Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вмц. Кетеван. Икона. 2008 г. Иконописец Т. Рингишвили (частное собрание) [груз. ] (1575-1624), вмц. (пам. 13 сент.), груз. царица, супруга царя Кахети Давида I (1601-1602), мать царя Кахети Теймураза I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632). Источники Титульный лист «Книги историй» Аракела Даврижеци. Амстердам, 1669 Титульный лист «Книги историй» Аракела Даврижеци. Амстердам, 1669 Сведения о жизни, деятельности и мученической кончине К. довольно обширны. Они содержатся в груз. агиографических памятниках, летописях и в европ. источниках. Исторические Наиболее ранние сведения о К. оставили современники царицы, европ. дипломаты, миссионеры и путешественники XVII в., свидетели ее жизни и мученической кончины в Иране, а также сообщавшие рассказы очевидцев. Несмотря на то что в нек-рых источниках есть неточности, документы представляют собой ценные сведения о последних годах жизни К. и о ее почитании. В 1625 г. португ. монах-августинец Амброзиу душ Анжуш находился с миссией в Иране, навещал К. в плену и присутствовал при ее кончине. Он написал соч. «Подлинные сведения о мученической кончине царицы Кетеван в главном городе Персидского царства Ширазе по приказу шаха Аббаса 22 сентября 1624 года» (Ms. 731, 1625 г.//Biblioteca Nacional de Portugal (Lisboa). Fol. 428-438; Ms. Ind. 50v 34, 1627 г.//Biblioteca da Ajuda (Lisboa); Амброзиу душ Анжуш. 1987. С. 26-47; I dem. 1998. Fol. 365-382). Каждая страница документа была пронумерована и нотариально заверена в епископской канцелярии Гоа. В том же году о мученичестве К. узнал монах-доминиканец Грегорио Орсини, передавший сведения итал. дипломату Пьетро делла Валле, 2-я супруга к-рого, Тинатин Циба, была грузинкой и к-рый в 1627 г. написал о подвиге К. в отчете папе Римскому Урбану VIII «Информация о Грузии»: «Дошла там до меня весть о том, как помянутая царица Кетеван 22 сентября 1624 года в том городе Ширазе, где столько лет держали ее, ради того, что не отступилась она от веры Христовой, под конец по приказу царя персидского мужественно окончила жизнь в жесточайших муках, как великая мученица» ( Пьетро делла Валле.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

Освященный благодатью Святого Духа, Христа ради юродивый старец Гавриил (Ургебадзе) с необыкновенной прозорливостью мог охватить взглядом мир, проникая сквозь время и пространство. Его поступки были настолько непредсказуемыми, необъяснимыми, что человеку трудно было представить себе силу его духовности и мудрости. Одной из тех, кто в последние годы находился рядом со старцем Гавриилом и был очевидцем сотворенных им многих чудес, его необычных поступков, пророчеств, была Кетеван Бекаури, духовное чадо старца Гавриила. «Все будут писать обо мне, а ты будешь рассказывать про меня», — именно так предсказывал старец Гавриил ей. И Кетеван Бекаури беспрекословно согласилась поделиться с нами воспоминаниями о своем духовнике — святом Гаврииле (Ургебадзе). В Церковь меня привело мое душевное состояние и боязнь чего-то непознаваемого. Я работала в археологической экспедиции во Мцхета и не могла не пойти в храм Светицховели. На протяжении трех месяцев я ходила в церковь, но не могла причаститься и исповедоваться и из-за этого очень переживала. «Иконы и фрески подают нам определенные знаки, они мыслят», — говорил отец Гавриил. Однажды я стояла в церкви на Божественной литургии. Внезапно я ощутила что-то непонятное, мною овладело чувство, будто фреска диктовала мне: «У тебя будет духовник, пожилой старец, величайший аскет, избранный Господом, который сам позовет тебя к себе». В это время у меня перед глазами возник герой произведения «Рассказ нищего» Ильи Чавчавадзе — Гавриил. Старец, о котором мне говорила фреска, и представлялся мне таким нищим Гавриилом. Прошло некоторое время. Я пришла в Светицховели на молебен вечером и услышала чьи-то слова о том, что сюда должен прийти какой-то старец Гавриил, пьяница, который ругается без всяких видимых причин, обличает людей. Мне стало неприятно, и я спросила прихожан об этом старце, кто он? Они ответили, что это страшный человек, своеобразный, с эксцентрическим характером. Все рассказанное подействовало на меня настолько, что я вышла из храма и полтора года не приходила туда. Я оставила церковь, но Господь не оставил меня.

