(1564–1566) Жизнь и деятельность Всероссийского митрополита Афанасия, преемника по кафедре выдающегося первоиерарха Русской Церкви XVI века – святителя Макария, освещена весьма незначительно в трудах по истории Русской Церкви 1 . Это вполне понятно, так как он был на митрополичьей кафедре всего около двух лет, т. е. в десять раз меньше своего предшественника. Кроме того, при нем не было Соборов, подобных тем, которые были в 1547, 1549, 1551 годах; наконец, он не занимался собиранием Великих Четьих Миней. Поэтому митрополит Афанасий оказался в некоторой степени затененным святителем Макарием. Между тем, его личность и деятельность заслуживают, несомненно, внимания и изучения вообще сами по себе и по отношению к митрополиту Макарию как предшественнику, в частности. Этому способствует накопившийся обширный источниковедческий и историографический материал по отечественной истории XVI века. С. И. Смирнов говорит, что митрополит Афанасий был «родом переяславец» 2 . В миру будущий святитель носил имя Андрей, был женат и служил пресвитером в одном из переяславских храмов. При этом он был духовным сыном преподобного Даниила Переяславского. Был случай, когда священник Андрей на пути из Москвы вместе с другими подвергся нападению разбойников, но избавился призыванием имени Преподобного. Однажды старец Даниил предрек ему: «Ныне христолюбивый самодержец избрание сотворяет о духовном си советьнице в бывшее место. Ты же, аще и не хощеши, но будеши тамо в предидущие лета». В житии добавлено: «Еж и бысть, по проречению его, в десятое лето по преставлении святого» 3 . Таким образом, преподобный Даниил предрек своему духовному сыну, что он будет духовником царя Uoahha IV . Необходимо отметить, что Преподобный вместе с Кассианом Босым, спостником преподобного Иосифа Волоцкого , был крестным отцом при крещении Иоанна Грозного. В одном памятнике читаем: «Се бо царь наш премудр разсуден, благо творя себе и сынови своему, избра приемников неленостных молитвенников състаревшихся в добродетелех. Оба бо мниси бяху прослуты в добродетелех; случи же ся обема быти от обители Пафнутья чюдотворца, еже есть в Боровску. Един бо священьства дар имеяй, иже в многих летех благоговение предстоя олтарю Господню и от основании въздвиже великую обитель Всех святых, еже есть в Переславле, всех святых прилежай добродетелей, всех странных и беспомощных погребите и упокоеваше достойно. И многыя его ради добродетели избран быв в таковое служение. Бяше же ко всему тих и кроток, яко же речеся: душа проста, благословенна от Бога. Сей убо Данил Преславьскы именуем» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИФОНТ (Кормилицын) († не ранее 1561, Иосифов Волоколамский мон-рь), еп. Сарский и Подонский (1554-1558). Родители Н. впосл. приняли монашество, они известны под именами Иоаким и Домна ( Сметанина С. М. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собр. Е. Е. Егорова//АЕ за 1963 г. М., 1964. С. 361; РНБ. Погод. 894. Л. 17-18. Сборник Н. 1551/52 г.), его братья и сестры - иноки Амфилохий, Симон, Иннокентий, Иоанн и Тимофей, инокини Иулиания и Агриппина (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. С. 163). Иноческий постриг буд. епископ принял в Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , основанном в 1479 г. прп. Иосифом Волоцким († 1515). Не позднее июня 1522 г. Н. стал 4-м игуменом обители после ухода с этой должности Герасима (Ленкова). Первым документом, в котором встречается имя нового игумена, является подтверждение 16 июля 1523 г. митр. Даниилом выданной Иосифову монастырю в 1512 г. митр. Московским и всея Руси Варлаамом жалованной грамоты на освобождение от податей монастырского храма Преображения в с. Бужарове Сурожской десятины (АФЗХ. Ч. 2. С. 57. 56). В период игуменства Н. грамоты с пожалованиями Иосифову Волоколамскому мон-рю выдавал вел. кн. Василий III Иоаннович (Там же. С. 83-85. 87 (1522 г.); С. 96-97. 102 (1527 г.); С. 98-99. 103 (1527 г.)), а позднее - его сын Иоанн IV Васильевич Грозный (грамоты от его имени были выданы в янв.-мае 1534 или около этого времени (Там же. С. 122-136. 130-137), а также в 1539 (Там же. С. 144-145. 149) и 1540 (Там же. С. 147-148. 153; С. 315. 302 (ссылка на грамоту 1563, данную при Н.). Во время игуменства Н. в мон-ре находились в заточении осужденные церковными Соборами прп. Максим Грек (в течение 6 лет с 1525) и князь инок Вассиан (Патрикеев) (с 1531), скончавшийся в Иосифовой обители после 4 марта 1532 г. В связи с рождением в 1530 г. в великокняжеской семье долгожданного наследника Василий III послал в Волоколамский мон-рь «милостыню» и писал Н., прося его с братией молиться «о нашем здравии и о нашей великой княгине и о нашем сыне Иване и о всем православном християнстве.... и ты бы, господине игумен, старца Касияна о нашем деле молил и на то его подвигнул, чтобы он нашего прошения не оставил и о том бы о нашем деле потружался нашего бы челобитья не презрел и яз ему челом бию» ( Зимин А. А. Переписка старцев Иосифо-Волоколамского мон-ря с Василием III//Лингвистическое источниковедение. М., 1963. С. 132); княжич был крещен в Троице-Сергиевом мон-ре волоцким старцем прп. Кассианом Босым , исполнившим тем самым просьбу вел. князя и поручение Н.

