Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСОМТАВРУЛИ [груз. от - буква, - заглавный], древнейший вид груз. письма, послужившего основой для церковнострочного письма нусхахуцури (IX в.), из к-рого в кон. X в. развилось гражданское письмо мхедрули , используемое с нек-рыми изменениями и в наст. время. А.- капитальное письмо, в к-ром все буквы, расположенные в двухлинейной сети, имеют одинаковую высоту и состоят из круга, полукруга и прямой линии. Из-за преобладания в графической системе букв А. круга и полукруга это письмо называют еще и «мргвловани» ( - круглый). А. состоит из 37 букв, 38-я буква ó (u) не входит в алфавит, т. к. соединяет графические знаки букв í (о) и (y). Вопросом времени создания древнегруз. письма интересовались еще средневек. историки: так, по мнению арм. историка V в. Корюна , арм., албан. и груз. письмо было создано арм. деятелем V в. Месропом Маштоцем ; по теории груз. историка XI в. Леонтия Мровели , составителя основной части древнегруз. исторических хроник Картлис Цховреба , груз. письменность была создана царем Иберии Парнавазом (III в. до н. э.). По мнению основоположника груз. палеографии И. А. Джавахишвили (1926), А. возникло путем постепенного превращения букв финик. письма еще с VIII-VII вв. до Р. Х.; В. Гардтхаузен (1876), Д. З. Бакрадзе (1881, 1889), Д. Каричашвили (1905) и др. считали, что А. происходит из греч. письма. Последнее положение было развито К. С. Кекелидзе (1924) и аргументировано акад. Т. В. Гамкрелидзе (1989), к-рый писал, что «с объявлением христианства официальной религией древней Иберии создается новая алфавитная письменность на основе греческой системы письма» ( . . С. 304-305). В груз. письменных памятниках А. господствовало в основном в V-VIII вв.; до 2-й пол. XIX в. оно применялось в виде заглавных букв в некоторых рукописях, выполненных нусхури. Древнейшие надписи, сделанные на А., сохранились в Болнисском Сиони (одна из них строительная - 493 или 503) и в груз. мон-ре во имя св. Феодора в Палестине (2 мозаичные, ок. 433 - датировка акад. Г. В. Церетели). Подавляющая часть памятников груз. эпиграфики, выполненная на А.,- это неск. тысяч надписей лапидарного, фрескового, чеканного письма, граффито, надписей на вышивке и т. д., охватывающих период V-XVIII вв., неск. сот пергаменных палимпсестных листов V-VI вв. (Кекел. А-89, А-373, А-844, H-999). Нижний текст этих листов, содержащий отрывки из Свящ. Писания и агиографические сочинения, смытый в X-XI вв., был прочитан И. Джавахишвили, И. Абуладзе , Л. Каджая и издан под названием Ханметных текстов . А. выполнены такие известные груз. памятники, как Синайский Многоглав (864 г. Мон-рь св. Екатерины на Синае), Адишское Четвероевангелие (897 г. Местийский музей, Зап. Грузия), Опизское Евангелие (913 г. Мон-рь Ивирон на Афоне), Джручское Евангелие (Кекел. H 1660, 936 г.), Пархальское Евангелие (Там же. A 1453, 937 г.) и др.

