672 Аксенов Леонид Дмитриевич (1876после 1941). 1902 – окончил юридический ф-т Юрьевского университета. 19031910 – пом. обер-секретаря Сената. 19101917 – чиновник Министерства путей сообщения. Член Собора 19171918 гг. как заместитель еп. Евсевия (Гроздова). 19181922 – член епарх. совета при митр. Вениамине (Казанском), работал в школе, бывшем епархиальном свечном заводе, читал лекции на различных курсах. 1922 – арестован, вскоре освобожден. 1924 – арестован, осужден и отправлен в Соловецкий лагерь. 1926 – освобожден, жил в Белоруссии, арендовал епарх. свечной завод. 1933 – после закрытия завода переехал в Ленинград. После 1934 – аресты и ссылки. Во время войны следы теряются (Обзор. I. 235236). 673 Бобринский Владимир Алексеевич, граф (28.12.18671927). Окончил Михайловское артиллерийское училище, служил в гвардии. Окончил Эдинбургский университет, вернулся в Тульскую губ. 1897 – пред. Богородицкой уездной земской управы, отличался либеральными взглядами. Богородицкий уездный предводитель дворянства, почетный мировой судья, губернский земский гласный. Во время I мировой войны участвовал в боевых действиях. Депутат II, III и IV Гос. думы. Член Собора 19171918 гг. по избранию от Гос. думы. После Октябрьской революции – член Совета объединения России. В 1919 эмигрировал. Участвовал в работе Всезаграничного карловацкого собора (1921). Скончался в Париже (Обзор. I. 250). 674 Рункевич Степан Григорьевич (11.01.186712.03.1924). В 1891 окончил СПбДА, служил в архиве Синода; пом. управляющего канцелярией Синода. Член Собора 19171918 гг. как член Предсоборного Совета. 19201922 – сотрудник Главного управления кустарной и промысловой кооперации ВСНХ при Наркомземе (Обзор. I. 369370). 675 Эристов Андрей Михайлович, кн. (185516.01.1932). Учился в С.-Петербургском университете. С 1879 поселился в имении на Кавказе, занимался сельским хозяйством, общественной деятельностью. 1909 – член Гос. совета. Член Собора 19171918 гг. по избранию от Гос. совета. После революции эмигрировал (Обзор. I. 410).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В 1885 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1897 г. хиротонисан во епископа. С 1906 г. архиепископ. В 1906–1907 гг. член Государственного совета, участник заседаний Предсоборного Присутствия. С 1912 г. член Святейшего Синода. С 1914 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский. В мае 1917 г. уволен на покой. В августе 1917 г. избран архиепископом Харьковским и Ахтырским. В мае 1918 г. избран митрополитом Киевским и Галицким. В июле 1918 г. Председатель Всеукраинского Церковного Собора. В декабре 1918 г. арестован петлюровцами. Летом 1919 г. был освобожден при посредничестве стран Антанты. Возвратился в Киев. Избран почетным председателем Юго-Восточного Высшего временного церковного управления (ВВЦУ). Осенью 1919 г. выехал в г. Новочеркасск для участия в заседаниях Юго-Восточного ВВЦУ. В марте 1920 г. после поражения армии генерала А. И. Деникина эмигрировал в Грецию. В декабре 1920 г. возглавил Высшее церковное управление за границей. В 1921 г. переехал в Сербию в г. Сремские Карловны. В ноябре 1921 г. председатель Карловацкого собора. В 1922–1936 гг. Председатель Заграничного Архиерейского Синода и первоиерарх РПЦЗ. В 1934 г. запрещен в священнослужении по постановлению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) . Скончался в г. Сремски-Карловны (Сербия). Арефьев Михаил Иванович (1864–?), член Собора по избранию от Государственной думы. Избран заместителем члена Высшего Церковного Совета от мирян. В 1890 г. окончил юридический факультет Московского университета. В 1903–1904 гг. присяжный поверенный Тверского окружного суда. В 1903–1906 гг. преподавал историю и географию в Тверском епархиальном женском училище и законоведение в классической гимназии и реальном училище. С 1907 г. гласный Тверской городской думы. В 1910–1915 гг. Тверской городской голова. Член Государственной думы IV созыва. С 1916 г. гласный Тверской городской думы, действительный член губернского попечительства детских приютов, член Тверского управления Российского общества Красного Креста. С 28 февраля 1917 г. комиссар Временного комитета Государственной думы в Министерстве внутренних дел. Судьба после окончания работы Собора неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Шабашев Александр Феодорович (14.4.1881, Воронежск. губ. – 17.1.1956, Монтевидео, Уругвай), протопресвитер. Из семьи духовенства, сын священника, женат на А. Зайцевой. Его