Ум ар-Рассас. Церковь Стефана архидиакона. Храм св. первомученика Стефана /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Стефана архидиакона Год постройки:приблизительно не позже 785. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иордания, Ум ар-Рассас, археологический парк Кастрон Мефаа Координаты: 31.501197, 35.921872 Проезд:Из города Мадаба проехать на ю-в 30 км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ум ар-Расас — (Кастрон Мефаа) археологический комплекс в Иордании, содержащий руины римской, византийской и ранней мусульманских цивилизаций. Внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году. Римский военный лагерь Кастрон Мефаа, теперь носящий название Умм ар-Расас, был построен в конце III или в начале IV в. и стал, согласно ряду свидетельств (в том числе «Ономастикону» Евсевия Кесарийского),— одним из важнейших по Арабскому лимесу — здесь содержались римские вспомогательные кавалерийские войска. Со временем вокруг лагеря вырос город, который процветал в христианскую эпоху (III–VII вв.) и после завоевания всего региона арабами-мусульманами. В церковном отношении город подчинялся епископу Мадабы и входил в ее диоцез. Расположенный в 30 километрах к юго-востоку от Мадабы и окруженный крепостной стеной город, имеющий форму прямоугольника, упоминается и в Ветхом, и в Новом Завете. Он был укреплен при римлянах, а позднее вошел в состав омейядского халифата, но даже через сто лет после прихода омейядов местные христиане продолжали украшать город мозаиками в византийском стиле. Большая часть комплекса до сих пор не раскопана. На сегодняшний день раскопаны военный лагерь и несколько церквей, в том числе открытая в 1986 году и построенная, как считается, около 785 года церковь св. Стефана. Эта самая крупная мозаика такого типа из найденных в Иордании. Во время раскопок в Умм-ар-Расасе были найдены великолепные образцы византийского церковного мозаичного искусства, в том числе большой фрагмент с изображением ветхозаветных и новозаветных городов на восточном и западном берегах реки Иордан. Еще один памятник Умм-ар-Расаса – пятнадцатиметровая башня византийского времени, на которой жили раннехристианские монахи-отшельники. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=33755

Ум-ар-Расас, фрагмент мозаики храма св. Стефана Вот здесь становится жаль, что мы оказались неподготовленными туристами. Потому что «читать» мозаики Ум-ар-Расаса, проникать в их символику — увлекательнейшее занятие, на которое можно потратить не один час и даже не один день. Здесь, например, изображены все важнейшие города региона, в том числе входившие в состав древнего Декаполиса: Филадельфия (современный Амман), Медева (Мадаба), Кейсария, Наблус, Гераса (нынешний иорданский Джераш), Аскалон, Иерусалим и другие. Каждый город изображён очень лаконично: башенки в обратной перспективе, одна-две городские постройки и подпись. В то же время ни одна «иконка» не похожа на другую. А специалисты-археологи наверняка найдут на них символические изображения каких-то реально существовавших в древних городах построек. В центральной части мозаики в обрамлении орнамента — десятки круглых миниатюр. И почти ни одной сохранной. Тут древние мастера изобразили людей (святых или просто каких-то выдающихся современников — неясно), и эти портреты впоследствии постигла та же печальная участь, что и другие подобные: их «стёрли», разобрав на кусочки и собрав заново в случайном порядке. То же самое мы уже видели в Мадабе и в других местах. Кто были эти люди и как они были связаны с городами Десятиградия? А если это были изображения святых, то, кто знает, может быть, мы навсегда утратили свидетельства о подвиге каких-то подвижников древности, которых не знает современная Церковь? Ум-ар-Расас, развалины древнеримского города Кастрон Мефаа Уходить отсюда не хочется. Делаем очередной круг по подвесным переходам-галереям для туристов. И всё же храм святого Стефана — лишь часть всего комплекса. С трёх сторон к руинам храма подступают развалины древнего города. Выясняется, что он, так же, как и Джераш, ещё даже не полностью раскопан. «О, сколько нам открытий чудных…» Повезёт же тем археологам, кому выпадет счастье участвовать в раскопках в Ум-ар-Расасе. Правда, когда это произойдёт, неизвестно: уже десять лет прошло с того момента, как ЮНЕСКО включило Ум-ар-Расас в свой список всемирного наследия, а признаков серьёзных археологических работ нет как нет.

