RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_17157.html 26 апреля 2005 Андрей Гайосинскас Про авторитарное православие и про демократическое католичество Написать эту небольшую статью меня толкнули два фактора. Первый – это достаточно частое противопоставление православной (довлеющей и недемократической) и католической (опекающей и свободной) церквей в российской прессе и интернете. А второй – это не менее частые обвинения православной церкви в приверженности к авторитаризму (поддержка и солидаризация с режимом Лукашенко в Беларуси; все усиливающиеся связи со светской властью в России), которые особенно часто можно услышать за границей. Оба утверждения, регулярно повторяющиеся в разных местах, вызвали у меня желание попытаться их опровергнуть. Однако я не собираюсь опровергать утверждения, что православие в определенной мере склонно к авторитаризму и поддержке авторитарного типа правления. О проблеме цезарепапизма говорилось много. Но обвинять в цезарепапизме только православную церковь, это не правильно. Безусловно, тяготение к недемократическим правым формам правления у православия есть. Но возникает вопрос – нет ли такого же тяготения у католической церкви? Достаточно очевидный ответ – есть. Имидж демократической, радеющей за свободу, проевропейской католической церкви сформировался в царских, а затем советских условиях, где католическая церковь воспринималась как враждебная и ее действие ограничивалось (или же активно выкорчевывалось, в зависимости от исторического периода). На этом фоне видение католика-прозападника, стремящегося к демократии и равенству, который находится в духовной оппозиции монархическому (вариант – просоветскому) православию прочно укрепился в сознании части русской интеллигенции и особенно прочно у самих русских католиков. Тяготение к авторитаризму у Католической церкви достаточно ярко просматривается на протяжении всей ее истории. Но, даже откинув многие века и обратившись к истории двадцатого века, наглядно видно, что Католическая церковь, как структура, не была ярым поборником демократии и свобод. Достаточно вспомнить Италию времен Муссолини, Хорватию военного времени, режим Виши во Франции или марионеточную фашистскую Словакию 1942-1944 годов, президентом которой был католический священник. Безусловно, не все священники поддерживали фашистские режимы, были и активно сопротивляющиеся, но это скорее были личные решения и подвиги, а не позиция церкви. Авторитарные перевороты в межвоенный период в Европе (в Польше, Литве, Испании, Португалии) также всегда поддерживались и приветствовались католической церковью.

http://religare.ru/2_17157_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Американские католики против «воцерковления» содомского греха В католической епархии штата Мичиган запретили причащать и крестить трансгендеров 17.12.2021 2355 Время на чтение 3 минуты Фото: christianheadlines.com В католической епархии штата Мичиган в США запретили своим священникам причащать или крестить трансгендеров и «небинарных людей», если они не раскаиваются в том, что отвергают свой биологический пол, сообщает СПЖ со ссылкой на издание Chrismianheadlines.com. Епархия опубликовала пресс-релиз с разъяснениями к инструкции о том, как следует относиться к людям «с однополым влечением и гендерной дисфорией». В пресс-релизе призвали этих людей «не смотреть на свои сексуальные влечения или гендерную идентичность как на источник своей идентичности». «Наша основная идентичность – это возлюбленный сын или дочь Бога», – говорится в документе. Вместе с тем в епархии предписали не причащать трансгендеров и не допускать их к участию в других таинствах Католической церкви, в том числе, в таинстве соборования, «которое в некоторых случаях предназначено для духовного или физического исцеления очень больных людей». По словам автора документа, «Церковь учит, что испытывать чувства однополого влечения или гендерной дисфории не грешно, но свободно действовать в соответствии с ними – грешно», так как «переживание чувств и желаний, которые не соответствуют истинному смыслу и цели сексуальности, не является грехом». «Чтобы совершить грех, мы должны знать, что что-то неправильно, и свободно выбрать это», – сказано в пресс-релизе. При этом известно, что глава Римо-католической церкви высказывался за позитивное отношение к гомосексуалистам. Похоже, что в Католической церкви идёт противостояние консерваторов и тех, кто склонен поддерживать «новую нормальность». Ситуацию анализирует в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко:

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/17/am...

