Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Болгарии состоялась IX международная конференция по проблеме деструктивных культов и религий 05.10.2016 С 22 по 25 сентября 2016 г. в Болгарии в девятый раз состоялась конференция, посвященная изучению деструктивных культов и религий под названием «Фундаментализм. Верность традиции или нововведение?», сообщает официальный сайт Болгарской Православной Церкви. В этом году встреча прошла в Благоевграде , где участников форума принимал в гостях митрополит Неврокопский Серафим. Патриарх Болгарский Неофит прибыл на конференцию, чтобы благословлять встречу исследователей в области сектоведения. Предстоятеля Болгарской Православной Церкви также сопровождал епископом Браницкий Григорий, наместником столичной епархии Софии. Патриарх Неофит приветствовал участников ассамблеи и выразил свою радость по случаю проходящей встречи, пожелав успехов участникам конференции. Форум был открыт 22 сентября молебном, который возглавил митрополит Серафим. Конференция началась со вступительного слова, с которым выступил епископом Карпасийский Христофор (Кипрская Православная Церковь), который также является главным координатором международного форума. В конференции приняли участие представители почти всех Поместных Православных Церквей, а именно - Константинопольской, Антиохийской (епископ Сафитский Димитрий), Иерусалимской (архиепископ Катарский Макарий), Русской, Грузинской, Сербской (митрополит Загребский и Люблянский Порфирий и епископ Враньский Пахомий), Румынской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской, которые передали приветствия участникам форума от своих Предстоятелей. Отсутствовали только представители Александрийского Патриархата и Православной Церкви Чешских Земель и Словакии. Почти все епархии Болгарской Православной Церкви были представлены на конференции. 23 сентября, в первый день конференции, были заслушаны следующие сообщения:

http://drevo-info.ru/news/21330.html

Церковь выразила озабоченность нарушением прав православных граждан на Кипре 24 апреля, 2012. Новостная служба Авторы заявления отметили, что постоянная дискриминация христиан, проживающих в Карпасийском анклаве, привела к сокращению их численности с 20 000 в 1974 году до 447 человек сегодня. Ущемление религиозной свободы в этом регионе было отражено в документах европейских и иных международных организаций. 24 апреля. ПРАВМИР. Православная Церковь выразила озабоченность очередным нарушением прав православных жителей Кипра. «В Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата поступила информация о том, что 15 апреля 2012 года, в праздник Святой Пасхи, иерарх Кипрской Православной Церкви епископ Карпасийский Христофор не был допущен для совершения пасхальных богослужений для своей паствы, проживающей в анклаве полуострова Карпасия на оккупированной территории Кипра. 12 марта 2012 года его имя было внесено оккупационными властями в «стоп-лист», что означает запрет на пересечение демаркационной линии, отделяющей Северный Кипр от остальной части острова», — говорится в выпущенном по этому поводу заявлении Службы коммуникации ОВЦС. В документе также отмечено, что, начиная с ноября 2008 года, епископу Христофору неоднократно возбранялось совершение богослужений и посещение паствы. Авторы заявления отметили, что постоянная дискриминация христиан, проживающих в Карпасийском анклаве, привела к сокращению их численности с 20 000 в 1974 году до 447 человек сегодня. Ущемление религиозной свободы в этом регионе было отражено в документах европейских и иных международных организаций. «Очевидно, что такие действия не только идут вразрез с нормами международного права, но и создают дополнительные трудности в процессе урегулирования кипрского вопроса», — заключила  Служба коммуникации ОВЦС. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-vyrazila-ozaboc...

