К VIII в. обнаружилось существенное расхождение в устном и письменном языке, поскольку на протяжении меровингского времени авторы сознательно отказывались от традиций античной лит-ры, к-рая постепенно становилась достоянием культурного меньшинства, чтобы иметь возможность обратиться к более широкой аудитории, терявшей способность понимать правильную латынь. В период К. в. стали отказываться от этой практики во имя сохранения знания классической латыни как языка Библии. Латынь становится языком культуры и образования, недоступным для большинства населения. Соборы 813 г. в Реймсе и Майнце предписывали проповедникам обращаться к слушателям на «народном» языке, были выполнены переводы основных молитв. Составлялись глоссарии лат. лексики, в к-рых значения слов устанавливались на классической и «народной» латыни. Для германского населения Франкской империи создавались двуязычные словари, а также учебники грамматики. Первый глоссарий на древненем. языке был составлен в Санкт-Галлене в сер. VIII в.; во 2-й пол. VIII - IX в. он часто переписывался и сохранился в 3 рукописях IX в. Во 2-й пол. VIII в. появляется довольно большое количество пособий по грамматике. В придворной школе в Ахене использовались учебники, составленные Петром Пизанским, Климентом, Алкуином. В епископских и монастырских школах учились по грамматике Элия Доната (IV в.). «Бернский Физиолог». Ок. 825–850 гг. (Городская б-ка, Берн. Codex Bongarsianus. Fol. 75) «Бернский Физиолог». Ок. 825–850 гг. (Городская б-ка, Берн. Codex Bongarsianus. Fol. 75) Из произведений античных авторов обращались прежде всего к творчеству поэтов (Вергилий, Гораций, Овидий), поскольку обучение стихосложению считалось важной частью грамматических штудий, но также читали труды древнерим. философов, риторов и историков - Плиния, Сенеки, Цицерона, Светония, Саллюстия, Тита Ливия, Юстина и др. Рим. писатели были известны гл. обр. по фрагментам через посредство глоссаторов и грамматиков. Алкуин и его ученик Кандид адаптировали для нужд школьного преподавания сочинения Клавдиана Мамерта , блж.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

ЛУГАЙД, Лугайд, сын Лоэгайре (др.-ирл. Lugaid mac Loegairi; ум. ок. 507) – верховный король Ирландии, сын Лоэгайре, внук Ниалла Девяти Заложников. В отличие от своего отца Лоэгайре, Лугайд редко упоминается в источниках. МАХУН, Дерек Махун (англ. Derek Mahon; род. 1941) – ирландский поэт, переводчик, пишет на английском языке. МОЛТ, Айлиль Молт (также Айлиль, др.-ирл. Ailill Molt; погиб в 482) – Верховный король Ирландии и король Коннахта. Его отец Нат и был сыном Фиахры, брата Ниалла Девяти Заложников, основателя династии Уи Фиахрах, правившей в Коннахте. МУИРХУ, Муирху из Армы, или Мурьху (англ. конец VII века (680–700)) – сын Когитоса, агиографа святой Бригитты; автор «Жития святого Патрика». НИНИАН, святой Ниниан (англ. Saint Ninian; ок. 360-†432) – первый прибывший в Шотландию христианский епископ. ПАТРИК, святой Патрик, Просветитель Ирландии (англ. St.Patrick, Saint Patrick, лат. Sanctus Patricius, Patricus, ирл. Naomh Pbdraig, Патрикий; 371/415-†460/493) – христианский святой, просветитель и покровитель Ирландии и Нигерии. ПЕЛАГИЙ, Пелагий (ок. 360 г. – после 431 г.) – знаменитый ересиарх IV в., известен своими взглядами на свободу воли, отрицающими доктрину первородного греха. РЕНАН, Жозеф Эрнест Ренан (фр. Joseph Ernest Renan; 1823–1892) – французский писатель, историк и филолог. РИЛЬКЕ, Райнер Мария Рильке (нем. Rainer Maria Rilke, полное имя: