Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОКАЯ ЦЕРКОВЬ [англ. High Church], течение внутри Церкви Англии, особо подчеркивающее ее кафоличность, историческую связь с древней неразделенной Церковью, а также отстаивающее необходимость института епископата и отправления таинств как источника передачи Божественной благодати. В церквах англиканского содружества традиция В. Ц. выражена слабо. Появление В. Ц. наряду с последовательно протестант. Низкой Церковью было обусловлено компромиссным характером англ. Реформации. В кон. XVI в. ряд епископов (Р. Бэнкрофт и др.) выступили против пуританской тенденции в Церкви Англии. В 1-й пол. XVII в. богословы т. н. каролингской школы Л. Эндрюс , У. Герберт, У. Лод , ведя полемику с теологами кальвинист. ориентации, отвергали протестант. принцип исповедовать только Писание (лат. sola Scriptura) и продолжали опираться на авторитет отцов Церкви при его толковании. Они акцентировали внимание на значении добрых дел для спасения, отстаивали тезис об истинном присутствии Христа в Евхаристии, стремились к сохранению и восстановлению дореформационных церковных обрядов. Уильям Лод, став Архиепископом Кентерберийским, активно использовал Высокую комиссию для утверждения литургического единообразия, стремился восстановить значение престола как доминанты храма в противовес проповеднической кафедре. Архиепископ Уильям Лод, как и др. богословы каролингской школы, был приверженцем учения о «божественном праве короля»: монарх, унаследовавший престол на законных основаниях, обладает божественным правом на него и любая попытка низвергнуть его является величайшим грехом и преступлением. После прихода к власти пуритан, придавших Церкви Англии пресвитерианское устройство, идеи каролингской школы публично не отстаивались. В период Реставрации монархии (1660-1688) произошло возрождение каролингской школы. Смещение с престола в ходе Славной революции (1688-1689) Якова II вызвало резкую оппозицию в Церкви Англии.

http://pravenc.ru/text/161081.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛИН (II) [Лат. Paulinus] († 11.01.802), св. (пам. зап. 11 янв.), патриарх Аквилейский (c 787), богослов, один из деятелей каролингского возрождения . Род. ок. 750 г. близ лангобардского г. Форум Юлия (ныне Чивидале-дель-Фриули, Италия), в к-ром находилась резиденция патриархов Аквилеи . По всей видимости, П. происходил из знатного рим. рода. Учился в Патриаршей школе, где получил хорошие познания в Свящ. Писании, богословии, праве, античной и христ. лит-ре. Был рукоположен во священника и стал преподавать в той же школе. После вхождения Лангобардского королевства в состав Франкской державы и коронации Карла Великого как короля франков и лангобардов (774) П. лояльно отнесся к новой власти. В 776 г. Карл, обеспокоенный отсутствием достаточного количества грамотных клириков на подчиненных ему территориях, пригласил П. в качестве учителя грамматики (magister grammaticus) в придворную школу, находившуюся в Ахене . П. совместно с др. представителями каролингского возрождения, включая Алкуина , внес большой вклад в распространение лат. образованности во Франкском гос-ве. После смерти Аквилейского патриарха Сигвальда (ок. 786) кор. Карл Великий принял решение о назначении П. его преемником. Вскоре П. переехал в г. Форум Юлия. Карл Великий подтвердил право свободного избрания буд. патриархов Аквилеи членами соборного капитула, хотя сохранившаяся до наст. времени королевская грамота (датирована 792 г.), по всей видимости, является подложной. В 792 г. П. принимал участие в Соборе, созванном в Ратисбоне (ныне Регенсбург, Германия), к-рый осудил сторонников адопцианства из числа испан. епископов - Элипанда Толедского и Феликса Уржельского. В этот период ересь адопциан получила распространение не только в Испании, но и на территории державы франков. Феликс и Элипанд отличали второе Лицо Св. Троицы, т. е. Сына Божия по природе (natura), от человека Иисуса, которого они именовали сыном Марии, или сыном Давидовым, и который, по их мнению, стал Сыном Божиим по усыновлению (adoptione).

