Положение второе Какие существуют виды Предания? Предание делится на многие виды, среди которых наиболее важны Божественные, Апостольские и Церковные Предания. Божественные Предания называются так потому, что они берут начало от Самого Христа, тайно учившего Своих Апостолов. Об этом учении явственно не сказано и, в частности, о нем не говорится в Священном Писании, если только не в самом общем виде в Деяниях Апостолов, где сказано: которым и явил Себя живым (Христос Апостолам), по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием ( Деян. 1, 3 ). Такова суть Предания о служении и совершении Святых Таинств, о том, как их должно совершать и освящать, о чем мало сказано в Священном Писании, и мы знаем о них только из Божественного Предания. Поэтому Апостол Павел говорит Коринфянам о Таинстве Евхаристии: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал ( 1Кор. 11, 23 ). Предания называются Апостольскими, поскольку пришли от Апостолов, наставлявшихся Святым Духом. Таким является пост святой четыредесятницы и другие посты, о которых 69 Апостольское правило гласит: «Если кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или иподиаконов, или чтецов, или певцов, в четыредесятницу, то есть в великий пост, не постится, а также в течение года, по средам и пятницам, да будет извержен, если только ему не препятствует в совершении постов телесная болезнь, ибо по немощи разрешается для укрепления сил вкушать масло и вино. Если же не постится мирской человек, да будет отлучен». Смотри Кормчую книгу, лист 19, на обороте. Апостольские предания от Божественных отделяет сам Апостол Павел, говоря: не я повелеваю, а Господь ( 1Кор. 7, 10 ), и ниже: Прочим же я говорю, а не Господь ( 1Кор. 7, 12 ). Церковные Предания представляют собой давние церковные обычаи, берущие начало от пастырей и учителей, часто же и от самого народа, и по общему согласию имеющие силу закона. Молиться к востоку, ограждать себя крестным знамением, освящать воду и тому подобное – все это относиться к Церковным Преданиям. О таковых Апостол Павел говорит: А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии ( 1Кор. 11, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Претыкание второе Создание и почитание икон в Святом Писании не описывается или обрисовывается негативно. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ, ВО-ПЕРВЫХ: Разве вы не читали в Ветхозаветном Писании о создании херувимов, скинии, ковчега и других образов? А в Новой Благодати Сам Христос древнюю церковь со изображениями назовет Домом Божиим, чтобы шли в него молиться язычники. И на убрусе Он изобразил Свое Лицо, и Апостолы, уже совершенно оставив Ветхозаконные обряды, по Вознесении Господнем ходили молиться в Церковь с иконами ( Деян. 3 ). ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: Где в Писании явно говорится о единосущии Сына Божия со Отцем Предвечным? Где в Писании явно говорится о едином лице во Христе? Однако вы в это веруете и исповедуете. Но откуда у вас эта вера, если не от Святого Писания, то от Вселенских Соборов и Преданий боговещанных Отцов. Так и мы говорим о почитании святых икон. ОТВЕЧАЮ, В-ТРЕТЬИХ: Если бы и не было в Писании упоминаний об иконах, существует предание от Апостольских времен, узаконенное святыми Отцами, о почитании святых икон (как выше и было показано.) Знаю, что вы отвергаете предания, но тяжело вам идти против рожна. Разве не слышите, как говорит Павел: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11, 2 ). И в конце той же главы: Прочее устрою, когда приду ( 1Кор. 11, 34 ). И СНОВА: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес. 2, 15 ). За Апостолом Павлом следуют все Вселенские Соборы, все святые Отцы. Так что вы хотите отнять блистание у солнца. Но об этом будет в другом Догмате, там, где речь пойдет о Преданиях. Претыкание третье В Первенствующей Церкви, начиная от Христа и от Апостольских времен, не было икон в течение пяти столетий. Поэтому и сегодня их подобает извергнуть. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ, ВО-ПЕРВЫХ: И на тебя самого, противниче, било твое обращаю. Когда ты был младенцем, то не имел зубов, а сейчас ты совершенный муж и снова хочешь остаться без зубов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

271. ПОЧЕМУ НАША ЦЕРКОВЬ ИМЕНУЕТСЯ “ВОСТОЧНОЙ”? В насажденном на востоке рае, была основана первая Церковь безгрешных прародителей; там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Своей, христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной. По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь. 272. ПОЧЕМУ НАША ЦЕРКОВЬ ИМЕНУЕТСЯ “АПОСТОЛЬСКОЙ”? Церковь называется Апостольской, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Св. Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной, или Правоверующей. Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф 2:19-20). 273. Символ веры, когда называет Церковь Апостольской, наставляет твёрдо держаться учения и преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на учении апостолов. Ап. Павел говорит: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Сол 2:15). Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайтеся (Тит 3:10). Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти (Тит 1.10-11). Если и церкви не послушает, то будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф 18:17). 274. В Церкви существует учреждение, в котором сохраняется преемство апостольского служения — это церковная иерархия, или священноначалие. 275. ОТКУДА НАЧАЛО ИЕРАРХИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ? Иерархия Православной Церкви ведёт своё начало от Самого Иисуса Христа и от сшедшего на апостолов Св. Духа, и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства. Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Еф 4:11-12).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

