Постепенно понятие Истинно-Православная Церковь (термин, введенный митрополитом Иосифом) перестало обозначать только иосифлянское движение, а стало собирательным понятием, вбирающим в себя вообще «антисергианское» движение (за исключением движения ИПХ, во всяком случае, до 40-х годов, когда идеологические границы между ИПЦ и ИПХ начинают стираться). Каков же генезис ИПЦ и период деятельности? По мнению М. В. Шкаровского, хронологическими рамками иосифлянства следует признать 1927– середину 1940-х годов, «в то время как Катакомбная Церковь смогла просуществовать до наших дней и получила возможность легализовать свою деятельность» 940 . Действительно, оппозиционное движение, оформившееся вскоре в ИПЦ, возникает в 1927 году в Ленинграде после: Декларации митрополита Сергия; вынужденного (по настоянию ОГПУ) перевода митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых) на Одесскую кафедру (13. 09. 1927); и, несмотря на недовольство ленинградской паствы, нового постановления от 12 октября 1927 года с указанием прекратить поминовение за богослужением. Недовольство ленинградских ревнителей было усугублено указом митрополита Сергия от 21 октября 1927 года о повиновении властей и об отмене поминовения епархиальных архиереев, пребывающих в ссылке. Духовенство во главе с епископами Гдовским Дмитрием (Любимовым) и Нарвским Сергием (Дружининым), протоиереями Василием Верижским и Феодором Андреевым, выступает против мероприятий заместителя патриаршего местоблюстителя, направленных на: 1) «порабощение Церкви государству», в частности попущение вмешательства ГПУ в кадровые вопросы Русской Церкви (хиротонии и перемещения епископов по согласованию с ГПУ, замещение кафедр осужденных или сосланных по политическим мотивам епископов и т. д.); 2) придание Временному Патриаршему Синоду совещательного статуса; 3) введение в Синод пререкаемых лиц; 4) устранение из богослужения молений о ссыльных епископах и введение молений за гражданскую власть и пр. 941 Переговоры ленинградской делегации с митрополитом Сергием окончились безрезультатно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первое - более внимательное изучение, возможно, уже другими авторами, именно жизни и истории радикальных церковных движений, тех, кого обычно и называют " катакомбниками " . И тут требуется написание взвешенной, академической истории этих движений, без какой-либо политической ангажированности. Причем, на мой взгляд, при описании этих движений должна обязательно учитываться социальная составляющая. Поясню. Кто в основном становился членами этих радикальных раскольнических движений? Крестьяне. Класс, подвергшийся колоссальному репрессивному натиску со стороны государства: коллективизация, раскулачивание, голод и т. д. Их религиозные, эсхатологические воззрения часто были ответом на политические и социальные катаклизмы. А второе направление предполагает более глобальное описание низовой деятельности Церкви ХХ века, потому что подполье не существовало отдельно от легальных приходов, от легальных священников. Здесь нужно просто подробнее изучить повседневную жизнь верующих в рамках действующих и подпольных церквей и деятельность иерархии по отношению к ним и т. д. Я могу с ответственностью сказать, что деятельность епископата не всегда обусловливалась только церковно-политическими соображениями или давлением власти. Епископы советского времени прекрасно понимали нужды простого народа и не могли на них не реагировать. Подчас известная фраза митрополита Сергия, что " всех в катакомбы не уведешь, нельзя людей лишить литургии " , трактуется нами слишком обобщенно и абстрактно. Мы не понимаем всей сложности и глубины тех церковных реалий, в которых жили верующие, духовенство и иерархи до Великой Отечественной войны. Они понимали, какой опасности и какому невероятному риску подвергаются те, кто уходит в катакомбы. Поэтому низовой взгляд на историю Церкви в подобных вопросах значительно обогатит наше представление об этой эпохе в целом. - Алексей Львович, Ваша профессиональная научная деятельность тесным образом сопряжена с работой с архивными данными. С какими именно архивами Вам приходилось работать в последнее время?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