http://pravenc.ru/text/76662.html

Эта социальная идеализация, допущенная автором XI в., вполне понятна. Но главное, тут же говорится, что " сии неодолимые мученики были родом грузины из пределов Абхазии (сазгвартаган Апхазетисата), из местности Аргвети " [Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Т. 4. С. 156] . С образованием объединенного Грузинского государства в IX-XI вв., у истоков которого стояло Абхазское царство [См. Меликишвили Г. А. Политическое объединение феодальной Грузии и некоторые вопросы развития феодальных отношений в Грузии. Тбилиси. 1973 ( на груз, и рус. яз.)] , Аргвети стала одним из мощных в пределах Грузии партикулярных владений. Здесь свил гнездо знаменитый в истории не одной только Грузии местный феодальный род Липаритов (получившего в Грузии пеоративное прозвище Багваши [В основе одиозного прозвища Липаритов - Багваши лежит грузинское слово " багва " - " растрепывать " , " разорять " (ср. Орбелиани С.-С. Соч. Т. IV. Ч. 4. Тбилиси, 1965. С. 101 (на груз. яз.))] ), до ликвидации которого центральными властями, как свидетельствуют источники, страна не знала внутреннего покоя. Царям объединенной Грузии пришлось приложить немало усилий, чтобы разгромить Липаритов, имевших довольно широкие международные контакты и затем рассеявшихся по монастырям и имперским канцеляриям Византии [Каждан А. П. Византия и Липариты//Византинологические этюды. Тбилиси. 1978. С. 91-92] . Последний раз Аргвети упоминается в сочинении историка Давида IV Строителя (1089-1125) в связи с нашествием на Грузию сельджуков при его отце Георгии II [Картлис цховреба (История Грузии). Т. 1. Тбилиси. 1955. С. 319 (на древнегруз. яз.)] . С воцарением Давида Строителя Аргвети как партикулярное владение было полностью ликвидировано и в 1103 г. приписано Гелатскому монастырю (близ Кутаиси). Самосознание грузинского агиографа сложно, но исторически вполне определенно. Он грузин и поэтому - христианин. Говоря о своих героях, автор подчеркивает, что аргветские вельможи Давид и Константин были грузинами и сложили свои головы за веру и родину (в частности, Аргвети).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Н. Я. Марра. Тбилиси, 1944. Вып. 14. С. 359-374 (на груз. яз.); Вачеишвили А. Очерки по истории груз. права/Сост.: С. Каухчишвили. Тбилиси, 1946. Т. 1; 1948. Т. 2; 1963. Т. 3 (на груз. яз.); Картлис Цховреба/Сост.: С. Каухчишвили. Тбилиси, 1955. Т. 1; 1959. Т. 2; 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре/Сост.: С. Каухчишвили; пер. с груз. яз.: Ш. Нуцубидзе. Тбилиси, 1957; Эсхил. Прометей прикованный/Введ.: С. Каухчишвили; пер.: А. Кутатели. Тбилиси, 1958 (на груз. яз.); Софокл. Царь Эдип/Сост., введ.: С. Каухчишвили; пер.: Д. Гачечиладзе. Тбилиси, 1958 (на груз. яз.); Древнегруз. источники по истории Византии. Тбилиси, 1974. Т. 1 (на груз. и рус. языках); Церетели Г. Письма/Сост.: Т. Гамкрелидзе, С. Каухчишвили. Тбилиси, 1975. Лит.: Урушадзе А. Симон Георгиевич Каухчишвили. Тбилиси, 1967 (на груз. яз.); он же. Патриарх классической филологии и груз. школы византинологии: К 80-летию С. Каухчишвили//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1976. 1. С. 133-141 (на груз. яз.); Мчедлидзе Г. Неутомимый грузиновед. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Шромеби (Труды)/Тбилисский гос. ун-т. Тбилиси, 1975. Вып. 162: Археология. Классическая филология. Византинистика: Посвящение АН Груз. ССР к 80-летию проф. Симона Каухчишвили/Сост.: Р. Гордезиани (на груз. яз.); Византиноведческие этюды: Сб., посвящ. 80-летию академика АН ГССР С. Г. Каухчишвили. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Каухчишвили Семен (1895-1981): Филолог: Биобиблиография. Тбилиси, 1989 (на рус. и груз. языках); Семен Георгиевич Каухчишвили (1895-1981): Биобиблиография/Сост.: М. Баркава. Тбилиси, 1989; Международная научная конференция, посвящ. 100-летию акад. С. Каухчишвили: Тбилиси, 16-19 окт. 1995 г. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Ломоури Н. Семен Каухчишвили: Ученый, наставник, гражданин. Тбилиси, 1996; Норакидзе В. Симон Каухчишвили: Психологический портрет//Клдекари. Тбилиси, 1996. 1. С. 125-150 (на груз. яз.); Люди и судьбы: Библиогр. словарь востоковедов - жертв террора в сов. период 1917-1991/Сост.: Я. В. Васильков, М. Ю. Сорокина. СПб., 2003; Византинология в Грузии: Сб., посвящ. памяти Симона Каухчишвили. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Харатишвили Г. Грузины - профессора, преподаватели и выпускники С.-Петербург. гос. ун-та, XIX-XX вв. СПб., 2009. Н. Ломоури Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939)