брат тоже стал священником и был расстрелян в России в 1934 г. Окончил Самарскую Духовную семинарию (1903), учитель народного училища в Туркестанском крае (15.6.19031909), переселился на Волынь, диакон (9.3.1909), протодиакон Владимиро-Волынского собора (19091910), перешел на службу в ведомство военного духовенства, священник (23.4.1910), полковой священник Старобельского резервного пехотного полка (19101911), полковой священник 24-го Сибирского стрелкового полка (28.9.191125.5.1914), полковой священник 2-го Лейб-Гвардии Уланского Курляндского полка и благочинный дивизии (25.5.191415.4.1918), пробыл на фронте всю 1-ю мировую войну, награжден золотым крестом на Георгиевской ленте, во время Гражданской войны главный священник на Семиреченском фронте в Добровольческой армии адмирала A.B. Колчака, потом управляющий военным духовенством при Верховном Правителе, протоиерей (30.4.1918 или 1919), главный священник в штабе армии ген. А.Ф. Пучкова на Дальневосточном фронте (19191921), эмигрировал в Харбин (1921), а затем в Австралию (1923), настоятель церкви в Брисбене (25.9.19241929), сначала состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), затем РЗЦ (1927), протопресвитер (22.12.1928), переехал в США (1929), основатель и 1-й настоятель русской церкви в г. Чикаго (15.6.192919.8.1930), настоятель Святоотеческой церкви в г. Нью-Йорке (19.8.19301.6.1932), настоятель Св.-Николаевской церкви в Филадельфии (1.6.193230.1.1933), вернулся в Европу (1933), настоятель Покровской церкви в Цюрихе (1933), настоятель Воскресенской церкви в Брюсселе (19331945), благочинный приходов РЗЦ в Бельгии (30.4.1934), член епархиального совета Западно-Европейской епархии РЗЦ ( 19361939), участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938), духовный руководитель добровольческой русской роты в рядях армии ген. Франко в Испании (1938), назначен немецкой оккупационной властью администратором Православной Церкви в Бельгии (19401944), уехал в Аргентину, чтобы избежать репрессий против сотрудничавших с нацистской властью (1945), переехал в Уругвай, настоятель Воскресенской церкви в Монтевидео (19461951), заместитель настоятеля Св.– Николаевского собора в г. Сан-Паулу (25.5.19511954), благочинный Сан-Паульского округа, снова настоятель церкви в Монтевидео (19541956).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Всеволод предостерегал не напрасно, хотя к этим " разоблачениям " за 40 лет уже привыкли и мало на них реагировали. Он справедливо считал, что " карловчане " никакого будущего не имеют и серьезно вредить нам просто не в состоянии. " Так что еще одно осуждение их Собору не прибавит ни веса, ни значения " . Эта ни к чему не обязывающая позиция устраивала большинство. И на Соборе было принято решение, по которому Высшая церковная власть в ближайшее время должна была осуществить канонические санкции по отношению к " отступническому сонмищу " (конкретные санкции определены не были, вопрос о суде на Соборе не поднимался). Готовясь к Собору, митрополит Никодим, как хороший стратег, справедливо считал, что кроме негативных действий, к которым, безусловно, относится окончательное решение по " карловацкому расколу " , необходимы также действия позитивные, " чтобы установить определенный баланс в отношении к этому Собору со стороны критически настроенных людей " . " Таким позитивным шагом, положительно воспринятым большинством, могли стать акции братской любви, обращенные к старообрядцам " . По мнению митрополита, изложенному им в документе " К вопросам предстоящего Поместного Собора " : " ...необходимо отменить так называемые клятвы Большого Московского Собора 1666-1667 гг., наложенные на старые обряды, кода были осуждены старообрядцы. Такое решение Собора, с одной стороны, вызовет расположение старообрядцев к Русской Церкви и одобрительные отклики среди всех христианских церквей, нейтрализует некоторое отрицательное впечатление, могущее у кого-то возникнуть в связи с осуждением " карловчан " , и ни в коем случае не будет стимулировать никакого большого движения в среде самих старообрядцев, поскольку совершенно известен их стойкий консерватизм. С богословской точки зрения есть все предпосылки к тому, чтобы решить этот вопрос предложенным выше образом " . И если осуждение " карловчан " вновь отложили на неопределенный срок, то этот вопрос был принят Собором к рассмотрению.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

