Присоединена в 1814 г. В составе Грузинского Экзархата (см.). Упразднена в 1823 г. (присоединена к Чкондидской епархии). Именовалась: Цаишская; Чаишская. 30.08.1814 15.11.1823 Григорий, кн. Чиковани Царевская Основана 08.09.1910. Именование – по г. Царев (Астраханская губерния). Астраханское викариатство. Упразднена 05.09.1917 (с присоединением слов «и Царевский» к титулу Астраханского архиерея). Возобновлена в 1918 г. Упразднена в 1921 г. 08.09.1910 28.07.1911 Арсений Тимофеев 28.07.1911 05.09.1917 Иннокентий Кременский Анатолий Соколов Царицынская (см. Волгоградская) Царскосельская (см. Детскосельская) Цивильская, обн. (см. Чебоксарская, обн.) Цилканская Основана ок. 345 г. Местопребывание – в селе Цилкани (Картли, Грузия). Присоединена в 1811 г. Упразднена в 1814 г. (присоединена к Мцхетской епархии). «...Епархия иногда называлась и Арагвскою...» (Н.Д. Иерархия... С. 188). 30.06.1811 30.08.1814 Цицикарская Основана в 1941 (1940) г. в юрисдикции РПЦЗ. Местопребывание – в г. Цицикар, Маньчжурия, Китай. Воссоединена с Московским Патриархатом 13(26)10.1945. Упразднена с 14(27)12.1945. Возобновлена в 09.1946. Харбинское викариатство. (05.1941 13(26)10.1945 г 14(27)12.1945 09(22)09.1946 Цюрихская Дата основания неизвестна (1971 г. ?). Именование – по г. Цюрих (Швейцария). Сурожское викариатство (до 1990 – викариатство Западноевропейского Экзархата). Упразднена в 1993 г. (?) 06(19)12.1971 20.10(02.11)1993 Чаишская (см. Цаишская) Чаплыгинская (см. Ранненбургская) Чаусская, обн. Основана в 1925 г. Именование -по г. Чаусы (Могилевская область БССР). Могилевское викариатство. Упразднена в 1933 г. 06.1925 08(21)08.1932 Феодор Бекаревич 10.1933 12.1933 Николай Строганов Чебоксарская Основана 24.12.1853. Казанское викариатство. Самостоятельная с 1924 г. (?) Именовалась: Чебоксарская; с 1924 г. (?) – Чебоксарская и Чувашская. 14.02.1854 18.09.1861 Никодим Казанцев 05.06.1866 28.11.1867 Гурий Карпов 03.11.1868 07.12.1874 Викторин Любимов 30.03.1875 04.02.1878 Иоанн Жданов 04.02.1878

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Гурий Таврический Архиепископ Таврический Гурий (Карпов) 29 марта 2009 года в кафедральном соборе Петра и Павла г. Симферополя пройдут торжества по случаю первого празднования памяти святителя Гурия, архиепископа Таврического, причисленного к лику местночтимых святых Священным Синодом Украинской Православной Церкви год назад – 18 апреля 2008 года. Архиепископ Гурий – в миру Григорий Платонович Карпов – родился в 1814 году в Саратове в семье священника. Окончив в 1837 году Саратовскую духовную семинарию, Григорий Карпов поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 12 июля 1838 года студент-академик был пострижен в монашество с именем Гурий – в честь святителя Гурия Казанского, 4 августа рукоположен в иеродиакона, а 20 ноября 1839 года – во иеромонаха. По окончании академии иеромонах Гурий был определен в Пекинскую духовную миссию. Десять лет, с 1840 по 1850 год, отец Гурий нес апостольские труды в далеком Китае. В 1851 году он был возвращен в Санкт-Петербург, где был возведен в сан архимандрита и определен смотрителем Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища. За противосектантский труд «О богоучрежденности епископского сана» (1855) архимандрит Гурий получил степень магистра богословия. В 1856 году архимандрит Гурий вновь отправляется в Китай. Проживший там в течение 18 лет сначала в качестве члена, а потом начальника миссии, он в совершенстве изучил китайский язык, свободно говорил и писал на нем, что позволило ему перевести на китайский язык Новый Завет, Псалтирь, ряд богослужебных книг. Его равноапостольные труды в Китае принесли Церкви богатые плоды: сотни китайцев приняли Православие. Позже, в 1900 году, во время так называемого «боксерского» восстания, в ночь с 23 на 24 июня (по григорианскому календарю) духовные дети отца Гурия – 222 человека во главе с священномучеником Митрофаном (священником-китайцем) – приняли мученическую смерть. 11 мая 1866 года состоялась хиротония архимандрита Гурия во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 28 ноября 1867 года он – епископ Таврический; 12 апреля 1881 года возведен в сан архиепископа.

