Я отвечал ему кротко, но ведь к стене горох! . 10/23 декабря 1905. Суббота. То же на экзамене по Закону Божию в Женской школе. Этим и закончились учебные занятия в Женской школе в нынешнем году. 11/24 декабря 1905. Воскресенье. Во время Литургии появился в Церкви русской священник, во время проповеди вошедший в алтарь и оказавшийся одним из священников Красного Креста, служившим в Манчжурии при военных действиях. После Литургии был у меня, завтракал со мной и даже предложил свою службу Миссии; но я отказал ему – не простые монахи здесь нужны, каким оказался он, о. Давид, а ученые, способные безустанно возиться с японскими рационалистами. 12/25 декабря 1905. Понедельник. Чтение списков в Женской школе. 13/26 декабря 1905. Вторник. На экзамене по русскому языку в 1 классе в Семинарии; 38 учеников, и ни одного неспособного; хороший набор нынешнего года; дай Бог, чтобы хоть половина достигла окончания курса и стали служить Церкви! На экзамене был и господин Позднеев, директор Восточного института в Владивостоке, очень хваливший успехи учеников. 14/27 декабря 1905. Среда. Писание писем к военнопленным. 15/28 декабря 1905. Четверг. Чтение списков в Семинарии и Катехизаторском училище. 16/29 декабря 1905. Пятница. Вчера и сегодня больше двух тысяч военнопленных из Нарасино садятся на судно в Йокохаме, чтобы отправиться во Владивосток. Мне хотелось повидаться из них с фельдфебелем Алексеем Ивановичем Саранкиным, образованным человеком, с которым я много переписывался, и он отпущен был сюда; ночевал здесь, и побеседовали мы с ним, между прочим, о памятнике умершим в Нарасино; слишком уж трудный проект они сочинили; нужно будет поставить такой же памятник, какой проектирован в Мацуяма, простой и прочный. Второй уже вечер провел у меня и красноречиво проговорил «Максимилиан Карлович фон Мекк, уполномоченный Красного Креста», 11-тилетним мальчиком в Москве, под именем Макса, подписавший на построение Собора, кажется, 15 рублей в доме своих родителей, в 1880 году; Иван Сергеевич Аксаков тогда привез мне на Саввинское подворье подписной лист и деньги, подписанные в доме Мекков, шестьсот с лишком рублей. Ныне этот Макс – красивый, величественный джентльмен, служивший много лет в заграничных наших миссиях, отлично знающий политику. Утверждает он, между прочим, что нынешняя революция в России ведется еврейским синдикатом, помещающимся в Нью-Йорке; и много другого интересного рассказывал он.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

30 августа/12 сентября 1905. Вторник. 31 августа/13 сентября 1905. Среда. То же дело. Отправка крестиков, причем всюду отправляется потребное количество шнурков, по 3 фута на крестик; занимается преимущественно иподиакон Моисей Кавамура, отправкой Евангелий – редактор Петр Исикава, и дело это нелегкое; сегодня Евангелия отправлены в пять мест, из которых в Нарасино только пошло 13 325 книг в 58 ящиках. Я занят больше всего разбором и рассылкою получаемых из России русских книг и корреспонденциею с военнопленными. Написал также сегодня письмо к о. Алексею Савабе. Пишет из Коодзимаци: «У меня дела мало, скучно; дайте дела, буду работать». В ответ на это, я убеждал его заботиться о своих прихожанах и проповедывать язычникам. Дело его собственное, священническое, у него пред глазами и вопиет к нему, а он просит дела! Если бы он так усердно стал служить на своем приходе, как служил у военнопленных, то был бы прекрасным священником. Всячески убеждал его, но едва ли будет успех. Военное положение все еще продолжается; солдаты, рассеянные по городу, охраняют спокойствие граждан. И это спокойствие вполне восстановилось. 1/14 сентября 1905. Четверг. Рассылка крестиков и Евангелий и корреспонденция с военнопленными. 