206 Святой Цотнэ Дадиани – один из участников заговора против монголов, захвативших Грузию (1243). Монголы оставили в Грузии царскую власть неприкосновенной, но на престол царя утверждал монгольский хан. Страна избежала кровопролития и сохранила свою целостность; но монголы обложили население тяжелой данью, которую постоянно увеличивали. Грузины не могли мириться с разорением своей страны и стали готовиться к восстанию. Заговор был раскрыт через предательство, и все участники были схвачены на месте совещания, кроме Цотнэ Дадиани, который ушел раньше. Арестованных князей отвезли в армянский город Ани, в ставку монголов, их раздели до пояса и бросили связанными на площади, где пленники несколько дней находились на солнцепеке, ожидая смерти. Цотнэ Дадиани, узнав об этом, отправился в Ани, снял с себя одежду и сел рядом со своими единомышленниками, чтобы разделить постигшую их участь. Удивленным монголам он ответил: «Если страдают невинные, то и я буду мучиться с ними». Отважный поступок Цотнэ убедил монголов в невинности грузинских князей, и они освободили всех пленных. Грузинская Церковь причислила исповедника Цотнэ Дадиани к лику святых. Память 30 июля (12 августа). 207 Теймураз I (1589–1663), царь Кахети в 1606–1648 и Картли в 1625–1632, сын святой царицы Кетеван. В 1648 г. в сражении с персами потерял сына Давида, был вынужден покинуть Кахети и укрыться в Имерети; в 1653 г. отправил в Москву внука Ираклия, своего единственного оставшегося в живых наследника, а в 1658 г. сам отправился в Москву. Не получив от России помощь, вернулся в Имерети и постригся в монахи. Вскоре Теймураз I был схвачен и доставлен в Иран, за отказ принять мусульманство заключен в Астрабадскую крепость, где он скончался. Был одним из видных поэтов своего времени (особенно известна его историческая поэма «Кете-ваниани», в которой описывается мучение его матери – святой царицы Кетеван). 208 Шираз, расположенный на 935 км ниже Тегерана, был одним из самых важных городов в средневековом исламском мире и резиденцией персидских правителей, славился как средоточие науки и поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Диадема старца ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ о старце Гаврииле (Ургебадзе) Совсем недавно была закончена работа над полнометражным русскоязычным фильмом «Диадема старца» о великом грузинском святом нашего времени архимандрите Гаврииле (Ургебадзе) . Автор фильма Константин Церцвадзе, чьи статьи регулярно публикуются на страницах портала Православие.Ru, согласился устроить интернет-презентацию своего фильма именно на нашем Уоитиве-канале . Рассказывает автор фильма Константин Церцвадзе : Дорогие посетители портала «Православие.Ru»! Представляю вашему вниманию фильм «Диадема старца», который снят по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и содействием нашего любимого старца Гавриила. С особой благодарностью хотелось бы вспомнить игумению монастыря Самтавро Кетеван (Копалиани). Без ее поддержки мы бы не смогли снять этот фильм. «Диадема старца – те человеческие души, которые он, с великой любовью во Христе, наставлял на путь ко Господу» Я вспоминаю тот день, когда впервые услышал об архимандрите Гаврииле и о посвященной ему книге «Диадема старца». Это было много лет назад. Будучи ребенком, я спросил у автора книги, что означает это название, и ответ навсегда запечатлелся в моей памяти: « Старец Гавриил – великий подвижник, святой нашего времени, любящий всех, а его диадема – те человеческие души, которые он, с великой любовью во Христе, наставлял на истинный путь ко Господу Вседержителю». Очевидно, это наставление продолжается по сей день – через его поучения, через его незримое присутствие рядом со скорбящими, во время посещения его святых мощей. Мог ли я тогда представить себе, что однажды создам фильм об этом святом?.. Нет, конечно, не мог, но, как известно, неисповедимы пути Господни… Игумения Кетеван (Копалиани) Сколько замечательных моментов привнесла в мою жизнь работа над этим фильмом! Сколько людей объединил в одну большую семью этот фильм! Я помню, с чего всё началось. Было лето. Вечернее августовское солнце золотило иконы, и мы с моей тетей, автором книги «Диадема старца», читали акафист преподобному Гавриилу. Сказали последнее «Аминь», и матушка Евфимия попросила меня сделать 10-минутный русскоязычный видеосюжет о старце, чтобы русские братья и сестры тоже узнали о батюшке. Я с большой радостью согласился и вскоре приступил к работе.

