Глава XXXVIII. Как понимать 8-е правило первого Вселенского собора 1) О именовавших некогда самих себя чистыми, но присоединяющихся к кафолической и Апостольской церкви, благоугодно св. и великому собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедати, яко прилепятся и последовати будут определениям кафолической и Апостольской церкви, то есть, будут в общении церковном и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния уставлено, и срок прощения назначен. Надобно, чтобы они во всем последовали определениям кафолической церкви. И так где, или в селах, или во градах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних: да будут в том же чине. Аще же там, где есть епископ кафолической церкви, некоторые из них приступять к церкви: явно есть, яко епископ православной церкви будет имети епископское достоинство: а именующийся епископом у так называемых чистых, пресвитерскую честь имети будет: разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот участвовал в чести имени епископа. Аще же то ему неугодно будет, то для видимого сопричисления такового к клиру, изобретет для него место или хорепископа или пресвитера: да не будет двух епископов во граде» (8 пр. I Всел. соб. Полн. Кормч. 36–37 стр.). 2) Зонара в толковании сего правила: «Правило определяет, чтобы приверженцы его (Новата) ереси, когда обращаются к церкви, были приемлемы с письменным исповеданием, что будут соблюдать догматы кафолической церкви и будут принимать отвергшихся Христа по необходимости, и будут устроять их по временам, определенным для покаяния падших... и что будут в общении с двубрачными. – Если они рукоположены во епископов и пресвитеров, или диаконов, то присоединяемые из них к церкви остаются в клире, в своих степенях, если в церквах, в которых рукоположены они, нет других. Как они погрешили не уклонением от веры, а братоненавидением и недопущением покаяния для падших и обращающихся, то поэтому собор принял и рукоположение их, и определил, чтобы они оставались в их степенях, если не будет епископа в кафолической церкви того города»... (Полн. Кормч. стр. 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Скачать epub pdf Статья архимандрита Георгия (Капсаниса) , игумена монастыря Григориат (Святая Гора Афон), посвящена вопросам богословского диалога с Римо-Католической церковью. Содержание 1. Экклесиология униатских общин идентична экклесиологии, на которой утверждалась Уния XVI в. Это подтверждают слова еп. Димитрия Салахаса, прозвучавшие на его рукоположении. 2. Ватикан поддерживает Унию 3. Экуменическая терпимость к Унии с точки зрения экклесиологии крайне проблематична 4. Ватикан использует богословский диалог как средство соблазнения православных и изменения их церковного сознания     Недавно Папа Римский назначил епископом и апостольским экзархом для немногочисленных афинских униатов рукоположенного 24 мая 2008 г. во епископа Каркавийского униатского клирика г-на Димитрия Салахаса, профессора Римского Института Восточных Исследований и члена Смешанной богословской комиссии диалога между православными и католиками. Для афинской униатской общины это событие, видимо, судя по произнесенной речи г-на Салахаса, произнесенной им в день рукоположения, и сообщения, размещенного на их интернет-сайте, имеет очень важное значение. Но для православных этот факт может быть охарактеризован как печальный и вызывающий, поскольку снова возвращает к жизни проблему Унии, в очередной раз обнаруживает намерения Ватикана в отношении Православия и показывает, сколь опасна для Православия перспектива так называемых богословских диалогов. Это достаточно убедительно доказывают следующие факты. 1. Экклесиология униатских общин идентична экклесиологии, на которой утверждалась Уния XVI в. Это подтверждают слова еп. Димитрия Салахаса, прозвучавшие на его рукоположении. В начале он говорит: «Наша община составляет малую часть Кафолических Церквей на Востоке». И это – правда: все униатские общины вышли из недр Православных Восточных Церквей и стали «кафолическими», поскольку приняли папский примат и папские догматы . Они называют себя «Кафолическими Церквями на Востоке», потому что верят, что общение с Папой сделало их «кафолическими», полными церквами, гарантируя им кафоличность, в то время как прочие Восточные Церкви, не имеющие общения с Папой (Православные Церкви и антихалкидонские, монофизитские и несторианские церкви, которые не присоединились к Унии), «кафолическими» не являются. Они, как говорит о них II Ватиканский Собор, суть «частные или поместные Церкви, между которыми первое место занимают Патриархальные Церкви» (Указ об экуменизме, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

