Gennaro dei Poveri). В кон. V в. рядом со входом в ипогей св. Агриппина и с базиликой Неаполитанский еп. Виктор построил и освятил ц. во имя первомч. Стефана (точное местонахождение неизв.). Исследователь У. Фазола связывал строительство 3-нефной базилики с перенесением в нее мощей И. из катакомб (нач. VI в.). После перенесения мощей в Беневенто здание было заброшено. Бенедиктинцы, приглашенные еп. Афанасием I (849-872), восстановили и расширили базилику, пристроив к ней здания мон-ря, посвященного И. и св. Агриппину. К XIV в. относится сохранившаяся колокольня. Просуществовав до 1356 г., мон-рь и базилика запустели. По инициативе архиеп. Неаполя кард. Оливьеро Караффы в заброшенных зданиях была устроена больница для жертв эпидемии проказы 1474 г., тогда же был перестроен храм. Барочный облик здания госпиталя приобрели после того, как в 1667-1669 гг. здесь разместился приют для бедных. В 1892 г. свод храма был заменен стропильным перекрытием, в 1902 г. был ликвидирован барочный стукковый декор. В ходе реставрации в 1927-1932 гг. храму вернули облик, к-рый он имел после перестроек XV в. От базилики VI в. сохранилась только апсида, оформленная триумфальной аркой на коринфских колоннах (сполии); аркатура разделяющих нефы колоннад на композитных пилястрах относится к эпохе Ренессанса. При реставрации обнаружена фреска (2-я пол. VI-VII в.?) с 3 фигурами (вероятно, Христос между апостолами или святыми). Фреска фасада датируется нач. V в. ( Pariset. 1968. P. 15) или VI в. ( Grabar. 1967. P. 165-167). В наст. время храм не используется по назначению, из соображений безопасности хранившиеся в нем произведения искусства перенесены в городской музей Кастель Нуово. Крипта и капелла в кафедральном соборе Собор Вознесения Богородицы (окончен ок. 1313) представляет собой огромное (длина ок. 100 м) готическое здание. Он построен на месте т. н. базилики Стефания (V в.), в его состав включена юж. часть базилики св. Реституты (V в.; собор ориентирован на восток, базилика - на север) с баптистерием, в к-ром сохранились мозаики нач.