   «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян.2:2—4). Так началась история христианской церкви — с нисхождения Святого Духа на апостолов в Иерусалиме во время праздника Пятидесятницы. В тот же день после проповеди св. Петра приняли крещение три тысячи мужчин и женщин и образовалась первая христианская община Иерусалима.    Вскоре члены Иерусалимской церкви разбрелись по миру в результате гонений, последовавших за гибелью св. Стефана. Христос велел: «Итак, идите, научите все народы» (Мф.28:19). Повинуясь этой заповеди, они проповедовали везде, куда бы ни приходили: сперва евреям, но вскоре и неевреям тоже. Некоторые эпизоды этих апостольских странствий увековечил св. Лука в Деяниях, другие сохранило церковное предание. За поразительно короткий срок небольшие христианские общины распространились по всем крупным городским центрам Римской империи и даже за ее пределами.    Империя, по которой странствовали эти первые миссионеры, была — особенно в восточной части — империей городов. Этот факт предопределил административное устройство первоначальной церкви. Основной структурной единицей была городская община, управляемая епископом; в помощь епископу предавались пресвитеры (священники) и диаконы. Сельская округа подчинялась церкви города. Эта модель, с характерным трехсторонним служением — епископов, пресвитеров и диаконов — утвердилась в некоторых местностях уже к концу I в. Это явствует из семи коротких посланий, написанных св. Игнатием, епископом Антиохии, около 107 г. на пути в Рим, где ему предстояла мученическая смерть. Игнатий придает особое значение двум вещам: власти епископа и евхаристии. Он рассматривает церковь как иерархический и одновременно сакраментальный организм. «Епископ каждой церкви, — пишет Игнатий, — председательствует на месте Бога». «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до церкви… Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь». Первой и главной обязанностью епископа является служение евхаристии — «этого врачевства бессмертия».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

ВО-ВТОРЫХ: Как луна весь свой свет берет от солнца, так и Церковь весь свет веры и святыни принимает от Христа. В-ТРЕТЬИХ: Как луна подлежит изменениям, так и Церковь : ибо иногда в мире, иногда же в гонении бывает – однако никогда не оскудевает. Удивляюсь же противникам, как они только это одно подобие луне употребляют на уничижение Церкви, минуя столь многие титулы, служащие ее похвале: ибо Церковь Христова аллегорически называется в Святом Писании не только Луной, но и Солнцем, и Вертоградом Заключенным, и Источником Запечатленным, Раем, Столпом, Голубицей Красной, Градом Божиим, Ковчегом Ноевым, Землей живых. Женой, в солнце облаченной, Царицей в ризах позлащенных и т. д. Минуя все эти хвалебные титулы, досаждают ей луной. Но не удивительно: изверги они Церкви Христовой, а не ее сыны. Из этого длительного доказательства следует, что истинная Церковь Христова не оскудевает и не может оскудеть, и она всегда одна и та же, от Христовых и Апостольских времен и доныне. Так что напрасно и ложно противники называют себя обновителями «падшей» Церкви Христовой. Напрасно и ложно их обновление, напрасна и ложна их догматика, которая учит отвергать святые иконы, не призывать святых и т. д. 7). Истинная Церковь Христова есть Невеста Христова, о которой Господь сказал Пророку Осии в главе 2: И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости, и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа ( Ос. 2, 19–20 ). И Апостол Павел в Послании к Ефесянам, в главе 5, говорит: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь (Еф. 5, 25). И ниже: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 28–29). И ниже: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5, 31–32). Он также обращается к Коринфской Церкви он: обручил вас Единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор. 11, 2 ). Из этих слов следует, что истинная Церковь Христова есть Невеста Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Вступать в полемику следует тогда: 1) когда вы чувствуете свое превосходство над противником; 2) когда полемика навязана вам, и отказ от нее может быть истолкован как неуверенность в своей правоте. Полемика должна вестись в духе апостольском, т.