Ум ар-Рассас. Церковь Стефана архидиакона. Храм св. первомученика Стефана /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Стефана архидиакона Год постройки:приблизительно не позже 785. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иордания, Ум ар-Рассас, археологический парк Кастрон Мефаа Координаты: 31.501197, 35.921872 Проезд:Из города Мадаба проехать на ю-в 30 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Ум ар-Расас — (Кастрон Мефаа) археологический комплекс в Иордании, содержащий руины римской, византийской и ранней мусульманских цивилизаций. Внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году. Римский военный лагерь Кастрон Мефаа, теперь носящий название Умм ар-Расас, был построен в конце III или в начале IV в. и стал, согласно ряду свидетельств (в том числе «Ономастикону» Евсевия Кесарийского),— одним из важнейших по Арабскому лимесу — здесь содержались римские вспомогательные кавалерийские войска. Со временем вокруг лагеря вырос город, который процветал в христианскую эпоху (III–VII вв.) и после завоевания всего региона арабами-мусульманами. В церковном отношении город подчинялся епископу Мадабы и входил в ее диоцез. Расположенный в 30 километрах к юго-востоку от Мадабы и окруженный крепостной стеной город, имеющий форму прямоугольника, упоминается и в Ветхом, и в Новом Завете. Он был укреплен при римлянах, а позднее вошел в состав омейядского халифата, но даже через сто лет после прихода омейядов местные христиане продолжали украшать город мозаиками в византийском стиле. Большая часть комплекса до сих пор не раскопана. На сегодняшний день раскопаны военный лагерь и несколько церквей, в том числе открытая в 1986 году и построенная, как считается, около 785 года церковь св. Стефана. Эта самая крупная мозаика такого типа из найденных в Иордании. Во время раскопок в Умм-ар-Расасе были найдены великолепные образцы византийского церковного мозаичного искусства, в том числе большой фрагмент с изображением ветхозаветных и новозаветных городов на восточном и западном берегах реки Иордан. Еще один памятник Умм-ар-Расаса – пятнадцатиметровая башня византийского времени, на которой жили раннехристианские монахи-отшельники. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=33755

Ум-ар-Расас, фрагмент мозаики храма св. Стефана Вот здесь становится жаль, что мы оказались неподготовленными туристами. Потому что «читать» мозаики Ум-ар-Расаса, проникать в их символику — увлекательнейшее занятие, на которое можно потратить не один час и даже не один день. Здесь, например, изображены все важнейшие города региона, в том числе входившие в состав древнего Декаполиса: Филадельфия (современный Амман), Медева (Мадаба), Кейсария, Наблус, Гераса (нынешний иорданский Джераш), Аскалон, Иерусалим и другие. Каждый город изображён очень лаконично: башенки в обратной перспективе, одна-две городские постройки и подпись. В то же время ни одна «иконка» не похожа на другую. А специалисты-археологи наверняка найдут на них символические изображения каких-то реально существовавших в древних городах построек. В центральной части мозаики в обрамлении орнамента — десятки круглых миниатюр. И почти ни одной сохранной. Тут древние мастера изобразили людей (святых или просто каких-то выдающихся современников — неясно), и эти портреты впоследствии постигла та же печальная участь, что и другие подобные: их «стёрли», разобрав на кусочки и собрав заново в случайном порядке. То же самое мы уже видели в Мадабе и в других местах. Кто были эти люди и как они были связаны с городами Десятиградия? А если это были изображения святых, то, кто знает, может быть, мы навсегда утратили свидетельства о подвиге каких-то подвижников древности, которых не знает современная Церковь? Ум-ар-Расас, развалины древнеримского города Кастрон Мефаа Уходить отсюда не хочется. Делаем очередной круг по подвесным переходам-галереям для туристов. И всё же храм святого Стефана — лишь часть всего комплекса. С трёх сторон к руинам храма подступают развалины древнего города. Выясняется, что он, так же, как и Джераш, ещё даже не полностью раскопан. «О, сколько нам открытий чудных…» Повезёт же тем археологам, кому выпадет счастье участвовать в раскопках в Ум-ар-Расасе. Правда, когда это произойдёт, неизвестно: уже десять лет прошло с того момента, как ЮНЕСКО включило Ум-ар-Расас в свой список всемирного наследия, а признаков серьёзных археологических работ нет как нет.