С утверждением турецкого господства на большей части территории Византии, духовная и культурная жизнь ромеев пришла в упадок. Византийское монашество, давшее жизнь стольким шедеврам богословской мысли и церковного искусства, постепенно отходило от идеалов исихазма. Угасание традиции исихазма привело к угасанию церковного искусства. Происходит искажение религиозного сознания у простого народа. К середине XVIII столетия, как реакция на сложившуюся ситуацию, на Афоне возникает движение по обновлению церковной жизни. Это движение было чрезвычайно разнообразным и многогранным, однако главной его целью было возвращение к святоотеческой традиции, а главным источником - традиция умного делания. Оно известно как " движение колливадов " ...    далее... Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.    далее... Когда говорят о пользе российско-белорусского союза, справедливо отмечают его взаимные экономические и геополитические выгоды. Это, конечно, важно и правильно. Но следует знать и помнить, что самое главное в нашем Союзе - это воссоединение единого Русского народа.    далее... Святитель Василий Острожский - один из самых почитаемых (как раньше, так и сегодня) сербских святых. Это, несомненно, связанно с тем, что до сих пор не прекращаются бесчисленные чудеса исцелений у ковчега с его мощами, находящимися в черногорском монастыре Острог. Каждый год приносит новые известия о чудесах св. Василия.    далее... В издательстве Сретенского монастыря выходит в свет книга " Письма патриарха Алексия I своему духовнику. Мы публикуем некоторые из этих писем.    далее... " Совестные книги " древней Руси Существует ли однозначный ответ на вопрос: зачем писались летописи? Почему в них так много описаний различных небесных знамений? И почему они столь часто напоминают людям об их грехах? И есть еще множество " почему " , на которые не было пока дано ответов...    далее...

http://pravoslavie.ru/5191.html

Движение истинно православных христиан (ИПХ) в К. о. известно с 20-х гг. XX в. В нек-рых районах (Большетроицком и др., позднее вошедших в Белгородскую обл.) во главе нелегальных общин стояли женщины, это течение получило название серафимовцев или самокрестов. Движение активизировалось в 1942 г., когда было разрешено открывать храмы. Независимую общину пытался зарегистрировать настоятель Преображенского храма в с. Замостье Суджанского р-на свящ. Григорий Травкин, заявивший о неподчинении Курскому епископу, бывш. обновленцу. 16 апр. 1944 г. уполномоченный по делам РПЦ по Курской обл. запретил проводить службы в церкви в с. Замостье, писал о появлении «секты травкинцев», охватившей неск. приходов района (ГА Курской обл. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 10. Л. 18). В 1945 г. Травкин был изгнан из храма несогласными с ним прихожанами, в 1947 г. арестован. В сер. 40-х гг. XX в. в К. о. распространилось движение стефановцев, или подгорновцев. В 1945 г. сотрудники НКГБ разогнали общину в с. Касилово Грайворонского р-на. За поддержку стефановцев в 1946 г. был снят с регистрации свящ. Александр Чефранов, настоятель кладбищенского Покровского храма в Льгове, храм тогда же был закрыт. В с. Васильевка Тербунского р-на в 1945 г. ИПХ объявили об обретении чудотворной иконы Божией Матери «Оборонная», происходящей из закрытого местного храма. В 1945 г. милиция изъяла икону, устраивавшая службы перед иконой в Тербунах мон. Ксения (Шилина) была арестована. Катакомбные общины во главе с монахинями были не редкостью в К. о. В с. Архарово Малоархангельского р-на общину ИПХ возглавляла бывш. монахиня Кожевникова. В с. Ендовище Конышевского р-на действовала группа под руководством мон. Серафимы, называвшей себя родственницей царской семьи; за поддержку этой группы в 1947 г. был снят с регистрации настоятель местной церкви Поликарп Преображенский. В с. Нижне-Гурово Советского р-на организовалась катакомбная община из бывш. монахинь, к-рую окормлял местный свящ. Введенский, в 1946 г. арестованный за «антисоветские выступления». За сотрудничество с катакомбниками в 1946 г. были арестованы также свящ. Иван Мартынов из с. Богатого Ивнянского р-на, незарегистрированные клирики: свящ. Лука Рыжков из с. Сула Большесолдатского р-на, свящ. Ширин из с. Засеймье Мантуровского р-на. За незаконное служение в частном доме в с. Топлинка Белгородского р-на в 1947 г. арестовали заштатного свящ. Соколова, к-рого также причисляли к истинно православному подполью. В с. Бобрышево Кривцовского р-на, по данным уполномоченного, в кон. 40-х гг. XX в. действовали хлысты , к-рые маскировались под ИПХ.

