А.И. Никольский Служебники 731. Служебник , в четвертку, без начала и конца, 146 лл., уставом XIV–XV вв. и полууставом того же времени и XV в. 145 и 146 листы писаны скорописью XVI–XVII вв., с разрисованными буквами, в дощатом с тисненою кожею переплете. Чистые листы: 85 и 86. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга Служебник из Катромского манастыря». Состав: 1) молитвы входныя и чин проскомидии (1–12 об.); 2) чин литургии Иоанна Златоустаг о (13–58); 3) чин литургии Василия Вели (58 об.–84); 4) последование святаго масла освящаему седмию попов (87–141); 5) молитва хотящю иерею божествена служба совер(шати): «Господи Боже наш един благ и человеколюбец, един свяг, в святых почиваяй» (141 об.–142 об.); 6) еию молитву пред престолом глаголи (143–144): «Владыко Господи вседержителю не хотяй смерти грешником»; 7) сия молитва на литии (145–145 об.); 8) молитва над кутиею и канун славити (145 об.–146): «Иже вся совершаяй словом своим Господи, повелевый земле всяческия плоды растити на веселие и пищу». 732. Служебник , в четвертку, 217 лл., полууставом нескольких почерков XV в., в дощатом с тисненою кожею переплете; листы 139 об. и 174 писаны скорописью. На полях внизу листов: 1–9, 25–48, 69, 71, 75, 77, 82, 84, 85, 87, 90, 95, 98, 99 приписки: 1) позднейшею скорописью: «Сия книга Служебник из Кастромского манастыря»; 2) скорописью XVII в.: «Се яз книга глаголемая Служебник три службы попа Павла Семенова сына Красицина куплена у Офонасия у попа у уникацкого лета 7000 в его 27-го году 127 году Филарет Никитич в Петрово говено приехал из Литвы месяца июля во 18 день, на память святаго мученика Леонтия при благоверном царе великом князе Михале при отце его патриархе Филарете Московском всея Руси при архиепископе Арсении Тферском и Кашинском». Состав: 1) оглавление (I), 2) устав божественныя службы святейшаго архиепископа Константина града нового Рима вселенского патриарха кир-Филофея (2–7 об.); 3) чин литургии Иоанна Златоустаг о (7 об.–26 об.), начинается молитвою предложения: «Боже, Боже наш, иже небесный хлеб пищу всему миру»; 4) чин литургии Василия Вели (26 об.–38); 5) служба святого поста, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Калязинская челобитная Список с челобитные, какова подана во 185-м (1677) году Калязина манастыря 3903 от крылошан на архимандрита Гавриила 3904 в его неисправном житии слово в слово преосвященному Симеону, архиепископу Тверскому и Кашинскому Великому господину преосвященному архиепископу Симеону Тверскому и Кашинскому бьют челом богомолцы твои, Колязина монастыря крылошаня 3905 , черной дьякон Дамаско с товарыщами. Жалоба, государь, нам, богомольцом твоим, того же Колязина монастыря на архимандрита Гавриила. Живет он архимарит не гораздо, забыл страх Божий и иноческое обещание и досаждает нам, богомольцом твоим. Научил он архимарит понамарей плутов в колокола не во время звонить и в доски колотить; и оне, плуты понамари, ис колокол меди много вызвонили и железные языки перебили, и три доски исколотили, шесть колотов розбили, в день и ночью нам, богомолцом твоим, покою нет. Да он же архимандрит приказал старцу Уару в полночь з дубиною по кельям ходить, в двери колотить, нашу братью будить, велит часто к церкве ходить. А мы, богомолцы