http://pravoslavie.ru/102050.html

Вселенский Патриарх ожидавшую церковной независимости Украину оставил не солоно хлебавши Священник Георгий (Размадзе) Источник: «Грузия и мир»      Начатая годы назад Вселенским Патриархом Варфоломеем под диктовку и указке «либеральных» сил Запада религиозная деструкция, которая. была направлена, якобы, на восстановление исторической справедливости (имеется в виду присвоение украинской церкви независимости), а на самом деле на большой раскол всего Православного христианского мира, достигла кульминации. «Объединяющий собор», состоявшийся 15 декабря в Киеве, в соборе Святой Софии, торжественно объявил о создании «единого церковного тела» Украины, утвердил устав нового управления и выбрал первого иерарха. Словом, собор, на котором председательствовал специальный представитель Варфоломея, оказался довольно продуктивным. Как заявил Порошенко после собора, Украина причастилась к более высокой степени духовной, а ее руководство — политической независимости. Что касается назначенного Варфоломеем настоятеля, «Митрополита Киевского и всея Украины» — так был определен титул кормчего новой «автокефальной» церкви, то эта честь выпала молодому священнослужителю, фавориту Филарета, 39-летнему Митрополиту Переяславска и Белоцерковска Епифану. По данным украинской медиа, 6 января именно он должен отправиться в Стамбул, где Вселенский Патриарх передаст ему томос автокефалии. Однако, пока этот процесс состоится, Патриархия России зря времени не теряет и уже с официальным заявлением призывает весь Православный мир, в соответствии с каноническими нормами, объединиться вокруг правильной и справедливой позиции… Как могут развиваться события в будущем вслед за передачей украинской церкви томоса, и какую позицию займет окончательно Патриархия Грузии, которая пока что молчит? С «Грузией и миром» беседует настоятель Авчальской церкви Святой Мученицы Кетеван, отец Георгий (Размадзе). — Несмотря на ряд противоречий, Вселенский Патриарх продолжает своевольничать. «Объединяющий собор», проведенный 15 декабря в Киеве, выбрал первого иерарха и утвердил новый устав управления. Что все это значит, прежде всего, для Русской Церкви, а затем для всего Православного мира?

http://pravoslavie.ru/118270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОРТА [груз. ], муж. мон-рь (XVI-XVII вв.- 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)). Расположен в ущелье Исроли (юж. отроги Б. Кавказа), близ р. Меджуда, в ист. пров. Грузии Шида-Картли, в 20 км от Гори. Сохранившиеся на восточном и западном фасаде икортской ц. во имя арх. Михаила лапидарные надписи, выполненные асомтаврули , позволяют установить дату основания храма - 1172 г., а также имена его строителей и ктиторов. Это приближенные ко двору груз. царя Георгия III (1156-1184) эриставт-эристави Вардан, Арсений, Чиабер Басили и Тлсгга (вероятно, Твалисгуга); царица Родам (супруга царя Картли Вахтанга V) и ксанский эристав Иесе (надпись 1673 г.); царевна Кетеван (вероятно, дочь царя Картли-Кахети Ираклия II; надпись 1798 г.) и др., а также представители духовенства. Во 2-й пол. XIV в. в храме, значительно поврежденном дождями и наводнениями, была восстановлена кладка фасадов и частично перестроена верхняя часть зап. рукава. Мон-рь был основан в период позднего средневековья (XVI-XVII вв.); в это же время ц. во имя арх. Михаила стала родовой усыпальницей ксанских эриставов. К XVII в. относятся значительные преобразования в И. Ксанские эриставы, к-рым в этот период принадлежал мон-рь, превратили его в укрепленный замок. Вокруг церкви была возведена крепостная стена с прямоугольными башнями по углам с восточной стороны; с запада от церкви, на нек-ром возвышении, возведена цитадель сложной конфигурации. Во 2-й пол. XVII в. здесь были упокоены мощи героев Картлийско-Кахетинского восстания против кызылбашей (1660) Шалвы и Элизбара Эристави и Бидзины Чолокашвили , замученных иран. шахом Аббасом II. Судя по надписи, сохранившейся над зап. входом, ксанский эристав Иесе в 1673 г. на месте старого, ранее разрушенного зап. портика (сохр. фланкирующие вход полуколонны) построил новый, а также поставил колокольню и др. монастырские здания (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/389071.html

