29 Такова infamia по римско-католическому «Corpus juris canonici“ München, Das kanon. Strafrecht стр. 119. A. C. Thesaurus, De poenis ecclesiasticis praxis absoluta et universalis, Pars 1. cap. XXXIII. 31 WahIberg, Die Strafmittel (im Holtzendorffs Handbuch des deutschen Strafrechtes, Berlin, 1871. В. II, стр. 436. И. Я. Фойницкий, Русск. карат. система (Сборн. госуд. знаний, т. 1 стр. 143). 32 Близкий к этому взгляд высказан професс. Шульте, Lehrbuch, стр. 319: «muss jede kirchliche Strafe mehr den negativen Charakter an sich tragen: durch Entziehung von Rechten zur Besserung zu führen, als eine directe äussere Nöthigung zum Handeln enthalten“. 33 Bluntschli, Allgemein. Staatsrecht. München. 1857. В. I, стр. 6, 46. примеч. 3. В. II, стр. 287. R. V. Mohl. Encyklopädie der Staatswissensch. § 5. 34 De natura роепагит secundum jus canonicum. Berolin. 1860, стр. 76. Cf. Eichhorn, Grundsätze des Kirchenrechts der kathol. und evangel. Religionspartei im Deutschland В. II, стр. 67. Морин говорит: «Scelerum poenitentes primis ecclesiae seculis sacco et cinere sordulentos jus agendae poenitentiae multis precibus et fletibus ante fores basilicarum ad clerum et populum effusis impetrasse». Commentar. de sacr. poenit. lib IV, cap. XVI. 36 Ср. взгляд Гиншиуса, Die preussichen Kirchengesetre mit Einleitung und Kommentar, Berlin, 1873, стр. 10. 37 По аналогии с ирригуляритетом, доктрина установила еще понятие ингабилитета (inhabilitas), как такого обстоятельства, кторое препятствует получению церковной должности, не связанной с какою-либо степенью священства. München, стр.155. 44 « Церковь , будучи видима, поколику она есть на земле и к ней принадлежат все православные христиане, живущие на земле, в то же время есть невидима, поколику она есть и на небеси и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости». Простр. хр. катих., чл. IX. 46 Ibidem, стр. 76. Противное утверждает Гиншиус (Commentar, стр.9): «администрируемые церковию спасительные действия могут и лицам уже умершим принести пользу, так что консеквентным (?) образом могут быть мыслимы и наказания против умерших, как лишающие нас спасительной помощи церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Скачать epub pdf II. О церкви, как посреднице освящения человека § 124. Необходимость богоучрежденного видимого посредства для освящения человека. Понятие о церкви в обширном смысле и о церкви земной в частности I. Благодать Божия, вспомоществующая человеку усвоять спасение Христово, есть невидимая сила Божия. Тем не менее, если она есть действительная сила, то она где-нибудь обитает, есть в таком случае какое-либо хранилище благодати и вместе видимое посредство, через которое освящающая благодать совершала бы соединение людей, существ духовно-чувственных, со Христом и их вечное спасение. Равно, если освящение человека и вообще содеяние им своего спасения возможно не иначе, как под условием с его стороны веры и при том истинной и живой, то и в этом отношении необходима видимая же посредница, в которой сохранялась бы истина Христова во всей ее неприкосновенности, и которая возвещала бы чистую истину Христову. Такое видимое посредство даровано нам Христом Спасителем в основанной Им церкви. II. Слово «церковь», как заменяющее собою греч. εκκλησα (от κκαλω – вызываю на собрание, евр. kahal), которое вообще означает собрание или общество званных, в христианском смысле, по точному переводу, может означать общество лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву и потому составляющих род избран ( γνος κκλεκτν – 1Пет 2, 9 ), т. е. общество избранных в смысле уверовавших во Христа Спасителя (в отличие от неверующих в Него). Обществом истинно верующих в И. Христа, но лишь имеющим особую природу, основы и задачи своей жизни, и является церковь по составу своих членов. Употребляется слово « церковь » в различных, не одинаково обширных значениях. При употреблении этого слова в обширном и полном значении под церковью Христовой разумеется общество всех разумно-свободных существ, верующих во Христа Спасителя, и соединенных с Ним, как единой главе Своей. К составу церкви в этом смысле принадлежат не только «все православные христиане, живущие на земле, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости» (Катих. 