I. Карловецкая митрополия Краткие сведения о переселениях сербов из Старой Сер­бии, Боснии и Герцеговины в пределы Австро-Венгрии и учреждении здесь автокефальной православной славянской церкви Пребывание сербов в пределах Венгрии, еще до по­явления там мадьяр, есть факт, признанный историче­ской наукой 1 в XI и XII в. сербы занимали самые вы­сокие должности в венгерском королевстве. Так, четвер­тым палатином Венгрии (в 1057 г.) был серб Радо; при короле Стефане II (1114–1181 г.) седьмым палати­ном Венгрии был также серб – Иоанн Урош; при Гейзе II (1141–1161 г.) венгерским палатином опять является серб Бела Урошевич. Со времени венгерского короля св. Стефана (997–1038 г.), Венгрия является государством, в котором иностранцам давались разные права и приви­легии для того только, чтобы способствовать заселению стра­ны и поднятию её культурного состояния. Иностранцы, и в том числе сербы, поселялись в Венгрии в течении XI- XIV веков при королях Владиславе I (1077–1095 г.), Стефане II, Гейзе II, Беле IV (1237–1275 г.) и особенно Сигизмунде (1387–1437 г.). При короле Андрее II в 1225 г. поселился в южной Венгрии, около Вершена, игумен афонского монастыря Хиландара – Арсений Богдан, посвящен­ный св. Саввою, и основал там монастырь для православных сербов 2 . После битвы на Косовом поле (1389 г.), решившей судьбу сербского царства, и после взятия Скопии турками (1391 г.) начались усиленное переселение сербов в земли Венгрии. Первое после косовского погрома пере­селение сербов из Турции в пределы венгерского коро­левства совершилось или в конце XIV в. или в начале XV в. при короле Сигизмунде. Местом переселения был избран Ковин (KeVe) в южной Венгрии около Дуная. В 1405 г. Сигизмунд даровал этим переселенцам первую привилегию, дающую им все прерогативы, которыми в те времена пользовались свободные королевские города. Вскоре впрочем, вследствие турецких вторжений, ковин­ские поселенцы были переселены на остров Чепель в место, которое, в память ими покинутого, тоже было наз­вано Сербским Ковином (Racz-KeVe).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Все эти условия развиты были потом в четырех привилегиях, изданных 21-го августа и 11-го декабря 1690 г., 20-го августа 1691 г. и 4-го марта 1695 г. На основании всех этих привилегий серб­ский народ признавался: 1) находящимся под непосред­ственным управлением императора и независящим от комитатских властей и землевладельцев; 2) сербы сохра­няли собственное внутреннее управление по старом пра­вам и обычаям своим, и 3) им обещано было право избрания воеводы и патриарха, полная свобода вероиспове­дания и сохранение православных обрядов. К сожалению, обещания эти и привилегии в течении более чем двухсотлетнего пребывания сербов в Австро-Венгрии часто были нарушаемы и сокращаемы, благодаря чему и доселе церковно-общественная жизнь здешних православных сербов не имеет законченного устройства и правильного развития. Географическо-статистические данные Православные сербы карловецкой митрополии занимают южную Венгрию, именно Срем, Бачку и Канат, но не сплошною массою. Вообще-то можно сказать, что Венгрия, именно, край между Белой Церковью (Бела Црква – Fejertemplom), Вершеном; Темишваром, Великою Кикиндою, Сегедином, Старым Бечейем и Сомбором то в мень­шей, то в большей части сербский. Граница собственно сербской территории, насколько ее можно установить, идет здесь от Старой Молдавы через села: Крупица, Суботица, Избиште, Ульма, Долово, Црепая, Добрица, Рудна, Серб. Модош, Серб. Бокд, Серб. Неузина, Бокош, Орловац, Перлез, Великий Бечкерек, Меленци, Чуруг, Надаль, Туря, Септомаш, Деспот, Сент-Иван, Параге, Товаришово, Деронье, Вайска, Сонта при Дунае. От этой области отделен ряд островов; прежде всего один большой остров в торонтальском комитате, на востоке от Зенты (до самой В. Кикинды) и несколько меньших в том же комитате, на юг Надьлака, остров Крашованский в крашовском комитате, меньшие острова в темешском ко­митате, на севере от Вершеца и на востоке от Темишвара, в Бачке в окрестности Сомбора, дальше в пештском комитате (при