Фрески ц. Пресв. Богородицы в Трикомо наряду с росписями Асину Панагии церкви (1105/06) и Иоанна Златоуста монастыря близ Куцовендиса относятся к лучшим произведениям раннекомниновского искусства на Кипре. Стилиану и Папагеоргиу считают, что в этих храмах работал один художник ( Παπαγεωργου Α. Θεοτκου εκκλησα, Τρκωμο//ΜΚΕ. 1987. Τ. 6. Σ. 21-22; Stylianou. 1997. Р. 488). Д. Уинфилд предположил, что церкви Панагии Асину и Пресв. Богородицы в Трикомо украсил фресками ученик мастеров, работавших в Куцовендисе ( Winfield D. C. Hagios Chrysostomos, Trikomo, Asinou: Byzantine Painters at Work//Πρακτικ το Πρτου Διεθνος Κυπρολογικο Συνεδρου. Λευκωσα, 1972. Τ. 2. P. 289). Однако помимо ставшей традиц. датировки этих росписей нач. XII в. высказывались мнения о более позднем времени их создания, основанные на изображении в куполе вокруг Пантократора служащих ангелов. Этот иконографический извод появился в сер. XII в. (самый ранний случай - ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана), Палермо, Сицилия, 1143-1148 или ок. 1146-1151). В 1-м издании исследования «Расписанные церкви Кипра» Стилиану датировали фрески ц. Пресв. Богородицы в Трикомо сер. XII в. ( Stylianou. 1964. P. 150). Т. Вельманс предположила, что эти росписи были выполнены ок. 1170 г. ( Velmans T. Quelques programmes iconographiques de coupoles chypriotes du XIIe au XVe siècle//Cah. Arch. 1984. Vol. 32. P. 143), и эта гипотеза была принята рядом исследователей (напр.: Folgero P. O. The Iconography of the Cupola of the Panaghia Theotokos in Trikomo (Cyprus c. 1170) as seen in the Light of Daniel 7,10 and the Development of the Middle Byzantine System in Church Painting//Τταρτο Διεθνς Κυπρολογικ Συνδριο: Περιλψεις. Λευκωσα, 2008. P. 156-159). А. Вейл-Карр считает эту датировку слишком поздней и относит создание фресок к 30-м гг. XII в. ( Carr A., Morocco L. J. A Byzantine Masterpiece Recovered the 13th Cent. Murals of Lysi, Cyprus. Austin, 1991. Р. 55, 61), того же мнения придерживается О. Е. Этингоф ( Этингоф О. Е. К вопросу о датировке росписей Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове//Древнерусское искусство: Русь и страны Византийского мира XII в.: Мат-лы конф. СПб., 2002. С. 422, 426, 440). Н. Гиолес полагает, что росписи Трикомо были созданы в 20-х гг. XII в. ( Γκιολς. 2003. Σ. 92).

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Церковь Пресв. Богородицы Пергаминиотиссы близ с. Аканту. XI в. Церковь Пресв. Богородицы Пергаминиотиссы близ с. Аканту. XI в. Црковь Пресв. Богородицы Пергаминиотиссы близ с. Аканту построена в XI в. на руинах 3-нефной раннехрист. базилики, у к-рой, как и у нек-рых др. базилик Карпасии, между апсидами были устроены небольшие проходы ( Idem. L " architecture paléochrétienne. 1985. P. 303, 311). Это крестово-купольный храм без вимы и с одной апсидой; угловые ячейки удлинены и перекрыты полуцилиндрическими сводами, из-за чего малые подпружные арки расположены на разной высоте. Купол и паруса опираются на 4 прямоугольных в плане столба с простыми капителями. В центральном нефе сохранилась нижняя часть алтарной преграды из каменных блоков. Прав. Анна. Фрагмент сцены «Моление прав. Анны» из ц. Пресв. Богородицы Пергаминиотиссы близ с. Аканту. XII (?) в. Прав. Анна. Фрагмент сцены «Моление прав. Анны» из ц. Пресв. Богородицы Пергаминиотиссы близ с. Аканту. XII (?) в. В апсиде под конхой видны 2 слоя росписей: сильно поврежденное изображение архангела (?) и вмч. Георгия Победоносца (древнейший слой); Богоматерь «Оранта» без Предвечного Младенца с 4 предстоящими архангелами (верхний слой). Нижний слой Папагеоргиу датирует XI в., а верхний - XII в. ( Idem. L " architecture de la période byzantine. 1985. P. 328-329; Idem. Περγαμηνιτισσας Παναγας εκκλησα//ΜΚΕ. 1989. Τ. 11. Σ. 266-267). Изображения вмч. Георгия в апсиде и Богоматери «Оранты» не в конхе, а под ней являются архаичными чертами ( Χοτζκογλου. 2010. Σ. 434-435). Над аркой, соединяющей юго-вост. столб с вост. стеной, помещены сцены богородичного цикла «Моление прав. Анны», «Встреча Иоакима и Анны», «Прав. Анна перед священником» (?) (или «Обсуждение закона Иоакимом и Анной»); над аркой, соединяющей сев.-вост. столб с вост. стеной,- «Приношение даров Иоакимом и Анной» и «Молитва прав. Иоакима». На сев.-вост. и юго-вост. столбах и на внутренних сторонах арок, соединяющих эти столбы с вост. стеной, частично сохранились изображения святых. Часть фресок была вывезена в Германию, некоторые из них обнаружены в коллекции А. Дикмана в Мюнхене, 2 возвращены в Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