http://pravenc.ru/text/2577727.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), сподвижник прп. Иосифа Волоцкого (Г. Ч. называл себя учеником преподобного), профессиональный книгописец. Упоминается в посланиях прп. Иосифа Волоцкого и во всех редакциях Жития прп. Иосифа. Г. Ч., несомненно, был опытным иноком уже в 70-х гг. XV в., когда он жил в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре . В 1477 г., во время конфликта игумена мон-ря прп. Иосифа Волоцкого с вел. кн. Иоанном III Васильевичем (по поздней редакции Жития прп. Иосифа, с братией Пафнутиева мон-ря из-за введения преподобным общежительного устава), Г. Ч. был в числе 7 иноков, поддержавших игумена, в 1477-1478 гг. сопровождал прп. Иосифа в паломничестве по севернорус. (преимущественно общежительным) обителям, называя себя его старцем. Вместе они посетили Симонов Новый московский в честь Успения Пресв. Богородицы , Саввин близ Твери, Макариев калязинский во имя Св. Троицы и Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ри. В 1479 г., когда прп. Иосиф окончательно покинул Пафнутиев мон-рь, Г. Ч. последовал за ним в числе ближайших сподвижников и поселился при Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Г. Ч. вел строгую постническую жизнь вне стен обители, не занимаясь адм. и хозяйственной деятельностью, его имя не фигурирует в монастырских актах. Тем не менее на авторитет, к-рым Г. Ч. пользовался в обители, указывает то обстоятельство, что именно его прп. Иосиф направил между 1504 и 1506 гг. к волоцкому кн. Федору Борисовичу, чтобы напомнить ему о возврате долга мон-рю в 100 р. (миссия была неудачной, скупой князь грозился избить старца кнутом, «а денег не дал» - ВМЧ. Сент. Дни 1-13. СПб., 1868. Стб. 475; Послания Иосифа Волоцкого. С. 210). Игум. Евфимий (Турков) называет Г. Ч. в одной из своих приписок «начальником» и «учителем» наряду с прп. Иосифом и старцами Кассианом Босым и Ионой Головой (Там же. С. 109; КЦДР. С. 7). На особый характер отношений Г. Ч. и прп. Иосифа косвенно указывают их совместные занятия книгописанием. Описи Иосифова мон-ря XVI в. упоминают «Евангелие в десть, половина Осифово писмо, а другая Герасима Черного» (КЦДР. С. 24, 43; Клосс. С. 161). По мнению Т. И. Шабловой, наряду с прп. Иосифом Г. Ч. мог быть причастен к созданию и установлению поминальной практики в Волоколамском мон-ре. На это указывает упоминание в монастырской описи 1545 г. игуменского Служебника, «писмо Герасима Чернаго, и кормы в нем писаны» (Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.). СПб., 2004. С. 90. Примеч. 6).

