5 сентября 1912 г. патриарх и епископы издали окружное послание „часному cbojeмy клиру и благоверному народу“, в коем обещали с своей стороны приложить все усилия к тому, чтобы возможно скорее созван был народно-церковный конгресс, призывали народ к осторожности, трезвому отношению к событию дня, чтобы еще больше не навредить себе 71 . 14 (27) ноября 1912г. на заседании венгерского сейма депутат д-р Живко Богдан обратился к министру-председателю Ладиславу Лукачу с интерпелляцией, в которой спрашивал министра о причинах, вызвавших высочайший указ от 11 июля 1912 г., о предполагаемых переменах в выборном порядке сербского народно-церковного конгресса и о времени его созвания. На эту интерпелляцию тотчас ответил министр-председатель – в самом успокоительном тоне, обещая созвание конгресса между Пасхой и Духовым днем 1913 года 72 . 1 Прот. Д. Н Якшич, Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Турции в Австро-Угрию в 1690 г. под руководством печского патриарха Арсения III Черноевича, с приложением карты. Прага, 1912, стр. I, прим. I. 4 Энциклопедия славянской филологии. Изд. Отд. рус. яз. и слов. Императорской Академии Наук. Под ред. орд. акад. И. В. Ягича. Вып. 2-й. Л. Нидерле. Обозрение современного славянства (с картою). СПБ. 1909, стр. 114. См. также проф. Т. Д. Флоринский, Славянское племя. Статистико-этнографический обзор современного славянства. С приложением двух этнографических карт. Киев, 1907, стр. 91–93. В трудах профессоров Нидерле и Флоринского указана и литература предмета. Этнографическая карта славянских народностей М. Ф. Мирковича, дополнена А. Ф. Риттихом. 2-ое изд. С.-Пет. Отд. Слав. Блоготв. Комитета. СПБ. 1875. К ней приложение: Статистические таблицы распределения славян А) по государствам и народностям. Б) по вероисповеданиям, азбукам и литературным языкам (наречиям) А. С. Будиловича. СПБ. 1875. Две карты Австро-Венгрии – политическая и этнографическая в Новом Энциклопедическом Словаре изд. Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон, т. 1-й, СПБ. 1911 г, к стр. 256–257. Наиболее подробная карта Австро-Венгрии в Большом Всемирном Настольном Атласе Маркса под ред. проф. Э. Ю. Петри и Ю. М. Шокальского. СПБ. 1905, 37. |
. . . . . 39,275 Итого: 190,343 2. Епархия бачская. а) протопресвитериат иовосадский . . . . . . 35,407 б) протопресвитериат сомборский . . . . . . 37,559 в) протопресвитериат старо-бечейский . . 33,126 г) протопресвитериат жабальский . . . . . . 39,838 Итого: 145,930 3. Епархия будимская. а) протопресвитериат могачский . . . . . . 12,445 б) протопресвитериат будимский . . . . . . 5,942 Итого: 18,387 4. Епархия темишварская. а) протопресвитериат арадский . . . . . . . . . . . . 31,375 б) протопресвитериат велико-кикиндский . . . 65,747 в) протопресвитериат велико-бечкерекский . . 32,614 г) протопресвитериат темишварский . . . . . . . .17,078 Итого: 146,814 5. Епархия вершецкая. а) протопресвитериат вершецкий. . . . . . . . 36.307 б) протопресвитериат бело-перковский . . . . 36,393 в) протопресвитериат панчевский. . . . . . . . 61,775 Итого: 134,475 6. Епархия пакрацкая. а) протопресвитериат беловарский 46,465 б) протопресвитериат вочинский 26,075 в) протопресвитериат новоградишский 27,368 г) протопресвитериат пакрацкий 10 36,556 Итого: 136,464 7. Епархия горне-карловецкая. а) протопресвитериат будачкий43,862 б) протопресвитериат глинский 74,406 в) протопресвитериат кореницкий 53,024 г) протопресвитериат костайницкий 61,770 д) протопресвитериат личский (Лика) 84,832 е) протопресвитериат плащанский (Плашки) 11 41,007 ж) протопресвитериат округ монастыря Гомирье 16,658 з) протопресвитериат приморские города . . . 1,342 Итого: 376,901 В итоге по архиепископии и всем епархиям . . 1.149.314 12 . Грустный, но неоспоримый факт: православное население сербское в Венгрии с годами не только не увеличивается в числе, но местами идет на убыль. В „Богословском Гласнике“ 1910 г. помещена следующая заметка: „Поразительны для нас сербов статистические данные о движении народности в сербских краях Венгрии, в Бачке и Банате. Правда, данные эти официальные, мадьярские, но и в этом случае они не доставляют нам никакого утешения. Первое, что тотчас бросается в глаза, это то, что волна мадьярского элемента устремляется с севера и постоянно увеличивается; от этого число сербов в северных местностях падает во много большей мере, чем в южных. |
