131 Виссарион (Картамышев Василий Павлович; 1823-?) – иеродиакон, член Русской Духовной Миссии. Родом из Старого Оскола, Курской губернии, из купеческой семьи. Окончил три класса Старооскольского уездного училища. Принял монашество на Афоне в монастыре св. влкмч. Пантелеимона (28.02.1853), певчий русской посольской церкви в Афинах (1856–1869). Певчий РДМ (1870). Рукоположен в иеродиаконы Патриархом Иерусалимским Кириллом (1870). 134 Чертихин-Комиссаров Иосиф Леонтьевич – певчий церковного хора РДМ. Как сказано о нем в списке служащих Миссии от 16 декабря 1879 г., «состоящий в запасе младший писарь унтер-офицерского звания» (АРДМ. П. 61. Д. 1225). Антонин иронически называет его именем знаменитого византийского мелода преп. Иосифа Песнописца. Он же Иосиф Младший, Иосиф II. 136 Патримонио (Patrimonio Salvator; 27.10.1849-?) – французский консул в Иерусалиме в 1873–81 гг. Назначенный генеральным консулом в Бейрут, отбыл из Иерусалима 23 мая 1881 г. 137 Ит. «Божественная комедия» (иронич.). Речь идет о том, что оппозиционерам в Иерусалимском Синоде не удалось добиться низложения Патриарха Иерофея. 141 Кадышева Анна Ивановна († 1889) – паломница из Москвы, финансировавшая с 1871 г. раскопки и строительство о. Антонина на Елеоне. По ее инициативе и на ее средства над найденной при раскопках мозаикой византийской церкви на территории нынешнего Русского Вознесенского монастыря был построен дом (получивший впоследствии название «Дом архимандрита»), где жила А. И. Кадышева во время своих приездов в Иерусалим. 142 Огороженное место в лесу, принадлежавшее семье о. Антонина на его родине, в селе Батурине. Отсюда один из его псевдонимов – «А. Загородкин». 146 Аджлун – город в Заиорданье, православное население которого ходатайствовало о строительстве (или восстановлении) храма. Видимо, по этому вопросу и приходил к о. Антонину «престарелый хури», т. е. священник. В 1885 г. Св. Синод выделил необходимую сумму для строительства в Аджлуне и других городах Заиорданья православных храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

234 Виссарион (Картамышев Василий Павлович; 1823 – не позднее 1897) – иеродиакон, член Русской Духовной Миссии. Родом из Старого Оскола, Курской губернии, из купеческой семьи. Окончил три класса Старооскольского уездного училища. 5 января 1851 г. отправился из России на поклонение святым местам Востока. Остался на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре, где и проходил послушания до 25 марта 1856. 28 февраля 1853 пострижен в монашество. В 1856 переехал в Афины и был приглашен настоятелем русской посольской церкви архимандритом Антонином (Капустиным) петь в церковном хоре. 9 августа 1857 указом Св. Синода определен штатным певчим, которым и состоял до 11 ноября 1869. 24 февраля 1869, по ходатайству афинского посольства, признан Св. Синодом в монашеском звании, принятом за границей. 4 сентября 1870 указом Св. Синода назначен на иеродиаконскую вакансию к церкви Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 18 октября того же года, по ходатайству Св. Синода, рукоположен в иеродиакона Патриархом Иерусалимским Кириллом в храме Гроба Господня. 235 Мартирий, иеродиакон – как и Виссарион, бывший певчий русской посольской церкви в Афинах. Антонин предложил перевести в церковь РДМ в Иерусалиме одного из них, по усмотрению митрополита Исидора. Последний выбрал Виссариона (Картамышева). 237 Софроний (Меидандзоглу Ставрос; 1798–1899) – Патриарх Константинопольский под именем Софроний III (1863–1866), Патриарх Александрийский под именем Софроний IV (1870–1899). 238 Болгарский вопрос – так называется борьба болгарского духовенства за церковную независимость – автономию или автокефалию. В 1872 г. созванный в Константинополе собор глав Восточных Патриархатов провозгласил самопровозглашенную автокефалию Болгарскую Церковь пребывающей в схизме (расколе). Проголосовал против только Патриарх Иерусалимский Кирилл II, за что и был смещен с Патриаршего престола. Русская Церковь формально заняла позицию канонического невмешательства, хотя как священноначалие, так и российские дипломаты сочувствовали болгарской стороне

