Еще один вариант иконографии представлен на иконе «Св. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина»» (XIII в.; см. фотографию из архива К. Вайцмана: vrc.princeton.edu/sinai/items/show) - изображение Богоматери буквально оплетено ветвями горящего куста с мелкими зелеными листочками, у Ее ног, в меньшем масштабе,- снимающий сандалию прор. Моисей. Этот же мотив присутствует и в росписи алтаря придела Иакова, брата Господня (XV в.), в кафоликоне мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. В палеологовскую эпоху ветхозаветные прообразы Пресв. Богородицы получают широкое распространение. Изображение «Н. К.» входит в состав ветхозаветных циклов в монументальной живописи: образ Богоматери с Младенцем помещался на фоне горящего куста, иногда добавлялось изображение ангела, обращающегося из огня к прор. Моисею. Подобные сюжеты представлены: в нартексе ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295; мастера Михаил Астрапа и Евтихий); парекклисионе церкви к-польского монастыря Хора (Кахрие-джами, 1316-1321); в юж. галерее ц. св. Апостолов в Фессалонике (после 1315 или 1328-1341?); в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в парекклисионе и экзонартексе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320); в притворе ц. арх. Михаила в Леснове (1349); в арке вимы ц. Богородицы мон-ря Зарзма в Грузии (2-я четв.- сер. XIV в.) и др. В рус. памятниках изображение «Н. К.», близкое к палеологовской традиции, включено в росписи храмов Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря (1313), Успения Пресв. Богородицы в дер. Мелётово Псковской обл. (1465), Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в.) и св. ворот Кириллова Белозерского мон-ря (1585); шитый образ имеется на большом саккосе митр. Фотия (нач. XV в., ГММК), на пелене «Неопалимая Купина, с избранными святыми» (кон. XV-XVI в., ГРМ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Помимо сюжетных композиций на вост. стене нартекса находится ростовой Деисус. Композиция представлена в сокращенном изводе - в молитвенном предстоянии Христу изображены Богоматерь и коленопреклоненные севастократор Исаак Комнин (брат имп. Иоанна II Комнина) и принявшая постриг с именем Мелания дочь Михаила VIII Палеолога Мария. Изображение Христа сопровождается эпитетом «Халкитис» и повторяет знаменитый образ, находившийся над медными вратами Большого имп. дворца в К-поле. Расположение такой деисусной композиции указывает на находившиеся в этой части нартекса погребения Исаака Комнина и Марии Палеологины. С целью создания семейной усыпальницы с юж. стороны кафоликона Феодором Метохитом был пристроен параклис, фрески к-рого выполнены одновременно с мозаиками нартекса. Тематика росписи отвечает заупокойному назначению этой небольшой погребальной капеллы. В конхе апсиды изображено «Сошествие во ад», в виме - «Воскрешение сына вдовицы» и «Воскрешение дочери Иаира», на своде и стенах - «Страшный Суд», в куполе - «Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов», в парусах - гимнографы прп. Иоанн Дамаскин, свт. Косма Маюмский, прп. Иосиф Песнописец и Феофан, под куполом на арках и стенах - прообразовательные богородичные сюжеты из ВЗ. Христос и Богоматерь. Мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Фрагмент Деисуса Христос и Богоматерь. Мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Фрагмент Деисуса Чрезвычайно близки росписи мон-ря Хора, но исполнены большей лиричности фрагменты мозаик др. погребальной капеллы - параклиса ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами), расписанного ок. 1315 г. Он был пристроен мон. Марфой, вдовой сановника Михаила Тарханиота, перестроившего церковь в кон. XIII в. В куполе изображен Христос Пантократор в окружении пророков. В алтаре находится Деисус - Спаситель на престоле в конхе апсиды, фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи в нишах вимы; образ Спасителя сопровождается эпитетом «Υπεργαθος» (Преблагой).

