С приобретением места для постройки храма, потребовались усиленные заботы Руднева. Ему приходилось несколько раз обращаться с прошением в Тулу, к преосвященному епископу Авраамию, 14 о дозволении приступить к постройке каменного храма. Но преосвященный Авраамий был во всех делах и распоряжениях крайне осторожен, и каждый раз отказывал огорченному Рудневу. Так дело тянулось до приезда на Тульскую кафедру преосвященного Дамаскина. 15 Лишь только Руднев узнал о перемещении архиереев, немедленно отправился к новоприбывшему Владыке. Поздравив с прибытием, Руднев попросил у него Архипастырского благословения. Но видно было по всему, что не за одним благословением приехал Руднев; это понял преосвященный Дамаскин и спросил посетителя: не имеет ли он до него дела. Руднев повалился Владыке в ноги и сказал: «Ваше Преосвященство! Есть у меня дело, о котором думаю и днем и ночью, но о котором стесняюсь говорить при первом только появлении вашем в епархии, ибо неоднократно просил о нем вашего предместника, но никогда не получал надлежащего удовлетворения». «Какое же дело?» – спросил Преосвященный. Руднев объяснил, сколь необходим для Каширского кладбища новый храм; сколько раз просил он преосвященного Авраамия о дозволении приступить к построению его, и как он каждый раз отказывал ему в просимом. Выслушав Руднева, Преосвященный сказал: «О, как можно отказывать в этом! Господь благословит тебя, строй! В пособие возьми книгу для сбора доброхотных подаяний; заготовляй материал; подавай прошение. Указ о разрешении получишь скоро.» И как быстро! По подаче прошения через два месяца получено дозволение; книга сборная выдана. И 12 мая 1822 года храм, во имя св. великомученика Никиты с двумя приделами, заложен соборным протоиереем А. Преображенским. За все испытания и за долгое терпение, этот день был самый радостный в жизни благочестивого труженика Федора Иеремиевича Руднева, оставившего неизгладимую память по себе в Кашире и особенно в Никитской обители. 16 С этого дня работы по постройке храма сначала быстро подвигались вперед, так как необходимые материалы были заготовлены раньше, но потом, по скудости средств, дело затянулось надолго. Вся постройка храма окончена была по частям в 23 года, совсем с колокольней.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Так Милосердый Господь услышал воздыхание убогих, все попечение свое и надежду ввергавших на Него ( Пс.54:23 ). To, что трудом и терпением приобретается, всегда высоко ценится, и Всещедрый Господь, по преизбыточествию Отеческой любви Своей, благовременно «утешает смиренных рабов Своих Божественной благодатью» ( Ефес.3:20 ; Петр.5:7). Духовно утешенные последовательницы креста Христова сестры, по отъезде из Каширы преосвященного Никандра, первым долгом вознесли Господу Богу благодарение за великие милости Его к ним. Но чтоб и на будущее время упрочить навсегда в памяти знаменательный день – 27 июля, они все тогда же дали обет ежегодно праздновать особенным духовным торжеством открытие их общины. А также совершать в этот день особенное моление о здравии, спасении и благополучном царствовании Их Императорских Величеств и всего Царствующего Дома, что и совершалось ими ежегодно до самого открытия монастыря, совершившегося 8 июля 1884 года. С этого времени торжество соединено в один день, в который, с разрешения архипастыря, литургия оканчивается крестным ходом кругом стен обители с молебном Царице Небесной. Из всего вышеописанного мы видели, насколько было нелегко двум представительницам общежития – матери Фомаиде и матери Олимпиаде установить в бесформенной общине духовную жизнь во Христе. Последняя, так много хлопотавшая в Петербурге, не выдержала труда и не дождалась утверждения общины. Тем не менее предстояло много труда и забот положить и новоизбранной настоятельнице, монахине Макарии, при открытии и утверждении юной общины. Этой заботливой матери пришлось облекать все вновь в официальную форму, не только одно внутреннее чиноположение, но и внешнее благоустройство вверенной ей обители. По счастью в Каширский уезд, недалеко от города, поступил в село Воскресенки, на место выбывшего священника, известный композитор и знаменитый музыкант на скрипке, священник отец Алексий Зерцалов. Его-то и пригласила матушка Макария к себе для усовершенствования юного хора общины. Талантливый учитель усердно занялся своими ученицами, которые оказались достойными последовательницами своего учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

