Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОРДКИПАНИДЗЕ [Груз. ] Мариам Давидовна (род. 28.08.1922, Батуми, Аджарская АССР Грузинской ССР), груз. историк, источниковед, доктор исторических наук (1963), профессор (1966), действительный член АН Грузии (с 1993). Окончила исторический фак-т Тбилисского гос. ун-та (ТГУ) (1943), поступила в аспирантуру ТГУ по специальности «история Грузии». С 1947 г. научный сотрудник ин-та, с 1948 г. преподает в ТГУ. В том же году защитила канд. дис. «Тбилисский эмират» (не изд.), в 1963 г. была издана докт. диссертация, посвященная политическому объединению феодальной Грузии. В 1972-1997 гг. возглавляла кафедру истории Грузии ТГУ. Под ее руководством при кафедре была основана лаборатория по изучению истории груз. сел и научно-исследовательская лаборатория по груз. источниковедению и историографии. С 1979 г. редактор грузинско-нем. ж. «Georgica». На протяжении ряда лет была редактором научного издания исторического фак-та ТГУ «Шромеби» (Труды), возглавляла диссертационный совет ТГУ по истории Грузии. Главный редактор научного 4-томного издания «История Грузии с древних времен до XX в.», выпущенного АН Грузии в 2012 г. Автор более 100 научных работ (в т. ч. 10 фундаментальных). Наряду с проблемами политической и экономической средневек. истории Грузии Л. исследует и вопросы церковной истории. В монографии «Грузинская историческая литература раннефеодальной эпохи» (1966) она рассмотрела агиографические сочинения V-X вв., время их создания и круг предполагаемых авторов. Л. неоднократно подчеркивала идеологическое значение этих сочинений в борьбе с зороастризмом и исламом и их значение как исторических источников для изучения политической, социальной и религ. обстановки в Грузии. В исследовании «Картли во 2-й пол. V в.» Л. проанализировала церковную политику царя Грузии св. Вахтанга Горгасали , отношения между гос-вом и Грузинской Православной Церковью (ГПЦ), причины конфликта между царем и архиепископом, вопросы обретения ГПЦ автокефалии и основания Картлийского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ. В очерке о 1-м царе объединенной Грузии Баграте III (978-1014) Л. обосновала, что целью царя, борющегося за централизацию и объединение страны, было создание опоры гос-ва, которую он видел в единой ГПЦ во главе с католикосом-патриархом. Для достижения поставленной цели Баграт III, в частности, строил и реставрировал церкви, его имя часто упоминается в сохранившихся эпиграфических памятниках храмов, к-рые были исследованы Л. По ее мнению, упразднение Багратом III Гудаквской епархии и распространение юрисдикции на эти территории учрежденной им Бедийской епархии стали завершением трудов, начатых его предшественниками, абх. царями, по централизации церковного управления Грузии и окончательному устранению влияния К-польского Патриархата в Зап. Грузии.

http://pravenc.ru/text/2110732.html

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II призывает власти и оппозицию к сдержанности 31 октября 2007 г. 13:51 Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II призывает представителей властей и оппозиции сделать все для того, чтобы ситуация в стране не приняла неуправляемый характер. «Исходя из создавшейся сегодня в Грузии ситуации, обращаюсь к вам, как к властям Грузии, также и представителям оппозиции, проявить добрую волю и сделать все, чтобы процессы в стране не приняли неуправляемый характер и не вышли за конституционные рамки», — говорится в заявлении Его Святейшества, распространенного в среду пресс-службой Патриархии Грузии . Патриарх считает необходимым создать «прецедент урегулирования сложных проблем цивилизованным и мирным путем». «Все мы должны помнить, что за нами наша родина, и наши действия в первую очередь должен исходить от интересов страны», — отмечается в документе. 2 ноября Национальный совет (НС) оппозиционных партий, состоящий из 10 организаций, планирует провести в Тбилиси митинг, ожидая участия в нем 100 тыс человек из разных регионов страны. Один из лидеров НС Георгий Хаиндрава заявил, что на этом митинге основным требованием будет «проведение выборов в парламент в марте-апреле 2008 года, а не осенью будущего года». В конце прошлого года парламент принял решение об одновременном проведении выборов в парламент и выборов президента в октябре-ноябре 2008 года. Оппозиция же считает, что выборы должны состояться в марте-апреле 2008 года, т.е. тогда, когда истекает 4-летний срок функционирования парламента. НС в течение октября провел в разных городах Грузии информационные митинги по подготовке акции 2 ноября в Тбилиси. Везде акции прошли без эксцессов, за исключением г.Зугдиди (360 км от Тбилиси), где 28 октября после завершения митинга группа молодых людей — сторонников властей избила двух депутатов парламента — оппозиционеров Бежана Гунаву и Бидзину Гуджабидзе, а также нескольких участников акции. ИТАР-ТАСС/«Новости-Грузия» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/315197.htm...

