составитель Терещенко Т. Н. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ Гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим. Правое же и истинное вероисповедание одно, как свидетельствует святой апостол Павел: Один Господь, одна вера ( Еф. 4, 5 ). Слова апостола показывают: как один истинный Бог, так и истинное вероисповедание одно, а не многие, в которых много привнесено человеческих мнений, кроме Божественной истины. Вот, например, в Евангелии Сам Господь говорит о Святом Духе, что Он от Отца исходит, а в вашей Римской Церкви, по человеческому умозаключению, прибавлено слово «и от Сына». Еще Господь говорит о Святой Таине приобщения Кровью Его: Пейте из нее все ( Мф. 26, 27 ). В Римской же вашей Церкви только духовенство присвоило себе право приобщаться Кровью Христовой, а мирян приобщает только одним Телом Христовым, говоря в свое оправдание мирянам, что где Тело, там и Кровь. Вот я вам указал две неправильности Римской Церкви, первостоятель которой допустил по славолюбию и третью неправильность, присвояя себе первенство перед другими патриархами этой Церкви Христовой. А допуская славолюбие, мудрено, и неудобно, и даже невозможно бороться со страстью гордости. По этой причине предлагаю вам рассмотреть учение, правила и обряды Православной Церкви, которая неизменно соблюдает первоначальное христианское учение, получив свое начало от Иерусалима, где распят был Господь и откуда апостолы начали свою проповедь (прп. Амвросий, 1). Крепко держатся своего вероисповедания только католики, с самых юных лет получавшие от своих ксендзов внушения и предубеждения против Православия; и потому думаю, что вы римско-католического исповедания, в котором много нововведений и неправильностей в сравнении с Православной Церковью. Если угодно, я выставлю вам эти неправильности. 2 . Сам Господь наш Иисус Христос говорит в Евангелии: Дух истины, Который от Отца исходит ( Ин. 15, 26 ). А римско-католические учители в Символе веры приложили, что Дух Святой исходит и от Сына. И этим показывают, что их человеческое мнение достовернее слов Самого Сына Божия. Тогда как апостол Павел говорит: Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1, 8 ). И Иоанн Богослов пишет в Откровении: Свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы ( Откр. 22, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Человек-христианин! Вспомни, сколь многопопечительный и чудесный Промысел явил о спасении Твоем Господь, предопределив спасти тебя прежде чем веки сотворены, предъявив 137 Свое пришествие на землю чрез пророков и разных праведных мужей Ветхого Завета, как Он пришел на землю и исполнил всё Свое смотрение дивное о тебе, основав Церковь с пастырством и Таинствами, дав ей спасительное слово, благодать на благодать [ Ин.1:16 ], все спасительные средства к жизни и благочестию [ 2Пет.1:3 ]! Вспомни страдания за тебя Господа Иисуса Христа, искупительную смерть крестную, воскресение и вознесение на небо и обещание вторично придти на землю со славою для Суда над живыми и мертвыми. Скажи, что ты сам делаешь для своего спасения, ибо Царствие Небесное усилием приобретается и употребляющие усилие приобретают его [ Лк.16:16 ]? Устыдись себя, покайся, оплачь свое неверие, нерадение, косность, леность, суетность, безумие, гордость, зависть, любостяжание, невоздержание, распутство, блуд и всякую страсть – и скорее примись за дело своего спасения. Читай слово Божие, читай, как жили и подвизались святые, подобострастные 138 человеки. 20 августа. Ценишь ли ты, о иерей, ежедневно священнодействующий и совершающий литургию, плоды причащения Святых животворящих и страшных, пренебесных Таин? Чувствуешь ли очищение грехов, обновление, возрождение, освящение, мир Божий, превосходящий всякое разумение, иго благое и бремя легкое, свободу духа, радость в Духе Святом? Блажен ты, если всё это чувствуешь и благодаришь Бога. Возгревай в себе дар Божий, не будь равнодушен, бесчувствен, неблагодарен. За чувство благодарности сподобишься большей благодати; исправляй себя во всем, стремись к совершенству жизни и добродетели, да сподобишься от Господа услышать глас: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего [ Мф.25:21 ]. Аминь. Гвоздь католической гордости и католической лживости в догматах, в управлении и нравоучении – это есть главенство папы, мнимое и неправильное понимание изречения Спасителя: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее [ Мф.16:18 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

