitas, attributa... potius, quam divinam naturam essentialiter declarare (По изд. 1598 г., p. 312). Бенгель: „во Христе обитает вся полнотà Божества, Божество в самом полном смысле этого слова: не только божественные совершенства, но и сама божественная природа“ (Gnomon Novi Testamenti. Editio octava. Stuttgartiae, 1891, p. 800). Cm. Trench, Synonyms of the New Testament. London, 1901, p. 7–10. В немецком переводе H. Werner’a (Tübingen, 1907), SS. 6–10; F. Prat, La théologie de saint Paul, 2 partie, p. 230. 275 Cp. Lightfoot: „σωνατικς i. e. assuming a bodily form, becoming incarnate“; Abbott: „not σωμτως as in the λγος before the Incarnation“. См. F. Prat, La théologie de saint Paul, 2 partie, p. 231 примеч. Ср. и проф. К. Ф. Мухина, Послание св. Апостола Павла к Колоссянам (Киев , 1897 г.), стр. 181.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

194. Акты исторические, СПб., 1841-. 195. Ангелов Б. С., Из старата българска, русска и српска литература. София, 1958. 196. Банк А. В., Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л. — М., 1965. 197. Дмитриев Л. А., Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы. ТОДРЛ, XIX, 1963. 198. Дуйчев И.. Центры византийско–славянского общения и творчества. ТОДРЛ, XIX, 1963. 199. Дьяконов М., Власть московских государей. Очерки из истории политических идей древней Руси. СПб., 1889. 200. Ермолинская летопись, ПСРЛ, XXIII, СПб., 1910. 201. Голубинский Е. Е., История Русской Церкви, I, 1–2, II, 1 М., 1901. 202. Греков И. Б., Восточная Европа и упадок Золотой орды (на рубеже XIV–XV вв.), М., 1975. 203. Хрущевский М., История Украины–Руси, III. Нью–Йорк, 1954. 204. Ипатьевская летопись, ПСРЛ, II, М., 1962. 205. Иконников В., О культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869. 206. Карташев А., Очерки по истории русской церкви, Париж, 1959. 207. Лаврентьевская летопись. ПСРЛ, I, M., 1962. 208. Лихачев Д. С., Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. (В кн.: Исследования по славянскому литературоведению и фольклористике советских ученых на IV международном съезде славистов, М., 1960). 209. Львовская летопись. ПСРЛ, XX, I, 1910–1914 гг. 210. Макарий, митр., История Русской церкви, IV, I. СПб., 1866. 211. Мансветов И., Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882 г. 212. Медведев И. П., Византийский гуманизм XIV–XV веков. Л., 1976, 213. Мейендорф И.П. ., О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке. ТОДРЛ, XXIX, 1974, с. 291–306. 214. Мошин В., О периодизации русско–южнославянских литературных связей. ТОДРЛ, XIX, 1963. 215. Московский летописный свод. ПСРЛ, XXV, 1949. 216. Насонов А. Н., Монголы и Русь. История татарской политики на Руси. М. — Л., 1940. 217. Никоновская летопись. ПСРЛ, X–XI, СПб., 1862, 1897. 218. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов, изд. А. Насонов, М. — Л., 1950.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

12. Каро. Идеи Бога и бессмертия души пред судом новейших критиков/Пер. под ред. проф. А. Введенского . Харьков, 1898. 13. Сабатье. Бессмертие с точки зрения эволюционного натурализма/Пер. Обреимова. СПб., 1897. 14. Petavel-Oliff. Le problème de l’immortalité. Paris, 1881, 1892. Vol. 1, 2. 15. Spiegler. Die Unsterblichkeit der Seele. 3 Aufl. Lpz. 1909. 16. Egger. Le moi des mourants//Revue philosoph. 1896. T. 41 ; Le moi des mourants. Nouveaux faits//Revue philosoph. 1896. T. 42. 17. Sollier, Moulin, Keller. L’état mental des mourants//Revue philosoph. 1896. T. 41. 