2/15 сентября 1905. Пятница. Вечером, в 9 часов, получена следующая телеграмма от Святейшего Синода на русском языке латинскими буквами: «2 сего сентября исполняется 35-летие со дня назначения Вашего на должность начальника Миссии. Обозревая мысленно Вашу деятельность за столь продолжительное время, Святейший Синод прежде всего не может не вознести горячей благодарности Господу Богу, благоволившему благословить Ваши плодотворные труды в деле насаждения и распространения Христовой веры на Дальнем Востоке, а затем считает долгом изъявить вам глубокую признательность за ваши неусыпные заботы о вверенной вашему водительству пастве, особенно за отеческие попечения о духовном утешении и просвещении раненых и пленных русских воинов, находящихся ныне в Японии. Молим Всевышнего Мздовоздателя, да воздаст Он Своими великими и богатыми милостями вашему Преосвященству за все вами содеянное и да укрепит ваши силы на продолжение ваших многополезных трудов на пользу Святой Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

12/25 августа 1905. Пятница. Послал о. Немоловскому в Америку три пакета наших миссийских альбомов Церквей и разных фотографий – богослужения у военнопленных и прочее, и письмо. Из России с вопросами о военнопленных и с письмами и деньгами к ним, и от самих военнопленных – писем не оберешься! 13/26 августа 1905. Суббота. До 16/29 августа 1905. Вторник. Неизменно одна и та же работа: получение из России пакетов с книгами и крестиками для военнопленных, распределение и рассылка книг к ним и переписка с ними. 17/30 августа 1905. Среда. Мы начали рассылать военнопленным наши крестики, сделанные здесь, офицерам – серебряные позолоченные, нижним чинам – серебряные, сообразно с приходящими уведомлениями о числе лиц, имеющих получить крестики. Инославным, не желающим получить крестики, и иноверцам будет разослана стоимость серебра крестиков 10 сен с шелковым шнурком к нему 5 сен. По газетам – толки о мире. Но в душе было еще упование, что мир не будет бесславным для России. Линевич стоит еще с своим войском против японской армии, и знать же – силен он, что вот уже сколько месяцев японцы не осмеливаются напасть на него. Должно быть, скоро будет большое сражение, и в нем, наверное, мы победим, а тогда положение дел совсем изменится; мы еще можем со славою для себя кончить эту войну. Так мечтая, я в самом хорошем расположении духа делал обычный получасовой моцион от библиотеки к дому и обратно перед вечерней работой; надеялся много писем написать сегодня вечером. Увидев Акилу Кадзима, остановившегося на крыльце, я подозвал его, чтобы спросить что-то. Он ответил и говорит: «Мир заключен, получена телеграмма из Америки». Меня точно холодной водой обдало. Мгновенно отлетела веселость, и охватила тоска. Совершенно так, как было при разбитии нашего флота, когда я, не зная о том, весело шагал между домом и библиотекой, мечтая о возможной победе Рождественского, и неожиданно увидел у соседа красный флаг, возвещающий, что он уже разбит. Мир! Но, значит – это не смываемый веками позор России! Кто же из настоящих русских пожелает теперь мира, не смыв хоть бы одной победой стыда беспрерывных доселе поражений? Мир – это новое великое бедствие России… Я проворчал что-то Акиле, ушел к себе и целый вечер не мог заняться делом, а перелистывал и читал накопившиеся «Московские Ведомости».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Сегодня вышел походить на церковной площадке, для моциона, и что же? Два жандарма тотчас явились и стали в пяти шагах, а немножко подальше их стоял полицейский; и это несмотря на то, что ворота внизу заперты на замок. Народ пред воротами останавливается и смотрит. Неприятно очень. Ужели так будет все время войны? По исследовании в почтовом ведомстве оказывается, что никто не отдавал приказания задерживать письма и газеты, идущие ко мне из России, а их просто нет на почте; ни единого письма или чего-либо, адресованного ко мне. Должно быть, с нового года стали высылать сюда из России всю почту чрез Сибирь, и так как теперь сообщение прервано войною, то и не доходит ничего. Жаль, что оставили прежний способ посылать и заграничным путем. О. Игнатий Като пишет, что в его Церквах война не произвела никакого расстройства – христиане остаются спокойными. 