12 марта 1917 г., вскоре после свержения в России власти императора, православные грузины самостоятельно приняли решение о восстановлении автокефалии своей Церкви. Грузинские церковные иерархи известили Экзарха Грузии архиепископа Платона (Рождественского) (1915 – 1917) о том, что отныне он перестает быть Экзархом. Свое решение церковное управление Грузии передало в Петроград Временному Правительству, которое признало восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви, но только как Церкви национальной – без географических границ, – оставив, таким образом, русские приходы в Грузии в ведении Русской Православной Церкви. Будучи недовольными таким решением, грузины составили протест Временному Правительству, где говорили, что признание за Грузинской Церковью характера национальной, а не территориальной автокефалии, решительно противоречит церковным канонам. Автокефалия Грузинской Церкви должна быть признана на территориальной основе в пределах древнегрузинского Католикосата. В сентябре 1917 г. в Грузии был избран Католикос-Патриарх всей Грузии Кирион (Садзаглишвили) (1917 – 1918), после чего грузины приступили к национализации духовно-учебных заведений. Священноначалие Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Тихоном выступило против акта грузинских иерархов, заявив о его неканоничности. Грузины, в лице нового Католикос-Патриарха Леонида (Окропиридзе) (1918 – 1921), заявляли, что Грузия, соединившись более 100 лет назад с Россией под единой политической властью, никогда не проявляла желания соединиться с ней в церковном отношении. Упразднение автокефалии Грузинской Церкви было насильственным делом светских властей вопреки церковным канонам. Католикос Леонид и грузинское духовенство были полностью уверены в своей правоте и непреложности соблюдения церковных правил. В результате в 1918 г. произошел разрыв молитвенного общения между Грузинской и Русской Церквами, продолжавшийся 25 лет. Лишь избрание Патриарха Московского и всея Руси Сергия послужило для Католикос-Патриарха всей Грузии Каллистрата (Цинцадзе) (1932 – 1952) добрым предлогом к восстановлению отношений с Русской Православной Церковью по вопросу об автокефалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Илия II попросил власти Турции о возобновлении служб в грузинских храмах Тбилиси, 13 сентября 2014 г. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй в пятницу, 12 сентября, принял в Патриархии в Тбилиси руководителя департамента по религиозным делам Турции Махмета Гормеза (Mehmet Gormez) и попросил о предоставлении возможности проводить богослужение в грузинских храмах на территории Турции, сообщает Гpyзuя-Online.      Пекрашени      Вопрос присвоения юридического статуса грузинским храмам и передачи их грузинской стороне обсудил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй в ходе визита в Турцию в октябре 2011 года. Ранее он направил соответствующее письмо правительству Турции. " Хахули, Ишхани, Ханцта, Ошки, Отхта – это исторические, монастырские очаги. Грузинские очаги. Грузины, которые приезжают в Турцию, посещают церкви и молятся. Может быть, есть возможность, чтобы там служили монахи, и в этих храмах восстановилось богослужение " , - сказал Святейший Патриарх  на встрече. Гормез прибыл в Тбилиси с дружеским визитом накануне.      Ишхани      В связи с этой встречей Патриархия Грузии распространяет заявление, сообщает Гpyзuя-Online. «В ходе встречи Предстоятель Грузинской Православной Церкви поднял вопрос о присвоении Грузинской Православной Церкви юридического статуса в турецкой республике и попросил разрешить совершать в грузинских храмах богослужение на грузинском языке. По словам Патриарха, у мусульманского населения в Грузии есть все условия религиозного вероисповедания, примером чего являются действующие в Грузии 311 мечетей. Как заявил Предстоятель Грузинской Церкви, это происходит тогда, когда на территории