http://pravenc.ru/text/387113.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛУГЕ Николай Карлович (1867, Россия - 3.10.1947, Стамбул), рус. художник, копиист и реставратор, один из лучших знатоков раннехрист. искусства наряду с Й. Вильпертом и Ф. П. Рейманом. Ранний период жизни К. не изучен: впервые его имя упоминается в документах Имп. Академии художеств в С.-Петербурге в 1891 г. (возможно, в связи с обучением). В 1897 г., находясь в Палестине, К. получил от РАИК ( Археологического института в Константинополе ) первое ответственное задание - снять планы и сделать фотографии древностей Мадабы , в частности открытой там в 1884-1887 гг. мозаики пола визант. церкви с изображением карты Св. мест (ок. 565). Примерно за год К. выполнил серию планов христ. базилик, акварелей и фотографий с мозаик полов; результаты работ были представлены на заседании РАИК в 1899 г. и позднее опубликованы. Акварельный рисунок «мозаичной карты из Мадабы» приобрело Имп. Православное Палестинское Общество (ИППО). Успех исследования определил дальнейшую судьбу К. В 1899 г. РАИК пригласил его для обмера, расчистки, фотосъемки и копирования мозаик и фресок (ок. 1316-1321) визант. ц. Христа Спасителя мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (Стамбуле). В 1901 г. в парекклисионе храма К. открыл фресковую композицию «Страшный Суд»; при очистке мозаики «Деисус» - надпись; в барабане юго-вост. купола - ранее неизвестные фрески. До 1903 г. вел расчистки и фиксацию, отснял ок. 70 мозаик. Материалы опубликованы Ф. И. Шмитом и использованы в его монографии ( Шмит Ф. И. Кахрие-Джами: История мон-ря Хоры. Архитектура мечети. Мозаики нарфиков//ИРАИК. 1906. Т. 11; Приложение: Кахрие-Джами: Альбом к т. 11 ИРАИК: Рисунки и чертежи, исполненные худож. Н. К. Клуге. Мюнхен, 1906). Тогда же К. начал работы по изучению остатков архитектурных построек мон-ря. С 1903 г. штатный художник РАИК. К. принимал участие в исследованиях РАИК (в 1900 экспедиция в Сирию), выполнял поручения по съемке редчайших рукописей (в 1903 сделал более 120 снимков наиболее важных в научном отношении миниатюр Серальского кодекса, изданных в кн: Константинопольский Серальский кодекс Восьмикнижия: Альбом к т.