http://pravoslavie.ru/110430.html

Второе нашествие Шаха-Аббаса на Грузию было для нее еще губительнее, когда Теймураз, приведя с собой полчища Турецкие, временно изгнал правителей Персидских; но он скоро принужден был бежать из своих пределов от мощного врага. На сей раз еще более разыгралось мщение Шаха; он уводил с собой в плен целые селения, чтобы совершенно опустошить страну, и потому доселе являются около Испагани родственные для Грузии имена Марткопи и других мест, где еще говорят грузинским наречием уже Магометанские жители. Но жестокий Аббас хотел лично отомстить Теймуразу и начал с беззащитных детей его, Леона и Александра, которых велел оскопить; они не вынесли мучительной боли и вскоре скончались. Оставалась Царица Кетеван, которая уже девять лет томилась в плену. Над ней повторились все искушения и самый образ страданий первых мучеников, при начале Христианства, как бы для того, чтобы возбудить теплоту веры в сердцах, остывших к таким подвигам; царственным своим саном и женской немощью, в которой проявилось столько духа, она сделала еще более светлым мученический венец свой. Началось с обольщений: Шах послал уверять Царицу чрез избранных своих клевретов в глубоком уважении к ее добродетелям и предлагал разделить с ней брачное ложе, но почитать ее как мать и совещаться с ней в делах государственных: сына же ее Теймураза обещал признать своим собственным и возвратить ему утраченное царство, все сие, если только оставит она веру отцов своих и обратится к его вере. «Вся сия дам ти, аще падши поклонишися мне», – говорил некогда искуситель Тому, в чье имя уверовала Царица, и тем же ответом был отражен новый искуситель: «Иди за мною Сатано, писано есть: «Господу своему послужиши и тому единому поклонишися». Чего иного требовал, что другое предлагал и царственной Великомученнице Екатерине тиран Максимин? Иное сильнейшее обольщение следовало за первым, и от кого же? от того лица, которое дотоле было посредником между Богом и ею, от единственного священнослужителя и духовника ее, разделявшего с ней горькую участь пленения в течение стольких лет! Страхом смерти совращенный к лжеучению Магомета, недостойный дерзнул прийти от имени Шаха, увещевать бывшую духовную дочь свою κ измене Господу своему и Богу. Ужаснулась Кетеван, но не поколебалось ее мужественное сердце. Она подняла к небу руки и воскликнула словами Пророка Илии: «Господи, избили твоих Пророков, разрушили алтари твои, осталась я одна, и мою душу ищут погубить!» Она употребила все свое Христианское красноречие, чтобы возвратить погибшего на путь спасения, но, видя, что пристрастие временной жизни погасило в нем сознание вечной, изгнала недостойного от лица своего и, призвав посланных Шаха, объявила им свою непременную волю сохранить веру отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Какая странная участь для властителей Иверских! Что касается Теймураза, то после многих странствований Вахтанг Шах Наваз выманил его из Имеретии, когда он еще однажды искал возвратиться на родину, ибо туда влекло его сердце κ праху своих предков. Вахтанг послал его пленником в Персию; принятый там с честью, он заболел от старости и скончался в Астрабаде, в 1663 году. Исполнилось благочестивое его желание, и если не царство, то по крайней мере обрел он себе могилу в бывшем своем царстве, близ гроба матери и предков. Но внук его Ираклий получил опять утраченную дедом державу, а правнук Τеймураз по избранию Шах Надира соединил на главе своей обе короны Карталинии и Кахетии и передал их славному сыну Ираклию II. Так исполнились над ними благословения мученицы. Какая страшная и вместе трогательная драма – весь этот ряд Царей Кахетинских, начиная от великого Леона, воителя