1680–90-е годы для Кариона Истомина были отмечены плодотворной литературной деятельностью. Из-под его пера выходят либо труды, изъясняющие веру и христианскую жизнь, либо вирши, написанные исключительно для влиятельных персон и призванные укрепить позиции автора при дворе. Богословом Карион не был: единственное его догматическое сочинение – это катехизис, составленный, очевидно, в 1680-х для нужд царской фамилии и сохранившийся в рукописных набросках 498 . Произносил Карион и многочисленные барочные проповеди, составлявшиеся с 1681 г., и посвященные как вопросам нравственности и актуальным в последние десятилетия XVII в. вопросам общения с еретиками (протестантами и католиками), так и знаменательным политическим событиям, вроде Крымских и Азовских походов. 499 Наконец, ему принадлежит и слово на раскольников, написанное для патр. Иоакима в 1684 г. 500 . Особо выделяется среди авторов той эпохи Карион Истомин своим педагогическим творчеством: помимо книг для обучения детей, таких, как знаменитый «Букварь» и «Грамматика», им был написаны сочинения для юношества, предназначенные как для венценосных особ – царей Петра и Иоанна, а затем и для царевича Алексея Петровича − так и для простых людей. 501 Подобно многим своим современникам, не избежал Карион и творчества в поэтического жанре. В 1690 г. он окончил книгу «Стамна духоносная», в которой в стихах чествовались Бог , Богородица и Святые, особое внимание уделялось чудотворной иконе Божией Матери в Березове 502 . В целом, сквозной мыслью всего творчества Кариона Истомина в 1680-е годы становится вопрос о насаждении в России «премудрости». Об этом говорится и в стихотворном сборнике, адресованном царям Петру и Иоанну, озаглавленном «Книга вразумление» 1682 года 503 , и в поэтическом обращении к царевне Софье того же 1682 г., убеждающем царевну «устроить науку свободну» 504 и в обращенной к той же Софье орации, которая предваряющая красочно оформленную рукопись переведенного Карионом в 1687 г. с западнорусского языка сочинения блаж. Августина «Боговидная любовь» 505 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Довольно скоро, 23 октября 1699 г., Иосиф Булгаков был назначен на еще более престижную должность главы Патриаршего разрядного приказа, а место дворецкого занял Матвей Григорьевич Баскаков. До этого времени главой приказа из духовных был «приказных дел старец» Стефан Лебедев; важную роль в Разрядном ведомстве неизменно играли дьяки Борис Остолопов (служивший еще митрополиту Адриану) и Иван Тугаринов. Представителями светской власти в Патриаршем разряде были окольничий Михаил Иванович Глебов, а с 1699 г. — царский родственник Иван Иванович Нарышкин . Доверенным лицом Адриана являлся его личный секретарь чудовский инок Карион Истомин, выдающийся придворный поэт и литератор. 4 марта 1698 г. он получил высокую должность «смотрителя» (начальника) государева Печатного двора (на котором работал в разных званиях с 1679 г. до отставки по указу Петра в 1701 г.). О значении Кариона Истомина в патриаршество Адриана, помимо огромного авторского архива, содержащего своеобразную летопись публичных выступлений архипастыря, и многочисленных пожалований за труды, свидетельствует огромный по тем временам годовой оклад «смотрителя» Кариона в 100 рублей. Некоторое время заметное воздействие на Адриана, так же, как прежде на Иоакима, продолжал оказывать неутомимый книжник и православный публицист инок Евфимий Чудовский. От него, как полагают, исходило большинство дел против «сынов погибели», покушавшихся, по уверению бдительного Евфимия, на Русскую церковь и святую православную веру. В качестве влиятельного лица при тяжко больном Адриане упоминается чудовский монах Феолог. Весомо было мнение двух ученейших людей: руководителя патриаршего Славяно-греко-латинского училища Палладия Роговского и бесспорен авторитет наиболее яркого и деятельного из архиереев того времени архиепископа Афанасия Холмогорского. Последних, за исключением утратившего влияние Евфимия, упоминает, причем в положительном смысле, А. А. Курбатов, не занимавший официального административного поста и прицельно атаковавший архидиакона Иону, мешавшего расширению неформального влияния прибыльщика. Недовольство же Возницына вызывали непосредственные соперники в области управления патриаршими имуществами, выполнявшие свои установленные патриархом служебные обязанности, на которые давно и не без успеха зарились светские чиновники.