http://pravenc.ru/text/1841518.html

Святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Роспись ц. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия. 1208-1209 гг. Святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Роспись ц. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия. 1208-1209 гг. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 324) 25 янв. указана служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря святого (тот же, что и в Типиконе Великой ц.); количество песнопений из Минеи заметно превосходит обычное для будних дней, что подчеркивает праздничность службы. На утрене 1 канон Октоиха и 1 - святого (отсутствующий в совр. книгах). 2-й канон святого помещен 24 янв., что образует своеобразное предпразднство дня памяти Г. Б. На литургии 25 янв. те же чтения, что и по Типикону Великой ц. (со вторыми вариантами прокимна и Апостола). Свт. Григорий Богослов. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. Свт. Григорий Богослов. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 399), относящемся к малоазийской ветви студийской традиции, устав службы 25 янв. в целом сходен с приведенным в Студийско-Алексиевском Типиконе. На вечерне ради памяти Г. Б. отменяется стихословие кафизмы, но утреня заканчивается по будничному чину, с пением стихир на стиховне. На литургии те же чтения, что и в Типиконе Великой ц. (с 1-м вариантом Апостола), на блаженнах - песнь из канона Г. Б. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 112-113), принадлежащем к южноитал. ветви студийской традиции, под 25 янв. описана торжественная служба, включающая вход и чтение 3 паремий Г. Б. на вечерне; замену рядовых кафизм праздничными антифонами из Пс 48, 111, 131, прокимен из Пс 48 и Евангелие (Лк 6. 17-23) на утрене; утреня оканчивается по праздничному чину с пением великого славословия . На литургии те же чтения, что и в Типиконе Великой ц. (с 1-ми вариантами прокимна и Апостола), но Евангелие - Ин 10. 9-16. В Иерусалимском уставе , явившемся развитием малоазийской ветви студийской традиции, с XII-XIV вв. принятом в правосл. Церкви повсеместно, память Г. Б. 25 янв. отмечена праздничной службой с полиелеем или даже бдением (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); чтения литургии - как в Типиконе Великой ц. (с 1-ми вариантами прокимна и Апостола), но Евангелие - Ин 10. 9-16. Евангелие утрени - Ин 10. 1-9. В слав. Типиконах XVI в. и в печатных дониконовских изданиях 25 янв. предписано петь службу с полиелеем (встречаются указания, что по желанию настоятеля может петься и славословная служба), а в случае совпадения с воскресным днем - совершаться всенощное бдение. В исправленном московском издании Типикона 1682 г. 25 янв. появляются указания о пении всенощного бдения (с оговоркой «аще хощет настоятель») и соответствующий праздничный знак (крест в полукруге); в издании 1695 г. и в более поздних, вплоть до совр., праздничный знак был заменен на полиелейный (красный крест), но указания о всенощном бдении сохранены.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Прав. Елисавета с младенцем Иоанном спасаются от преследования. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. Прав. Елисавета с младенцем Иоанном спасаются от преследования. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. В Византии десницей И. П. освящали воду на праздник Крещения Господня, она была одним из атрибутов, используемых в чине поставления на царство императоров (об этом сообщают Антоний Новгородский и Аноним Меркати, см. также: Kalavrezou. 1997. P. 73-74). В XIV в. десница И. П. хранилась в мон-ре Пресв. Богородицы Перивлепты в К-поле, о чем свидетельствуют рассказы многих рус. паломников: Стефана Новгородца, Игнатия Смолянина, дьяка Александра и диак. Зосимы ( Majeska G. P. Russian Travelers. 1984. P. 278). В 1403 г. святыню показывали в этом мон-ре Руй Гонсалесу де Клавихо ( Клавихо Р. Г., де. Дневник путешествия. 1881. С. 57). После завоевания К-поля турками (1453) десница нек-рое время хранилась в султанской сокровищнице, а в 1484 г. султан Баязид II передал ее в дар великому магистру родосских рыцарей-иоаннитов Пьеру Обюссону, желая завоевать их расположение при заключении мирного договора. Об этом известно из переписки султана с магистром ордена иоаннитов, опубликованной Гийомом Каурсеном в 1496 г. в составе «Родосской истории» ( Caorsin G. Rhodiarum historia (1480-1489). Ulm, 1496; ActaSS. Iun. T. 4. P. 769-772). После захвата Родоса турками в 1523 г. святыня была перенесена на Мальту. Сохранились описания реликвии: это была кисть с 3 пальцами, украшенная в XV в. золотом и драгоценными камнями. Она, в частности, упоминается историком Дж. Ф. Абелой в «Описании Мальты» 1647 г. После того как российский имп. Павел I стал гроссмейстером Мальтийского ордена, десница И. П., часть Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери были привезены в 1799 г. с Мальты в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине. В честь этого события был установлен праздник 12 окт. и составлена особая служба. В том же году святыни были перенесены в ц. Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце и ежегодно 12 окт. привозились обратно в Гатчину на 10 дней, где выставлялись в построенном императором храме во имя ап. Павла.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Богородицы, 15 авг. (Ibid. Σ. 268); 520 на попразднство Успения Пресв. Богородицы, 18 авг. (Ibid. Σ. 269); 521 мч. Александру Иконийскому, 21 авг.; 522 мц. Вассе, 21 авг. (Ibid. Σ. 271); 523 мученикам Ору, Оропсу и Иринею, 22 авг. (Ibid. Σ. 272); 524 на перенесение мощей ап. Варфоломея, 25 авг. (Ibid. Σ. 273); 525 прп. Фантину, 30 авг.; 526 мч. Филику, 30 авг. Другие каноны Прп. Иосиф Песнописец. Роспись парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Прп. Иосиф Песнописец. Роспись парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. И. П. принадлежит ряд канонов для седмичных памятей Октоиха, содержащих в 9-й песни (или в 8-й и 9-й песнях) имя Иосиф: 2 венка канонов Господу Иисусу Христу - на понедельники и вторники 8 гласов 527-542); неполный венок канонов (с 2 канонами во 2-м гласе) св. Иоанну Предтече на вторники 543-550); 2 венка канонов Кресту Господню для среды и пятницы 8 гласов 551-566); неполный венок канонов апостолам для четвергов (с 2 канонами в 7-м гласе) 567-574); венок канонов свт. Николаю, архиеп. Мирликийскому, для четвергов 8 гласов (венок канонов в неизменном виде сохр. только в совр. рус. издании Октоиха, в совр. греч. Октоихе канон 2-го гласа другой; 575-582); венок канонов всем святым для суббот 8 гласов (с 2 канонами 1-го гласа) 583-591); 2 канона Пресв. Богородице 592-593); 2 канона Небесным Силам бесплотным 594-595). Если допустить, что И. П. имел определенную гимнографическую программу, то он должен был написать полные венки канонов для каждого дня седмицы. И. П. приписываются следующие каноны Постной Триоди: 596 в Неделю о блудном сыне; 597 в Неделю мясопустную; 598 в пятницу сырной седмицы; 599 покаянный канон на повечерии вторника 1-й седмицы Великого поста; 600 покаянный канон на повечерии четверга 1-й седмицы Великого поста; 601 канон о блудном сыне во 2-ю Неделю Великого поста; 602 канон о посте во 2-ю Неделю Великого поста; 603 канон Кресту в пятницу 4-й седмицы Великого поста; 604 канон Пресв. Богородице в субботу Акафиста; 605 канон для Великого понедельника; 606 канон для Великого вторника; 607 канон для Великой среды. В Цветной Триоди И. П. принадлежат: 608-613 цикл канонов на пасхальную седмицу (с понедельника по субботу); 614 канон в Неделю о расслабленном; 615 канон в Неделю о самаряныне; 616 канон в Неделю о слепом; 617 канон в среду 6-й седмицы по Пасхе на предпразднство Вознесения Господня; 618 канон на Вознесение Господне.

