Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУЗАР Гузар Любомир (род. 26.02.1933, Львов), кард., верховный архиеп. Киевский и Галицкий, глава Украинской греко-католической Церкви (далее - УГКЦ). Род. в семье украинцев греко-католич. вероисповедания, дед по матери был униат. священником. Начальное образование получил в народной школе во Львове. В 1944 г. семья Г. покинула Украину вместе с отступавшими немецко-фашистскими частями и поселилась в г. Зальцбурге (Австрия). Г. учился в местной укр. гимназии и вступил в молодежную скаутскую орг-цию «Пласт». В 1949 г. Г. вместе с семьей переехал в США и получил амер. гражданство. В г. Стамфорд (шт. Коннектикут) окончил малую ДС, затем греко-католич. коллегию св. Василия Великого со степенью бакалавра (1954). В 1958 г. окончил Вашингтонский католич. ун-т и главную ДС им. Иосафата Кунцевича со степенью лиценциата богословия. 30 марта того же года Стамфордским греко-католич. еп. Амвросием Сенишиным рукоположен во пресвитера. В 1958-1969 гг. преподаватель (впосл. префект) коллегии св. Василия Великого в Стамфорде. В 1966-1969 гг. настоятель греко-католич. Троицкого прихода в Керхонксоне (шт. Нью-Йорк), духовник центра «Союзовка» Украинского народного союза и воспитательного центра Об-ва украинской молодежи Америки в Элленвилле (шт. Нью-Йорк). В 1967 г. получил степень магистра философии в Фордемском католич. ун-те (Нью-Йорк). В 1969-1972 гг. обучался в папском Урбанианском ун-те в Риме, где получил степень д-ра богословия за соч. «Митрополит Андрей Шептицкий - пионер экуменизма». В 1972-1984 гг. профессор экклезиологии папского Урбанианского ун-та. 24 июня 1972 г. вступил в мон-рь св. Феодора Студита в Гроттаферрате (Кастель-Гандольфо, Италия), в 1973 г. пострижен в монашество, с мая 1974 г. настоятель мон-ря. 2 апр. 1977 г. рукоположен во епископа верховным архиеп. УГКЦ кард. Иосифом Слипым , находившимся в то время в напряженных отношениях с папой Римским Павлом VI и Римской курией из-за непризнания папой за главой укр. греко-католиков патриаршего сана. Без согласования с курией и без разрешения папы И. Слипый совершил епископские рукоположения Г., С. Чмиля и И. Хомы, что было признано Ватиканом незаконным.

http://pravenc.ru/text/168272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Павел VI, папа Римский. Фотография. 1963 г. (26.09.1897, Кончезио, близ г. Брешиа, Ломбардия, Италия - 6.08.1978, Кастель-Гандольфо, близ Рима; до избрания папой - Джованни Баттиста Монтини), св. Римско-католической Церкви (пам. 29 мая), папа Римский (с 21 июня 1963). Род. в семье Дж. Монтини (1860-1943), юриста по образованию, который в 1881-1911 гг. руководил католической газ. «Il Cittadino di Brescia»; на выборах 16 нояб. 1919 г. избран членом Палаты депутатов (от основанной в янв. того же года Итальянской народной партии - католич. политической партии, впервые получившей поддержку Папского престола). Джованни Баттиста был средним из 3 сыновей; по причине слабого здоровья он учился на дому. В апр. 1907 г. в возрасте 9 лет впервые побывал в Риме, где семья Монтини была принята папой Римским Пием Х (1903-1914). С 1910 г. Джованни Баттиста регулярно посещал богослужения и участвовал в духовных упражнениях в обители франц. бенедиктинцев в г. Кьяри, близ Брешиа. Осенью 1916 г. он поступил в диоцезальную семинарию (Seminario Sant " Angelo). Из-за проблем со здоровьем был зачислен как слушатель: сначала