http://pravenc.ru/text/200381.html

Величие Рима.   ОТ ДЕВЯТИ ДО ЧАСУ: ВАТИКАН   Утро — солнечное. Небо — голубое. К счастью, это в Риме не редкость. Вы проснулись рано, открыли ставни; стукнули одной, стукнули другой. Разве нет радостей в жизни? Отчего мы так раздражительны и хмуры? Еще тихо, дышится легко. Дом напротив дремлет и застенчиво светлеет, точно улыбается во сне. Молоко везут в ручной тележке. Цветочница сортирует гвоздики на углу. Куда же сегодня? На тот берег? Решено! Уже неделя, как вы тут, а еще не побывали в Ватикане. Там — с девяти до двух, но к часу, пожалуй, проголодаетесь, да и не посмотришь всего сразу. А сейчас времени много. Можно пойти пешком. Удивительный воздух в Риме. Отравляют его все усердней с каждым годом. К полудню или к часам пяти-шести на главных улицах цивилизация наша, нисколько не стыдясь, празднует и здесь свои зловонные и грохочущие триумфы. Но за ночь, словно волшебством, происходит очищение. Рождается день — чистый, как полвека, как двадцать веков назад; сверкает свет; молодеет старый город; так что не вспоминайте и вы колодцев серы в Дантовом аду, вчерашнюю via del Tritone. Вы сегодня и сами моложе, чем были вчера. Глотните горячего кофе, съешьте рогульку, здесь называемую по-французски (хоть и невпопад) бриошь, и бодро шагайте мимо бывшего монетного двора, того самого, знаете, где «Банк св. Духа», по улице того же имени, которая выведет вас к мосту Архангела Михаила, мост св. Ангела, с изваяниями ангелов Берниниевой работы (замененных, впрочем, копиями). А на противоположном берегу сразу предстанет вам круглое, с квадратной надстройкой и зубчатыми стенами, очень внушительное здание: некогда мавзолей императора Адриана, а потом тысячелетняя папская твердыня – крепость, тюрьма, палаццо в трудные времена, – плошками иллюминуемый раз в год, любимый горожанами, хоть для иных в былое время и зловещий, Кастель Сант-Анджело. Впрочем, вы человек бывалый, незачем вам всего этого объяснять. Вот и насчет «Банка св. Духа» удивления вы не проявили: должно быть, меняли там деньги, если не в этой, самой старой его конторе, то в другой, и знаете, что основан он был в 1605 году, сразу же по восшествии на святейший престол, Павлом V Боргезе, коего род (не по этой ли самой причине?) преуспевает и по сей день.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАРОЛИ [итал. Casaroli] Агостино (24.11.1914, Кастель-Сан-Джованни близ Пьяченцы - 09.06.1998, Рим), кард., гос. секретарь Папского престола (1979-1990). Род. в семье портного. Начальное духовное образование получил в ДС еп-ства Пьяченца в Бедонии, а также в коллегии Альберони в Пьяченце, по окончании к-рых 27 мая 1937 г. рукоположен во пресвитера. В 1937-1939 гг. учился в Риме в Папской церковной академии и в папском Латеранском ун-те, где получил степень доктора канонического права (1939). С 1940 г. сотрудник архива Конгрегации чрезвычайных церковных дел Государственного секретариата Папского престола. 4 янв. 1945 г. папой Римским Пием XII возведен в достоинство тайного камергера. В 1947 г. окончил курсы усовершенствования при Итальянском обществе по международным организациям в Риме. С 1950 г. совмещал пастырское служение в Риме с духовным окормлением тюрьмы для малолетних преступников «Casal del Marmo» и ин-та «Villa Agnese», содействовавшего их социальной реабилитации. В 50-е гг. XX в. занимался в Государственном секретариате вопросами, связанными с Лат. Америкой, являлся помощником секретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел архиеп. Антонио Саморе. 22 дек. 1954 г. папой Пием XII возведен в достоинство прелата папского двора. С 1957 г. выполнял обязанности церковного консультанта Римской группы Христианского союза предпринимателей. В 1958-1961 гг. преподавал в Папской церковной академии в Риме. 24 февр. 1961 г. папа Римский Иоанн XXIII назначил К. на должность помощника секретаря (субсекретаря) Конгрегации чрезвычайных церковных дел. В марте 1961 г. и марте 1963 г. К. возглавлял делегации Ватикана на конференциях ООН в Вене по вопросам о дипломатических и консульских сношениях. Кард. А. Казароли. Фотография. 1990 г. Кард. А. Казароли. Фотография. 1990 г. По поручению папы Иоанна XXIII в марте 1963 г. из Вены К. совершил поездки в Будапешт и Прагу для установления контактов с коммунистическими правительствами Венгрии и Чехословакии.

http://pravenc.ru/text/1319862.html

Ему гарантировалась свобода осуществления духовной власти, свобода дипломатических контактов с любыми гос-вами; дипломатам, аккредитованным при папском дворе, обеспечивалась неприкосновенность. В распоряжении папы оставался комплекс зданий в Риме (базилика св. Петра, Ватиканский и Латеранский дворцы), а также загородная резиденция Кастель-Гандольфо «со всеми принадлежащими и зависящими землями», гос-во обязывалось выплачивать папе ежегодную ренту. Согласно 2-й части закона («Отношения между Церковью и государством»), итал. правительство сохраняло за собой право на различные формы гос. контроля над распределением церковных имуществ, а также над замещением различных церковных должностей (т. н. право «exequatur» и «placet»), однако окончательно вопрос о реорганизации и управлении собственностью католич. Церкви предполагалось решить позднее специальным законом. Отказавшись признать новое гос-во и «закон о гарантиях», папа Пий IX 15 мая 1871 г. опубликовал энциклику «Ubi nos», в к-рой утверждал, что предоставленные ему гарантии недостаточны для «свободного осуществления власти, данной Римскому первосвященнику Богом, и для сохранения необходимой свободы Церкви». В том же месяце он опубликовал буллу «Non expedit», запрещавшую всем католикам участвовать в политической жизни нового итал. гос-ва. Международное положение Римского престола также оказалось сложным. Антицерковное законодательство было принято во мн. гос-вах Европы и Лат. Америки. Так, в конституции Швейцарии 1874 г. были введены «статьи исключения», направленные против иезуитов и мон-рей. В Базеле все католич. церкви были переданы старокатоликам (1873). В ряде гос-в Лат. Америки было провозглашено отделение Церкви от гос-ва (в Мексике в 1859, в Бразилии в 1891). Сильное антиклерикальное движение развернулось во Франции, где в 1880 г. были закрыты школы иезуитов. Наиболее острую форму борьба с правами католич. Церкви получила в Германии. Провозглашенная герм. канцлером О. Бисмарком политика «Культуркампф» была направлена на укрепление центральной гос.