http://pravoslavie.ru/29801.html

сост. протодиакон Василий Марущак Жизнеописание святителя Гурия Архиепископ Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов) родился в 1814 году в городе Саратове в семье священника. Дед его, иерей Иоанн, служил в саратовском Свято-Троицком соборе с 1774 по 1826 год. После его смерти отец святителя Гурия, Платон Иванович, священствовал в том же соборе с 1826 года до своей кончины, последовавшей в 1841 году. У него и его супруги Екатерины Герасимовны было семеро детей. Самый старший Григорий (в монашестве Гурий), затем Георгий, умерший в сане диакона, Петр – священник Самарской епархии и Димитрий, состоявший на гражданской службе. Дочерей у отца Платона было трое: Александра – замужем за священником, Мария – жена чиновника и Елизавета – жена ректора Саратовской духовной семинарии протоиерея Иоанна Смельского. Первоначальное воспитание и образование Григорий Платонович получил в семье, под руководством добрых и благочестивых родителей, в кругу братьев и сестер. В доме царила особая атмосфера чистоты, взаимной любви и уважения, которую впитал в себя Григорий и которую сохранил до самой смерти. Когда ему исполнилось девять лет, его определили в местное духовное училище. Сохранилось воспоминание одного из сокурсников Григория Карпова – Петра Попова: «Григорий... имел нравственность отличную и характер смиренный, даже не развивался так, как другие ученики, а более занимался прилежно изучением уроков и чтением Нового Завета, был набожный, любил часто посещать храм Божий, где занимался на клиросе пением и чтением» 1 . Среднее образование Григорий Карпов получил в Саратовской духовной семинарии. Среди его наставников и преподавателей были такие замечательные люди, как епископ Иаков (Вечерков), смиренномудрый, ревностный архипастырь, своими миссионерскими трудами присоединивший к православию более двадцати тысяч раскольников-старообрядцев и крестивший две тысячи калмыков и иудеев. Сокурсники по семинарии вспоминали о Григории Карпове как о прилежном ученике, обладавшем замечательной памятью, ясностью мыслей и добрым характером. Он был человеком скромным и деликатным, вежливым в обращении, и потому знатные и благочестивые родители охотно приглашали его для воспитания своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Житие святителя Гурия (Карпова) Архиепископ Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов) родился в 1814 году в городе Саратове в семье священника. Дед его, иерей Иоанн, служил в Саратовском Свято-Троицком соборе с 1774 по 1826 год. После его смерти отец святителя Гурия, Платон Иванович, священствовал в том же соборе с 1826 года до своей кончины, последовавшей в 1841 году. У него и его супруги Екатерины Герасимовны было семеро детей. Самый старший – Григорий (в монашестве Гурий), затем Георгий, умерший в сане диакона, Петр – священник Самарской епархии и Димитрий, состоявший на гражданской службе. Дочерей у отца Платона было три: Александра – замужем за священником, Мария – жена чиновника и Елизавета – жена ректора Саратовской духовной семинарии протоиерея Иоанна Смельского. Первоначальное воспитание и образование Григорий Платонович получил в семье, под руководством добрых и благочестивых родителей, в кругу братьев и сестер. В доме царила особая атмосфера чистоты, взаимной любви и уважения, которую впитал в себя Григорий и которую сохранил до самой смерти. Когда ему исполнилось девять лет, его определили в местное духовное училище. Сохранилось воспоминание одного из сокурсников Григория Карпова – Петра Попова: «Григорий, будучи мальчиком, имел нравственность отличную и характер смиренный, даже не развивался так, как другие ученики, а более занимался прилежно изучением уроков и чтением Нового Завета, был набожный, любил часто посещать храм Божий, где занимался на клиросе пением и чтением» 1 Среднее образование Григорий Карпов получил в Саратовской духовной семинарии. Среди его наставников и преподавателей были такие замечательные люди, как епископ Иаков (Вечерков), смиренномудрый, ревностный архипастырь, своими миссионерскими трудами присоединивший к православию более 20 тысяч раскольников-старообрядцев и крестивший две тысячи калмыков и иудеев. Сокурсники по семинарии вспоминали о Григории Карпове как о прилежном ученике, обладавшем замечательной памятью, ясностью