Дунае в округе Радкеве), участки в округе помазском (на севере от Пешта) и по ту (пра­вую) сторону Дуная в бараньском комитате острова между Могачем и Шиклошом 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Что касается статистики, то по данным 1900, 1903, 1905, 1908 и 1910 гг. число православных сербов карловецкой митрополии колеблется между 1.045,550 и 1.176,230 человек. Именно, венгерская статистика в 1900 г. насчиты­вала в Венгрии сербов 1.045,550 душ, а в 1903 г. 1.079,000 5 . По „шематизму“ (календарю) восточно-право­славной сербской митрополии карловецкой за 1900 г., в карловецкой архиепископии душ мужского и женского пола 173,011, в бачской епархии 135,504, в будимской – 18,584, в вершецкой – 133,375, в горне-карловецкой – 333,830, в пакрацкой – 124,564 и в темишварской 144,000, а всего 1.062,868 6 . Проф. Л. Нидерле в 1903 г. насчитывал сер­бов в Венгрии 1.052,180, проф. Флоринский, принимая во внимание естественный ежегодный прирост населения, пола­гал в Венгрии в 1907 г. 1.127,895 сербов 7 . Матвей Косовац в официальном издании „Српска православна мumponoлuja карловачка по податцима од 1905 годные. У Карловцима, 1910“ исчислил сербов митрополии в коли­честве 1.176.230 душ, в частности в карловецкой архи­епископии 199,972, в бачской епархии 146,965, в будимской 23,388, в вершецкой 139,410, в горне-карловецкой 870,546, в пакрацкой 138,475 и в темишварской 154,157, сверх того в монастырских приходах 3,317, откуда и получи­лась вышесказанная сумма 1.176,230 человек. Но по „Ка­лендарю Матице српске за годину 1908“ число душ в карловецкой митрополии 1.060,217: в архиепископии карло­вецкой 186,198, в епархии бачкой 38,344. в будимской 22,350, в вершецкой 135,000, в горне-карловецкой 293,961, в пакрацкой 136,364 к в темишварской 184,000 8 . У Нидерле напечатаны следующие, полученные академиком И. В. Ягичем от статистического отделения патриаршей карловецкой канцелярии, вычисления относительно право­славных сербов Венгрии и Хорватии-Славонии (по данным 1905 года): 1. Архиепископия карловецкая. а) протопресвитериат 9 карлопецкий . . . . . . 46,628 б) протопресвитериат митровнцкий . . . . . . 55,572 в) протопресвитериат земунский. . . . . . . 48,868 г) протопресвитериат вуковарский .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Вскоре после отделения румын от Карловецкой митрополии (в 1864 году), признанная наравне с Карловецкой митрополией самостоятельной 12 , Сибиньская (Германштадтская) митрополия приступила к внутренней организации своей народно-церковной жизни. На основании IX статьи угорской конституции законов 1868 г. собрался в трансильванском городе Сибиньи (Германштадт) народно-церковный конгресс, который выработал «Органический устав греко-восточной румынской церкви в Угрии и Трансильвании» 13 . Устав этот, только с некоторыми изменениями в первоначальной редакции конгресса, утвержден был императором австрийским и королем угорским Францем Иосифом в Шенбрунне 28 мая 1869 года. С тех пор утвержденный королевской властью «Органический устав» остается и доселе действующим правом во внутренней народно-церковной жизни православных румын транслейтанской половины Австро-Угорской империи. Впоследствии вносились в него некоторые несущественные изменения, делались к нему дополнения и вообще – по требованию нужд и условий жизни – присоединялись к нему некоторые новые законоположения для внутреннего церковного благоустройства и для охранения народно-церковной автономии транслейтанских румын. Мы не будем касаться всех этих дополнительных законоположений, а укажем только основные черты устава и существенные к нему дополнения, которые все вместе дают ясное и верное представление о внутренней организации православной румынской церкви в транслейтанских частях Австро-Угорской империи. Православная румынская церковь в Угрии и Трансильвании, по смыслу определения «Органического устава», находясь под высшим надзором королевской власти, во внутренней своей жизни самостоятельно управляет своими церковными, школьными и имущественными делами на основании законоположений утвержденного «устава» и других, изданных на основании этого устава и общих государственных законов, распоряжений государственной власти. Центром, вокруг которого группируется народно-церковная жизнь местных православных румын, служит «митрополия» (Metropolia), составляющая во главе с митрополитом самостоятельную митрополичью церковную область. А высшими органами власти здесь являются: а) народно-церковный конгресс или митрополичий синод (congresul national-bisericesc), б) митрополичья консистория (consistoriul metropolitan) и в) архиерейский синод (sinodul episcopesc).