Турции нет ни одного действующего грузинского храма. Вместе с тем, его святейшество потребовал задействовать церкви Хандзта, Ошкаи, Ишхани, Ардени, Хахули, Отхта-Ошки и Ардашени, и восстановить там служение монахов. Ханцта      Мехмед Гормези выразил надежду, что в Грузии будут восстановлены мечети Азизие и Ахмедиэ, и добавил, что в Турции у грузин есть возможность свободно исповедовать свою религию. Предстоятель ГПЦ, со своей стороны, выразил сожаление в связи с произошедшим в Кобулети инцидентом, связанным со строительством мусульманской школы и заявил, что подобные факты будут пресекаться», - сказано в заявлении Патриархии. Поясним, что на дверь медресе была вывешена свиная голова. Городской суд Батуми в пятницу оштрафовал на 100 лари троих жителей города Кобулети в Аджарии (автономия в составе Грузии),совершивших это деяние, передает Интерфакс-Религия. Суд квалифицировал их действия как нарушение общественного порядка. На суде задержанные заявили, что во время совершения преступных действий были пьяны. 13 сентября 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/73569.html

Ист.: Бурнашев С. Д. Картина Грузии, или Описание полит. состояния царств Карталинского и Кахетинского, сделанное пребывающим при Его Высочестве царе Карталинском и Кахетинском Ираклии Теймуразовиче полковником и кавалером Бурнашевым в Тифлисе в 1786 г. Курск, 1793. Тифлис, 1896; О тарханстве Алавердского собора//АКавАК. 1866. Ч. 1. С. 18-19; О невзыскании с вотчины собора св. Нины никаких казенных податей//Там же. С. 21; Об освобождении крестьян собора св. Нины от службы в качестве царских конюхов//Там же. С. 41-43; О тарханстве крестьян собора св. Нины от всех казенных податей//Там же. С. 43-44; О размере взысканий с Бодбельских крестьян за разные преступления//Там же. С. 44-45; О невзыскании с крестьян Давидгареджийского мон-ря казенных податей и повинностей//Там же. С. 45-46; Святому и всеблаженному господину католикосу-патриарху, царевичу Антонию//Там же. С. 68; Памяти царя Ираклия, 1798-1898: К 100-летию кончины: Сб. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Грамоты и другие ист. док-ты XVIII столетия, относящиеся к Грузии/Ред.: А. Цагарели. СПб., 1898. Т. 2. Вып. 1. С. 183-195, 395; 1902. Т. 2. Вып. 2. С. 37; Леонидзе С. Надгробное слово, сказанное в 1798 г. главным судьею и канцлером Ираклия II, кн. Соломоном Леонидзе// Натроев А. Ираклий II, царь Грузинский: По случаю 100-летней годовщины его погребения, 1798-1898 гг. Тифлис, 1898. С. 1-15; он же. Грузинские республиканцы времен груз. царей и письма царя Ираклия правительству Венецианской Республики/Ред.: В. Ткешелашвили. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); он же. Мистер Оливер Уордроп и отношение Англии к Грузии: Обращение царя Ираклия к англ. правительству в 1780 г. Тифлис, 1920 (на груз. яз.); Леонид (Окропиридзе), архим. Два слова, сказанные по случаю 100-летия со дня кончины великого царя Ираклия Второго. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Натроев А. Заупокойная литургия и панихида по Ираклии II во Мцхете//ДВГЭ. 1898. 5. С. 22-31; он же. Ираклий II, царь Грузинский: По случаю 100-летней годовщины его погребения, 1798-1898 гг. Тифлис, 1898; Бараташвили Н. Судьба Грузии: Ист. поэма. Батуми, 1911 (на груз. яз.); он же. То же/Пер.: Б. Пастернак. М., 1957; он же. То же/Пер.: Б. Пастернак; вступ.: Г. Абашидзе; коммент.: А. Патаридзе. Тбилиси, 1982, 1983. М., 19832; Героический лик Ираклия II в народном творчестве/Сост.: С. Цаишвили. [Тбилиси], 1942 (на груз. яз.); Мачарадзе В. Соглашение Иверийских царей и мтаваров, 1790 г.//Грузинская дипломатия. Тбилиси, 1995. 9. С. 235-256 (на груз. яз.); О. Херхеулидзе. Царствование Ираклия Второго/Сост., ред., словарь: Л. Микиашвили. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Документы, выданные Ираклием II, 1736-1797 гг./Сост.: М. Чумбуридзе. Тбилиси, 2008 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/Ираклия II.html