29 К этому тяжелому времени относится рассказ проживающей до сей поры старицы монахи Леониды (Ждановой). Она так говорит: «Сестер собралось до 70 человек; скудость чувствовалась во всем. Не видя исхода своему крайнему положению, община не открывается, нетерпеливые бегут вон. Матушка Фомаида, всегда бодрая духом, при этом возмалодушествовала. Раз она собралась уйти, скрыться от сестер, и пошла за благословением в Белопесоцкий монастырь к известному своей строгой жизнью старцу иеромонаху Виссариону. Тот строго встретил ее, не стал выслушивать ее объяснений, сказав: «Остановись, куда ты хочешь бежать? от Бога не уйдешь. Он строго накажет за твое нетерпение; знаешь ли? Здесь, где вы живете, место святое, здесь будет большая обитель; 500 сестер будут славить Господа». Эти знаменательные слова успокоили скорбную старицу, и она вернулась к сестрам утешенная и им рассказала слышанное от прозорливого подвижника. После его смерти рассказывали жившие с ним иноки, что они не один раз слышали от него чудные речи и предсказания о Каширской обители; они видели, как он по ночам выходил молиться, обращаясь лицом на эту гору, на которой видел свет, и говорил своим инокам: «Это славная Преображенская гора; на ней воссияет свет велий». 30 Здания общины состояли из двухэтажного дома, выстроенного Федором Иеремиевичем Рудневым; начальнического дома, выстроенного монахиней Олимпиадой; трех особых келий, принадлежащих вновь поступившим: Вольфингер, Вере Белкиной и др. 31 Г-жа Макарова в Рязани отличалась особого добротой сердца; во имя христианского милосердия занималась воспитанием сирот в Александровском приюте и училище девиц духовного звания; несколько лет сряду трудилась безвозмездно. Затем последним подвигом ее на общую пользу г. Рязани было изъявлено желание посвятить себя на труд сборщицы доброхотных подаяний на перезолочение великолепного иконостаса Рязанского кафедрального собора во имя Успения Пресв. Богородицы, на который в течение полугода собрала она по книжке бол 10,000 руб. Но при всех выдающихся качествах и усердии к благоугождению Богу, здесь в Кашире монахиня Олимпиада не проявила добродетелей монашеских, а именно: терпения, самоотречения, смирения и пр. Не более двух лет пробыла она в богадельне; здоровье ее, слабое ранее, тут совсем расстроилось; она стала нервна, раздражительна и была вынуждена покинуть сестер, не дождавшись открытия общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В 1898 г., 23 августа, преосвященный Питирим снова посетил обитель. Встреченный у святых ворот священниками с крестом и св. водою, и матерью игуменьею с сестрами, он проследовал в Преображенский собор, где, после краткого молебна, прикладывался к святому престолу и святым иконам и преподал всем архипастырское благословение. Из храма владыка направился в церковно-приходскую школу; встреченный здесь радостно детьми, владыка нашел все в отличном порядке и благоволил написать в журнал для посетителей следующую заметку: «В школе все прекрасно; радость моя исполнена. Да почивает Божие благословение всегда на почтеннейшей матери игуменьи Тихоне – усердной попечительнице школы, и на обители, приютившей школу в стенах своих. Питирим, епископ Тульский и Белевский». Посещение обители преосвященным Питиримом на этот раз было по случаю освящения церкви во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, построенной в сельце Тетерках, в 12 верстах от Каширы, в имени г. товарища обер-прокурора Св. Синода, сенатора Владимира Карловича Саблера. В 1904 году, 5 августа, Каширскую обитель посетил вновь прибывший преосвященный Лаврентий. 63 При звоне всех городских колоколов, он приехал первоначально в Успенский городской собор, где был встречен духовенством и гражданами; оттуда он проехал в городские храмы, после осмотра коих направился в Никитский монастырь. Здесь он был также встречен священнослужителями в облачениях с крестом и матерью игуменьею с сестрами. По случаю престольного праздника, владыка сам служил всенощное бдение в Преображенском соборе, при многочисленном стечении народа. На утро, 6 августа, совершил Божественную литургию, на которой присутствовал и товарищ обер-прокурора св. Синода В. К. Саблер. Затем, откушав у игуменьи «хлеба – соли», вместе с духовенством и почетными гражданами города, высокие посетители поехали в село Богословское. 64 Возвратившись оттуда 7 вечером, преосвященный слушал всенощную у себя в помещении, и на утро 8 служил в городском соборе. После литургии приглашен был городским головой и гражданами в городскую думу, где его почтили роскошным обедом. Наутро владыка отбыл в Тулу по железной дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