мыслей и добрым характером. Он был человеком очень добрым и деликатным, вежливым в обращении, и потому знатные и благочестивые родители охотно приглашали его для воспитания своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Первая опиралась на платонизм и связана прежде всего с именем святителя Филарета, вторая – на философию эпохи модерна – немецкий идеализм по преимуществу – и свое начало берет в работах свт. Иннокентия Херсонского . Самого о. Иоанна чисто формально можно было бы считать носителем обеих. С одной стороны, он учился в Петербургской академии, в годы действия духовно-академического устава 1814 г., в котором опора на платонизм при изучении философии была закреплена, так сказать, законодательным образом; с другой – его учителем по философии был В.Н.Карпов, выпускник Киевской академии, чья собственная система, по дошедшим до нас фрагментам, носила не так много следов платонизма 23 , как это можно было бы ожидать согласно уставным требованиям. В центр философии Карпов ставил психологию как науку об опытном самопознании человека, из которой в дальнейшем предполагал вывести и всю необходимую метафизику. Что уроки философии не прошли для о. Иоанна даром, мы можем судить по его позднему высказыванию о том, что содержанием всей его душевной жизни является исполнение древнего великого правила: «познай самого себя» 24 . Казалось бы, именно здесь должны были бы возникнуть у него пересечения с авторами «нового богословия», учившимися у карповского ученика А.Е.Светилина и в немалой степени у него восприявшие тот «опытный» подход, тот вектор – от человека к Богу, – о котором, как о характерном признаке «нового богословия», упоминал прот. Георгий Флоровский . И эти пересечения действительно есть. Достаточно указать хотя бы на «Христианскую философию», одну из поздних работ о. Иоанна, как и «Моя жизнь во Христе» составленную из дневниковых выдержек, но, в отличие от последней, расположенных по определенному плану. Эта книга начинается так же, как и «Наука о человеке» Несмелова , – с описания «загадки человека»: с одной стороны, и ныне пребывающего в своей «богодарованной красоте», а с другой – забывшего о своем назначении и извратившего его. Но здесь мы сталкиваемся с некоторым парадоксом, уяснить который нам помогут две цитаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Кроме общей академической библиотеки, в виде особого отделения, есть еще студенческая. Она помещается в одной из жилых студенческих комнат и находится под присмотром одного из довереннейших студентов. Основание ей положено пожертвованиями в пользу студентов нужнейших книг из частных библиотек академич. начальников и наставников. Но главное назначение ее состоит в хранении дорогих или многотомных изданий из общей академ. библиотеки в то время, когда они находятся в обращении у студентов. Академической библиотекой заведывали преемственно бакалавры: архим. Леонид Зарецкий (1809–1812 г.); архим. Иннокентий Смирнов (1812–1814 г.); иером. Григорий Постников (1814–1816 г.); иером. Моисей Платонов (1816–1817 г.); И. Филаретов; иером. Иоанн Доброзраков (1819–1821 г.); игумен Игнатий (1821 – 1824 г.); игумен Никодим (1830 г.); иером. Платон Городецкий (1830–1831 г.); Д. Соснин (1831–1834 г.); проф. В. Н. Карпов (1834–1854 г.) и проф. В. И. Долоцкий (с 1854 года). Физический кабинет Физический кабинет до 1838 г. был весьма недостаточен, и мало соответствовал своей цели: в нем было менее 60 и между ними очень мало годных к употреблению. В означенном году, с разрешения бывшей Комиссии дух. училищ академия приобрела у физико-механика Роспини на 6690 руб, 90 инструментов, относящихся к учению об общих свойствах тел, тяжести, о гидростатика, гидродинамике, воздухе и теплотворе: но почти вовсе не было приборов для учения о свете, электричестве, магнетизме, электро-магнетизме, магнито-электричестве и для механики и мало для акустики и химических опытов. В 1845 г. кабинет значительно пополнен и по этим частям, приобретением у того же механика инструментов на 1791 руб. 46 коп. сер. В настоящее время всех приборов 304, именно: математических пособий 18 физических инструментов – для общих свойств тел 17 для статики 8 динамики 4 силы тяжести 3 гидростатики и гидравлики 21 атмосферного воздуха 47 звука 16 газов 18 теплотвора 32 света 41 электричества 41 гальванизма 18 магнетизма 13 электро-магнетизма и магнито-электричества 7