И все же, хотя в постановления Собора и вошло навязанное ему заявление о независимости Белорусской Церкви, было поставлено условие, что «каноническое объявление автокефалии наступит после признания ее всеми автокефальными Церквами» (в том числе Московской Патриархией). Послания главам других Церквей были составлены, переведены, переданы германским властям для пересылки только через год и так и не отправлены. После Собора сопротивление белоруссификации продолжалось: автокефалия не упоминалась ни в церковных документах, ни в официальной печати. А в мае 1944 г. архиерейская конференция Белорусской Церкви объявила постановления Собора 1942 г. недействительными на том основании, что на нем отсутствовали 2 старших епископа, которые не были допущены оккупационными властями. Все белорусские архиереи, эмигрировавшие в конце 1944 г. в Германию, присоединились к Карловацкому Синоду, что подчеркнуло их общерусскую ориентацию 473 . Иерархи Белорусской Церкви в годы войны неоднократно выступали с антикоммунистическими заявлениями. Например, майская 1944 г. конференция приняла резолюцию, в которой советская власть называлась «сатанинским отродьем» и «сыном дьявола» 474 . При этом большая часть духовенства занималась активной патриотической деятельностью. Участие его в партизанском движении в Белоруссии было особенно массовым. Правда, это движение было неоднородным. Так, из 440 тыс. учтенных партизан и подпольщиков республики 24 тыс. составляли члены антифашистских комитетов западных областей, не связанных с Москвой. Кроме того, на территории Белоруссии действовали нелегальные отряды украинских националистов и особенно активно – около 20 тыс. бойцов польской Армии Крайовой, которые нередко сражались не только с немцами, но и с партизанами (в этих боях погибло несколько тысяч человек) 475 . Далеко не сразу и многие из советских партизан стали относиться к духовенству положительно, значительная часть только с сентября 1943 г. И все-таки примеров помощи им священнослужителей с первых месяцев войны множество.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

426 Из этого III отдела имеют еще значение постановления, касающиеся средних учебных заведений и карловацкой богословии, постановления же о народных школах заменены новым «уредом за српске народне школе», изданным на основании императорских указов 6 апреля и 2 июля 1872 г. вместе с деклараторием впредь до одобрения нового руководства, выработанного собором 1879 года. От того же числа, когда были изданы эти два устава: о епархиях и советах: митрополичьем церковном и народно-школьном, был издан «изборниред за српски народни црквеви сабор» (порядок избрания сербского народного церковного собора) и обнародован на 25 заседании сербско-народнаго церковного собора, 13 июля 1871 г. В извлечении в Arthiv für Kirchenrecht. 43, 288–293. 428 lb. 8. 282–286. – Упомянутым выше (прим. 7 этого §) постановлением о сербских народных школах этот епархиальный устав несколько изменен и дополнен, а именно: XXXI его ст., которая говорит о составе епархиального школьного совета, не упоминая о том, кто должен быть председателем этого совета (председатель должен был быть выборным, что правительству было не угодно), дополнена постановлением, содержащимся в § 122 школьного устава, по которому председателями епархиальных школьных советов назначались епископы, а в архиепископии – архиепископ. XXXII ст. устава, которая говорит, что референта начальных и главных школ выбирает собор, а остальных членов собора епархиальная скупщина, была заменена сначала § 130 школьного устава, по которому епархиального школьного референта выбирает тоже собор, но представляет избирательный акт на утверждение правительству, а затем снова заменена § 20 соборного устройства 1875 года, по которому выбор главного школьного референта, равно как и епархиальных школьных референтов должен представляться на утверждение королю. Наконец, XXXIII ст. устава, о круге действий епархиальных школьных советов, оставлена без действия, вследствие § 124 школьного устава, в котором весь круг действий изложен в полном виде. В этом уставе есть и одно противоречие между XXIX и XXXIV статьями, касательно проставления нотариуса епархиального административного совета, ибо по первой статье нотариус избирается этим же советом, а по другой (XXXIV) предписывается епархиальной скупщине выбирать нотариуса для заведывания делами и в административном совете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Мне всегда было тягостно то несправедливое, недоброе отношение, которое было у