http://pravenc.ru/text/673697.html

редакциях и еще мало изученные. Обручение Иосифа с Марией. Мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Обручение Иосифа с Марией. Мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Особую группу апокрифических евангелий составляют евангелия Страстей и Воскресения. К их числу относится «Евангелие от Петра», сохранившееся отрывочно на греч. языке и известное также по упоминаниям в сочинениях отцов Церкви. Дошедший до нас фрагмент этого евангелия, по структуре близкого к каноническому, посвящен описанию суда над Христом, крестной казни и Воскресения. Суд происходит не перед народом, а в помещении, в осуждении активно участвуют Ирод Антипа и верхушка иудеев, народ же после казни раскаивается в содеянном. Очень подробно описано Воскресение Христа, к-рое происходит на глазах мн. свидетелей и изобилует фантастическими подробностями. Эти эпизоды не имеют параллелей в канонических Евангелиях и связаны с апокалиптической лит-рой. Завершается фрагмент рассказом о явлении Воскресшего Иисуса Христа ученикам. Ученые по-разному оценивают идейную направленность сочинения. Одни считают, что оно возникло в секте докетов, др. полагают, что его отличает иудео-христ. направленность, третьи подчеркивают его антииудейскую заостренность. Вероятнее всего, перед нами произведение, к-рое отразило противоречивые тенденции в развитии христианства того периода, когда евангельский материал еще окончательно не оформился в рамках канона. Сочинение можно датировать 1-й пол. II в. по Р. Х. «Евангелие Никодима», дошедшее в разноязычных версиях, ставило своей целью изложить все древнейшие свидетельства об Иисусе Христе. Текст представляет собой компиляцию неск. источников и делится на 2 части. 1-я - обработка легенд о Понтии Пилате, где описывается суд над Христом, казнь и сопровождающие ее знамения, погребение и Воскресение. Во 2-й части со слов воскресших сыновей Симеона Богоприимца рассказывается о сошествии Спасителя во ад, Его победе над диаволом и о введении арх. Михаилом праведных в рай.