" Ксёндз в костёле " или " священник в храме " ? РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_21235.html 08 сентября 2005 Виктор Хруль, руководитель Информационного центра Конференции католических епископов России " Ксёндз в костёле " или " священник в храме " ? СМИ как фактор маргинализации Католической Церкви в России Несмотря на то, что в целом отношение средств массовой информации к католикам в России достаточно объективное и доброжелательное, есть некоторые обстоятельства, которые вносят принципиальные искажения в представления аудитории о социальном составе и формах деятельности Католической Церкви в России. Во-первых, удивляет и озадачивает систематическое употребление в лентах информационных агентств слов " ксёндз " , " костёл " и других заимствований из иностранных языков. Ведь гораздо проще писать по-русски – " священник " , " храм " – эти слова более понятны российской аудитории. Именно они используются в католической прессе на русском языке, в " Катехизисе Католической Церкви " , в " Католической энциклопедии " . Я с трудом могу себе представить, чтобы англоязычная пресса, освящая деятельность Русской Православной Церкви, в информационных (не литературно-публицистических, где, конечно, допустима более богатая палитра словоупотребления) материалах систематически использовала слова " sviashchennik " и " tserkov’ " вместо нормальных английских " priest " и " church " . Образцом аккуратного словоупотребления английских журналистов служит, например, новость о строительстве православного храма в Манчестере: priest Fr. Nikolai Popov – об основателе общины, Archbishop Anatoly of Kerch – о предстоятеле, наконец, the Church of the Intercession of the Holy Virgin – о новопостроенной церкви Покрова Пресвятой Богородицы (см. здесь ). " Филологические странности " в российской прессе можно было бы счесть внутренним делом СМИ – право журналистов употреблять именно такие слова, какие они считают нужными, тем более, если это совпадает с внутренними убеждениями авторов. Действительно, среди пишущих и снимающих есть те, кто всерьез озабочен " агрессией Ватикана на Восток " . Не вызывает никаких вопросов стилистика их публикаций: в прошлом веке в известном романе известных соавторов " ксендзы " охмурили Козлевича, а теперь в материалах СМИ они вовсю охмуряют Ивановых, Петровых, Сидоровых и коварно заманивают их в " костёлы " … Здесь все логично и все на месте.

http://religare.ru/2_21235_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Андрей Гайосинскас Про авторитарное православие и про демократическое католичество Написать эту небольшую статью меня толкнули два фактора. Первый – это достаточно частое противопоставление православной (довлеющей и недемократической) и католической (опекающей и свободной) церквей в российской прессе и интернете. А второй – это не менее частые обвинения православной церкви в приверженности к авторитаризму (поддержка и солидаризация с режимом Лукашенко в Беларуси; все усиливающиеся связи со светской властью в России), которые особенно часто можно услышать за границей. Оба утверждения, регулярно повторяющиеся в разных местах, вызвали у меня желание попытаться их опровергнуть. Однако я не собираюсь опровергать утверждения, что православие в определенной мере склонно к авторитаризму и поддержке авторитарного типа правления. О проблеме цезарепапизма говорилось много. Но обвинять в цезарепапизме только православную церковь, это не правильно. Безусловно, тяготение к недемократическим правым формам правления у православия есть. Но возникает вопрос – нет ли такого же тяготения у католической церкви? Достаточно очевидный ответ – есть. Имидж демократической, радеющей за свободу, проевропейской католической церкви сформировался в царских, а затем советских условиях, где католическая церковь воспринималась как враждебная и ее действие ограничивалось (или же активно выкорчевывалось, в зависимости от исторического периода). На этом фоне видение католика-прозападника, стремящегося к демократии и равенству, который находится в духовной оппозиции монархическому (вариант – просоветскому) православию прочно укрепился в сознании части русской интеллигенции и особенно прочно у самих русских католиков. Тяготение к авторитаризму у Католической церкви достаточно ярко просматривается на протяжении всей ее истории. Но, даже откинув многие века и обратившись к истории двадцатого века, наглядно видно, что Католическая церковь, как структура, не была ярым поборником демократии и свобод. Достаточно вспомнить Италию времен Муссолини, Хорватию военного времени, режим Виши во Франции или марионеточную фашистскую Словакию 1942-1944 годов, президентом которой был католический священник. Безусловно, не все священники поддерживали фашистские режимы, были и активно сопротивляющиеся, но это скорее были личные решения и подвиги, а не позиция церкви. Авторитарные перевороты в межвоенный период в Европе (в Польше, Литве, Испании, Португалии) также всегда поддерживались и приветствовались католической церковью.