К сожалению правоверных ревностных сынов Православной Грекороссийской Церкви, ныне находится в любезном Отечестве нашем, правоверной России, премножество людей, под названием старообрядцев, кои по крайнему неведению и простоте, чрез обольщение злонамеренных развратников, отлучились от союза Матери нашей, Святой, Соборной и Апостольской Кафолической Церкви; и по причине сего отступления среди их возникло множество разных сект, 1 под разными названиями, несогласных между собою во мнениях, а между тем, каждая секта по невежеству своему думает, и других уверяет, будто в ней только одной имеется Св. Церковь и спасение, а у других нет. Я многогрешный, живши между ими не малое время, испытал вздоры их, о каковых прилично сказать словами царственного пророка: видех неразумевающыя, и истаях ( Пс.118:158 ). Почему, побуждаясь сердечным сокрушением о душевной погибели сих бедных, я рассудил, по обязанности христианской любви 2 , сочинить сию книгу, под названием: Доказательства непоколебимости и важности Святой, Соборной и Апостольской Кафолической Церкви Восточной, в пользу тех людей, которые отлучились от Святой Церкви, желая им возвращения к оной. В книге сей я старался показать, что есть Церковь , и в чем состоит существо ее, по 9-му члену Символа Веры , читаемому во все дни: «Верую во «едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », в составе которой и наша Православная Великороссийская Церковь содержится; и что без соединения с сею Святою Церковию спасение получить ни под каким видом не возможно. По сему предмету, для прославления Святой Церкви и уверения сумнящихся о святости и непорочности ее, понудился я, не взирая на все мои слабости, при содействии Божией помощи, собрать достоверные доказательства из уважаемых старообрядцами старопечатных книг, как то: от Священного Писания : Евангелия, Апостола, Апокалипсиса; от Великого Катихизиса; от книги, именуемой: О Правой Вере; от книги, именуемой: Кириллова, от Маргарита Св. Иоанна Златоустог о, от священномученика Игнатия Богоносца и от других православных церковных писателей, уверяющих о святости и важности Церкви 3 Иисус Христовой и о важности епископского сана и власти епископов, поскольку без епископа Церковь и христианство быть не может, равно как и о душепагубном состоянии находящихся вне сего священного ковчега. Все сие люботщательный читатель 4 может видеть в сей малой книжице в следующих главах и параграфах, и увериться в истине Православной Церкви нашей, яко сия есть истинная Церковь Иисус Христова, непреодоленная вратами адовыми ( Мф.16:18 ), и будет пребывать до скончания века непреодолима всеми еретиками и гонителями, даже и самим сатаною со всеми злобными духами. Оглавление на книгу сию, в которой главе о чем писано

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Справедливо и истинно Святую Марию называем Богородицею, ибо это имя составляет все таинство домостроительства. ПВ III,12 1. Когда при конце своей исповеднической жизни святой Иоанн Дамаскин писал свое самое главное творение - " Точное изложение православной веры " он прежде всего подчеркнул Божественное Предание Православной Кафолической Церкви. Все, что он пишет о Боге, о Святой Троице, о Христе и о Пресвятой Богородице, черпает он из Божественного Предания, которое нам открыто и передано Богом через все спасительное домостроительство Христово. " Все, что передали нам закон и пророки, Апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и почитаем; а выше того ничего не ищем... Это мы должны принимать, в этом пребывать и не перемещать пределов вечных не преступать Божественного Предания " (ПВ I,1). То же самое писал святой Иоанн и раньше в своих " Словах в защиту святых икон " : " Посему, братия, станем на скале веры и на Предании Церкви, не изменяя пределов, которые положили святые отцы наши, не давая места желающим вводить новое и разрушать строение Святой Кафолической и Апостольской Церкви Божией " Божественное Предание для Дамаскина есть именно все это здание, или тело, Кафолической и Апостольской Церкви которая создана на основании, то есть на краеугольном камне (ср.: 1Кор.3:11; Еф.2:20) апостола Павла и на стене богословия (см.: Мф.16:18) апостола Петра, которая есть Христос (ср.: 1Кор.10:4) Верность Дамаскина Преданию Церкви заключается прежде всего в его христологии. Так же как и Писание и [святые] отцы, Дамаскин смотрит на все и все толкует христологически. Христос Спаситель, Единый из Святой Троицы, рожденный от Девы, Бог и Человек, есть центральная тема всего Писания и Предания также и всего богословия святого Иоанна Дамаскина. Христология захватывает большую часть его творений: не только " Точного изложения православной веры " , где из четырех книг две с половиной посвящены христологии, но и в самих Гомилиях о Богородице доминирует христология, как это видно при простом чтении их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Старец, великий перед Богом, по имени Кириак, жил в Лавре Каламонской около священного Иордана. Однажды пришел к нему брат по имени Феофан из страны Дора и спросил старца о блудных помыслах. Старец начал наставлять его речами о целомудрии и чистоте. Брат, получив от этих наставлений великую пользу, воскликнул: “Отец мой, в моей стране я нахожусь в общении с несторианами. Не будь этого – я бы остался с тобой!” Услыхав имя Нестория, старец глубоко опечалился погибели брата и стал убеждать его и молить, чтобы он оставил эту пагубную ересь и присоединился к Святой Кафолической и Апостольской Церкви. “Невозможно спастись, если не