Renй Karl Wilhelm Johann Josef Maria Rilke – Рене Карл Вильгельм Иоганн Йозеф Мария Рильке; 1875–1926) – австрийский поэт, один из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века. Родился в Праге, имел австрийское гражданство, писал по-немецки. Жил и работал в Триесте, Париже, Швейцарии. Писал также прозу. САМСОН, или Сампсон Дольский (ок. 490-†565) – епископ Дольский, один из семи святых основателей Бретани. Память 28 июля. СЕДУЛИЙ СКОТТ или СКОТТИГЕНА, Седулий Скотт (Sedulius Scottus; IX в.), ирландский поэт и ученый (9 в.), крупный деятель Каролингского возрождения. Блестящий знаток латинского языка и литературы, писал также на греческом. В 848 появился при дворе короля франков Карла Лысого (838–877, император с 875) в составе посольства верховного короля Ирландии Маэля-Шехналя (846–862). При покровительстве епископов Хартгария (840–55) и Франиона (855–901) он основал крупный центр культуры в Льеже, где оставался до 858. Последние сочинения Седулия Скотта датируются около 874.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Проведение церковных реформ было осложнено из-за недостаточного количества грамотных священников. Мн. клирики не умели читать, совершали литургию, лишь приблизительно следуя каноническим предписаниям. В усилиях К. В. по реформированию системы образования берет начало культурный подъем, названный позднее Каролингским возрождением . К. В. сумел привлечь лучших ученых и эрудитов своего времени. При его дворе в разные годы трудились выдающиеся грамматики, поэты, богословы, философы, риторы, архитекторы, историки, в их числе - итальянцы Петр Пизанский, Павлин II Аквилейский, Павел Диакон , ирландцы Дикуил, Климент и Дунгал, испанцы Теодульф и Агобард , франки Эйнгард и Ангильберт. Виднейшим деятелем Каролингского возрождения был Алкуин, создатель образцовой придворной школы, аббат мон-ря св. Мартина в Туре и главный идеолог каролингских реформ. Потребность в большом количестве грамотных клириков, владевших латынью, способных совершать богослужения, читать проповеди, наставлять прихожан в христ. вере и бороться с проявлениями язычества в народной среде, определила внимание королевской власти к проблеме школьного образования. До начала правления К. В. образование и просвещение не рассматривались в качестве особого направления гос. политики. Школы и центры изготовления книг не имели поддержки со стороны монархов и существовали гл. обр. на основе частной инициативы. Значительные изменения в этой сфере приходятся на посл. четв. VIII в. Капитулярием 789 г. «Всеобщее увещевание» (Admonitio generalis//MGH. Capit. T. 1. P. 53-61) К. В. предписывал епископам и аббатам повсеместно открывать школы при мон-рях и кафедральных соборах, где могли бы учиться не только буд. священники, но и все желающие из свободных людей. В таких школах должны были изучать псалмы, церковные песнопения, а также азы счета и лат. грамматики. Кроме того, каждому прихожанину предписывалось знать наизусть Символ веры и «Отче наш», а также уметь петь во время богослужения молитвы «Sanctus» и «Gloria». Особым письмом (784/5), составленным также при непосредственном участии Алкуина, епископам и аббатам рекомендовалось отбирать мужчин, которые имели способности и желание учиться, а впосл. учить других ( Karoli Epistola de litteris colendis//MGH. Capit. T. 1. P. 78-79). В последующие десятилетия на епископских синодах в обязанности церковным предстоятелям вменялось регулярное проведение занятий по латыни и литургике для клириков их диоцезов.