http://pravenc.ru/text/75608.html

П. Ю. Лебедев И. О. в христианских и гностических апокрифах Вручение Девы Марии прав. Иосифу. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Вручение Девы Марии прав. Иосифу. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Важное место отведено И. О. в апокрифических «Евангелиях детства» . В «Иакова Протоевангелии» (кон. II в.) отцовство И. О. впервые объясняется в согласии с учением о приснодевстве Пресв. Богородицы: И. О. был вдовцом и имел сыновей от 1-го брака. Когда Деве Марии исполнилось 12 лет и ее было решено выдать замуж (чтобы охранить данный Ею обет девства), ее мужем из числа вдовцов был избран плотник И. О. Господь Сам указал на него в качестве буд. обручника и защитника Богородицы через знамение: из его жезла вылетела голубка и села ему на голову (Protev. Jac. 8-9). Приняв Марию в свой дом, И. О. отправился на плотничьи работы и вернулся, когда Она была уже на 6-м месяце беременности; через явление ангела он уверился в Ее непорочности. Но книжник Анна донес первосвященнику о том, что жена И. О. непраздна, и супруги должны были пройти особое испытание «водой обличения» (Ibid. 13-16). Поиски И. О. повивальной бабки близ Вифлеема описаны от 1-го лица (Ibid. 18-19). Согласно «Фомы евангелию о детстве Спасителя» (Evangelium Thomae de infantia Salvatoris, кон. II в.) (см. в ст. «Евангелия детства» ), И. О. изготавливал орала и ярма (Ev. Thom. 13. 1; мч. Иустин Философ то же занятие относит к Самому Христу - Iust. Martyr. Dial. 88). И. О. служит объектом то упреков, то похвал соседей и учителей из-за необычного поведения маленького Иисуса и совершаемых Им чудес (Ev. Thom. 2. 3; 7. 2-4; 14. 1; 15. 3-4), ругает и наказывает Его (Ibid. 2. 3; 5. 1-2). В противоположность этому в лат. «Евангелии о Рождестве Марии и детстве Спасителя», приписываемом евангелисту Матфею (Liber de ortu beatae nativitate sanctae Mariae [Pseudo-Mattaei Evangelium], кон. IX в.), подчеркивается почтение, оказываемое И. О. Младенцу Христу во время бегства в Египет (гл. 22).