22 марта. ПРАВМИР. 23 человека погибли во вторник в результате серии террористических атак в Брюсселе, сообщают бельгийские СМИ. По информации бельгийского телеканала VTM, не менее 13 человек погибли и 35 пострадали в результате двух взрывов в аэропорту Брюсселя утром во вторник, еще 10 человек погибли при взрыве на станции метро «Маальбек» бельгийской столице. Взрывные устройства предположительно сработали за пределами зоны досмотра внутри здания аэропорта, передает  The Wall Street Journal со ссылкой на неназванный источник. По данным агентства Reuters , взрыв в аэропорту Брюсселя совершил террорист-смертник, брюссельская прокуратура подтвердила эти данные. По словам  журналистки Общественного вещания Грузии Кетеван Кардава, в аэропорту взорвалась сумка. Во вторник утром в аэропорту Брюсселя прогремели два мощных взрыва. В результате не менее 13 человек погибли, и еще 35 получили ранения. Затем еще три взрыва произошли на станциях брюссельской подземки «Шуман», «Маальбек» и «Ар-Луа», жертвами которых стало не менее 10 человек. Уровень террористической угрозы в Брюсселе повышен до максимального четвертого. Аэропорт полностью блокирован, все рейсы отменены. Все станции метро закрыты. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 марта, 2016 22 марта, 2016 22 марта, 2016 3 апреля, 2017 30 марта, 2016 28 марта, 2016 24 марта, 2016 24 марта, 2016 23 марта, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-rezultate-serii-tera...

Мощи нашли в 2006 году в Гоа 10 сентября. ПРАВМИР. Индия безвозмездно передаст Грузии мощи святой великомученицы царицы Кетеван, но не на постоянное хранение, а на 15-20 лет. Святая великомученица царица Кетеван была убита в городе Шираз после жестоких пыток за отказ изменить христианской вере влюблённым в неё и получившим отказ иранским шахом Аббасом II 12 сентября 1624 года. Поисками мощей царицы Кетеван в Индии занимались научные экспедиции под руководством Резо Табукашвили и Важи Лорткипанидзе, но мощи от грузинских исследователей утаивали, передает Благовест-инфо. Однако летом 2006 года индийский археолог Незамуддин Тахир и возглавляемая им экспедиция во время очередных раскопок на территории Даграсского монастыря в Гоа обнаружили мощи святой великомученицы царицы Кетеван. Переговоры с индийской стороной о передаче Грузии мощей святой великомученицы царицы Кетеван заняли несколько лет. «В конечном итоге мы договорились, что Индия безвозмездно передаст нам мощи царицы Кетеван, но… лишь на 15-20 лет. К сожалению, индийская сторона наотрез отказывается передать нам святые мощи царицы Кетеван на вечное хранение. Наши представители по сей день находятся в Индии и уточняют детали передачи мощей на временное упокоение», — цитирует издание священнослужителя Георгия Размадзе.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 мая, 2023 16 мая, 2023 10 мая, 2023 25 февраля, 2021 24 февраля, 2021 14 декабря, 2020 24 августа, 2020 25 июня, 2019 25 июня, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/indiya-peredast-na-20-...