http://pravenc.ru/text/Карл Великий.html

Для христианизации славян архиеп. Адальдаг Гамбургский инициировал создание Ольденбургского епископства в Гольштейне, подчиненного Бременскому архиепископу. Наиболее вероятной датой основания Ольденбургского епископства считается 972 г. (по др. версиям, 968 или даже 950). Венг. кн. Геза (972-997), решив принять крещение, обратился к О. с просьбой прислать христ. миссионеров. Император отправил в Венгрию мон. Бруно из Санкт-Галлена, рукоположенного для этого во епископа. Присутствие обращенных в христианство правителей Дании, Польши, Чехии, а также венгерских послов на хофтаге в Кведлинбурге (973) красноречиво свидетельствовало об успехах миссионерской политики императора. Церковное искусство и культура При О. в его владениях к северу от Альп помимо прежних церковных образовательных и культурных центров, унаследовавших каролингскую традицию (таких как аббатства Лорш, Фульда , Корвей и др.), развиваются новые центры, формируется традиция «оттоновской» культуры. Начало нового культурного подъема, т. н. Оттоновского возрождения, принято относить к 50-м гг. Х в. Главными образовательными центрами для духовенства в эпоху О. были уже не школы при мон-рях, как во времена Каролингов, а соборные школы в крупных городах - центрах архиепископств и епископств. Важнейшими из них на западе герм. земель стали школы в Кёльне и Трире, на юге - в Вюрцбурге, на востоке - в Магдебурге. Хальберштадтская соборная школа, основанная в IX в., из-за близости к Магдебургу утратила свое влияние, хотя и пережила новый подъем при еп. Хильдеварде (968-996), выходце из мон-ря Санкт-Галлен. Соборные школы поддерживали тесные связи с королевским, а затем имп. двором, готовили буд. церковных иерархов, к-рые впосл. входили в состав придворной капеллы, служили в королевской канцелярии, получали должности епископов и аббатов. Важную роль играла школа при королевской (имп.) капелле. В развитии школы активное участие принял архиеп. Бруно Кёльнский. Однако в отличие от школы эпохи Каролингов она была ориентирована не на широкое, всестороннее образование, знакомившее с высшими достижениями науки того времени, а на передачу прикладных, практических навыков, к-рые были необходимы для работы в королевской канцелярии и для др. задач, связанных с кругом обязанностей клирика ( Fleckenstein. 1989. S. 176-188).

http://pravenc.ru/text/2581739.html

С другой стороны, историческое знание, частный случай знания о человеке, по самой своей сути изменчиво и всегда неокончательно. Наши взгляды на человека, мир и жизнь непрерывно меняются; в истории нет такой темы, к которой не нужно было бы время от времени возвращаться, чтобы поместить ее в должной перспективе, так как общее освещение успело перемениться. Наконец, всегда полезно иметь сжатое изложение сколько-нибудь значительного вопроса, хотя бы в качестве введения в углубленное его изучение. В первую очередь потребность в таковом испытывают наши студенты. Я счел своим долгом также подумать и просто об образованной публике: она имеет полное право быть в курсе результатов научной работы; ученость — не самоцель, она должна стать одним из источников, питающих культуру нашего времени. Античное образование. Современное образование История образования в античности не безразлична для нашей современной культуры: она возвращает нас к непосредственным истокам своей собственной педагогической традиции. Мы — греко-латиняне: самая основа нашей культуры восходит к их культуре, и это в очень большой мере касается нашей системы образования. В конце книги я покажу, как замиравшая жизнь античной школы, кое-где тянувшаяся очень долго в потемках варварской эпохи Высокого Средневековья, на Западе в конце концов оборвалась (даты различны в зависимости от страны). Но к методам античной педагогики вернулись, когда с наступлением Каролингского возрождения наметилось возобновление образования. Эта реставрация была несовершенной и неуклюжей, как все реставрации, однако Каролинги сознательно старались подхватить прерванную традицию, и в определенном смысле это им вполне удалось. Пышный расцвет средневековой культуры привел впоследствии западное христианство (особенно начиная с XII века) к выработке совсем иных и по-настоящему самобытных педагогических учреждений и методов . Однако еще и в XIII веке память об античных образцах и старание им подражать занимали мысли людей той эпохи, чье место в истории гуманизма не следует преуменьшать, как это слишком долго делалось.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