http://religare.ru/2_17157.html

С 1989 года проводились ежегодные двусторонние переговоры Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви, сопредседателем которых был митрополит Кирилл. Они были направлены на решение проблем, связанных с положением православных в западных областях Украины и иных вопросов, обусловленных активизацией деятельности Римско-Католической Церкви на канонической территории Русской Православной Церкви. Однако с начала 1990-х гг. легализация и возрождение греко-католической Церкви на Украине стали причиной многочисленных актов насилия против православных верующих. Когда греко-католики начали громить православные епархии на Западной Украине, по инициативе митрополита Кирилла была создана четырехсторонняя комиссия, в которую вошли представители Украинской Православной Церкви , греко-католической Церкви, Московского Патриархата и Ватикана. Задачей комиссии было рассмотрение спорных случаев, когда на один и тот же храм претендовали и православные, и греко-католики. Работа комиссии начиналась успешно, в семи случаях удалось разрешить споры миром. Ватикан официально признавал, что «проблемы межцерковных отношений в этом регионе возникают не на религиозной почве», а под влиянием политических сил и что «уния не может более рассматриваться как модель для единства Церквей». Однако вскоре униаты отказались от участия в комиссии, а Ватикан стал усиливать свое присутствие на канонической территории Русской Православной Церкви: 13 апреля 1991 г. была восстановлена иерархия католической Церкви в России и Белоруссии и поставлен епископ в Казахстане, начали действовать католические монашеские ордена. Католический прозелитизм был направлен на обращение в католичество тех людей, которые по своим духовным корням принадлежали к Православной Церкви. Поскольку II Ватиканский Собор назвал католические и православные Церкви «Церквами-Сестрами», митрополит Кирилл неоднократно заявлял: если католики верны этому принципу, они должны относиться к Православной Церкви как к сестре, а не пытаться оторвать от нее верующих.

http://patriarch.patriarchia.ru/rimsko-k...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Патриарх Варфоломей несвободен в своих действиях 27 октября 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка! Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева: Несколько дней назад в Ватикане состоялась Ваша встреча с Папой Римским Франциском. В настоящее время достаточно развит диалог между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Чем можно объяснить то, что участились контакты с Римско-Католической Церковью? Правы ли те, кто говорят, что сейчас нам западные христиане ближе, чем братья из Константинополя? Митрополит Иларион: Отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквями получили новый импульс к развитию после того, как Патриарх Кирилл встретился с Папой Франциском в Гаване два с половиной года назад. Надо сказать, что и до того контакты были регулярными. Я бы не сказал, что они сейчас участились. За время понтификата Папы Франциска, я с ним встречался 7 раз, то есть в среднем я с ним встречаюсь один раз в год. Обычно это бывает осенью, в том числе и потому, что осенью проводятся заседания Синода Римско-Католической Церкви, на которые традиционно  приглашаются наблюдатели от нескольких Православных Церквей. Уже много лет я приезжаю туда в качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви. Обычно я приезжаю на один или два дня. Мне дают 10 или 12 минут, чтобы высказать точку зрения Русской Церкви на конкретную тему, ведь у нас есть регулярный студенческий обмен, к нам приезжают группы сотрудников или священников из Ватикана, а мы направляем своих сотрудников или священников в Ватикан. Уже третий год у нас проходят двухнедельные Летние институты на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры. На полях Синода я всегда встречаюсь с Папой. Обычно это бывает аудиенция, которая длится около часа и позволяет обсудить вопросы, стоящие на повестке двусторонних отношений.

