Для нас большой праздник и радость, что Вы сегодня совершили Божественную литургию в бывшем Никитском монастыре, который был одним из самых многочисленных в период его процветания. В 1915 году здесь подвизалось 250 монахинь и послушниц. Мы начали с того, чтобы вначале восстановить дом Божий. А за его пределами стоят в руинах помещения, которые мы еще не получили и которые не восстановлены. Но я думаю, что Вы помолитесь и Господь нам поможет в ближайшее время все сделать для того, чтобы здесь восстановить монашескую жизнь, чтобы как и прежде здесь теплилась молитва насельниц этого монастыря». Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству икону Преображения Господня. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Святейший Владыка выразил благодарность митрополиту Ювеналию за усердные труды на благо Церкви. В дар храму Предстоятель передал Шуйско-Смоленскую икону Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл также поблагодарил губернатора Московской области А.Ю. Воробьева за помощь Московской епархии и вручил главе региона орден преподобного Серафима Саровского II степени. Во внимание к помощи в строительстве храма святителя Василия Рязанского с. Протекино Зарайского района Московской области первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Всем участникам богослужения были вручены иконки Преображения Господня с Патриаршим благословением. По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл посетил храм великомученика Никиты Готфского, расположенный рядом с Преображенским собором. После братской трапезы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отбыл в Москву. Никитский монастырь в Кашире был одним из крупнейших в Подмосковье. Согласно послужному списку за 1915 год, в обители проживало 249 монахинь и послушниц. Деревянная церковь великомученика Никиты на месте будущего монастыря была построена в 1696 году каширскими купцами Нероновыми. Новый каменный Никитский храм был большей частью построен в 1823 году на средства купца Федора Руднева, достроен и освящен в 1855 году.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Архив Пн Патриарший наместник Московской епархии освятил Преображенский собор и Никитский храм в подмосковной Кашире 26 июня 2018 г. 12:36 24 июня 2018 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения Преображенского собора и Никитского храма в подмосковном городе Кашире и возглавил Божественную литургию в новоосвященном Преображенском соборе. Возрождение храмов бывшего Никитского монастыря осуществилось благодаря деятельности Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь. Патриаршему наместнику Московской епархии сослужили: епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховский Роман ; епископ Зарайский Константин ; епископ Луховицкий Петр ; секретарь Московского епархиального управления, председатель управляющего совета Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь протоиерей Михаил Егоров; директор Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь, благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский; благочинные церковных округов Московской епархии: Зарайского — протоиерей Петр Спиридонов, Балашихинского — протоиерей Димитрий Мурзюков, Раменского — игумен Никодим (Лунев), Химкинского — протоиерей Артемий Гранкин, Ступинского — протоиерей Евгений Ряполов, Домодедовского — протоиерей Владислав Гусар, Озерского — священник Евгений Кочетков, Каширского — священник Валерий Сосковец, Одинцовского — священник Игорь Нагайцев, Чеховского — священник Константин Александров; настоятель Гуслицкого монастыря игумен Серафим (Голованов); настоятель Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов); настоятель Преображенского собора Каширы иеромонах Александр (Волков), а также духовенство Московской областной епархии. За богослужением молились губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, заместитель председателя Правительства Московской области М.М. Кузнецов, заместитель председателя Московской областной думы Н.Ю. Чаплин, глава городского округа Кашира А.П. Спасский, глава Одинцовского района А.Р. Иванов, глава городского округа Химки Д.В. Волошин, настоятельница Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря игумения Агния (Сударикова), а также прихожане, труженики, жертвователи храма и многочисленные паломники.

http://patriarchia.ru/db/text/5227893.ht...