члену свиты - Матфею, еп. Лефкарскому ( Ταουσινης. 1996. Σ. 28). В соборном акте 1295 г. фигурирует Марин (или Марк), «епископ Карпасийский и церковной общины Фамагусты Констанцийской митрополии и архиепископ Кипрский» ( Darrouz è s. 1979. P. 87). По мнению Ж. Даррузеса, подлинность этого документа вызывает сомнения, в частности последняя часть титула, где Марин (Марк) именуется архиепископом. В письме папы Римского Иоанна XXII (1321) упоминаются 2 «епископа Карпасии Фамагустского диоцеза»: недавно умерший Иларион и действовавший Лев (Acta Ioannis XXII/Ed. A. L. Tàutu. R., 1952. P. 73-74. N 36). Михаил, еп. «Карпасийский и Фамагустский», участвовал в лат. Соборе 1340 г. в Никосии ( Mansi. T. 26. P. 371-372). Сохранилось письмо бывш. визант. имп. Иоанна Кантакузина (1369 или 1371) Иоанну, «епископу Карпасийскому, проедру Констанции и Фамагусты» ( Darrouz è s. 1956. Σ. 60; Idem. 1959. P. 15). Видимо, он являлся одним лицом с Фамагустским епископом «господином Матзой», к-рый 6 мая 1370 (или 1371) г. участвовал в хиротонии еп. Арсинойского и Пафосского Григория, о чем говорится в Cod. Vat. Barber. gr. 537 ( Idem. 1956. Σ. 58-59). Архиерейский Евхологий (ныне принадлежит Китийской митрополии), написанный в палеологовский период, упоминает «блаженной памяти во епископах Карпасийских господина Макария». Видимо, речь идет о Макарии, еп. Фамагустском, о к-ром говорится в одном из писем Иосифа Вриенния , написанных вскоре после 1406 г. ( Βολγαρις Ε. Ιωσφ μοναχο το Βρυεννου τ ερεθντα. Λειψα, 1768. Θεσσαλονκη, 19912. τ. 3. Σ. 155-157). Мн. исследователи считали, что кафедра Карпасийского и Фамагустского епископа была возвращена в Фамагусту после тур. завоевания острова (Хакетт, Дж. Хилл, Ф. Георгиу), но из документов следует, что это произошло еще во 2-й пол. XV в. В условиях сдачи Фамагусты генуэзцами кор. Жаку II Лузиньяну (1464) упоминаются лат. и правосл. епископы этого города ( Hill. 1972. Vol. 3. P. 1093). Присутствие правосл. епископов в Никосии, Фамагусте, Пафосе и Лимасоле зафиксировано путешественником М. Баумгартеном (1508), генеральными проведиторами Кипра Ф. Аттаром (1540) и Б. Сагредо (1562) ( Mas Latrie. 1855. P. 530-531, 542; Excerpta Cypria. 1969. P. 54). Таусианис предполагает, что возвращение греческих епископов в крупные города произошло благодаря жене Жана II Лузиньяна Елене Палеологине (1441-1458), покровительствовавшей православным.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Визант. церковь свт. Фотия, патриарха Константинопольского, между Ялусой и Ризокарпасо, построена на месте раннехрист. базилики VI в., от к-рой сохранились колонны из туфа, базы колонн, колонки темплона и часть эпистиля с рельефным изображением виноградной лозы. Датировка однонефного храма с куполом на тромпах остается спорной. Папагеоргиу относит его к началу средневизант. периода ( Idem . Θωτου Αγου εκκλησα, Γιαλοσα//ΜΚΕ. 1990. Τ. 13. Σ. 335), Департамент древностей Кипра - к Х в. А. Павлидис - к XII в. ( Παυλδης Α. Η Καρπασα ως χριστιανικς χρος//Ενατενσεις. Λευκωσα, 2010. Ν 12. Σ. 94). Две глухие арки в середине сев. и юж. стен вместе со сводом поддерживают купол. Кубический постамент у барабана отсутствует; стены завершаются сложнопрофилированным карнизом. Более поздний сев. парекклисион с деревянной крышей разрушен. Для сообщения с ним в сев. стене храма были сделаны небольшая дверь (в виме) и 3 проема разной ширины и высоты в