посещал занятия в семинарии, впосл. обучался на дому. Не будучи связанным семинарской дисциплиной, Монтини по примеру др. членов своей семьи, активно вовлеченных в политическую жизнь, старался участвовать в жизни современного ему итал. общества. Весной 1918 г. он вместе с приятелем основал студенческий ж. «La Fionda» для защиты идеи свободы образования и христ. проповеди среди молодежи (журнал выходил на нерегулярной основе с июня 1918 до нач. 1926). В 1919 г. Монтини вступил в Итальянскую университетскую католич. федерацию (Federazione Universitaria Cattolica Italiana - FUCI). 21 нояб. 1919 г. прошел церемонию облачения в сутану, 30 нояб. получил тонзуру. В последующие неск. месяцев был посвящен в младшие чины, затем в субдиакона, рукоположен во диакона. 29 мая 1920 г. в кафедральном соборе г. Брешиа еп. Джачинто Гаджиа рукоположил Монтини во пресвитера. 30 мая он отслужил свою 1-ю мессу в брешианском санктуарии Пресв. Девы Марии. Епископ направил Монтини в Рим для продолжения образования.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

Митрополит Иларион (Алфеев) побеседовал с папой римским Папа римский внимательно следит за подготовкой к Всеправославному собору, и целый ряд вопросов он задавал сам, а я скорее отвечал, чем сам поднимал какие-то темы, — сказал митрополит Иларион. 6 октября, 2011 Папа римский внимательно следит за подготовкой к Всеправославному собору, и целый ряд вопросов он задавал сам, а я скорее отвечал, чем сам поднимал какие-то темы, — сказал митрополит Иларион. 29 сентября митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, встретился с папой римским Бенедиктом XVI в его летней резиденции в Кастель Гандольфо (Италия). Как сообщалось на сайте ОВЦС, «в ходе беседы был обсужден широкий круг вопросов, касающихся двусторонних отношений Римско-католической церкви и Московского патриархата». По просьбе корреспондента «Известий» митрополит Иларион уточнил, что папа оказался прекрасно информирован о жизни РПЦ и «о том, что делает и говорит патриарх». Папа Бенедикт XVI (слева) пожимает руку митрополиту Илариону, фото: REUTERS/Osservatore Romano — Папа римский внимательно следит за подготовкой к Всеправославному собору (см. «Известия» от 8 сентября 2011), и целый ряд вопросов он задавал сам, а я скорее отвечал, чем сам поднимал какие-то темы, — сказал митрополит Иларион. — Встреча проходила с глазу на глаз, и с моей стороны неправильно передавать ее содержание журналистам — это было бы неэтично прежде всего по отношению к собеседнику, — подчеркнул митрополит, хотя и отметил, что ничего секретного в беседе не было. Однако собеседник «Известий» все же уточнил, что проблемой, которая остается нерешенной не в богословском, а в практическом плане, остается ситуация на Западной Украине. — В этом регионе пока не достигнуты мир и гармония между православными и греко-католиками. Эта тема поднималась много раз, но мы пока не видим изменения ситуации, — констатировал митрополит Иларион. — Может быть, что-то изменится к лучшему в связи с избранием нового главы Греко-католической церкви архиепископа Святослава (Шевчука). Я надеюсь встретиться с ним в обозримом будущем. Архиепископ Святослав уже встречался с предстоятелем Украинской православной церкви Московского патриархата митрополитом Киевским Владимиром и выражал готовность к диалогу с православной церковью.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-alf...

