Отдохнув несколько, он говорил: «Положиша мя волею в рове преисподнем и темнем, Милостиве! Не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся нисходящим в ров адский, но изведи из темницы злых душу мою, чтобы исповедать имя Твое, и терпением потерпел Тя, Боже, доколе обратишься и услышишь молитву мою, да изведешь меня из глубины плотских страстей и брения тины» 84 и пр. Это правило исполнял св. Шио каждый час. После обычного правила один монах, приставленный служить св. Шио, опускал ему на веревке немного воды и кусок хлеба. После вкушения пищи блаженный снова принимался за свое обычное правило и между прочим говорил: «Не дам сна очам моим и дремания веждам моим, покоя телу моему, дóндеже обряшу место селения Господа Бога» 85 . Так молился святой затворник и пещерник Шио в мрачной своей яме. Этим затворничеством в темной и глухой пещере св. Шио надеялся Божией милостью улучить незаходимый и нескончаемый, и вечный свет, за краткое и скоропреходящее терпение в подвигах. Преподобный говорил, умилившись духом: «Просвети светильник мой, Господи, Свете Непостижимый, и осияй мрак души моей ради любви Твоей, Сладчайший, чтобы видимый мрак этот не помрачился еще тьмою ада, и ночь эта да просветится мне, как день» 86 . И многое другое говорил блаженный, прося от Господа помилования. Св. Шио достиг затворничеством совершенства великих подвижиков. Изнурялось тело его от великих пощений, трудов, бдений, и от страшной сырости пещерной лицо его совершенно почернело, и от всего тела остались только кожа да кости. Несказанные подвиги сего святого и великого мужа, красы Православной Церкви, привлекли в его обитель бесчисленных христиан, украшенных добродетелями, которые принимали иночество, и число их умножилось чрезвычайно. Между тем блаженный Шио оканчивал путь земной жизни, сохранив веру и душу свою, очистившись потоками слез, имея перед глазами всегда смерть. Забыв совершенно о немощах природы человеческой, он взирал к небу и мысленно уже стоял у престола славы Христа Бога. Наконец Богу угодно было призвать великого подвижника в вечный покой. Господь возвестил преподобному чрез Ангела Своего о времени освобождения его от тела и соединения с небожителями. Святой преподобный Шио, узнав о дне смерти, попросил к себе иерея со Святыми Дарами, которого спустили в яму на веревке. Отец отцов, св. Иоанн, узнав о приближении к смерти своего возлюбленного ученика Шио, поспешил прийти к нему, дабы проводить ангельскую его душу в путь к райским селениям. И до последней минуты находился при нем. 9 мая, приобщившись Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Бога и воздев руки к небу, блаженный Шио сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой, приими душу мою, созданную Тобой». С этими словами блаженный испустил святую и чистейшую свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Узнав о приходе царя, вышел из своей пещеры преподобный Шио. Увидев его блистающее небесным светом лицо, Парсман VI снял корону и встал на колени. – Чадо! – сказал ему Шио. – Я прах и пепел и недостоин такой почести от царя. – Благослови! – смиренно повторил царь. Преподобный, благословляя его, продолжал: – Господь да благословит и сохранит твое царство и избавит душу и тело твое от поругания. Помни, что Господь есть Царь царей и Судия живых и мертвых. Аминь. Потом царь просил Шио сделать наставление ему и вельможам его, что преподобный и исполнил. – Скажи, отче, – спросил царь, – какую услугу могу я оказать твоей обители? – Сердце царя в руках Божиих, – сказал старец. – Сделай, что сам хочешь. Царь тут же распорядился приписать к монастырю четыре селения, выдать из казны золота на построение храмов, прислать утварь для них, а также пергаментное Евангелие в богатом окладе, некогда принадлежавшее царю Гургаслану. И были построены храмы в честь Успения Божией Матери и Рождества Иоанна