http://sedmitza.ru/lib/text/439388/

В панегирике К. просил царевну-правительницу заботиться о распространении наук в России и учредить высшую школу. Бракосочетанию Петра I и Евдокии Феодоровны Лопухиной К. посвятил одно из лучших своих произведений - эмблематическую поэму «Книга Любви знак в честен брак» (1689). Из-за разгоревшегося в сер. 80-х гг. XVII в. спора между «латинствующими» и грекофилами о времени пресуществления Св. Даров личные контакты между К. и Сильвестром (Медведевым), главой партии латинофилов, прервались. Составленный К. Катехизис (известен во фрагментах) свидетельствует о том, что первоначально К. стоял на позициях «латинствующих» (в вопросе о времени пресуществления Св. Даров в Катехизисе заметна зависимость от трактата Сильвестра «Манна Хлеба животного»), затем К. изменил мнение по этому вопросу. Своими действиями К. способствовал обострению противоречий. И. Истомин (приходившийся племянником и К., и Сильвестру) узнавал у служителей Сильвестра о происходивших в его келье разговорах, сообщал их содержание К., а тот передавал патриарху. В результате богословский спор вылился в личный конфликт между патриархом и Сильвестром (Медведевым). После свержения правительства царевны Софии в 1689 г. К. из-за родства с Сильвестром (одним из наиболее активных сторонников царевны) попал под подозрение и на какое-то время был удален с Печатного двора. Однако следствие обнаружило, что отношения между К. и Сильвестром были плохими, кроме того, после свержения царевны К. велел племяннику И. Истомину ехать в Троице-Сергиев монастырь и сообщить следователям сведения о Сильвестре. К. избежал опалы, не позднее нач. 1690 г. он был рукоположен во иерея. Царь Петр I и царица Евдокия. Миниатюра из кн. Кариона (Истомина) «Книга любви знак в честен брак». 1689 г. (ГПИБ) Царь Петр I и царица Евдокия. Миниатюра из кн. Кариона (Истомина) «Книга любви знак в честен брак». 1689 г. (ГПИБ) После смерти патриарха Иоакима К. был среди сторонников его канонизации (несостоявшейся) и написал текст для иконы. Знакомство К.

http://pravenc.ru/text/1681053.html

Младший сын благоверного князя Александра Невского, преподобный Даниил (†1303; память 4 марта), основатель древ­нейшего монастыря в Москве, почтен несколькими службами. “Ина” служба князю Даниилу есть творение духовного писателя конца XVII–XVIII века иеромонаха Кариона (Исто­мина) 54 . Она содержит следы акростиха. Первая песнь может быть прочитана следующим образом: [К]арион. Третья песнь читается, очевидно, [н]ищии. Четвертая песнь — монах. Тропари 5–8-й песней начинаются на то же слово, что и ирмос. Тропари 9-й песни дают чтение иереи. В целом акростих может быть прочитан так: Карион нищий иерей. Данная служба была написана “в 1711 году по просьбе игумена Макария Даниловского монастыря” 55 . В службе преподобного Феоктиста (XIV в.; память 12 марта), бывшего Драгутина короля Сербского, имеется акростих, о котором говорится в надписании: Канон, егоже краегранесие: Преподобнаго пою Феоктиста. В богородичнах же и в седальне: прота Мирко 56 . В службе святителю Новгородскому Серапиону (†1516; память 16 марта) имеется азбучный акростих. Он заканчивается буквой “щ” богородична 8-й песни. Тропари 9-й песни канона с богородичном, возможно, дают авторскую подпись — рфли 57 . В агиографической справке об авторе говорится: “Текст службы святителю Серапиону был составлен иноком Трифилием, о котором упоминается в одном из списков его Жития” 58 . В службе преподобному Макарию Калязинскому (†1483; память 17 марта) акростих не читается, но в 9-й песни первого канона есть авторская подпись: начальные буквы тропарей дают имя Роман 59 . Служба святителю Иннокентию Московскому (†1879; память 31 марта) имеет акростих От Господа стопы человеку исправляются 60 (Пс 36:23). Службу составил тогдашний епископ Омский и Тюменский Максим 61 . “Ина” служба святителю Ипатию Гангрскому (†326; память 31 марта) имеет надписание Творение иеромонаха Кариона Истомина. Тропари канона дают следующий акростих: Бога Царя пети, Чудоподателя, несе Ареон 62 . В службе святому младенцу Гавриилу Белостокскому (†1690; память 20 апр.) гимнограф просит: Младенца молитвами спаси мя 63 . Данный акростих дают начальные буквы тропарей канона без богородичнов.

