Заусцинский. Ук. соч. С. 229; Макарий (Булгаков). Заметки о новгородских Макарьевских Четиих Минеях, в: Тихонравов. Летопись русск. литературы и древностей. 1 (1959). Отд. 5. С. 68 и след.; Ключевский. Жития. С. 228–231; Макарий. 2-е изд. 7. С. 407 и след. Ключевский. Ук. соч. С. 228. О содержании всего свода см: Макарий. 2-е изд. 7. С. 409 и след. Полное оглавление Великих Миней Четий в: Чтения. 1877. 4. Отд. 4. Сперанский. История древнерусской литературы (1911). С. 161; Ключевский. Ук. соч. С. 222. Там же. С. 222–296. До 1537 г. существовало уже две редакции жития Михаила Клопского (там же. С. 209); они напечатаны в: Памятники старинной русск. литературы. 1; редакция Тучкова — там же. 4. Житие, написанное по заказу архиепископа Феодосия для Миней, помещено в Минеях под 30 августа. Макарий. 2-е изд. 7. С. 418. ВЧМ. 9 сентября. С. 455–498; Макарий. 2-е изд. 7. С. 418–419; Ключевский. Там же. С. 292, 293. Ключевский. Ук. соч. С. 293; Ржига. Опыты по истории русской публицистики XVI в. Максим Грек как публицист, в: ТОДРЛ. 1 (1934). С. 8. Это житие ранее было издано Невоструевым: ЧОЛДП. 1865. Невоструев. Ук. соч. Заусцинский. Ук. соч., в: ЖМНП. 118 (1881). С. 30. Геронтий. Описание Иосифо-Волоколамского монастыря (1894). С. 47; Ключевский. Ук. соч. С. 296, 312; Макарий. 2-е изд. 8. С. 47, 61. Ключевский. Ук. соч. С. 295. Этот монах Кассиан был восприемником царя Ивана IV, что также говорит о близких отношениях между Иосифовым монастырем и великокняжеской семьей. Кадлубовский. Ук. соч., в: Рус. фил. в. 45 (1901). С. 35 и след; Ключевский. Ук. соч. С. 289, 294–295. Житие Кассиана Босого тоже включено в эту «Повесть». О влиянии древнехристианских аскетических сборников, известных под названием Патерики (ср.: Krumbacher. 1897. S. 188), см.: Кадлубовский. Ук. соч. С. 51–70. Ключевский. Ук. соч. С. 272–273; ИРИ. 6. С. 849–853, 853–855. Сказание о Спасо-Каменном монастыре, в: Прав. соб. 1861. 1. С. 197–214; Ключевский. Ук. соч. С. 275. О местном почитании Иосифа см.: Голубинский. История канонизации. С. 149. Взгляды нестяжателей отражены также в житии св. Даниила Переяславского († 1540); оно по желанию царя было составлено уже после Соборов 1547 и 1549 гг., около 1553 г., неизвестным автором. Это житие принадлежит к жемчужинам древнерусской агиографии. См. Ключевский. Ук. соч. С. 282; Макарий. 2-е изд. 7. С. 433.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

В лто 7040 (1532), мсяца февраля 11, на паметь святого священномученика Власья, 615 в нделю сыропусную, в десятый час дьни 616 преставися старець Касьянъ Босой, восъприемник от святыя купели въ святмъ крещении царя, государя, великого князя Ивана Васильевича, всея Русии самодержца. 588 ...иже быстъ во Иосифове монастырь... – Иосиф Волоцкий (1439/1440–1515) – крупный церковный деятель и писатель, ученик Пафнутия Боровского, основатель волоколамского монастыря Успения Богородицы (1479), позднее получившего его имя. Иосиф Волоцкий был сторонником сильной великокняжеской власти, защитником монастырского землевладения и строгого общежительного устава, идеологом «воинствующей Церкви» в борьбе с еретическими движениями конца XV – начала XVI в. Местное почитание Иосифа Волоцкого как святого началось с 1579 г., повсеместное празднование было установлено собором 1591 г. Основанный им монастырь был центром иосифлянской школы монашества, книгописной культуры XV–XVI вв. Здесь в заточении находились Вассиан Патрикеев и Максим Грек . Постриженниками монастыря были крупнейшие церковные иерархи, писатели и книжники XVI столетия (митрополит Даниил, казанский архиепископ Гурий Руготин, Досифей Топорков, Нифонт Кормилицын, Евфимий Турков и др.). О волоколамском Успенском монастыре и его основателе см.: Волоколамский патерик Досифея Топоркова (наст. изд., т. 9, с. 487–501). 