http://pravenc.ru/text/2756991.html

12. «Каролингское Возрождение» К Оглавлению Карл Великий был не только выдающимся полководцем и государственным деятелем, но и просвещенным и образованным человеком. Он знал латинский и греческий языки и говорил на них. Радея о том, чтобы его подданные были грамотными и образованными людьми, он издал в 787 г. «Капитулярий о науках», предписывающий создавать школы при монастырях и епископских кафедрах для клириков и монахов, а также капитулярий (802 г.) об обязательном образовании для мирян. Программа каролингских школ мало отличалась от программы существовавших церковных школ. Основной задачей новых школ являлось воспитание образованных клириков и монахов, авторитетных среди народа и способных противостоять ересям и «ухищрениями антихриста». В своей резиденции в Аахене Карл I собрал самых выдающихся людей своего времени. При дворе Карла жили такие крупные писатели, как Павел Диакон из Лангобардии, Теодульф (вестгот из Испании), но самым блистательным был молодой Эйнгардт, который позднее напишет биографию Карла I «Жизнь Карла Великого», взяв в качестве образца знаменитое произведение Светония «Жизнь двенадцати цезарей». Римские первосвященники, папство, по-прежнему нуждались в помощи и защите светских правителей. В правление Карла Великого король лангобардов Дезидерий начинает опустошать Римскую папскую область, которая была подарена папам Пипином Коротким. Папа обратился к Карлу Великому. Император ввел свои легионы на территорию Лангобардии, сверг Дезидерия и заточил его в монастырь. Этот акт укрепил союз папства и империи. Главным лицом в Западной Европе по-прежнему являлся император. Отношения императора с папой оставались очень сложными. При епископских резиденциях Карл I создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Аахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев — мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441058/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУБЕРТ [лат. Hubertus] (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ. Известно 7 Житий святого, самое раннее из них написано вскоре после открытия мощей Г. (743) неким клириком, лично знавшим святого в конце жизни. Это Житие содержит множество солецизмов и варваризмов, что косвенно подтверждает его создание до начала Каролингского возрождения. В сочинении мало фактического материала, только описание последнего года жизни, кончины и открытия мощей сделано более подробно. Между 825 и 831 гг., после перенесения мощей в основанный святым в Арденнах мон-рь Андагин, Ионой, еп. Аврелиана (совр. Орлеан), было составлено 2-е Житие. В сер. IX в. в Андагине был написан рассказ о 8 чудесах от мощей святого, к-рый начинается повествованием о перенесении мощей в 825 г. и завершается перечислением чудес, происходивших при аббате Севольде (836-855). В кон. XI в. 2-е Житие было дополнено описанием еще 29 чудес, последние из к-рых относились к сер. IX в. В XI в. льежский каноник Ансельм поместил краткую заметку о святом в «Деяниях епископов Тунгров, Моза-Траекта и Леодия» (Gesta episcoporum Tungrensium, Traiectensium et Leodiensium. 16//MGH. SS. Bd. 7. S. 150). На рубеже XI и XII вв. льежским каноником Николаем было составлено Житие св. Ламберта, в к-ром значительная часть посвящена Г. и дословно совпадает с одной из поздних версий Жития Г. Однако неизвестно, Николай ли включил в свое сочинение это Житие, или некий позднейший составитель извлек из Жития Ламберта все, что касалось Г., оформив текст как самостоятельное сочинение. Этой версией Жития с добавлением полулегендарных деталей о деятельности святого до того, как он стал епископом, пользовался Эгидий Орвальский, в сер. XIII в. переработавший «Деяния епископов Тунгров, Моза-Траекта и Леодия» Херигера Лобского и Ансельма Льежского. В XIII-XIV вв. появились еще 2 версии Жития Г., содержащие неск. позднейших легенд, воспроизведенных в написанной на франц. языке «Хронике» Жаном Утремёзом. Последнее Житие также с легендами создано в 1511 г. А. Хаппартом.