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Послание в Псков о соблюдении православной веры во всей чистоте и о верности вел. князю// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 90. Послание одному из Литовских епископов похвальное за охранение Православия в Литве// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 89. Грамота, адресованная: 1) Смоленскому епископу Мисаилу и 2) Черниговскому епископу Евфимию – о непризнании митрополитом ученика Исидорова Григория// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1. 88. Послание литовским епископам о незаконном Киевском митрополите Григории// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 87. Послание к Новгородскому архиепископу Ионе об охранении паствы от наветов Киевского митрополита Григория// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 86. Послание литовским князьям и панам о непоколебимом пребывании в православной вере и о непризнании митрополитом Исидорова ученика Григория// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 85. Послание в Боголюбов монастырь о послушании братии игумену и о соблюдении иноческих обетов// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 75. Послание 1) Вятским воеводам и всем вятчанам, с убеждением их покориться в. князю, прекратить грабежи и разбои и возвратить полон; 2) Вятскому духовенству с предписанием наставлять мирян в христианских обязанностях// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 73. Послание к польскому королю Казимиру// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 68. Послания в Новгород: 1) архиепископу Евфимию и 2) гражданам – о прекращении междоусобиц. Послание нареченного на митрополию епископа Ионы в Нижегородский Печерский монастырь о соблюдении иноческих обетов и с известием о поставлении иером. Павла в архимандриты// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Вечером 20 февраля 2017 года преставился ко Господу архимандрит Кирилл (Павлов)   Вечером 20 февраля 2017 года преставился ко Господу  архимандрит Кирилл (Павлов)     Вечером 20 февраля 2017 года в Переделкино, на 98-м году жизни, после продолжительной болезни преставился ко Господу многолетний духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архим. Кирилл (Павлов) .   Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 октября 1919 года в Рязанской губернии. Старец рассказывал, что он жил в благочестивой семье крестьян, но «с 12 лет жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность». В молодые годы работал технологом на металлургическом комбинате, в армию был призван в конце 1930-х годов. Служил в пехоте.   Во время Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом) и оборонял известный дом Павлова, где испытал второе рождение: в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие, с которым уже не расставался. Старец дошел до Берлина и закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году. По окончании войны герой лейтенант Павлов поступил в Московскую духовную семинарию, которая тогда располагалась в Новодевичьем монастыре в Москве. За это ему пришлось отречься от звания героя Советского Союза и дать обещание огранам хранить свой подвиг втайне. Воследствии он окончил и Московскую духовную академию. С этого времени его жизнь была связана с Троице-Сергиевой лаврой: герой лейтенант Иван Павлов исчез и появился монах Кирилл. 25 августа 1954 года он был пострижен в монашество. В том же году окончил Московскую духовную академию и был рукоположен 8 октября во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Там он был пономарем, потом казначеем обители. С 1965 года духовник братии Лавры. Был возведен в сан архимандрита. Уже в 70-е годы архим. Кирилл (Павлов) духовно окормляется у Глинских старцев. Он не раз посещает архим. Виталия в Абхазии. Бывает у архиеп. Зиновия (Мажуга). Так старцу Кириллу была передана глинская традиция и духовное преемство.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