11/24 февраля 1904. Среда. Генерал Куропаткин назначен главнокомандующим сухопутных войск в Манчжурии. Таким образом, два лучшие военные человека России, Адмирал Макаров и Генерал Куропаткин, поставлены против японцев. Первому уже трудно будет поправить дело, потому что русский флот наполовину приведен в боевую неспособность; и при всем том, если он поправит и восстановит морскую честь России, то это будет незабвенная историческая услуга Макарова России. Дай Бог! Так как в храм теперь никто не ходит – полицейские не пропускают чужих в ворота – то с сегодняшнего утра перестали открывать храм; стоит он теперь целый день замкнутым. И ворота в Миссию сегодня заперли; открыта только калитка; ворота будут отворены только на время Богослужений. Григорию Такахаси, уличенному в шпионстве (см. на предыдущем листе), объявили наказание: 8 лет тюремного заключения. 12/25 февраля 1904. Четверг. Утром был корреспондент лондонской газеты: «London Daily Mail», Mr Sydney Smith, попросил «interview», расспрашивал про Миссию, снял портреты, говорил, что напишет интересную статью. Bene! Сегодня кончил с секретарем Давидом Фудзисава рассылку содержания провинциальным служащим Церкви на 3 и 4-й месяцы, всего разослано: 6259 ен; и это еще не всем за оба месяца, иным только на 3-й месяц. Если приложить к этому экстренные расходы, то выйдет больше 8-ми тысяч – двухмесячное содержание только провинциальных служащих, без Токио, где столько же надо на два месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Фотографии так хорошо представляют добрый уход японцев за нашими больными, что я тотчас же решил послать их к обер-прокурору К. П. Победоносцеву , который, вероятно, покажет их Государю Императору, так милостиво оказавшему заботу об этих больных. В препроводительном письме я известил Константина Петровича и о том, что Министр иностранных дел Комура предполагает просить французского посланника ходатайствовать о присылке сюда священника для удовлетворения религиозных нужд наших пленных. Начал сегодня лекции по толкованию Православного Исповедания (Осиено Кагами) для практики кончающих курс ученикам Семинарии и Катехизаторского училища. Выкрикивают по городу «гогвай», с известием, что русские третьего дня разбиты японцами в сражении на Ялу. Ужели правда? 20 апреля/3 мая 1904. Вторник. Ученики отпросили рекреацию, на которую дал им 5 ен. Мы с Накаем переводили, как всегда. После обеда из «Japan Mail» убедился, что наших на реке Ялу действительно разбили: 28 пушек потеряли наши, 30 офицеров взято в плен, в том числе 10 не раненых, 300 солдат взято, из [sic] 200 не раненых. Какой позор для нас! Генерал Засулич был против Генерала Куроки, и последний оказался умней и храбрей нашего Генерала. Засулич! Несчастное имя, напоминающее злой памяти Веру Засулич, ранившую 25 лет тому назад Генерала Трепова к великому торжеству нигилистов. И теперь нигилисты в восторг придут от подвига Генерала Засулич. А уж как радуются-то англичане, это видно из «Japan Mail». Бринкли в несказанном восторге! И уж будет же он теперь расписывать это несчастное сражение многие дни, захлебываясь панегириками японцам и злобной пеной обливая русских. Бог, видимо, наказывает Россию за ее самомнение, за ее беспечность и за многое другое!.. Но – не до конца прогневайся, Господи! Отврати гнев, на нас движимый! 21 апреля/4 мая 1904. Среда. В Каяма наши христиане все еще терпят от язычников, озлобившихся на них, особенно за взятие 6 человек под суд из буйствовавших. Василий Ямада приносил прочитать письмо к нему Павла, одного христианина в Каяма, из которого видно, что язычники прекратили всякие сношения с нашими христианами; один, женатый на христианке, развелся с нею, отослав ее к отцу; не хотят отдавать христианам землю в аренду, что грозит им голодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