сев. стене. Церковь была украшена фресками кон. XV - нач. XVI в., к-рые в наст. время сняты турками. К 1974 г. сохранялись изображения Богоматери «Знамение» с предстоящими архангелами в конхе апсиды, ниже - композиция «Служба св. отцов» (в число которых включен кипрский святой - еп. Синесий Карпасийский), на юж. стене - арх. Михаил, всадник на красном коне и ростовая фигура неизвестного святого, на сев. стене - вмч. Георгий Победоносец со сценами жития, всадник на белом коне, ниже преподобные Андроник и Афанасия. Илиадис датирует изображения арх. Михаила и вмч. Георгия 1-й пол. XVI в. ( Ηλιδης. 2010. Σ. 473). Трехнефная церковь вмц. Варвары близ дер. Коровия с полуцилиндрическим сводом была построена в VIII в. на месте более ранней базилики. Центральный неф был выше боковых, нефы разделены 2 рядами мощных 4-гранных столбов. К столбам примыкали пилястры, поддерживавшие поперечные арки. В качестве строительного материала использовались необработанные камни, а для кладки арок - хорошо отесанный туф. До 1956 г. сохранялся сев. неф со сводом. В 1974 г. от него осталась бóльшая часть сев. стены, 2 арки сев. колоннады и апсида ( Π[απαγεωργου] Α. Βαρβρας Αγας βασιλικ, Κορβια//ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 145). От росписей в одной из арок уцелел фрагмент фрески декоративного характера (VIII в.). По мнению Х. Ходзакоглу, он напоминает орнаментацию иконоборческого периода в вост. куполе ц. прмц. Параскевы в Героскипу (Ероскипу) ( Χοτζκογλου. 2010. Σ. 426).

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Значительно перестроенную однонефную сводчатую церковь вмч. Феодора в с. Ватилакас традиционно датируют XIV в. ( Θ. Σ. Μ. Βαθλακας//ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 122). Однако, по мнению Ходзакоглу, она относится к средневизантийскому периоду ( Χοτζκογλου. 2010. Σ. 438-439). Свод поддерживают 2 поперечные подковообразные арки. В наст. время визант. свод заменен 2-скатной цементной крышей, храм оштукатурен цементным раствором. В апсиде сохранились фронтальные фигуры святителей. Ходзакоглу датирует их не позднее кон. XI в. (Ibid. Σ. 438-439). Церковь вмч. Георгия Победоносца Саккаса ( Σακκς) близ Ялусы представляет собой маленькую однонефную постройку кон. XI - нач. XII в. с цилиндрическим сводом, который поддерживает поперечная арка. В период правления династии Лузиньянов западная стена была разобрана и пристроен нартекс кубической формы с полукруглым куполом без барабана ( Π[απαγεωργου] Α. Γεωργου Αγου του Σακκ εκκλησα, Γιαλοσα//ΜΚΕ. 1986. Τ. 4. Σ. 54-55). К древнейшему слою росписей кон. XI - нач. XII в. принадлежит изображение неизвестного святителя на сев. стене и свт. Фирса, еп. Карпасийского, на юж. стене ( Παναγιωτδη Μ. Οι τοιχογραφες του Αγου Γεωργου του Σακκ στο Ριζοκρπασο//Τταρτο Διεθνς Κυπρολογικ Συνδριο: Περιλψεις. Λευκωσα, 2008. P. 127). Рядом со свт. Фирсом изображены вмц. Варвара (XIII в.) и неизвестная святая (более поздняя фреска, которую Илиадис датирует 1-й пол. XVI в. ( Ηλιδης. 2010. Σ. 473)). При визант. храме в 40-х гг. XX в. возник жен. мон-рь и вокруг церкви были построены кельи. Церковь Пресв. Богородицы в Трикомо нач. XII в. представляет собой синтез «купольного зала» и храма типа «компактно вписанного креста». Для сооружения древнейшей части храма использовались блоки туфа от саламинского водопровода с небольшим добавлением плинфы, что является редкостью для этого региона. Северная и южная стены снабжены 3 пристенными арками, средняя имитирует рукав креста; арки разделены опорами, имеющими не прямоугольную, а круглую форму. В высоком барабане прорезаны 12 окон, как и в построенном в кон. XI - нач. XII в. парекклисионе Св. Троицы Иоанна Златоуста мон-ря близ Куцовендиса . Все окна, включая апсидные, снаружи окружены плоскими нишами.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