твои, в то время круг ведра с пивом без порток в кельях сидим, около ведра ходя, правило говорим, 3906 не успеть нам, богомольцам твоим, келейного правила исправить, из ведра пива испорознить, не то что к церкве часто ходить и в книги говорить. А как он архимарит старца к нам присылает, и мы, богомольцы твои, то все покидаем ис келей вон выбегаем. Да он же архимарит монастырскую казну не бережет, ладану да свечь много прижог. А монастырские слуги, теша обычай архимаричей, на уголье сожгли четыре овина. И он архимарит во уголье ладан насыпает и по церкви иконы кадит, и тем он иконы запылил и кадило закоптил, и нам, богомолцом твоим, от того очи выело, горло засадило. Да он же архимандрит приказал в воротах с шелепом 3907 стоять кривому старцу Фалелею, нас, богомолцев твоих, за ворота не пустити, и в слободу сходить не велит, и скотья двора присмотрить, чтоб телят в хлев загнать и кур в подполье посажать, благословение коровнице подать. Да он же, архимандрит приехав в Колязин, почал монастырской чин разорять, пьяных старых всех разганял, и чють он, архимарит монастырь не запустошил: некому впредь заводу заводить, чтоб пива наварить и медом насытить, и на досталные деньги вина прикупить и помянуть умерших старых пьяных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тверь. Христорождественский монастырь. Кафедральный собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Воскресенский кафедральный собор Христорождественского женского монастыря. Храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора Н.П. Омелюстого был возведен в 1913 г. на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых. Он выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковкой архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери. По статусу епархии - кафедральный собор (главный храм) монастыря и епархии. В 1936 г. храм закрыли. Воскресенский кафедральный собор вернули прихожанам в 1988 г. Возобновлены богослужения в 1992 г. В 1995 г. в Соборе побывал и отслужил всенощную Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.  По материалам журнала СИТЕС 2001/4 (99). Тверь. Православные храмы. Путеводитель. Собор был построен по проекту архитектора Н.П. Омелюстого в 1913 году при Христорождественском женском монастыре Твери в честь 300-летия дома Романовых. На строительство собора тысячу рублей из своих средств пожертвовал император Николай II. В 1914 году чин освящения совершил Архиепископ Тверской Кашинский Серафим (Чичагов), позже прославленный Церковью как священномученик. При освящении собора присутствовала помогавшая его строительству великая княгиня Елизавета Федоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители, ныне тоже прославленная Церковью в чине преподобномучениц. Собор был закрыт в 1936 году. В советское время использовался под склад. Был передан обратно Тверской епархии Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором в 1988 году, был освящен малым чином в 1992 году После восстановительных работ в 2010 году архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма. В кафедральном соборе служили и молились Святейшие Патриархи Московские Алексий II (1995) и Кирилл (2010). В храме покоятся мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).