Исполнение этого указа и объявление дальнейших определений поручаем своему венгерскому министру-председателю, повелевая, чтобы он в свое время сделал распоряжение о созвании в смысле IX-й статьи закона 1868 г. сербского православного церковного собора, с тем, чтобы этому собору на основании § 7 закона было поставлено первою задачей – выработать надлежащее устройство и представить его па наше высочайшее утверждение. Дано: в Бад-Ишле дня 11 июля 1912 года. Франц Иосиф с. р. Ладислав Лукач с. р.“ 69 . Как видно из приведенного указа, в деле народно-церковной автономии произошла существенная перемена: автономия отодвинута на сорок лет назад. Перемена эта, как правильно говорит проф. Владан Максимович, не явилась вдруг, случайно, по чьему-то самовластию, но она – естественное следствие равнейших событий, следствие взаимодействия трех главнейших факторов на сербских народно-церковных конгрессах: народа, государственной власти и церковной иерархии. Народ сербский весь (т. е. иерархия и миряне), с первых дней своей жизни в венгерских краях, стремился устроиться в них, как политическая самостоятельная национальная единица с своим политическим главой (воеводой) и своим самостоятельным политическим представительством (народным собором). Также он стремился сохранить самостоятельность и своей церкви. В начале и впоследствии, по временам, австро-венгерская власть шла как-будто на встречу этим желаниям, предоставив сербам в своих привилегиях право выбора своего воеводы (привилегия 6 апреля 1690 г.) и своего архиепископа, а в 1848 г. сербы и действительно получили свою „Воеводину“, но не долго она просуществовала: в 1860 г. была закрыта. Политические стремления и чаяния сербов остались однако и до наших дней. Стремления иноплеменной и иноверной государственной власти естественно не совпадали с желаниями сербского народа, – мало того, они были совершенно противоположны первым. Отсюда политика постоянного и постепенного ограничения политических прав и энергического противодействия заветным желаниям сербского народа. Высшая иерархия, бывшая долго (за одно с народом) главным фактором в ведении как церковной, так и народной политики, первой защитницей национально-политических идей и чаяний народных, после 1860 года стала исключительно на церковную позицию, т. е. ту, с которой смотрит на сербский народ и государственная власть. Отсюда связь высшей иерархии с политикой государственной власти, отсюда – рознь между иерархией и народом, усиленная в 1912 г. изданием „Синодального устройства“ по собственной инициативе патриарха и епископов, без согласия на то народно-церковного конгресса, отсюда и все последствия этой долголетней прискорбной розни вплоть до указа и июля 1912 г. 70 |
6 Шехатизам псточно-православне српске мumponoлuje карловачке за 1900 г. Приредио прот. Д. Руварац. Изданье саборског одбора Ср. Карловци. 1900. 10 В „Календарь Матине српске за годину 1908» (стр. 144) указываются еще, без обозначения количества душ, протопресвитериаты («npomononujamu»): трештеновацкий и северинский. 11 В „Календаре Матине српске за годину 1908 " (стр. 144) еще «npomononujamu»: вилицкий и петриньский. 13 Богословски Гласник. 1910. XVII: 2, стр. 154 заметка под заглавием: «Опаданье срба у Yrapckoj». «Богословски Гласник» – дельный и к тому же ныне единственный научно-богословский и церковно-общественный ежемесячный журнал карловецкой митрополии, издается с января 1902 г. в Карловнах профессорами “богословии“ под редакцией сначала проф. архимандрита Илариона Зеремского, а с 1909 г. под редакцией проф. пресвитера Владана Максимовича. 14 Названия протопресвитериатов и число душ показаны выше. Во главе протопресвитериатов стоят протопресвитеры, избираемые представителями народа и клира большинством двух третей голосов, а в случае, если такого большинства не получится, назначаемые консисторией из числа кандидатов, получивших больше голосов. Для того, чтобы приходские обязанности не мешали протопресвитеру как должно выполнять свои обязанности по надзору за округом, ему дастся помощник, который за определенное жалованье помогает, в случае нужды, и всем священникам округа. Впрочем, более состоятельные приходы имеют своих отдельных помощников, избираемых церковной общиной и настоятелями приходов. 16 В „Кратком очерке истории православных церквей болгарской, сербской и румынской или молдо-валашской» акад. Е. Е. Голубинского (М. 1871) ряд сербо-австрийских архиепископов, начиная с патриарха Арсения Черноевича, доведен до Самуила Маширевнча († 7 января 1870 г.). После него, занимающего 16-е место в ряду митрополитов карловецких, были таковыми еще: Прокопий Ивачкович († 29 апреля 1881 г.), Герман Анджелич († 26 ноября 1888 г.) и Георгий Бранкович († 17 июля 1907 г.). |