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Блж. Лаврентий Калужский. Икона. 1-я пол. XIX в. (ЦАК МДА) († 10.08.1515 (?)), блж. (пам. 10 авг.), Христа ради юродивый, Калужский. Немногие сведения о Л. сообщает краткое вступление к Чудесам святого, известным в рукописях XVII-XVIII вв. (РНБ. Собр. Тиханова. 751. Л. 3-9 об., кон. XVII в.; 274. Л. 1-15, кон. XVIII в.; НСРК. Q. 5. Л. 1-12, 1756 г.; ТГОМ. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 150, посл. четв. XVII в.; РГБ. Муз. 9578, 2-я пол. XVIII в.; Муз. 10473. Л. 15-24, кон. XVII - нач. XVIII в.; РГБ. Тихонр. 375. Л. 288 об.- 289 об.; пересказ Чудес: РНБ. НСРК. F. 107, 1860 г.; Влад. F. 8. Л. 309 об.- 310, XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). В калужском Рождественском монастыре хранился список, составленный в период настоятельства игум. Кариона (1698-1722), в к-ром имелось изображение Л. Встречающееся в лит-ре (см.: Леонид (Кавелин). 1888; Ковалевский. 1895) отождествление игумена Рождественского мон-ря с иером. Карионом (Истоминым) лишено оснований, т. к. последний в указанные годы в Калуге не жил. Датировка 2 последних чудес, 1666 и 1668 гг., свидетельствует о том, что их составление было, по-видимому, завершено задолго до игум. Кариона (в известных списках не зафиксированы Чудеса времени его игуменства). Состав текстов не одинаков: списки РГБ. Муз. 9578, Муз. 10473; РНБ. Собр. Тиханова. 274 содержат 9 чудес, включая прижизненное. В списках РНБ. Собр. Тиханова. 751 и ТГОМ (судя по описанию М. Н. Сперанского) - 5 чудес, текст завершается Чудом 1641 г., случившимся с посадским человеком Трофимом Ермолаевым, и отсутствуют Чудеса об исцелении Андрея Кологривова, отрока Симеона и Петра Кологривова. Во вступлении к Чудесам говорится, что Л. жил при дворе калужского кн. Семена Ивановича (удельный князь в 1505-1518). Возможно, святой происходил из дворянского рода Хитрово, т. к. его имя первым вписано в синодик Г. С. Хитрово, хранившийся в перемышльском Троицком Лютиковом мон-ре ( Леонид (Кавелин). Ист. описание Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря. 1862. С. 120-121). Согласно устному преданию, Л. любил молиться в келье, соединенной подземным ходом с ц. в честь Рождества Христова; оставаясь незамеченным, юродивый часто посещал церковные службы. В XIX в. горожане показывали куст, под к-рым находился спуск в подземный ход ( Он же. Ист. описание Калужского Лаврентиева мон-ря. 1862. 1. С. 4-5). В предисловии к Чудесам сохранилось подробное описание внешнего облика святого: «...власы на глав имя русы с просдиною, долги, растрепаны, брада продолговата, сда, на конц раздвоилась, на себе ношаше шубу распашь, босъ, в портхъ» (РГБ. Муз. 9578. Л. 9-9 об.).