20 сентября/3 октября 1904. Понедельник. Была свадьба катехизатора здесь, в Канда, Никона Мацуда; сочетался с Дарьей Оокава, дочерью катехизатора, кончившей курс в Женской школе пред каникулами. По Церквам все благополучно; только проповедь везде малоплодна; внимание всех войною занято, не слушают небесной вести – священники и катехизаторы в письмах постоянно жалуются на это. 21 сентября/4 октября 1904. Вторник. Писал письмо к Санкт-Петербургскому Губернатору, Александру Димитриевичу Зиновьеву, в ответ на его вопросы об обстоятельствах боевой смерти его сына, сотника 2-го Читинского казацкого полка Александра Александровича Зиновьева. В письме перевод выписки, полученной из Военного Министерства, рассказ гвардейца Минамидани, убившего Зиновьева, и перевод выдержки из записной книжки солдата из партии, обделывавшей могилу, выдержки очень трогательной. Всё вместе рисует и Зиновьева, и его противников в весьма добром свете. Письмо пошлется завтра чрез Французское Посольство, из которого мне было доставлено и письмо Зиновьева. 22 сентября/5 октября 1904. Среда. «Japan Daily Mail», не перестающая в каждом номере оплевывать Россию, должно быть, по некоторому застою ныне военных дел, начинает поносить ее с религиозной точки зрения. В сегодняшнем номере, например, угощает ее такими отборными фразами, как: «Россия еще в веке крестовых походов; ее религия – религия Ислама, распространяемая мечом " … «бесполезно рассуждать о таких проявлениях свирепого ханжества (ferocious bigotry)» – и подобное. Бессовестней клеветать невозможно. А Порт-Артур все еще не сдается. Японцы испепелились от нетерпения; даже и «гогвай» перестали выкрикивать; вот уже несколько недель город почти совсем спокоен от этих неистовых криков. Стоит отметить для поучения в будущем, что на самых, по-видимому, надежных японцев нельзя полагаться вполне, а нужно наблюдать за ними, чтобы не напортили. Арсения Ивасава и Ивана Акимовича Сенума, кандидатов, я считал самыми надежными по их преподавательскому в Семинарии делу. Сегодня Сенума приносит ко мне список книг, которые нужно выписать для Семинарии; первым стоит «Догматическое Богословие» Малиновского 20 экземпляров – выписывается как учебник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

13/26 декабря 1904. Понедельник. В 9 часов чтение списков в Женской школе и роспуск учениц на Рождественские праздники. Из России от Константина Петровича Победоносцева получено для военнопленных 310 Новых Заветов и много других духовных книг, всего 129 пакетов. От секретаря Совета Миссионерского Общества Н. П. Комарова получено уведомление, что содержание Миссии на 2-ю половину сего года из Миссионерского Общества препровождено в Хозяйственное Управление для отсылки сюда. Очень успокаивающее известие. Пишет еще Н. П: Комаров, что Преосвященный Томский Макарий просил у Миссионерского Общества японских книг для японских пленных, поселенных в Томске, из которых есть (по газетным известиям) уже принявшие там православие, и что ему послали несколько подходящих книг из тех, которые я присылаю Обществу. Прочитавши письмо Комарова, я тотчас же положил послать Преосвященному Макарию по 10 экземпляров самых главных вероучительных книг, начиная с Нового Завета. 14/27 декабря 1904. Вторник. Письма военнопленным в Мацуяма: полковнику Мерчинскому, подполковнику Урядову и прочим. Составление списка полученных от Константина Петровича Победоносцева книг и посылка в Мацуяма части из них, следующей туда. 15/28 декабря 1904. Среда. В 9 часов чтение списков в Катехизаторском училище и Семинарии. Но из города ни одного учителя не было, из учеников иные тоже в разброде были. Следует определеннее время назначать и делать это позже, часов в 10. Чтение корректуры Евангелия и прочее. 