http://pravenc.ru/text/168227.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУП [Луп из Ферьера; Серват Луп; лат. Servatus Lupus] (ок. 805 - ок. 862), аббат мон-ря св. Петра в Ферьере (ныне Ферьер-ан-Гатине, деп. Луаре, Франция), деятель Каролингского возрождения ; получил известность как эрудит, богослов, филолог и знаток лат. словесности. Род. в архиеп-стве Санс; отец, Антельм, происходил из Баварии, мать, Фротильда,- из обл. Гатине; братья - Херибальд (епископ Осера в 829-857) и Аббон (епископ Осера в 857-860). Воспитывался в аббатстве св. Петра в Ферьере, изучал «свободные искусства». Ок. 828 г. по настоянию аббата Альдрика (впосл. архиепископ Сансский), канцлера кор. Пипина I Аквитанского, отправился в монастырь Фульда и стал учеником аббата Рабана Мавра . В Фульде Л. изучал Свящ. Писание и работал в монастырском скриптории. В это время он познакомился с Эйнхардом, светским аббатом монастыря Зелигенштадт, а также с Марквардом, аббатом монастырей св. Губерта (Сент-Юбер) и Прюм, и, вероятно, с богословом Готшальком . Л. был среди первых читателей «Жизнеописания Карла Великого», составленного Эйнхардом, и дал высокую оценку этому сочинению, отметив прежде всего стилистические достоинства текста. В годы пребывания в Фульде Л. изучал труды античных авторов и отцов Церкви, исправлял рукописи, используя для этого богатую б-ку мон-ря. Благодаря этой деятельности он получил известность как собиратель и корректор лат. текстов. Ок. 836 г. Л. вернулся в Ферьер и возглавил монастырскую школу. Ок. 841 г. при поддержке имп. Юдифи, 2-й жены имп. Людовика Благочестивого, он стал аббатом мон-ря. Тесные отношения с Юдифью и ее сыном Карлом Лысым (с 840 король зап. франков) были установлены Л. незадолго до его возвращения в Ферьер, когда он по просьбе императрицы провел нек-рое время при дворе в качестве учителя наследника. Аббат сохранял верность Карлу Лысому во время его борьбы с братьями после кончины имп. Людовика (840), неоднократно выполнял его дипломатические поручения, сопровождал короля на совещание в Мерсене (847), по его указанию посетил папскую курию в Риме (849).

http://pravenc.ru/text/2110898.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА [лат. Jonas] († 843), еп. г. Орлеана (Франция), церковный писатель и богослов эпохи позднего Каролингского возрождения . Род. в Аквитании (Юго-Зап. Франция), там же получил начальное и церковное образование, стал клириком. В посвящении Валькальду, еп. Льежскому, к-рым начинается Житие св. Губерта, И. упоминал об их совместном обучении в придворной школе. В 818 г., после низложения Орлеанского еп. Теодульфа , обвиненного в причастности к мятежу Бернарда Итальянского, племянника франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840), И. с одобрения императора занял Орлеанскую кафедру. Вскоре епископ стал активным гос. и церковным деятелем, неизменно поддерживал имп. Людовика Благочестивого. Особое значение имела деятельность И. на Парижском Соборе 825 г., где обсуждался вопрос о почитании икон. В 824 г. визант. имп. Михаил II Травл (умеренный противник почитания икон) обратился к франк. имп. Людовику Благочестивому с жалобой на иконопочитателей, к-рые бежали в Рим и распускали слухи об иконоборческой ереси. Михаил II в послании подчеркнул, что принятые им меры были направлены лишь против неподобающего поклонения иконам, а не против икон вообще, и просил Людовика содействовать одобрению этих мер Римским папой и изгнать клеветников из Рима. Франк. император направил в Рим Фрекульфа, еп. Лизьё, однако папа Римский Евгений II отказался идти на уступки, заявив, что вопрос о почитании икон решен на Вселенском VII Соборе (787) и не может быть пересмотрен. Однако в гос-ве Каролингов господствовало негативное отношение к этому Собору, что нашло отражение в «Libri Carolini» (Карловых книгах). Парижский Собор 825 г. в целом одобрил позицию визант. императора и особым меморандумом (libellus) запретил поклонение иконам, разрешив их почитание (veneratio). Сансский архиеп. Иеремия и И. передали решения Парижского Собора папе Римскому, однако Евгений II не изменил свою позицию. Тогда же И. выступил против франк. сторонников радикального иконоборчества во главе с Туринским еп. Клавдием.