http://pravenc.ru/text/2462449.html

«Они» в донесении не названы, но мы–то знаем, о ком идет речь. Помимо архидиакона Ионы важным лицом при патриархе был казначей: после кончины Паисия им стал знаменитый летописец Тихон Макарьевский (занимавший эту должность с 1695 по 1700 г.). Высоко ценим Адрианом был и служивший с 16S6 r. помощник казначея Андрей Владыкин. Не меньше, чем руководителей патриаршего Казенного приказа, Адриан привечал монаха–судью приказа Дворцового: вначале Дмитрия Сурмина, а по его смерти — Иосифа Булгакова. Последнего, всего после полугода службы дворецким, патриарх указом от 1 октября 1698 г. «пожаловал… за его службу, и многорадение… и за денежную и хлебную многую прибыль, которую показал он, судия Иосиф Булгаков, будучи в Дворцовом приказе»: повысил ему оклад. «И сей свой, святейшего патриарха, именной указ о милостях Булгакову» Адриан «указал в Дворцовом приказе записать в книгу, чтобы ему, судье Булгакову, будучи у того дела, и впредь надежно было… прибыли искать»  . Довольно скоро, 23 октября 1699 г., Иосиф Булгаков был назначен на еще более престижную должность главы Патриаршего разрядного приказа, а место дворецкого занял Матвей Григорьевич Баскаков. До этого времени главой приказа из духовных был «приказных дел старец» Стефан Лебедев; важную роль в Разрядном ведомстве неизменно играли дьяки Борис Остолопов (служивший еще митрополиту Адриану) и Иван Тугаринов. Представителями светской власти в Патриаршем разряде были окольничий Михаил Иванович Глебов, а с 1699 г. — царский родственник Иван Иванович Нарышкин  . Доверенным лицом Адриана являлся его личный секретарь чудовский инок Карион Истомин, выдающийся придворный поэт и литератор. 4 марта 1698 г. он получил высокую должность «смотрителя» (начальника) государева Печатного двора (на котором работал в разных званиях с 1679 г. до отставки по указу Петра в 1701 г.). О значении Кариона Истомина в патриаршество Адриана, помимо огромного авторского архива, содержащего своеобразную летопись публичных выступлений архипастыря, и многочисленных пожалований за труды, свидетельствует огромный по тем временам годовой оклад «смотрителя» Кариона в 100 рублей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

По замыслу царя Печатный двор должен был стать одним из главных центров реализации программы просвещения России. В 1702 г. царь распорядился начать там выпуск 1-й рус. газ. «Ведомости» (1-й номер вышел 2 янв. 1703, издавалась до 1727, с 1711 попеременно в Москве и в С.-Петербурге). В дальнейшем были изданы учебные пособия, преимущественно для московской Школы навигацких и математических наук,- «Арифметика» Л. Ф. Магницкого (1703), «Таблицы логарифмов» (1703), «Лексикон треязычный» Поликарпова-Орлова (1704). В 1708 г. была проведена реорганизация Московского Печатного двора. В его состав вошла Гравировальная мастерская Оружейной палаты, к-рая изготавливала гравюры политического и религ. содержания, книжные иллюстрации. На Печатном дворе была создана словолитная мастерская, снабжавшая шрифтами др. типографии Москвы и С.