http://pravenc.ru/text/1683927.html

Но надо сказать, что даже во времена гонений и хрущевской похабщины большинство работников музея относились к священнослужителям с вежливостью и участием, как будто они чувствовали в глубине души, что владеют чужим, церковным, имуществом, что икона создана для молитвы, что место ее в церкви. Надо отметить, что во время коммунистического режима, когда молитва в общественных местах была запрещена как административное и даже уголовное преступление, служащие музея обычно не делали замечания верующим, которые опускались на колени перед иконами и целовали их. Каждый раз я входил в Золотой фонд музея, как в царскую сокровищницу, как в пещеру, где были спрятаны от мира груды золота и алмазов, о которых я читал в детстве. Главная добродетель для христиан – смирение; но если говорить о величии народа как о духовном величии, то оно приоткрывается – через завесу истории, через мглу минувших веков – в этих нескольких залах, где собрано немногое из того, что было, что чудом уцелело в пламени нашествий и революций, и это немногое остается главным сокровищем Грузии. Даже если бы от прошлого осталось только лишь несколько икон, необычайных по своей глубине, то они, как «Картлис Цховреба» 124 , поведали бы о тех веках, когда Грузия и Православие были синонимами для крестоносного народа. Но икона – это не памятник, даже не памятник славы. Икона – это одна из форм мистической жизни Церкви. Я видел каменную лестницу в горах, она вела к пещерному монастырю. Огромные каменные плиты, служившие ступенями, были в течение многих веков истерты, как будто отшлифованы, монахами-подвижниками, которые поднимались по ним вверх и спускались вниз к источнику воды. Эти камни стали гладкими и блестящими, как мрамор. Каждая икона, хранящаяся в музее, подобна лестнице, нижняя ступень которой касается земли, а верхняя уходит в необозримую высоту небес. Я видел ночью в горах огонь; мне казалось, что он рядом, но мой спутник сказал мне, что это костер, который пастухи разожгли на склоне соседней горы, и нас разделяет много верст. Икона с нами, мы можем коснуться ее рукой, дотронуться своими губами и ощутить металл, как знак того, что икона чувствует наш поцелуй. Мы можем ощутить сердцем силу благодати – этот невидимый нимб, которым икона окружена. И в то же время она смотрит на нас из вечности, свет ее льется с Небес, начало и конец ее – в духовном мире; она одновременно с нами и далеко от нас, но далеко для того, чтобы приблизить нас к тому источнику света, который, отражаясь в ней, падает на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

ИСТОРИЯ православного грузинского монашества весьма мало разработана в науке, – как и вообще вся история грузинской церкви. Исследователю истории монашества предстоит тяжелый и кропотливый труд разыскания, критики и анализа рукописных и печатных грузинских материалов разного рода, в которых содержатся данные относительно этого весьма интересного вопроса. Грузинские кодексы в рукописных собраниях Тифлиса, Петербурга, Москвы, Афона, Иерусалима и Синая еще ждут специалиста по вопросам из истории иверского иночества. А затем, пресловутая грузинская летопись Картлис Цховреба с её источниками общими и частными, местные хроники и исторические памятники позднейшего происхождения, жития грузинских святых, паломническая литература, постановления грузинских церковных соборов касательно монашества, многочисленные гуджары и сигели, немногие сохранившиеся уставы грузинских монастырей и описи монастырского инвентаря, некоторые памятники грузинского права, небогатый эпиграфический материал – вот группа печатных источников для ознакомления с прошлою судьбою грузинского монашества. В научный