http://pravenc.ru/text/149913.html

Молва о стольких пустынниках под начальством святого наставника быстро разошлась в самые дальние страны; отовсюду приходили сюда для молитвы и совета духовного и делали щедрые пожертвования, на которые позднее воздвигнута была церковь и другие здания лавры. Патриарх Иерусалимский Саллюстий освятил жилище пустынников и возвел преподобного Савву в сан священства. В то же время по смерти родителей преподобного Саввы ему досталось богатое наследство, которое он употребил на милостыню убогим и украшение лавры. Господь Бог для испытания слуги своего и чтобы распространить в других странах иноческие обители, которые бы светили людям светом веры и добрых дел, попустил преподобному Савве разные искушения, по причине которых он должен был временно оставить свою лавру, ища убежища в других местах. Таким образом основались славные некогда монастыри недалеко от Скифополя и Никополя. Сверх того вблизи своей лавры он основал еще монастырьки: Кастель, Схоларию, Тептастом, новую лавру и многие другие с больницами и странноприимницами для поклонников. Но между всеми этими монастырями преимущественно блистала лавра юдоли Плача, называемая «Великою лаврою», и одна только имела честь носить имя своего святого основателя. В защищении православия против евтихиан он был деятельным участником. Вся империя восточная отдавала ему дань глубочайшего почтения и удивления. Эти высокие стены и башни его лавры, которые доселе удивляют поклонников, построены иждивением императора Юстиниана, охотно повергавшего весь свой блеск у ног святого старца. Когда преподобный Савва по просьбе Иерусалимского Патриарха, посетил Константинополь для ходатайства за утесняемых, император Юстиниан встал с своего престола и вышел навстречу пустыннику. Удовлетворив его просьбу, он сверх того дал ему позволение устроить в Иерусалиме больницу для поклонников Святого Гроба и обнести лавру стеною, которая могла бы служить ей защитою от нападения варваров. После этого путешествия еще довольно пожил святой старец, но наконец заболел смертельно, и когда Иерусалимский Патриарх Петр навестил больного, он застал старца, гласу которого все покорялось, в темной пещере, на бедном твердом ложе и лишенного всяких удобств; пред ним лежало лишь несколько стручков и немного полуизгнивших смокв.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

местечко. Масса парода стремится ежедневно и на Яникульский холм, чтобы прогуляться по тенистым аллеям виллы Корсини, где, на самой вершине холма, возвышается грандиозная конная статуя Гарибальди, и с площадки церкви S. Pietro in Montorio полюбоваться роскошным видом. Чудная панорама действительно развертывается здесь пред взором наблюдателя. Почти весь Рим у ваших ног; со всех его холмов смотрят на вас и его древности и его святыни, видите вы и капитолий, и колизей, и дворцы палатина, и термы Каракаллы и купол пантеона; любуетесь и храмом Св. Петра, и базиликами S. Giovanni и S. Maria Maggiore; зеленеют перед вами сады Пинчио и виллы Боргезе; виднеются даже далекие окрестности города, как Фраскати и Кастель-Гандольфо, а там на горизонте, в голубоватой дымке тумана, тянется живописная полоса Аппенинских гор, составляющая как бы дорогую раму великолепной картины. Не раз и не один час можно простоять перед этой картиной, облокотясь на балюстраду площадки, и нисколько не удивительно, что толпы римлян ежедневно устремляются сюда на прогулку. Одно только несколько разочаровало меня в величественной панораме: храм Св. Петра, несмотря на свои колоссальные размеры, совсем не занимает в ней подобающего ему места. Его мрачный купол как-то теряется в ряду других, сходных с ним по архитектуре; а благодаря разности расстояния, некоторые из ближайших к зрителю храмов представляются нисколько не уступающими ему даже и по величине. Наш храм Христа-Спасителя, быть может в особенности благодаря превосходной позолоте своих глав, гораздо более царит над Москвою, чем храм свят. Петра в панораме Рима. Самая оживленная и самая модная прогулка в Риме – monte В начале настоящего столетия этот холм был еще совсем безлюдным местом, почти сплошь покрытым виноградниками, и только Наполеон I, в качестве короля Италии, обратил на него особенное внимание. По планам французского архитектора Валадье, раскинулся здесь красивой парк с широкими проездными аллеями и дорожками для гуляющих, а склон холма на piazza del popolo, в которую упирается северный конец Корсо, обделан красивою террасой, где устроен подъем для