Другие же проекты, особенно „народно-церковный устав», послужили только предметом продолжительных бесплодных споров и пререканий между враждебными друг-другу партиями, т. н. клирикальною, защищавшею права и авторитет церковной иерархии, и оппозиционною, со всей решительностью восставшей на защиту мнимо попранных автономных прав народа, против предположенных изменений в действующих статутах: предлагалось же предоставить церковной иерархии больше, чем доселе практиковалось, власти и влияния при назначении приходских священников, председателей церковных скупщин, протопресвитеров и членов конгресса из лиц духовного звания 54 . Обе спорящие стороны так и не пришли к взаимному соглашению 55 , и, блогодаря крайней напряженности споров, самый конгресс был закрыт раньше, чем все представленные проекты подверглись его обсуждению 56 . Принятые на народно-церковном сербском конгрессе 1892 г. статуты о пенсиях для вдов и сирот духовного, чиновнического и учительского звания заслуживают внимания по своей простоте и целесообразности. Решено было основать специальные фонды: а) для вдов и сирот лиц духовного звания, и б) для лиц чиновнического и учительского звания. Вот некоторые параграфы этих статутов. Членами первого фонда обязаны быть все члены духовенства без различия степени, положения и обязанностей (§ 2). Сумма взноса зависит от личного желания вкладчика, какую пенсию он намерен обеспечить для своих сирот (§ 4). Сумма эта не должна быть менее 200 и больше 600 гульденов (§ 5). С неаккуратных вкладчиков взыскивается требуемая сумма административным порядком (§ 8). Размер годичной пенсии вдове и малолетним сиротам равняется сумме, внесенной в кассу фонда (§ 12). Новый пенсионный фонд должен находиться под надзором народно-церковного конгресса (§ 25) и под управлением главной администрации всех народно-церковных фондов (§ 26). Все члены этого фонда составляют главную „скупштину», которая должна раз в год собираться в Карловцах, под председательством митрополита-патриарха или его заместителя (§ 27). |
Печальная судьба монастырской реформы подействовала отрезвляюще на народ и радикальная партия, виновница многих смут в митрополии, должна была уступить главенство более консервативной „самостальной» партии. Вследствие этого состоявшийся в мае 1910 г. народно-церковный конгресс – высший орган управления митрополии – прошел, по видимому, спокойнее предшествующих конгрессов, хотя в конце концов и привел к такому печальному акту, как отмена некоторых автономных учреждений высочайшим указом 11 июля 1912 года. Конгресс 1910 и 1911 года. – Высочайшее разрешение на созвание народно-церковного конгресса 16 (29) мая 1910 г. последовало 5 (18) марта того же года. Выборная борьба отличалась на этот раз особенным оживлением и страстностью, и в результате партия „самостальная» получила 44 мандата, а радикальная 36. Накануне открытия 15 (28) мая прибыл королевский комиссар Ю. Рохоньи. 16 (29) мая при обычной торжественной обстановке состоялось открытие этого конгресса. На 2-м заседании 20 мая (2 июня) патриарх Лукиан обратился к членам конгресса с вступительною речью, в которой наметил главные вопросы, ожидающие решения. Таковы: а) избрание членов комитета конгресса, митрополичьего церковного совета и школьного совета; б) вопрос об улучшении священнического содержания (патриарх еще в 1909 году на этот предмет основал фонд взносом в 25,000 крон); в) вопрос об изменениях и дополнениях правил о выборе депутатов на конгресс, для избежания печальных явления, имевших место на конгрессах 1902 и 1906 г.г. и чтобы авторитет автономных властей не терпел ущерба; г) вопрос об отношениях низших автономных властей и органов к высшим автономным властям и органам, для чего требуется выработать устав митрополитский, епархиальный и церковно-общинный, точно установить круг прав, обязанностей и ответственности всех народно-церковных автономных властей и органов, и д) пересмотр устава сербских народно-вероисповедных школ от низших до высших (ныне действующий устав выработан назад тому 40 лет). |