многих на почве создавшейся легенды о том, что я «гнал и преследовал митр. Антония» (такой рассказ я сам однажды слышал) – и хотя я еще не был уверен в том, что настроение митр. Антония вполне переменилось, но был рад даже и тому, что он так мило и любезно меня встретил. Мне пришлось через два месяца оставить Белград – я был приглашен в Прагу читать лекции в Педагогическом Институте, но за эти два месяца я несколько раз виделся с митр. Антонием, был однажды приглашен им к завтраку (вместе с несколькими студентами из кружка) – и отношение ко мне м. Антония оставалось все таким же сердечным и любезным. Одна его проповедь привела меня в такое волнение, что как-то все больное, что еще оставалось у меня в душе, совершенно растаяло. Летом, когда я заехал в Сербию, я поехал к митр. Антонию в Карловцы, снова был чрезвычайно любезно принят им и, прощаясь с митр. Антонием, просил его простить меня, если чем его обидел. Он очень ласково и сердечно обнял и поцеловал меня. Но наше «примирение» на этом не кончилось, Бог судил мне еще такую встречу с митр. Антонием, которая навсегда остается в душе моей светлым воспоминанием. Р Христ Студ Движение решило устроить свой годичный съезд в мон Хопово (возле Белграда). Конечно, мы послали приглашение и митр. Антонию, который провел всю неделю с нами. В первый же день (все это было до того Карловацкого Собора, который осудил PCX Движение за его связь с американской христианской организацией У.М.С.А.). Митр. Антония выбрали почетным председателем съезда, а я был деловым председателем. Все неделю мы сидели рядом, естественно, много говорили – и между нами сложились замечательно дружеские отношения, которых так не хватало тогда, когда я был Министром. В последний день, когда кончался съезд, митр. Антоний сказал съезду, что он благословляет меня оставаться бессменно Председателем Движения и заповедал молодежи никогда не отпускать меня с поста Председателя, подарил мне карточку с самой сердечной надписью...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

1780 Кроме упомянутой консист. системы относительно Карловацкой митрополии, ср. чл. 194–197 закона о церковных властях в Сербии; ст. 153–204 устава русских духовн. консисторий 1883 г.; ст. 9 закона 1852 г. о епископах в Греции. 1781 См. упом. отдел конснст. системы относительно Сербии – чл. 185–229 закона о церковных властях; России – ст. 205–275 конснст. устава 1883 г. 1782 См. I Theil II Hauptst. des bürgerlichen Gesetzbuches (с соответствующими дополнениями и разъяснениями в Manz’sche Gesetz-Ausgabe. II Band), Civiljuriedictionsnorm vom 20 Novembr 1852 и Verfahren in Ehestreitigkeiten vom 23 August 1819 (Manz’sche Gesetz-Ausgabe. VI Bd., I Abtheil., S. 55 fg, II Abtheil., S. 299 fg.). 1783 См. о принудительной силе церковно-юридических законов, а также об отличии этих законов от нравственных, настр.4–6 этой книги. ρετ νμου κα δναμις τ κελεειν, τ κωλειν, τ πιτρπειν, τ τιμωρεοθαι. Basilicor. II, I, 18 (Digest. I, III, 7). Νμος στ κοινν παργγελμα, φρονμων ανδρν δγμα, κουσων κα κουσων μαρτημτων πιοτροφ, πλεως συνθκη κοιν. Basilicor. II, I, 13 (Digest. I, III, 1). 1784 Прим. 2 § 118 и ср. также 1Кор. 5:3–5 ; 1Тим. l- Cp. об этом книги, упомянутые нами в 1 прим. 121 §, а также архим. Иоанн, Церковное запрещение и разрешение (Прав. Собес, 1860 г. III, 357 и сл.), Ив. Милованов, О преступлениях и наказаниях церковных (Христ. Чтен. 1887 г. I, 508 и 1888 г. I, 110 и сл.) Ed. Katz, Ein Crundriss des kanon. Strafrechts. Berlin, 1881. 1785 «Communionis unum est nomen, sed diversi sunt actus. Aliud est communicare episcopum cum episcopo et aliud communicare laicum cum episcopo». Optat Milev, De schismate Donati, lib. VII, c. 6. 1786 Об этом наказании говорит Зонара в толковании 13 кан. перво-втор. собора: στι γρ φρισμς κα τ μνης εργεσθαι τς μεταλψεως τν θεων μυστηρον... καιρν δ τ φορισμ τοτ ρζουσι τν κενων πιστροφν (Аф Синт., II, 690). Ср. Suiceri Thesaurus. II, 601–602. 1787 Подробности о всем этом см. в моем толковании 11 кан. I. Всел. собора (уп. кн., II, 150–152) и ср. также Kruas, Reai-Encyklopädie под словом «Busse», I, 182.