http://pravenc.ru/text/2462317.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Андрей (Ухтомский), еп. Профессиональные интересы: Церковь и государство Данная книга представляет собой наиболее полное собрание творений священномученика архиепископа Андрея Уфимского (единоверческого епископа Саткинского) - самоотвержен­ного пастыря, отдавшего большую часть жизни служению малым народам; ученика и духов­ного преемника св. Иоанна Кронштадтского и митр. Антония Храповицкого; крупнейшего из единоверческих богословов - мыслителя, который не только очертил круг богословских про­блем движения, но и создал вместе со священномучеником Симеоном Шлеевым (епископом Охтенским) самый стиль единоверческого богословия; одного из значительнейших официаль­ных миссионеров за весь синодальный период; неколебимого тихоновца староцерковника и, вместе с тем, одного из отцов катакомбной иерархии и протестного богословия ИПХ. В книгу вошли все журнальные публикации мыслителя. В приложениях опубликованы: 1) основные документы, определяющие место единоверческого движения в рамках греко-российской цер­кви; 2) избранные труды Н.И.Ильминского - выдающегося русского востоковеда XIX сто­летия, создателя педагогической системы, послужившей делу просвещения малых народов Поволжья и Средней Азии; 3) избранные труды А.А.Папкова - авторитетного исследова­теля истории русского прихода от древнейших времен до конца петровской эпохи, одного из вдохновителей церковно-приходской реформы начала двадцатого столетия, председателя СПб Никольского единоверческого братства; 4) работа Н.П.Аксакова, посвященная избранию епископов в древней Церкви - вопросу, имеющему для русской церкви после ее отделения от государства значение непреходящее. Библиография Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/42372

Закрыть Богословские соблазны монархического движения 19 ноября - день убиения священника Даниила Сысоева (†2009) 19.11.2015 2911 Время на чтение 13 минут От редакции журнала «Благодатный Огонь » : эта статья о.Даниила была написана в 2000 году накануне канонизации царя-мученика Николая II. После падения безбожной власти и начавшегося оживления церковной жизни среди православных христиан стали возрождаться позабытые ранее большинством идеи восстановления монархии. Церковная мысль не могла остаться в стороне от оценки этого явления. Особую остроту обсуждения этой темы придала предстоящая канонизация святого царя-мученика Николая, с которой многие связывают надежды на возрождение нашей Родины. Однако это замечательное явление осложняется тем, что, кроме здравых семян святоотеческого богословия, в сознание православных людей падают и еретические взгляды, некоторые из которых прямо отвергают основные догматы Церкви и дискредитируют светлый образ последнего русского царя. После канонизации царя-мученика Николая Александровича эти взгляды среди всего прочего могут вызвать в церковной среде немалое смущение, соблазн и даже неправославные мнения. Кто такой «удерживающий», о котором говорил апостол Павел? Среди многих православных монархистов бытует мнение, что единственным удерживающим (см.: 2 Фес. 2, 7) мир от прихода антихриста является православный Царь, само существование которого, вне зависимости от степени его влияния на мировые процессы, не дает прийти отступнику. Соответственно, считается, что после убийства Царя-мученика Николая II удерживающий уже взят от среды и мир вступил в предантихристову эпоху (что, кстати, нелогично, ибо о такой эпохе Священное Писание не упоминает в связи с удерживающим). Утверждение это считается чуть ли не самоочевидной аксиомой, но вошло оно в сознание православных христиан не из чистых родников святоотеческой мысли, а почерпнуто из трудов деятелей карловацкого раскола и катакомбных сектантов. Конечно, нельзя сказать, что раз нечто проповедуется людьми, находящимися вне общения с Кафолической Церковью или же в расколе, то это уже ложь по определению. Но, с другой стороны, к идеям, происходящим из таких источников, должно относиться со здравым недоверием и проверять их светом Откровения Божия и учением святых Отцов.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/20/...