http://sobory.ru/article/?object=04506

Архив Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 августа 2019 года 30 августа 2019 г. 15:29 30 августа 2019 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом монастыре  в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются:  митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ;  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава  Митрополичьего округа в Республике Казахстан ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ;  митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Тверской и Кашинский Савва , управляющий делами Московской Патриархии. Для участия в сегодняшнем заседании приглашены следующие временные члены Синода:  митрополит Челябинский и Миасский Григорий ,  митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий ,  епископ Выборгский и Приозерский Игнатий ,  епископ Волгодонский и Сальский Корнилий ,  епископ Сурожский Матфей .   ЖУРНАЛ 94 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени заседания Священного Синода от 9 июля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 7 июля 2019 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь Выборгской епархии, где совершил чин великого освящения верхнего храма собора Рождества Пресвятой Богородицы, после чего возглавил Божественную литургию и хиротонию архимандрита Игнатия (Григорьева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского в сослужении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Тверского и Кашинского Саввы, митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, Патриаршего Экзарха Юго-Востока Азии митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия, епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия, ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Серафима, духовенства Выборгской епархии, Санкт-Петербурга и Татарстанской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/5492005.ht...

Закрыть «Собой вы души верных закрывали» Вечная память священнослужителям и мирянам, невинно убиенным и пострадавшим за веру Христову Яна Сонина   08:42 01.11.2023 824 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором 29 октября в Калязине почтили память священнослужителей и мирян, невинно убиенных и пострадавших за веру Христову в годы гонений на Церковь. В канун Дня памяти жертв политических репрессий в Парке Памяти, который находится рядом с храмом Вознесения Господня, по инициативе общественности была установлена памятная плита, на которой высечены эти слова и отрывок из стихотворения Игоря Алексеева: «Вы на себе несли кресты: Даже тогда, когда их с вас срывали, Пред Богом и страной своей чисты, Собой вы души верных закрывали ... Ваш скорбный путь – России крестный путь, Отмеченный в непознанных скрижалях, И, дай Господь, нам веры не свернуть, Опять в пустыню духа и печали…» Чин освящения плиты прошел после воскресной Божественной литургии, его провел благочинный Калязинского церковного округа иерей Георгий Иванов. Перед собравшимися выступил глава Калязинского района Константин Ильин. Он отметил, что в истории нашей страны было немало трагических моментов, но главное – это их правильная оценка потомками и общее покаяние за совершённые ошибки. Благодарственными письмами главы района были награждены люди, которые своим трудом, финансовыми средствами оказали помощь в установке памятной плиты. Средства пожертвовали калязинцы, предприятия города, иногородние жертвователи, родственники, потомки пострадавших священнослужителей. На плите не высечено конкретных имен, поскольку их открыто уже немало – около ста. Некоторые из репрессированных и убиенных священнослужителей известны нам уже давно и прославлены в лике новомучеников Русской земли, некоторые имена еще только открывает история. Планируется издать брошюру со всеми известными сведениями об этих людях. Во время открытия плиты вспомнили имена о. Павла Фаворитова и о. Илии Чередеева – последних священников Успенского храма в сельце Константиново, расстрелянных в 1937 году. Священника Владимира Введенского из села Скнятино. Их лики смотрят на нас с икон, находящихся в храме Вознесения Господня. Священника Константина Чекалова из села Красное. Их потомки не раз бывали в Калязине, делали доклады о своих родных на Макарьевских Калязинских чтениях. По-разному сложилась судьба многих монахинь Кашинского Сретенского монастыря, сосланных в Сибирь и Казахстан. Среди них немало было простых калязинских крестьянок. Калязинцы были также и в числе тех 49 расстрелянных в 1937 году по резонансному делу о. Григория Шлиссельбургского, который находился в ссылке в Кашине и затем был арестован и приговорен к казни. Недавно в Кашине впервые прошли памятные мероприятия в честь него и того дела.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/01/so...

На территории нового комплекса Суворовского училища в Твери заложен храм великомученика Георгия Победоносца 5 октября 2022 г. 14:25 4 октября 2022 года управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершил на территории Тверского суворовского военного училища чин освящения закладного камня в основание храма великомученика Георгия Победоносца. Знаменательное событие произошло в преддверии 80-летия училища, которое будет отмечаться в следующем году. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , духовник Суворовского училища иерей Валерий Юкин, настоятель собора в честь благоверного князя Александра Невского г. Твери, руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Тверской епархии иерей Кирилл Алексеев, ключарь Спасо-Преображенского собора г. Твери иерей Сергий Будков, клирики Воскресенского кафедрального собора г. Твери протодиакон Роман Соколов и диакон Иоанн Зорин. Церемония началась с подписания грамоты для закладной капсулы в музее Суворовского училища. Подписи поставили митрополит Дионисий, митрополит Амвросий, губернатор Тверской области И.М. Руденя, начальник Суворовского военного училища генерал-лейтенант В.Н. Ляпоров. Перед молебным пением митрополит Амвросий обратился к собравшимся с приветственным словом: «Сегодня в жизни Суворовского училища особый день. В канун его 80-летия здесь, на этом месте, на новой территории знаменитого учебного военного заведения, будет заложен храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Удивительно то, что большую часть из этих 80 лет Суворовское училище находилось в стенах Тверской духовной семинарии. Еще до перехода его в эти стены семинарский храм святителя Тихона Задонского перестал существовать, но та благодать, которая, верим, находилась и пребывает здесь до сих пор, укрепляла воспитанников, которые становились видными военачальниками нашего Отечества. И сегодня училище как будто отдает долг Церкви. Здесь основан новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

http://patriarchia.ru/db/text/5964902.ht...