790 См. ст. в армянской газ. Мшак 1897, 137, 138, 144, 145, 148, 149. В груз. газете „Иверия“ ряд статей разных авторов, в „Кавказе“ письма г. Изашвили и пр. 792 Клапрот ничего существенного сравнительно с Шарденом и Турнсфором не сообщает, и потому г. Сарухан его по справедливости игнорирует. 793 Об обращении его в католицизм см. Р. Rocco. Storia delle missioni dei Cappucini, Roma 1873, стр. 369. 370. О переходе в католическое вероисповедание Саввы Сулхана Орбелиани и прибытии с ними в Грузию из Европы 12 капуцинских монахов известно г. Сарухану. Об этом и я говорил в первой статье. Прибавлю только, что католическая миссия различает Эристави Орбелиани весьма ясно. См. в Арх. Fide Propag. письмо папы Иннокентия III от 1692 г. к Бардзиму Эристави, которого глава католицизма приветствует с присоединением к его прозелитам и благодарит его за защиту католиков от гонений, воздвигнутых на них армянами. 795 После разделения церквей в 1054 г. в Грузии папы долго упоминались в числе 5 вселенских патриархов. Жорданиа. Хроники и пр. см. у него гуджары, надписи, стр. 75, 101, 140, 142, 150 и др. 798 Булла папы от 1349 г. „Dilecto filio Bertrando“ и особо „Dilectis filiis univevsis vassalis ecclesiae Thefeleciensis“... 800 Lettera di re Vactang all’ internunzio Jmenial dirling en favore d’intervenie all interno dei chrismioni di giorgia (Archivia Ces Reg d. Viena) О сношениях же папы с царем Луарсабом см. Antoine de Gorrea. Relat. Des grandes guerres et victoires de chach Abbas. Помимо того в архиве Ватикана хранится письмо папы Павла III, приносящего благодарность царюˆза хороший прием миссионеров. 802 Назовем одного „Эристави Ардишеви“, (?) родственника царя, перешедшего в католицизм в 1688 г. См. документ капуцинов в Рим. архиве F. P. 803 Sacedoti giorgiani alunni del collegio urbano (Registri degli alunno del collega Urbano vol. I, dal 1633 al 1753г. 804 Les Théatins vinrent en Mingrele l’an 1627. Ils у furent recus comme medecins. Lesthéatins disent que le profit spirituel qu’ils sont dans се payslà est le baptasa des enfants. Chardin. Voyage en Perse, p. 88 (Amst. 1711). Капуцины сами в 1671 г. в Имеретии насчитывали более 100 католиков-грузин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новости 23 января, 2013 Раскол - повод не для конфликта, а для проповеди, - прот. Георгий Коваленко По мнению священнослужителя, правильнее проводить границы не по юрисдикции, а по степени близости человека ко Христу, соответствия его жизни евангельскому идеалу. 23 января, 2013 Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению. 23 января, 2013 23 января, 2013 Прот. Георгий Коваленко призвал освобождаться от политизированного мышления и не привносить его в церковную ограду Он также отметил, что человек, который во всем хочет видеть политику, " пришьет ее и к любому высказыванию священника " . 23 января, 2013 Без примеров ответственного супружества развод становится приемлемым для православных, - арх. Тихон (Шевкунов) Он привел пример того, чему учатся дети на примерах неблагополучных семей: в России в 2012 году на тысячу браков приходилось восемьсот разводов. 23 января, 2013 Общение между молодежью Грузии и России необходимо, - Католикос-Патриарх Илия II По мнению Патриарха, граждане двух стран имеют множество духовных ценностей, которыми должны обменяться. 23 января, 2013 Вопрос 31-й больницы полностью решен: она будет работать в прежнем режиме, - спикер ЗакСа Петербурга Он также отметил, что в связи с этим никаких оснований для политических заявлений сегодня уже нет. 23 января, 2013 Прот. Георгий Митрофанов подтвердил, что его не благословляют общаться со СМИ Священноначалие меня действительно не благословило общаться с журналистами. Я следую этому предписанию.Возможно, после Пасхи ситуация изменится, - заявил отец Георгий. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/465...