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/os...

вновь пе­реселились в Венгрию несколько тысяч сербов и всту­пили в ряды австрийских войск, чтобы воевать против турок 3 . Но особенно важное значение имеет массовое пере­селение сербов в венгерские земли при патриархе Арсении III Черноевиче в 1690 г. Со времени этого переселения ведет свое начало православная автокефальная сербская церковь в Венгрии. Патриарх печский, что в нын. т. и. Старой Сербии, Арсений III, обнадеженный многими обещаниями императора австрийского Леопольда I, чтобы спасти себя и свою паству от новых нашествий и насилий турецких, решился оста­вить свое отечество и перешел в пределы австро-венгер­ской империи. За патриархом последовали некоторые из подчиненных ему епископов и около сорока тысяч семейств сербских (более пятисот тысяч человек), унося с собою архивы, гробницы прежних королей и другие народные драгоценности, сохраняя свою церковную и обще­ственную организацию. Пришельцы расселились в Славо­нии, Бачке, по берегам Тисы и Мароша и на правом берегу Дуная от Пешта до Коморна. Еще находясь в пути в южную Венгрию, патриарх Арсений III Черноевич отправил яцопольского епископа Исаию Дьяковича в Ве­ну с особым полномочием от народного собора, созванного 18 июня 1690 г. в Белграде, для получения обещан­ных привилегий. Патриарх от имени народного собора предлагал следующие условия: как теперь переселившиеся сербы, так и прежде находившиеся в Венгрии, должны состоять под особым управлением избираемого от всего народа архиепископа, ему же должны подчиняться все пра­вославные епископы, живущие в землях Габсбургского дома; в его ведение переходят все церкви, монастыри и церковные имущества, принадлежавшие до его переселения православным сербам в Венгрии; имения православных, умерших без наследников, обращаются в собственность патриархата; архиепископ избирается духовными и свет­скими депутатами от всего народа; ему принадлежит право благословения на постройку новых церквей и мона­стырей; духовенство освобождается от всяких налогов и десятинной дани и может быть судимо только своими архиепископами и епископами; употребление греческого ка­лендаря остается вечною и исключительною привилегией православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Иосиф Шумлянский также не сразу открыто объявил о своем переходе в юрисдикцию Рима. Долгое время он продолжал поддерживать сношения с патриархом Московским и всея Руси Адрианом, лицемерно убеждая его в своей верности Православию. Шумлянский даже выступил с проектом возобновления Галицкой православной митрополии, которая была бы независимой от Киевской и находилась в юрисдикции Московского Патриархата. В то же время король Ян Собесский и католические иерархи оказывали на Львовского епископа сильное давление, побуждая его открыто заявить о своем переходе в унию. В 1694 г. Шумлянский собрал во Львове епархиальный собор, на который прибыли также и представители католической стороны. Несмотря на то, что Львовский епископ на этом собрании призывал свою паству к соединению с Римом, ему был дан решительный отпор: против унии наиболее резко выступили православные монахи и шляхта. Это возымело свое действие - Шумлянский вновь отложил свое намерение принять унию и стал поддерживать отношения с православным Киевским митрополитом Варлаамом Ясинским. Чтобы принудить епископа Иосифа к окончательному переходу в униатство, католики решились в 1697 г. обнародовать акт католического исповедания веры, подписанный