оборот необходимо привлечь и иностранные источники, в которых сохранились следы былого величия Грузии и её международных отношений с византийцами, армянами, сирийцами, арабами, персами, русскими... Особенно тесные исторические связи Грузия имела с Византией, которая по своей культуре занимала в средневековую эпоху центральное положение среди государств всего мира. Подпавши просветительному воздействию мощной Византии, Грузия и в церковной, и в гражданской своей жизни воспроизвела многие элементы византинизма, претворив их, силою национального гения, в своеобразную культурную систему с явно определившимися признаками иверизма. В частности, для характеристики грузинского монашества существенную услугу может оказать история иночества византийско – восточнаго, идеалы которого в полноте были восприняты грузинскими подвижниками и пересажены на родную почву. Афон, Константинополь, Сирия, Иерусалим и Синай – вот главные византийско-восточные школы для иверских монахов, которые жили здесь в своих или греческих монастырях, руководясь местными иноческими уставами, внимали поучениям и наставлениям византийско-восточных аскетов, воспринимали их идеи о значении подвижничества, его видах и реальных способах проявления, а потом и распространяли уроки церковного византинизма в пределах Иверии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/g...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИНГУШЕТИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ингушетия Ранние письменные известия о предках ингушей относятся к I тыс. до н. э. В грузинских источниках фигурируют такие этнонимы, как " глигви " , " дзурдзуки " , " кисты " , " гелави " . В " Картлис Цховреба " (сборнике груз. летописей) сообщается, что древнейшим предком нахских народов (ингушей, чеченцев (включая аккинцев и кистинцев), бацбийцев ) был легендарный " Кавкас " . А его удел составлял территорию " от реки Ломеки до рубежей Кавказа на западе " . Осетины называют ингушей " маккалон " (племя коршунов), а кабардинцы - " мичкиш " . В русской истории они известны под именами " киштинцы " , " калканцы " и " ингушевцы " . Местная культура I - нач. II тыс. была тесно связана с сарматами , в т. ч. с аланами (некоторые исследователи считают, что " вайнахи " ( " дзурдзуки " ) и " аланы " - разные названия одного народа ). Современные историки полагают, что к конца V века на территории Алании сложились две этнокультурные группы: западная (Асдигор), локализовавшаяся в верховьях совр. Кубани, в Пятигорье и совр. Балкарии, и восточная - протоиронцы (Ирхан), находящаяся на территории современной Северной Осетии, Ингушетии и Чечни. В 550 - 551 годах восточные аланы вместе с савирами в составе персидских войск вторглись в Колхиду , а в 562 году совершили поход на Восточную Грузию . Находки сасанидских монет на территории Восточной Алании говорят также о ее тесных связях с Персией . Западны аланы традиционно придерживались дружественных отношений с Византийской империей . С 558 по 572 год византийские историки упоминают " вождя " , " царя " западных аланов Сарозия (Сародия, Сароя) - друга и союзника ромеев. В конце V века территория современной Ингушетии наряду с другими районами Северного Кавказа подверглась нашествию кочевников из Центральной Азии - гуннов . Часть аланов, живших в степных районах, была уничтожена, часть вместе с гуннами отправилась в походы на Западную Европу, а оставшиеся двинулись на юг, ближе к горам. Начиная с этого времени на Кавказе появились кочевники различной этнической принадлежности: болгары , утригуры и кутригуры , позднее авары , савиры , господствующее положение заняли тюрки . В V веке здесь сложился болгарский союз тюркских племен. Хазары , впервые появившиеся в Предкавказье в период гуннского нашествия, в середине VI века были включены в состав Тюркского каганата . К конце 570-х годов аланы (вероятно, обитатели равнин и предгорий) попали в зависимость от Тюркского каганата. Основанием для этого, возможно, послужили их союзнические отношения с аварами (в 558 царь аланов Сарозий помог аварскому послу добраться до Константинополя).

http://drevo-info.ru/articles/13678795.h...