1965/1966. Σ. 160). К зап. и юж. портикам были пристроены комнаты. В середине зап. портика находился вход, оформленный 2 каменными колоннами. Др. вход был устроен в вост. углу юж. портика. К югу от диаконника начиналась лестница, к-рая вела на хоры. Базилика была разрушена во время араб. набегов в сер. VII в. После этого была воздвигнута апсида в вост. конце прохода, к-рый вел в баптистерий, и это помещение было превращено в парекклисион. Первоначально парекклисион имел деревянную крышу, а затем был сооружен свод. Для св. престола была приспособлена перевернутая база одной из колонн базилики. При устройстве темплона были использованы фрагменты темплона разрушенной базилики. Парекклисион действовал до IX в., а затем был заброшен. Базилика Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в., кон. XV — нач. XVI в. Базилика Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в., кон. XV — нач. XVI в. Возведенная из крупных квадров 3-нефная базилика Пресв. Богородицы Канакарии кон. V в. (см. подробнее в ст. Канакарии Пресв. Богородицы церковь ) перестраивалась неск. раз: ок. 526-530 гг. здание отремонтировано после землетрясения, неф отделен от вимы триумфальной аркой; в нач. VIII в. колоннады были заменены аркадами на столбах с пилястрами, над вимой было возведено высокое перекрытие - либо стропильное, либо купольное; в XII в. был пристроен нартекс, храм получил сводчатые перекрытия над вимой (низкий купол неправильной формы на парусах) и нефами (цилиндрические своды), над центральной частью главного нефа был возведен купол на парусах; в кон. XV - нач. XVI в. переделаны главный купол, барабан и подпружные арки; в 1779 г. возведен новый купол, заштукатурены части стен и отремонтирована зап. стена с главным порталом ( Megaw, Hawkins. 1977. P. 11-36). В результате церковь приобрела форму крестово-купольного храма с 3-сторонним обходом, перекрытым цилиндрическими сводами, крыльцом с южной стороны и маленькой звонницей над сев.-зап. углом. Эта церковь знаменита мозаикой (ок. 526-530) в конхе, от которой частично сохранилось изображение Богоматери с Младенцем и предстоящего архангела и орнаментальный пояс с погрудными образами апостолов (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Как и в ц. Пресв. Богородицы Афендрики, центральный неф был выше боковых, но не имел окон. Целиком сохранился юж. неф с полуциркульным сводом, юж. аркада, частично - центральная апсида, большая часть сев. аркады, часть зап. стены, нижние ряды кладки сев. стены и сев. апсиды. Эта базилика, как и базилики свт. Филона и Пресв. Богородицы Афендрики, имела арочные проемы между 3 апсидами, которые были сохранены после ремонта церкви. Алтарь выступает в центральный наос на одну травею; от алтарной преграды сохранились остатки колонн. Полуразрушенная однонефная церковь Пресв. Богородицы Афендрики, или Хрисиотиссы, франко-визант. стиля XVI в. с остроконечным цилиндрическим сводом воздвигнута над зап. частью центрального нефа 3-нефной базилики VI в., перестроенной в VIII в. (согласно Папагеоргиу - Π[απαγεωργου] Α. Αφντρικα//ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 79) или в кон. Х в. (по мнению Миго - Megaw. 1946. P. 54, 56). От первоначальной постройки до времени тур. вторжения на Сев. Кипр (1974) сохранялись части апсиды, зап. и юж. стены, зап. полуколонна и 1-я с запада колонна юж. колоннады. Колонны были вытесаны из туфа. Центральная и боковые апсиды базилики VI в. были соединены между собой проемами. В центральной апсиде был устроен полукруглый синтрон. Обнаружены фрагменты мраморного амвона. В VIII (X?) в. сев. и юж. стены базилики были укреплены пристенными арками, колонны заменены столбами, а деревянная крыша - каменным сводом. В руинированном состоянии находится 3-нефная церковь Пресв. Богородицы Сики (или Сикады) (Συκ, Συκδα) в местности Сикада. Как и в двух вышеупомянутых базиликах, после реконструкции в VIII в. (или в кон. Х в., согласно Миго - Ibid. P. 56) 3-нефной базилики VI в. с колоннами и деревянной крышей в ней появились столбы и полуциркульные своды. От первоначальной постройки сохранились зап. стена и нижняя часть апсид. Хотя данная базилика меньше