http://mospat.ru/ru/news/47017/

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Алексий Володин: «Акция литовской молодежи попахивает заказухой» Петербургский священник не верит в искренность антикатолических настроений у молодежи Вильнюса 02.07.2010 397 Время на чтение 3 минуты «Мне не известны причины, которые побудили литовскую молодежь к таким действиям. Также непонятно, что именно им не понравилось в позиции Католической церкви. Но в любом случае если из Церкви выйдут люди, которые формально в ней находятся, то это будет только лучше и прежде всего для них. В Православной Церкви это именно так, потому что человек не должен себя обманывать. Если он будет твердо знать, что он не православный, что он безбожник, то это шанс для него, что, возможно, когда-нибудь Господь приведет его к вере и он, действительно станет православным, а не номинально верующим. Если человек считает себя православным, но при этом не причащается, то у него нет шанса узнать Православие, такой человек может всю жизнь ходить в храм и ставить свечки и этим довольствоваться. Литовская молодежь возмущается тем, что Католическая церковь регулируют общественную и политическую жизнь. Но вопрос надо ставить иначе: как она регулирует общественную и политическую жизнь? Если она хорошо регулирует, то что в этом плохого? Если бы у нас католики правильно урегулировали политическую жизнь, то я был бы только счастлив. Возмущать может только неправильное регулирование. Претензии литовской молодежи непонятны. Акция литовской молодежи попахивает заказухой», - заявил в интервью «Русской народной линии» духовник Санкт-Петербургского православного центра молодежи преподобных Кирилла и Марии Радонежских, руководитель Всероссийского Православного центра занятости Mariam.ru, клирик прихода Преображения Господня в Лигово, иерей Алексий Володин в связи с антикатолической акцией жителей столицы Литвы. Как сообщает портал «Благовест-Инфо», 30 июня группа жителей Вильнюса провела акцию " отказа от католичества " . Молодые люди, участники акции, передали Вильнюсскому епископу Арунасу Понишкайтису заявления, в которых указали мотивы такого решения. " Мы считаем, что поступим по-граждански. Нас вычеркнут из рядов последователей Римско-Католической Церкви, поскольку мы не являемся практикующими католиками, и таким образом мы уменьшим политическое влияние католической " партии " , - заявил порталу " Delfi " студент Юстинас. По его словам, очень важно отметить, что участники акции не против религии, но иерархи Католической церкви слишком часто вместо того, чтобы заниматься спасением душ, регулируют общественную и политическую жизнь, несмотря на то, что по Конституции в Литве церковь отделена от государства.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/02/ie...

Закрыть Униатский «майдан» Заметки о роли греко-католической церкви в государственном перевороте на Украине 30.04.2014 442 Время на чтение 14 минут Пребывая в Риме в конце ноября прошлого года, глава украинской греко-католической церкви архиепископ Святослав (Шевчук) на весь мир заявил, что хочет «выразить свою солидарность с молодежью, с нашими гражданами, которые действительно не являются безразличными к судьбе своей страны и активно манифестируют свою гражданскую позицию». Так лидер украинских униатов «солидаризовался» с участниками «евромайдана» в Киеве. И призвал из папской курии: «Не допустить пролития ни капли крови, чтобы мы не разрушили нашего будущего»... Как мы помним, на момент «пастырского» обращения к украинскому народу «евромайдан» потихоньку «сдувался». На площади ежедневно собиралось не более 300-400 человек. Но вот 5 декабря униаты оборудовали в солдатской палатке часовню. Идея принадлежала декану Киевской духовной семинарии греко-католической церкви Игорю Онишкевичу. Униатский священник хотел, чтобы каждый «майдановец», независимо от конфессиональной принадлежности (давняя мечта униатов), мог сюда прийти и помолиться. «Наша часовня была заполнена верующими, а кто не поместился, стоял на улице»,– отмечали вскоре униатские «душпастыри». И, заметьте, говорили правду. Социологические исследования даже такой антироссийской структуры как «Демократические инициативы» (г. Киев) показывали, что подавляющее большинство участников «евромайдана» – галичане, в то время как на Украине их менее 10%. Совершенно справедливы были утверждения лидеров УГКЦ, что на «майдане» – «их верующие люди». «Украинская правда» (11.12.2013) сообщала, что на «майдане» находилось около 300 служителей УКГЦ. А апостольский нунций на Украине Томас Галиксон говорил: «Евромайдан» воплощает то, что сегодня заботит весь мир, при этом неуклонно озаряя светом и надеждой человеческое стремление к достоинству и праву на самоопределение (к Крыму утверждение о праве на самоопределение, очевидно, не относится. – А.Б.), поэтому мы стоим рядом со всеми этими мужчинами и женщинами доброй воли и молимся за их нацию».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