Останки находились под обломками каменного саркофага Анализ ДНК показал: останки, найденные индийскими археологами в храме Гоа в 2006 году, принадлежат грузинской царице-великомученице. 1 января. ПРАВМИР. Частицы мощей, обнаруженные несколько лет назад археологами в Индии, в развалинах расположенного в Гоа христианского храма, принадлежит грузинской царице Кетеван, сообщает Седмица.ру . «В результате анализа ДНК кисти руки, обнаруженной археологами несколько лет назад в каменном саркофаге, находящемся в развалинах христианского храма в индийском городе Гоа, подтверждено, что есть большая вероятность того, что эта кость руки принадлежит убиенной b XVII веке мученице — грузинской царице Кетеван», — свидетельствуют в министерстве культуры и охраны памятников Грузии. Индийские археологи обнаружили останки царицы Кетеван в старой части храма в Гоа в 2006 году. По свидетельству находящихся в храме в Гоа представителей Грузинской Православной Церкви и индийских археологов, останки находились под обломками каменного саркофага. Отмечалось, что саркофаг лежал в нише храма, но после землетрясения и обрушения части здания упал и разбился. Под этими обломками и были найдены останки царицы, в частности кисти рук. Кетеван была царицей восточно-грузинского царства Кахети. Происходила из царского рода Багратиони. Жена царевича Давида, наследника кахетинского царя Александра II, после смерти мужа посвятила себя строительству церквей, монастырей и больниц. Отказавшись принять ислам, она провела десять мучительных лет в темнице. Шах Аббас обещал сделать ее царицей Персии, если только она примет ислам. Однако ни пытки, ни подкуп не могли поколебать ее твердость в вере. И 13 сентября 1624 года после пыток раскаленными щипцами ее сожгли. Останки мученицы были следующей ночью похищены португальскими миссионерами-августинцами, которые скрывали их в течение трех лет и в 1627 году, наконец, доставили в Индию, в Гоа, где захоронили в католической церкви Св. Августина. Фрагменты мощей были также переданы ими сыну Кетеван, царю Теймуразу I, который заложил их под алтарь в соборе Алаверди, и отвезены в Рим, в собор Св. Петра. Тогда же Грузинская Православная Церковь канонизировала царицу Кетеван, причислив ее к лику великомучеников.

http://pravmir.ru/v-indii-obnaruzheny-mo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАВЕРДСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ Алавердское Четвероевангелие. 1054 г. (Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе. Тбилиси). Титульный лист Алавердское Четвероевангелие. 1054 г. (Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе. Тбилиси). Титульный лист [груз. ] , пергаменная рукопись, содержит древнегруз. тексты 4 Евангелий, хранится в Ин-те рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе (ныне Национальный Центр Рукописей Грузии). Переписана в 1054 г. в Калипосском Богородицком мон-ре на Черной горе (близ мон-ря св. Симеона Столпника, в исторической Сирии, совр. Турция) Симеоном, Георгием и Иоанном Двали. А. Ч. выполнено в основном строчным письмом нусхури , капитальным письмом асомтаврули написаны только 2 столбца. Текст А. Ч. принадлежит редакции прп. Евфимия Мтацминдели (Святогорца) и представляет собой обновленный по сравнению с более древним перевод, близкий к к-польским лит. традициям. Прилагаемое к А. Ч. «Послание Авгаря» объединяет 2 апокрифических послания: правителя Эдессы Авгаря Черного (Уккама) к Господу Иисусу Христу и Господа Иисуса Христа к Авгарю. Семипечатие, прилагаемое к посланию Спасителя, и повествование о Нерукотворном Образе представляют собой раннюю вост. (сир.) версию апокрифа, распространенную на христ. Востоке. Наглядным признаком архаичности груз. версии и наличия в ней элементов сир. традиции служат ее близость с апотропеическими (магическими) текстами и неполные формулировки новозаветных и халкидонских Символов веры греч. редакции «Послания». Из-за неимения греч. подлинника «Послания» версии А. Ч. груз. перевод приобретает исключительное значение для реконструкции раннего этапа развития данного апокрифического сказания. А. Ч. ценен также как исторический источник. Приписки и колофоны рукописи (1054, 1059) свидетельствуют о важных политических событиях, происходивших в Грузии в XI в. Многие исторические факты, известные также по сообщениям Картлис Цховреба , подтверждаются в приписках А. Ч., и, что особенно важно, здесь они датированы. К А. Ч. прилагается пространная приписка XVII в., автором к-рой является некий настоятель Зебеде (вероятно, мон-ря в Алаверди). В ней сообщается об опустошительных нашествиях иран. шаха Аббаса на царства Кахети и Картли и о мученической смерти царицы Кахети Кетеван .