Шумлянским. После этого от него, как от предателя, отвернулись многие православные верующие. Власти Речи Посполитой положили конец колебаниям Иосифа, запретив ему войти в управление приходами освобожденной от турок по Карловецкому миру Подолии, входившей в состав его епархии, но временно переданной под начало униата Иннокентия Винницкого. Стремясь сохранить свой контроль над Подолией, Шумлянский наконец согласился открыто объявить о своем переходе в юрисдикцию Рима, что и было им сделано в Варшаве в 1700 г. Вскоре после своего совращения в унию Иосиф Шумлянский принудил последовать за ним большинство приходов своей Львовской и Каменец-Подольской епархии. Однако решительное сопротивление епископу оказали Львовское Успенское Старопигиальное братство и монастыри Галиции. Львовское братство продолжало борьбу с унией до 1708 г., когда сопротивление братчиков было сломлено, главным образом, экономическими мерами. Братство к этому времени было практически разорено: его доходы от книжной торговли резко упали после открытия Шумлянским новой, униатской, типографии при Свято-Юрском соборе в то самое время, когда выплата гигантской контрибуции, наложенной на Львов шведским королем Карлом XII, тяжким бременем легла на братскую казну.

http://sedmitza.ru/lib/text/436341/

Само собой разумеется, что нам нет нужды входить здесь ни в рассмотрение спорного и темного вопроса о происхождении румынской народности на известной, занимаемой ей в Австро-Угрии, территории 2 , ни в исследование запутанных известий о начале и распространении здесь христианства 3 , ни вообще в изложение сложных и невыясненных подробностей из политической и церковной истории австро-угорских румын. Достаточно заметить, что австро-угорские румыны принадлежат к древним обитателям занимаемой ими территории 4 и в начале своей культурно-исторической жизни приняли христианство с востока 5 . Христианство в форме восточного исповедания и обряда осталось у них господствующим и на все последующее время, несмотря на притеснения со стороны кальвинистов (в XVI в.) и римско-католиков (в XVII в. и след. веках) 6 . Сравнительно рано (в XV в.) появляются у них свои епископы, в церковно-административном отношении подчиненные большей частью Угро-влахийским митрополитам, а иногда самому Константинопольскому патриарху 7 . Но когда в 1700 г. трансильванский митрополит Афанасий принял унию с Римом, православные румыны остались без епископов, получая священников из родственных Молдавии и Валахии и соседней Карловецкой митрополии, к церковному округу которой стали принадлежать теперь румыны. Только в 1783 г. 8 румынам дан был свой епископ, который имел резиденцию в Сибиньи (Германштадт), но сначала подчинен бы сербскому Карловецкому митрополиту, назначавшему к румынам епископами нередко сербов. Но с 1811 г. румыны добились права избирать себе епископа из природных румын, и второй епископ румын Андрей (барон) Шагуна, занявший кафедру Сибиньскую (Германштадтскую) в 1848 году, был первым митрополитом отделившихся в 1864 г. от Карловецкой митрополии (с согласия Карловецкого синода) православных румын с титулом «митрополита всего обретающегося в австрийских державах румынского народа и архиепископа Германштадтского» 9 . В состав нового митрополичьего румынского округа вошли тогда существовавшие прежде епархии – Арадская и Великоварадинская, Буковинская и Далматинская и одна вновь образованная Карансебешская 10 . Скоро, а именно в 1873 году, Буковинская епископия возвышена была на степень митрополии и в церковно-административном отношении соединена была с Далмацией, две епархии которой (Далматинско-истрийская или Задрская и Бококоторская) входят в состав самостоятельного церковного округа митрополита Буковинского и архиепископа Черновецкого 11 . Сибиньская же (Германштадтская) митрополия, кроме епархии митрополита (Германштадтский), числит теперь в своем составе, как сказано выше, еще две подведомственные ей, но в границах своих самостоятельные епископии (Арадскую и Карансебешскую).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/os...