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1122-1148), в оратории Сан-Томе (Сан-Томмазо-ин-Лемине) в Альменно-Сан-Бартоломео близ Бергамо (рубеж XI и XII вв.) и др. Приемы оформления стен центрических памятников схожи с теми, к-рые применялись в больших базиликах. Чаще всего стены декорированы фризом из арочек, а окна сужаются со сторон интерьера и экстерьера к середине стены: напр., баптистерии в Альяте близ Карате-Брианца, к северу от Монцы (кон. Х в.?), и в Арсаго-Сеприо близ Варесе (сер. XII в.). Иногда глубина арочек увеличена введением скошенного поля внутри их (баптистерий в Биелле в Пьемонте, XI в.,- тетраконх с 8-гранным барабаном), аналогично тому, как это делается под карликовыми аркатурами нек-рых ломбардских построек. В баптистерии Сан-Джованни в Виголо-Маркезе (близ Кастель-Аркуато, к югу от Пьяченцы; нач. XI в.?) нижний ярус оформлен глубокими арками. В Ломбардии использовался также мотив вертикальных тяг и аналогичный фриз из арочек: капелла Санта-Кроче при соборе Санта-Мария-Маджоре в Бергамо (тетраконх, 1-я пол. XI в.), ротонда Сан-Лоренцо в Мантуе (посл. четв. XI в.- построен по образцу храма Гроба Господня), завершение собора Санта-Мария-Ассунта в Брешиа (Дуомо-Веккьо или Ротонда, кон. XI - сер. XII в.). Ротондальная капелла Сан-Гальгано на холме Монте-Сьепи, к югу от Сиены (ок. 1180), украшена в экстерьере и интерьере полосами кирпича и белого камня, к-рые имитируют драгоценное дихромное мраморное убранство городских церквей Тосканы. В то же время немногочисленным центрическим памятникам Венето свойственно развитие визант. форм, проявляющееся во внешней отделке окон барабана и внутренней аркатуре барабана в баптистерии Конкордии-Саджиттарии, к югу от Порденоне (рубеж XI и XII вв., триконх). Отдельную группу составляют большие, многоярусные во внешней структуре и оформленные аркадами октагональные баптистерии Ломбардии и Эмилии - в Кремоне (1167-1378) и Парме (1196 - ок. 1270), очевидно связанные с такими постройками Тосканы, как баптистерий Сан-Джованни во Флоренции. Церковь Санта-Мария-ин-Козмедин в Риме.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Где будет жить Бенедикт XVI после того, как он выйдет на покой? Сначала, в течение двух месяцев, в папской резиденции в Кастель-Гандольфо. Затем он вернется в Ватикан, чтобы жить в затворном монастыре  Mater Ecclesiae . Какое имя и титул будет носить Бенедикт XVI после 28 февраля? Этот вопрос все еще находится в стадии обсуждения. Есть определенное согласие относительно того, что он должен сохранить имя Бенедикт XVI, и что его титул должен быть «епископ Рима на покое». В Папском ежегоднике по-прежнему будет использоваться имя Бенедикт XVI. Будет ли Бенедикт XVI принимать участие в конклаве, который будет выбирать его преемника? Нет, Бенедикт XVI не будет принимать участие в конклаве для избрания его преемника, и он не будет членом Коллегии кардиналов. Какое облачение будет носить Бенедикт XVI после 28 февраля? Это еще не известно. Предусмотрен ли законами Церкви отказ Папы от престола Святого Петра? Да, отставка Папы предусмотрена и регулируется Кодексом Канонического Права. Кто будет жить с Бенедиктом XVI в монастыре Mater Ecclesiae в Ватикане после его выхода на пенсию? Группа  Memores Domini  (женщин – членов института посвященной жизни, которые обычно помогают Папе в его повседневной жизни), и его личный секретарь, архиепископ Георг Генсвайн, будут жить вместе с Бенедиктом XVI и помогать ему после его выхода на пенсию. Повлиял ли скандал в связи с т.н. «Ватиликс» на решение Папы? Это не имело никакого отношения к решению Папы. Тот, кто хочет получить правильную информацию, должен ограничиться тем, что сам Папа сказал о своей отставке. Когда, примерно, начнется конклав? Наиболее вероятно, что он начнется в период с 15 по 20 марта. Правда ли, что Бенедикт XVI изменил процедуру избрания Папы в течение последних недель? Нет, Бенедикт XVI не менял в последнее время процедуру выборов Папы. В 2007 году он внес небольшие усовершенствования в систему голосования. Изменения 2007 года предусматривают, что большинство в две трети голосов всегда будет необходимо при голосовании в конклаве. В остальном продолжают действовать все нормы Апостольской конституции  Universi Dominici Gregis .

