5 сентября 1912 г. патриарх и епископы издали окруж­ное послание „часному cbojeмy клиру и благоверному наро­ду“, в коем обещали с своей стороны приложить все усилия к тому, чтобы возможно скорее созван был на­родно-церковный конгресс, призывали народ к осторож­ности, трезвому отношению к событию дня, чтобы еще боль­ше не навредить себе 71 . 14 (27) ноября 1912г. на заседании венгерского сейма депутат д-р Живко Богдан обратился к министру-председателю Ладиславу Лукачу с интерпелля­цией, в которой спрашивал министра о причинах, вы­звавших высочайший указ от 11 июля 1912 г., о пред­полагаемых переменах в выборном порядке сербского народно-церковного конгресса и о времени его созвания. На эту интерпелляцию тотчас ответил министр-председатель – в самом успокоительном тоне, обещая созвание конгресса между Пасхой и Духовым днем 1913 года 72 . 1 Прот. Д. Н Якшич, Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Тур­ции в Австро-Угрию в 1690 г. под руководством печского патриарха Арсения III Черноевича, с приложением карты. Прага, 1912, стр. I, прим. I. 4 Энциклопедия славянской филологии. Изд. Отд. рус. яз. и слов. Императорской Академии Наук. Под ред. орд. акад. И. В. Ягича. Вып. 2-й. Л. Нидерле. Обозрение современного славянства (с кар­тою). СПБ. 1909, стр. 114. См. также проф. Т. Д. Флоринский, Славян­ское племя. Статистико-этнографический обзор современного славян­ства. С приложением двух этнографических карт. Киев, 1907, стр. 91–93. В трудах профессоров Нидерле и Флоринского ука­зана и литература предмета. Этнографическая карта славянских на­родностей М. Ф. Мирковича, дополнена А. Ф. Риттихом. 2-ое изд. С.-Пет. Отд. Слав. Блоготв. Комитета. СПБ. 1875. К ней приложение: Статистические таблицы распределения славян А) по государствам и народностям. Б) по вероисповеданиям, азбукам и литературным языкам (наречиям) А. С. Будиловича. СПБ. 1875. Две карты Австро-Венгрии – политическая и этнографическая в Новом Энциклопе­дическом Словаре изд. Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон, т. 1-й, СПБ. 1911 г, к стр. 256–257. Наиболее подробная карта Австро-Венгрии в Большом Всемирном Настольном Атласе Маркса под ред. проф. Э. Ю. Петри и Ю. М. Шокальского. СПБ. 1905, 37.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

. . . . . 39,275 Итого: 190,343 2. Епархия бачская. а) протопресвитериат иовосадский . . . . . . 35,407 б) протопресвитериат сомборский . . . . . . 37,559 в) протопресвитериат старо-бечейский . . 33,126 г) протопресвитериат жабальский . . . . . . 39,838 Итого: 145,930 3. Епархия будимская. а) протопресвитериат могачский . . . . . . 12,445 б) протопресвитериат будимский . . . . . . 5,942 Итого: 18,387 4. Епархия темишварская. а) протопресвитериат арадский . . . . . . . . . . . . 31,375 б) протопресвитериат велико-кикиндский . . . 65,747 в) протопресвитериат велико-бечкерекский . . 32,614 г) протопресвитериат темишварский . . . . . . . .17,078 Итого: 146,814 5. Епархия вершецкая. а) протопресвитериат вершецкий. . . . . . . . 36.307 б) протопресвитериат бело-перковский . . . . 36,393 в) протопресвитериат панчевский. . . . . . . . 61,775 Итого: 134,475 6. Епархия пакрацкая. а) протопресвитериат беловарский 46,465 б) протопресвитериат вочинский 26,075 в) протопресвитериат новоградишский 27,368 г) протопресвитериат пакрацкий 10 36,556 Итого: 136,464 7. Епархия горне-карловецкая. а) протопресвитериат будачкий43,862 б) протопресвитериат глинский 74,406 в) протопресвитериат кореницкий 53,024 г) протопресвитериат костайницкий 61,770 д) протопресвитериат личский (Лика) 84,832 е) протопресвитериат плащанский (Плашки) 11 41,007 ж) протопресвитериат округ монастыря Гомирье 16,658 з) протопресвитериат приморские города . . . 1,342 Итого: 376,901 В итоге по архиепископии и всем епархиям . . 1.149.314 12 . Грустный, но неоспоримый факт: православное насе­ление сербское в Венгрии с годами не только не увеличи­вается в числе, но местами идет на убыль. В „Богослов­ском Гласнике“ 1910 г. помещена следующая заметка: „Поразительны для нас сербов статистические данные о движении народности в сербских краях Венгрии, в Бач­ке и Банате. Правда, данные эти официальные, мадьяр­ские, но и в этом случае они не доставляют нам ни­какого утешения. Первое, что тотчас бросается в глаза, это то, что волна мадьярского элемента устремляется с севера и постоянно увеличивается; от этого число сербов в северных местностях падает во много большей ме­ре, чем в южных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Исполнение этого указа и объявле­ние дальнейших определений поручаем своему венгерскому министру-председателю, повелевая, чтобы он в свое время сделал распоряжение о созвании в смысле IX-й ста­тьи закона 1868 г. сербского православного церковного со­бора, с тем, чтобы этому собору на основании § 7 закона было поставлено первою задачей – выработать надлежащее устройство и представить его па наше высочайшее утверждение. Дано: в Бад-Ишле дня 11 июля 1912 года. Франц Иосиф с. р. Ладислав Лукач с. р.