Протоколы заседаний в кратких извлечениях представляются председателю венгерского министерства. Кроме митрополита, народно-церковный конгресс избирает духовных и светских членов „митрополитско-церковного совета» и „народно-училищного совета». Эти специальные органы высшего церковного управления сосредоточены при митрополичьей кафедре. В состав митрополитско-церковного совета входят: митрополит, как председатель, два епископа, избираемые архиерейским синодом, три лица духовного звания (архимандриты или протопресвитеры) и три лица светского звания (этих 6 членов избирает народно-церковный конгресс), кроме того нотариус и секретарь-протоколист. Совет служит высшею апелляционною инстанцией во всех судебных делах, касающихся церковной дисциплины и брачных споров; затем – в качестве первой судебной инстанции в тяжбах против епархиальных епископов и епархиальных консисторий; наконец, в круг ведения совета входят все дела касательно веры, церковного обряда и специально-клирических предписаний. Митрополитско-церковный совет составляет свои собрания обыкновенно два раза в год, а по требованиям обстоятельств и более. Народно-училищный совет состоит из митрополита или его заместителя, двух членов духовного чина, из которых один должен быть епископ, из главного инспектора (он же референт) всех православно-сербских школ в пределах митрополии, нотариуса, секретаря и двух почетных членов светского звания. В круг деятельности этого совета входит: надзор над всеми школами приходскими, средними и высшими, мужскими и женскими, исключая богословских классов, подчиненных исключительно ведению митрополита. Совет имеет свои заседания каждый месяц; он утверждает избрание и увольнение учителей всех школ, разрешает постройку новых зданий для школ; разделяет стипендии воспитанникам гимназий, заботится об учебных книгах, сносится с правительственною властью по требованию обстоятельств и каждый год издает печатный отчет о своей деятельности. Архиерейский синод, согласно §§ 18 и 19 „Синодского устройства 1875 г.“ ведает чисто-духовные дела: о догматах веры, богослужении и церковной дисциплине. |
Все прежние частные фонды отдельных епархий решено объединить в общую сумму с вновь образующимся фондом и назвать его „общим иерархическим пенсионным фондом» (§ 38) 57 . – Образование пенсионного фонда для лиц учительского и чиновнического звания являлось также насущною потребностью в жизни народной, так как учителя в автономных сербских школах и лица, служащие в других народно-сербских учреждениях, из общественной казны не получают жалованья и не имеют права на пенсию. Фонд этот решено образовать из взносов единовременно 25% и ежегодно 2% с получаемого учителями и чиновниками содержания (§ 30), при ежегодной субсидии из церковно-народного неприкосновенного и клирикального школьного фонда (§ 38). Право на пенсию получается по истечении десятилетнего периода действительной службы, в соответственном со внесенным вкладом размере и по числу лет службы (§ 9). Полное содержание назначается в пенсию чиновнику за 40 лет службы, учителю за 80 лет (§ 8) 58 . В общем этот пенсионный устав выработан по началам общегосударственного законоположения о пенсиях. Были попытки к устройству народно-церковного конгресса в октябре 1893 г. и в мае 1894 г., но оба раза конгресс не был дозволен верховною властью на том основании, что не оказывалось в наличности сумм на покрытие значительных расходов, сопряженных с созванием конгресса, да и предметы занятий предполагавшегося конгресса не такой важности, чтобы неотложно требовали его созвания 59 . Австро-венгерское правительство, как известно, нередко налагает свое vemo на церковно-народные начинания православных своих подданных. Конгресс 1897 г. – В начале 1897г. в заседании венгерского сейма депутат Иосиф Ягич направил к венгерскому министру-президенту запрос относительно сознания народно-церковного конгресса для решения накопившихся неотложных дел, на что получен был ответ, что конгресс во всяком случае состоится в текущем году. И действительно, указом императора и короля Франца Иосифа от 9 (20) мая открытие конгресса назначено на 29 июня 1897 г. |