О Вардане и войне Армянской/Пер.: И. А. Орбели. Ереван, 1971; Смбат Спарапет. Судебник Смбата Спарапета Гундстабля 1265 г./Пер.: А. Г. Сукиасян. Ереван, 1971; Маттеос Урхаеци. Хроника/Пер., предисл.: Г. М. Бартикян. Ереван, 1973 (на арм. яз.); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976; Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер.: Ш. В. Смбатян. Ереван, 1984; Ованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986; Степанос Орбелян. История Сюника. Ереван, 1986 (на арм. яз.); Мовсес Хоренаци. История Армении/Пер.: Г. Саркисян. Ереван, 1990; Книга посланий. Иерусалим, 1994 (на арм. яз.); Анания Мокаци. Письма//Арменоведческие исследования/Ред.: П. Акобян. Эчмиадзин, 1998. Кн. 2. С. 92–152 (на арм. яз.); Lament on Edessa by Nerses Šnorhali/Transl., annot. by Theo M. Van Lint//East and West in the Crusader States: Context-Contacts-Confrontations, II: Acta of Congress held at Hernen Castle in May 1997/Ed. K. Ciggaar, H. Teule. Leuven, 1999. P. 49–105. (OLA; 92); Анания Сананеци/Подгот. к изд.: А. Кеосеян. Эчмиадзин, 2000. (Теолог. тексты и исслед.; 1) (на арм. яз.); груз.: Церковные док-ты Зап. Грузии/Ред.: С. Какабадзе. Тифлис, 1921. 2 т. (на груз. яз.); Исторические док-ты Имеретинского царства и Гурийско-Одишского княжества, 1466–1700 гг. Тбилиси, 1958. Т. 1/Ред.: Ш. Бурджанадзе (на груз. яз.); Ефрем Мцире. Сведения об обращении грузин — о том, в каких книгах об этом упоминается/Ред.: Т. Брегадзе. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 74–137; араб.: Abu Nar Yahy ibn Harr al-Takrt. The Thirty-first Chapter of the Book Entitled the Lamp that Guides to Salvation/Ed. W. Cureton. L., 1865; Zayat H., é d. Vie du patriarche melkite d’Antioche Christophore († 967) par le protospathaire Ibrahm b. Yuhanna: Document inédit du X siècle//Proche-Orient Chrétien. Jérusalem, 1952. T. 2. Р. 11–38, 333–366; Ibn at -Tiyib. Fiqh an-Nas rnya=Das Recht der Christenheit/Hrsg., übers.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРМАЗИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Армази (Армаз) , в грузинской мифологии почитавшееся до принятия Христианства главное божество языческого пантеона богов Иверии . Сведения об Армази сохранились лишь в ранних грузинских летописях и в топониме «Армази». Традиция связывает введение культа Армази с именем царя Фарнаваза ( III в. до н.э. ), который заимствовал его извне. Посвящённый этому божеству идол изображал воина в медной кольчуге и золотом шлеме, с мечом в руке и, согласно летописным сведениям, был установлен на горе в Мцхете. Храм Армази дал название древнему городу, в котором находился, – Армазцихе (, на территории современной Мцхеты ), где археологические раскопки обнаружили оборонительные стены, дворцовые и общественные сооружения Возможно, что почитание Армази возникло под влиянием культа малоазийского божества луны, имя которого восходит к хеттскому Арма (Армасин). По другой версии культ Армази возник под влиянием зороастризма и его имя происходит от авест. Ахура-Мазда (новоперс. Ормуз) . Являлся синкретическим божеством, сочетавшим в себе функции верховного божества (повелителя неба, грома, дождя и растительного мира) и бога-воителя. В период становления государственности культ Армази противопоставлялся культам местных племенных божеств. Во время праздника Армази, проводившегося обычно летом, на улицах Мцхеты, украшавшихся разноцветными тканями и цветами, происходили многолюдные шествия с участием царской семьи. В жертву идолу Армази приносились дети-первенцы, чьи тела потом сжигались . Вслед за объявлением Христианства государственной религией в Грузии (330-е годы) культ Армази был упразднён. Литература Использованные материалы   Статья " Армазцихе – город Ормазда " сайта зороастрийцев " Благоверие " -    " Обращение Грузии " . Грузинские летописи свода «Картлис цховреба» до XIV в. - Редакция текста от: 24.01.2012 20:17:34 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19550.html