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

После падения Набатейского царства караванные пути сместились. Маршрут от Средиземного м. к Месопотамии стал проходить через Пальмирский оазис, на востоке от рим. границ. После уничтожения в 272 г. римлянами Пальмиры в Сирийской пустыне властвовали араб. племена. В ответ на их набеги имп. Диоклетиан реорганизовал оборону вост. границы, усилил сеть наблюдательных башен и крепостей. Однако империя не смогла долго выносить бремя военных расходов и в IV в. перешла к системе союзов с бедуинскими племенами-федератами, к-рые селились по кромке пустыни и брали на себя охрану рим. границ. Христианизация араб. племен в значительной степени укрепила их союзные отношения с Византией. Самым известным из араб. протогос-в был племенной союз Гассанидов, расселившихся в VI в. по границе империи от Акабского зал. до Хаурана. Византийский период Раскопки ранневизант. храмов в Вади-эль-Харрар (место Крещения) Раскопки ранневизант. храмов в Вади-эль-Харрар (место Крещения) Древнейшим центром христианства в И. была Пелла (ныне Табакат-Фахль). Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, туда во время 1-го Иудейского восстания 66-74 гг. переселилась христ. община Иерусалима. После подавления 2-го Иудейского восстания (132-135) часть христиан вернулась в Иерусалим, но в Пелле осталась христианская община, упоминаемая местным христ. писателем Аристоном в «Диалоге Ясона и Паписка». Равноап. имп. Константин I Великий придавал землям за Иорданом особое значение в процессе христианизации Римской империи. После путешествия равноап. имп. Елены (ок. 327-328) в Иерусалим и обнаружения реликвий Св. Креста, Палестина, а вместе с ней и западные земли пров. Аравии стали местом массового паломничества. В церковном отношении большая часть территории И. подчинялась Иерусалиму (см. Иерусалимская Православная Церковь ), сев. районы - Антиохии (см. Антиохийская Православная Церковь ). Значительными христ. центрами были Гераса, Гадара (ныне Умм-Кайс) и Мадаба; но и в менее значительных центрах (напр., Умм-эль-Джимале в Хауране) во время раскопок также были найдены руины многочисленных христ. церквей. Крупнейшими паломническими центрами были место Крещения Христа на берегу р. Иордан (сов. Вади-эль-Харрар, см. Вифавара ) и гора Нево (ныне Эн-Наба) с источником Моисея; паломнический путь (описан паломницей на Св. землю Эгерией ) вел из Иерусалима через Ливиаду (ныне Телль-эр-Рама) и Эсб (ныне Хисбан). Др. важными центрами паломничества были место вознесения прор. Илии (мон-рь Мар-Ильяс близ совр. Аджлуна) и пещера Лота на юж. побережье Мёртвого м. Кастрон-Мефаа (библ. Мефааф, ныне Умм-эр-Расас) был местом подвижничества столпников (столпы сохр. до наст. времени).

http://pravenc.ru/text/578380.html

Иконография Иконографические типы Г. Г. делятся в соответствии с интерпретацией сюжета. Изображения гробницы, высеченной в склоне горы, и/или пустого саркофага с гробными пеленами отражают топографические и богословские толкования текста Евангелия в визант. и древнерус. живописи. Общее представление об «идеальной гробнице», часто изображаемой как сложное 2-этажное сооружение (напр., на авориях из Александрии, Рима и Милана), не находит соответствий в письменных источниках. Иконография следует реальному облику Г. Г. и меняется вместе с его историческим развитием. Храм Гроба Господня. Фрагмент мозаики ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания). 785 г. (?) Храм Гроба Господня. Фрагмент мозаики ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания). 785 г. (?) В раннехрист. период особенно выделяется серия объектов и групп изображений, передающих конкретные детали Г. Г.: резной ларец из Самагера (ок. 440 (?), Археологический музей в Венеции); икона с реликвиями Св. земли из капеллы Санкта-Санкторум в Риме (ок. 600, Византия, Палестина, Музеи Ватикана); литые изображения на металлических (кон. VI - нач. VII в., соборы городов Монца и Боббио в Ломбардии) и стеклянных (кон. VI - нач. VII в.) флягах паломников; штампованные изображения на керамических флягах паломников (VI-VII вв., Studium Biblicum Franciscanum в Иерусалиме); медальон из Штутгарта (Музей земли Вюртемберг. 1981-165); золотые кольца с 3-мерным изображением Г. Г. с конической или купольной крышей (VI-VIII вв., Дамбартон-Окс, Вашингтон); мозаичные изображения в ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Кастрон-Мефаа) в Иордании 785 г. (?), в Национальном музее в Копенгагене, V-VI вв. (Античное собр. 15.137), в базилике Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, 493-526 гг.; мраморный фрагмент алтарной преграды из Сирии (?) (кон. VI-VII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон); рисунки планов к рукописному трактату св. Адамнана «О святых местах» по записям еп. Аркульфа, кон. VII - кон. IX в.; вид ротонды и/или Г. Г. в рукописи IX в. (Ambros. 49-50. P. 569, 598, 630), основанной на более ранних палестинских источниках. Известны также десятки экземпляров литых бронзовых «сирийских» кадильниц XII-XIII вв. с изображениями Г. Г.