http://pravenc.ru/text/578290.html

МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ История современного мира неотделима от традиций западного христианства, западная модель часто отождествляется с христианством вообще – и гений институциональной организации, и автономная концепция тварного мира, и, наконец, склонность оттеснять на задний план духовный, мистический опыт, отделяя его от собственно богословия. Однако на протяжении первого тысячелетия существования Церкви догматы и духовная традиция формировались в первую очередь на Востоке. Именно в Антиохии Иисусовы ученики …в первый раз стали называться Христианами ( Деян. 11:26 ). Именно в эллинистическом мире, объединявшем, наравне с греками, евреев, сирийцев и египтян, проповедовал апостол Павел. Собрание книг, которое мы называем «Новым Заветом», было написано по-гречески – на языке, который был в ходу у первых христиан Востока. И именно на этих территориях крупные догматические споры подтолкнули к созыву соборов. Представители Запада – вполне уважаемые, хоть и малочисленные – принимали в них участие, однако вклад их (за исключением Халкидонского собора) сводился к роли наблюдателей. Христианский Восток столкнулся с искушениями, которые были характерны именно для него: с греческим интеллектуализмом, с культурным плюрализмом, с императорским произволом… Вторжение ислама в VII в. и его последствия изменения привели к некоторой изолированности – как раз в то время, когда «Каролингское возрождение» ознаменовало собой начало нового динамического периода в истории западного христианства. И, тем не менее, духовное наследие первых веков христианства не было утрачено. Это наследие заключало в себе христианский опыт, для которого «знание» тождественно «видению», для которого церковные институты лишены смысла, если они не отражают веры христианского народа в его целокупности, который переживает дары Духа Святого как присутствие Бога во всей Церкви, осуществляемое в таинствах… Богословская основа этого наследия – понимание спасения как «обожения» ( θωσις) и осмысление Божества как Троицы. Обожение