41 Анна Иосифовна Тупицына окончила жизнь в Белевском монастыре, в схиме, ст. тем же именем, в 1903 году. 42 Монахиня Тихона Ладыженская с 10 лет проживала в Белевском монастыре, занимая клиросное послушание; в 1888 году ей исполнилось только 40 лет, и она была пострижена в мантию с именем Тихоны; ее первое имя было Екатерина. 43 По фамилии Челищева, родом из дворян Тульской губ. Ее отец и мать скончались в монашестве; также сестра и родная тетка. Из ее рода 12 человек были монашествующие. 44 Часть мощей св. великомученика Никиты была общине подарена преосвященным Алексием, епископом Тульским и Белевским. (смотри брошюру). 45 Дом и фабрика самотканная находится в селе Озерах, Коломенского уезда, в 25 верстах от г. Каширы. 46 Владимир Карлович Саблер, состоя товарищем обер-прокурора в Святейшем Синоде, принимал живое участие в монастырях и особенно его вниманием пользовался Каширский Никитский монастырь, находящийся близ его родного села Колтова, где он провел детство и юность. 47 Архимандрит Прокопий по болезни сам не поехал, но прислал большую икону свят. Тихона, освященную на св. его мощах, и часть одежд святителя Тихона, а вместо себя отпустил двух иеромонахов: ризничего Митрофана и гробового Тимофея, которые участвовали во всех освящениях трех престолов. 48 60 девочек было в то время, в 1894 году, но школа, с каждым годом увеличиваясь, не вмещалась в здании. Поэтому пришлось пристраивать ее к гостинице, делать мезонин, чрез что здание вдвое увеличилось. Впоследствии школу переименовали в двухклассную. В настоящее время в ней обучается 120 девочек. Для чего содержатся 4-е учительницы. 50 Получены телеграммы от следующих лиц: начальника Тульской губ. т. с. Шлиппе; Оптинского о. архимандрита Исаакия; игуменьи Белевского монастыря Магдалины; Тульской игуменьи Агнии; Задонского архимандрита Прокопия; Московского купца Зубова, купчихи Беляевой; от родных игуменьи Тихоны и друг.; всех телеграмм было 12. 51 Приступая к построению собора, на который требовалось кирпича около 2,000,000, Моргунов пожелал, чтоб монастырь имел свой завод. В виду сего пришлось купить запущенный завод купца П. М. Суровкина; там же жгли и известь. Дрова для всего этого доставлял Моргунов. По окончании постройки собора, завод монастырем продан.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Прежде чем говорить об учреждении скита и при нем церковно-приходской школы, 56 надо объяснить, каким образом Никитский монастырь со своими учреждениями перешел из Тульской в Московскую губернию. Раньше поминалось, что при открытии общины за оною числился лес в размере 59 дес., под названием «Киреевская пустошь», находящийся в Серпуховском уезде, Хамунской волости, отстоящей на расстоянии 20 верст от г. Каширы. Лес этот куплен был матерью Фомаидой, но им не пользовались за дальностью расстояния. Когда приходилось из него свезти часть для дров, то извоз дорого обходился, и дрова покупали. В первый же год своего поступления на начальство, игуменья Тихона купила дров на 2000 руб. Такие ежегодные издержки на одни дрова были не под силу монастырю. Игуменья Тихона в прошении преосвященному Никандру изложила всю необходимость иметь поближе к монастырю лесную дачу для отопления монастырских печей. Она же просила Владимира Карловича Саблера принять участие в деле, и он обещал свое содействие. He смотря на это, игуменьи Тихоне стоило большого труда упросить владыку начать дело. Он говорил так: «Я не надеюсь на успех и не люблю отказов». На коленях, со слезами просила его игуменья, и он согласился, наконец. По близости в Каширском уезде не оказалось казенных лесных дач. Пришлось в прошении указать на Московскую губернию, где в 7 верстах от г. Каширы находился казенный лес всех насаждений. В начале 1889 года подано было прошение и в январе 1890 года получены были бумаги с окончательным утверждением лесной дачи в 162 дес. за Каширским монастырем, для отчуждения коей от казны назначалась особая комиссия, состоящая из нескольких лиц. Недоумевая как поступить, игуменья Тихона обратилась за советом к своему благодетелю, Владимиру Карловичу Саблеру; он сказал: «Очень утешительно, что местные крестьяне стремятся к просвещению своих детей; отказывать никак нельзя». И очень скоро исходатайствовал пособие от Святейшего Синода на построение школы в 2,000 руб. При своем лесе, этих денег было достаточно для полного устройства и меблировки школы, так что в ней с осени 1891 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