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В другом трактуя Вр. Положение, как централизаторское, та же газета внушает читателям, что Сев. Американская Митрополия «свела на нет централистическую систему карловацкого проэкта», а что епархии Дальнего Востока «просто отклонили обсуждение Вр. Положения», как их не касающегося – они желают существовать на прежних основаниях. Таким окразом, – заключает автор заметки, – получается, что централизация всей Русской Зарубежной Церкви отклонена всеми ея частями (хотя и не по одной и той же причине), кроме ближнего Востока». Взаимодействие речи Митрополита Евлогия, доклада Епархиального Совета, лживых статей «Последних Новостей» и, конечно, кулуарных разговоров с руководителями жизни епархии привело к тому, что церковное объединение было отвергнуто единогласно. Об этом ясно свидетельствуют те же хорошо осведомленныя «Последния Новости» в передовой статье от 18 июля «Необходимо отметить, – читаем мы там, – еще и другую, тоже очень важную особенность полного согласия делегатов: это согласие и вытекшее из него единогласие, как теперь оказывается, не являлось результатом «предварительного настроения» съехавшихся. На заседании 13 июля, судя по отчетам и розданным докладам; звучали разные голоса, указывались различные пути, каждый из которых обосновывался своими мотивами. В течение заседания обозначались центр и два фланга; к концу заседания фланги стянулись к центру и создали единство». Повидимому, наибольшее впечатление произвела речь, или, как он назвал ее, «исповедь» Митрополита Евлогия. В ней он излагал историю попыток к объединению, «которыя, сказал он, предпринимались мною за последние два года и которыя вылились, наконец, во Временном Положении об управлении Зарубежною Русскою Церковью, выработанном Совещанием четырех русских зарубежных епископов» («Посл. Нов.» Насколько заслуга в этих попытках принадлежит Митрополиту Евлогию можно судить по сказанному ранее в настоящем докладе. Епархиальному же Собранию внушалось, что главное препятствие миру и единству встречалось все время со стороны Архиерейского Синода. Так, например, Митрополит Евлогий ставит членам Синода в упрек, что, когда он был в Белграде в 1934 г., они не решались тогда же возстановить с ним молитвенное общение, предоставив окончательное решение этого вопроса Собору. Но сам же он сразу по возвращении из Белграда признавал, что они не могли поступить иначе, хотя и выражал о том сожаление. «Конечно, полагалось запросить членов Собора, сказал Митрополит Евлогий сотруднику «Возрождения», но все же думается, можно было бы как-то до конца осуществить то, что было уже начато».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Депутат III и IV Гос. Дум от Воронежской губ., окт. Родился в Москве в дворянской семье. В 1899 г. окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при нем по кафедре государственного права. Начал службу в I департаменте Сената помощником обер-секретаря. Перешел в Министерство народного просвещения чиновником особых поручений при министре. Состоял членом ученого комитета и председателем постоянной комиссии по народным чтениям. Специалист по народному образованию, посвятивший себя изучению его в России и за границей и осуществлению всеобщего обучения. Организовал в Воронежской губ. две образцовые школы, автор законопроекта о школьном образовании 1912 г. В Думе был товарищем председателя комиссии о народном образовании и членом-докладчиком бюджетной комиссии по Св. Синоду и Министерству народного просвещения. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. После революции эмигрировал во Францию. С 1919 г. жил в Париже. 1921 – член Карловацкого Всезаграничного церковного собора. Возглавлял дни русской культуры для молодежи, был членом епархиального совета, играл видную роль в церковной и общественной жизни русской колонии во Франции. Масон. Скончался в Медоне близ Парижа. – 147–149, 179, 181, 183, 191, 219, 234, 235, 236,257, 263, 269–271, 303, 343, 344, 355 Ковалевский Максим Максимович (27.08.1851–23.03.1916) – историк, юрист, социолог, политический деятель, академик Петербургской АН. Депутат I Гос. Думы от Харьковской губ., позднее – член Гос. Совета. Являлся одним из организаторов партии «демократических реформ». Окончил Харьковский университет, в 1872–1876 гг. продолжил образование за границей, работал в европейских архивах и библиотеках. С 1880 г. – профессор Московского и Петербурского университетов, академик. Масон. В 1906–1907 гг. издавал газету «Страна», с 1909 г. стал владельцем и редактором журнала «Вестник Европы», принимал участие в издании журнала «Запросы жизни». Автор исторических и социологических работ. Выступал с думской трибуны 62 раза по большинству обсуждавшихся вопросов, давал справки по истории парламентаризма, об ответственном министерстве и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010