Иерусалимского, который один только скончался в мире! Если Мученица Кетеван торжественно покоится под самым престолом, ради ее подвигов, то под сенью того же собора нашли себе упокоение и единокровные ее жертвы семейных междоусобий: Царь Александр с сыном своим Георгием, умерщвленные извергом Константином, и с ними пострадавший Епископ Руставский Павел, который тщетно старался удержать руку отцеубийцы. Тут же в числе прочих святителей храма сего и еще один закланный на самом алтаре Лезгинами, в 1480 году, Иоанн Алавердский и другой Иоанн, принесший из Персии мощи Кетеван, и Епископ Зинон, паломник, против своей воли не дошедший до Иерусалима и вместо того посетивший Россию. Тут и многострадальный Царь Теймураз великий, с сыном своим Давидом, погибшим в битве против Рустума; ими кончается в Алаверди царственная династия Кахетинская, ибо сын Давида Ираклий, вынужденный принять магометанское имя Назар-Али-Хана, лишился чести погребения между предков, а преемник его Теймураз II, искавший себе покровительства при дворе Императрицы Елисаветы, умер на обратном пути в Астрахани и там похоронен. В соборе еще покоятся две Царицы Анны, супруги первого Ираклия и второго Теймураза, и две Царевны, Елена, дочь Ираклия, и дочь Теймураза инокиня Макрина, знаменитая своими писаниями; ее канон в честь святого Иосифа Алавердского доселе поется в день его памяти 15-го сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Как-то я, приехав в Самтавро, во дворе монастыря встретила настоятельницу игумению Кетеван. Она взяла меня за руку и сказала: «Давай спросим про тебя отца Гавриила» и подвела меня к нему. Он сидел у дверей храма с опущенной головой. Матушка Кетеван сказала ему, что мои родители сильно противятся моему желанию уйти в монастырь, и спросила: «Что вы ей скажете?» Отец Гавриил, не подни­мая головы, произнес слова Господа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». И в моем сердце сразу зародилось решение: надо возлюбить Господа! Надо решаться на монашество! Рейтинг: 10 Голосов: 8 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анна 26 апреля 2014, 22:24 Любимая Грузия, мы любим тебя. В России, где бы то ни было, острее боль от разделяющих нас сейчас непониманий. Помоги нам всем Господь. Мы любим вас... Всем сердцем и душой. Молитесь о нас. :) Матерь Божия - наша общая Заступница... lyudmila t 2 апреля 2014, 21:35 низкий поклон спасибо ! мы самыые родные во ХРИСТЕ ИИСУСЕ все православные христиане почти 80 лет безбожия России.... сколько было потерь..... но снова возрождается самое главное для чего ГОСПОДЬ нас произвел любовь к святости и поклонение ГОСПОДУ Всевышнему во имя нашего же спасения СЛАВА БОГУ за все р.Б.Людмила 1 апреля 2014, 13:43 Спасибо за рассказ! На самом деле какие бы разногласия и распри не возникали между нашими народами,Православие-это то,что объединяет и сближает нас.Когда видишь в Грузинской Церкви надписи на надгробиях на русском и церковно-славянском языке ,иконы Серафима Саровского,бл.матушки Матроны понимаешь это ещё больше. Посещаю храм Александра Невского ,где служба на церковно-славянском и прекрасные священники,говорящие и на грузинском и на русском языке.Очень радуется душа- мы можем общаться и молиться все вместе. Людмила 31 марта 2014, 14:08 Очень рада читать эту статью. Спасибо Я русскоязычная славянка уже 2 года посещаю и причащаюся в грузинской церкви.Отношение ко мне как к сестре очень теплое ,доброжелательное. Всегда переведут,о чем речь. Служба благолепная .много верующих . мужчин, молодежи, детей. Все строго одеты.Исповедуюсь на рус. языке .Записки подаю тоже на русском , В церькве большая библиотека на рус. и груз. языках. Я очень рада что пришла сюда, теперь это мой дом.