16/29 декабря 1904. Четверг. 18 пакетов японских вероучительных книг для японцев-пленных послано в Томск Преосвященному Макарию. Письма ему и Комарову. 17/30 декабря 1904. Пятница. Три учителя Семинарии: Нобори, Уцияма и Мори отправлены с волшебными фонарями и 100 картинами из Священной Истории к каждому из них: первый в Маругаме, второй в Фукуцияма, третий в Химедзи. Письма адресованы к фельдфебелям – главным лицам между военнопленными в сих местах. Учителя сдадут им фонари и научат обращаться с ними. Цель – научить Священной Истории решительно всех военнопленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

27 октября/9 ноября 1904. Среда. Необходимость идти в солдаты обедняет катехизаторский состав и школы; самые лучшие люди забираются. Сегодня для этого должен был оставить Семинарию один из лучших учеников, Павел Аоки. Нечего делать! Справил сегодня еще две посылки военнопленным в Химедзи и Маругаме книг и письменных принадлежностей для учащихся грамоте. 28 октября/10 ноября 1904. Четверг. Вздумал купить нашим бедным военнопленным для развлечения во время Рождественских праздников, а также и для пользы, по волшебному фонарю для каждого из четырех мест: Мацуяма, Маругаме, Химедзи и Фукуцияма, и сегодня выбрал 100 картин в четырех экземплярах: 28 из Священной Истории Ветхого Завета и 72 Нового. Картины приготовят к концу этого месяца нового стиля. 29 октября/11 ноября 1904. Пятница. Написал к фельдфебелям в Химедзи и Маругаме, чтоб они усердно занимались обучением неграмотных и малограмотных между своими сожителями, а также чтоб приготовили публичные чтения к святкам, из предметов религиозных, а также из русской истории – для чего послал им несколько популярных книг по Русской Истории; или из путешествий, Всеобщей Истории и прочего – для чего обещал прислать книг, если понадобится им. Пленных теперь в Химедзи 892 человека, в Маругаме 350; старшие между ними – фельдфебель и боцман с «Рюрика». Офицеры все в Мацуяма. 30 октября/12 ноября 1904. Суббота. О. Игнатий Мукояма перешел на жительство из Сиракава в Мито. В Оосака было несколько крещений. Вообще по проповеди – застой. 31 октября/13 ноября 1904. Воскресенье. Контракт заключен с типографиею на отпечатание двумя красками Евангелия и Апостола с церковными чтениями. Три типографии представили образцы и цены. Мы заказали в наиболее дорогой, но зато лучшей, уже напрактикованной в печатании двумя красками, печатавшей доселе наши богослужебные книги. 1/14 ноября 1904. Понедельник. Кроме того, что тоска и скука, записать нечего. Впрочем, дело перевода Богослужений и все прочее идет обычным порядком. 2/15 ноября 1904. Вторник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

За короткое время Еременко набрал более 500 последователей. По большей части это были приверженцы Егурнева, Клюшина, Матрены Черкасовой и Дарьи Касаткиной. Из числа их Еременко избрал себе двух «апостолов» – крестьян Медвеженского уезда, Ставропольской губернии – Григория Ефимова и Максима Пустовалова; они помогали Еременко в деле проповеди . Набравши последователей, Еременко решил устроить жизнь своей секты на «апостольских началах». Как известно, в апостольское время христианская община имела общее имущество. Ссылаясь на этот пример, Еременко предложил своим последователям распродать свои земли и имущества, а деньги отдать ему для устройства общинной жизни на «апостольских началах». Это происходило в 1909 году. Сам Еременко заарендовал тогда земельный участок с садом при станции Гулькевичи, Владикавказской железной дороги (в Кубанской области). Сюда стекались к нему многочисленные его последователи, которые продавали свои имущества и приносили ему деньги. Все они оставались жить в его