http://pravenc.ru/text/164639.html

Основатель Троицкой обители Даниил (в миру Дмитрий) родился в конце 90-х годов XV века в Переславле-Залесском «от благородных родителей Константина и Феклы». С юных лет мечтал о монашестве, он покинул родительский дом и тайно постригся в Пафнутьвом Боровском монастыре. Вернувшись в Переславль, жил сначала в Никитском, а затем в Горицком монастырях, был рукоположен в сан священника. Свойственные Даниилу с детства любовь и жалость к несчастным и убогим людям предопределили своеобразие его монашеского подвига. Уже будучи игуменом Горицкого монастыря, он надолго покидал монастырские стены и бродил по окрестностям Переславля, помогал нищим, калекам, отпевал «нечаянно умерших» и потому не получивших отпущения грехов. Даниил часто бывал на «божедомье». Здесь он хотел основать новый монастырь и поминать всех погребенных в скудельницах во время литургии, ибо «от многих лет многи скудельницы полны человеческих мощей изсыпаны». Но местные церковные власти противились этому. Как гласит предание, нашедшее отражение в Житии Даниила, основанию обители помог случай. Даниил был духовником опальных переславских бояр Челядниных. Однажды, когда он служил в их домовой церкви явился гонец из Москвы с вестью о снятии великокняжеской опалы. В благодарность за свершившееся чудо Челяднины помогли Даниилу получить у московского митрополита разрешение на строительство монастыря и рассказали о переславском праведнике великому князю Василию III. Первоначально новая обитель получила название Всехсвятской, так как ее единственный деревянный храм был освящен в память Всех Святых, - в этот день православные христиане поминают всех умерших. Монастырь сразу же стал пользоваться вниманием великокняжеской семьи, его неоднократно посещал Василий III. Великий князь уговорил Даниила окончательно покинуть Горицы и стать настоятелем основанного им монастыря. Вскоре после этого, благодаря усердной молитве преподобного, у Василия III родился долгожданный наследник престола – будущий царь Иван IV Грозный. Даниил вместе с Кассианом Босым принимал великого князя Ивана Васильевича от купели во время крещения в Троице-Сергиевом монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=00434

При Д. Иосифов Волоколамский монастырь совершил 12 сделок ( Зимин. Крупная феодальная вотчина. С. 174, 200, 201): получил 6 вкладов (АФЗХ. Ч. 2. С. 65. 65; С. 66. 66; С. 68. 70; С. 73. 76; С. 82. 84) и потратил их большую часть на приобретение земель в Рузском и Волоцком уездах, совершил еще 4 земельные купли и 2 мены (Там же. С. 66-67. 67; С. 67. 68; С. 69-70. 72; С. 74. 77; С. 79-80. 81; С. 81. 83). Волоколамская обитель получила жалованные грамоты (АФЗХ. Ч. 2. С. 68. 69; С. 69. 71; С. 80-81. 81; Архив П. М. Строева. Стб. 146). Вклады и земельные сделки показывают, что в годы игуменства Д. связи с мон-рем поддерживал тот круг лиц (гл. обр., вотчинников зап. уездов), к-рый был прочно связан с мон-рем уже в игуменство прп. Иосифа. Эти данные характеризуют Д. как умелого организатора большого монастырского хозяйства. Управляя Волоколамским монастырем, Д. стремился следовать правилам, установленным прп. Иосифом, в первую очередь в соблюдении общежительного устава. Чрезмерная строгость нового настоятеля, запретившего иметь личное имущество в кельях, в т. ч. книги и иконы, стала причиной конфликта с братией. Иноки обратились к соборному старцу Ионе Голове (Пушечникову) (он был назван прп. Иосифом в качестве одного из возможных преемников) с жалобой на Д., в к-рой писали, что чтут Иону, как «отца своего Иосифа», и просили ходатайствовать перед Д. о разрешении иметь в кельях книги и иконы. Об отношениях с братией можно судить по тому, кто в годы игуменства Д. занимал посты келаря и казначея, кто из старцев привлекался к заключению земельных сделок. Если в первые годы игуменства Д. это были сподвижники прп. Иосифа во главе с Ионой Головой и Кассианом Босым, то позднее выдвинулись др. лица, напр., Герасим (Ленков), пользовавшийся позднее особым доверием вел. князя и Д. При Д. в монастыре формировалось значительное книжное собрание. Д.- митрополит Московский и всея Руси 17 дек. 1521 г. оставил кафедру митр. Варлаам , сосланный вскоре по повелению вел. князя в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня муж. мон-рь на Кубенском оз. 27 февр. следующего года на митрополичью кафедру, очевидно по желанию государя, был поставлен Д.