“ 69 . Как видно из приведенного указа, в деле народно­-церковной автономии произошла существенная перемена: автономия отодвинута на сорок лет назад. Перемена эта, как правильно говорит проф. Владан Максимович, не явилась вдруг, случайно, по чьему-то самовластию, но она – естественное следствие равнейших событий, следствие взаимодействия трех главнейших факторов на сербских на­родно-церковных конгрессах: народа, государственной власти и церковной иерархии. Народ сербский весь (т. е. иерархия и миряне), с первых дней своей жизни в вен­герских краях, стремился устроиться в них, как поли­тическая самостоятельная национальная единица с своим политическим главой (воеводой) и своим самостоятель­ным политическим представительством (народным собо­ром). Также он стремился сохранить самостоятельность и своей церкви. В начале и впоследствии, по временам, австро-венгерская власть шла как-будто на встречу этим желаниям, предоставив сербам в своих привилегиях право выбора своего воеводы (привилегия 6 апреля 1690 г.) и своего архиепископа, а в 1848 г. сербы и действительно получили свою „Воеводину“, но не долго она просущество­вала: в 1860 г. была закрыта. Политические стремления и чаяния сербов остались однако и до наших дней. Стремле­ния иноплеменной и иноверной государственной власти есте­ственно не совпадали с желаниями сербского народа, – мало того, они были совершенно противоположны первым. Отсю­да политика постоянного и постепенного ограничения поли­тических прав и энергического противодействия завет­ным желаниям сербского народа. Высшая иерархия, бывшая долго (за одно с народом) главным фактором в веде­нии как церковной, так и народной политики, первой за­щитницей национально-политических идей и чаяний народ­ных, после 1860 года стала исключительно на церковную позицию, т. е. ту, с которой смотрит на сербский народ и государственная власть. Отсюда связь высшей иерархии с политикой государственной власти, отсюда – рознь между иерархией и народом, усиленная в 1912 г. изданием „Синодального устройства“ по собственной инициативе патриарха и епископов, без согласия на то народно-церковного кон­гресса, отсюда и все последствия этой долголетней прискорбной розни вплоть до указа и июля 1912 г. 70

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

6 Шехатизам псточно-православне српске мumponoлuje карловачке за 1900 г. Приредио прот. Д. Руварац. Изданье саборског одбора Ср. Карловци. 1900. 10 В „Календарь Матине српске за годину 1908» (стр. 144) указы­ваются еще, без обозначения количества душ, протопресвитериаты («npomononujamu»): трештеновацкий и северинский. 11 В „Календаре Матине српске за годину 1908 " (стр. 144) еще «npomononujamu»: вилицкий и петриньский. 13 Богословски Гласник. 1910. XVII: 2, стр. 154 заметка под загла­вием: «Опаданье срба у Yrapckoj». «Богословски Гласник» – дель­ный и к тому же ныне единственный научно-богословский и церковно-общественный ежемесячный журнал карловецкой митрополии, издается с января 1902 г. в Карловнах профессорами “богословии“ под редакцией сначала проф. архимандрита Илариона Зеремского, а с 1909 г. под редакцией проф. пресвитера Владана Максимовича. 14 Названия протопресвитериатов и число душ показаны выше. Во главе протопресвитериатов стоят протопресвитеры, избираемые представителями народа и клира большинством двух третей голосов, а в случае, если такого большинства не получится, назна­чаемые консисторией из числа кандидатов, получивших больше го­лосов. Для того, чтобы приходские обязанности не мешали прото­пресвитеру как должно выполнять свои обязанности по надзору за округом, ему дастся помощник, который за определенное жалованье помогает, в случае нужды, и всем священникам округа. Впро­чем, более состоятельные приходы имеют своих отдельных по­мощников, избираемых церковной общиной и настоятелями при­ходов. 