К сожалению, мира и согласия, к которым так призывал патриарх в своей речи, и на этом конгрессе не оказалось. Уже в самом начале деятельности конгресса вышли разногласия по поводу составления верноподданнического адреса. Одни доказывали, что в адресе нужно указать на все, что испытывают православные сербы. Пред монархом не следует умалчивать, что конгресс не был созываем в течении целых пяти лет, тогда как, по прямому смыслу закона, он должен созываться каждые три года. Нужно указать и на самые несправедливости, именно, что правительство вмешивается в дела сербской церкви и нарушает тем её автономию. Другие же напротив говорили, что в адресе неуместны жалобы, что адрес должен быть чисто лояльного характера. Последние взяли верх, и в этом именно смысле был составлен адрес. Когда же королевский комиссар стал требовать, чтобы конгресс прежде всего – не в очередь – занялся рассмотрением правительственного проекта организации сербской церкви („церковно-школьного статута“), то конгресс огромным большинством решил, опираясь на автономию сербской церкви, что он не может подчиниться этому требованию и остается при утвержденном раньше очередном порядке занятий. Этот отказ повел к тому, что сербский народно-церковный конгресс – по личному приказанию Франца Иосифа – был закрыт на неопределенное время. Почему же тот или иной порядок занятий имел такое решающее значение на судьбу конгресса? Объяснение этого заключается в давнишнем стремлении венгерского правительства совершенно уничтожить автономию сербской православной церкви в Венгрии. Уже давно вело оно явную и тайную борьбу против сербской церковной автономии и составило проект её уничтожения, который и был представлен ныне, в виде нового церковно-школьного устава, на утверждение сербскому конгрессу. На основании закона, конгресс имеет полное право устанавливать совершенно самостоятельно очередной порядок своих занятий; он и воспользовался этим правом и вместо рассмотрения представленного ему устава приступил к избранию нового исполнительного комитета, что и возбудило гнев венгерского правительства. |
Прежние привилегии за переселенцами были опять утверждены преемниками Сигизмунда: Владиславом III, Матвеем Корвином, Людовиком II и Фердинандом I. После первого падения Смедерева (1439 г.), масса сербов переселилась в Банат. Эти переселенцы получили в 1440 г. привилегию от венгерского короля Владислава III. После второго падения Смедерева (1459 г.), когда Сербия стала окончательно турецкой провинцией, опять масса сербов переселилась в Венгрию, в пределы Темишвара. В 1465 г. переселился в Венгрию деспот Вук Гргуревич. Вместе с ним перешли из Сербии еще некоторые выдающиеся семьи, между которыми упоминается Стефан и Димитрий Якшичи и Павел Бранкович Кинижи, бывшие в родстве с Вуком. Эти семьи вывели с собою в Венгрию значительное число народа. Переселенцы заняли места в Среме, Банате и в Янополе. В 1481 г. князь Павел Кинижи, деспот Вук, Якшич и другие выдающиеся сербы, вместе с венгерским войском, исполняя план короля Матвея Корвина (1458–1490 г.), вторглись в Сербию до города Крушевца и вывели оттуда в пределы Венгрии более 50,000 сербов и 1,000 турок. В том же 1481 г. венгерский сейм в Пеште освободил сербов-переселенцев от платежа десятины римско-католическому духовенству, с целью привлечь таким путем еще больше сербов в границы Венгрии. Привилегию эту подтвердил венгерский король Владислав IV в 1495 г. Переселения сербов в Венгрию имели место в 1494 г. в начале XVI в. вся венгерская равнина между Дунаем, Тисою и Марошем носила уже сербский характер. В первой четверти XVI в. до могачской битвы (29 августа 1526 г.) имели место несколько добровольных переселений сербов в Венгрию, а после могачской битвы турки, обыкновенно населявшие занятые земли „райей», долженствовавшей обрабатывать землю и кормить своих хозяев-турок, заселили Венгрию громадным количеством сербов. Могачская катастрофа, сделавшая Венгрию добычей Турции, приостановила надолго, до восьмидесятых годов XVII века, эмиграцию сербов в Венгрию. В 1687 г. до 10,000 сербов поселились в Чонграде, Мартоноше и Зенте, получив при этом разные привилегии, а в 1689 г. |
| |