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

Логическим продолжением символических изображений Рая в виде реального Египта стала географическая мозаичная карта Св. земли в ц. св. Георгия в Мадабе (2-я пол. VI в.). Эта мозаика - самый ранний пример художественного воплощения представлений об Иерусалиме и о Палестине как о земном отражении рая, центре земного мира, Св. земле. Более ранние образцы, которые встречаются в др. регионах Средиземноморья, трактуют Св. город исключительно в эсхатологическом значении (мозаики римских церквей Санта-Мария Маджоре, 432-440, и Санта-Пуденциана, 401-417). Мадабская карта ориентирована на север, т. е. имеет реальную географическую ориентацию: смотрящий на алтарь видит Мёртвое м. с запада. При этом в карту внесено намеренное искажение: Нил, истоки к-рого должны находиться справа от стоящего к алтарю зрителя, изображен текущим сверху. Подобное перемещение истока - зримое воплощение представления о Ниле как о текущем из рая, к-рым является алтарь храма. В этом контексте в качестве райского града с Нилом сопоставляется уже не символически обозначенная Александрия, но подчеркнуто подробно изображенный Иерусалим. Взаимное замещение егип. и палестинских мотивов приводит к появлению изображений городов Св. земли и в иных иконографических контекстах; они известны в мозаиках церкви на акрополе Маина, 719/20 (Археологический парк, Мадаба); ц. святых Лота и Прокопия в Хирбат-эль-Мухаят, а также ц. еп. Сергия (587/8) и т. н. ц. Львов (574 или 589) в Умм-эр-Расасе. В наиболее развернутом и художественно совершенном виде темы Нила и Св. земли соединены в напольных мозаиках ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе (757). Центральное поле с райскими сценами, обрамленными растущими из амфоры виноградными лозами, окаймлено темной полосой реки с нильскими пейзажами, включающими условные виды 10 егип. городов. С сев. и юж. сторон картина фланкирована изображениями городов Св. земли, причем в точной географической последовательности относительно зрителя: слева - находящиеся к западу от Иордана, справа - к востоку, выше - находящиеся севернее, ниже - южнее; лишь святой Иерусалим и сам Кастрон-Мефаа помещены первыми, ближайшими к алтарю. Т. о. пространство храма трактуется одновременно как Египет и Св. земля, а река - как Нил и Иордан.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Строительство в одном городе большого числа небольших храмов было общепринятым: в Герасе раскопано 17 храмов, в Умм-эль-Джимале - 15, в Мадабе и Кастрон-Мефаа - по 11, в Рихабе - 10. Церковь святых Космы и Дамиана в Герасе. 533 г. Церковь святых Космы и Дамиана в Герасе. 533 г. Христ. храмы, как правило, были органично вписаны в предшествующую застройку города. «Церковь в Пропилеях» в Герасе (VI в.) представляет собой 3-пролетные ворота пропилей, куда была встроена апсида, колоннада улицы стала обрамлением центрального нефа, трапециевидная площадь на южной стороне кардо - атриумом. Т. н. епископский ансамбль в Герасе включает в себя предполагаемый собор (нач. V в., VI в.), ц. Феодора (494-496) и примыкающие к ним постройки. Собор был сооружен на месте и из материалов храма Диониса (?) нач. II в. (с использованием подиума), ансамбль которого был построен по образцу расположенного