18. Митрофан, епископ. Что испытывает тело и душа человека умирающего и чем можно предотвратить ужас смерти? Орел, 1909. 19. Бабаков. Психическое состояние умирающих по новейшим исследованиям психофизиологов//Вера и Разум. 1912. 20. Токарский, д-р. Страх смерти//Вопросы философии и психологии. Кн. 40. 21. Дюпрэль. Философия мистики, или Двойственность человеческого существа/Пер. Аксенова. Киев, 1911. 22. Дюпрэль. Монистическое учение о душе/Пер. Аксенова. М., 1908. 23. Аксенов. Жизнь и смерть по Дюпрэлю. М., 1909. 24. Светлов, прот., проф. Мистицизм конца XIX века в его отношении к христианской религии и философии. СПб., 1895. 25. Светлов, прот., проф. О страхе смерти//Церковные ведомости. 1914. 26. Гёрней Э., Майерс Ф., Подмор Ф. Прижизненные призраки и другие телепатические явления/Пер. под ред. и с предисл. В. С. Соловьева . СПб., 1893. 27. Баррэт. Загадочные явления человеческой психики/Пер. Райх под ред. Н. Д. Виноградова. М., 1914. 28. Булгаковский Д. Будем ли мы жить после смерти? СПб., 1906. 29. Булгаковский Д. Из загробного мира. Явления умерших от глубокой древности до наших дней. М., 1902. 30. Спиритуализм и наука. Опыты и наследования над психической силой У. Крукса/Сост. и пер. А. Аксакова. СПб., 1872 31. Аксаков А. Н. Анимизм и спиритизм. 3-е изд. Уфа, 1910. 32. Антоний, архиеп. О загробной жизни и вечных мучениях. Сергиев Посад, 1914. 33. Глубоковский Н. Н., проф. Воскресение (статья в Православной Богословской энциклопедии Лопухина ). Т. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Wuerthwein. Op. cit. Wuerthwein. Op. cit. Wuerthwein. Op. cit. Wuerthwein. Op. cit. Бродович И. А. Книга пророка Осии: введение и экзегезис. Киев, 1901. C. 193–194. More details of Hos.3:4-5 see in БродовичИ . А . Книга пророка Осии , с .122–129. Палладий (Пьянков), еп. Толкование на книгу святого пророка Осии//Палладий (Пьянков), еп. Толкование на святых пророков Осию и Иоиля. Вятка , 1972. C. 27–28. Literal translation of the ancient Hebrew Wnyte_qod> ci-lK’ dg Якимов И.С. Толкование на книгу святого пророка Исаии. СПб., 1883. C . 124. Wuerthwein. Op. cit. Wuerthwein. Op. cit. Wuerthwein. Op. cit. Wuerthwein. Op. cit. Wuerthwein. Op. cit. These terms are met in the synoptic Gospels (μετανοω 16 times, including 9 times in the Gospel of Luke; μετνοια 8 times, including 5 times in the Gospel of Luke), in the Acts of Apostles (verb 5 times, noun 6 times), once in the 2 nd Epistle of the Holy Apostle Peter (noun), 8 times in Paul’s epistles (once and 7 times,verb and noun respectively), 12 times in Revelations (verb). See: μετανοω and μετνοια in the New Testament. I. The Linguistic Understanding//Wuerthwein. Op. cit. It should be remembered that the texts of the New Testament, when referring to the idea of repentance, are not restricted to the use of these terms only. μετνοια goes back etymologically to the preposition meta, (that bears a number of meanings: «following», «together with», «with the help of something» and others) and the verb νοω (meaning «to direct the mind to a certain oblect»). Behm J. νοω//TDNT. Behm J. μετανοω, μετνοια. A. Greek Usage//TDNT. Покаяние, каяться//Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. Под ред. В.А.Цорна. Paderborn , 2001. Эл. вар-нт: Изд-е миссии «Свет на Востоке» на CD ROM «Цитата из Библии», версия 4. 5. 1. For more details of the influence of the LXX Greek language on the inter-Testamental literature and in Greek New Testament Scripture and church authors see: Корсунский И.Н. Перевод LXX: его значение в истории греческого языка и словесности. Сергиев Посад, 1897. C. 527–641.