+ епископ Евтихий PS: Хоть и забывают что-то сегодня, но однако знают о Катакомбной Церкви в России многие. Много написано, много издано. Но есть еще одна - " Церковь исстрадавшаяся " , которая была не в катакомбах, ни за рубежом; она была внутри Московского Патриархата. Так мало она известна. Это молчаливое большинство прихожан и рядового духовенства, которым никто не давал голоса, но от имени их вещали, которых обманывали и гоняли, которых восхваляли такими, какими они страшились быть, которых презирали и предавали их интересы. Абсолютное их большинство уже сошло в могилу. На место их пришли другие миллионы, которым нужно что полегче, не обременяющее их совесть и ответственность. Но есть и наследники совестливой " исстрадавшейся Церкви " . И они, как отцы их и деды несут в себе молчаливую надежду: " Когда-то скажут правду вслух и освободят нас от клейма неправды " . Что ж были они на панихиде по Сталину и Брежневу, были на молебнах в честь годовщин проклятого " октября " и пели многолетия властям и воинству безбожных, но не соглашались с этим и ждали правды. И вот она рядом, но вдруг говорят о ней: " она не нужна " . И что же, " невеста, бежавшая от красного дракона в пустыню " - РПЦЗ поддакнет: " Да уж, действительно, кому она нужна, эта правда, забудем ради нашего объятья... " ?! Объятья с теми, перед кем в бессилии молчит " исстрадавшаяся " миллионная Русская Православная Церковь. Вгляжусь попристальней - Она ли это, " непорочная ли дева " идет из пустыни? Или это кто другой под именем её, никогда небывавший здесь и чуждый России? Господи, помоги мне не ошибиться; Господи, да не лобзания Ти дам, яко Иуда... 27 февр./12 марта 2006, преп. Прокопия http://path.russian-church.de/?p=122 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Сокращение числа учеников вызвано положительно недостатком места. Полную ясность получает изображение Тайной вечери в лицевых Евангелиях: иллюстрируя евангельские события, художники должны были более, чем в каждом ином случае, приближать изображение к тексту. Тождественный в основных чертах рассказ о Тайной вечере изложен несколько раз в Евангелиях ( Мф. 26:20–29 ; Мк. 14:17–25 ; Лк. 22:14–23 ; ср. Ин. 13 ) и в Послании к коринфянам ( 1Кор. 11:23–29 ). Отсюда видно, что Спаситель и ученики на этой вечере возлежали; Спаситель предсказал предательство Иуды и установил Таинство Евхаристии. Первый пример такой вечери, исключающий всякую возможность сомнения относительно ее содержания, – в россанском кодексе 1778 . Стол-сигма, как в вечерях катакомбных; за ним возлежат Иисус Христос (тип византийский) и двенадцать апостолов. Иисус Христос занимает обычно первое место с левой стороны; возле Него ап. Иоанн – молодой, на краю с правой стороны ап. Петр; Иуда – молодой – около середины стола; он простирает руку к стоящей на столе золотой чаше; на столе видны также два хлеба и, по-видимому, несколько рыб. Передняя сторона стола украшена изображениями трех голубей. Характерное движение руки Иуды показывает, что художник хотел выразить намек Иисуса Христа на предательство Иуды. Соответственно тому среди апостолов заметно движение: они обращают взоры к Иисусу Христу, который, как показывает жест Его десницы, разговаривает с ними; ближайший к Иисусу Христу апостол Иоанн говорит Иисусу Христу на ухо, выведывая у Него личность предателя. Общий характер композиции, таким образом, ясно дает понять, что здесь выражена только одна сторона Тайной вечери; установление же Евхаристии представлено в отдельной миниатюре, о которой речь в своем месте. Этот тип изображения Тайной вечери, ясно определившийся в византийском памятнике VI в., имел неодинаковую судьбу на Востоке и на Западе. На Востоке он держался очень долго как тип традиционный, без существенных изменений, и исчез бесследно; а на Западе послужил исходным пунктом для разработки той Тайной вечери, которая нашла своего наилучшего выразителя в лице Леонардо да Винчи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Но кто читает псалтирь, тот все псалмы (за исключением пророчеств о Спасителе и язычниках) произносит как бы собственные слова, поет их, как бы они были написаны о нем, им и от его лица. Рассматривая свои душевные движения и расположения, всякий желающий находит в псалмах врачевание и исправление для каждого своего движения». Св. Василий Великий говорит: «Книга псалмов объемлет в себе полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события прошлого, дает законы жизни, предлагает правила для деятельности… Стихи из псалмов и в домах поют и на торжищах