589 ...князь велики Иванъ Васильевич всея Русии... – Иван III (1440–1505), великий князь Московский (с 1462), сын Василия II. Проводил политику централизации Руси, присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1482) и др. Был организатором «великого стояния на Угре» (1480), в результате которого было свергнуто монголо-татарское иго на Руси (см. наст. изд., т. 7, с. 380–385). Во время правления Ивана III, принявшего титул великого князя «всея Руси», велось активное строительство в Москве, новом политическом и культурном центре страны, был составлен Судебник 1497 г., вырос авторитет Московского государства в делах международной политики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это повергло Иосифа в глубокую думу, ибо, с одной стороны, боялся он осуждения, если оставит монастырь, а с другой – не мог далее переносить насилий дерзновенного князя, который похищал все, что было ему по нраву, и к честным старцам посылал страшные угрозы, похваляясь наказать их торговою казнью, хотя они были из царской палаты. Преподобный Иосиф, зная строгость церковную о соблюдении данного по душам родителей поминовения и случаи обращения обителей к великим князьям от насилия удельных князей как на Руси, так и на Востоке, решился последовать примеру Сергиевой лавры, Толгского и Спасо-Каменного монастырей, которые в свое время прибегли под защиту державного князя. Однако хотел прежде известить о том своего владыку Серапиона, который был тогда возведен на кафедру Новгородскую из игуменов Сергиева монастыря, дабы он, услышав о насилиях, какие терпит от своего князя, благословил его просить высшего суда. Но посланный им старец Игнатий не мог достигнуть Новгорода по случаю свирепствовавшей там язвы и был остановлен в Торжке. Тогда, вынужденный крайними обстоятельствами, преподобный послал к Митрополиту всея Руси Симону честных старцев Иону Голову и Кассиана Босого просить его о ходатайстве у благочестивого Государя, великого князя Василия Иоанновича, принять в свое покровительство обитель для избавления ее от насилии с тем, однако, чтобы по миновании морового поветрия испросить о том прощения у своего владыки, ибо не от радости, но «от велия туги сие творил». Державный, посовещавшись с Митрополитом и боярами, на основании прежде бывших примеров приговорил взять под свою крепкую руку обитель Пречистой Богородицы, старцам же сказал, чтобы успокоили Иосифа относительно своего архиепископа, потому что не сам он отходил от кафедры Новгородской, но князь великий взял себе монастырь от насилия удельного князя и обещал уведомить о том владыку, как только минует земская невзгода. Возрадовался Иосиф об избавлении обители своей от насилия лукавого человека. Князь же Волоколамский, исполнившись ярости, написал к владыке клеветную жалобу на Иосифа: что будто бы без его ведома он отложился от его престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1069 ...великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии. – Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584), великий князь (с 1533 г.), царь (с 1547 г.), провел реформы управления и суда; при нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 г., для укрепления самодержавия в 1565 г. введена опричнина. Покорил Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства, вел Ливонскую войну (1558–1583), начал присоединение Сибири (1581). Был одним из талантливых публицистов XVI в. (см. наст, изд., т. 11: Переписка с князем Андреем Курбским, послания и гимнографическое творчество Ивана Грозного). Покровительствовал Иосифо-Волоколамскому монастырю, один из монахов которого – Кассиан Босой, был его крестным отцом (см. Житие Кассиана Босого в наст, томе, стр. 418–427). О частых визитах Ивана IV в монастырь и богатых вкладах свидетельствуют данные летописей, приходно-расходных книг Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Обиходник Евфи-мия Туркова, где описан распорядок пребывания царя в монастыре. 