Варсамус или Баршамуш тоже, по словам г. Болотова, неизвестен в Картлис Цховреба 785 . Относительно Варсамуса или Баршамуша (вернее Барсамес) византийские писатели повествуют, что он был царем той части Иверии, которая была подвластна персам, следовательно восточной иверий 786  и был взять в плен императором Ираклием в 627 году в сражении у реки Забы 787 . Но в это время, по указаниям же Византийских писателей, правителем (царем) восточной Грузии был Степаноз I, который был убит греческими войсками во время одного сражения около Тифлиса и на его место был назначен императором Ираклием Адарнась I. Очевидно персы, домогаясь своих прав и на заданную Иверию-Лазику, находившуюся под протектораторством Византии, имели у себя титулярного царя которого, при благоприятном случае, могли бы они поставить царем над восточными и западными Иберами, или, быть может, загадочное имя Барсамеса есть искаженное назван (stefanosi)? IX. Греческие авторы, говорит проф. Болотов, не называют по имени ни одного епископа Иверии 788 . Относительно этого пункта во время заседания я заявил следующее: «Нам известно, сказал я, свидетельство одного из трех великих коппадокийцев об избрании на Иверскую архиерейскую кафедру епископа между 379– 381 годами. В. XIX своем послании св. Григорий Нисский свидетельствует, что он принял живейшее участие в избрании народом Иберийским достойного лица для занятия среди них вакантной епископской кафедры. Он сам был избран этим народом и избрание это, повидимому, закончилось бурным смятением и военным вмешательством 789 . С моими словами профессор Глубоковский не согласился 790 . Григорий Нисский , говорить он, был избран «жителями города Ивора на границе Понта», умолчав, что эти-то жители были иверийцы. Я в этом случае больше верю известному авторитетному по части священной географии английскому писателю Ф. Фаррару 791 , чем г. Глубоковскому. Очевидно, г. Глубоковский при всей своей «учености» не имеет представления о древних века жили лишь в губерниях Тифлисской и Кутаиской 792 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 3; Муравьёв А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 3; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1849. Vol. 1; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. (ЗОЛКА; Т. 1); Сборник законов груз. царя Вахтанга VI/Сост.: Д. З. Бакрадзе. Тифлис, 1887; Кондаков Н. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. Тифлис, 1890; Павлинов А. Христианские памятники Кавказа: Мартвильский мон-рь//МАК. 1893. Т. 3. С. 46-57; Марушко М. Из области народной фантазии и быта (Тифлисской и Кутаисской губерний)//СМОМПК. 1894. Вып. 18. С. 228-410; Такаишвили Е. С. Из археол. путешествия в Мегрелию//Древняя Грузия. Тифлис, 1913/1914. Т. 3. С. 1-241 (на груз. яз.); Картлис Цховреба: Список царицы Анны/Сост.: С. Каухчишвили. Тб., 1942 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв./Сост.: В. Силогава и др. (на груз. яз.); Сулхан-Саба Орбелиани. Грузинский словарь. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Кипшидзе И. Грамматика мингрельского (иверского) языка с хрестоматиею и словарем// Он же. Избр. соч. Тб., 1994; Каухчишвили Т. С. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.). Лит.: Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Гордеев Д. П. К стилистической характеристике Мартвильской росписи//Haykobi записки Hayk.-дocлiдчoï катедри icmopiï укр. культури. Х., 1927. 6. С. 357-364; Толмачевская Н. И. Фрески Древней Грузии. Тифлис, 1931; Чубинашвили Г. Памятники типа Джвари. Тб., 1948; он же. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; Берадзе Т. Один вопрос из ист. географии Мегрелии//Сборник ист. географии Грузии. Тб., 1964. Т. 2. С. 115-130 (на груз. яз.); он же. Из ист. географии Одиши//Сб. ист. географии Грузии. Тб., 1967. Т.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010