http://pravmir.ru/otstavka-papy-voprosy-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Дуранд. Гравюра. 1-я пол. XVII в. [лат. Durandus] Вильгельм, Старший (1230/31, Пюимисон, близ Безье, Лангедок - 1.11.1296, Рим), средневек. литургист, канонист и политический деятель, еп. Манда. Учился в Лионе, был регулярным каноником в Маглоне. В 1255 г. отправился для изучения права в Болонью, где, будучи учеником Бернарда Пармского († 1266), получил степень д-ра. Преподавал каноническое право в Модене. Папа Климент IV пожаловал ему титулярный каноникат в Бове и Шартре. В 1262 г. Д. стал папским капелланом и субдиаконом в Римской курии, затем занимал пост auditor generalis causarum palatii (одного из судей, к-рые рассматривали апелляции тех, кто обращались к Римскому престолу). Присутствовал на конклаве 1268 г. и был секретарем на II Лионском Соборе (см. ст. Лионские Соборы ) (1274), предположительно участвовал в выработке его постановлений. Папа Николай III отправил Д. в качестве легата в Болонью. В 1278 г. он был назначен ректором и генеральным капитаном (rector et capitaneus generalis) Патримония св. Петра в Тоскане, а в 1279 г. стал деканом в Шартре. В 1281 г., как генеральному викарию Романьи, а затем в 1283 г., как ректору и комиту (comes) Болоньи, Урбино и Анконской марки, Д. пришлось вмешаться в борьбу гвельфов и гибеллинов в Романье. Он успешно подавил восстание Ги де Монтефельтро, разрушил крепость-оплот мятежников Кастель-делле-Рипе и в 1284 г. основал на ее месте Кастельдуранте (совр. Урбания). В 1285 г. кафедральный капитул Манда избрал его епископом (кафедра пустовала с 1278). Рукоположен во епископа осенью 1286 г., но не занимал кафедру до 1291 г. (еп-ством управлял его племянник Вильгельм Дуранд Младший). В 1295 г. папа Римский Бонифаций VIII хотел сделать Д. архиепископом Равенны, но тот отказался и в сент. того же года был назначен ректором Романьи и Анконской марки, где вновь вспыхнуло восстание гибеллинов. Пробыл на посту недолго, скончался в нояб. 1296 г. Сведения о принадлежности Д. к доминиканцам или каноникам-августинцам не находят достаточного подтверждения.

http://pravenc.ru/text/180595.html

Колонии, основанные ими, разрослись в могущественные республики и жили по две тысячи лет. Прах крымских берегов — это прах их мраморных кумиров, их дворцов и храмов. Орды дикарей, разрушавшие сильные царства, не осиливали этих твердынь цивилизации, защищенных духом свободы и изобретениями просветленного ума. Камень, родящий колючие кусты, пустыня, выжигаемая зноем, у них были житницею других стран. Боспорский царь Левкон отправляет в Афины за один раз из феодосийского порта 375 ООО четвертей пшеницы. Пшеница родится сам-тридцать; стада лошадей, овец наполняют крымские степи, по свидетельству древних географов; рыбы страшное изобилие, льном, пенькою, солью, даже железом снабжаются другие страны. Крым ни в чем не нуждается. Города, селения, земли — сплошь покрывают берега. От Керчи до Феодосии как будто одно поселение; каждый заливчик, каждый заметный мыс, каждая значительная излучина морского берега защищены замками. До сих пор в названиях рек и урочищ звучат греческие имена, часто исковерканные, Ламбат (Лампас), Партенит, Алустон (теперь Алушта), Кастель указывают на давно исчезнувшие поселения древних греков. До сих пор в них найдете древние развалины, чаще всего груды камней над ямами, но иногда остатки башен, стен. Это тысячная доля того, что было. Большие города пропали без вести; археологи спорят о самом месте построения их. Мирликион, Ктенус, Портмион, Нимфеум, Малакион, Неаполис и многие другие не оставили по себе никакого достоверного следа. Между тем, каждая татарская деревушка, каждый колодезь, поворот дороги, ущелье, носят весьма загадочные и вместе с тем весьма вразумительные названия. Кучка мирных хижин носит вдруг воинственное название кермена, или исара, или кале, иногда Кастеля, Кастрона; все эти слова по-турецки, по-татарски или по-гречески означают одно и то же: крепости. В лесу, которым вы проезжаете, вам указывают вдруг на небольшой подъем дороги, называя его Темир-хапу, то есть железные ворота. Этих тепир-хапу множество в Крыму. В других местах вы встречаете название эн- дек, то есть окоп, вигла (стража по-гречески), знакомитесь с татарскими деревнями, которые зовутся Ай-Даниль, Ай-Василь, Ай-Петри: ай — значит святой, святого Даниила, святого Василия, святого Петра.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010