севернее и также поднимающегося от кардо комплекса храма Артемиды. Постройки епископского ансамбля расположены друг за другом по оси «запад-восток» на разных уровнях. С проходящего внизу кардо к собору через перестроенные в IV в. роскошные пропилеи храма Диониса ведет монументальная лестница. Она выходит в атриум, примыкающий к апсиде собора, который в отличие от храма Диониса ориентирован на восток и потому расположен задней стороной к торжественному подъему. В субструкции апсиды устроена ниша, в которой при раскопках были обнаружены остатки фрески с образом Пресв. Богоматери и архангелов Михаила и Гавриила по сторонам. Подъем от собора к ц. Феодора также происходит через атриум (т. н. Фонтанный двор), в центре которого устроен фонтан, ранее использовавшийся для культовых церемоний при храме Диониса. Осмысление пристроенных в разное время друг к другу храмов - в Умм-эр-Расасе (церквей с эдикулой (1-я пол. VI в.), еп. Сергия (587), св. Стефана (VII в.) и Дворовой (сер. VIII в.)) и в Хирбат-эс-Самре (церкви Игумена, 81, св. Петра и св. Георгия (самая поздняя в группе, построена до 607)) как единого ансамбля в целом нехарактерно для территории И.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Наиболее ранние постройки, относящиеся, по-видимому, к арабскому лимесу времени имп. Траяна (98-117), сохранились в форте Авара (ныне Хумайма, между Мааном и Акабой, площадь 204×147 м). Важнейшим фортификационным мероприятием было строительство оборонительной линии в кон. III в. при имп. Диоклетиане. Она протянулась от Бостры до Акабы, ее важнейшими крепостями были находящиеся в разной степени сохранности Беттор (Эль-Ладджун к востоку от Эль-Карака, 220×280 м, 6 на 8 башен), Августополь (Удрух между Петрой и Мааном, 180×220 м, 6 на 8 башен) и Кастрон-Мефаа (Умм-эр-Расас, перестраивался до VI в., 150×190 м, 6 на 7 башен). Исследованы и многочисленные небольшие форты: Хатита (Хирбат-эс-Самра к северу от Эз-Зарки, 65×65 м, 3 на 3 башни), Умм-эль-Джималь (к востоку от Эль-Мафрака, 110×110 м, 2 на 2 башни), Даджания (к северу от Маана, 100×100 м, 4 на 4 башни) и др. Хорошей сохранностью отличаются форты Каср-эль-Азрак (перестроен в 1237) и особенно Каср-Бушир близ Эль-Катраны (50×50 м, 2 на 2 башни). Сохранились и трудно датируемые наблюдательные башни - в Умм-эр-Расасе (позднее могла использоваться для столпнических подвигов) и соседних Эз-Зафаране и Эр-Румейле, а также в Умм-эль-Джимале. Раннехристианское искусство Архитектурные памятники этого периода сохранились в И., за исключением неск. церквей в Умм-эль-Джимале, лишь на уровне оснований стен. В результате раскопок было раскрыто более 200 храмов, датирующихся IV-VIII вв., преимущественно VI в. Основным строительным материалом служил известняк, на плато Хауран (север И.) - базальт, в Петре - песчаник. По функциональным признакам можно выделить 3 группы храмов ( Michel. 2001. P. XIV): храмы паломнических центров (на горе Нево, кон. IV в., сер. VI в.; у пещеры Лота (Дейр-Айн-Абата) VI - нач. VII в.; предполагаемого собора в Герасе, нач. V - VI в.; 8-гранной ц. в Гадаре, 1-я пол. VI - 1-я пол. VII в.; ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, 1-я пол. VI - сер. VIII в.); обычные храмы; однонефные храмы мелких поселений (гл. обр. на юге И.).