Перечисляя знатных посетителей обители и школы, нельзя не отметить особо посещения дорогого благодетеля и попечителя школы, действительного тайного советника, сенатора Владимира Карловича Саблера. Хотя в сем описании о нем часто говорится при разных случаях и торжествах в обители, но это говорится мимоходом. А надо сказать, что В. К. Саблер своим участием, а порою содействием, много помог благопроцветанию обители, и потому имя его останется навсегда дорогим для монастыря так же, как и молитва за него не перестанет и после его смерти. В школьном журнале его подписи свидетельствуют о его теплом, сердечном отношении к детям монастырской школы. По его же рекомендации, в 1902 году, был в обители и в школе предводитель Училищного Совета при Святейшем Синоде протоиерей Павел Ильич Соколов. 69 Дети его окружили, как отца; он приласкал их; они ему поднесли свои рукоделья и до того осмелели, что начали просить прислать им скрипок, в которых чувствовался недостаток, и он прислал в школу 20 скрипок. Мало того, он же прислал для школы волшебный фонарь и физический кабинет. В 1904 г. мать игуменья с учительницами школы, пользуясь вниманием протоиерея Соколова, подали ему прошение о выдаче богослужебных книг для школы, по коим могли бы совершаться детьми всенощные бдения. На эту просьбу Соколов ответил присылкой полного, годового круга богослужебных книг, по коим детьми исполняются всенощные по воскресным и праздничным дням. Наконец, в заключение можно упомянуть о посещении школы начальниками губерний, начиная с Н.А. Зиновьева, который много содействовал монастырю в 1892 году в отпуске суммы на общественные работы голодающим. По его настоянию было отпущено 500 руб. на мощение мостовой по Никитской улице до самого монастыря. За ним губернатор Владимир Карлович Шлиппе посещал обитель несколько раз; в школьном журнале оставил лестный отзыв, как о самой школе, так и вообще о Каширской обители. Последним посетителем был губернатор Осоргин; ему особенно понравилось помещение для раненых воинов, которое он осмотрел внимательно. Х. Административное положение Никитского монастыря и перечень его начальниц, должностных лиц – монахинь и количество сестер

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Прежде здесь был приходской храм? Юридически было даже два прихода: Преображенский и Никитский.      Насколько я знаю, до того, как началась приходская жизнь, фабрика находилась прямо в храме, и потом из-за этого даже суды происходили? Да, на тот момент благочинный церквей Каширского округа отец Виталий Коценко очень много трудов положил, чтобы отвоевать Никитский храм – его незаконно выставили на торги как фабричное здание. Все православные каширяне, все, кому дорога история родного края, проявили активную позицию: организовывали крестные ходы, в которых участвовали и казаки, прошли десятки судебных заседаний… В результате храм удалось отстоять и его передали Церкви. В скором времени образовался приход храма святого великомученика Никиты. Настоятелем стал иеромонах Александр (Волков).      В 2015 году учредитель Фонда по восстановлению порушенных святынь Московской епархии митрополит Ювеналий обратил внимание на это историческое место. По инициативе владыки, как я уже сказала, за полтора года был восстановлен комплекс храмов, благоустроена территория. В настоящее время занимаемся проектом строительства сестринского корпуса и оформлением земли. Еще раз подчеркну, что деятельность фонда – замечательное явление, мы это в полной мере почувствовали на себе: в такой короткий срок аварийным, полуразрушенным и искаженным позднейшими пристройками зданиям вернули прежний облик, сделали их пригодными для богослужения, и обитель в целом – для повседневной монашеской жизни. Многие современные обители испытывают трудности при восстановлении утраченных, забытых традиций. Насельники не всегда хорошо представляют себе, как правильно вести монашескую жизнь, как строить монастырь в плане внутреннем, как спасаться. Относится ли это и к вам, и на каких примерах Вы как игумения учились и учитесь? Как раз с этим я и столкнулась. Конечно, задача игумении – не только устройство быта, но, в первую очередь – внутреннее духовное устроение и устав монастыря как основа всей дальнейшей жизни. Прочный духовный фундамент нужно было заложить с самого начала; понимала: какое направление я дам сестрам, как настрою тех же прихожан, так и будет в будущем существовать обитель. Говорю сестрам: «Вы – основа. Сестры, которые придут после, будут вливаться в уже налаженную монастырскую жизнь». Для меня это очень важно.

http://pravoslavie.ru/133663.html

Значительными были пожертвования вышеупомянутого Ивана Михайловича Бера, а также купцов Федора Ивановича Попова и Ильи Алексеевича Сологубова. И всё же основным вкладчиком и попечителем был московский коммерческий советник, почётный гражданин Симеон Лонгинович Лепёшкин. На его же средства производились в последующее время разные ремонты в храме. Купцы Лепёшкины были родом из Каширы. Они опекали и строили храмы и монашеские обители, больницы, школы и богадельни. Успенскому собору Каширы Симеон Лонгинович завещал капитал, проценты с которого составляли 129 рублей ежегодно. В 1867 году устроена была каменная ограда. В 1897 году при Успенском соборе было открыто Приходское попечительство, председателем которого состоял каширский мещанин Пётр Антонович Иванов. Попечительство помогало бедным и церкви. На церковной земле в начале ХХ века были построены два деревянных дома для священно- и церковнослужителей. А ещё в ограде собора появилась каменная церковная сторожка, где позже по прошению дворянки Екатерины Карташевой и на её средства был надстроен из кирпича второй этаж для её проживания. После смерти Карташевой, по завещанию, на втором этаже надо было устроить богадельню или церковно-приходскую школу. Для этой цели она выделила значительный капитал. В XIX веке в Успенский собор были переведены прихожане Никитской церкви Каширы, которая тогда находилась в плачевном состоянии и потому стала считаться только кладбищенской. А после того как в новой каменной Никитской церкви в 1834 году был освящён левый придел в честь Святого пророка Илии, её прихожане подали прошение в Синод об учреждении крестного хода из соборного Успенского храма в Никитскую церковь. Прошение удовлетворили, и крестный ход устраивался ежегодно. Чуть позже к собору был приписан храм Святых мучеников Флора и Лавра вместе со своими прихожанами. На начало ХХ века к приходу относились 132 дома города Каширы и 5 хозяйств деревни Медведки (в 4-х верстах от Каширы). Когда в 1930-х годах Успенский собор был закрыт, помещение использовалось частично под автомастерские, частично - под пункт приёма стеклотары и склад.