Новости Папа Франциск и почетный Папа Бенедикт встретились в Кастель Гандольфо 23.03.2013 21:59 Кастель Гандольфо (Италия), 23 марта, VIS/Благовест-инфо. Встреча Папы Римского Франциска с его предшественником, почетным Папой Бенедиктом XVI, состоялась сегодня летней резиденции понтификов в Кастель Гандольфо под Римом. Комментируя состоявшуюся встречу, глава пресс-службы Ватикана священник Федерико Ломбарди отметил, что это был «момент поистине глубокого общения». Вертолет Папы Франциска приземлился в Кастель Гандольфо в 12.15 по местному времени. Понтифик прибыл в сопровождении субститута Госсекретаря архиепископа Джованни Беччу, регента Префектуры Папского дома монс. Леонардо Сапьенцы и своего личного секретаря мальтийского прелата Альфреда Шуэреба (ранее он был помощником личного секретаря Бенедикта XVI Георга Генсвайна). На вертолетной площадке Папу встречал Бенедикт XVI – как только Франциск сошел на землю, они по-братски обнялись. Затем они оба сели в автомобиль – причем Франциск занял место справа, где по обычаю сидят Папы, а Бенедикт слева – и направились в Апостолский дворец Кастель Гандольфо. В том же автомобиле находился и глава Префектуры Папского дома архиепископ Георг Генсвайн. По прибытии во дворец действующий Папа и почетный направились в часовню, расположенную в папских покоях. Бенедикт XVI предложил занять более почетное место Папе Франциску, но тот ответил: «Мы братья» - и оба иерарха молились на одной скамейке для коленопреклонения. Почетный Папа был в простой белой сутане без широкого пояса и пелерины – лишь отсутствие этих двух атрибутов отличало его облачение от одежды Папы действующего. На фотографиях видно, что во время встречи и молитвы на Бенедикте XVI – поверх сутаны была легкая белая куртка. Папа Франциск преподнес своему предшественнику икону Богоматери. По окончании краткой молитвы Франциск и Бенедикт направились в библиотеку, где около 12.30 началась их частная беседа, длившаяся примерно 45 минут. Иерархи беседовали с глазу на глаз, а их личные секретари – Георг  Генсвайн и Альфред Шуэреб – присоединились к ним за обедом. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Большая часть положений трактата касалась территориальных вопросов. Территория нового гос-ва составляла 44 га, и папа Пий XI объяснял это желанием показать, что «наместником Иисуса Христа движет не земная жадность, а только сознание того, меньше чего невозможно требовать; ибо некоторый территориальный суверенитет есть условие, всеми признаваемое, необходимое для всякого настоящего суверенитета с юридической точки зрения, а следовательно, нужен некоторый минимум территории, достаточной для опоры этого суверенитета» ( Montesquiou-Fezensac. 1936. P. 14). Помимо этого, приложениями 2 и 3 определялся статус 20 комплексов зданий за пределами Ватикана (папские базилики Рима и примыкающие к ним строения, дворцы (палаццо) ряда конгрегаций Римской курии, здания папских ун-тов, папская резиденция в Кастель-Гандольфо и др.), среди к-рых 12 комплексов получали право экстерриториальности, не могли быть изъяты и освобождались от налогов, а остальные 8 освобождались от возможности изъятия и налогообложения без права экстерриториальности. К трактату также прилагались: чертеж, определяющий границы гос-ва-города Ватикан; чертежи зданий, получающих право экстерриториальности; чертежи зданий, освобожденных от налогообложения; финансовая конвенция. Согласно финансовой конвенции, Италия обязывалась выплатить Папскому престолу 750 млн итал. лир и выдать 5% облигаций на сумму в 1 млрд лир (итоговая сумма тех средств, к-рые должны были выплачиваться ежегодно по Закону о гарантиях, но не принимались Папским престолом). Конкордат определил положение Римско-католической Церкви в Италии, ее права и привилегии, отношения с итал. законодательством и т. д. Первая группа статей (статьи 1-2) частично повторяла и дополняла статьи трактата, касавшиеся статуса Римского папы, гос. статуса католицизма, свободного и независимого осуществления Папским престолом духовной власти, самостоятельной юрисдикции в церковных вопросах, свободы сообщений Папского престола (среди прочего было упразднено право «placetum regium», т. е. обязательное согласие светской власти на публикацию указов, писем, булл и др. документов Папского престола). Итал. правительство обещало запрещать все то, что противоречило священному характеру Рима как местонахождения Римского папы и центра католич. мира.