Отпевание патролога Алексея Ивановича Сидорова состоится 25 февраля в Сретенском монастыре Москва, 23 февраля 2020 года Патролог Алексей Иванович Сидоров Утром 23 февраля 2020 года на 76-м году жизни в реанимации ГКБ В.В. Вересаева скончался Алексей Иванович Сидоров , замечательный патролог, переводчик и историк, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, кандидат богословия, профессор Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии. Отпевание раба Божия Алексия состоится 25 февраля после литургии в соборе в честь Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской московского Сретенского монастыря. Часы, Божественная литургия – 06:30. По окончании Богослужения начнется чин отпевания (примерно в 08:00). Похороны Алексия Ивановича пройдут в женском Вознесенском Оршине монастыре Тверской и Кашинской епархии. СПРАВКА: Алексей Иванович Сидоров родился 27 ноября 1944 г. в пос. Салтыковка Московской области. После окончания средней школы в 1962 г. работал на заводе токарем, затем служил в армии (1963-1966), работал механиком и инженером (1966-1969). С 1969 г. учился на Историческом факультете Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, который закончил в 1975 г. по кафедре истории древнего мира и кафедре древних языков. По окончании университета работал младшим научным сотрудником, научным сотрудником и старшим научным сотрудником в Институте русской истории РАН. Одновременно закончил заочную аспирантуру Института всеобщей истории РАН и в 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры». С 1993 по 2008 г. работал в Институте мировой литературы РАН на должности ведущего научного сотрудника, возглавляя группу византийской литературы. В 1988 г. А.И. Сидоров был приглашен преподавателем истории древней Церкви (позднее ему была поручена и кафедра патрологии) в Московскую духовную академию и семинарию. В 1990 г. экстерном закончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 г. — Московскую духовную академию, получив ученую степень кандидата богословия.

http://pravoslavie.ru/128727.html

Завидово. Ансамбль Успенской и Троицкой церквей. Колокольня (новая). Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 2001 и 2003. Адрес: Тверская область, Конаковский район, село Завидово, Ленинградское шоссе, д. 175. Координаты: 56.529587, 36.530252 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Проект колокольни храмового комплекса, с. Завидово. Высота колокольни 45 м. Авторы проекта - архитекторы Соколов Д.С., Никитин К.В. Размеры колокольни в плане 11х10 м, высотой 45 м без креста. Пятиярусная, два первых яруса прямоугольные, три верхних - восьмигранные. Одновременно являются проездными святыми вратами и замыкается оградой с юга и севера. Звон в третьем ярусе. Завершения - луковичная глава и ажурный крест. http://mdmas.ru/hramostroitelst_97.html В 1860-е г.г., после разборки древней колокольни в центральной части храмового комплекса возвели новую. Строительство велось в 1853-1865 г.г. В апреле 1936 г. последний колокол с колокольни был снят, а колокольню снесли. Почти через 70 лет, в 2001 г. трудами настоятеля Валерия Ильина и Попечительского совета храма начато строительство новой колокольни, которое завершилось в 2003 г. Знаменательное событие произошло 10 мая 2003 г. – на третий ярус колокольни были подняты пять колоколов. При большом стечении прихожан, строителей комплекса, многочисленных гостей из окрестных селений, Москвы и Твери архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил чин освящения колоколов. К поднятым колоколам вскоре прибавили ещё семь меньших. Венчают колокольню вызолоченные купол и крест, навершие которого достигает 51 метра высоты. Купол смонтирован на земле. Православный колокольный звон не только указывает время Богослужения, но и способен выражать радость, грусть и торжество. Звуки даже одного церковного колокола представляют собой нечто возвышенное и торжественное. Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон. На колокольню подняты три благовестных колокола: праздничный, полиелейный и простодневный, или будничный. Мерными ударами в один большой колокол созывают в храм Божий к богослужению в праздничные и воскресные дни.