http://pravoslavie.ru/69522.html

– Одной из основных причин можно считать святость и личный духовный подвиг преподобного Алексия (Шушания) и его многочисленных духовных чад. При советской власти в Сенаки продолжали действовать два монастыря: обитель на «Острове Архангелов» в селении Менджи и Теклатский женский монастырь. Это уникальный пример выживания в Грузии монашеской традиции, устоявшей в период гонений и притеснений со стороны безбожной власти. В основанной Преподобным в 1891 году на «Острове Архангелов» мужской обители подвизались его многочисленные ученики, монахи и послушники, число которых в разное время составляло от 20 до 30 человек.  Некоторых из них он оставлял у себя только на время, а затем посылал на Святую гору Афон. Затем принимал новых послушников. Другие более долгий срок проводили возле Преподобного, но впоследствии тоже подвизались в разных уголках Грузии. Общее число учеников составляло около двухсот.   Все они внесли неоценимый вклад в дело сохранения Церкви в период гонений. После роспуска учеников около 1917–1918 годов в обители с Преподобным остались жить перешедшие из Теклатского женского монастыря его двоюродные сестры и воспитанницы, ставшие впоследствии известными в Грузии подвижницами благочестия монахини Фавста (будущая игумения) и Акепсима. Согласно завещанию Преподобного, они не покидали обитель даже после его кончины, и подвизались там в течение нескольких десятилетий, сохранив обширное наследие и личный архив Преподобного. Что касается Теклатского монастыря, из подвизавшихся там более 90 сестер около 60 были духовными чадами Преподобного. Среди них – игумении Афанасия (Салакая), Элеонора (Дадиани), Кетеван и Елена (Ахвледиани), монахиня-затворница Феодосия, монахини Рипсима (Ахвледиани), Елизавета (Габуния), Феврония (Джинория) и другие. Игумения Теклатского монастыря Екатерина (Апакидзе) и духовные чада прп. Алексия родные сестры Кетеван (впоследствие игумения монастыря) и Рипсиме (Ахвледиани) Игумения Теклатского монастыря Афанасия (Салакая), духовное чадо прп. Алексия

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

После революции монастырский храм власти закрыли. Была закрыта и женская школа при монастыре. Однако вынудить монахинь покинуть обитель власти не сумели, и сестры, несмотря на многие страдания и притеснения продолжали совершать молитвы и тайно служить литургию. В 1931 году на территории монастыря был организован кролиководческий совхоз (для этого задействовали и храм), но по «необъяснимым» для атеистов причинам кролики постоянно умирали, и совхоз  пришлось аннулировать. Монахини Теклатского монастыря в 1950-е гг. В центре игумения Кетеван (Ахвледиани) Игумения Теклатского монастыря Кетеван (Ахвледиани) с родной сестрой Рипсимой и двоюродной сестрой Еленой (впоследствии игуменией), духовные чада прп. Алексия Родные сестры игумения Фавста и схимонахиня Акепсима (Шушания), двоюродные сестры и воспитанницы прп. Алексия В конце 1940-х годов в Теклатский монастырь служащим священником был назначен «духовный внук» преподобного Алексия, воспитанник замечательного подвижника благочестия, настоятеля Илорского монастыря и ученика преподобного Алексия (Шушания) архимандрита Иоакима (Шенгелая) – отец Константин (Кварая), который более сорока лет провел в Теклатском монастыре, почти никогда не покидая его стен. Архимандрит Константин (Кварая), духовник Теклатского женского монастыря в 1940–1980-е гг. Старец святой жизни, истинный монах и молитвенник, он окормлял монахинь и мирян не только из Грузии, но со всего Советского Союза. Подобно преподобному Алексию, отличительной чертой подвижничества отца Константина было ежедневное служение божественной литургии и предпочтение Иисусовой молитвы другим молитвословиям. Сохранение веры в эпоху гонений – Что, на Ваш взгляд, помогло Грузинской  Церкви пережить эпоху гонений? – В Сенаки, как я уже отмечал выше, решающую роль играл авторитет преподобного