9 чл.), все до единого, когда бы они ни жили и где бы ни находились, живущие на земле и умершие, как жившие до пришествия Христова, так и те, которые жили и живут по Его пришествии, – и даже не только люди, но и ангелы, ибо они, совершеннейшие нас во всем, совершеннее нас и по вере в Богочеловека. В таком смысле понимает церковь Христову ап. Павел, когда говорит, что Бог в смотрение исполнения времен положил возглавити всяческая о Христе, яже на небесех и яже на земли в Нем…, воскресив Его от мертвых и посадив одесную Себе на небесных, превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем, и вся покори под нозе Его, и Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело Его, исполнение Исполняющего всяческая во всех ( Еф.1:10, 20–23 ; сн. Кол.1:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Догадка тем более вероятная, что небу Моисей вовсе не приписывает того нестроения, какое приписывает земле или первобытному веществу и, таким образом, ясно различает и противополагает их между собою. Если это справедливо, то, значит, ангелы сотворены прежде всего, когда кроме Бога ничто еще не существовало, и послужило началом творения Божия» (Догм, богосл. преосв. Мак. 295). В книге Иова говорится о том, что ангелы восхваляли Господа Бога, узрев сотворенный видимый мир. Господь говорит Иову: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои» , или, как читается в русском переводе с еврейского текста: «...кто положил краеугольный камень ее (земли), при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» ( Иов.38:6–7 ). «В первом полустишии, – говорит преосвященный Филарет, – под положением краеугольного камня нельзя разуметь что-либо другое, кроме положения основания земли, устроения первых начал земли, а после сего под утренними звездами нельзя разуметь звезд вещественных, поскольку при основоположении земли этих звезд еще не было. Присовокупляя же к этому то, что у Моисея ( Втор.32:43 ) и в самой книге Иова ( Иов.1:6, 2:1 ) ясно сынами Божиими называются духи-ангелы, доходим до уверенности в том, что ангелы – сыны Божии – были уже и хвалили Бога тогда, когда полагались основания земли. Утренними же звездами они названы, конечно, потому, что составляют раннее, первое создание Божие, уже насладившееся бытием во время хаотического состояния мира вещественного, подобно как утренние звезды предшествуют появлению дня, хотя с утром начинается и самый день. Таким образом, по сему указанию слов Иова, творение Ангелов должно было предшествовать образованию мира вещественного. Оно совершилось, по всей вероятности, тогда, как, по словам Моисея, «вначале сотвори Бог небо и землю» : так как в шесть дней, по его же словам, происходило образование мира вещественного, коего законам не подлежат чистые духи» (Догм, богосл. преосв. Фил. 255–256 ). Отцы Церкви все почти единогласно полагают, что время сотворения ангелов из мира невидимого было прежде сотворения мира видимого (Мнен. отт. Церкви Догм, богосл. преосв. Мак. 295–297), и Св. Церковь , согласно Св. Писанию и мнению отцов Церкви, учение свое о времени сотворения ангелов излагает в следующим виде: «Ангелы сотворены Богом прежде всего, и вообще мир духовный прежде мира вещественного» (Прав, испов. 6, 71, вопр. 18; прав. Катих. чл. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   Таинство покаяния, как благодатное врачевство, предназначено для всех Христиан, но только для исцеления одних болезней их духовных. Таинство елеосвящения есть другое спасительное врачевство, предназначенное для Христиан, больных по самому телу, и имеющее целию врачевать не одни болезни их духовные, но и телесные.    Такое понятие об елеосвящении дает нам православная Церковь, когда говорит: «Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» (Простр. хр. катих. ч. 1, чл. 10).    Это таинство издревле называлось и называется в православной Церкви елеем, святым елеем, елеем, соединенным с молитвою; в нашем отечестве — елеосвящением, елеопомазанием, иногда, в просторечии, соборованием в соответствие тому, что совершается обыкновенно собором пастырей. Названия, данные елеосвящению собственно в римской Церкви, каковы: последнее помазание, таинство отходящих или умирающих, суть позднейшего происхождения и, как увидим, не совсем точны. § 230. Божественное установление таинства Елеосвящения и его действительность    I. О таинстве Елеосвящения со всею ясностию говорит в св. Писании св. апостол Иаков, когда, наставляя Христиан: злостраждет ли кто в вас; да молитву деет: благодушествует ли кто; да поет, непосредственно продолжает: болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак. 5:14. 15). Из этих слов равно открывается и божественное установление елеосвящения и действительность его, как таинства.    