Насколько в своей деятельности, например при защите интересов христиан в исламских странах, ОВЦС прибегает к помощи МИД России? Вы затронули очень злободневный вопрос, связанный с положением христиан в странах, где они составляют меньшинство. Христианские общины присутствуют в этих регионах многие сотни лет и, несмотря на тяжелое положение, в котором они находятся, сумели сохранить свою веру и культурную идентичность. Однако в последние десятилетия христиане стали самой притесняемой и гонимой религиозной общиной мира, и в некоторых регионах Ближнего Востока их число значительно уменьшилось. По некоторым данным, в разных странах мира подвергаются преследованиям около 100 миллионов христиан ежегодно. Вот почему мы активно взаимодействуем с национальными и международными структурами, в том числе с МИД России, с целью изменения положения христиан к лучшему. Например, одним из действенных средств здесь может стать постановка вопроса о положении христиан при принятии решений о предоставлении экономической и иной помощи. Конечно, это не универсальный метод, поскольку многие страны арабского мира сами являются финансовыми донорами. Тем не менее, доверительные отношения с арабскими странами, которые усилиями российской дипломатии сложились за последние десятилетия, могут стать хорошей основой для обсуждения проблемы защиты христиан. Какие инструменты воздействия есть у церковных дипломатов? Удавалось ли по своим, религиозным каналам уладить конфликты в случаях, когда государственная дипломатия оказывалась бессильна? Приведу недавний пример. 26 июля в Киеве состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Препятствием для этой встречи не стало отсутствие дипломатических отношений между Россией и Грузией. Напротив, как отметил Патриарх Кирилл, контакты между Русской и Грузинской Церквами приобрели даже еще более интенсивный характер, чем прежде, что в некоторой степени призвано восполнять отсутствие связей на политическом уровне. На наш взгляд, это залог того, что добрые отношения между нашими государствами восстановятся.

http://patriarchia.ru/db/text/1592039.ht...

В Назарете, вместо уезжающей, к сожалению, A. A. Якубович, нами посылается Ю. К. Продашева. Дай Бог , чтоб была удачная. Не можете ли Вы узнать, что стоит приблизительно дом и место С. Хури в Кайфе: он за него просит 36/т. фр., мы предлагаем 20/т. фр. Приблизительную цену, которую можно было бы дать, желательно было бы знать. Пансион в Бейт-Джале мы решили в этом году не открывать, не говорите только о сем о. Архимандриту. Главная причина, что поставить во главе у нас пока никого нет. Кассовая книга теперь, вероятно, у Вас. Издания Отделений, просимые Вами, на днях Вам высылаются. Обнимаю Вас крепко, да хранит Вас Господь Бог и Пресвятая Его Матерь. Хитрово. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 24, л. 120–125. 53. Донесение управляющего Генеральным Консульством в Иерусалиме А. Г. Яковлева послу в Константинополе А. И. Нелидову Иерусалим, 30 сентября 1894 г. Заверенная копия. Вследствие немалых пожертвований, присылаемых из России в пользу бедных и прокажённых Св. Града, я считаю небезынтересным сообщить некоторые сведения о числе их. Воспользовавшись желанием раздать милостыню, выраженным одним русским, г-ном Окатовым, (о чём я имел честь донести от 4 августа с. г., 632), я запросил по этому поводу духовных начальников различных общин. Ввиду значительного числа бедных, милостыня не могла быть роздана всем. Пришлось выбирать из них самых бедных. Не желая, однако, восстановлять и остальных против их духовных начальников, я объявил при раздаче, что сведения были получены от Турецких властей. Полученные мною ответы дали следующие цифры. Евреев испанской общины Сефардим. 