http://pravenc.ru/text/168157.html

емкости из драгоценных и цветных металлов, стекла, дерева, керамики, украшенные изображениями евангельских сцен и связанных с ними символов. Изображения Гроба Господня имелись на таких евлогиях, как пряжки паломников, значки-жетоны, медальоны и др. Эти образы распространялись по всему христ. миру, влияя на развитие иконографии Гроба Господня. Иконография Иконографические типы Гроба Господня делятся в соответствии с интерпретацией сюжета. Изображения гробницы, высеченной в склоне горы, и/или пустого саркофага с гробными пеленами отражают топографические и богословские толкования текста Евангелия в визант. и древнерус. живописи. Общее представление об «идеальной гробнице», часто изображаемой как сложное 2-этажное сооружение (напр., на авориях из Александрии, Рима и Милана), не находит соответствий в письменных источниках. Иконография следует реальному облику Гроба Господня и меняется вместе с его историческим развитием. В раннехрист. период особенно выделяется серия объектов и групп изображений, передающих конкретные детали Гроба Господня: резной ларец из Самагера (ок. 440 (?), Археологический музей в Венеции); икона с реликвиями Св. земли из капеллы Санкта-Санкторум в Риме (ок. 600, Византия, Палестина, Музеи Ватикана); литые изображения на металлических (кон. VI - нач. VII в., соборы городов Монца и Боббио в Ломбардии) и стеклянных (кон. VI - нач. VII в.) флягах паломников; штампованные изображения на керамических флягах паломников (VI-VII вв., Studium Biblicum Franciscanum в Иерусалиме); медальон из Штутгарта (Музей земли Вюртемберг. 1981-165); золотые кольца с 3-мерным изображением Гроба Господня с конической или купольной крышей (VI-VIII вв., Дамбартон-Окс, Вашингтон); мозаичные изображения в ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Кастрон-Мефаа) в Иордании 785 г. (?), в Национальном музее в Копенгагене, V-VI вв. (Античное собр. 15.137), в базилике Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, 493-526 гг.; мраморный фрагмент алтарной преграды из Сирии (?) (кон. VI-VII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон); рисунки планов к рукописному трактату св.