возглашают. Псалом есть тишина душ, водворитель мира, он угашает мятежные и волнующиеся помыслы… Псалом есть оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов. Псалом заселяет пустыни и уцеломудривает торжища. Он есть глас Церкви. Он делает светлыми празднества… Здесь есть совершенное богословие». Приведем еще рассуждение, принадлежащее св. Григорию Нисскому . «Какой приятный спутник для людей пророк Давид, который встречается нам на всех путях жизни! Как он хорошо приспособляется ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для победителей венцом, на пиршествах веселием, на похоронах утешением. Нет минуты в нашей жизни, которая бы была лишена такого рода приятных его благодеяний. Есть ли какая-либо истинная молитва , которой бы не подкреплял Давид? Есть ли какое празднество, которое бы не делал светлым сей пророк?» Не скажет ли о псалтири того же и современный христианин? В ней он находит отзвук не только всем движениям своей души, своим горестям, ищущим утешения, надеждам, ждущим укрепления, и радостям, зовущим к благодарению и славословию – но и руководителя в превратностях общественной и государственной жизни и в мировых потрясениях. Псалтирь неумолкаемо зовет к покаянию, к страху Божию, к исполнению заповедей, к милости и правде в отношении к ближним. В христианской Церкви многие понятия и ветхозаветные термины понимаются в новом, более совершенном смысле. Вот почему святые отцы любят выражать свои мысли о борьбе с врагами нашего спасения, со страстями, с греховными падениями, со злыми духами, словами псалмов, в которых говорится о защите от врагов. Не удивительно поэтому, что псалмы занимают большое место в богослужении. Каждое чинопоследование начинается псалмами. Кроме того вся псалтирь прочитывается на кафизмах в течение одной недели, а Великим Постом дважды в течение одной недели. Огромное число отдельных стихов из псалтири рассыпано по всем кругам богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иосифлянство широко распространилось в Центр. Черноземье после того, как управлявший Воронежской епархией Козловский еп. Алексий (Буй) в янв. 1928 г. объявил об отделении от митр. Сергия и об избрании духовным руководителем митр. Иосифа (Петровых) . Митр. Сергия отказались признавать более 80 приходов и до 400 священнослужителей Центральночернозёмной обл.; на территории Л. о. наибольшее распространение движение буевцев получило в современных Усманском, Елецком и Задонском районах. В марте 1928 г. священник елецкой Сергиево-Владимирской ц. Сергий Бутузов посетил в Воронеже еп. Алексия и вместе с приходом присоединился к иосифлянству; еп. Алексий направил в Елец игум. Питирима (Шумских; впосл. архимандрит), способствовавшего организации при Сергиево-Владимирской ц. жен. монашеской общины и переселению в нее мн. насельниц елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря . В Задонском р-не иосифлянское духовенство возглавлял архим. Никандр (Стуров). После высылки из Воронежа еп. Алексий в мае 1928 г. поселился в Ельце, в нач. сент. того же года он посетил Задонск. В это время Елец на короткое время становится одним из центров оппозиции митр. Сергию: еп. Алексия посещали представители общин юга России и Украины, заявлявшие о выходе из подчинения митр. Сергию и присоединении к буевцам. Весной 1929 г. еп. Алексий и мн. его последователи были арестованы. После этого большей частью иосифлянских приходов управлял проживавший в Новомосковске Бахмутский еп. Иоасаф (Попов) , однако архим. Никандр (Стуров) и управляемые им приходы подчинялись Гдовскому еп. Димитрию (Любимову) вплоть до ареста последнего в нояб. 1929 г. В дек. того же года находившийся в заключении еп. Алексий письменным распоряжением передал управление иосифлянскими приходами Воронежской епархии еп. Иоасафу; это решение было санкционировано еп. Димитрием. Еп. Иоасаф руководил иосифлянскими общинами до своего ареста в янв. 1931 г. Во время массовых преследований буевцев в нач. 30-х гг. XX в. власти приписывали их влиянию большую часть крестьянских выступлений против коллективизации, имевших место, в частности, на территории современных Усманского и Елецкого районов. Если в других регионах иосифлянские общины и духовенство к сер. 40-х гг. XX в. в основном воссоединились с РПЦ, то в Центр. Черноземье большинство последователей еп. Алексия (Буя) оставались на нелегальном положении, впоследствии примкнув к катакомбному движению . Истинно православные христиане, катакомбное движение

http://pravenc.ru/text/2110530.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010