— Сюда вас Бог донес с одним рублем, — сказал он ей. — Ну вот вам другой на обратный путь. — Спасибо! Я пойду помолюсь за вас, — просто сказала девочка и быстро поднялась в церковь. Вслед за ней пошел и Павлов и долго смотрел, как юная молитвенница за него старательно клала земные поклоны перед образом Божьей Матери. На другой день утром Павлов отправился к уважаемому здесь старцу. Ему много говорили в Москве о его прозорливости и полезных советах, которыми он наделял приходящих к нему с разных концов России. Старца он застал на дворе, окруженного толпой богомольцев. Вероятно, они уже побывали у него, и теперь он провожает их, приговаривая: — Идите с Богом, детушки, в церковь, и я сейчас приду туда. Павлов подошел под благословение к старцу и подал ему рекомендательное письмо от своего приятеля. — От вашего почитателя, батюшка. — Ну, зайди, сыночек, в келью. Павлов прошел в небольшой деревянный дом, где была квартира старца, состоящая из двух маленьких комнат. Седой старец, но еще довольно бодрый, ласково обратился к Павлову и заглянул ему в глаза: — Ну, что скажешь, сыночек? Павлов смутился. Он хотел было спросить совета относительно женитьбы, да сразу сказать об этом показалось ему как-то неловко. — Пришел за благословением к вам, батюшка. — Один, сыночек, приехал? — Один, батюшка. — Разве ты не женат? — Нет, холостой. — Так что же ты не женишься? — Я за этим и пришел к вам. — Женись, женись! Время пришло! Вот тебе мое благословение. Старец взял из другой комнаты икону Иверской Божьей Матери и осенил Павлова. — Ищи невесту. Павлов подивился прозорливости старца и поклонился ему до земли. — Женись, женись! — благословляя его, повторил много раз старец. — Вечером приходи ко мне исповедоваться. Радостно сжимая на груди подаренный образок, Павлов спустился в пещерную церковь и горячо благодарил Божью Матерь. Весь день до исповеди он провел или в церкви за службами, или в обозрении пещер и скитских храмов. На другой день, после принятия Святых Тайн, Павлов опять посетил старца, чтобы поблагодарить его и проститься с ним.

http://azbyka.ru/fiction/pravednye-i-gre...