16 В „Кратком очерке истории православных церквей болгар­ской, сербской и румынской или молдо-валашской» акад. Е. Е. Голу­бинского (М. 1871) ряд сербо-австрийских архиепископов, начиная с патриарха Арсения Черноевича, доведен до Самуила Маширевнча († 7 января 1870 г.). После него, занимающего 16-е место в ряду митрополитов карловецких, были таковыми еще: Прокопий Ивачкович († 29 апреля 1881 г.), Герман Анджелич († 26 ноября 1888 г.) и Георгий Бранкович († 17 июля 1907 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Другие же проекты, особенно „народно-церковный устав», послужили только предметом продолжительных бесплодных споров и пререканий между враждебными друг-другу партиями, т. н. клирикальною, защищавшею права и автори­тет церковной иерархии, и оппозиционною, со всей реши­тельностью восставшей на защиту мнимо попранных авто­номных прав народа, против предположенных измене­ний в действующих статутах: предлагалось же предоста­вить церковной иерархии больше, чем доселе практиковалось, власти и влияния при назначении приходских свя­щенников, председателей церковных скупщин, протопресвитеров и членов конгресса из лиц духовного зва­ния 54 . Обе спорящие стороны так и не пришли к взаим­ному соглашению 55 , и, блогодаря крайней напряженности споров, самый конгресс был закрыт раньше, чем все представленные проекты подверглись его обсужде­нию 56 . Принятые на народно-церковном сербском конгрессе 1892 г. статуты о пенсиях для вдов и сирот духовного, чиновнического и учительского звания заслуживают вни­мания по своей простоте и целесообразности. Решено было основать специальные фонды: а) для вдов и сирот лиц духовного звания, и б) для лиц чиновнического и учи­тельского звания. Вот некоторые параграфы этих стату­тов. Членами первого фонда обязаны быть все члены духовенства без различия степени, положения и обязанно­стей (§ 2). Сумма взноса зависит от личного желания вкладчика, какую пенсию он намерен обеспечить для своих сирот (§ 4). Сумма эта не должна быть менее 200 и больше 600 гульденов (§ 5). С неаккуратных вкладчиков взыскивается требуемая сумма административ­ным порядком (§ 8). Размер годичной пенсии вдове и малолетним сиротам равняется сумме, внесенной в кассу фонда (§ 12). Новый пенсионный фонд должен находиться под надзором народно-церковного конгресса (§ 25) и под управлением главной администрации всех народно-церков­ных фондов (§ 26). Все члены этого фонда составля­ют главную „скупштину», которая должна раз в год собираться в Карловцах, под председательством митрополита-патриарха или его заместителя (§ 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Печальная судьба монастырской реформы подействовала отрезвляюще на на­род и радикальная партия, виновница многих смут в митрополии, должна была уступить главенство более кон­сервативной „самостальной» партии. Вследствие этого со­стоявшийся в мае 1910 г. народно-церковный конгресс – высший орган управления митрополии – прошел, по видимому, спокойнее предшествующих конгрессов, хотя в конце концов и привел к такому печальному акту, как отмена некоторых автономных учреждений высочайшим указом 11 июля 1912 года. Конгресс 1910 и 1911 года. – Высочайшее разрешение на созвание народно-церковного конгресса 16 (29) мая 1910 г. последовало 5 (18) марта того же года. Выборная борьба отличалась на этот раз особенным оживлением и страст­ностью, и в результате партия „самостальная» получила 44 мандата, а радикальная 36. Накануне открытия 15 (28) мая прибыл королевский комиссар Ю. Рохоньи. 16 (29) мая при обычной торжественной обстановке состоялось откры­тие этого конгресса. На 2-м заседании 20 мая (2 июня) патриарх Лукиан обратился к членам конгресса с всту­пительною речью, в которой наметил главные вопросы, ожидающие решения. Таковы: а) избрание членов комитета конгресса, митрополичьего церковного совета и школьного совета; б) вопрос об улучшении священнического содер­жания (патриарх еще в 1909 году на этот предмет основал фонд взносом в 25,000 крон); в) вопрос об из­менениях и дополнениях правил о выборе депутатов на конгресс, для избежания печальных явления, имев­ших место на конгрессах 1902 и 1906 г.