1. Божественное установление. Ибо, с одной стороны, очевидно из связи речи, что апостол говорит об елеопомазании не как о чем-то новом, чего прежде не знали Христиане, а только указывает им на это врачебное средство, как уже на существовавшее и общеизвестное между ними, которым и заповедует пользоваться в случае болезней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Св. Ефрема Сирина: «Победоносные мученики, добровольно претерпевшие скорби, из любви к Богу и Спасителю, и имеющие дерзновение пред самим Владыкою, ходатайствуйте, о Святые, за нас расслабленных и грешных, и исполненных лености, да приидет на вас благодать Христова, и просветит сердца всех ленивых, чтобы возлюбить нам Господа».    Так же — св. Амвросия, св. Григория нисского, Дидима александрийского, Феодора гераклийского, Иеронима, Феодорита, Августина и других.    2) В Деяниях Соборов. Так, Отцы четвертого вселенского Собора, выслушав послание Флавиана, единогласно воскликнули: «Вечная память Флавиану!.. Флавиан живет по смерти: мученик, да молится за нас»!. На седьмом вселенском Соборе Отцы, рассуждая о почитании и призывании Святых, между прочим, положили: «Если кто не исповедует, что все Святые, сущие от века и угодившие Богу, как до закона, так под законом и под благодатию, досточестны (τμιους) пред Ним по душе и по телу, или не просит молитв Святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир (υπρ το κσμου πρεσβεειν), ΠΟ церковному преданию: анафема».    Не опустим без внимания и того, что учение о призывании и предстательстве Святых содержат и исповедуют, согласно с православною Церковию, и все иномыслящие Христиане, отделившиеся от нее древле: не только латиняне, но и несториане, Абиссинцы, Копты, Армяне, кроме одних протестантов. § 255. вв) Почитание св. мощей и других останков угодников Божиих    Воздавая надлежащее почитание угодникам Божиим, переселившимся душами своими на небо, потому особенно, что в них почивал и почивает сам Бог, един Святый и во Святых почивающий, св. Церковь, естественно, вместе с тем чествует и оставшиеся на земле мощи или телеса угодников, которые так же удостоились быть храмами Св. Духа (1 Кор. 6:19; снес. 3, 16. 17), и другие останки Святых, получившие от них или чрез них освящение, каковы — риза и пояс Богоматери, вериги св. апостола Петра и под. (Простр. хр. катих. о чл. IX).    I. Это столько естественное чествование св. мощей и других останков угодников Божиих находит для себя твердое основание в том, что сам Бог благоволил почтить и прославить те и другие бесчисленными знамениями и чудесами. Так -

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   3) — проявлял власть свою над силами ада. Это — во всех тех многочисленных случаях, когда одним повелением своим изгонял духов нечистых из людей (Марк. 1:25; 5, 8; 9, 25; Лук. 8:32. 33), и когда сами бесы, узнавая в Нем Сына Божия, трепетали Его могущества и власти над ними, и взывали: что нам и тебе, Иисусе Сыне Божий; пришел еси само прежде времене мучити нас (Матф. 8. 29; Марк. 3:11; 5, 7). Вследствие всех таких действий, видимо направленных к разрушению дел диавола в роде человеческом, Христос Спаситель еще во дни служения своего на земле, когда семьдесят учеников, возвратившись с проповеди, с радостию говорили Ему: Господи, и беси повинуются нам о имени твоем, заметил им в ответ: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (Лук. 10:17. 18). Об этой царственной власти и силе Господа нашего над духами злобы еще во дни Его земной жизни, свидетельствовал и ап. Петр пред новообратившимися язычниками: вы весте глагол бывший по всей Иудеи, наченшийся от Галилеи, по крещении, еже проповеда Иоанн: Иисуса иже от Назарета, яко помаза его Бог Духом Святым и силою, иже пройде благодетельствуя и исцеляя вся насилованныя от диавола, яко Бог бяше с ним (Деян. 10:37. 38).    4) — проявлял власть свою над смертию. Ибо — а) воскресил сына вдовы наинской одним прикосновением к одру умершего и повелением: юноше, тебе глаголю, востани (Лук. 7:14 и след.); б) воскресил дочь Иаира, начальника синагоги, прикосновением и словом: отроковице, востани (Лук. 8:49); в) воскресил четверодневного мертвеца, Лазаря, велегласным воззванием: Лазаре, гряди вон (Иоан. гл. 11).    Таким образом и во дни истощания нашего Спасителя, когда Он совершал преимущественно свое служение пророческое и служение первосвященническое, чудеса Его показывали уже, что Он есть вместе и Царь вселенной, Победитель ада и смерти. § 159. Нисшествие И. Христа во ад и победа над адом    Но все действия, в которых Господь Иисус являл власть свою над духами злобы еще на земле, можно назвать только предначатками Его победы над адом. Самым же делом Он победил и разрушил ад, когда, упразднив смертию своею имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2:14), снисшел во ад с душою своею, яко Бог, чтобы благовестить пленникам адовым о спасении, и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Отца небесного (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 49; простр. Хр. катих. о чл. 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