будешь право мыслить и веровать, что Пресвятая Дева Мария есть истинная Богородица.” – “Отче, – возражал брат, – да ведь все ереси говорят точно так же: если не будешь в общении с нами, не получишь спасения. Не знаю, как мне, несчастному, и поступить. Помолись Господу, чтобы Он явно показал мне, какая вера истинная.” Старец радостно выслушал слова брата. “Оставайся в моей келии, – сказал он. – Я уповаю на Бога, Он по Своему милосердию откроет тебе истину.” И, оставив брата в своей пещере, старец отправился к Мертвому морю и стал молиться о брате. И точно, на другой день, около девятого часа, брат видит, что кто-то явился к нему, страшный по виду, и говорит: “Пойди и познай истину!” Взяв его, повел в место мрачное, смрадное, испускающее пламя, и показывает ему в пламени Нестория и Феодора, Евтихия и Аполлинария, Евагрия и Дидима, Диоскора и Севера, Ария и Оригена и других. И говорит явившийся брату: “Вот это место уготовано еретикам и тем, кто нечестиво учит о Пресвятой Богородице, равно как и тем, кто следует их учению. Если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не хочешь такого наказания, обратись к Святой Кафолической Церкви, к которой принадлежит и наставлявший тебя старец. Я говорю тебе: если бы и всеми добродетелями украсился человек, но коль он неправо верует, то попадет в это место.” При этих словах брат пришел в себя. Когда старец возвратился, брат рассказал ему все, что видел, и в скором времени присоединился к Святой Кафолической и Апостольской Церкви. Оставшись в Каламоне при старце, он прожил с ним несколько лет и скончался в мире. (Луг духовный. С. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Господь наш Иисус Христос , основав на земле свою Церковь , дал ей особенные, высокие преимущества, такие, которыми упрочивается её существование в мире, утверждается её благоустройство и благосостояние, расширяется и усиливается её действование ко спасению верующих. Преимущества эти существенны; ибо принадлежат к самому существу Церкви: без них Церковь , не имея твердого основания, не могла бы существовать и действовать в мире и не достигала бы своего высокого назначения. Преимущества эти вышеестественны: ибо имеют непосредственное Божественное происхождение и основание, а не человеческое, и заключают в себе особенные силы благодатные, Божественные, а не человеческие; они неизменны и непреложны: ибо ни Церковь сама по себе никогда не может лишиться этих преимуществ, ни внешние причины и никакие силы в мире не могут уничтожить их. Они в совокупности своей составляют то Божественное полномочие, которое дано Церкви свыше для того, чтобы действовать в мире сообразно её всемирному назначению, т.е. приводить земные народы ко Христу, блюсти чистоту Божественного учения, сохранять и развивать все средства Спасения, данные миру в Божественном искуплении, благоустроить жизнь верующих по духу Христову. Такие преимущества, по всей полноте и силе своей и в своем всемирном действии, принадлежат только Церкви Православно-Кафолической, или вселенской. Церкви поместные могут обладать и действовать ими только в своих пределах и постольку, поскольку соединяются, единством веры и духа, с Церковью вселенской. Общества Христианские, отпадающие от Церкви Православно-Кафолической, теряют эти преимущества, особенно такие общества, которые отступают от главнейших оснований Церкви, т.е. единения веры и Апостольского преемства в Священстве. Приступая к изложению особенных преимуществ Православной Церкви, заметим предварительно, что будем иметь в виду Церковь вселенскую, а не поместные Церкви; духовные преимущества их, в разных отношениях подлежащие влиянию местных обстоятельств, должны составлять предмет особых рассуждений. Поэтому не будем здесь касаться и отечественной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Правило 8 Первого Вселенского Собора, Никейского О именовавших некогда самих себе чистыми, но присоединяющихся к кафолической и апостольской церкви, благоугодно святому и великому собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедати, яко прилепятся и последовати будут определениям кафолическия и апостольския церкви, то есть, будут в общении церковном и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния уставлено, и срок прощения назначен. Надобно, чтобы они во всем последовали определениям кафолическия церкви. И так где, или в селах, или во градах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних: да будут в том же чине. Если же там, где есть епископ кафолическия церкви, некоторые из них приступят к церкви: явно есть, яко епископ православныя церкви будет имети епископское достоинство; а именующийся епископом у так называемых чистых, пресвитерскую честь имети будет; разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот участвовал в чести имени епископа. Если же то ему не угодно будет: то для видимаго сопричисления таковаго к клиру, изобретет для него место или хорепископа, или пресвитера: да не будет двух епископов во граде . ( Ап. 68 ; II Всел. 7 ; Трул. 95 ; VII Всел. 14 ; Анкир. 13 ; Неокес. 14 ; Антиох. 8 , 10 ; Сердик. 