1070 ...старца, Тихона глаголема... – Тихон Хворостинин, в миру князь Тимофей Иванович Хворостинин, в 1559 г. был соборным старцем Иосифо-Волоколамского монастыря. Около 1572 г. был переведен на игуменство в Угрешский монастырь, однако вскоре вернулся обратно и с весны 1572 г. по начало 1574 г. игуменствовал в Иосифо-Волоколамском монастыре. Тихон Хворостинин присутствовал на соборе 1572 г., созванном в Москве по поводу желания Ивана IV вступить в четвертый брак, и подписался под разрешительной грамотой, данной царю. С июля 1575 г. был архиепископом Казанским и Свияжским. Скончался 11 июня 1576 г. 1071 Царю же и государю самому въ обитель пришедшу... – Касаясь поездок Ивана IV в Иосифо-Волоколамский монастырь, М. Н. Тихомиров писал: «Грозный посещал Волоцкую обитель по два раза в год, тем более что монастырь лежал на дороге из Москвы в Старицу, где царь пытался основать свое постоянное местопребывание» (Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962. С. 122). В данном случае, видимо, речь идет о посещении монастыря Иваном IV в 1574– 1575 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По чьей бы мысли ни являлось житие, но, возникая из одинаковых побуждений с стихирами и каноном и получая одинаковое назначение, оно, естественно, создавало потребность в известной установленной норме и в церковном надзоре для писателя. В монастырях сознавали эту потребность. Одним из побуждений, удерживавших биографа Даниила переяславского от решимости писать житие, было наставление, слышанное им от учителя: в беседах с братией Даниил «не повелеваше никомуже самохотением писати повести некия о святых, аще не извещение некое будет от Бога или от власти царские и святительския». Ученик Кассиана Босого Фотий, написав для себя канон на память Иосифа, нашел необходимым, однако ж, представить его на рассмотрение митрополиту, чтобы получить от последнего благословение читать свой труд и молитвовать по нему в келии. Тот же игумен Алексей, который так решительно говорит о свободе писать жития святых мужей, делает завещание своему преемнику и братии отвезти составленные им службу и житие Геннадия «в царствующий град на свидетельство» царю, митрополиту и церковному собору, «приятно ли царю и святителю и вселенскому их собору наше писание, достойно ли почитати житие и чудеса преподобного, повелят ли пети канон и стихиры святаго, достоин ли есть делатель пишущий мзды своея». С XVI в. обыкновенно глава иерархии с церковным собором, с участием государя и всего синклита, «свидетельствовал» представленное ему житие с службой и своим благословением «пети канон и житие чести» вводил последние в церковное употребление. Довольно полно описан этот процесс соборного «свидетельствования» в повести об открытии мощей Никандра, псковского пустынника. В 1686 г. комиссия, состоявшая из тамбовского епископа, архимандрита Хутынского монастыря, игумена Лисицкого монастыря и ключаря новгородского Софийского собора, положив обретенные мощи в новый гроб, поместила их в церковной стене. Потом, сложив службу и описав житие с чудесами, т. е. составив новую редакцию биографии, препроводили оба произведения в Москву к патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Состав монастырских библиотек, принадлежавших к числу самых крупных в древней России, не подтверждает этого. Биографии Трифона Печенгского, Варлаама Керетского, Елеазара Анзерского, архимандрита Иринарха, сказания о Пертоминских и Яренгских чудотворцах соловецкая библиотека сохранила в одном или двух списках. Жития Кассиана Босого и ученика его Фотия вместе с патериком Досифея Топоркова уцелели, если не ошибаемся, только