г. и чтобы авто­ритет автономных властей не терпел ущерба; г) вопрос об отношениях низших автономных властей и органов к высшим автономным властям и органам, для чего требуется выработать устав митрополитский, епархиальный и церковно-общинный, точно установить круг прав, обя­занностей и ответственности всех народно-церковных авто­номных властей и органов, и д) пересмотр устава серб­ских народно-вероисповедных школ от низших до высших (ныне действующий устав выработан назад тому 40 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Протоколы заседаний в кратких извлечениях представляются председателю вен­герского министерства. Кроме митрополита, народно-церковный конгресс изби­рает духовных и светских членов „митрополитско-цер­ковного совета» и „народно-училищного совета». Эти специальные органы высшего церковного управления сосредо­точены при митрополичьей кафедре. В состав митропо­литско-церковного совета входят: митрополит, как пред­седатель, два епископа, избираемые архиерейским синодом, три лица духовного звания (архимандриты или протопре­свитеры) и три лица светского звания (этих 6 членов избирает народно-церковный конгресс), кроме того нота­риус и секретарь-протоколист. Совет служит высшею апелляционною инстанцией во всех судебных делах, ка­сающихся церковной дисциплины и брачных споров; за­тем – в качестве первой судебной инстанции в тяжбах против епархиальных епископов и епархиальных конси­сторий; наконец, в круг ведения совета входят все дела касательно веры, церковного обряда и специально-клириче­ских предписаний. Митрополитско-церковный совет со­ставляет свои собрания обыкновенно два раза в год, а по требованиям обстоятельств и более. Народно-учи­лищный совет состоит из митрополита или его заме­стителя, двух членов духовного чина, из которых один должен быть епископ, из главного инспектора (он же референт) всех православно-сербских школ в пределах митрополии, нотариуса, секретаря и двух почетных членов светского звания. В круг деятельности этого со­вета входит: надзор над всеми школами приходскими, средними и высшими, мужскими и женскими, исключая бо­гословских классов, подчиненных исключительно веде­нию митрополита. Совет имеет свои заседания каждый месяц; он утверждает избрание и увольнение учителей всех школ, разрешает постройку новых зданий для школ; разделяет стипендии воспитанникам гимназий, за­ботится об учебных книгах, сносится с правительствен­ною властью по требованию обстоятельств и каждый год издает печатный отчет о своей деятельности. Архиерейский синод, согласно §§ 18 и 19 „Синодского устройства 1875 г.“ ведает чисто-духовные дела: о догма­тах веры, богослужении и церковной дисциплине.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Все прежние частные фонды отдельных епархий решено объединить в общую сумму с вновь образующимся фондом и назвать его „общим иерархическим пенсионным фондом» (§ 38) 57 . – Образование пенсионного фонда для лиц учительского и чи­новнического звания являлось также насущною потребностью в жизни народной, так как учителя в автономных сербских школах и лица, служащие в других народно­-сербских учреждениях, из общественной казны не полу­чают жалованья и не имеют права на пенсию. Фонд этот решено образовать из взносов единовременно 25% и ежегодно 2% с получаемого учителями и чиновниками содержания (§ 30), при ежегодной субсидии из церковно-­народного неприкосновенного и клирикального школьного фонда (§ 38). Право на пенсию получается по истечении десятилетнего периода действительной службы, в соответ­ственном со внесенным вкладом размере и по числу лет службы (§ 9). Полное содержание назначается в пен­сию чиновнику за 40 лет службы, учителю за 80 лет (§ 8) 58 . В общем этот пенсионный устав выработан по началам общегосударственного законоположения о пен­сиях. Были попытки к устройству народно-церковного кон­гресса в октябре 1893 г. и в мае 1894 г., но оба раза конгресс не был дозволен верховною властью на том основании, что не оказывалось в наличности сумм на по­крытие значительных расходов, сопряженных с созванием конгресса, да и предметы занятий предполагавшегося конгресса не такой важности, чтобы неотложно требовали его созвания 59 . Австро-венгерское правительство, как из­вестно, нередко налагает свое vemo на церковно-народные начинания православных своих подданных. Конгресс 1897 г. – В начале 1897г. в заседании вен­герского сейма депутат Иосиф Ягич направил к вен­герскому министру-президенту запрос относительно созна­ния народно-церковного конгресса для решения накопившихся неотложных дел, на что получен был ответ, что конгресс во всяком случае состоится в текущем году. И действительно, указом императора и короля Франца Иосифа от 9 (20) мая открытие конгресса назначено на 29 июня 1897 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