http://pravenc.ru/text/2463153.html

11 февр. 1929 г. Муссолини (от имени итал. кор. Виктора Эммануила III) и кард. П. Гаспарри (от имени папы Римского Пия XI) подписали Латеранские соглашения (состояли из Трактата, Конкордата и финансовой конвенции). В Трактате подтверждались суверенитет Папского престола и его светская юрисдикция над территорией Ватикана в Риме, т. о., И. признавала новое Папское гос-во под наименованием «Город Ватикан». Папский престол в свою очередь заявлял о решении «римского вопроса» и признавал Итальянское королевство под властью Савойской династии, а Рим - его столицей. Помимо территории Ватикана право экстерриториальности получили главные рим. базилики и нек-рые здания в Риме, принадлежавшие Римской курии, католич. ун-ты и коллегиумы, а также загородная папская резиденция Кастель-Гандольфо. В 1-й ст. Трактата католицизм признавался гос. религией И. Конкордат отменял «закон о гарантиях» 1871 г., провозглашал свободу и независимость Римско-католической Церкви в И. от гос. вмешательства во внутрицерковные дела, подтверждал привилегии католического духовенства (освобождение клириков, семинаристов и монашествующих от военной службы, особый характер гражданского судопроизводства над клириками, налоговые льготы), создавал должности военных капелланов в армии и на флоте, упразднял права короля вмешиваться в деятельность католич. Церкви в И. (отменялось право «placetum regium», а также право королевского патроната при назначении епископов на некоторые кафедры), однако сохранял обязательство епископов и др. ординариев приносить присягу на верность итал. правительству при вступлении в должность. Церковь получала право приобретать собственность. Конкордатом признавалось, что церковный брак имеет такую же силу и законность, что и гражданский. Подтверждалось обязательное преподавание католич. катехизиса в школах, большие церковные праздники объявлялись государственными выходными. В финансовой конвенции И., несмотря на экономические трудности, обязалась выплатить Папскому престолу 750 млн итал. лир и выдать 5-процентные облигации на сумму в 1 млрд лир в качестве компенсации за потерю Папской области. 25 мая 1929 г. парламент ратифицировал Латеранские соглашения. 24 июня того же года был принят закон о «дозволенных культах» (culti ammessi), согласно которому разрешалась деятельность некатолич. религ. общин, получивших гос. регистрацию, в т. ч. открытое совершение богослужений, строительство культовых зданий, заключение браков.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Всю свою жизнь архиепископ Василий оставался настоящим «бойцом». Вот один из примеров: Игорь Кривошеин с сыном Никитой, в 1967г., встречали владыку в Москве в аэропорту «Шереметьево-2». Их допустили дожидаться архиепископа в таможенном зале. Один из таможенников приблизился к владыке и очень вежливо спросил: «Простите меня, но я должен задать Вам один вопрос: Нет ли в Вашем чемодане «литературы?» Владыка совершенно не смутился и ответил: «Нет». Как только все вышли из здания аэропорта и отдалились, он тихо сказал: «Я ответил чистую правду. У меня нет никакой литературы в чемодане, но под рясой её много, и весит она непомерно». Безошибочно можно утверждать, что из всего православного духовенства на Западе, и это независимо от юрисдикционной принадлежности, владыка Василий был тем, который реальнее и глубже всех знал, понимал и анализировал «советскую действительность», делал это любя и в твёрдой уверенности её временности и преходящности. Он верил в объединение разрозненных ветвей Церкви и он оказался прав! (1) Папа Пий XII до интронизации   — Эудженио Мария Джузеппе Джованни Пачелли, итал.   Eugenuo Магиа Guuseppe Guovannu Pacellu ; 2 марта 1876 года , Рим , Итальянское королевство   — 9 октября 1958 года , Кастель-Гандольфо , Италия )   — папа римский с 2 марта 1939 года , провозгласил догмат о Вознесении Девы Марии и символически посвятил мир Непорочному сердцу Марии в 1942 году . 