6 ; Карф. 47 , 57 , 66 , 69 и 99 ; Василия Вел. 1 , 47 , 89 ; Феофила Алекс. 12 ) . Кафарами ( καθαρο, чистые) или новатианами назывались последователи Новата, пресвитера карфагенской церкви, и Новатиана, пресвитера римской церкви III века 421 . В чем состояли их заблуждения, говорит само правило, а именно: проникнутые духом чрезмерной строгости, они отрицали навсегда право вступления в церковь тем, которые отпадали во время гонения от христианской веры, сколько бы таковые после ни каялись; во вторых, они считали тяжким и непростительным грехом второй брак, вследствие чего, женившимся, после смерти первой жены, во второй раз, навсегда отказывали в св. причащении, как недостойным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Скачать epub pdf Н. Р. Бобров († 1970 г.) Открытое письмо православным русским людям [по поводу «автокефалии» Американской митрополии]. «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» ( 1Иоан. 2, 19 ). Итак, порочный круг, наконец, сомкнулся. Многолетния блуждания, многократныя колебания, клятвы в верности, обман – в предательстве, ложь, клевета и инсинуации – завершились естественным концом – «духовной смертью», наглядным превращением «американской митрополии» в «церковный труп». «Затея с получением «автокефалии» имееть, т.-ск., – свою «историческую давность». Ее пытался осуществить, правда кустарным способом, еще митрополит Платон. «2-го февраля 1927 года митр. Платон собрал «священный синод» из подведомственных ему епископов. Председателем его назначил сиро-араба Евфимия, еп. Бруклинского, которому предложено было составить конституцию «святой восточной православной кафолической и апостольской церкви в Северной Америке». Через 6 месяцев, 14 сентября, созванный Собор епископов ее одобрил и принял в составе митр. Платона и пяти епископов: Евфимия, Феофила, Амфилохия, Арсения, и Алексия. Затем она утверждена была гражданским путем по законам штата Массачузеттса и 1 декабря объявлена. 19 декабря 1927 года от имени «Святейшего Синода Американской Православной Кафолической Церкви» разослано было всем главам Поместных Церквей уведомление об основании в Америке нового и юнейшего члена семьи Православной Кафолической церкви, – независимой, автономной и автокефальной Американской церкви. Учредители этой «автокефалии» решили объединить все национальныя православныя группы в Америке и организовать их под своим главенством. Чтобы легче и скорее достигнуть этого, новая американская церковь , с одной стороны, лишает национальных названий всех объединяемых ею православных церквей, а, с другой стороны, вводит в богослужение английский язык, как могучее средство для такого объединения. Для безпристрастия и доказательства интернационального характера новой церкви, Церковь делается «чисто Православной», не русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Вступление       Православный христианин должен для своего спасения иметь правую веру и добрые дела: ибо «праведный от веры жив будет» ( Евр. 10:38 ) говорит Св. Писание и: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». ( Иак. 2:26 ) Но чтобы вера сия, руководствующая делами, была непогрешительна, он должен твердо держаться учения Православной Кафолической Церкви, которая утверждена «на основании апостолов и пророков, имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа» ( Ефес. 2:20 ). Истина её учения засвидетельствована Откровением Божиим в Священном Писании Ветхого и Нового Завета чрез Предание Апостольское и Соборные Уставы Святых Отцов. Они посреди гонений, твердо исповедуя устами то, чему веровали сердцем, единодушно изложили на Первом Вселенском Соборе в Никее учение веры Апостольской в Кратком Символе в Константинополе передали Кафолической Церкви как твердое и непреложное её исповедание, в котором ни единое Слово не может быть ни прибавлено, ни убавлено. Таков священный Символ сей: Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки градущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. Первое слово Символа: Верую показывает уже, что Божественные догматы в нем, излагаемые свыше человеческого разума, и могут быть постигаемы только верою, которая, по словам Апостола, есть осуществление ожидаемого и обличение вещей невидимых, и без неё не возможно угодить Богу, ибо приходящий к Нему должен уже веровать, что Он есть и что Он ищущих Его вознаграждает. ( Евр. 11:1, 6 )

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Основные принципы отношения РПЦ к инославию Документ, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. «Основные принципы отношения РПЦ к инославию» это не частные мнения богословов по «экуменическому вопросу», а официальная позиция Священноначалия Русской Церкви, которой «клирикам и мирянам Русской Православной Церкви [надлежит] руководствоваться […] при участии в контактах с инославными». «1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).» «2.1. Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия. 2.2. Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, «искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные».» Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010