Предтечи, и день освящения их стал великим праздником для обители, так как пришли царь с вельможами, католикос Макарий с причтом и учитель Шио святой Иоанн с некоторыми из учеников, которых он вызвал сюда. С этого времени обитель Шио прославилась по всей Иверии. Тысячи желающих иноческой жизни устремились сюда, так что святой Шио должен был устроить еще два монастыря – за ущельем на восток и за Курой на запад, где и возникла Квабтахевская лавра. Святой Шио много сотворил чудес – он исцелял больных, изгонял бесов из одержимых ими, но старые летописи рассказывают и еще об одном необыкновенном чуде. Одно время развелось в горах вокруг обители много хищников – медведей, шакалов, волков, которые задирали монастырских лошадей, необходимых здесь для перевозки грузов, и ослов, на которых иноки, особенно престарелые, выезжали по разным надобностям. А медведи разоряли и пчельники. Долго терпели монахи такое бесчиние зверей, но потом пришли и пожаловались на них святому Шио. Услышав это, Шио весьма опечалился, так как душа его болела не только о людях, но и о животных. И вот он стал молиться ко Господу, чтобы Он всех этих зверей собрал около его пещеры. Окончив молитву, он вышел и увидел, что весь склон горы покрыт зверями, которые пришли сюда со своими детенышами. Они все сидели, опустив головы, словно ждали какого-то суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архимандрита Шио и Католикоса-Патриарха Ефрема 77 связывали сердечные многолетние отношения. В поздравительном письме Патриарху Ефрему 27 декабря 1960 г. в связи с Рождеством и новолетием он, «желая ему встречать их счастливо многие лета» 78 , поздравляет Святейшего с недавним возведением на патриарший престол и просит Господа при этом, чтобы труды Святейшего «на благо и процветание любимой им Церкви были вписаны в историю золотыми буквами». Патриарх Ефрем на этом поздравлении написал: «Сердечно благодарю Ваше Высокопреподобие. Бог да услышит Ваши молитвы». Как вспоминает Святейший Патриарх Илия II в 1963 г., в то время епископ Батумско-Шемокмедский, игумен Шио по его ходатайству был возведен в сан архимандрита в кафедральном соборе г. Батуми. В 1966 г., по свидетельству самого архимандрита Шио, за 50-летнюю усердную и честную службу на должности священника он был награжден Католикосом-Патриархом Ефремом орденом Святого Георгия второй степени. В том же 1966 г. архимандрит Шио по благословению Патриарха Ефрема временно был назначен вторым священником Батумского кафедрального собора вместо скончавшегося протоиерея Василия Табатадзе. 26 марта 1968 г. о. Шио обратился к Патриарху Ефрему с просьбой об увольнении его на покой, сообщая, что он «проживает один в собственном доме, болеет и лечится, и помогают ему только добрые соседи» 79 . Далее он отмечает, что не может надеяться на исцеление и продолжение священнослужения для него невозможно, поэтому просит уволить его на покой и назначить пенсию. В ответ на его прошение Святейший Ефрем распорядился: освободить и назначить причитающуюся ему пенсию. В автобиографии архимандрит Шио выражает свои пожелания относительно оставшихся лет жизни: «Намереваюсь в ближайшем будущем продать все свое имущество, а вырученные средства пожертвовать нашей родной Грузинской Церкви, сам же желал бы поселиться в одном из монастырей Грузии, куда соблаговолит меня определить Его Святейшество Патриарх Ефрем 8 июля (ст. ст.) 1966 г.» Скончался архимандрит Шио в пятницу Светлой седмицы, 18 апреля 1969 г. Похоронен в Теклатском женском монастыре 80 вблизи кельи своего духовника архимандрита Константина (Кварая) 81 . СВИДЕТЕЛЬСТВА ЖИТЕЛЕЙ Г. СЕНАКИ ОБ АРХИМАНДРИТЕ ШИО (ДЗИДЗАВА)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С этого времени имя святого Шио сделалось известным во всей окрестности. Многие приходили к нему и вступали в его обитель, принимая ангельский образ. Всякий, принимавший