По прошествии этого времени, сатана, связанный на тысячу лет, будет снова развязан и вместе с антихристом, своим орудием, и его последователями, вступит в ожесточенную борьбу с царством Христовым, но эта брань кончится погибелью сатаны и антихриста вместе с его приверженцами, и тогда-то последует второе, всеобщее воскресение, кончина мира, всеобщий. суд и всеобщее вечное воздаяние. Очевидно, хилиастические чаяния о пришествии Христовом за 1000 лет до кончины мира и о каком-то особом царстве Христовом, отличном от царства благодати (церкви) и царства славы, равно как и двукратном воскресении мертвых, не имеют для себя никаких оснований. Церковь , осудив на Втором Вселенском Соборе все заблуждения Аполлинария, между прочим, разделявшего хилиастические воззрения, осудила и его учение о тысячелетии Христовом, и для того на соборе внесены были в самый символ слова о Христе: Его же царствию не будет конца. § 189. Блаженное состояние праведников. Степени и вечность их блаженства I. Благословенные Отца небесного в уготованном им от сотворения мира царстве будут иметь «жизнь столь блаженную, что мы не в состоянии и понять, представить и изобразить этого блаженства» (Катих. 12 чл.). Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог лю бящим Его ( 1Кор.2:9 ). Вем человека о Христе, – говорит ап. Павел о себе, – который восхищ е на бывша… до третьяго небесе,… в рай, и слыша неизреченные глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати, т. е. предсказать ( 2Кор.12:2, 4 ). Писание изображает состояние праведников в этом царстве большею частью подобиями и образами, взятыми с предметов величественных и прекрасных. Небесные блага оно называет сокровищем ( Мф.19:21 ; 1Пет 1, 4 ), наследством нетленным, чистым, неувядаемым ( 1Пет 1, 4 ; сн. Еф.1:14 ; 1Кор.3:24 ; Гал.3:24 ) и др. Как на наивысшее из всех благ, уготованных праведникам, откровение указывает на непосредственное созерцание и ближайшее общение их с Господом и Спасителем И. Христом и через Него с Богом Отцом и Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   И един Дух Святой, от Бога (Отца) происходящий и чрез Сына явившийся (людям); жизнь, в которой причина живущих; святой источник, святыня, подающая освящение. Им является Бог Отец, Который над всем и во всем, и Бог Сын, Который чрез все. Троица совершенная, славою и вечностию и царством нераздельная и неразлучная. Посему нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни привходящего, чего не было бы прежде и что вошло бы после: ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложная, неизменная и всегда одна и та же» (См. „Свято-отеч. христ.» Прот. Н. Благоразумова, стр. 114).   42. Умение православной церкви о различии Божеских лиц по их личным свойствам    „В одном Божестве три лица: Отец, Сын и Дух Святой: Отец, Который прежде веков рождает Сына из Своего существа и производит Духа Святого; Сын, родившийся от Отца прежде веков и единосущный Ему; Дух Святой от вечности исходящий от Отца, единосущный Отцу и Сыну» (Правосл. испов. ч. 1, отв. на вопр. 9).    „Итак, Отец, Сын и Дух Святой – нерожденное, рожденное и исходящее – различают в Божестве лица, а не существо, которое нераздельно само в себе“ (там же на вопр. 12). И в другом месте: „различие между лицами Св. Троицы то, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица, Сын Божий предвечно раждается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца» (Простр. катих. о чл. 1).    То же и в богослужебных книгах; „три пою, херувимски, святое Тебе Божество: светы и свет, и живот и животы, Бога рождшего, Бога рожденного, Бога от Отца исходящего, Духа живого» (Триод. постн. л. 228 на обор. М. 1835).    „Ум нерожденный, Отец и Слово рождшееся от Него, и Дух Божественный, непостижне исходен сый. Боже единоначальне, трисолнечне, пою Тебе“ (Октоих ч. 2, л. 212на обор. М. 1838). „Слава, Тебе, Отче Святой, Боже нерожденне, слава Тебе, Сыне безлетне, единородне, слава Тебе, Душе Божественный и сопрестольный, от Отца исходяй и в Сыне пребываяй» (Мин. за сент. л. 70, М. 1837).   43. Нераздельность лиц Св. Троицы