http://pravenc.ru/text/63986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ [груз. ] (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623). В мцхетском гуджаре 1613 г. З. упоминается как придворный духовник и настоятель в 1613-1623 гг. «придворной церкви» ( Жордания. Хроники. С. 440). В 1614 г., во время нашествия иран. шаха Аббаса I (1587-1629), З. вместе с католикосом-патриархом Грузии Иоанном IX (Авалишвили) сопровождал укрывшиеся в Имерети царские дворы Картли и Кахети. В интересах гос-ва и Церкви З. поддерживал тесные отношения с Римско-католической Церковью. Так, в 1625 г. по согласованию с З. царь Кахети Теймураз I (1606-1648) направил в Зап. Европу послом члена католич. ордена василиан Никифора Ирбаха (Ирубакидзе-Чолокашвили). В 1626 г. папа Римский Урбан VIII в ответ отправил в Грузию миссионеров из ордена театинцев . В 1628 г. в Грузию миссионерами-августинцами Амвросием и Петром были доставлены мощи царицы вмц. Кетеван († 1624), принявшей мученическую кончину в Персии, чему были свидетелями католич. монахи, укрывшие останки в католич. мон-ре в Гоа (Индия) и в Португалии. Царь Теймураз I, сын великомученицы, упокоил мощи святой в Алавердском соборе . Частично сохранилась переписка З. и Теймураза I с папой Урбаном VIII. Так, в письме от 5 янв. 1629 г. Теймураз I описывает бедственное положение Церкви и страны, разоренной персами, к-рые «посеяли всякое горе... унесли с собой не только драгоценную священную утварь, но и все облачения, украшения и даже иконы - и так всячески ограбили храмы». В письме З., посланном вместе с письмом царя, католикос-патриарх дополнительно просит папу выслать облачения и чаши для Грузинской Церкви ( Тамарашвили. 1995). Сохранилось множество документов, выданных З., среди к-рых жалованная грамота о восстановлении во владении кафедрального патриаршего собора Светицховели в Мцхете поместьев Дзегви и Цихедиди (ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1760); Зураб Эристави пожертвовал Светицховели принадлежавшее ранее церкви с. Сапурцле, которое «было отнято Мухранскими князьями Теймуразом и Кайхосро» ( Жордания. Хроники. С. 448).

http://pravenc.ru/text/182691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКРИНА (Багратиони Мария) [груз. ] (ок. 1696, Кахети - ок. 1744), мон., царевна, груз. гимнограф, дочь царя Картли Ираклия I (1688-1703) и кнг. Анны Чолокашвили. Вышла замуж (1714) за сахлтухуцеси (министра двора) царя Кахети кн. Эдишера Чолокашвили, вскоре в семье родилась дочь Кетеван. В 1715 г. Эдишер погиб в битве с лезгинами, Мария практически сразу приняла постриг с именем Макрина и стала жить при мон-ре Алаверди в Кахети, где исполняла должность энкратиссы. Деятельность М. пришлась на период национального, церковного и политического возрождения Грузии: возобновлялись национальные и церковные праздники, был пересмотрен груз. церковный календарь, вносились дни памяти забытых груз. святых, создавались гимнографические и агиографические произведения. М., в совершенстве владевшая груз. лит. языком и знавшая франц., арм. и греч. языки (греческому обучалась у митр. Памфилийского Парфения, находившегося в то время в Грузии), активно включилась в эту деятельность. Творчество М. рассматривают в тесной связи с деятельностью гареджийской лит. школы (подробнее см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Особенность ее работы была обусловлена необходимостью пополнения и совершенствования груз. агиографических сборников. М. была прекрасным каллиграфом. Еще до пострига она инициировала и оплатила работы по переписыванию Минеи (НЦРГ. А 366, А 379, А 380). Собственноручно она переписала и отредактировала мн. рукописи из коллекции Давидгареджийского монастыря, особенно известны 2-я часть т. н. канонического сб. «Сагвто гуджари» (дослословно - «Гуджари Бога»; сборник был составлен для монастыря Марткопи в честь Нерукотворного образа Спасителя (Гвтаеба)) (НЦРГ. Q 427); гимнографический сборник (НЦРГ. S 3269); сборник трудов архиеп. Фессалоникийского (Солунского) свт. Симеона (НЦРГ. Q 427); неск. гуджари (грамот) и др. Большая часть работы была выполнена по заказу братьев М.- царей Кахети Давида II (Имамкули-хана) (1703-1722) и Константина II (Махмадкули-хана) (1722-1733).

http://pravenc.ru/text/2561528.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010