3.000 бедных, из коих самых бедных 500–600 душ. Евреев общины Ашкинази. 4.000–5.000 душ 184 . Евреев из Йемена. Около 100 душ. Не явившись в Иерусалим для построения 2 храма, они исключены из общин Сефардим и Ашкинази и вследствие этого находятся в самом жалком состоянии. Евреев из Грузии. Около 20–30 душ. Православных. 240 душ. Католиков. 200 душ. Армяно-Грегориян. По сообщению Патриарха, число их простирается до 193. По справкам, в это число включены все Армяне, живущие в Иерусалиме. Бедных среди них не более 70 душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Лит.: Колюбакин Н. П. После 1861 г.: По случаю крестьянского вопроса в Имеретии, Гурии и Мингрелии//ЧОИДР. 1865. Кн. 1. С. 244-312; Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1887. Т. 5: [От убийства кн. Цицианова до подавления восстания царевича Григория (1812 г.)]; Утверждение русского владычества на Кавказе: К 100-летию присоед. Грузии к России (1801-1901)/Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1901. Т. 4. Ч. 1; Джавахишвили И. А. Политическое и социальное движение в Грузии в XIX в. СПб., 1906; Эсадзе С. С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1907; Авалов З. Независимость Грузии в междунар. политике, 1918-1921 гг. П., 1924 (на груз. яз.); Хачапуридзе Г. В. Гурийское восстание в 1841 г. Тифлис, 1931; Маркова О. П. Восстание в Кахетии 1812 г. М., 1951; Мегрелидзе Ш. В. Грузия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Батуми, 1955; Думбадзе М. Зап. Грузия в 1-й пол. XIX в. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Лумонджава Д. Крестьянское восстание в Мегрелии в 1856-1857 гг. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Бурчуладзе Э. Крымская война и Грузия. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Матиашвили А. Г. Движение помещичьих крестьян Грузии в 20-30 гг. XIX в.: АКД. Тбилиси, 1965; ОИГ. 1970. Т. 4. 1973. Т. 5 (на груз. яз.); Жордания О. К. История крестьянской реформы в Грузии. Тбилиси, 1982; Швелидзе Д. Образование политических партий в Грузии: Федералисты Тбилиси, 1993 (на груз. яз.); Тоидзе Л. Политическая история Грузии (1921-1923 гг.). Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Бендиашвили А. Первая груз. республика (1918-1921 гг.). Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Гурули В. История Грузии: XX в. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Квеселава И. Хроники истории Грузии (1970-1990). Тбилиси, 2004. Т. 1 (на груз. яз.). История других христианских конфессий на территории Г. Католицизм. Контакты Г. с представителями Зап. Церкви прослеживаются с нач. VII в. католикос-патриарх Кирион I , на Соборе Армянской Церкви в Товине (Двине) (596) преданный анафеме среди проч. иерархов, признавших Вселенский IV Собор (Халкид. 451), ок. 600 г. обратился к папе Григорию I Великому с вопросом догматического характера о монофизитстве. В полемике с Армянской Церковью «римляне» поддержали Кириона. С подобными посланиями католикос обращался к К-польскому патриарху и визант. императору ( Макарий. История РЦ. Т. 1. С. 157). Царь Зап. Грузии Деметре II (825-861) послал папе Бенедикту III богатые дары для гробницы св. ап. Петра. В IX в. прп. Иларион Грузин отправился в Рим, чтобы поклониться усыпальницам св. апостолов Петра и Павла, и провел там 2 года «в ангельской жизни и дивных трудах гражданских» (Житие и деяния Иллариона Грузина. М., 1998. С. 85).

http://pravenc.ru/text/168205.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010