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Стих 22. Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу. Некоторые готовы считать эту заповедь Апостольскую не современною, устарелою, отражающею на себе узкие, эгоистические взгляды мужей древняго мира. Но сама природа женщины, физическая и духовная, зависящая от главного назначения ея быть помощницей мужа (Быт. 2:18) и сказывающаяся в относительной слабости сил и способности ея, равно как ограниченности сферы ея возможностей, а стало быть и деятельности, будет всегда служить подтверждением справедливости Божия определения: к мужу обращение твое (Быт. 3:16) и необходимости исполнения Апостольской заповеди: повиноваться мужу. Этим не исключаются и не умень­шаются ни права женщины на участие в Царстве Божием и в дарах благодати, ни другия достоинства и свойства ея, а только показывается, что в семейной жизни жена должна находиться в подчинении мужу, и степень этого подчинения опре­деляется Апостолом в словах: якоже Господу.    Стих 23. Муж глава есть жены. Мужу приписывается власть и заботы по отношению к жене и ко всему дому.    [И он же спаситель тела. По ближайшему течению речи, эти слова относятся к Иисусу Христу, но с не меньшею основательностью Греческие отцы Церкви принимают их в приложении к мужу, который заботится о здравии и состоянии своей жены].    Стих 26. Очистив банею водною в глаголе. Водная баня есть крещение, глагол же, через который совершается очищение верующаго, есть Евангелие или учение Иисуса Христа. Как при творении мира действовало всемогущее слово Божие, так и новое творение совершается глаголом силы Божией (Евр. 1:3). Златоустый и Феодорит под глаголом разумеют повеление Спасителя: крестяще во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19).    Стих 27. Да будет свята и непорочна. О святости Церкви должно заметить, что те из членов Ея, которые грешат, но очищают себя истинным покаянием, не препятствуют Ей быть святою; а грешники нераскаянные, или видимым действием Церковной власти, или невидимым действием Суда Божия, как мёртвые члены от­секаются от тела Церкви (Прав. Катих. чл. 9, вопр. 18). Пример Иисуса Христа, пострадавшого за чистоту и святость Церкви, возлагает и на мужей обязанность соблюдать чистоту и целомудрие своих жён, охранять их от пороков и сами недостатки исправлять.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   1) Но есть предел, который если преступят грешники, то или «видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви» (Простр. Хр. катих. о чл. IX, стр. 74, М. 1840). Так, не принадлежат уже к Церкви Христовой:    а) Отступники от христианской веры, которые, совершенно отвергшись ее, снова соделались язычниками или вообще иноверцеми, и, по выражению Апостола, попрали Сына Божия, скверну возмнили кровь заветную, еюже освятились, и укорили Духа благодати (Евр. 10:29).    б) Еретики, которые хотя не отреклись совершенно от христианской веры, но отвергают и низвращают ее в основных ее догматах. Аще мы, или ангел с небесе, говорит Апостол Галатам о превращающих благовествование Христово, аще кто благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (1, 7. 8). Еретика человека, заповедует тот же Апостол ученику своему, епископу Титу, по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден (Тит. 3:10. 11): так не заповедал бы Апостол пастырю поступать с теми, которые еще принадлежат к его стаду. От нас изыдоша, но не беша от нас, пишет Апостол Иоанн о еретиках, которых называет антихристами, аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами (1 Иоан. 2:19). Посему-то, с самых времен апостольских, отлучены были от Церкви Керинфиане, Евиониты и другие еретики; а потом отлучаемы были на Соборах и все прочие еретики, появлявшиеся в последующее время. Это же несомненно предполагается теми правилами Соборов, которыми повелевалось снова принимать покаявшихся еретиков в недра Церкви. Подтверждается единодушным учением св. Отцов и учителей Церкви, которые называли еретиков, вслед за св. Апостолом, антихристами, отвергшимися от Христа, недостойными самого имени Христиан, подобными язычникам.    в) Отщепенцы или раскольники, которые, хотя не искажают догматов Веры, но не покоряются церковной власти, и чрез то самовольно отделяются от Церкви. Справедливость этой мысли видна из слов Спасителя: аще (кто) церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Матф. 18:17); из правил первого вселенского Собора, которыми повелевалось принимать в Церковь кафаров или новациан, возвращавшихся в ее недра, — а кафары были только раскольники; из 33-го правила собора лаодикийского, которым запрещалось с раскольниками даже молиться; и из учения св. Отцов, например:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010