протоиерей Владимир Рожков Предисловие Когда я по благословению церковных властей читал курс лекций в Академии, то не предполагал, что они когда-нибудь будут изданы. Первыми моими словами, обращенными к студентам, были следующие: «Забудьте все, что вы читали или слышали от кого-нибудь о Католической Церкви, причем и наши старые учебники тоже давно не соответствуют действительности». Стихия, если так ее можно называть, безграничный и многоликий океан Католической Церкви трудно описать даже в большой книге. Начинаю с главного предмета, разделяющего Православную и Католическую Церкви, с вопроса о примате Римского епископа (о полноте власти над всей Вселенской Церковью , хотя слова католический или кафолический имеют одинаковое значение). Мне нет необходимости доказывать вопрос о главенстве святого апостола Петра над другими апостолами. Вопрос должен стоять о том, насколько Римский папа воспринял это апостольское главенство и насколько он обладает юрисдикцией над всей Церковью . Мне приходилось слышать о моих католических «симпатиях». Не скрою, что многое нахожу полезным в практике канонического права, социального учения, а также разнообразия монашеского призвания, церковного образования и т. д. Нет спора, Апостольская столица – Рим, имеет первенство чести, но к историческому барьеру разделения, накопился тяжкий груз «психологического» барьера. Дай же, Господи, Церкви Твоей мир, и любовь, и согласие, чего так ожидает от Церкви наш секуляризованный мир Протоиерей Владимир Рожков Глава 1. Западная Церковь в первые три века (I–III вв. по Р. Х.) О пребывании святого апостола Петра в Риме Для обрисовки будущих епископов Рима, преемников святого апостола Петра, ставших защитниками и исповедниками веры, прежде всего, необходимо познакомиться с личным пребыванием самого апостола Петра в Риме. С этой точки зрения богословское значение его личного пребывания там, иногда, возможно, слишком переоценивается, как теми, кто это отрицает, так и теми, кто это утверждает. Тем не менее, следует отнести к исторической действительности то, что Петр наверняка был в Риме, претерпел там мученичество и был там похоронен. С исторической точки зрения, это не является спорным вопросом или проблемой, потому что все говорит за, и ничего – против.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_84447.html 21 марта 2011 Православно-католические отношения: 20 лет после падения Берлинской стены. Выступление митрополита Волоколамского Илариона на IV Международном конгрессе " Место встречи Вселенская Церковь " Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1433291.html Официальный сайт РПЦ МП 19 марта 2011 года в городе Вюрцбург (Германия) председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион принял участие в IV Международном конгрессе " Место встречи Вселенская Церковь " . За последние 20 лет отношения между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью прошли серьезные испытания, обусловленные новой политической ситуацией. Падение Берлинской стены в 1989 году символизировало конец противостояния двух социально-политических систем и начало формирования единого европейского пространства. Новые процессы не могли не отразиться на жизни Церквей, обнажив давние противоречия между православием и католичеством и одновременно поставив новые задачи, потребовавшие совместного поиска их решения. Богословский диалог между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, начатый в рамках Смешанной международной комиссии в 1979 году, согласно его программе, должен был " отправляться от элементов, которые объединяют Православную и Римско-Католическую Церкви " с тем, чтобы развиваться в положительном ключе. Как отмечали составители программы диалога, " можно надеяться, что таким образом станет возможно последовательно и преемственно устранить определенные препятствия, которые противостоят возобновлению совместной жизни двух наших Церквей " . В период с 1980 по 1988 годы работа Смешанной комиссии была действительно посвящена последовательному разбору вопросов таинств и сакраментальной природы Церкви. Хотя изучение данных вопросов проходило еще в достаточно спокойной атмосфере и напоминало скорее академическое исследование, уже на первых этапах диалога вскрылось противоречие между православной " евхаристической экклезиологией " , сосредоточенной на понятии Поместной Церкви, и католической экклезиологией, носящей универсалистский характер.

http://religare.ru/2_84447_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010