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Архиепископ Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов) родился в 1814 году в Саратове в семье священника. В 1837 году, после окончания Саратовской духовной семинарии, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где был пострижен в монашество с именем Гурий в честь святителя Гурия Казанского, а 20 ноября 1839 года рукоположен во священника. В 1839 году защитил кандидатскую диссертацию и 23 декабря в составе Пекинской миссии отправился в Китай. В 1851 году иеромонах Гурий вернулся в Санкт-Петербург, где был возведен в сан архимандрита, а затем удостоен степени магистра богословия. В 1856 году архимандрит Гурий вновь уехал в Китай. Живя там в течение 18 лет сначала в качестве члена, а потом начальника миссии, он в совершенстве изучил китайский язык, свободно говорил и писал на нем. Перевел на китайский книги Нового Завета, Псалтирь, Священную Историю и ряд богослужебных книг. Равноапостольные труды архимандрита Гурия в Китае принесли Церкви богатые плоды – сотни китайцев приняли Православие. Во время так называемого «боксерского» восстания, в ночь с 23 на 24 июня (по н. ст.) 1900 года, приняли мученическую смерть духовные дети о. Гурия: 222 человека во главе с китайцем-священником священномучеником Митрофаном. 11 мая 1866 года состоялись наречение и хиротония архимандрита Гурия во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 28 ноября 1867 года преосвященный Гурий (Карпов) – епископ Таврический. 12 апреля 1881 года возведен в сан архиепископа. Владыка Гурий проявил себя необычайно хозяйственным и мудрым в управлении. Он много сделал для епархии: изыскал средства на строительство Таврической духовной семинарии, Консистории, мужского духовного училища, ходатайствовал перед Священным Синодом о выдаче средств на реконструкцию Александро-Невского собора, жертвовал средства на развитие монастырей, основал в Симферополе Таврический архиерейский дом. Архиепископ Гурий вел большую миссионерскую деятельность и боролся с различными сектами. За свои труды он был удостоен многих церковных и государственных наград.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XV. Епархия Минская Минская епархия учреждена в 1793 г. Одиннадцатая из второклассных. Архиепископы Минские и Литовские 1. Виктор Садковский 13 апр. 1793 перев. из викариев Киевских; 12 апр. 1795 пожалован в архиепископа, а 13 мая 1796 перев. в Чернигов. Он именовался «Минский и Волынский». 2. Иов Потемкин 13 мая 1796 перев. из викариев Екатеринославских, а 7 февр. 1812 – в Екатеринославль архиепископом. 3. Серафим Глаголевский 7 февр. 1812 перев. из Смоленска, а 30 авг. 1814 – в Тверь. 4. Анатолий Максимович 7 февр. 1816 перев. из Полтавы, а 10 февр. 1832 – в Симбирск. 5. Евгений Бажанов (Баженов) 17 февр. 1832 перев. из Тамбова; с 30 апр. 1833 Минский и Гродненский, а 1 сент. 1834 пожалован в экзархи Грузии – архиепископа Карталинского. (См. Астраханскую епархию). 6. Никанор Клементьевский 5 сент. 1834 перев. из Калуги, а 28 янв. 1840 – на Волынскую епархию. 7. Антоний Зубко , епископ Минский и Бобруйский, из епископов Брестских (викариев Литовских), с 28 янв. 1840; 5 апр. 1841 пожалован архиепископом; 1 мар. 1848 уволен на покой. Пребывает в Пожайском мнтре, близ Ковно (1868). 8. Михаил Голубович 1 мар. 1848 перев. из епископов Брестских (викариев Литовский епархии); 19 апр. 1853 возведён в архиепископы; 23 янв. 1868 уволен на покой. Пребывает в Жировицком мнтре. 9. Александр Добрынин 14 авг. 1868 перев. из епископов Ковенских (викариев Литовской епархии). Монастыри 1 Виленский Свято-Духов, в городе Вильне, основан в исх. XVI века; в 1797 г. положен во второй класс. [III, 538.] С 13 мая 1833 первоклассный. Архимандриты Леонтий Карпович , в 1615–20; †… (См. Владимиро-Волынскую епархию.) Иосиф Бобрикович , с 1633 епископ Могилевский. Иосиф Тризна , с 1647 архим. Киево-Печерский. Феофан Леонтович в 169... перев. в Тобольский Знаменский мнтрь. Исаакий Васенкевич упом. 1690; в 1704 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Клеопа , 1729. Амвросий Юшкевич , 1732–34, 4 авг. перев. в Московский Симонов мнтрь. Иероним Волчанский 2 окт. 1744 хирот. в еписк. Могилевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николай (в монашесте