-Петербурга. В марте 1708 г. вышла 1-я книга, набранная новым, гражданским шрифтом,- «Геометриа, славенски землемерие». В нач. XVIII в. мн. издания Печатного двора служили военно-политическим задачам Петра I. Важное место в продукции типографии занимали издания, посвященные Северной войне 1700-1721 гг. и Прутскому походу 1711 г., напр., «Юрнал, или Поденная роспись, что в мимошедшую осаду, под крепостью Нотебурхом, чинилось сентября с 26-го числа в 1702 году», описание церемонии встречи Петра в Москве в 1704 г. «Торжество православное свободителя Ливонии» архим. Иосифа (Туробойского), Служба св. Иоанну Воину и его Житие (1707), в составлении к-рых принимал участие иером. Карион (Истомин), собрание молитв и ектений «Духовное на брань вооружение, воинству православному благопотребное» (1708), составленная архим. Феофилактом (Лопатинским) «Служба о победе под Полтавой» (1709), последование молебного пения в связи с начавшейся войной с Турцией (1711). «Букварь» Кариона (Истомина) с гравюрами Леонтия Бунина. М., 1696 «Букварь» Кариона (Истомина) с гравюрами Леонтия Бунина. М., 1696 Наряду с этим продолжалась и публикация духовной лит-ры, в частности, Слов прп.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

355, л. 323) и одно у нас, по подлинному письму Святителя, хранящемуся в ризнице того же монастыря. Без сомнения были и еще письма Святителя к Феологу. Кроме переписки с Феологом напечатаны еще письма Святителя: к Стефану Яворскому (четыре письма, все находятся в Диарии при сочинениях Святителя и в исследовании И. А. Шляпкина (с. 417, 420, 422); Федору Поликарпову (в Диарии); Новгородскому митроп. Иову (три письма, одно у Шляпкина, с. 371, другое в Тр. КДА за 1860 г. т. III, с. 282 и третье в Яросл. епарх. вед. за 1888 г., с. 430); продавцу иностранных книг Вандебургу (четыре письма в «Епистоляре» рукописи Моск. Патриаршей библ. 81 и в Душеполезном чтении за 1864 г. II, с. 4 и далее в переводе с латинского на русский); воеводе Воронцову (Шляпкин, с. 350); Г. Д. Строганову (ив. 415); митроп. Сарскому Илариону (ив. 367); митроп. Сербскому Ефрему (ив. 408); в Новгород-Северский к Доморце (409); к старшему Виленского братства (ив. 433 и в Диарии); царице Прасковий Федоровне (ив. 439 и в Диарии); М. Г. Грохольскому (ив. 454 и «Белоруссия и Литва», СПб. 1890 г., с. 269); игумену Соловецкого монастыря м. Фирсу (Душ. чтение 1864 г. II, 122) и архим. Тр.-Сергиевой Лавры (Диарий). 232 Статья «Феодор Поликарпович Орлов, директор Московской типографии» в «Журнале Министерства народного просвещения» за 1894 г., 9, 10 и 11, и книга «Один из пестрых» (Карион Истомин), СПб., 1902. 234 Святитель называет Кариона Истомина и Феодора Поликарпова в письмах «благоразумными, пречестнейшими» (письмо 4-е в «Ярославских епарх. вед.»), «смиренно бьет им челом» (письмо 9-е), просит Феолога сообщить им об окончании Четиих-Миней (письмо 7-е), благодарит «их милость за чтение его сочинении» (письмо 14-е), доверяет им читать и то, что еще не совсем готово к печати (письмо от января 1708 г. к Стефану Яворскому в Диарии), однажды именует Кариона Истомина «возлюбленнейшим другом» (письмо 23-е), а Феодора Поликарпова посвящает в свои литературные планы и намерения (Диарий). 239 Именно: Иоанна Новгородского, Сергия Радонежского, Григория Пельшемского, Гурия и Варсонофия Казанских, Аврамия Ростовского, Ионы Новгородского, Варлаама Хутынского и Никона Радонежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Спб. 309, стр. 457–460. Указание на содержание грамоты дано в V главе, стр. 170, примеч. 1. 570 Наход. в Государ. Архиве X, Кабинет II, 53, лл. 326–327. Напечатана полностью у Рункевича Архиереи Петровской эпохи. Изд. 1906 г. стр. 98 –100; сокращенно в Истории России Соловьева. Изд. вт. книги 3 стр. 1096. Содержание помещено выше, в главе VI, стр. 259–260. 571 Из невошедших в работу интересно письмо п. Адриана Арчиллу, князю имеретинскому от 21 авг. 1691 г. Патриарх приветствует Арчилла, его жену и детей, которых перебирает поименно; желает им избавиться от какой–то приключившейся скорби; просит известить об его пребывании. Архив Юго–Зап. России, т. V, CXCI, стр. 450. 