Алексия и последующая деятельность его духовных чад. Гонения и в Грузии были жестокими. К примеру, в Сенакском уезде из 187 храмов были разрушены около 160, в том числе собор великомученика Георгия в центре города. Хотя отношение к верующим, особенно к монашествующим здесь, в Мингрелии, в частности в Сенаки, было довольно лояльным в сравнении с Россией или другими областями Грузии. В районном архиве Сенаки мы нашли постановления райисполкома, согласно которым, при выселении монашествующих и штатного священника из Теклатского женского монастыря предусматривались денежная компенсация и выделение места для их жительства в черте города.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Они разрешили свите взять его тело. Церковь и народ назвали царя Димитрия Самопожертвователем. Смерть царей Арчила, Луарсаба и Димитрия сопровождалась дивными явлениями. Столпы света и яркие звезды, подобной которым нет на небе, стояли над их телами. Это устрашило самих палачей. Поэтому Луарсаба поспешно погребли в темнице. После смерти Арчила его тело было взято грузинскими дворянами, а по другой версии сами монголы стали просить, чтобы его тело увезли скорее и предали земле по христианскому обычаю. Он погребен в храме Ноткари. Царя Димитрия похоронили с царскими почестями в Светицховели. На гербе Багратиони изображен терновый венец Спасителя. Это память о том, что их династия ведет начало от пророка Давида-псалмопевца, предка по плоти Иисуса Христа. Но это также пророчество и знамение того, что царская диадема часто становилась для них терновым венцом, мученическим подвигом за Христа и мученичеством за свой народ, часто невидимым миру. Орлица из гнезда Багратиони Мастер, чтобы сделать чашу из драгоценного металла, расплавляет его в огне. Святая великомученица Кетеван, царица Кахетинская, была брошена в пламя пыток, как золото в горнило. Удел героев истории – совершать доблестные деяния и одерживать победы. Удел героев веры – молча переносить великие испытания. Имена тех, кто прославил свою отчизну на поле боя, киноварью написаны в анналах и летописях истории. Имена святых выбиты на каменных скрижалях народной памяти как резцом и молотом их страданиями. Чем сильнее удары, – тем глубже врезаются в гранит их имена. Шах-Аббас I готовился к новому вторжению в Грузию, разоренную и истерзанную многолетней войной, и кахетинские князья обратились к царице Кетеван с мольбой о том, чтобы она поехала в Персию и уговорила шаха не проливать невинную кровь оставшегося в живых народа. Четыре столетия прошло с тех пор, как грузинские князья просили своего царя Димитрия Самопожертвователя о том, чтобы тот не ехал в монгольский стан, а скрылся бы в горах. Они готовы были до смерти защищать царя. А теперь вельможи умоляют женщину – царицу ехать к шаху, чтобы принять удар на себя. Если несколько веков назад Цотнэ Дадиани 206 добровольно пришел к монголам, чтобы спасти собратьев от смерти или разделить их участь, то теперь ближайший друг Картлийского царя Саакадзе бежит к шаху и дает ему советы, как уничтожить своих соотечественников. Когда-то грузинские князья, собравшись на совет, просили царя Димитрия как о милости – позволить им вступить в неравный бой с монголами, так как жизнь царя – это честь страны. Но Димитрий отказался: Божественный Сын Давида предал себя на смерть для спасения мира, и цари из рода Багратиони – потомки Давида должны жертвовать собой для спасения своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