http://sobory.ru/article/?object=48387

Акакий, епископ Тверской и Кашинский (Александр) Родился 15 марта 1482 года. Пострижен в монашество преподобным Иосифом Волоцким , в обители которого и подвизался. 30 марта 1522 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского. 22 июля 1537 года во время пожара в Твери был в опасности и едва спасся. 19 марта 1542 года участвовал в возведении митрополита Макария на первосвятительскую кафедру. 26 февраля 1547 года присутствовал на Соборе по вопросу установления служб и празднеств святому Александру Невскому, преподобным Зосиме и Савватию Соловецким. 15 июля 1551 года преосвященный Акакий участвовал в переговорах на Стоглавом Соборе по делам новгородских священников. Скончался 14 января 1567 года. Погребен 27 января в Желтиковом монастыре. Чин погребения совершал епископ Рязанский Филофей. Преосвященный Акакий не был канонизирован, но имя его упоминается в «Книге о святых» в XVII и XVIII веках, а также и в иконописном подлиннике. Епископ Акакий обладал даром прозорливости. Иеродиакону Варсонофию предсказал, что тот будет его преемником на Тверской кафедре, что впоследствии и исполнилось. Литература: Карамзин H. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 184 2–1843, т. 7. – С. 97, прим. 345, 483; т. 9. – С. 96, 268. Софийский временник или Русская летопись с 862 года по 1534 год: в 2 т./Изд. Павел Строев. – М., 1820–1821, т. 2. – С. 84. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863, т. 6. – С. 264, 295; т. 8. – С. 270. Акты исторические, собранны е и изданные Археографическою комиссиею : в 5 т. – СПб., 1841–1842, т. 1. – С. 333. Акты, собранны е в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии Наук: в 4 т. – СПб., 1836, т. 1. – С. 203. Строев П. М. Описание славяно-российских рукописей. – М., 1825. – С. 132. Описание рукописей Соловецкого монастыря. – Казань, 1881–1886, ч. 1. – С. 476, Л. 360. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 442.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Открылся первый в Тверской епархии церковно-краеведческий музей Тверская область, 13 июня 2006 г . В Завидово состоялось открытие музея истории храмового комплекса села, сообщил сайт Тверской епархии. День начался Божественной литургией в Троицком храме, которую возглавил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Кроме местных прихожан, на богослужении было много гостей из Москвы, регулярно приезжающих сюда, чтобы помолиться в благоговейной тишине храма, исповедаться и принять Таинство Святого причастия. По окончании Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг храма, по ходу которого Владыка и священники осеняли верующих крестным знамением и окропляли святой водой. В 12.00. началась торжественная часть, посвященная открытию музея истории храмового комплекса села Завидово. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил чин освящения и разрезал ленточку перед входом в музей. Когда все гости собрались в зале и расселись по местам, Владыка обратился с приветственным словом ко всем присутствующим: «Сегодняшний день, когда мы отмечаем славное событие Сошествия Святого Духа, является особенным для всего прихода Троицкой церкви – сегодня мы открыли и освятили церковно-краеведческий музей – единственный музей подобного рода во всей нашей епархии, который, безусловно, создан трудами и заботами настоятеля протоиерея Валерия Ильина. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, не раз бывавший в Завидово, дал достаточно высокую оценку деятельности, направленной на воссоздание храмового комплекса и выразил надежду, что именно здесь будет расположен духовный центр». Также Владыка отметил, что в настоящее время, когда ведется мощная оккупация России со стороны тех, кого Господь назвал лжехристами и лжепророками, очень важным является создание подобных духовных центров. Музей, благодаря пожертвованиям Василия Васильевича Анисимова, создан за один год и включает в себя экспозиции с 1560 года по современное время. Начало экспозиции – первые упоминания села Завидово в письменных источниках; представлен вид храмового комплекса в XV – XVI веках – как он выглядел, когда Иоанн Грозный передал село Завидово Архангельскому собору Московского Кремля.

http://pravoslavie.ru/17700.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010