18 октября 1967 года Папа Павел VU начал процесс беатификации Пия X ИИ. Стал первым папой, избранным из государственных секретарей, начиная с Климента ИХ в 1667 году . Во время своего понтификата Пий X ИИ канонизировал 8 человек, в том числе Пия X , а беатифицировал   — 5. (2) Иван Лукьянович Солоневич 1891 , село Рудники, Пружанский уезд , Гродненская губерния , Российская империя   — 27 апреля 1953 , Монтевидео , Уругвай )   — русский публицист, мыслитель, исторический писатель и общественный деятель. Получил широкую известность как автор книг об СССР ( Россия в концлагере и другие) и теоретик монархизма .Участвовал в Белом движении и антисоветском подполье. Бежал из концлагеря , жил в эмиграции в Финляндии , Болгарии , Германии , Аргентине и Уругвае . Издавал газету « Голос России » в Болгарии и « Наша страна » в Аргентине. Организовал «народно-монархическое» движение, пропагандировал идею самобытной русской самодержавной монархии, критикуя не только социализм , но и вообще любые попытки устройства государственной жизни России путём внедрения заимствованных извне идеологий.

http://pravmir.ru/sotni-rasshifrovannyih...

Выпуклому фронтону противопоставлены вогнутые дуги стен, примыкающих к сторонам церкви и образующих небольшую площадь перед фасадом. В ц. Сан-Томмазо-да-Вилланова (1658-1661), выстроенной по заказу папы Александра VII в его летней резиденции в Кастель-Гандольфо близ Рима, Бернини берет за основу ренессансный тип центрического храма с греч. крестом в плане, восходящий к ц. Санта-Мария-делле-Карчери в Прато (1485-1495, Джулиано да Сангалло; фасады выстроены до 1506, частично не завершены). Создавая решение в целом очень близкое к ренессансному прототипу, Бернини сообщает ему большую динамику с помощью раздвинутых парных угловых пилястр, пластичной трактовки углов между рукавами креста и высокого купола на световом барабане. Берниниевская ц. Санта-Мария-Ассунта в Аричче близ Рима (1663-1665) развивает ренессансный тип пантеонообразных санктуариев, посвященных Богородице. Круглый храм напоминает неосуществленный проект ц. Сан-Джованни-деи-Фьорентини Микеланджело (1559-1560), но его главная ось подчеркнута мощнее: вход отмечен 3-пролетным арочным портиком, колоннады по сторонам храма образуют полукруглую площадь. Все вместе напоминает сокращенную версию ансамбля собора св. Петра в Риме. Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме. 1634–1667 гг. Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме. 1634–1667 гг. Если Бернини в проектах храмов гл. обр. сообщает большую пластическую насыщенность ренессансным моделям, драматизируя заложенные в каждом из них пространственные отношения, то его современник Франческо Кастелли (Борромини) изменяет морфологию храмового пространства. В капелле Сантиссимо-Сакраменто в ц. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (начата в 1629 К. Мадерна; Portoghesi. 1964. P. 32), строительство которой он завершал, простое прямоугольное пространство со скругленными углами пронизано единым вертикальным движением благодаря тому, что пилястры продолжаются (лишь немного прерываясь антаблементом) в виде плоских ребер в перекрытии, образуя четко артикулированный пространственный скелет.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