http://pravenc.ru/text/171216.html

4)  Вассиан Топорков, Епископ Коломенский, с 1525 года 74 . 5)  Савва Черный, который оставил нам жизнеописание Иосифа (словарь Дух. Писателей под буквой И – Иосиф) (около 1529 года) и Нифонт, Епископы Крутицкие 75 . Из простых иноков между учениками Пр. Иосифа замечательны: 1) Герасим Черный – спутник Иосифов, во время путешествия последнего по разным монастырям. – Он перешел вместе с Иосифом в монастырь Волоколамский, в последствии времени жил в пустыне и занимался списыванием книг. – Между рукописями Иосифова Волоколамского монастыря находятся 16 книг его письма 76 . 2) Кассиан, никогда не носивший обуви и потому прозванный Босым. – Своим благочестием он возбуждал, всеобщее уважение, так что Василий Иоаннович брал его в восприемники сыну своему Иоанну; и когда Кассиан умер, то Нифонт, игумен Волоколамского монастыря, извещал великого Князя о его смерти особым посланием, как о горестной для всех потере 77 . 3) Уже известный нам Иона Голова и его племянник Епифаний – за свои подвиги названный Терпеливым. 4) Дионисий, из князей Звенигородских, который исполнял службу в пекарне за двоих братий, ежедневно прочитывал 77 псалмов и клал 3000 поклонов. – Несмотря на то, что Дионисий с такой ревностью исполнял внешние подвиги, его больше занимала уединенная, отшельническая жизнь и он оставил на время монастырь Пр. Иосифа и перешел к знаменитому в то время русскому отшельнику – Нилу Сорскому 78 . Впрочем здесь одна внутренняя деятельность не могла удовлетворить требованиям Дионисия – ему нужны были и телесные труды, и он снова, в последствии, возвратился на место первоначального иноческого воспитания – к Преподобному Иосифу. – Этот переход от одного подвижника к другому ясно показал, какое из двух направлений иноческой жизни было свойственнее русскому характеру и какое могло скорее утвердиться в русской церкви. 5) Другой инок, обнаруживший более наклонности к созерцательной жизни и перешедший с Дионисием от Иосифа к Нилу, уже не возвращался назад. Это был Нил Полев, по происхождению князь Смоленский 79 . Были, без сомнения, и другие подвижники из учеников Пр. Иосифа, достойные занять место в истории православного русского монашества: некоторые из них, а именно: Арсений Голенин (уже известный нам князь Ростовский Андрей), Каллист «бывший игумен», Гурий «бывший келарь», Геронтий Рокитин, Генасий Суколенов, Варлаам Старый, Селиван Келар и Тихон Лепков – заслужили доверенность Пр. Иосифа и он даже просил Василия Иоанновича назначить кого-либо из них ему в приемники 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