http://pravmir.com/biblical-theology-and...

530 Только в такой мере можно согласиться с далеко идущими умозаключениями Н.Н. Воронина: “Анонимное” сказание о Борисе и Глебе, его время, стиль и автор//ТОДРЛ. 1957. Т.13. С. 11–56; ср. критику: Водовозов Н.Н. История древней русской литературы. Μ., 1972. С.67–72. 531 0б идентификации его личности и объеме его труда см.: Sepkin I. Zur Nestorfrage//ASlPhil. 1897. Bd.l9. S. 498–554; Абрамович Д.И. Исследования о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике//ИОРЯС. 1901. Т. 6. 3. С. 207–228; он же. К вопросу об объеме и характере литературной деятельности Нестора летописца//Тр. XI Археолог, съезда. Μ., 1902. Т. 2. С. 20–27; Владимиров П.В. Древняя русская литература киевского периода, XI–XII вв. Киев, 1901. С. 179–212; Бугославский С. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преп. Нестора//ИОРЯС. 1914. Т.19. С. 131–186; С. 153–191; Приселков М.Д. Нестор летописец : Опыт историко-литературной характеристики. Пг., 1923 (перепеч.: The Hague, 1967); Еремин И.П. К характеристике Нестора как писателя//ТОДРЛ. 1961. Т.17. С.54–64; Кузьмин А.Г. Нестор агиограф и начальное летописание//Он же. Начальные этапы древнерусского летописания. Μ., 1977. С. 133–155 (см. также С. 155–183). Единогласно Нестор признается автором Чтения о Борисе и Глебе и Жития Феодосия Печерского . Спорным остается его участие в летописании, а также его авторство в отношении некоторых исторических пассажей, вошедших в летопись и Киево-Печерский патерик. [См. также: Творогов О.В. Нестор//СлККДР. Вып. 1. С. 274–278; он же. Повесть временных лет//Там же. С. 337–343; Дмитриев Л.А. Сказание о Борисе и Глебе//Там же. С.398–408, где обширная дополнительная литература. – Прим. изд. (А.Н.)]. 532 ПСРЛ. Т.1. Стб. 130–141 (под 1015 г.); Т.2. Стб. 115–129 (под тем же годом); см. также рассказ о перенесении мощей: ПСРЛ. Т.1. Стб. 181 (под 1072 г.); Т. 2. Стб. 171 и прим. 1010–1015. 533 Об историческом контексте и всех дошедших до нас текстах в целом см. (список неполон): Бутков П.Г. Разбор трех древних памятников русской духовной литературы//Современник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

750. Марковский И. Библейска археология. София, 1948, с. XV + 526. 751. Pritchard J. Archeology and the Old Testament. London, 1958. 752. Wright G.E. Biblical Archeology. N.Y„ 1957.   17. БИБЛЕЙСКАЯ ГЕОГРАФИЯ 753. Гейки К. Святая земля и Библия. Пер. с англ. СПб., 1894, с. 1135. 754. Глаголев А. Иерусалим библейско-иудейский. СПб., 1905. 755. Елеочский Н., прот. Очерки библейской географии, вып. 1-2. СПб., 1896-1897. 756. Лебедев А. Палестина. Вводная статья Е. Поселянина. СПб., 1916, с. 624. 757. Мунк С. География Палестины. Пер. с франц. Пермь, 1878. 758. Олесницкий А. Святая земля, т. 1-2. Киев, 1875-1878. 759. Разумовский Д., прот. Обозрение растений, упоминаемых в св. Писании. — ДЧ, 1865. 11, 12; 1866, 11, 12; 1867, 1869, 760. Его же. Упоминаемые в св. Писании деревья в Палестине и соседних странах — ДЧ, 1870-1871. 761. Сибирцев М. Опыт библейской естественной истории. — СПб., 1867. 762. Соколов А. Библейская география. СПб., 1884, с. 91. 763. Хвольсон Д. О влиянии географического положения Палестины на судьбы древнееврейского народа. — ХЧ, 1875, т. 1, с. 157. 764. Baly. The Geography of the Bible. N.Y., 1957. 765. Condor G.K. Illustrated Bible Geography, London, 1961.   18. ДРЕВНИЙ ВОСТОК. ОБЩИЕ ТРУДЫ Источники 766. Геродот. История в девяти книгах. Пер. Г. Стратоновского. М., 1972, с. 599. 767. Древний мир. Сборник источников. Т. 1. Восток. Под ред. Б. Тураева. М., 1917, с. 81. 