Прежние привилегии за переселенцами были опять утверждены преемниками Си­гизмунда: Владиславом III, Матвеем Корвином, Людо­виком II и Фердинандом I. После первого падения Смедерева (1439 г.), масса сербов переселилась в Банат. Эти переселенцы получили в 1440 г. привилегию от вен­герского короля Владислава III. После второго падения Смедерева (1459 г.), когда Сербия стала окончательно турецкой провинцией, опять масса сербов переселилась в Венгрию, в пределы Темишвара. В 1465 г. переселился в Венгрию деспот Вук Гргуревич. Вместе с ним перешли из Сербии еще некоторые выдающиеся семьи, между которыми упоминается Стефан и Димитрий Якшичи и Павел Бранкович Кинижи, бывшие в родстве с Вуком. Эти семьи вывели с собою в Венгрию значительное число народа. Переселенцы заняли места в Среме, Банате и в Янополе. В 1481 г. князь Павел Кинижи, деспот Вук, Якшич и другие выдающиеся сербы, вместе с венгерским вой­ском, исполняя план короля Матвея Корвина (1458–1490 г.), вторглись в Сербию до города Крушевца и вывели оттуда в пределы Венгрии более 50,000 сербов и 1,000 ту­рок. В том же 1481 г. венгерский сейм в Пеште осво­бодил сербов-переселенцев от платежа десятины рим­ско-католическому духовенству, с целью привлечь таким путем еще больше сербов в границы Венгрии. Приви­легию эту подтвердил венгерский король Владислав IV в 1495 г. Переселения сербов в Венгрию имели место в 1494 г. в начале XVI в. вся венгерская равнина между Дунаем, Тисою и Марошем носила уже сербский характер. В первой четверти XVI в. до могачской битвы (29 августа 1526 г.) имели место несколько добровольных переселений сербов в Венгрию, а после могачской битвы турки, обык­новенно населявшие занятые земли „райей», долженство­вавшей обрабатывать землю и кормить своих хозяев-ту­рок, заселили Венгрию громадным количеством сербов. Могачская катастрофа, сделавшая Венгрию добычей Турции, приостановила надолго, до восьмидесятых годов XVII века, эмиграцию сербов в Венгрию. В 1687 г. до 10,000 сер­бов поселились в Чонграде, Мартоноше и Зенте, полу­чив при этом разные привилегии, а в 1689 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В Мартоноше, Каньижи, Петрове Селе, С. Бечею и Фелдварце было в 1828 году 37,226 мадьяр, 23,662 серба, а в 1900 г. 82,713 мадьяр и 20,590 сербов. За это время мадьяр стало больше на 45,000 душ, а сербов меньше на 3,000. За последние восемь лет число мадьяр увеличилось на 10,705 душ, а сербов только на 1,022, так что в прошедшем (1909) году было в тех го­родах 93,418 мадьяр и 21,612 сербов. В четырех южных округах Бачки по реке Тисе было в 1828 г. 41,543 мадьяр и 51,356 сербов, а в 1900 г. 97,479 мадьяр и 67,798 сербов. Правда, число сербов увеличилось на 16,442, но мадьяр стало больше на 55,936 душ. В тех округах были в 1828 г. сербы в большинстве, а в 1900 г. стали уже в значительном меньшинстве» 13 . Семь епархий карловецкой митрополии Привилегией императора Леопольда I от 4 марта 1695 г. установлено в сербской митрополии, в Венгрии, кроме архиепископии, семь епархий, а ныне имеется, кроме архи­епископии, шесть епископий, а именно: бачская, будимская, вершецкая, горне-карловецкая, пакрацкая и темишварская (угасла епархия печуйская). 