Но это не значит, что влияние антиохийских богословов не давало о себе знать на Западе вообще. Самым значительным представителем антиохийства здесь был, наверное, Факунд Гермианский, епископ одной из епархий Африки. Его груды «В защиту Трех глав» (Pro defensione Trium capitulorum libri XII), написанный по поводу соборного осуждения Феодора Мопсуэстийского, некоторых трудов бл. Феодорита Кирского и одного послания Ивы Эдесского, – акт о котором Факунд отказался подписывать, – и «Послание о кафолической вере в защиту Трех глав» (Epistola de fide catholica in defensionem Trium capitulorum) стали для будущих историков догматических движений ценным источником по несторианским и монофизитским спорам. Факунд был отправлен в заточение императором Юстинианом. Впоследствии проникновение антиохийских тенденций на Запад было обусловлено началом институционализации местных школ греческого типа. Вот как описывает этот процесс Э. Жильсон: «Все свидетельства сходятся в том, что в VI веке изучение словесности [на Западе] сошло на нет. Римские школы исчезли, а что касается христианских, то ни один текст, ни один факт не позволяет предположить, что там, наряду с элементами религии, преподавали что-либо еще кроме чтения, письма и, несомненно, каких-то начал церковной латыни. Такое положение сохранялось и в VII веке ...» 196 . В таких условиях было предпринято начало Каролингского возрождения, организатором которого при поддержке императора Карла Великого стал британский ученый монах Алкуин (ок. 735 – 804). «Подлинное величие Алкуина, – продолжает Э. Жильсон, – связано с его личностью и цивилизаторской деятельностью, а не с его книгами. Оно проявляется повсюду в письмах и в некоторых пассажах его трактатов, где Алкуин выражает свое глубокое восхищение античной культурой и твердую волю сохранить ее» 197 . Для решения своей задачи ученый привлекал последних носителей античной культуры, преимущественно из Италии, которые были здесь прямыми наследниками Кассиодора и Северина Боэция. «Начиная с Алкуина и до конца XII века можно было видеть, как от школы к школе распространяется литературная культура, восходящая к Священному Писанию и патристике» 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ant...

«Этимологии» – это не просто книга, это концепция культуры, со своими основаниями, иерархией, законами и носителями. Каждый уровень культуры имеет своих носителей: это земледельцы, кормящие всех; это ремесленники, создающие средства, предметы пользования; это воины, их защищающие; это государи, правящие и дающие закон; это духовные наставники, учителя, научающие; это интеллектуальная элита, хранящая, вырабатывающая и пропагандирующая знание; это духовные избранники, приблизившиеся к богу своей святостью, и все носители духовного начала – интегрирующий элемент общества. Концепция культуры Исидора, строго говоря, весьма далека от реального современного ему социума. Она умозрительна, книжна, но, что очень важно, она зиждется на энциклопедическом основании и исторически оптимистична. С одной стороны, ее «оторванность» от реалий современной Севильцу жизни и заземленность на античные социальные и культурные структуры способствуют тому, что как фундамент культуры будущего она имеет крепкие основания, глубоко «вбитые» в почву прошлого. Она сохраняет не только «мнения», но и сам образ, структуру, реалии предшествующей культуры. Она также утверждает необходимость преемственности, пусть даже довольно схематично реализуя ее сама, но идею эту передает последующим поколениям, задавая исходную точку будущего подъема средневековой цивилизации. Она утверждает необходимость энциклопедического охвата знаний, образования и культуры, как неотъемлемых, определяющих составных жизни, общества, прошлого, настоящего и будущего. Она в определенной степени снимает противоречие различных уровней культуры – материальной и духовной, интеллектуальной и охватывающей другие виды деятельности, усматривая в