768. Жаринов А., Никольский Н. Древний мир в его памятниках. Ч. 1. Восток. М., 1915, с. VIII + 160. 769. Страбон. География в семнадцати книгах. Пер. Ф. Мищенко. М., 1879, с. XXV + 865 + CCLXXVII. 770. Хрестоматия по истории древнего мира. Под ред. В. Струве. Ч. 1. Восток. М., 1951, с. 359. 771. Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. В. Струве и Д. Редера. М., 1963, с. 544. 772. Pritchard J. В. (ed.). Ancient Near Eastern Texts. Princeton, 1950.   Литература 773. Авдиев В. История древнего Востока, изд. 3-е. М., 1970. 774. Андерсон Р. История вымерших цивилизаций Востока. Пер. с англ. СПб., 1898, с. 278.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Ансеров П. Патриарший суд в древнерусской Церкви: Историческая справка//Вера и разум. 1906. Т. 1. Ч. 1. Он же. Попытки к введению греческой централизационной системы церковного управления в Древней Руси//Там же. Барсов Т. О духовном суде//Христ. чтение. 1870. Ч. 2. Он же. О духовном суде ввиду предположенной духовно-судебной реформы//Христ. чтение. 1873. Ч. 1. Он же. О последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния//Христ. чтение. 1881. Ч. 1. Он же. О судопроизводстве по проступкам и преступлениям, подвергающим духовных лиц светскому суду//Христ. чтение. 1875. Ч. 1. Он же. Процессы духовного суда в древней Вселенской Церкви//Христ. чтение. 1971. Ч. 2. Барсов Е. В. Судные процессы XVII-XVIII вв. по делам Церкви//Чтения в имп. О-ве истории и древностей российских. 1882. Кн. 3. Бердников И. Каноническое право в Русской Церкви//Правосл. собеседник. 1897. Ч. 2. Он же. К вопросу о церковной дисциплине//Христ. чтение. 1902. Ч. 213. Беляев И. Д. О вывозе в суд по древнерусским законам до Уложения//Журн. мин-ва юстиции. 1860. 2. Он же. О поземельном владении в Московском государстве//Временник Моск. о-ва истории и древностей российских. 1851. Кн. 2. Он же. О суде наместничьем на Руси в старину//Юрид. журн. 1861. 7–9. Он же. Памятники русского церковного законодательства//Правосл. обозрение. 1863. Т. 2. Он же. Списки судные и докладные и грамоты правые и бессудные//Архив ист.-юрид. сведений/Изд. Н. Калачова. Кн. 1, пол. 2. Быстров Ф., свящ. Первые христиане в сибирском крае (1586–1631 гг.)//Правосл. обозрение. 1866. Т. 20. Васильевский В. Г. Законодательство иконоборцев//Журн. мин-ва нар. просвещения. 1878. Ч. 199, 200. Васильев Ил. В. Историческое обозрение актов и судебных бумаг в России//Тр. и лет. О-ва истории и древностей российских. 1830. Ч. 5, кн. 1. Он же. Историческое обозрение древнего Российского законодательства//Вестник Европы. 1822. Ч. 122. Владимирский-Буданов М. Историко-юридические материалы, извлеченные из актовых книг губерний Витебской и Могилевской//Киев. унив. изв. 1877–1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

191. Дударев П. Сборник проповеднических образцов: Проповеди святоотеческие и церковноотечественные. СПб., 1912. – 743 с. 192. Дудко Д., священник. Воскресные собеседования. 1977. – 112 с. 193. Дудко Д., священник. О нашем уповании: Беседы. Париж, 1976. – 271 с. 194. Думский Ф. И. Золотые слова. Сборник проповедей русских церковных витий. СП6., 1905. – 215 с. 195. Дьяченко Г. , протоиерей. Вопросы на исповеди детей с подробными пастырскими наставлениями. (Пособие для пастырей Церкви при исповеди отроков и для родителей при подготовке детей к первой исповеди). М., 1904. – 95 с. 196. Дьяченко Г. , протоиерей. Друг церковного импровизатора. (Практическое пособие для проповедников Слова Божия, заключающее в себе краткие конспекты проповедей догматического, нравственного и церковно-практического характера). М., 1903. – 576 с. 197. Дьяченко Г. , протоиерей. Духовные посевы. (Краткий сборник рассказов, статей и стихотворений духовно-нравственного содержания, приспособл. к общедоступному объяснению главнейших истин катехизич. учения Православной Церкви). Репринт, изд. Киев, 1991. – 476 с. 198. Дьяченко Г. , протоиерей. Ежедневные поучения в Слове Божием по руководству Литургийных Евангельских и Апостольских чтений во дни воскресные, праздничные и седмичные (будничные) всего года. (Полное практическое пособие для проповедник Божия). В 3-х томах. М., 1897–1900. – (2640 с.). 