монашество, высекал себе особую, отдельную от других пещеру близ пещеры преподобного Евагрия. Святой Шио выходил из своей пещеры к братии только по воскресеньям, и то для наставления их, все же прочее время проводил в уединении в пещере. Однажды святой Шио увидел одного монаха, который нес воду в кувшине и, упав на землю, разбил кувшин и пролил воду. Потеря эта сильно опечалила монаха: ноша стоила ему больших трудов, ибо он нес воду из далекого места. Глубоко огорченный, он стоял над разбитым сосудом и горько плакал. Святой Шио не мог не сочувствовать скорби брата и, к утешению своему, увидел Ангела, стоящего у скалы и копьем как будто копающего землю для изведения из скалы воды, которая и потекла тотчас . Святой Шио, обратившись к печальному брату, сказал: " Бог за твои слезы и благочестие на этом месте через Ангела источил воду. Ее достаточно будет для всей братии " . Иноков же было тогда двадцать пять, и теперь они уже без труда могли доставать себе воду. С течением времени братия все более и более умножалась, а между тем иноки не имели церкви для общественного богослужения. Однажды все братья собрались к святому Шио и просили у него позволения построить у себя церковь. Блаженный Шио, услышав просьбу всей братии, встал со своего места, вышел из пещеры и отправился с ними на восток, и взошел на вершину близлежащей горы . Здесь он встал на колени со всеми своими учениками и со слезами молился Богу, прося Его, да укажет Он Сам место постройки храма для славословия святого Его имени. Долго стоял святой на молитве, по окончании которой наконец встал и попросил горячих углей. Угли были принесены. Тогда святой Шио положил их на ладонь левой руки, ознаменовал угли крестным знамением, потом велел всем стоящим инокам поднять к небу руки и петь: " Кириэ элейсон " . Пение это продолжалось около часа. Дым от курящегося ладана подобно столпу поднялся высоко вверх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Потом проводил и отца в монастырь, где тот облекся в святую схиму. Получив от отца благословение и в последний раз поцеловав его, и много сказав ему о терпении и подвигах духовных, св. Шио простился с ним. После этого преподобный сделал много пожертвований от своих имений в оба монастыря, в которые вступили его родители. Так, св. Шио, едва получил свободу, раздал все имение, оставшееся от родителей его: часть раздал нищим, часть пожертвовал монастырям, освободил рабов. Сам же взял только святое Евангелие и Псалтырь, оставил все свои дела, отрекся от всего Христа ради и поспешил к давно желаемой цели. Наконец преподобный пришел к св. Иоанну и, поклонившись, принял его благословение. Св. Иоанн, видя юношу, возрадовался и сказал: " Сын мой Шио, блажен ты, что возложил руку твою на плуг и не оглядываешься назад . Истинно говорю тебе и уверяю тебя, что ты без труда освободишься от нападений вражеских, потому что пламенно возлюбил ты Христа и твердой верой исполнил заповедь Его " . Затем св. Шио умолил св. Иоанна, чтобы тот постриг его в монашество и причислил к своим ученикам-инокам. Св. Иоанн, видя большую любовь юноши к монашеству, не медля более, возложил на него руки, надел на него святую схиму и, во время облачения блаженного в схиму, увидел, что лицо его сделалось светлым, подобно лицу Ангела небесного. Новопостриженный преподобный Шио постепенно восходил от совершенства к совершенству. Он, как финиковое дерево, насажденное при потоках вод Божественного разума, обременен был сладкими и благоухающими плодами благодати. Слушая учение св. Иоанна, он узнал весь путь монашеской жизни и возшел на степень великих Отцов. Сам наставник его, св. Иоанн, дивился блаженному Шио и столь сильно действующей в нем благодати Господней. Св. Шио все козни диавольские раздирал, как паутину, он получил от Господа благодать исцелений больных всякого рода недугами и одержимых духами нечистыми. Но