в автографе составителя их Вассиана, попавшем в синодальную библиотеку; точно так же записка об архиепископе Феодосие сохранилась только в одной рукописи Иосифова монастыря, писанной рукою самого автора Евфимия Туркова, Напротив, библиотеки обоих монастырей сохранили во множестве списков рядом с житиями их основателей биографии ростовских просветителей Леонтия и Авраамия, Варлаама Хутынского, святителей Петра и Алексия, Сергия Радонежского. Это объясняется судьбой Епифаниева жития Сергия в письменности. Выше было сказано, что рядом с 9 списками Пахомиевой редакции, сохранившимися в рукописях Сергиевской библиотеки от XV в., труд Епифания не уцелел ни в одном современном им списке даже в этой библиотеке: он имел только историко-литературное значение, тогда как по редакции Пахомия творили память святого в церкви. Эти наблюдения заставляют ограничить умеренными размерами действие литературной или исторической любознательности на распространение житий среди местного читающего общества; они же помогут правильно понять значение отрывочных известий об этом распространении. В стенах монастыря житие имело не одно церковное употребление его читали всей братии за трапезой в день памяти святого. В конце службы Антонию Сийскому списки сохранили заметку: «На трапезе бывает утешение братии великое и чтем житие преподобнаго» 565 . Но то же побуждение, которое вызывало в братии монастыря заботу о составлении жития основателя, заставляло ее стараться о распространении написанного жития между мирянами. Биограф Геннадия Костромского просит братию перелагать его писание «на новые скрижали» и раздавать их «по странам православным христианом».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

По изяществу каллиграфии обращает на себя внимание: « Книга Даниила пророка видение, Ипполита епископа. папы Римского толкование » (Московск. дух. акад., 131). Первой лист украшен красивым узором из цветов, на золотом поле, с изображением наверху птицы. В конце прибавлено: исчисление в хронологическом порядке царей Еврейских, Персидских, Римских; закон Юстиниана о том, что должны получать епископы по поставлении их; киноварью: сие убо епископы Русская земля иже подлежат митрополиту Киевскому и Всея Руси и како имуть чиновы и престоли епископам – поименованы все 18-ть. На последнем листе надпись: Написана бы книга сия в обители Пречистая Владычица наша Богородица честнаго и славнаго ея Успения, в устроении пребодобнаго отца нашего Иосифа. Повелением пречестнейшаго господина и отца моего игумена Даниила, рукою грешнаго черньчишки Лукы малого. Евангелие (Моск. дух. акад., 24/56), по своей надписи: «Бориса Кутузова» напоминает о друге детства Иосифа. Октоих и Ирмологий (той же библиотеки, 66/245), имеет надпись: «ермолой – письмо владыки Ростовского Вассиана иосифова брата, а держать его на список». Кроме изящного евангелия Нила Полева, сохранилось ещё нисколько книг ему же принадлежавших. Кроме Нила Полева и самого Иосифа, в Иосифовом монастыре, как переписчик книг, славился старец Фатей (Фотий), ученик Кассиана Босого. О нём сохранились сведения, что он написал евангелие «в хлебне, ходя, сполна, совсем в 12 недель: таково бе тщание, а и в оное время без службы пробысть и написа евангелие в 9 недель такоже совсем сполна, прочих же книг и евангелиев и псалтырь и четьих много преписал». Сведения эти дает нам Вассиан, ученик этого самого Фотия. Оба они и Вассиан, и Фотий занимались составлением сборников, которые все имеют подписи: Фотиев сборник, Фотиева письма, письмо Вассиана, ученика старца Фатея, Кассианова ученика Босого; книга черньца Вассиана, Фатеева ученика. В иных встречается послесловие Фатея, в другом послесловие нищего Вассиянишки, ученика старца Фатея, Кассианова ученика 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Такими