http://drevo-info.ru/articles/12681.html

Логическим продолжением символических изображений Рая в виде реального Египта стала географическая мозаичная карта Св. земли в ц. св. Георгия в Мадабе (2-я пол. VI в.). Эта мозаика - самый ранний пример художественного воплощения представлений об Иерусалиме и о Палестине как о земном отражении рая, центре земного мира, Св. земле. Более ранние образцы, которые встречаются в др. регионах Средиземноморья, трактуют Св. город исключительно в эсхатологическом значении (мозаики римских церквей Санта-Мария Маджоре, 432-440, и Санта-Пуденциана, 401-417). Мадабская карта ориентирована на север, т. е. имеет реальную географическую ориентацию: смотрящий на алтарь видит Мёртвое м. с запада. При этом в карту внесено намеренное искажение: Нил, истоки к-рого должны находиться справа от стоящего к алтарю зрителя, изображен текущим сверху. Подобное перемещение истока - зримое воплощение представления о Ниле как о текущем из рая, к-рым является алтарь храма. В этом контексте в качестве райского града с Нилом сопоставляется уже не символически обозначенная Александрия, но подчеркнуто подробно изображенный Иерусалим. Взаимное замещение егип. и палестинских мотивов приводит к появлению изображений городов Св. земли и в иных иконографических контекстах; они известны в мозаиках церкви на акрополе Маина, 719/20 (Археологический парк, Мадаба); ц. святых Лота и Прокопия в Хирбат-эль-Мухаят, а также ц. еп. Сергия (587/8) и т. н. ц. Львов (574 или 589) в Умм-эр-Расасе. В наиболее развернутом и художественно совершенном виде темы Нила и Св. земли соединены в напольных мозаиках ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе (757). Центральное поле с райскими сценами, обрамленными растущими из амфоры виноградными лозами, окаймлено темной полосой реки с нильскими пейзажами, включающими условные виды 10 егип. городов. С сев. и юж. сторон картина фланкирована изображениями городов Св. земли, причем в точной географической последовательности относительно зрителя: слева - находящиеся к западу от Иордана, справа - к востоку, выше - находящиеся севернее, ниже - южнее; лишь святой Иерусалим и сам Кастрон-Мефаа помещены первыми, ближайшими к алтарю. Т. о. пространство храма трактуется одновременно как Египет и Св. земля, а река - как Нил и Иордан.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Строительство в одном городе большого числа небольших храмов было общепринятым: в Герасе раскопано 17 храмов, в Умм-эль-Джимале - 15, в Мадабе и Кастрон-Мефаа - по 11, в Рихабе - 10. Церковь святых Космы и Дамиана в Герасе. 533 г. Церковь святых Космы и Дамиана в Герасе. 533 г. Христ. храмы, как правило, были органично вписаны в предшествующую застройку города. «Церковь в Пропилеях» в Герасе (VI в.) представляет собой 3-пролетные ворота пропилей, куда была встроена апсида, колоннада улицы стала обрамлением центрального нефа, трапециевидная площадь на южной стороне кардо - атриумом. Т. н. епископский ансамбль в Герасе включает в себя предполагаемый собор (нач. V в., VI в.), ц. Феодора (494-496) и примыкающие к ним постройки. Собор был сооружен на месте и из материалов храма Диониса (?) нач. II в. (с использованием подиума), ансамбль которого был построен по образцу расположенного севернее и также поднимающегося от кардо комплекса храма Артемиды. Постройки епископского ансамбля расположены друг за другом по оси «запад-восток» на разных уровнях. С проходящего внизу кардо к собору через перестроенные в IV в. роскошные пропилеи храма Диониса ведет монументальная лестница. Она выходит в атриум, примыкающий к апсиде собора, который в отличие от храма Диониса ориентирован на восток и потому расположен задней стороной к торжественному подъему. В субструкции апсиды устроена ниша, в которой при раскопках были обнаружены остатки фрески с образом Пресв. Богоматери и архангелов Михаила и Гавриила по сторонам. Подъем от собора к ц. Феодора также происходит через атриум (т. н. Фонтанный двор), в центре которого устроен фонтан, ранее использовавшийся для культовых церемоний при храме Диониса. Осмысление пристроенных в разное время друг к другу храмов - в Умм-эр-Расасе (церквей с эдикулой (1-я пол. VI в.), еп. Сергия (587), св. Стефана (VII в.) и Дворовой (сер. VIII в.)) и в Хирбат-эс-Самре (церкви Игумена, 81, св. Петра и св. Георгия (самая поздняя в группе, построена до 607)) как единого ансамбля в целом нехарактерно для территории И.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Ум ар-Рассас. Неизвестная церковь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь.    Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Иордания, Ум ар-Рассас Координаты: 31.512189, 35.921892 Проезд:Находится в 1 км севернее археологического парка Кастрон Мефаа в Ум ар-Рассас Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=35470