при высоте подвигов и полноте в нем благодати Господней, св. Шио был кроток, и в сердце его не было никакого следа высокомерия и гордости. Смирение сделало его таким, что он называл себя червем, а не человеком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Затем преподобный Иоанн послал Шио к родителям, чтобы он взял у них благословение на пустынное житие. Увидев, что юноша опечалился, он сказал: – Поверь мне, Шио, что твои отец и мать раньше тебя станут иноками. Ступай с Богом! Родители Шио были уже стары, оставить их одних было нельзя. Но Господь устроил все: он внушил юноше мысль убедить родителей вступить в иноческий чин, а чтобы они не обременялись заботою об имуществе, он сказал, что возьмет себе жену и будет владеть всем, что останется ему в наследство. Они согласились. Тогда он отвел отца в мужской, а мать в женский монастырь, а потом продал все достояние, сделал богатые вклады в тот и другой монастырь, оставшееся роздал нищим, взял у родителей благословение и вернулся к преподобному Иоанну. – Сын мой Шио, – сказал Иоанн, – блажен ты, что положив руку свою на рало не оглядываешься назад. Вслед за тем Шио был пострижен в монахи. Двадцать лет подвизался он в пустыне, будучи образцом кротости и послушания. Господь за эти высокие качества души его даровал ему большую благодать: святой Шио достиг в духовном делании степени таких великих отцов, как Антоний Великий и Макарий Великий . Козни диавольские он раздирал, как паутину. По его молитве бесы покидали мучимые ими души людей, а больные исцелялись. И вот преподобный Иоанн избрал его в число тех двенадцати учеников, с которыми пошел по слову Божию в страну Иверскую, по стопам святой Нины, чтобы продолжать там ее святое дело. Когда святые отцы жили на горе Зедазени, явилась учителю их Иоанну Богоматерь со святой Ниной и повелела разослать учеников по всей Иверии для проповедания слова Божия. Шио, как мы уже знаем, пошел один. Кроме того, он испросил разрешения сначала поселиться где-нибудь отшельником, в месте, которое укажет ему Господь, а уже потом начать дело проповеди. Святой Иоанн сказал ему: – Чадо! Ступай один. Господь открыл мне, что, сделавшись отшельником, ты станешь и отцом многолюдной лавры. Шио пошел к западу, в неприступные горы, вверх по течению Куры. В одном месте он увидел пещеру в горе над рекой и поселился в ней, предав себя воле Божией, не беспокоясь ни о хлебе, ни о чем бы то ни было человеческом. Здесь, в течение многих дней, претерпевал он страшные нападения полчищ демонов, которые, не имея силы сокрушить подвижника телесно, старались хотя бы мешать ему молиться, но и в этом они не успевали. Пытаясь его устрашить, они кричали:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Придя в Мцхету, святой Шио помолился в соборе и вошел к владыке, который с радостью принял его. Когда он узнал, в чем заключается просьба Шио, он сказал, благословляя его: – Иди, святой отец, по этому тесному пути, ведущему к вечной жизни, по которому не многие идут. Шио вернулся к своей братии и сказал: – Я, по заповеди отцов моих, принимаю затворническую жизнь и оставляю вас навсегда. Выберите из своей среды одного брата и вверьте ему попечение о ваших нуждах. Я же сойду в пещеру, которая отныне будет мне и жилищем, и гробом. Долго ученики умоляли святого не оставлять их сирыми, но он сказал: – Молитесь, братья, да подаст мне Бог терпение и силу. И потом еще много поучительного сказал им, напомнил о затворнических подвигах святого Антония Великого , обо всем, что заповедано Богом и апостолами ищущим спасения. Сто шестьдесят кратких поучений его записал здесь же, проливая слезы, инок Евагрий. К нему-то и обратился святой Шио: – Прими братию, возьми жезл мой и назидай их к жизни молитвенной и богоугодной! – Не поручай мне дело, какое мне не по силам, – отвечал Евагрий, – я немощен и неопытен! – Если покоришься, – сказал