http://pravenc.ru/text/578380.html

Иконография Иконографические типы Г. Г. делятся в соответствии с интерпретацией сюжета. Изображения гробницы, высеченной в склоне горы, и/или пустого саркофага с гробными пеленами отражают топографические и богословские толкования текста Евангелия в визант. и древнерус. живописи. Общее представление об «идеальной гробнице», часто изображаемой как сложное 2-этажное сооружение (напр., на авориях из Александрии, Рима и Милана), не находит соответствий в письменных источниках. Иконография следует реальному облику Г. Г. и меняется вместе с его историческим развитием. Храм Гроба Господня. Фрагмент мозаики ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания). 785 г. (?) Храм Гроба Господня. Фрагмент мозаики ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания). 785 г. (?) В раннехрист. период особенно выделяется серия объектов и групп изображений, передающих конкретные детали Г. Г.: резной ларец из Самагера (ок. 440 (?), Археологический музей в Венеции); икона с реликвиями Св. земли из капеллы Санкта-Санкторум в Риме (ок. 600, Византия, Палестина, Музеи Ватикана); литые изображения на металлических (кон. VI - нач. VII в., соборы городов Монца и Боббио в Ломбардии) и стеклянных (кон. VI - нач. VII в.) флягах паломников; штампованные изображения на керамических флягах паломников (VI-VII вв., Studium Biblicum Franciscanum в Иерусалиме); медальон из Штутгарта (Музей земли Вюртемберг. 1981-165); золотые кольца с 3-мерным изображением Г. Г. с конической или купольной крышей (VI-VIII вв., Дамбартон-Окс, Вашингтон); мозаичные изображения в ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Кастрон-Мефаа) в Иордании 785 г. (?), в Национальном музее в Копенгагене, V-VI вв. (Античное собр. 15.137), в базилике Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, 493-526 гг.; мраморный фрагмент алтарной преграды из Сирии (?) (кон. VI-VII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон); рисунки планов к рукописному трактату св. Адамнана «О святых местах» по записям еп. Аркульфа, кон. VII - кон. IX в.; вид ротонды и/или Г. Г. в рукописи IX в. (Ambros. 49-50. P. 569, 598, 630), основанной на более ранних палестинских источниках. Известны также десятки экземпляров литых бронзовых «сирийских» кадильниц XII-XIII вв. с изображениями Г. Г.

http://pravenc.ru/text/168157.html

После падения Набатейского царства караванные пути сместились. Маршрут от Средиземного м. к Месопотамии стал проходить через Пальмирский оазис, на востоке от рим. границ. После уничтожения в 272 г. римлянами Пальмиры в Сирийской пустыне властвовали араб. племена. В ответ на их набеги имп. Диоклетиан реорганизовал оборону вост. границы, усилил сеть наблюдательных башен и крепостей. Однако империя не смогла долго выносить бремя военных расходов и в IV в. перешла к системе союзов с бедуинскими племенами-федератами, к-рые селились по кромке пустыни и брали на себя охрану рим. границ. Христианизация араб. племен в значительной степени укрепила их союзные отношения с Византией. Самым известным из араб. протогос-в был племенной союз Гассанидов, расселившихся в VI в. по границе империи от Акабского зал. до Хаурана. Византийский период Раскопки ранневизант. храмов в Вади-эль-Харрар (место Крещения) Раскопки ранневизант. храмов в Вади-эль-Харрар (место Крещения) Древнейшим центром христианства в И. была Пелла (ныне Табакат-Фахль). Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, туда во время 1-го Иудейского восстания 66-74 гг. переселилась христ. община Иерусалима. После подавления 2-го Иудейского восстания (132-135) часть христиан вернулась в Иерусалим, но в Пелле осталась христианская община, упоминаемая местным христ. писателем Аристоном в «Диалоге Ясона и Паписка». Равноап. имп. Константин I Великий придавал землям за Иорданом особое значение в процессе христианизации Римской империи. После путешествия равноап. имп. Елены (ок. 327-328) в Иерусалим и обнаружения реликвий Св. Креста, Палестина, а вместе с ней и западные земли пров. Аравии стали местом массового паломничества. В церковном отношении большая часть территории И. подчинялась Иерусалиму (см. Иерусалимская Православная Церковь ), сев. районы - Антиохии (см. Антиохийская Православная Церковь ). Значительными христ. центрами были Гераса, Гадара (ныне Умм-Кайс) и Мадаба; но и в менее значительных центрах (напр., Умм-эль-Джимале в Хауране) во время раскопок также были найдены руины многочисленных христ. церквей. Крупнейшими паломническими центрами были место Крещения Христа на берегу р. Иордан (сов. Вади-эль-Харрар, см. Вифавара ) и гора Нево (ныне Эн-Наба) с источником Моисея; паломнический путь (описан паломницей на Св. землю Эгерией ) вел из Иерусалима через Ливиаду (ныне Телль-эр-Рама) и Эсб (ныне Хисбан). Др. важными центрами паломничества были место вознесения прор. Илии (мон-рь Мар-Ильяс близ совр. Аджлуна) и пещера Лота на юж. побережье Мёртвого м. Кастрон-Мефаа (библ. Мефааф, ныне Умм-эр-Расас) был местом подвижничества столпников (столпы сохр. до наст. времени).