е. с достоинством, приветливостью и учительностью. Необходимо помнить, что вы являетесь проповедником мира, ибо к миру призвал нас Господь, а поэтому последователям Его не должно враждебно относиться к кому бы то ни было, даже к сектантам. Во время беседы с ними необходимо соблюдать спокойствие, самообладание, беспристрастность, потому что нервозность вредит делу. А в случае надобности напомнить оппоненту, что: «рабу Господню не должно ссориться, но быть приветливым ко всем» ( 2Тим. 2:24 ). Высокомерие, насмешки, колкости не убеждают, а, наоборот, вызывают раздражение. Вместе с тем, инициативу следует держать в своих руках, главное, стараться, чтобы собеседник не отклонялся от темы диалога. Сделайте закладки по тематике разных цветов в Библию нисходящей лесенкой для быстрого нахождения нужного места в тексте. Старайтесь, чтобы беседа была общедоступной. Сам Иисус Христос говорил простым, понятным языком. Примеры и притчи, приводимые Им, были кратки, доступны и убедительны. Говоря о дифференциации сект по их вероучительным признакам, прежде всего следует сказать об отсутствии у них исторического преемства от Кафолической Вселенской Церкви. Обычно оппоненты-сектанты спрашивают, почему мы именно так формулируем понятие Церкви: « Церковь есть совокупность верующих людей, соединенных верой в Иисуса Христа, Законом Божиим, священноначалием и таинствами»? Где в Священном Писании есть указание на такие ее свойства? В Евангелии от Матфея сказано: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:19–20 ). Вот и выстраивается структура Церкви: «научите» – апостолам поручается учить народы вере (ибо «вера от слышания» – Рим. 10:17 ); «крестя» – присоединять к Церкви через таинства (которых, как известно, в Церкви семь); «уча – соблюдать все, что Я повелел», т.е. Закон Божий, заповеди ( Мф. 19:17 ); «се, Я с вами...» – апостолы должны были рано или поздно покинуть этот мир, но Господь обещает Сам пребывать с чадами Церкви «во вся веки», при условии, что они будут следовать апостольскому делу, продолжат его, сохраняя в неповрежденности (тут идет речь об апостольской преемственности).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Лучшим средством для устранения искажений в интерпретации святоотеческих мыслей о границах Церкви, которые иногда искусственно притягивались для обоснования предвзятых концепции, будет объективное и точное их изложение. 32 Необходимо также дать адекватную экклезиологическую интерпретацию церковных правил относительно присоединения раскольников, ибо чин приема переходящих в Православие из того или иного инославного общества является самым универсальным мерилом удаления этого общества от Кафолической Церкви 33 . Подлинное содержание канонов опровергает ошибочные воззрения по вопросу о границах Церкви. Само существование трех чинов присоединения отступников говорит о том, что Православная Церковь , с одной стороны, не смотрит на себя как на одну из ветвей Вселенской Церкви, ибо раскольников она присоединяет «к части спасаемых» (95-е правило Трулльского Собора). С другой стороны, Церковь не рассматривает инославные общества как вовсе чуждые ей, ибо иначе она бы всех принимала через Крещение и не существовало бы ни второго, ни третьего чинов приема. Разделения омрачали церковную жизнь уже в апостольскую эпоху. В Писаниях апостольских нет недостатка в предостережениях от доверия к тем, кто пытался разодрать нешвеный Хитон Спасителя. «Удивляюсь, – писал апостол Павел в Послании к Галатам, – что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово» ( Гал. 1:6–7 ). В Откровении святого Иоанна Господь повелевает апостолу написать «ангелу Ефесской Церкви»: «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу» ( Откр. 2:1, 6 ). Но не всякое разномыслие в апостольскую эпоху приводило к разрывам и отлучениям. Апостольский Собор, состоявшийся под председательством Иакова Праведного, уладил разногласия между апостолом Павлом, крестившим язычников и не возлагавшим на них бремени ветхого закона, и христианами из иудеев, «говорившими, что должно обрезывать язычников» ( Деян. 15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Понятие о Христианской Православной Церкви Столп и утверждение истины освящающей и спасающей ( 1Тим.3:15 ; Ин.17:17 ) есть Церковь Христианская Православная. Она есть средоточие духовного света и жизни, подобно средоточию видимого света, которой из одного центра распространяет во всей вселенной свет и теплоту. Православной называется Церковь Восточная, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет все преданное от Апостолов. Ибо Господь сказал своим ученикам: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин.20:21 ); а Апостол Павел говорит: И как проповедовать, если не будут посланы ( Рим.10:15 ); И никто сам собою не приемлет этой чести (священства), но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя ( Евр.5:4–5 ). Посему нельзя назвать Православным ни того общества, которое не имеет непрерывного посланничества от Иисуса Христа и Апостолов, ни того, которое допустило отступления и изменения в Апостольской вере, сохраняемой Вселенской Церковью . Такие общества Св. Василий Великий именует сборищами самочинными, раскольническими и еретическими 1 . Тертуллиан говорит: «подлежит принимать только то, что преподали Апостолы, а узнавать, чему