До сей поры превосходно поставленный хор умело управляется не менее талантливой ученицей о. Зерцалова, монахиней Сергией, 40 которой подготовлены уже и помощницы, основательно изучившие свое дело; так что Каширский хор далеко славится своим пением, благоустроен надолго своей постановкой. Устраивая пение, мать Макария сама обучала толковому чтению за Богослужением, внушая сестрам благоговейное и чинное стояние в храме Божием. Она устраивала и прочие порядки благочиния, а также завела келейное ручное рукоделие, впоследствии до того усовершенствованное в обители, что получило с Парижской выставки медаль и похвальные листы, а также и на своей местной выставке получено было одобрение и свидетельство с медалью. Во всех своих заботах и вообще в виду многотрудности дела, мать Макария неленостно присоединяла свои горячие молитвы к молитвам сестер и просила Господа, чтоб Он ниспослал им мир, тишину, благодушие, а ей в особенности даровал бы разумение и твердость духа без смущения нести возложенное на нее нелегкое послушание. И Господь, по мольбам их и по ходатайству угодника Своего св. великомученика Никиты, невидимо покровительствовал и содействовал ей в благоустройстве новооткрытой общины. Приняв в свое заведывание храм и обитель, монахиня Макария, прежде всего, заботилась об улучшении и поправке внутри и снаружи каменной Никитской церкви. Так, в Георгиевском приделе она устроила, с помощью благотворителей, новый иконостас, с отлично позлащенною резьбой; также в Ильинском приделе прежний иконостас украсила приличной резьбой и позолотой; переправила вновь полы, вставила новые рамы и сами стены храма и колокольни снаружи заново оштукатурила, возобновив внутри настенную краску и орнамент. В виду порядка и установившейся в обители ежедневной службы, испрошен был другой священник. Затем мать Макария в том же году приобрела покупкой у бывшей своей предместницы, монахини Олимпиады, настоятельские кельи за 1600 руб., с помощью благотворительницы г-жи Кузовлевой, пожертвовавшей на первый раз 3000 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

52 В 1907 году больница была перенесена в другой корпус, а именно, где раньше была общая трапеза, а корпус больничный наняли живописчики своими работами. 54 В монастыре во всех рукодельных ведется такой порядок. Сестры летом работают в казну, а зимой в свою пользу, и принимают заказы также для себя. 56 С 1891 года была открыта в лесной даче школа грамоты для мальчиков и девочек вместе, переименованная затем в одно классную; в ней до сего времени было сделано 14 выпусков; мальчики получили льготные свидетельства. Обучается более 50 человек. 57 В деревне, называемой «Соколова Пустынь», отстоящей от скита в 1 ½ версты, показывают на крутой горе столб с крестом и кругом несколько могильных насыпей. Здесь, по местному преданию, был монастырь св. Иоанна Предтечи, именовавшийся Предтеченская пустынь. Лет 200 тому назад монастырь сгорел до основания, братия разошлась; уцелела лишь икона – изображение св. главы Иоанна Крестителя, которая теперь находится в Белопесоцком монастыре. Кругом лес на далеком пространстве принадлежал Предтечевой пустыне, а за упразднением ее, перешел в казну. Вот из этой-то лесной казенной дачи часть перешла Каширскому Никитскому монастырю. 58 Первые послушницы, поселившиеся в скиту, были Агриппина Полякова, Татьяна Симонова и Екатерина Налехова, из коих Полякова и Симонова пострижены в мантию с именами Тавифы и Анфисы, и доныне проживают в обители. Учительницу в монашестве назвали Леонидой. 60 Ближайшие по местному положению деревни: Соколова Пустынь, Сайгатово, Тутвино, Головлинка и Ступино. 61 Через реку Оку имение гг. Глебовых. Несколько раз приезжала в Скит Глебова с семьей; с ними был однажды Булыгин, бывший Московский губернатор. 