К сожалению, мира и согласия, к которым так призывал патриарх в своей речи, и на этом конгрессе не оказалось. Уже в самом начале деятель­ности конгресса вышли разногласия по поводу составления верноподданнического адреса. Одни доказывали, что в ад­ресе нужно указать на все, что испытывают православные сербы. Пред монархом не следует умалчивать, что кон­гресс не был созываем в течении целых пяти лет, тогда как, по прямому смыслу закона, он должен созы­ваться каждые три года. Нужно указать и на самые неспра­ведливости, именно, что правительство вмешивается в дела сербской церкви и нарушает тем её автономию. Другие же напротив говорили, что в адресе неуместны жалобы, что адрес должен быть чисто лояльного характера. По­следние взяли верх, и в этом именно смысле был составлен адрес. Когда же королевский комиссар стал требовать, чтобы конгресс прежде всего – не в очередь – занялся рассмотрением правительственного проекта орга­низации сербской церкви („церковно-школьного статута“), то конгресс огромным большинством решил, опираясь на автономию сербской церкви, что он не может подчиниться этому требованию и остается при утвержденном раньше очередном порядке занятий. Этот отказ повел к тому, что сербский народно-церковный конгресс – по личному приказанию Франца Иосифа – был закрыт на неопределен­ное время. Почему же тот или иной порядок занятий имел такое решающее значение на судьбу конгресса? Объ­яснение этого заключается в давнишнем стремлении вен­герского правительства совершенно уничтожить автономию сербской православной церкви в Венгрии. Уже давно вело оно явную и тайную борьбу против сербской церковной автономии и составило проект её уничтожения, который и был представлен ныне, в виде нового церковно-школь­ного устава, на утверждение сербскому конгрессу. На осно­вании закона, конгресс имеет полное право устанавливать совершенно самостоятельно очередной порядок своих за­нятий; он и воспользовался этим правом и вместо рассмотрения представленного ему устава приступил к из­бранию нового исполнительного комитета, что и возбудило гнев венгерского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Прежние привилегии за переселенцами были опять утверждены преемниками Си­гизмунда: Владиславом III, Матвеем Корвином, Людо­виком II и Фердинандом I. После первого падения Смедерева (1439 г.), масса сербов переселилась в Банат. Эти переселенцы получили в 1440 г. привилегию от вен­герского короля Владислава III. После второго падения Смедерева (1459 г.), когда Сербия стала окончательно турецкой провинцией, опять масса сербов переселилась в Венгрию, в пределы Темишвара. В 1465 г. переселился в Венгрию деспот Вук Гргуревич. Вместе с ним перешли из Сербии еще некоторые выдающиеся семьи, между которыми упоминается Стефан и Димитрий Якшичи и Павел Бранкович Кинижи, бывшие в родстве с Вуком. Эти семьи вывели с собою в Венгрию значительное число народа. Переселенцы заняли места в Среме, Банате и в Янополе. В 1481 г. князь Павел Кинижи, деспот Вук, Якшич и другие выдающиеся сербы, вместе с венгерским вой­ском, исполняя план короля Матвея Корвина (1458–1490 г.), вторглись в Сербию до города Крушевца и вывели оттуда в пределы Венгрии более 50,000 сербов и 1,000 ту­рок. В том же 1481 г. венгерский сейм в Пеште осво­бодил сербов-переселенцев от платежа десятины рим­ско-католическому духовенству, с целью привлечь таким путем еще больше сербов в границы Венгрии. Приви­легию эту подтвердил венгерский король Владислав IV в 1495 г. Переселения сербов в Венгрию имели место в 1494 г. в начале XVI в. вся венгерская равнина между Дунаем, Тисою и Марошем носила уже сербский характер. В первой четверти XVI в. до могачской битвы (29 августа 1526 г.) имели место несколько добровольных переселений сербов в Венгрию, а после могачской битвы турки, обык­новенно населявшие занятые земли „райей», долженство­вавшей обрабатывать землю и кормить своих хозяев-ту­рок, заселили Венгрию громадным количеством сербов. Могачская катастрофа, сделавшая Венгрию добычей Турции, приостановила надолго, до восьмидесятых годов XVII века, эмиграцию сербов в Венгрию. В 1687 г. до 10,000 сер­бов поселились в Чонграде, Мартоноше и Зенте, полу­чив при этом разные привилегии, а в 1689 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010