XIV. Общая оценка внешней культурной жизни католической церкви и принципиальное отличие ее от культурной деятельности православной После всестороннего выяснения существа Католической Церкви, как отпадшей от Истины и потому потерявшей непогрешимость, породившей много, не говоря о второстепенных, заблуждений, основным началом для которых явилось искажение учения о Духе Святом, «Filioque», все другие стороны проявления христианской жизни в Римской Церкви, которые она предъявляет, как осязательное доказательство своей истинности, ставя кажущееся отсутствие или слабое развитие которых в Православной Церкви в недостаток ей и в выражение чрез то ее неправоты, не имеют существенного значения в рассмотрении принципиального вопроса – где Христова Истина – на Западе или на Востоке, ибо в пределах временного бытия, когда совершается самый таинственный процесс выявления победы Истины над ложью и духовному человеческому взору не видно, когда Дух Истины «доставит суду победу» ( Мф.12:20 ), внешняя сторона жизни, хотя бы и с блеском, чаще всего является не отражением внутренней славы, исходящей от Истины, а, наоборот, отражением уклона от нее, серьезной духовной болезнью, быть может попущенной Искупителем, не нарушающим человеческой свободы для того, чтобы чрез этот болезненный, близкий к смертельному, процесс, при сохранении человеческой свободы, выявилась в большем величии слава Божия, как и в болезни Лазаря: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий» ( Ин.11:4 ). Во временных стадиях человеческого бытия, когда оно сильно порабощается плотским началом, люди, не стараясь вникнуть в сущность дела, часто бывают склонны усматривать Истину там, где господствует внешняя сила, выражаемая духовным мечем: «Вы, люди разумные», пишет св. ап. Павел к Коринфянам, называя их Церковью Божиею, святыми, «охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» ( 2Кор.11:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Брак признается Таинством также в Католической и Древних Восточных Церквах. Впрочем, в Католической церкви в средневековье существовали на сей счет разные суждения. Так, у Фомы Аквината нет указания на то, что брак – это Таинство. Окончательное признание брака Таинством принадлежит уже Тридентскому Собору. При этом Тридентский Собор по этому поводу ссылался на постановления Лионского (1274) и Флорентийского (1438) Соборов. В протестантских церквах имеет место церковное благословение брака, совершаемое как обряд браковенчания, но Таинством оно не признается. Хотя первоначальное побуждение к вступлению в брак имеет физиологическую природу, но в христианском браке религиозно-нравственное начало составляет его основу, которому подчиняются другие его элементы: природный, социальный, юридический. Нравственное содержание брака заключается, по учению апостола Петра, в самопожертвовании: Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах ( 1Пет. 3:1–4, 7 ). 49.2.Брак в Ветхом Завете Грехопадение прародителей поколебало идеальные основания брака, и у всех народов до Пришествия в мир Христа Спасителя самый институт брака нес в себе печать греховного повреждения. До известной степени это касалось и богоизбранного народа. У ветхозаветных евреев религиозным основанием брака почиталась заповедь Божия: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт. 1:28 ). При этом, однако, и у них брак не до конца соответствовал своему богозаповеданному идеалу. В частности, у древних евреев допускался полигамный брак, при этом число жен ограничивалось только имущественным состоянием мужа. В полигамном браке состояли и святые праотцы: Авраам и Иаков, цари Давид и Соломон. Не запрещалось законом Моисея и наложничество. Господь Иисус Христос несовершенство ветхозаветного брака объяснял человеческой греховностью: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так ( Мф. 19:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В основе римско-католического учения об удовлетворении лежат взятые из человеческих отношений представления о справедливости, обеспечивающей социальные интересы. Согласно принципам такой справедливости, ущерб должен быть возмещен, долг уплачен и т. п. Католики и смотрят на удовлетворение как на «средства обеспечения интересов Бога» 537 . Между тем к Богу и Его справедливости эти понятия не приложимы. Богатый милостью Бог не защищает «Своих интересов» и не требует никакой компенсации от грешника, обратившегося от пути греха. Это было известно еще ветхозаветным людям: И беззаконник, – говорит пророк Иезекииль, – если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет ( Иез.18:21–22 ). Вся книга Иова является отрицанием перенесения принятых в человеческом обществе представлений на правду Божию. Ярким свидетельством того, что справедливость Божия не похожа на справедливость человеческих отношений, является притча о работниках, получивших равную награду за неравный труд. И от блудного сына отец не потребовал удовлетворения, хотя тот сам просил взять его в наемники. Покаянное чувство после Исповеди должно не только сохраняться в человеке, но и усиливаться, согласно смыслу слов заключительной молитвы этого Таинства: «подаждь ему образ покаяния», – и сопутствовать человеку всю его жизнь, так как Исповедь – это вовсе не конец покаяния. Но подвиги, вытекающие из стремления загладить грех , – молитвы, слезы покаяния, епитимии по православному пониманию отнюдь не являются удовлетворением. Значение всего этого нравственное. Римско-католическое учение о чистилище Наряду с существованием рая и ада Римско-католическая церковь признает еще чистилище – место временных загробных мучений, где люди приносят удовлетворение Богу за совершенные в земной жизни грехи. То, что происходит в чистилище, является не столько очищением от грехов, сколько уплатой Богу долгов за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