них наличие созидательного момента. И в этом ее оптимистическое звучание. В этом Исидор не только выражал свое время, но и возвышался над ним. Современники Исидора чрезвычайно высоко оценили его вклад в развитие культуры. О нем восторженно отзывались Браулион, Ильдефонс Толедский, Мартин Брага и др. Валерий из Биерцо писал: «Поражая блеском своего языка, выдающимся трудолюбием, постигнув в совершенстве искусство философии, он возродил основы римской мудрости» 215 . Хвалы Исидору расточали деятели «каролингского возрождения». Им восхищались Винсент из Бове, Федегар, а Данте включил его в число высочайших духовных авторитетов и поместил в рай:

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Мон-ри и епископские города каролингской Фрисландии оставались центрами культуры с собственными скрипториями и большими б-ками (одной из старейших рукописей Н. считается богато иллюстрированный Евангелиарий Харлинды и Релинды (Эйкский кодекс - Codex Eyckensis), созданный в 1-й пол. VIII в., вероятно в мон-ре Эхтернах). К нач. IX в. была кодифицирована местная правовая традиция в судебнике «Фризская правда» (Lex Frisionum) и в капитуляриях епископов Льежа Герибальда (787-810) и Валькауда (ок. 810-831). Светским аббатом мон-ря св. Серватия в Маастрихте был автор знаменитой «Жизни Карла Великого» Эйнхард , в Льеже ок. 848-858 гг. трудился христ. автор ирландец Седулий Скот . На 2-ю пол. IX - нач. Х в. приходится расцвет школ в Сент-Амане и Утрехте. В тот период Милон из Сент-Амана († 872) написал Житие св. Аманда и трактат «Об умеренности» (De sobrietate), его племянник Хукбальд (ок. 840-930) - сочинения по теории музыки, стихотворные и агиографические произведения. Вероятно, в Сент-Амане ок. 880 г. были составлены кодекс, содержащий «Секвенцию о св. Эвлалии» (древнейший лит. памятник на старофранц. языке), и «Песнь о Людовике», посвященная победе западнофранк. кор. Людовика III над норманнами (один из старейших лит. текстов на древневерхненемецком). Утрехтский еп. Радбод писал на латыни прозу и стихи, он составил Жития святых Серватия, Мартина Турского, Лебуина, был автором неск. исторических произведений, а также молитвы св. Мартину Турскому. Милон из Сент-Амана получает благословение. Миниатюра. Нач. XI в. (Universiteitsbibliotheek, Leiden. BPL 190) Милон из Сент-Амана получает благословение. Миниатюра. Нач. XI в. (Universiteitsbibliotheek, Leiden. BPL 190) В X-XI вв., когда прекратились крупномасштабные набеги скандинавов на побережье Н., политическая обстановка в регионе стабилизировалась. Экономическое возрождение монастырского хозяйства стало одной из задач королевской власти. Аббатства в Н. одними из первых начали получать таможенные привилегии: так, уже в 1015 г. мон-рь Сен-Бертен был освобожден от таможенных пошлин во всей Свящ. Римской империи. Епископские кафедры Утрехта и Льежа почти всегда занимали представители наиболее влиятельных родов нем. знати. Они стали крупнейшими церковными феодалами Н., князьями-епископами Свящ. Римской империи в 918 и 972 гг. соответственно. Получив от императора светские права и привилегии, епископы осуществляли на подконтрольной им территории не только духовную, но и светскую власть. К сер. XI в. сформировался комплекс земель, подчиненных епископу Утрехта (т. н. Sticht), над которыми он имел все юридические, политические и военные права светского правителя. За пределами этих земель опорой власти Утрехтского епископа на Н. Рейне были местные графы, во Фрисландии действовали договоры епископа с фризской знатью, заключенные в Ставорене (1077), в Остерго и Вестерго (1086). Др. епископы постепенно теряли свое политическое влияние и уступали позиции светским сеньорам.