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

священник Владимир Вукашинович Глава I. Предыстория литургического движения в католической церкви Прежде чем подробно рассказывать о литургическом движении и литургическом возрождении в Католической Церкви, необходимо установить основные исторические, богословские и культурологические координаты эпохи, предшествовавшей их появлению. Установление контекста особенно важно в связи с тем, что предмет данного исследования в основном недостаточно известен православной богословской общественности. Настоящее краткое историческое введение охватывает относительно долгий период развития литургической жизни на Западе – от литургической реформы Каролингов до начала публичной деятельности дона Проспера Геранже. А. Литургическая реформа Каролингов и судьба литургии римского обряда Литургия римского обряда первоначально, вплоть до VIII века, была литургией римской епархии, города Рима и его окрестностей 20 . О ранней истории литургии этого обряда известно очень мало. Точно известно лишь, что к ней не применялось правило, чтобы литургия первопрестольной кафедры была обрядом всей Церкви в целом 21 (как это было в Александрии, Антиохии, Константинополе и Иерусалиме). Повсеместно в Западной Европе, даже в епархиях северной и южной Италии, использовались другие обряды. Самыми известными обрядами западного христианства, наряду с римским, были миланский (или амвросианский) 22 , галликанский 23 , африканский 24 и мозарабский 25 . Они отличались от римской литургии и были достаточно схожи между собой. Король франков Пипин Короткий (751–768) около 760 года просил папу Павла I прислать копию римского сакраментария, чтобы на его основе осуществить литургическую реформу в подвластных Пипину областях. Результатом было распространение римского обряда во всей Западной Европе, а также его трансформация 26 . Обновление в литургической области стало частью более широкого явления, известного как каролингская реформа. Франкская церковь страдала от многочисленных проблем, таких как коррупция клира, необразованность и безнравственность, остатки языческих обычаев, крайний разнобой форм богослужения и злоупотребление церковным имуществом. Поэтому перед франкской династией остро встала необходимость всестороннего обновления церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В.В. Зверева Введение Беда Достопочтенный принадлежит к числу авторов, которые пользуются особой любовью читателей и исследователей. Его сочинения вплоть до настоящего времени продолжают переиздаваться и переводиться на разные языки. Те, кто изучали его труды и писали о нем, неизменно отзывались об этом герое с теплотой, создавая его образы, созвучные своему времени и культуре. Монах, богослов, ученый, историк. Беда (672/3–735) был автором многочисленных сочинений, посвященных практически всем областям христианского знания: комментариев на книги Св. Писания, трудов по истории, хронологии, искусству счета, риторике, работ, рассказывавших об устройстве мира, божественных творениях и «природе вещей». Большая часть его произведений получила известность в Британии и на континенте уже в VIII в. Беда был признан одним из крупнейших учителей средневековой Европы, по работам которого учились поколения деятелей церкви, интеллектуалов. О нем слагались легенды как о мудреце и праведнике, наставнике в вере. В Средние века большим авторитетом обладали его экзегетика и проповеди , трактаты о летоисчислении и церковном календаре. В Новое время получила известность «Церковная история народа англов», снискавшая Беде славу «отца английской истории». Сведения, приведенные в этом труде, легли в основу историографических представлений о прошлом англо-саксов в XIX – XX вв. В 1899 г. Беда Достопочтенный , давно почитавшийся как святой, был официально канонизирован римской церковью. Об этом авторе написано множество работ: наследие Беды привлекало внимание представителей разных дисциплин, историков, филологов, науковедов, богословов. Тем не менее, личность этого человека и его творчество продолжают интересовать исследователей. В современном гуманитарном знании можно выделить несколько приоритетных способов прочтения трудов Беды. Их изучают как важный исторический источник, как свидетельство о событиях раннесредневекового прошлого Британии. Его сочинения рассматриваются с точки зрения истории интеллектуальной культуры англо-саксов, в ее преемственности с книжной культурой времен поздней Империи, и связи с Каролингским возрождением. Тексты Беды анализируют исследователи христианской традиции с точки зрения истории церкви на Западе. Наконец, есть много работ, посвященных личности англо-саксонского автора, в которых воссоздается целостный образ Беды Достопочтенного как человека своего времени, христианина, учителя и ученого.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В раннее средневековье город был опоясан рим. стенами и имел 2 центра, связанных с церквами св. Руперта и св. Петра (чьи культы появились в В. из Зальцбурга в Каролингскую эпоху). До X в. В. находилась под властью венгров. Постепенное возрождение австр. земель, а вместе с ними и В. начинается с 976 г.- образования баварской Восточной марки и утверждения в ней власти маркграфов (с 1156 герцогов) Бабенбергов. В 1137 г. В. впервые названа городом. В 1137 (1142?) г. Генрих II Бабенберг при поддержке еп. Пассау Регинберта приступил к строительству ц. св. Стефана, патрона В. Герц. Генрих II Язомирготт (1156-1177) выбрал В. в качестве своей главной резиденции. Он построил дворец по образцу регенсбургского и основал 1-й мон-рь с монахами шотл. происхождения (c 1418 бенедиктинский). Город быстро развивался, в кон. XII в. возвели новые мощные стены, и городской ареал был зафиксирован примерно на 650 лет. В 70-х гг. возникли первые купеческие сообщества горожан, а в 90-х гг.- евр. торговые сообщества. К 1200 г. В. становится 2-м по величине после Кёльна городом Римско-Германской империи . После перенесения Леопольдом VI Бабенбергом герцогской резиденции в В. в нач. XIII в. и провозглашения ее в сер. XIV в. Рудольфом IV Габсбургом столицей герцогства, город приобрел значение важного духовного и религ. центра. Существует т. зр., что уже Генрих II Бабенберг перенес в 1156 г. герцогскую резиденцию в В., а в 1172 г. в нек-рых источниках она называется «civitas metropolitana» (столичный город). При герц. Леопольде VI полностью кодифицируется городское право. К этому же времени относится первое упоминание герба В.- одноглавого орла (с 1461 - двуглавый орел). В 1237 г. имп. Фридрих II занимает город в ходе борьбы с герц. Фридрихом II Бабенбергом. В. стала имперским городом и получила широкие привилегии. В 1238 г. город опять на короткое время перешел к Бабенбергам, но после пресечения династии подчинился дому Гогенштауфенов и стал резиденцией имперского штатгальтера (управителя), а позднее маркграфа Германа Баденского, супруга Гертруды Бабенбергской. После его смерти Австрия с В. перешла под власть Пржемысла II Отакара, буд. кор. Чехии. В борьбе Отакара с Рудольфом I Габсбургом В. выступила на стороне Чехии. В 1276 г. Альбрехт I Габсбург подчинил ее и расширил бабенбергские и штауфенские привилегии. В 1282 г. впервые был упомянут бургомистр города. Господство Габсбургов в В. было непрочным, о чем свидетельствуют восстания 1287-1288 и 1308 гг. Рудольф IV Габсбург в 1365 г. основал в В. ун-т, а также капитул каннониката св. Стефана.

http://pravenc.ru/text/150177.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010