В храме находятся Православный, католический и коптский пределы. Владеют храмом греки. Главный, средний алтарь храма возвышается над самим вертепом. Из него, по 15 мраморным ступеням входят в подземную церковь , которая и есть самая Вертеп-пещера. Место Рождения Спасителя в полукруглой нише означено серебренною звездою с 14 лучами и рядом серебренных лампад. В нескольких шагах от места Рожества Христова, справа, находится особая пещера с яслями, где покоился Богомладенец Иисус (католический предел). Ясли, высеченные в природном камне, обложены белым мрамором. В этом храме находятся и еще несколько пещер и алтарей: пещера, где обитал святый праведный Иосиф; пещера, в которой погребены невинно избиенные Иродом Вифлеемские младенцы; келия и гробница блаженного Иеронима (см. сноску на стр. 1) и другие. В окрестностях Вифлеема указывают много и других достопримечательных мест и древних памятников, как-то: в долине Рафаимской – дом Симеона Богоприимца; недалеко от Вифлеемской дороги указывают отросток теревинфового дерева, под которым, по преданию, отдыхала Пресвятая Дева на пути из Вифлеема в Иерусалим. Не доезжая Вифлеема, при спуске в долину, находятся гробница и памятник Рахили над которыми стоит теперь мусульманская молельня; далее за оврагом видны развалины древней Рамы, напоминающие трогательные слова Священного Писания: “Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет” ( Иер. 31, 15 ; Мф. 2, 18 ). Этот город Давидов в наше время уже срастается с Иерусалимом. Лк. 2, 1–7 : Повеление Кесаря 366 Августа 367 о переписи. Рождество 368 Господа нашего Иисуса Христа. Пророчества о событиях Рождества: Ис. 7, 14 : “Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил 369 ”. Иер. 31, 22 : “Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое; жена спасет мужа”. Пророчество о месте Рождения: Мих. 5, 2 : “И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных”.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Закрыть itemscope itemtype="" > На пути к антихристу: механизмы иудаизации христианства 1 часть 26.10.2015 6307 Время на чтение 33 минут Ровно полвека назад внутри Католической церкви произошёл переворот, положивший начало утверждению внутри католицизма ереси жидовствующих, осуществляемому под видом иудейско-католического «диалога». Речь идёт о принятии Декларации Nostra Aetate 1965 г., изменившей христианское учение о Церкви Христовой и перенявшей иудейский взгляд на отношения между Ветхим и Новым Заветом и на избранничество еврейского народа. Событие это готовилось давно и стало результатом глубинной идейной диверсии, разработанной иудейскими богословами и философами и осуществлённой последователями их взглядов внутри самой Католической церкви. Как известно, христианство учит, что избранничество древнего еврейского народа состояло в том, чтобы, сохранив истинное Единобожие, дождаться Мессии, а затем понести Благую Весть о пришествии Его народам земли, что и совершили впоследствии апостолы. Однако иудейский народ отверг Мессию - Христа Спасителя, о котором свидетельствовали пророки, и тем самым завершил период своего избранничества, переданного апостолам и тем христианским общинам, которые стали основанием нового Народа Божьего - Церкви Христовой. Самим Христом сказано было иудеям: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка » ( Мф. 21, 43-46 ). И если, согласно апостолу, Церковь Христова есть «род избранный..., народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2,9), то любые утверждения о продолжающейся, якобы, богоизбранности всего еврейского народа являются богословски несостоятельными. Именно это положение было категорически отвергнутое фарисеями и сформировавшимся на основе их учения талмудическим иудаизмом и стало основным объектом критики и осуждения. Иудаизм утверждал и продолжает утверждать исключительное право иудеев, гарантированное им самим фактом рождения, на господствующее положение в мире, рассматривая христианство либо как идолопоклонство, либо как приемлемую для неиудеев форму монотеизма, ведущую их к поклонению богу Израиля. Последнее утверждение исходило от Маймонида, и именно оно легло в основу плана разрушения изнутри католического учения, наиболее разработанного итальянским раввином, учёным-каббалистом Эли Бенамозегом (1823-1900), которого называют «Платоном итальянского иудаизма» и «одним из учителей современно иудейской мысли» .

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/27/...