1744. Календарь. 1857. I. 222. 1745. Внезапные перемены в жизни. 1856. II. 56. 1746. Осенняя природа. 1852. II. 228. 1747. Совершеннолетие девицы. – Прот. И. Базарова. 1870. I. 1092. 1748. Пустыня. 1868. II. 382. 582. 1749. Правда Божия и человеческая. 1862. II. 470. 1750. О свободе совести. (Преосв. Иоанна, еп. Смоленского). 1864. III. 39. 115. 227. 392. 1865. I. 255. II. 427. 459. 1751. Народное покаяние. (Преосв. Иоанна, еп. Смоленского). 1865. I. 198. 1752. Жизнь Христианина в Боге. 1823. X. 195. 1753. Христианин – странник на земле. 1825. XVIII. 98. 1754. Некоторые черты Христианина. 1831. XLI. 1755. О алчбе Христианина. 1831. XLI. 346. 1756. Благополучие есть удел только святой жизни, или жизни по Вере. 1822. VII. 145. 1757. Учение о благословении, преподанное в слове на день обретения мощей Преподобного Сергия. 1829. I. 48. 1758. Чувствования Христианина, размышляющего о благости Божией. 1834. II. 223. 1759. О истинном благочестии. 1827. XXV. 123. 1760. О блаженствах. 1837. IV. 50. 1761. Об осьми блаженствах. 1825. XX. 239. 1762. Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное. 1823. IX. 284. 1763. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 1823. XI. 95. 1764. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 1823. IX. 299. 1765. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 1823. XI. 164. 1766. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 1832. XLV. 359. 1767. Чувствования при размышлении о вечном блаженстве праведников. 1832. XLVI. 273. 1768. Чувствования богатого. 1836. I. 327. 1769. Думаешь ли ты, что Бог живет на земле? 1821. IV. 76. 1770. Ожидание лучшей будущности. 1835. IV. 337. 1771. Чувствования бедного. 1836. II. 224. 1772. Письмо в Великий Пяток. 1832. XLV. 327. 1773. О радостях Христианина. 1837. II. 166. 1774. Непостоянство Христианина. 1827. XXVIII. 218. 1775. Взгляд на мир и себя. 1822. VI. 242. 1776. О видениях. 1823. X. 10. 1777. О седьми степенях, на которых должно видеть единственно Бога во Христе, а себя забыть и не видеть (письмо). 1822. VI. 365.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новгород. 2006. С. 43. 56 В этом отношении вполне понятно становится повествование из жития прп. Серафима Саровского , когда в нем говорится о его иеродиаконском служении: «Господь, видя ревность и усердие к подвигам, даровал о. Серафиму силу и крепость, так что он не чувствовал утомления, не нуждался в отдыхе…». Серафим (Чичагов) . архим., Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Спб. 1903. ч. Ι. С. 51. 57 Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем//Православный Собеседник. 1893. С. 269. 58 Братия шли в трапезу после поздней литургии. Дивеевские предания. Серафима (Булгакова)., монахиня. «Из Саровской жизни». М., 1996. С. 58. 60 Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. Второе издание. М., В типографии П. Бахметева, на малой Дмитровке 14., 1866. С. 95. 61 В обычное время поздняя Литургия, после которой братия идет в трапезу заканчивалась в Саровском монастыре «в двенадцатом часу». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823–1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 28. 63 Вместимость монастырской трапезы составляла 500 человек. Краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. Составлено по материалам одноименного «издания для народа» Михаила Макаревского (1903 г.) Н. Новгород. 2006. С. 44. 64 На стенах были «портреты разных архиереев». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823–1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 28. 65 По свидетельству очевидцев чтение происходило за аналоем, который находился в самой середине трапезы. К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823–1927). Н. Аксакова . Отшельник. 1-ой четверти XIX столетия и паломники его времени. (Из детских воспоминаний о преподобном Серафиме Саровском .) М., 2006. С. 62. Само помещение трапезы сохранилась до настоящего времени. На основании собственных наблюдений можно сказать следующее: она действительно представляет большую круглую залу и что самое интересное, когда находишься в ней в самом центре, то при разговоре все помещение отдает такой мощной акустикой, что даже не требуется очень сильно повышать голос. Именно поэтому там и находился чтец, который, что вполне логично, стоял лицом к столу настоятеля. Братия сидели «вдоль стены», а настоятель со старшей братией за отдельным столом: «…все (братия – авт.) расположились кругообразно вдоль стены (трапезы – авт.) один только стол настоятеля со старшею братиею поставлен был особо во главе всех простив входа». К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823–1927). А.Н. Муравьев. Саровская пустынь. М., 2006. С. 111.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После закрытия монастыря в 1923 году преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: " Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов " . Скончался преподобный Нектарий в глубокой старости 29 апреля 1928 года и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 3 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители. Сегодня мы также вспоминаем историка, общественного деятеля П.В.Павлова (1823-1895). Платон Васильевич Павлов родился 7 октября 1823 г. в дворянской семье. В 1844 г. окончил Главный педагогический институт в Петербурге. Состоял профессором русской истории Киевского университета в 1847-1859 гг. С 1859 г. входил в Археографическую комиссию в Петербурге. Павлов являлся одним из организаторов первых воскресных школ в Киеве, был членом Совета воскресных школ в Петербурге. В марте 1862 г. прочитал публичную лекцию о тысячелетии России, в которой призывал русскую интеллигенцию к сближению с народом, после чего был выслан в Ветлугу, затем переведён в Кострому. Возвратившись в Петербург в 1866 г., Платон Васильевич преподавал в военных училищах; в Археографической комиссии подготовил издание Сибирских летописей. В 1875-1885 гг. профессор Павлов преподавал в Киевском университете. Умер П.В.Павлов в 1895 г. в Петербурге. Также сегодня мы вспоминаем писателя, поэта, одного из создателей Козьмы Пруткова А.М.Жемчужникова (1826-1896). Александр Михайлович Жемчужников родился 13 июня 1826 г.

http://ruskline.ru/history/2015/05/12/et...