http://pravenc.ru/text/578380.html

570 В греческом тексте – aposteilas gar о chaganos parelabe. Последнее слово имеет несколько иной оттенок, чем глагол «захватил» или " занял«, предложенный в переводах А. Никитского, В. Г. Васильевского , А. Ю. Виноградова. Его лучше заменит словом «получил», сопряженным с пониманием некой полудобровольности случившейся передачи крепости. Тем не менее именно насильственный «захват» хазарами Дороса исследователи обычно считают поводом для восстания во главе с Иоанном Исповедником (ср.: Иоанн Готский//Греки в истории Крыма. – С. 159). 571 В греческом тексте – to kastron auton to legomenon Doros – «кастрон no имени Дорос». Кастрон Дорос (он же Дори, Дорант, Дарас, Дору, позднее – Феодоро) большинство исследователей локализует на Мангупском плато (см.: Герцен А. Г. Крепостной ансамбль Мангупа//МАИЭТ. – 1990. – Вып. 1. – С. 101–102,135–138). В комментарии к тексту Жития В. Г. Васильевский определял его как «главный город всей Готии (to kastron tes Gotthias), резиденцию местных династов, престольный город епархии, по имени которого именовались позднейшие готские митрополиты» (Житие Иоанна Готского – С. 418). Однако надо заметить, что в VIII в. Дорос можно считать центром отдельной епархии и, значит, резиденцией епископа только под вопросом и снять этот вопрос раньше IX в. мы не можем. В греческом тексте – phylakas taxatous («сторожевых таксатов» или «резервных таксатов», а дословно «страж-таксатов»). Вольный, смысловой вариант перевода: «сторожевой гарнизон» ( Виноградов А. Ю., Комар A. В. Интситут тудуна... – С. 48) или «военный гарнизон» (Auzepy M.–F. La Vie de Jean de Gothie (BHG 891). – P. 80, sec. 4, note 17). Подробнее об этих таксатах как о легковооруженных воинах-наемниках или городских стражниках см.: Сорочан С. Б. «Дело» епископа Иоанна Готского в связи с историей византино-хазарских отношений в Таврике//Хазарский альманах. – M., 2003. – Т. 2. – С. 90. В византийской армии их называли несколько иначе – токсотами (от греч. термина лук – toxon), что было равнозначно псилам – легкой пехоте, лучникам (Стратегикон Маврикия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фронтистир – дословно с греч. «место раздумий», монастырь. Фрура (фрурион) – византийский сторожевой пост, укрепление военного характера, база по дислокации военных сил, гарнизона, небольшая, стратегически важная пограничная крепость, иногда тюрьма. При всей кажущейся похожести смысла, византийцы функционально не путали этот термин с кастроном и подчеркивали прежде всего его военную роль. Применительно к городу Ф. мог означать специально укрепленную городскую территорию, городскую цитадель (другие синонимы – акрополь и кастрон) Фтинопорики – дословно с греч. «осенний налог»; взимался с зависимых византийских крестьян в пользу владельца имения за право помещения домашнего скота париков в загон. Фуа – лат. fidelitas, клятва верности сеньору, приносимая будущим вассалом, которая входила в ритуал заключения вассального договора. См.: оммаж, инвеститура, феод. Фукидид (460–396 гг. до н. э.) – афинский историк, свидетель обострения политических противоречий между Афинами и Спартой, причиной чему послужила борьба за власть над Грецией. Ф. как военачальник принимал участие в Пелопоннесской войне со Спартой, в 424 г был изгнан из Афин во Фракию, где он владел золотыми