http://pravenc.ru/text/1470695.html

Существенные различия в источниках о жизни К. М. заставляют относиться к его биографическим данным критически. Напр., А. П. Каждан считает, что историческая ценность этих источников незначительна, но как литературные произведения они представляют большой интерес. Каждан предполагает, что житийная традиция К. М. сформировалась в неск. этапов: изначально сообщалось лишь то, что он был современником Иоанна Дамаскина; затем легенда стала дополняться подробностями, в частности о сиротстве и усыновлении К. М. отцом Иоанна Дамаскина; важным элементом стал сюжет про выкупленного из плена учителя с именем Косма (он, очевидно, заимствован из повести о Варлааме и Иоасафе ); по сходству имен впосл. отождествили К. М. и учителя, и в Житии К. М. появились сведения, изначально относившиеся к биографии учителя (см.: Kazhdan. 1989. P. 131-132). Творчество Прп. Косма Маюмский. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 г. Прп. Косма Маюмский. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 г. К. М. известен прежде всего своими церковными гимнами, к-рые он посвятил многим Господским праздникам и дням памяти святых. О высокой муз. ценности этих песнопений свидетельствует тот факт, что К. М., как и прп. Роман Сладкопевец , знаменитый создатель кондаков, получил эпитет Μελδς (т. е. певец). О гимнографической деятельности К. М. сообщают с разной степенью подробностей все его Жития. Так, напр., в Иерусалимском Житии говорится, что К. М. стал «тимпаном Богу» и «десятиструнной Псалтирью» (PG. 94. Col. 477), в Лаврском Житии ( Δετορκης. 1979. Σ. 25) и в Житии, составленном Иоанном Меркуропулом, перечисляются праздники и памяти святых, к-рых прославил в гимнах К. М. (см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 336-340); в Афинском и Ватиканском Житиях К. М. и Иоанн названы изобретателями новых песнопений ( Δετορκης. 1979. Σ. 69, 79) - судя по всему, подразумевается вклад этих песнописцев в развитие жанра гимнографического канона ; в Халкинском Житии говорится, что К. М. и Иоанн сочинили песнопения, к-рые «по сей день исполняются на вечерне и на утрене, украсили праздники Спасителя, возвеличили Богородицу и святых всех прославили в песнях» ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 279). Каноны

http://pravenc.ru/text/2458835.html

Внешним знаком исцеления служило прикосновение Христа к больному (Мк 1. 31, 41; 5. 23, 41; 6. 5; 7. 32-33; 8. 22-23, 25; Лк 4. 40; 13. 13; 14. 4). Хотя в ветхозаветной традиции важнейшей частью врачевания была молитва (Числ 12. 13-15; 4 Цар 20. 1-2; Пс 6. 3; 29. 3; 40. 5 и др.; Ис 38. 10-20), в канонических Евангелиях прямое обращение Иисуса Христа с молитвой к Отцу о воскрешении умершего больного отмечается только однажды, причем евангелист замечает, что это было сделано «ради народа» (Ин 11. 41-42). Часто говорится о том, что Господь совершал исцеления словом (см., напр.: Мф 8. 16; ср.: Прем 16. 12). Исцеления стали знамением, сопровождающим уверовавших и после Вознесения Господня (Мк 16. 16-20). Они также служат зримым подтверждением проповеди о Христе Воскресшем (Деян 3. 6-10; 8. 6-7) и связаны с верой (Деян 3. 1-10, 16; 14. 8-10). Еще в сер. II в., согласно мч. Иустину Философу , «многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями,- и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками» ( Iust. Martyr. II Apol. 6; однако в Послании ап. Иакова в отличие от Мк 6. 13 об изгнании демонов через помазание прямо не говорится). История Е. Древнейшие свидетельства Иисус Христос исцеляет тещу ап. Петра. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. Иисус Христос исцеляет тещу ап. Петра. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. Среди большого числа свидетельств о различного рода исцелениях и экзорцизмах, совершавшихся христианами в I-III вв., крайне сложно выделить описания именно таинства Е. При этом по раннехрист. источникам известно множество случаев чудесного исцеления от болезней, к-рые совершались без помазания елеем, но с использованием иных средств. Поэтому можно предположить, что изначально помазание елеем было только одним из использовавшихся христианами средств исцеления наряду с возложением рук, освященной водой, заклинанием больного именем Господним, участием в таинстве Евхаристии, к-рое раннехрист. авторы называют «врачевством бессмертия» ( Ign. Ep. ad Eph. 20. 2) и «лекарством жизни» ( Serap. Thmuit. Euch. 1), и др.

http://pravenc.ru/text/189773.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010