http://sobory.ru/article/?object=01457

М. всю жизнь руководствовалась советами Оптинских старцев. По воспоминаниям ее келейницы мон. Матроны (Косторновой), прп. Макарий предсказывал ей настоятельство ( Агапит (Беловидов) . 1997. С. 189). В 1862 г. М. была назначена настоятельницей каширской Никитской общины, к-рой управляла 27 лет. Торжественное открытие общины состоялось 27 июля того же года, в день рождения имп. Марии Александровны, покровительницы всех богоугодных заведений. Вместе с М. в Каширу переехали ее родная сестра мон. Евфросиния (Сомова (Завадская)), вдова подпоручика М. И. Завадского, помещика Орловской губ. Мценского у., а также ближайшая сподвижница М.- М. Н. Бернацкая (в монашестве Митрофания († 1885)), избранная 30 дек. 1862 г. казначеей. По инициативе М. на средства тульских благотворителей в Никитской ц. проводились ремонтные работы: были переложены полы, вставлены новые рамы, в Георгиевском приделе поставлен новый иконостас с позолоченной резьбой, в Ильинском приделе обновлен старый иконостас. Весной 1888 г. на средства московского фабриканта М. В. Моргунова храм был заново отштукатурен. При М. было построено 7 каменных и 4 деревянных корпуса, возведена каменная ограда. В монастыре развивалось рукоделие, работы сестер были удостоены медали на Парижской выставке и похвальных листов. В годы русско-тур. войны 1877-1878 гг. община под началом М. изготовила 25 холщовых сорочек, 19 теплых нагрудников и несколько пар чулок для нужд армии. Для ухода за ранеными обитель выделила неск. сестер милосердия. В стенах общины находили приют множество нищих и калек. Доход приносил свечной завод, на к-ром трудились насельницы. 18 апр. 1884 г. по указу Синода община была преобразована в общежительный мон-рь. 8 июля того же года состоялось его торжественное открытие, 6 насельниц были пострижены в мантию, несколько сестер - в рясофор. В том же году М. возведена в сан игумении. По ходатайству М. с сестрами в название монастыря было включено слово «Александровский» в память об имп. Александре II Николаевиче, установлены совершение литургий и панихид с поминовением императора в дни важных событий его жизни, постоянное чтение Псалтири по нему. При мон-ре было учреждено уч-ще для девочек из бедных семей, в 1884 г. в нем было 25 учащихся.