I. Александрийский епископ Феофил, живший в конце IV века, рассказывает, что некто Аммоний, Нитрийский аскет, или инок, для усмирения плотской страсти выжигал себе раны на различных частях тела и время от времени подновлял их посредством раскаленного железа. Другой Нитрийский монах, святой Макарий Александрийский , или младший, в продолжение шести месяцев лежал обнаженный среди скитского болота, отдавая себя на терзание ядовитым комарам. Подобное же блаженный Феодорит говорит о знаменитом Столпнике, преподобном Симеоне. Последний в продолжение долгого времени позволил кусать себя червям, необыкновенно большим и ядовитым, чтобы «малыми подвигами приучить себя к упражнению в больших». II. В начале появления монашества такие великие мужи, как святой Антоний, святой Иларион и другие патриархи монашеской жизни, носили постоянно власяницу на голом теле и находили себе подражателей. Впоследствии такие примеры упоминаются реже; встречаем ношение власяницы у тех, кто отличался особым подвижническим терпением. В числе таких подвижников греческий святой Феодор Трихина, т. е. волосатый; известный Мартин, епископ Турский, умирая и вознося свои последние молитвы к Богу, одетый во власяницу, говорил окружающим его ученикам: «Христианин не иначе должен умирать, как во власянице и на пепле». Такие примеры великих подвижников-монахов: святого Антония, святого Илариона, умерших во власянице, содействовали широкому распространению этого обычая. III. В истории монашества древнего и последних времен, а также в рассказах о различных путешествиях к святым местам, о крестных ходах известен еще один вид аскетического самоумерщвления – это босоножие, или самолишение обуви. Босоножие встречалось и ранее – известны примеры из Ветхого Завета: так, Моисею приказано было снять обувь (см.: Исх. 3, 5 ); Давид босым спасется бегством от Авессалома (см.: 2Цар. 15, 30 ), а Исайи поведено было снять сандалии (см.: Ис. 20, 2, 4 ). В христианской древности встречаем увещевания к босоножию и примеры того же рода. Уже Климент Александрийский в числе нравственных предписаний, необходимых для мужчины, поставляет и совет ходить без обуви. Он высказывает мнение, что самое приличное дело для мужчины совсем не носить обуви, за исключением военной службы, так как привязывание к ногам сандалий есть, по его суждению, дело постыдное и унизительное, признак рабства, подобно тому, как постыдны цепочки на ногах женщин, против которых вооружался еще пророк Исайя (см.: Ис. 3, 16–18 ). Другие основания для босоножия представляет известный описатель жизни древних монахов Иоанн Кассиан Римлянин . Он находит такие основания в Евангелии, указывая, что босоножие предписывает Сам Иисус Христос Своим апостолам (см.: Лк. 10, 4 ; Мф. 10, 10 ), хотя Иисус Христос только воспрещает апостолам брать с собой запасную обувь, повелевая довольствоваться простой обувью (см.: Мк. 6, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Борисовскую в Киучерском стане Переславского у. Вкладчиками в мон-рь при жизни Д. выступили представители видных боярских фамилий - Бутурлиных, Сабуровых, Заболоцких, Нагих, Челядниных,- упоминаемые в синодиках Данилова мон-ря (ПЗИХМЗ. 4288, 4185). В кон. 1528 г. Василий III и вел. кнг. Елена посетили Данилов мон-рь во время поездки по сев. обителям для богомолья о рождении наследника. По преданию, по молитве Д. у вел. князя родился сын - буд. царь Иоанн IV Васильевич. Д. (наряду со старцем Иосифова Волоколамского мон-ря блж. Кассианом Босым и старцем Троице-Сергиева мон-ря Иовом (Курцевым)) был восприемником княжича Иоанна, когда его крестили в Троице-Сергиевом монастыре 4 сент. 1530 г. В соч. «Благодарение и похвала о благорадостном рождении по неплодстве сына, молитвою от Бога дарованна... боговенчанного царя и великого князя Ивана», включенном в Лицевой летописный свод (Шумиловский том) под 7038/1530 г., о Д. говорится как о священнике, «иже во многих летех благоговейно предстояй олтарю Господню, иже от основания воздвиже великую обитель в Переяславли во имя Святая Троица, и Пречистыа Богородица, и всех святых; всех бо святых прилежай добродетелех, ибо всех странных и безпомощных упокоиваше достойно и мертвых погребаше, по всему же бяше тих и кроток» (ПСРЛ. Т. 13. С. 50; ср.: Розов Н. Н. Похвальное слово вел. кн. Василию III//АЕ за 1964. М., 1965. С. 284-285). В честь рождения сына Василий III пожертвовал деньги на строительство 1-го каменного храма в Даниловом мон-ре - Троицкого собора (1530-1532) с приделом во имя св. Иоанна Предтечи - св. покровителя княжича Иоанна. Вскоре в монастыре была построена в камне также ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы с трапезной. 3 нояб. 1532 г. в Богоявленской ц. на Троицком подворье в Москве Д. вместе с игум. Троице-Сергиева мон-ря Иоасафом (Скрипицыным) крестил 2-го сына Василия III - Георгия (Юрия). Прп. Даниил Переславский. Покров. 1658-1659 гг. (ПЗИХМЗ) Прп. Даниил Переславский. Покров. 1658-1659 гг. (ПЗИХМЗ) Близость к семье правителя никак не сказалась на образе жизни Д., для к-рого было характерно «в молитвах протяженное простирание и безгневное любомудрие, смиреное же кротостное любоприятие и в трудех преизящное трудолюбие» ( Крушельницкая.