Никандр) Алексеевский. Учитель нисшего класса с сентября 1798 г., пострижешь в ноябрь того же года. В 1799 г. был учителем высшего класса, в 1800 г. переведен в проповедники московской академии. Умер в сане игумена в 1807 году. Савва (в монашестве Симеон) Крылов-Платонов, дмитровского уезда, села Карпова, священников сын. Родился 1-го декабря 1777 года. Поступил в семинарию из дмитровского училища в сентябрь 1791 г. По окончании курса в 1797 г. отправлен в московский университет для усовершенствования в знании новых языков. В 1798 г. определен учителем французского языка, в 1800 г. ему поручено преподавать и поэзию. В феврале 1801 г. переведен на должность учителя риторики в московскую академию. Пострижен в 1803 году. Был после того наместником лавры и архимандритом Вифанского монастыря, ректором московской славяно-греко-латинской академии потом первым ректором новооткрытой в 1814 году московской духовной академии. Скончался в сане архиепископа ярославского в 1824 году 27 марта. Григорий (в монашестве Гедеон) Фомин, вдовый дьякон из московского новодевичьего монастыря. Поступил в учителя нисшего греческого класса в сентябре 1799 г. Пострижен 7 марта 1800 года и в сем году определен первым префектом новооткрытой вифанской семинара. В сентябре 1804 г. произведен в ректора оной семинарии. Скончался в сане архимандрита московского Богоявленского монастыря в 1812 году. Мисаил Орлов, иеромонах. В июле 1801 г. определен учителем в вифанскую семинарию на риторический и исторические классы; пострижен 10 сентября сего года. В январе 1802 г. переведен в лаврскую семинарии учителем высшего красноречия и риторики. В ноябре 1803 г. переведен учителем в московскую академию. В 1805 г. послан на должность учителя высшего красноречия и естественной истории в александро- невскую академии, но за болзнью в 1808 г. уволен. Кирилл Руднев, из воспитанников Троицкой семинарии поступил в учителя поэзии в сентябре 1801 г. В 1806 г. перешел в Москву во священника церкви при Воспитательном доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Состоялось перенесение мощей святителя Гурия Таврического Симферополь, 9 июня 2016 г.      Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Таврического, состоялось 7 июня 2016 года в Симферополе. При участии правящего архиерея и духовенства Крымской епархии, а также многочисленных прихожан и паломников, раку с честными мощами подвижника перенесли из Петро-Павловского в Александро-Невский кафедральный собор, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Crimea.orthodoxy.su. Торжества начались Божественной литургией в Петро-Павловском кафедральном соборе, которую в сослужении благочинных епархии совершил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. В слове проповеди владыка отметил труды архиепископа Гурия на благо Крымской епархии, рассказал о его роли в строительстве Петро-Павловского и реконструкции Александро-Невского соборов. По окончании богослужения мощи святого крестным ходом были торжественно перенесены в Александро-Невский кафедральный собор. Многолюдное шествие по центру города сопровождалось пением пасхального тропаря, молитвами к святителю Гурию и праздничным колокольным звоном.      На площади Александро-Невского собора, украшенной цветами, перед честными мощами был отслужен молебен. Митрополит Лазарь сердечно поблагодарил всех участников за общую молитву и выразил убеждение, «что перенесение честных мощей владыки Гурия будет способствовать дальнейшему духовному объединению крымчан, укреплению в нашем осознании необходимости молитвенного обращения к подвижникам веры и благочестия». В завершение торжеств мощи святого установили в нижнем храме Александро-Невского собора, освященном в честь святителя Гурия Таврического.      Святитель Гурий Таврический (в миру Григорий Платонович Карпов) родился в 1814 году в Саратове в семье священника. Образование получил в Саратовской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. В 23 года принял монашество, в 25 рукоположен в священника, в 52 года хиротонисан в епископа. Принимал участие в Пекинской миссии, перевел на китайский Новый Завет, Псалтирь, Священную Историю и ряд богослужебных книг, благодаря чему сотни местных жителей приняли Православие.

http://pravoslavie.ru/94111.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010