576 Отпеч. в Памятниках древней письменности 1879 г. вып. III. Содерж. излагалось выше, в главе III, стр. 87–91. 580 Отпечат. в Описании Архива Александро–Невской Лавры, т. II, стр. 404–408 и приведена нами в главе VI, стр. 251–253. 582 Отпечатаны в книжке: Письма Импер. Петра Великого к брату Иоанну Алексеевич у и п. Адриану. Спб. 1788 г. Два письма из 7 – кроме того напечатаны в Вивлиофике XV ч., а письмо к Шеину изд. в книге: Поход Шеина к Азову. 585 Описание Славян. рукописей отд. п. С.–Петерб. Типограф. Сахарова 1839 г. стр. 27–28, 45 (Н. А. А. П. Адриан. Чтения Общ. Ист. и др. 1878 г. 8). 586 Напечатана в сочинении прот. Саввинского: Астраханская Епархия. Вып. п. Изд. 2–ое. Прилож. III, стр. 398–403. 587 «Писася в царствующем великом граде Москве в доме патриаршем мироздания ХХХ, рождества же Богочеловека Иисус Христа ХХХ, индиктиона Х, стр. 337 месяца марта». Рукоп. Солов. монаст. Сборник 871, л. 490–497. Хранится в Библиот. Казан. Духовной Академии (по Опис. рукоп. Сол. мон. ч. II, стр. 358, 615). В составлении завещания, еще в 1696 г., принимал участие делопроизв. п. Адриана, инок Карион Истомин. Москов. Синод, библ. 99 / 301 . л. 294–300. Черновые письма Кариона Истомина. Православ. Богослов. энциклопедия. Карион Истомин. 590 Напеч. во временнике Имп. Москов. Общества; в П. С. 3. т. 3, изд. 1830 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Своеобразной фигурой был иеромонах Карион Истомин († 1717) из московского Чудова монастыря. Он стоит на границе двух эпох, когда традиции и мировоззрение Московской Руси были потрясены петровскими реформами и в духовном облике общества проступили новые черты. Карион был ревностным поборником и деятелем просвещения. Один из первых учеников школы братьев Иоанникия и Софрония Лихудов в Заиконоспасском монастыре , он некоторое время учился в Киевской Академии (в 1681 и 1687 гг.) . В Москве он служил справщиком на Печатном дворе, принадлежал к самому близкому окружению крайне консервативного патриарха Иоакима (1674–1690) — что, возможно, говорит о «дипломатическом» таланте Кариона — и выполнял некоторые его ответственные поручения. Карион пользовался полным доверием и у преемника Иоакима — патриарха Адриана (1690–1700) и служил ему чем-то вроде личного секретаря. Впоследствии он заведовал Печатным двором. В 1712 г. Карион отправился в Новгород, чтобы преподавать в школе, основанной митрополитом Иовом, но пробыл там недолго. Он близко общался со св. Димитрием Ростовским и помогал ему в подборе агиографического материала для его Миней. Карион Истомин написал несколько проповедей и других сочинений, собранных в рукописном сборнике под курьезным названием «Веселити» (название характерно для тогдашнего испорченного языка), много стихотворений, «Букварь», предназначенный для обучения не только «отроков», но и «отроковиц» (!), и даже «Гражданство нравов благих» — учебник хорошего тона . Карион представляет собой новый тип русского монаха конца XVII столетия. С подобными фигурами мы познакомимся еще в связи с другими темами нашей книги. В ту пору было такое поветрие — надевать на себя монашеский клобук, чтобы лучше сделать карьеру. Но по условиям того времени, нуждавшегося в подъеме общего и церковного просвещения, деятельность людей подобного рода имела все же положительный характер. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/lib/text/436618/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010