именно учили Апостолы, должно не иначе, как от тех церквей, которые сами Апостолы основали и научили сперва живым голосом, и потом уже через свои послания. Пусть еретики покажут происхождение своих церквей, порядок и преемство своих Епископов: – восходит ли оно до которого либо Апостола, или до кого-нибудь из тех Апостольских мужей, которые жили вместе с Апостолами даже до их кончины» 2 . Но непрерывному и неизменному от времен Апостольских продолжению во вселенной и хранению учения и постановлений Церкви Вселенской, Восточная Православная Церковь есть Вселенская, или Кафолическая: ибо для бытия таковой важно не пространство места, а пространство непрерывного ее продолжения во вселенной, согласно и единомысленно с учением Апостольским и постановлениями Вселенской Церкви. Члены Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Странный вопрос. А Вы статью полностью прочитали? Именно Апостольская Церковь и называется сегодня Православной. На западе православных христиан называют ортодоксами. Т.е. когда католики отпали, то для подчеркивания своей " правильности " стали называть себя кафолической(католической) церковью. А остальные так и остались, и стали соответственно называться ортодоксами, т.е. по русски - православными. Александр 23 июля 2015, 22:53 А разве православная церковь существует с Апостольских времен? Мне всегда казалось что православие упускает важность еврейства в христианстве. Девятая глава послания к Римлянам хорошо описывает важность еврейской составляющей. Фролов 2 июля 2015, 17:40 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». От Иоанна 5:24. Владимир Загрунский 8 марта 2015, 21:36 Спаси Господи! Александр 13 февраля 2015, 17:13 Надежда, спаси Господи. Ещё одно объяснение, книги Николая Варжанского: " Сектанты говорят: Матф. 18, 20: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Так и мы собираемся, и среди нас Христос. Это и есть Церковь наша, а Православной Церкви мы не признаем. Православный ответ : 1) 2 или 3 не составляют Церкви, а больше, как сказано: скажи или 2 или 3 свидетелям, а если не послушает обидчик, тогда скажи Церкви. 2) Если каждые 2-3 есть Церковь, тогда очень много церквей, а на деле, ведь, одна должна быть. 3) Матф. 18, 19 объясняет, что здесь речь не о Церкви, но о молитве. " Надежда 15 января 2015, 11:37 Спасибо, отличная статья. Получила ответы на многие вопросы. Александр 12 января 2015, 18:03 Светлана, Господь один, истина одна и истинная церковь тоже одна. Разделить ни Господа, ни истину, ни Его церковь на части невозможно. Но возможно отвратиться от Бога, извратить истину и отпасть от церкви. В данном случае Господь Иисус Христос, как Глава церкви, обращается к своим ученикам, т.е. тем верующим, которые исполняют Его Волю. Вспомним: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Матф. 7:21).

http://pravoslavie.ru/72693.html

ВО-ПЕРВЫХ: У новых христиан возник спор о том, следует ли обратившимся ко Христу обрезываться и хранить Иудейский Закон Моисея. Христиане считали, что следует, но Павел и Варнава были против ( Деян. 15, 1 ). Как разрешился этот спор, Писанием ли? Нет. По согласию обеих сторон было решено обратиться к Апостолам и старейшинам Иерусалима, чтобы они разрешили спор на общем собрании и умиротворили народ. Апостолы и старейшины, которые тогда находились в Иерусалиме, призвав Святого Духа, постановили: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете ( Деян. 15, 28–29 ). Зде предстоит рассмотреть два момента. Во-первых, этот спор об обрезании вполне могли разрешить и сами Павел и Варнава, так как оба они были апостолами, Пророками и учителями и оба были избраны Святым Духом на дело благовестия, оба они проповедовали Евангелие во многих местах ( Деян. 13, 1 ). Однако они не сделали этого, чтобы дать всем образец решения споров о вере, и чтобы в таких случаях всегда обращались к церковным старейшинам и Соборам, на которых выносилось бы соответствующее решение (Деян, 14, 25). Во-вторых, скажите, каким образом принималось решение об обрезании на том Апостольском соборе, на основании ли Писания? Писание можно привести в пользу и сторонников, и противников обрезания. В пользу сторонников обрезания будут такие слова из Книги Бытия, глава 17: обрезывайте крайнюю плоть вашу ( Быт. 17, 11 ). И ниже: Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой ( Быт. 17, 14 ). Напротив. Писание свидетельствует в пользу противников обрезания, в Книге Второзакония, в главе 30: И обрежет Господь Бог твой сердце твое (во другом переводе написано: и обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего) ( Втор. 30, 6 ). Здесь Писание гласит, что обрезание в Новой Благодати становится не плотским Иудейским, а заменяется духовным обрезанием сердец. Об этом говорит и Пророк Иеремия в главе 4: Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды ( Иер. 4, 4 ). Эти тексты Писания, свидетельствующие в пользу как сторонников, так и противников обрезания, могли быть приведены на Апостольском Соборе, однако не приводились. И решение спора об обрезании было принято на основании не Писания, а исполнения воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010