стал главной позицией движения ирредентизма, игравшего заметную роль в политической жизни И. 8 дек. 1869 г. по инициативе папы Пия IX в Риме открылся Ватиканский I Собор , на к-ром в качестве догмата было провозглашено учение о папской безошибочности в вопросах веры и морали. С началом франко-прусской войны 1870-1871 гг. имп. Наполеон III отозвал франц. гарнизон из Папской области, что возобновило призывы нек-рых итал. политиков решить «римский вопрос» путем итал. оккупации Рима. Поражение Франции и падение Второй империи Наполеона III в нач. сент. 1870 г. позволили итал. правительству начать переговоры с папой Пием IX о добровольной капитуляции. Ввиду папского отказа 11 сент. частям итал. армии был дан приказ войти на территорию Папской области. 20 сент., после непродолжительных боев, итал. войска взяли Рим, положив конец существованию Папского гос-ва и завершив объединение И. 2 окт. в Лацио и Риме был проведен плебисцит, по результатам которого они были включены в Итальянское королевство. 9 нояб. 1870 г. Апостольская пенитенциария издала декрет, распространивший принцип «Non expedit» на всех итал. католиков, но 5 дек. в бывшем Папском гос-ве состоялись досрочные выборы, в результате к-рых в итал. парламент вошли депутаты от Лацио и Рима. 1871-1900 гг. 3 февр. 1871 г. кор. Виктор Эммануил II провозгласил Рим столицей И. 13 мая 1871 г. новый парламент принял «закон о гарантиях», к-рый регулировал новые взаимоотношения итал. гос-ва и папства. Согласно закону, особа папы объявлялась священной и неприкосновенной, за понтификом сохранялись все почести и привилегии монарха, свобода в осуществлении духовной власти над католич. Церковью, в т. ч. право на дипломатические отношения с др. гос-вами. Но при этом папа лишался светской власти, а владения Папского престола ограничивались Ватиканским и Латеранским дворцами в Риме, базиликой св. Петра и загородной резиденцией Кастель-Гандольфо. Итальянское гос-во обязывалось ежегодно выплачивать Папскому престолу 3 млн 225 тыс. лир. Тем же законом предусматривался гос.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В семье воспитывались также два брата-близнеца, дети родственника князя Феодора. После смерти матери, царевны Феодоры, воспитание детей было доверено старцу отцу Иоанну - настоятелю монастыря святого Прокла на горе Кастель. Как сказано в летописи, " ...старец Иоанн бежал из роскошной и суетной Византии, бежал от религиозных споров и разврата; скрылся здесь, в нагорной обители, устроил её, населил монахами... " . Эта обитель на горе Кастель находилась в окрестностях тогдашнего Алустона, нынешней Алушты. Монастырь стал любимым местопребыванием юной Феодоры. Старец воспитал её в строгом аскетизме, говорил ей, что жизнь земная - только приуготовление к жизни вечной. С детства её не занимали девические игры и забавы - всё это было чуждо юной царевне. Беседы с людьми умными и благочестивыми, молитва, чтение Священного Писания и творений святых отцов - вот что было излюбленным занятием юной царевны. Она была милосердна, добра, отзывчива на чужое горе. Часто она объезжала с отцом его владения, и всем, кто обращался к ней с просьбой, помогала. В воинских упражнениях она не отставала от юношей: выучилась превосходно владеть мечом, смело управлять конём, метко стрелять из лука. Отец её, князь Феодор, с согласия императора Византии, умирая, оставил 16-летнюю царевну наследницей Сугдейи и подчинённых ей владений. Став царицей, святая Феодора, принявшая к этому времени постриг в монашество, не изменила строгого образа жизни: в Сугдейю приезжала лишь когда этого требовали государственные дела, а большую часть времени проводила на своей любимой Кастель-горе, в монастыре святого Прокла, где жила в специально для неё построенной башне. Укрепляя монастырь, она провела туда водопровод из источника у Яйлы, а также устроила в одной из башен подземный ход к морю. Как уже было сказано, она росла с двумя родственниками-близнецами Ираклием и Константином. С возрастом детская привязанность к девице перешла у Ираклия в чувство страстной любви. Но ведь царица была монахиней. Страстно молил её Ираклий забыть свой обет и стать его женой, сулил содействие Патриарха, но святая Феодора твёрдо отказала ему, сказав, что самая лютая смерть милее ей, чем нарушение монашеского обета.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/28/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010