http://pravenc.ru/text/2561468.html

з) Кормчий. и) Воскресный день. Слова и речи епископа Лаврентия. к) Его же – Дневник священнослужителя. И много других святоотеческих и духовно-нравственных книг, которые за множеством не перечисляются здесь. Архив В Каширском Никитском женском монастыре, по не давности возникновения обители, не имеется ни древне-исторических грамот, или актов, ни записей, или указов, но в архиве его заключается лишь следующее. 1. Генеральные планы на участки земли, числящейся ныне за монастырем, утвержденные Тульским Губернским межевым комитетом. 2. Указы Тульской духовной Консистории с 1817 года по настоящий год. 3. Срочные монастырские донесения и описи, касающиеся до дел управления монастырем. 4. Дарственные записи. 5. Приходо-расходные книги. 6. Планы и фасады на монастырскую площадь, на построение главного Преображенского собора и других зданий. 7. Планы на лесную дачу и т. д. Заключение Описанием ризницы, библиотеки и монастырского архива заканчивается труд архимандрита Геронтия, которому, как было выше сказано, минуло 10 лет. При поверке и переписке его рукописи многое пришлось изменять, местами вставить эпизоды позднейшего времени, а именно: коротко описана реставрация храма, произведенная в 1903 г., и упомянуто о постройке здания для раненых воинов минувшей Японской войны, в 1904 и 1905 годах. Также мимоходом упомянуто об удалении от дел игуменьи Тихоны и о вновь избранной на ее место настоятельниц монахини Сергии в 1908 г. Но если в заключение описания обители умолчать о благодеяниях почившего епископа Лаврентия, то это умолчание со стороны монастыря оказалось бы большой неблагодарностью. Этот святитель немного пробыл на Тульской кафедре, всего от 1903 по 1908 год, но и в этот короткий промежуток времени он оказал епархии много милостей; в особенности же милости его незабвенны Каширскому Никитскому монастырю. В главе, в перечислении епархиальных архиереев, посетивших обитель, сказано и о преосв. Лаврентии, подробно описаны его приезд и первое служение в Преображенском соборе, но там не сказано о подробностях его дальнейшего осмотра монастыря. Между тем, всматриваясь во все обительские порядки, интересуясь рукодельными, желая узнать, чем содержится обитель, владыка с отеческой заботливостью обо всем расспрашивал. Проходя мимо распущенного, белившегося на солнце, желтого воска, он узнал, что у монастыря есть свой свечной завод, поинтересовался о том, что, не стесняет ли их деятельность свечной епархиальный комитет. Матери игуменьи пришлось открыть ему о всех нападках на монастырский завод, и о том, что им не раз предписывалось закрыть его. Но он все еще держится по милости благодетеля монастыря Владимира Карловича Саблера, который ежегодно заказывает свечи для своего Богословского храма. Ему нравятся монастырской работы свечи и потому работать для него не воспрещает Епархиальное Начальство.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