Шио, – приимешь великую награду от Господа, если нет – дашь ответ Ему за непослушание. И Евагрий принял жезл, а святой Шио вошел в свою пещеру. Как он и заповедал, братия заделали вход в нее камнями, оставив лишь оконце для подачи ему необходимого. Только Богу известны подвиги, которые подъял в пещере своей затворник Шио. А через несколько лет Господь известил его о том, что приближается его последний день на земле. Когда он вышел, чтобы приготовиться к отшествию в селения праведных, братия ужаснулась, увидя иссохшее от поста тело его и лицо, почерневшее от сырости подземной. Он уже был как бы неживой, ибо забыл все земное и мысленно стоял у Престола небесного Иисуса Христа. Узнав о том, что ученик его умирает, преподобный Иоанн пришел проводить ангельскую душу его на небеса. 9 мая, причастившись Святых и Животворящих Христовых Таин, Шио сказал: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже Мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, мя помилуй и живот вечный даруй ми!». После этих слов лицо его заблистало необыкновенным светом, он наложил на себя крестное знамение и Господь взял его чистую душу, которую Ангелы с пением вознесли на небеса. Тело его было предано земле в той пещере, где он подвизался в посте и молитве, как он и завещал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Забыв совершенно о немощах природы человеческой, он взирал к небу и мысленно уже стоял у престола славы Христа Бога. Наконец Богу угодно было призвать великого подвижника в вечный покой. Господь возвестил преподобному чрез Ангела Своего о времени освобождения его от тела и соединения с небожителями. Святой преподобный Шио, узнав о дне смерти, попросил к себе иерея со Святыми Дарами, которого спустили в яму на веревке. Отец отцов, св. Иоанн, узнав о приближении к смерти своего возлюбленного ученика Шио, поспешил придти к нему, дабы проводить ангельскую его душу в путь к райским селениям. И до последней минуты находился при нем. 9 мая, приобщившись Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Бога и воздев руки к небу, блаженный Шио сказал: " В руце Твои. Господи, предаю дух мой, приими душу мою, созданную Тобой " , С этими словами блаженный испустил святую и чистейшую свою душу. Преподобный Шио завещал, чтобы тело его было оставлено в той же пещере, где он окончил последние дни своей святой жизни. Он хотел, чтобы по смерти его пещера эта сделалась местом упокоения и гробом подвижнических его останков. Братья, исполняя волю святого, опустили в яму нескольких благоговейных старцев святой жизни, украшенных добродетелями, во главе которых находились св. Иоанн и св. Евагрий - учение св. Шио. Они обвили великого Шио в его же одежды и со слезами и молитвами предали земле святое тело великого Аввы - преподобного Шио. Остальные братья, собравшиеся со всех дальних и ближних пещер на погребение великого угодника Божия и учителя своего, окружали сверху отверстие ямы, вознося теплые молитвы к Богу о упокоении души его. Они проливали горячие слезы, плача о том, что лишились такого великого учителя и наставника, но, в тоже время, до слез радовались тому, что приобрели себе у престола славы теплого заступника и молитвенника. Св. Шио был оплотом и славою как своей обители, так и других, по его же наставлениям основанных монастырей, а также и всего Грузинского царства. Он был хранителем от видимых и невидимых врагов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Святой Шио охотно внимал благочестивым советам родителей и, как землю, удобрял душу свою наставлениями их, постоянно упражнялся в чтении Священного Писания и старался заучивать его на память. Он всегда носил с собой Евангелие, послания апостола Павла и Псалтирь. Достигнув шестнадцатилетнего возраста, блаженный Шио так хорошо понимал и толковал слово Божие, что многие удивлялись его необыкновенному разуму. Успехи