б) На стр. 124 и 125 (Там же, ч. 1) своего «Путешествия» патриарх Макарий повествует; аа) «спустя немного времени после кончины царя Александра (имеретинского 1639–1661), жена его (Дареджан) потребовала от своего пасынка Панкратия, чтобы он разошёлся со своей невестой – ее племянницей и женился на ней(?). Однако Панкратий отказался сделать это, сказав: как можно мне жениться не жене моего отца? Это страшно рассердило Дареджан и она в одну прекрасную ночь пригласила во дворец несколько служителей, которые в присутствии католикоса и ее самой, и не без совета первого, набросились на Панкратия и ослепили его, вырвав ему глаза». На самом-же деле, причина разрыва между Багратом (Панкратием) и его мачехой Дареджан была совершенно другая, как это и усматривается из действительной истории, гласящей следующее: «Баграт, сын царя Александра, вступил на престол и был помазан на царство в Кутаисе. Царица Нестан–Дареджан, мачеха Баграта, выдала за своего пасынка, ставшего таким образом ее зятем Кетеван, дочь своего брата Давида (сына кахетинского царя Теймураза) и торжественно обвенчала ее с ним. Спустя шесть месяцев, вследствие ложных инсинуаций, Дарежан схватила своего пасынка–царя Баграта и выколола ему глаза, отняв у него предварительно его жену Кетеван» (См. там же примечание переводчика П. Жузе. Ср. Журнал Министерства народного просвещения. Декабрь 1843 г., стр. 230); bb) на стр. 90 (Там же, ч 2) патриарх Макарий пишет: «знай, что из всех святых грузины особенно почитают св. Николая, которому посвящено в Грузии бесчисленное количество церквей, из которых три совершают чудеса в его праздники. Все эти три церкви находятся в Мингрелии. Первая из них находится на востоке от Черного моря и называется Илодской (Илорской). Храмовой праздник этой церкви весьма торжественно совершается в октябре, приблизительно около того времени, когда празднуется возобновление храма св. Георгия»... В отрицание приведенного скажем: кому не известно, что в Грузии из святых больше всех почитается св. Победоносец и Великомученик Георгий, в честь которого посвящено действительно великое множество церквей, тогда как во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шах оценил остроумие царицы и отпустил женщин с подарками домой ( Белокуров. 1889. Вып. 1. С. 388-389). К. попросила шаха вернуть ей сына, чтобы сделать его царем Кахети, намекнув, что в противном случае она «не станет подвластна воле» шаха «и отдаст страну» османам ( Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 17; Антоний I (Багратиони). 1980. С. 22). В 1606 г. Теймураз I, которому на тот момент исполнилось 15-16 лет, взошел на престол Кахети, фактически страной долгое время правила К. Уладив гос. дела, она решила «освободиться от мирских забот» и посвятить жизнь Богу и Церкви: она жертвовала Церкви царские украшения, строила храмы, помогала бедным, занималась благотворительностью. В Кахети на нек-рое время воцарилось спокойствие ( Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 18). В 1609 г. по заказу К. в мон-ре Кватахеви был переписан акафист Пресв. Богородице (ГМИГ. H 284), в конце каждой страницы была помещена приписка: «Иисусе Христе, возвеличь в обеих жизнях царицу цариц и патронессу Кетеван» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 438). Осенью 1613 г., воспользовавшись ослаблением Османской империи, шах Аббас I подошел к границам Грузии и потребовал от Теймураза I гарантов поддержки в предстоящей войне с османами - царевичей-заложников. Теймураз I по настоянию вельмож решил послать к шаху К., «человека умнейшего», как о ней отзывались современники, и своего младшего сына Александра, т. к. кахетинцы надеялись, что К. сможет умилостивить шаха и спасти страну. К. сочла это решение неудачным, она сказала Теймуразу I: «Тебе известно, сколько раз я избавляла от беды Кахети и не щадила себя для страны. Бесполезно ехать к шаху, ибо никакие мои просьбы и мольбы не смогут удержать его от опустошения всей нашей страны» ( Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 21; Пьетро делла Валле. Информация о Грузии// Жордания, Гамезардашвили. 1994. Т. 1. С. 360). Однако Теймураз I, двор и народ настаивали, царица покорилась их воле и в марте 1614 г. отправилась с внуком и богатыми дарами в Гянджу. Шах принял ее с почестями и потребовал ко двору старшего сына Теймураза I, царевича Левана.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010