IX. Посещение Никитского монастыря епархиальными архиереями и другими знатными лицами Из летописи монастырской видно, что Никитская женская обитель была посещаема не только одними простыми богомольцами, но в стенах ее нередко можно было видеть посетителей знатных и по своему общественному положению и по личному званию. Многие родовитые соседние помещики, как и Каширские почетные граждане, в числе других посетителей отечественных святынь, издавна считают долгом бывать здесь за Богослужением, особенно в нарочитые дни обительских праздников. He забывали и продолжают выказывать монастырю свое внимание и местные архипастыри. Они не издали только смотрели и радовались ее духовно-нравственному развитию и материальному благопроцветанию, но нередко сами посещали ее и совершали в ней Богослужение, принося с собой слово пастырского утешения инокиням-труженицам, разъясняя им насколько важны подвиги самоотвержения, смирения и послушания. Так, в 1855 г., мая 29-го, преосвященный Димитрий освятил Никитский храм, каковое событие доселе памятно в обители. В 1862 г., 27 и 28 июля, посетил обитель преосвященный Никандр, по случаю открытия общины. Накануне 27 владыка служил всенощную, на другой день – Божественную литургию с молебном на открытие общины (о сем подробнее см. выше глава V). В 1884 г., 8 июля, преосвященный Никандр опять посетил обитель, по случаю возведения общины в общежительный монастырь. В 1886 году высокопреосвященный митрополит Московский Иоанникий, пребывая в Белопесоцком монастыре, пожелал посетить Каширский монастырь; позволение на сие телеграммою было испрошено от своего местного владыки Никандра. Владыка митрополит сначала вошел в храм, где быль встречен духовенством с крестом и краткой литией. Преподав благословение м. игуменьи и всем сестрам, он направился в келью к матушке Макарии, посидел там, пил воду с вареньем и отправился обратно в Белопесоцкий монастырь. Ему очень понравилась высокая, красивая местность Никитской обители, о чем он говорил о. игумену Иоанникию. 62 В 1888 г. Каширский монастырь снова посетил преосвященный Никандр, осмотрел, по указанию настоятельницы Тихоны, место, предназначавшееся для построения нового собора, и благословил его. Это было последнее посещение им обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Последняя милость преосвященного в частности была оказана самой игуменьи Тихоне. По освящении трапезы она два раза подавала ему прошение об увольнении на покой, но он не соглашался. Наконец, видя ее скорбь за отказ сказал: «Когда меня уволят, тогда и вас удерживать не буду». В 1908 году, 20 февраля, игуменья Тихона получила от Саблера уведомление, что преосв. Лаврентий уволен на покой. Недолго думая, она подала в третий раз прошение о себе, и на этот раз милостивый владыка внял воплю ее наболевшей души и поодаль от себя ходатайство в Святейший Синод об ее увольнении. Вечная память да будет ему от нас, благодарных сестер Каширской, Никитской обители! 76 Оканчивая наше описание, молитвенно воззовем ко Господу молитвой наших архипастырей за нас: «Призри с небесе, Боже! и виждь, и посети виноград сей и укрепи и, его же насади Десница Твоя»! 1 Тульская епархия открыта по указу Императора Павла от 16-го октября 1799 года. Пред этим временем все уезды Тульской губ. с 1788 года входили в состав Коломенской епархии (см. памятную книжку Тульской губ. за 1899 г. отр. 3 отд. II.); с открытием Тульской епархии Коломенскому епископу Мефодию Св. Синод предписал перенести свою кафедру в город Тулу. 2 Епископ Питирим (Окнов) прибыл в г. Тулу из Чернигова 27 ноября 1896 г., где состоял викарием и присутствовал при открытии цельбоносных св. мощей святителя Феодосия; в Туле преосвящ. Питирим пробыл до 1903 г. и переведен в Курск, где пребывает доселе. 3 Кроме древней Параскевиевской церкви рядом, немного повыше, виднелся хороший каменный храм; говорят, что ранее очень давно здесь выстроены были четыре церкви, одна близ другой; самый поселок зовется именем «Четыре». Как гласит предание, причина скученности храмов та, что здесь была злая сеча во время набегов татар, в память чего и воздвигнуты вышеозначенные храмы. Интересуясь всем, я записал в памятную книжку вереницу сел, следующих от Серпухова до Каширы. На Тульской стороне первым было село Лукьяново, затем с. с. Липицы, Тешилово, Пущино, Тульчино, Вдали виднелись главы храма с. Ново-Никольского – родины митрополита Исидора, с. Сенькино; за ним знаменитое с. Городище. Далее с. Красино-Убережное с богатым домом и усадьбою князя Трубецкого. С. Хорошово с церковью – школою, с. Григорьевское, с. Тарасково с чудным домом-дворцом помещика Глебова, и последнее к Кашире с. Колтово, где у бабушки юность свою провел всем известный усердный духовный деятель Владимир Карлович Саблер. На Московской же стороне только проехали три села: первое Лужки; близ Серпухова, второе вдали виднелось Турово и третье к Кашире с. Лужники; еще встречались небольшие поселки.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Она еще 6 лет прожила на покое; очень была довольна, что ее желание исполнилось, что на ее месте находилась ее же избранница. До самой кончины старица игуменья неопустительно присутствовала при всех Богослужениях. Она приняла тайное пострижение в схиму и молилась непрестанно. 5 февраля 1894 года она заболела, быстро ослабевая, и 13 февраля скончалась, не дожив несколько месяцев до освящения собора. Постройкой его она очень утешалась и нередко ободряла унывавшую игуменью Тихону, которая в свою очередь уважала старицу, дорожила ее советами и старалась успокаивать ее до смерти. Матушку игуменью Макарию похоронили в ранее ею приготовленной могиле, в коей похоронены были раньше ее сотрудницы – казначея, монахиня Митрофания и родная ее сестра, монахиня Евфрасия, с нею переехавшая в Каширу из Белева, где они вместе прожили много лет до переезда в Каширу. He долго после матушки Макарии пожила казначея монахиня Филарета, тоже с ними переехавшая из Белева. И ее вскоре положили в склепе к матушке Макарии. Могила их огорожена железной решеткой; сверху устроена крыша, а на могиле поставлен крест, с изображением Распятия, перед которым устроен фонарь и в нем зажигается лампада. Мир вам, труженицы Христовы! Молитесь и о нас, чтущих память вашу. Молитесь, чтоб и нам свершить течение подвига, чтоб и нам предстать с вами и не лишиться ходатайства нашего общего предстателя, святого великомученика Никиты. VI. Игуменья Тихона; построение соборного храма во имя Преображения Господня и прочих зданий в обители Приезд в Каширскую Никитскую обитель новой настоятельницы был для сестер инокинь своего рода семейным праздником. He так, однако, чувствовала и не так понимала свое назначение сама мать Тихона. Воспитанная с раннего детства в Белевском монастыре, в строгих правилах иноческой жизни, под руководством известных Оптинских старцев отцов Макария, Илариона, Амвросия, она глубоко сознавала всю тяжесть возлагаемого на нее начальнического креста и свою немощь, и неопытность в деле. Напутствуемая благословением преосвященного владыки Никандра и сопровождаемая из Тулы благочинным монастырей, архимандритом Иоанном, монахиня Тихона 6 апреля 1888 года утром приближалась на пароходе к Кашире.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010