62 Игумен Иоанникий долгое время прожил в Белопесоцком монастыре, в числе братии; потом ими избран был на настоятельство, обстроил и обновил монастырь и в 1887 году переведен был в Давидову пустынь, которую тоже снова привел в порядок и цветущее состояние. Отсюда был переведен в Задонск в 1896 году, где и скончался в 1903 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Наконец в 1894 году работали всю зиму: штукатурили, настилали полы, ставили иконостас, золотили его и к 1 июля храм был совсем готов. Моргунов ужасно торопился последние два года с его отделкой и приказал в одно время штукатурить внутри и снаружи. Это много повредило зданию, которое не успело еще хорошо просохнуть и выстояться, почему впоследствии на стенах явилась сырость и пятна; золото также потускнело. (Но через 10 лет все это было устранено; дети наследники Моргунова, заново ремонтировали храм, перезолотив весь иконостас заново и расписав собор картинами художественной работы.) К освящению храма Моргунов доставил в монастырь необходимую утварь чудной работы московского фабриканта Соколова. Она вся бронзовая, густо вызолоченная и очень ценная. В главный алтарь утварь была пожертвована московской купчихой А. И. Беляевой , работы Хлебникова; в другие алтари утварь пожертвована была купчихами: Прасковьей Зубовой и Прасковьей Емельяновой. Когда работы в соборе приходили к концу, игуменья Тихона, в конце июня, поехала в Тулу приглашать на освящение преосвященного Иринея, принявшего Тульскую кафедру за год перед тем, по случаю смерти высокопреосвященного архиепископа Никандра. Владыка обещал приехать и назначил освящение на 7 и 8 июля. Здесь же игуменья Тихона испросила архипастырское благословение пригласить к освящению двух архимандритов: Серпуховского, из Высоцкого монастыря, Иннокентия и Задонского Прокопия. 47 Об освящении собора в летописи Каширского монастыря, между прочим, повествуется так: 7 и 8 июля, при торжественном Богослужении, совершилось освящение вновь устроенного трехпрестольнаго соборного храма в Никитской обители. Вместе с освящением храма совпало празднество дня открытия этой скромной и малоизвестной обители. 5 июля со ст. Пахомово, Московско-Курской ж. д., прибыл в Каширу преосвященный владыка Ириней и остановился в приготовленном помещении при монастырской гостинице. На следующий день его преосвященство посетил монастырскую церковно-приходскую школу, состоящую из 60 девочек.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Патриаршее служение в Неделю 8-ю по Пятидесятнице в Преображенском соборе г. Каширы 22 июля 2018 года 22 июля 2018 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, состоялся традиционный ежегодный Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в  Московскую областную епархию . В этом году Предстоятель Русской Православной Церкви посетил город Каширу. У врат собора Преображения Господня бывшего Никитского женского монастыря города Каширы Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: Патриарший наместник Московской епархии  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; губернатор Московской области А.Ю. Воробьев; председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов; глава городского округа Кашира А.П. Спасский. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в Преображенском соборе. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Илиан (Востряков) ;  епископ Видновский Тихон ;  епископ Серпуховской Роман ;  епископ Зарайский Константин ;  епископ Луховицкий Петр ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Нестор (Жиляев), почетный настоятель Троицкого храма села Назарьево Одинцовского района Московской области; архимандрит Иринарх (Денисов), настоятель Михаило-Архангельского единоверческого храма в селе Михайловская Слобода Раменского района Московской области; протоиерей Иоанн Монаршек, благочинный Ивантеевского округа, настоятель Смоленского храма г. Ивантеевки Пушкинского района Московской области, духовник Московской областной епархии; протоиерей Александр Васильев, настоятель храма Рождества Христова г. Домодедово, духовник Московской областной епархии; протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма г. Красногорска, благочинный Красногорского округа, председатель отдела по реставрации и строительству Московской областной епархии; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; священник Валерий Сосковец, благочинный Каширского округа, настоятель Введенского храма г. Каширы; иеромонах Александр (Волков), настоятель Преображенского собора г. Каширы; духовенство Московской областной епархии.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010