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛКУИН [англосакс. Alchuine, лат. Alchuinus, Alcuinus, Albinus] (ок. 730 или 735, Нортумбрия, Сев. Англия - 19.05.804, Тур, Франкское королевство), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения , ближайший сподвижник имп. Карла Великого . Получил образование в соборной школе г. Йорка в пору ее расцвета при архиепископах Эгберте († 766) и Эльберте († 780); ок. 765 г. магистр, а с 778 г. руководил школой. В распоряжении А. находилась, вероятно, крупнейшая в Зап. Европе б-ка того времени, каталог к-рой включает ок. 50 имен авторов античной классики и патристики. Слава А. побудила кор. франков Карла Великого во время их встречи в 781 г. в Парме (А. направлялся в Рим за паллием для нового архиепископа Йоркского) пригласить ученого возглавить придворную школу (schola palatina). Переехав в 782 г. во Франкское королевство, А. стал душой придворного кружка ученых (приглашенных Карлом Великим или прошедших обучение у А.), к-рый его члены называли «академией». В этом кружке А. как выдающийся поэт носил прозвище Флакк (в честь рим. поэта Квинта Горация Флакка). В 786 г. и между 789 и 793 гг. А. отлучался на родину, вероятно выполняя дипломатические поручения Карла. В 796 г. А. удалился на покой, став аббатом мон-ря св. Мартина в Туре, но сохранил контакты с Карлом и друзьями при дворе. При А. школа св. Мартина в Туре («Второй Йорк») становится крупным центром учености и распространения образования во Франкской империи. А. возглавлял также мон-ри Ферьер, Сен-Луп, Флавиньи, Сен-Жос-сюр-ла-Мер. Имея лишь сан диакона (время посвящения неизвестно), А. участвовал в заседаниях Франкфуртского Собора 794 г. вместе с епископами. А., являясь наиболее влиятельным советником Карла Великого, стоял за многими важными мероприятиями короля, в частности его программным капитулярием 789 г. «Admonitio generalis» (Всеобщее увещание), а также документом под названием «Epistola de litteris colendis» (Послание о попечении над образованием) 784/85 г., сыгравшим существенную роль в деле распространения грамотности во Франкском королевстве. А. считал важнейшей обязанностью христ. правителя заботу о правильном почитании Бога, неосуществимом при отсутствии у паствы должного уровня образования, коль скоро христианство есть религия Слова. Ученость в понимании А. становилась, т. о., одним из важнейших условий истинной веры, а значит, благополучия христ. гос-ва. Выступал против насильственного крещения саксов и вост. соседей Каролингской империи.

http://pravenc.ru/text/114564.html

Сюда относятся названия, выражаемые: а) одним именем существительным, например: О ктябрь, Возрождение, Ренессанс, Реформация, Домострой; те же слова могут употребляться в качестве имён нарицательных, и тогда они пишутся со строчной буквы, например: в XVI в. реформация коснулась различных сторон культуры Германии; стиль ренессанс; б) сочетанием прилагательного, образованного от собственного имени, с именем существительным, например: П етровская реформа, Сассанидская эпоха, Каролингская династия (но: доп етровская эпоха, преднаполеоновские войны), Нантский эдикт, Полтавская битва, Парижская коммуна, Эрфуртская программа, Ленский расстрел, Версальский мир, Венера Милосская, Лаврентьевская летопись; в) любым иным сочетанием с начальным прилагательным или числительным, например: Д олгий парламент, Смутное время, Великая хартия вольностей, Сто дней, Семилетняя война, Третья республика, Июльская монархия, Великая Октябрьская социалистическая революция, Великая Отечественная война. Названия исторических событий, эпох и т.п., не являющиеся собственными именами, пишутся со строчной буквы, например: п алеолит, феодализм, античный мир, крестовые походы, средние века, вторая мировая война. § 103. Пишется с прописной буквы первое слово в названиях революционных праздников и знаменательных дат, например: П ервое мая, Международный женский день, Новый год, Девятое января. Если начальное порядковое числительное в таком сложном названии написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово, например: 9 Я нваря, 1 Мая. Примечание. Названия религиозных праздников и постов, а также дней недели, месяцев и т.п. пишутся со строчной буквы, например: р ождество, троицын день, святки, масленица, великий пост, курбан-байрам, четверг, сентябрь. § 104. В полных названиях орденов все слова, кроме слов орден и степень, пишутся с прописной буквы, например: о рден Трудового Красного Знамени, орден Отечественной Войны I степени, орден Славы II степени. § 105. В названиях высших партийных, правительственных, профсоюзных учреждений и организаций Советского Союза пишутся с прописной буквы все слова, входящие в состав названия, кроме служебных слов и слова партия:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010