подвигами преп. Трифон достиг великой крепости духовной. Раз медведь вошел в его келью, опрокинул квашню и начал есть тесто. Подвижник, подходя к келье, сказал медведю: Иисус Христос , Сын Божий, повелевает тебе выйти из кельи и стоять смирно. Медведь вышел и стал у ног преподобного. Взяв жезл, преподобный наказал виновного медведя и сказав, чтоб вперед не смел беспокоить обители, отпустил его. С того времени, прибавляет писатель жития преп. Трифона, медведи никогда не делали вреда ни оленям, ни другим животным обители. В последние годы жизни своей преподобный часто удалялся в пустыньку, где построив храм успению Богоматери, проводил время в уединенной молитве. Перед кончиною своею блаж. Трифон был тяжко болен. Наконец, близкий к смерти, сказал он братиям: «Заповедую вам, погребите меня у церкви Успения Богородицы в пустыньке, куда отходил я на молчание.» Он преставился в глубокой старости, 15 декабря 1583 года, прожив на Печенге около 60 лет. 241 Чудь поморья Балтийского, в Ижоре и Копорье, 242 еще не отставала от жрецов давнего суеверия колдунов, чтила камни и дерева, совершала обряды языческие при рождении и смерти родных, и оставляла таинства христианские. Архиеп. Макарий, по сношению с государем, в 1530 году отправил способного священника к суеверам, велел разорять мольбища их, местному духовенству строго подтвердил о его долге. Старики, по привычке к старине, со страхом смотрели, как священник сокрушал страшные для них деревья и камни. Но дети оказались умнее стариков: они помогали священнику в трудах его. С того времени христианство прочнее утвердилось между Чудью. Апостольские подвиги распространения веры христианской между Лопарями и Чудью происходили в последние годы жизни великого князя Василия Иоанновича и перед самою его кончиною. Отвергнув добродетельную, но неплодную супругу, Василий поспешил вступить в новый брак, чтоб иметь наследника. Он избрал невестою княжну Елену Глинскую, родную племянницу знаменитого изменника князя Михаила Глинского. 243 Великолепно отпраздновали брак, но более трех лет Елена не имела детей. Наконец 25 августа 1530 года родился столь давно ожидаемый сын и наследник. Он был окрещен в обители Троицкой и наречен Иоанном: обрадованный отец принял младенца из рук восприемников – столетнего старца Кассиана Босого и преп. Даниила Переславского и положил в раку чудотворца Сергия, моля угодника Божия, да будет ему заступником в опасностях жизни. Василий не знал, как изъявить благодарность небу; сыпал золото в казны церковные и на бедных; велел отворить все темницы, и снял опалу со многих знатных людей, бывших у него под гневом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460, Переславль-Залесский - 7.04.1540, Троицкий Данилов мон-рь), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Переславский, основатель и игум. переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря . Источники Основные сведения о Д. содержатся в Житии святого, нек-рые факты его биографии нашли отражение также в Житиях прп. Герасима Болдинского, блж. Кассиана Босого (все указанные сочинения были созданы во 2-й пол. XVI в.), в летописях XVI в. Прп. Даниил Переславский. Икона. Кон. XX в. (Данилов мон-рь в Переславле-Залесском) Прп. Даниил Переславский. Икона. Кон. XX в. (Данилов мон-рь в Переславле-Залесском) Житие Д. было написано, по всей видимости, духовником царя Иоанна IV Васильевича прот. Благовещенского собора Московского Кремля Андреем (впосл. митр. Афанасий ), учеником и духовным сыном Д., до 1550 г. служившим священником в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского (об авторстве прот. Андрея в отношении 2 редакций Жития Д. см.: Смирнов. Житие. С. IX-XV, XXII-XXVI). Первоначальная (пространная) редакция Жития была создана по повелению царя Иоанна