199. Дьяченко Г. , священник. Накануне исповеди. (Общедоступное Проявление Апостольской веры в жизни Церкви 14 церковной проповеди и беседам с христианами. М., 1898. – 1143 с. 200. Дьяченко Г. , священник. Объяснение воскресных и праздничных Евангелий всего года, читаемых на Литургиях и всенощных бдениях, с подробными догматическими и нравственными выводами. (Пособие для ведения внебогослужебных собеседований с народом, для законоучителей и для духовно-назидат. чтения христиан). В 2-х частях. М., 1900–1901. – (1205 с.). 201. Дьяченко Г. , протоиерей. Праздничный отдых христианина. (Собрание общедоступных духовно-назидательных рассказов и размышлений. Пособие для пастыря-проповедника). М., 1900. – 918 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Православная же апологетика всегда стремилась дать разумный синтез общих и частных апологетических проблем, ставя при этом во главу угла положительный метод построения христианского органически целостного мировоззрения. Апологетическая литература чрезвычайно обширна, разнообразна и почти необозрима. Но, со строго православной точки зрения, вполне законченного, целостного и углубленного учебника апологетики еще нет. Из иностранных переводных работ по апологетике в XIX веке заслуживают внимания: Ульрици «Бог и природа», Геттингер «Апология христианства», Лютард «Апология христианства», Эбрард «Апологетика». Все эти работы переведены и на русский язык. Из православных русских трудов по апологетике следует отметить классическую работу Московского митрополита Макария (Булгакова) «Введение в православное богословие» (6-е издание, СПб., 1897), замечательный двухтомный учебник для духовных академий профессора Н.П.Рождественского «Христианская апологетика. Курс основного богословия» (издание 2-е, СПб., 1893) и своеобразное исследование догматического богословия с апологетической точки зрения профессора протоиерея П.Я.Светлова «Опыт апологетического изложения православного христианского вероучения», т. 1 и т. 2 (Киев, 1898). Эти замечательные работы не потеряли своего значения и до настоящего времени. Заслуживают также внимания и некоторые другие старые русские учебники, например архим. Августина «Руководство к основному богословию», профессора прот. Д.А.Тихомирова «Курс основного богословия» (СПб., 1887), профессора прот. А.Н.Кудрявцева «Краткий курс лекций по православному богословию» (2-е изд., М., 1898), Пятницкого «Введение в православное богословие», Добротворского «Основное богословие». Из последних учебников заслуживает внимания труд профессора прот. В.Зеньковского «Апологетика», Париж, 1957 (ценны библиографические указания до 1957 г.). 2. О сущности религии. Слово «религия» происходит, по объяснению Лактанция, блаженного Иеронима и блаженного Августина, от слова «religare» – связывать соединять или, как это подчеркивает блаженный Августин, может быть, от слова «religere» – воссоединять. Лактанций определял сущность религии как союз человека с Богом. Блаженный Августин определял ее как воссоединение человека с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4142...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010