Кастория. 6 июня. Вечер. С именем Кастории мы еще раз вступаем в именословный хаос, в котором не разглядишь ничего ясно и отчетливо. Как давно это имя, не знаем. У древних историков-географов его нет. На Феодосиевой (Певтингеровой) Табуле нет ни его, ни самого озера, при котором лежит Кастория. В Дорожнике Антониновом встречается станция: Castra на пути от Лигнидо к Гераклее (от Охриды к Битолю) 84 , но едва ли возможно, чтобы Via Egnatia делала такой тут крюк к югу, чтобы захватила и нашу Касторию. Да и Кастра (мн. ч.) не Кастория (ед. ч.). У Анны Комнины, наконец, встречаем город Касторию, словопроизводимую писательницею именно от слова: Castrum 85 . Греки-педанты, под влиянием своей любезной мифологии, конечно, могли переделать римское укрепление в город полубога Кастора. Славяне, в свою очередь не отстали от Греков, и из их Кастории выделали Костур. Турки, очевидно, не могли не наложить и своей руки на слово со столькими согласными буквами, и зовут город или Керсье (Вен. Топогр.), или Кестри (Киперт), или Кестир (Boue), или Кестрье (он же). Наконец, Албанцы кажется вернее и точнее всех удержали за городом его древнее, первоначальное имя Кастрон. Но все это родословие созвучных имен, выводимое из родоначального castrum, плохо связывается с положительным свидетельством Тита Ливия 86 о существовавшем тут при республике, городе Celetrum ( Κλευθρον?). Имя Castrum тогда только могло сделаться собственным именем какого-либо места, когда на нем, прежде укрепления или лагеря римского, не было ничего. А если в римско-македонскую войну тут уже существовал город Целетр, то ему совсем не приходилось, ради временной какой-нибудь стоянки римских легионов при нем, переменить свое имя. Остается разве допустить переделку Целетра прямо в Касторию без всякого римского посредства 87 . Просуществовав столько времени, место это конечно имело у себя богатую историю, но не имело ни одного историка, а если и имело, то не умело сохранить его записей. Мы уже пытались навесть на него фокус лучей из Сербского периода, из кралевствования Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Св. Софии в Тарсе. По всей вероятности, корону на голову Левона возложил кард. Конрад (Ibid. P. 99-101). Тогда же усыновленный Левоном Раймонд Рубен, который воспринимался как наследник и К. А., и Антиохийского княжества, был крещен Конрадом. Левона поддержало и духовенство Армянской Церкви, католикос Григор VI Апират, Нерсес Ламбронаци. Сведения о церемонии коронации Левона содержит пространная редакция летописи Смбата (La chronique attribute au connétable Smbat/Ed. D. Dédéyan. P., 1980). Они позволяют определить структуру Армянской Церкви в К. А. в это время. В церемонии участвовали 6 архиепископов, представлявших Тарс, Аназарв, Мсис, Сис, Ламброн и Капан (ныне Гебен) и 12 епископов (Адана, Аяс, Андриасанк (мон-рь св. ап. Андрея; ныне Фенккёйю), Бардзраберд, Копитар, Кракка, Машкевор (не локализован), мон-рь Мелуос-Кастрон (Молевон; ныне Милван-Калеси), Мецкар, Санвиланк (не локализован), Селевкия и Йохнанк). Присутствовали также греч. митрополит Тарса и патриарх Сирийской яковитской Церкви. При этом значительная часть духовенства Армянской Церкви в Вел. Армении, мон-ри Гугарка и Арцаха выступили с осуждением Левона, обвинив его в византино- и латинофильстве. Архиеп. Ани Барсег принял титул католикоса вопреки Григору VI, и тем самым мог возобновиться раскол Армянской Церкви. После коронации Левон I на своих монетах именовался королем «всей Армении», подобным титулом официально пользовались также католикосы в Ромкле. Узнав о коронации Левона, визант. имп. Алексей III отправил ему корону от своего имени, призывая не надевать латинскую. Тем не менее возможность союза с К. А. для византийцев была потеряна. Монета кор. Левона I. XII в. Аверс, реверс Монета кор. Левона I. XII в. Аверс, реверс После фактического распада Иерусалимского королевства под ударами Салах-ад-Дина и ослабления др. крестоносных гос-в укрепившаяся К. А. приобрела особое значение для христиан на Ближ. Востоке. После коронации Левон I продолжал политику союза с Западом и крестоносцами. Он женился во 2-й раз - на дочери короля Кипра и Иерусалима Амальрика II.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

  001     002