1. Архиепископия-митрополиякарловецкая. Имеет монастырей 14: Беочин, Бешеново, Бердник (Раваница), Гергетег, Язак, Крушедол, Кувеждин (филиал Дипша), Привина Глава, Раковац, Великая Ремета, Малая Ремета, и Пишатовац, Хопово (филиал Старое Хопово) и Фенек. Протопресвитериатов 14 (блогочиннических округов) 4, церквей 155, капелл 16, приходов 140, священников 94, а с помощниками 149. Церковных общин 127 и 60 отде­лений. Православных домов 29.289. Имеются сербская мо­настырская типография, пенсионный фонд вдов и сирот духовенства и епархиальный фонд. Епархиальный фонд к 1 января 1900 г. имел 73,789 гульд. 68 крейц. 15 Архи­епископ-митрополит, патриарх сербский (с сентября 1908 г.) Лукиан Богданович. Это 20-й архиепископ-митро­полит с 1690 г. 16 Кафедра в Сремских Кордовцах 17 . Относительно резиденции патриарха и его титула, может быть, не лишними будут следующие исторические справки. Восточно-православная сербская карловецкая митрополия уста­новлена, как сказано выше, привилегией императора Лео­польда I от 4 марта 1695 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

1401 г.), знаме­нитую Путну, женский монастырь Петрацу, а между более поздними Сочавицу и Драгомирню. Что состояние радовецкой епархии было относительно очень хорошее, доказы­вает и то обстоятельство, что в правление епископа Варлаама она имела (1735–1744) и свою собственную типо­графию. Но 1775 г. Порта уступила Буковину императрице Марии Терезии, и тогда, естественно, православная буковинская церковь подпала Австрии, а молдавский митрополит потерял (1781) всякое влияние на радовецкую епархию, ко­торая в течение двух лет, до 1788 г., была самостоя­тельной, а в этом году император Иосиф II как буковинскую епископию подчинил ее в догматическом и отчасти духовном отношениях (in dogaticis et mere spiritualibus) карловецкому митрополиту. Вместе с сим из девяти больших и двенадцати малых монастырей остав­лено только три: Путна, Сочавица и Драгомирня, а из остальных церковных имуществ образован т. н. рели­гиозный фонд, на счет которого ныне содержится вся бу­ковинная церковь. Одновременно и епископская кафедра перенесена из Радовец в главный город австрийской Буковины, в Черновцы. Тогда же буковинская церковь получила и лучшее устройство: консисторию, богословское училище и общежитие, значительно преобразованы и при­ходы... Но уже при епископе Евгении Гакмане (1835–1873) оказалось недовольство тогдашним положением дел. Осо­бенно от правительства требовалось, чтобы управление ре­лигиозным фондом возвращено было епископу и конси­стории, равно и право избрания епископа: тогда же находил большое сочувствие в Буковине и план ердельского (германштадтского или сибиньского) митрополита Андрея Ша­гуны, который хотел соединить под своей юрисдикцией всю румынскую православную церковь в Австро-Венгрии. Успешное развитие буковинской церкви и недовольство го­сударственным управлением с одной стороны, и стремле­ние карловецкого митрополита Иосифа Раячича поставить в зависимость от карловецкой митрополии православную церковь в Далмации, Ердели и Буконине с другой сто­роны, сделали состояние буковинской епископии невыноси­мым, и правительство в 1801 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010