приисками. Написал «Историю Пелопоннесской войны», в которой изложил события до 411 г. до н. э. Она была издана уже после его смерти в 8 книгах. Ф. являлся первым из историков, кто рассматривал исторические события не описательно, как Геродот, а во взаимосвязи с главными движущими силами, пытался найти их причины и поводы, применяя при этом методы научного анализа политической действительности. Многое он объяснял поступками великих людей, чью жизнь изучал. В древности и в Средние века его часто называли просто Историком, как Гомера – Поэтом. Фуле – сказочный обобщенный ромейский образ далекого западного Севера, который распространялся как на Скандинавию, Ирландию, так и на Британию и Оркнейские острова. Ф. считали родиной варангов. Фулы (Фуллы) – раннесредневековое укрепленное городище (кастрон) в юго-западном или юго-восточном Крыму, которое упоминается в агиографических источниках, относящихся к событиям VIII-IX вв. Наиболее убедительны версии исследователей, связывающие его с районом Инкермана, в 8 км от Херсона, или с большим приморским поселением на холме Тепсень (с. Планерское), около Коктебеля. С начала Х в. Ф. известны как центр одноименного православного епископства, одного из пяти в Крыму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Мелитиниот (ум. между 1388–1397 гг.) – великий сакелларий Св. Софии, учитель в Патриаршей школе, написал энциклопедию по астрономии, которую как науку ставил на второе место после теологии. См.: Мелитина. Феодор Метохит (1269/70–1332 гг.) – крупный политический деятель и писатель. Родился в Никее в семье знатного вельможи, который подвергся опале и был удален от двора василевса Андроника II (1282–1328 гг.). Тем не менее выдающиеся способности способствовали политической, чиновной карьере его сына, Ф. М., который в итоге достиг должности великого логофета, главы правительства, и стал месадзоном Андроника II. Развернул в Константинополе большое строительство, возвел для себя великолепный дворец, а из общественных зданий восстановил и украсил за собственный счет монастырь Хора (см.: Кахрие-Джами). Благополучие Ф. М. стало жертвой гражданской войны, вызванной борьбой за трон между Андроником II и его внуком, Андроником III. После воцарения Андроника III в 1328 г. его обвинили во всех прегрешениях свергнутого василевса, конфисковали значительную часть имущества, дом разграбили и сожгли. Ф. М. был сослан в кастрон Дидимотейхос, откуда ему разрешили вернуться в 1331 г. Последние годы жизни провел в монастыре Спасителя в Хоре, где и умер под именем монаха Феофлета. Ученый-энциклопедист, философ- гуманист, занимался изучением математики и астрономии, очищенной от астрологии, писал риторические сочинения, поэмы, в том числе автобиографического характера. Автор 145 писем. См.: Никифор Григора. Феодор Мопсуестский (350–428 гг) – епископ Мопсуестии (392–428 гг), крупнейший религиозный мыслитель конца IV – начала V в., ученик и последователь Диодора Тарсского, главы Антиохийской школы теологии. Согласно его учению, во Христе соединены две природы, соответствующие двум лицам – Бога и человека. Ф. М. прокомментировал почти всю Библию , написал теологические сочинения по церковной догматике и литургике, в том числе гомилии с комментариями на ход и структуру Божественной литургии (Евхаристии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005