Прошло несколько долгих минут, как опять раздался голос чтеца во мраке: — Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!.. Опять начались горячие молитвы и поклоны предстоящих. Каждый возглас чтеца сильно западал в душу растроганного Павлова. — Господи, — молился он, — как некогда слепые в Иерихоне, и мы во мраке взываем Тебе: помилуй нас! Помилуй всех нас и просвети нам очи мысленные! Чтец опять смолк. Опять тишина томительная, таинственная. Павлов чувствует, как бьется кровь в его висках. На него напал священный трепет. Ему казалось, что ждут какого-то чуда от Бога. «Ведь так только молятся, — подумал он, — когда ждут непосредственного ответа свыше». Все стоят неподвижно. Тишина невозмутимая. Вдруг опять раздался напряженный голос чтеца: — Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! «Вот она настоящая Гефсимания!» — подумал Павлов. — Господь тоже трижды прерывал свою молитву и отходил искать во мраке спящих учеников Своих. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! — стал он благоговейно повторять за чтецом. Но вот опять молчание, и опять все стоят тихо, не шелохнутся. Проходит несколько томительных минут. Павлов не выдержал и тихонько подошел к одному из монахов. — Сейчас кончится, — совершенно спокойно ответил ему седой старец. Действительно, чтец опять провозгласил несколько раз Иисусову молитву, и на этом окончилась вечерняя служба. Потрясенный до глубины души, Павлов не мог сейчас идти в гостиницу и отправился в церковь Черниговской иконы Божьей Матери. Здесь шла всенощная. Было тесно, душно и жарко. Большинство молящихся — женщины. Утомленный за целый день, он не вынес долгого стояния и вышел отдохнуть на ступеньки лестницы. Здесь сидела скромно одетая двенадцатилетняя девочка. — Откуда, милая? — спросил ее участливо Павлов. — Из Владимирской губернии, отсюда верст полтораста будет. — Далеко! На машине приехали? — Нет, пешком с матерью. У нас и денег-то на дороту взято всего один рубль. Мы погорельцы. — Один рубль! — удивился Павлов и даже всплеснул руками. Он вынул из своего кошелька серебряный рубль и подал его девочке.

http://azbyka.ru/fiction/pravednye-i-gre...

Павлов А.П. Соборная Утвержденная Грамота об избрании Бориса Годунова на Престол//Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1978, вып. 10, с. 206-225. Павлов А.С. , профессор. Курс церковного права, Сергиев Посад, 1902. Павлов П . Земское направление русской духовной письменности в 16 веке.//Православный Собеседник. 1863, 1, Казань. Павлов П. О некоторых Земских Соборах XVI-XVII веков.//Отечественные Записки. 1859. Т. CXXII и CXXIII. С. XIII, 1. Павлов-Сильванский Н.П. Государевы служилые люди. СПб., 1909. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм Древней Руси. СПб., 1907. Палицин А. Сказание Авраамия Палицина.//Русская Историческая Библиотека. Т. XIII, с. 500-506. Палицын А. Сказание Авраамия Палицына. М.-Л., 1955. Панеях В.М. Из истории закрепощения крестьян в конце 16 - первой половине 17 века.//История СССР. 1981, 5. Панеях В.М. Холопство в 16 - начале 17 веков. Л., 1975. Пархоменко В.А. Земский Собор, избравший на Царство Михаила Федоровича Романова. К трехсотлетнему юбилею. Тифлис, 1913. Пашуто В.Т. Особенности структуры Древнерусского государства.//Новосельцев А.П. и другие. Древнерусское государство и его международное значение. Сборник статей. М., 1965. Пашуто Л.В., Черепнин Л.В . К вопросу о складывании абсолютной монархии в России XVI-XVIII веков.// Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторических исследований. Теоретические проблемы истории феодализма. Сборник статей М., 1981, с. 174-214. Пашуто Л.В., Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в сравнительно историческом аспекте (XVI-XVII века)// Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторических исследований. Теоретические проблемы истории феодализма. Сборник статей М., 1981. С. 149-161. (Шифр ГПИБ, в читальном зале: ДН/Ч-46) Пересветов Иван. Сочинения Ивана Пересветова. Подг. текста А.А.Зимин. М.-Л., 1956, С. 153. Петин П.Г. Покаянный Чин Патриархов Иова и Ермогена. Выступление на конференции, посвященной Святителю Иову, в Старице 4 Марта 2007 года//Русская Линия. 04.06.2007. http://www.rusk.ru/st.php?idar=104866 .

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010