Здесь оживотворяется силой Духа Святаго не только душа, но и тело, как органически связанное с ней, о чем в католическом воззрении на сущность искупления не может быть и речи: «Если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертныя тела Духом Святым, живущим в вас» ( Рим.8:11 ). При таком понимании спасения человека, освещенном Словом Божиим, отпадает всякая мысль о чем-то сверхдолжном для человека в его восхождении в святости и других, с ним связанных, латинских заблуждениях. Нет здесь места и так называемым Евангельским советам, на которых Католическая Церковь хочет обосновать свое измышление о сверхдолжных заслугах, ибо то, что она называет «Евангельскими советами» – раздача всего имущества, девство для отдельных лиц является единственным путем ко спасению. Напрасно Католическая Церковь в словах Спасителя к богатому юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое...» хочет видеть нечто сверхдолжное для спасения юноши; термином «совершен» Господь вообще определяет непреложную волю Божию, как единственный путь ко спасению всех: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Потому-то евангельский богач, исполнивший весь закон, но не решившийся отречься от всего своего имения, остался вне Царствия Божия, вне вечной жизни ( Мф.19:16–25 ). Все указанные догматические заблуждения, тесно связанныя с «Filioque», равно как и последнее, как показано выше, явились естественным плодом отпадения Латинской Церкви чрез самочинно учрежденное ею папское приматство от непогрешимости Соборной Церкви, ибо все они утвердились в ней уже после разделения Церквей 8 и получили для себя санкцию только на Тридентском Соборе (1545 г.), предварительно пройдя к тому ряд исторических этапов колебания и признания их в недрах Церкви, да и соборное утверждение, можно думать, шло не из убеждения в истине их, а из боязни окончательного развала Латинства, которым угрожало ему вышедшее из него лютеранство, имевшее отправным своим началом отрицание догматических новшеств, созданных папством, по сознанию необходимости Церковной дисциплины для поддержания власти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Здесь только нужно отметить, что понятие первородного греха (испорченность природы) и потеря благодати Божией – два разных последствия грехопадения. Католические богословы смешивают понятия и подменяют испорченность природы отъятием благодати. Все философствование идет не по поводу первородного греха, а по поводу отсутствия благодати. Вопрос же первородного греха, как греховности природы, не затронут вообще. Не приведен ни один аргумент по поводу того, что природа Божией Матери была избавлена от порчи, первородного греха. В цитате Лк.1:28 слово – Благодатная в латинском переводе – gratia plena, то есть полная благодати, но в греческом оригинале использовано слово , дословно переводящееся как облагодатствованная. Эти слова поясняют дальнейшие слова Ангела: «ибо Ты обрела благодать у Бога» 1064 . Католические богословы рассматривают слово с отрывом от контекста, который ясно указывает, что благодать не изначально дана, а приобретена образом жизни, к тому же здесь нет ни малейшего намека на прощение первородного греха, заключающегося в испорченности природы человека! 1065 Ссылка на слова: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего» 1066 совершенно не обоснована, так как здесь вообще нет речи ни о первородном грехе, ни о благодати. Ссылки на то, что Православная Церковь отмечает особой службой зачатие Пресвятой Богородицы, не является указанием на то, что и в православии имеет место такое же учение – ведь есть служба и зачатию Предтечи! Просто отмечается важнейший момент в истории человечества. Учение католиков о непорочном зачатии отделяет Пресвятую Богородицу от рода человеческого и ставит под вопрос родство Христа по плоти роду человеческому и противоречит принципу спасения, указанному Апостолом Павлом: «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». 1067

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

И, наконец, троекратное испытание любви Петра, которое совершил Христос на берегу Тивериадского моря после Своего Воскресения из мёртвых, описанное в евангельском повествовании апостола Иоанна: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Пётр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Ещё говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Пётр говорит Ему: так Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Пётр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? И сказал Ему: Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (Ин. 21:15-17). Различные интерпретации этих евангельских слов в католической и православной экзегетике приводят к разному пониманию внутрицерковного устройства . Католическая экклезиология, признавая в этих словах указание на первенство апостола Петра, формулирует учение о первенстве римской епископской кафедры как основанной Петром. Однако история свидетельствует о том, что Пётр основывал кафедры и в других городах, а не только в Риме. Кроме того, Рим – место проповеди и мученической кончины не только апостола Петра, но и апостола Павла. Православная экклезиология рассматривает слова Спасителя к Петру в самом широком евангельском контексте и толкует их в том смысле, что трижды отрекшись от Христа Пётр должен был и трижды исповедать свою любовь к Нему, чтобы вновь вернуться в число апостолов, а также в качестве наставительного обращения ко всем апостолам. Исторически складываются разные понимания церковного единства: иерархическое – в католичестве (признание земного возглавителя Церкви, наместника Христа – римского первосвященника) и сакраментальное – в Православии (признание сакраментальной общности христиан, объединённых не единством власти, а единством таинств): «…римско-католическая экклезиология требует универсального руководителя, в то время как православная экклезиология утвердилась на местных епископах и вселенском епископате как знаках и орудиях единства» .

http://bogoslov.ru/article/4786475

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010