эти, однако же, не особенно радовали любящих его родителей. Они опасались, что сильное умственное напряжение может иметь худые последствия, и часто просили сына дать себе отдых. Они даже решились однажды отобрать у него книги, что сильно опечалило блаженного отрока. Тогда Шио сказал родителям своим: " Почему прервали вы мои Божественные размышления? Кто не поучается постоянно закону Божию, тот весьма далек от царства небесного и делается рабом диавола. Вот видите, к чему ведете вы меня, добрые родители мои, отдайте мне мои сокровища " . Многое другое говорил он им, прося отдать ему Божественные книги. После этого случая родители блаженного Шио не стесняли уже свободы своего сына, и он преуспевал с возрастом в страхе Божием и в изучении Священного Писания, и соделался полным благодати, как масличное дерево в дому Господнем. Когда преподобному Шио было двадцать лет, явился великий Иоанн, подобно светлой звезде просвещающий всех антиохийцев. Он жил близ Антиохии в пустыне со многими учениками. К этому-то великому пастырю пришел св. Шио тайно от своих родителей. Он пал ему в ноги, обнимал и целовал их. Святой Иоанн, познав духом благоразумие юноши, его смирение, силу и высоту ума, сказал ему. " Чадо мое, Шио! " Юноша смутился, услышав свое имя, которое скрывал, и был рад, что нашел того, кого хотел найти, - своего будущего учителя и наставника. Святой Иоанн снова сказал ему: " Сын мой Шио, отчего ты смутился? Оттого ли, что имя твое открыл мне Господь? Если веришь в святое Евангелие, которое ты таю любишь, то не сомневайся, что для веры все возможно " . Затем св. Иоанн поднял его с земли, поцеловал и благословил его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Евагрий воспламенился любовью к Богу и пожелал стать учеником преподобного Шио и быть вместе с ним. Тогда преподобный повелел ему своим жезлом ударить по воде реки и перейти ее , а затем раздать все свое имение и вернуться к нему. Евагрий c верою и любовью исполнил послушание старца, перешел посуху через реку, раздал имение свое бедным и отошел от мира и родных. Святой Шио облачил его в схиму, наставил в монашеской жизни, указал Евагрию особую пещеру близ своей и повелел поселиться там и начать свой подвиг борьбы с диаволом. С этого времени имя святого Шио стало известным по всей окрестности. Многие приходили к нему и вступали в его обитель и принимали ангельский образ, постригаясь в монашество. Каждый ученик преподобного высекал себе особую, отдельную от других, пещеру близ пещеры преподобного Евагрия. Святой Шио выходил из своей пещеры к братиям только по воскресеньям, и то для наставления их, все же прочее время проводил в уединении в пещере. Таким образом, их жизнь сочетала элементы отшельничества и общежития: живя отдельно, монашествующие не лишались наставления старца. Однажды святой Шио увидел одного монаха, который нес воду в кувшине и, упав на землю, разбил его и пролил воду. Это происшествие сильно опечалило монаха, ибо он с большим трудом принес воду издалека. Глубоко огорченный, он стоял над разбитым сосудом и горько плакал. Святой Шио не мог не сочувствовать скорби брата и, к утешению своему, увидел ангела, стоящего у скалы и копьем как будто копающего землю для извлечения из скалы воды, которая и потекла тотчас. Святой Шио, обратившись к печальному брату, сказал: «Бог за твои слезы и благочестие на этом месте через ангела источил воду. Ее достаточно будет для всей братии». Следует отметить, что в данном случае преподобный Шио уподобляется пророку Моисею, который источил для скорбевших и роптавших израильтян воду из камня. Однако здесь мы видим и иное – скорбь брата и его смирение, которое получает заслуженную награду. После этого случая 25 братьев монастыря могли без всякого препятствия доставать себе воду.

http://pravoslavie.ru/41621.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010