http://pravenc.ru/text/171193.html

Будет ли натяжкой предположить, что он обитал со зверями? В этом случае у прозвища появляется прекрасная мотивация. Нужно добавить, что известная как «Житие апы Онуфрия» история путешествия в пустыню — путешествия, во время которого встречались «нагие отшельники» — приписывается Пафнутию. С другой стороны, апа Пафнутий из Скита, по Иоанну Кассиану, был единственным, кто не поддержал восстание монахов против Феофила в связи с его антиантропоморфитским посланием 399 года.  «Φεγε τους ανθρπους και σζη» [Беги от людей — и спасешься] («Apophthegmata», Arsenius, 1 : Cotelerius, «Eccle–siae Graecae Monumenta» I, p. 353; PG 65,88) — вот основной принцип анахоретов. Отречение и удаление от мира освящены библейскими примерами: в аскетической литературе часто встречаются имена и обращение к образам Илии и других пророков, святого Иоанна Крестителя, даже апостолов. Можно вспомнить и послание к Евреям. Путь анахоретов — путь пророков и апостолов. Именно так апа Афу объяснял свой странный образ жизни. В поздние годы, уже будучи епископом, он не раз слышал от народа вопросы о смысле своего отшельничества — и в ответ просто цитировал Писание. Разве не сказано в Евангелии о Самом Христе, что Он был в пустыне «со зверями» (Мк. 1:13)? Разве не сказал сам блаженный Давид: «Как скот был я пред Тобою» (Пс. 72:22)? Разве Исайя по приказу Господа не ходил нагим и босым (Ис. 20:2)? Если Сам Христос и Его великие святые так смиряли и унижали себя, то не тем ли более необходимо это ему, бедному и слабому человеку! Простой и неученый монах Афу был человеком истинного благочестия, несгибаемой воли и глубокого ума. Согласно «Житию», Феофил был поражен беседой с Афу: отшельник выглядел, как «простец» —  ιδιτης, но речи его были речами мудрейшего. Позднее, против воли став епископом, Афу проявил необыкновенную пастырскую мудрость и ревность. Образ, начертанный в «Житии», весьма впечатляет. Хотя Афу и принял сан неохотно, епископом он был серьезным и деятельным. Он сохранил свои «отшельнические привычки».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

В следующий приезд в Переславль, по-видимому, в 1523 году великий князь уговорил Даниила стать игуменом основанного им монастыря и ввести в нём общежительный устав. Уже при жизни преподобного Даниила монастырь начал обзаводиться земельной собственностью. В конце 1528 года Василий III и великая княгиня Елена посетила Данилов монастырь во время поездки по северным обителям для богомолья о рождении наследника. По преданию, по молитве Даниила у великого князя родился сын — будущий царь Иоанн IV. Даниил, наряду со старцем Иосифова Волоколамского монастыря блаженным Кассианом Босым и старцем Троице-Сергиева монастыря Иовом (Курцевым) был восприемником княжича Иоанна, когда его крестили в Троице-Сергиевом монастыре 4 сентября 1530 года. В сочинении «Благодарение и похвала о благорадостном рождении по неплодстве сына, молитвою от Бога дарованна… боговенчанного царя и великого князя Ивана», включенном в Лицевой летописный свод о Данииле говорится как о священнике, «иже во многих летех благоговейно предстояй олтарю Господню, иже от основания воздвиже великую обитель в Переяславли во имя Святая Троица, и Пречистыа Богородица, и всех святых; всех бо святых прилежай добродетелех, ибо всех странных и безпомощных упокоиваше достойно и мертвых погребаше, по всему же бяше тих и кроток». В честь рождения сына Василий III пожертвовал деньги на строительство 1-го каменного храма в Даниловом монастыре — Троицкого собора с приделом во имя святого Иоанна Предтечи — святого покровителя княжича Иоанна. Вскоре в монастыре была построена в камне также церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с трапезной. 3 ноября 1532 года в Богоявленской церкви на Троицком подворье в Москве Даниил вместе с игуменом Троице-Сергиева монастыря Иоасафом (Скрипицыным) крестил 2-го сына Василия III — Юрия. Близость к семье правителя никак не сказалась на образе жизни Даниила, для которого было характерно «в молитвах протяженное простирание и безгневное любомудрие, смиреное же кротостное любоприятие и в трудех преизящное трудолюбие». Даниил учил иноков прилежанию в молитве, как церковной, так и келейной, заповедал строгое безмолвие после вечернего правила. Святой игумен трудился на всех монастырских послушаниях — чистил конюшню, участвовал в постройке монастырской ограды и братских келий, возделывал огород. По благословению преподобного Троицкий монастырь принимал и кормил нищих, голодающих и недужных людей. Отправляясь куда-либо по делам, святой всегда шёл, даже если сопровождавшие его иноки ехали на телеге. Путешествуя в 1533 году в Новгород к святителю Макарию, имевшему духовную любовь к преподобному, за иконами для новопоставленной церкви, Даниил подвергся нападению разбойников близ города Кашина, был ограблен, но впоследствии, во время суда, простил нападавших и отказался от требования возмещения ущерба.

http://sobory.ru/article/?object=00434

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010