общине. Однако первый опыт коммуны окончился для Еременко неудачно. Сад и земля, заарендованные им, не дали урожая, а деньги, принесенные его последователями, были прожиты. Тогда Еременко со всей общиной переселился на жительство в хутор Романовский (Кубанской области) при станции Кавказской, Владикавказской железной дороги. Последователи его учения продолжали стекаться к нему с разных сторон и приносили ему деньги, иногда очень крупные. Это происходило в 1910 году. В хуторе Романовском Еременко учредил при своей общине «торговопромышленное товарищество». В состав его, на правах членов, вошли сам Еременко и 7 его последователей. Последние вложили в предприятие 40000 рублей наличными деньгами и 20000 рублей недвижимой собственностью. Договор, заключенный участниками предприятия, был формулирован в том смысле, что исключительное распоряжение делами товарищества вверялось Еременко, который при этом освобождался от всякого контроля. На деньги товарищества и на приношения других своих последователей Еременко начал строить в хуторе Романовском паровую вальцовую мельницу. Но капитал товарищества был скоро прожит, и мельница не была достроена. В это время в общине Еременко проживало до 200 членов секты, которые содержались частью на капитал товарищества, частью же на деньги, составившиеся из приношений членов общины. Отказавшись от мысли закончить мельницу, Еременко устроил в том же Романовском хуторе кирпичный завод, рассчитывая от продажи кирпича содержать себя и свою общину. Завод был устроен в кредит. За неплатеж долгов он был продан, а сам Еременко и все его последователи с семьями остались без всяких средств к существованию. Это случилось в начале 1912 года.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

530. Зиновий (Дроздов), иером. Указ. соч. С. 10. Никитин Д. В. Указ. соч. С. 185. Левитский Г., свящ.Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе ДФ «Саратов» весной 1895. С. 430. Никитин Д. В. Указ. соч. С. 94–96. Касаткин А., свящ. Указ. соч. С. 531. Долгов Б. А. Указ. соч. Никитин Д. В. Указ. соч. С. 95 Поликарпов Д., свящ. Воспоминания и впечатления первого судового священника во время заграничного плавания в 1900 году//Вестник военного духовенства. 1908. 15. С. 477. Ливанский А., свящ. Указ. соч. С. 502. Сергий (Страгородский), архим. Указ. соч. С. 27. Левитский Г., свящ. Впечатления и воспоминания священника… С. 530. Левитский Г., свящ.Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе ДФ «Саратов» весною 1895. С. 435. Дьяконов Г., свящ. Указ. соч. С. 602; Тихомиров А., свящ. Из плавания транспорта «Океан»//Вестник военного и морского духовенства. 1913. 4. С. 184. Миляновский Ф., свящ. Из Севастополя//Вестник военного и морского духовенства. 1912. 9. С. 348; Андреев Д., свящ. Из Ревеля (погребение лейтенанта В. Е. Крафта)//Вестник военного и морского духовенства. 1914. 4. С. 522. Чегодаев-Саконский А. П. Указ. соч. С. 81. 1 15 сентября 1917 г. – Опись вещей Петропавловского собора, эвакуированных в Москву в первую очередь   Ящик 1. 1. В одном деревянном футляре: Евангелие 1689 г., большого формата в тяжеловесном серебро позлащенном окладе. Так же две пары поручей, воздухи, омофор и палица из ризницы (XVII в.). 2. В одном деревянном футляре плащаница, риза, две епитрахили, палица. XVII в. 3. Евангелие со стразами в серебро позлащенном окладе. 4. Крест ...цированный , серебро, позлащенный. 5. Крест серебро, позлащенный, устроенный царем Петром Алексеевичем и царицей Натальей Кирилловной (1684). 6. В одном деревянном футляре панихидная ваза из яшмы из Усыпальницы. 7. В одном деревянном футляре серебро позлащенные сосуды с эмалью и камнями, устроенные царицей Натальей Кирилловной: потир, дискос, звездица, две тарелки, лжица, ковш, два копия (1684).

http://sedmitza.ru/lib/text/9667265/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010