IV и митр. св. Макария не ранее чем через 16 лет после преставления святого (по-видимому, в 1556-1561). Основными источниками для Жития послужили рассказы Д., воспоминания учеников старца и проч. лиц. Автор, по собственному признанию, стремился писать «просто и неухищренно... памяти ради» ( Смирнов. Житие. С. 6), поэтому Житие отличается простотой изложения и содержит много фактической информации. (Смирнов также отметил влияние на Житие ряда агиографических текстов - Житий преподобных Иосифа Волоцкого, Евфросина Псковского, Евфросина повара, Власия мниха; см.: РГБ. Ф. 280. К. 9. 3. Л. 12 об., 13 об., 22 об.- 23, 37 об., 47 об., 48 об. и др.) Житие Д. дошло в 4 редакциях: первоначальной (старший список - ГИМ. Син. 926, 2-я пол. XVI в.), сокращенной («Сказание вкратце о преподобном старце Данииле Переяславском» в «Книге степенной царского родословия» , составлено ок. 1562-1563, по-видимому, также прот. Андреем; входит в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) : РГБ. Троиц. 694. Л. 176-193 (1633 г.), Милютинские Четьи-Минеи: ГИМ. Син. 804. Л. 299-328 об. (сер. XVII в.) и в др. сборники), проложной (составлена на основе «Сказания вкратце...» в XVII в.; 1-е изд.: Пролог. М., 1689. Л. 196-197) и переработанной (составлена в кон. XVII в. Александром, игум. киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря , на основе первоначальной редакции). Важным для уточнения биографии преподобного, подробно изложенной в первоначальном Житии, является «Сказание вкратце...», к-рое представляет собой не только сокращенную, но и исправленную редакцию по отношению к первоначальному Житию, дополняет и уточняет сведения последнего.

http://pravenc.ru/text/171193.html

XX в. экспонировалась в дореволюционно-историческом отделе, с нач. 1978 г. хранилась в фондах музея. 20 апр. 1994 г. рака с мощами Д. была передана Никольскому жен. мон-рю, в 1996 г. вернулась в возобновленный Троицкий Данилов мон-рь, где и находится в наст. время на прежнем месте. В грамоте архим. Троицкого Данилова мон-ря Тихона патриарху Никону 1652 г. говорится: «А образ его, чудотворцов, написан изстари, и канон, и тропарь, и житие, и стихеры» (ААЭ. Т. 4. С. 493). Однако в Трефологионе, изданном в Москве в 1638 г., служба Д. отсутствует. В 1780 г. новую службу составил настоятель монастыря архим. Иосиф (Быков) (Служба на память прп. отца нашего Даниила игум., Переаславского чудотворца. М., 1782). Акафист святому был написан смотрителем Переславль-Залесского ДУ свящ. А. И. Свирелиным (Служба и акафист прп. отцу нашему Даниилу, Переславскому чудотворцу. М., 1890). Имя Д. включено в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено 10 марта 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) . Ист.: Пономарёв А. И. Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры. СПб., 1898. Вып. 4. С. 64-67; Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, Переславского чудотворца. Повесть об обретении мощей и чудеса его. М., 1908; ПСРЛ. Т. 8. С. 274, 281; Т. 13. С. 46, 48, 50, 51, 53, 66; Т. 21. Ч. 1. С. 40, 56; Ч. 2. С. 607, 615-627 [«Сказание вкратце...» в составе Степенной книги], 645; Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996. С. 210 [завещание-устав прп. Герасима Болдинского], 216-220, 266-268 и 2-я ред. Жития прп. Герасима Болдинского]; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская. М., 1999. С. 216 [Житие блж. Кассиана Босого]. Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 442-449; Свирелин А. И. , свящ. Ист.-стат. описание переславского Троицкого Данилова мон-ря. М., 1860; он же. О начале и устроении переславского Данилова мон-ря. М., 1863; он же. Житие прп. отца нашего Даниила, Переславского чудотворца.

http://pravenc.ru/text/171193.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010