по размеру, чем базилики Афендрики, у нее в отличие от них есть нартекс, но отсутствуют арочные ниши в юж. и сев. стенах; в нефах использованы кронштейны для поддержки поперечных арок. В центральной апсиде был устроен простой синтрон. Найдены фрагменты мраморного амвона и иконостаса. Незначительные остатки фресок на сев. стене и на некоторых столбах не поддаются датировке (Ibid. 1946. P. 52-53). Церковь Пресв. Богородицы Киры близ дер. Ливадия. VII (?), X–XI вв. Церковь Пресв. Богородицы Киры близ дер. Ливадия. VII (?), X–XI вв. Церковь Пресв. Богородицы Киры близ дер. Ливадия. В средневизант. постройку (X-XI вв.- Papageorghiou. 1965. P. 40; XII в.- Megaw, Hawkins. 1974. P. 364) типа свободного креста включена апсида ранневизант. базилики (VII в.?) с фрагментарно сохранившейся мозаикой (до 1982). Купол отличается необычной яйцевидной формой. Высокий барабан с 4 окнами имеет квадратную форму с закругленными углами и сужается сверху вниз. В кладке стен использованы мраморные колонки раннехристианского темплона. Позднее с юж. стороны к церкви была сделана пристройка для паломников.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

епископов. «Кипрская булла» воспринималась как соглашение (συμφωνα) между греками и латинянами и именно так неоднократно называлась в греч. текстах XIV в. Она предусматривала существование автономной во внутренних делах КПЦ при юридическом подчинении Риму. Отношения между православными и католиками Кипра стали своеобразным примером компромисса для др. завоеванных крестоносцами земель на Востоке. В 1322 г. папа Римский Иоанн XXII пытался ввести кипрскую модель взаимоотношения религ. общин на Родосе. Положения, закрепленные «Кипрской буллой», фактически оставались действенными вплоть до тур. завоевания Кипра в 1570-1571 гг. Светская и церковная власти на Кипре не пытались проводить насильственную латинизацию местного населения, хотя известно, что со стороны Рима предпринималось неск. попыток в этом направлении. В 1301 г. францисканец Раймунд Луллий хотел отправиться с миссией на Кипр, но не получил разрешения от кор. Генриха II де Лузиньяна. В 1338 г. папа Римский Бенедикт XII поблагодарил Никосийского архиеп. Илию за его усилия, направленные на приобщение греков, армян, яковитов и др. вост. христиан к католич. Церкви. На Соборе 1340 г. лат. клир был наиболее близок к достижению этой цели: представители др. христ. конфессий Кипра (греки, армяне, марониты, яковиты и несториане) согласились с зачитанными архиеп. Илией католич. Символом веры и положениями о чистилище и главенстве папы Римского. При этом была оговорена возможность отправления греч. обрядов, «к-рые не противоречат католической вере», что было гарантировано грекам «Кипрской буллой». Тем не менее усилия Папской курии и на этот раз не увенчались успехом. В 1360 г. прибывший на Кипр папский легат Петр Томасий предпринял попытку насильственного обращения в католич. веру правосл. духовенства. Он при поддержке лат. священнослужителей велел собрать всех находившихся в Никосии греч. клириков в лат. собор Св. Софии, закрыл двери на замок и начал убеждать их отречься от своих «заблуждений». Епископ Карпасийский и Фамагустский Иоанн Матза (Манцас) громко выразил возмущение происходящим, к нему присоединились остальные. Это едва ли не единственный случай принудительной латинизации греков за весь период правления Лузиньянов на Кипре, причем инициатором выступил не представитель местных властей, а приезжий, не знавший особенностей отношений между крестоносцами и греч. населением, сложившихся за неск. веков их сосуществования на лат. Востоке. Действия папского легата вызвали в городе восстание греков. Лишь непосредственное вмешательство кор. Петра I Лузиньяна и временная высылка с острова Петра Томасия успокоили население и погасили опасный для власти конфликт. К-польский патриарх Каллист I назвал кипрских священников, подвергшихся принудительной латинизации, мучениками.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010