Нерехта. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В соборе располагается хлебозавод. На колокольню можно подняться, купив билет в музее Никольской церкви. Архитектура Владимирской церкви сыграла важную роль в развитии нерехтскго каменного церковного зодчества XVIII века. Многие приемы ее фасадского убранства были использованы и в др памятниках и, в первую очередь, при сооружении собора в честь Казанской иконы Божией Матери на центральной площади Нерехты. До его строительства на это месте стоял деревянный собор в честь святых Бориса и Глеба, известный с XIII века. В XVII веке перед ним находилась одноименная Борисоглебская площадь. Указ о построении каменного собора был подписан Петром I 12 июня 1709 года - за две недели до решающей битвы со шведами под Полтавой. Как раз в это время Петр I вместе с войсками находился под Харьковом в селе Каплунове, где испрашивал помощи в предстоящем сражении перед чтимой Казанской (Каплуновской)иконой Богоматери. Вполне вероятно, что имея твердую надежду на заступничество Богоматери и скорую победу, Петр, подписывая указ о сооружении нового храма в Нерехте, пожелал посвятить его Казанской иконе, сохранив старое многовековое название в честь Бориса и Глеба лишь за приделом. Если наше предположение верно, то церковь можно рассматривать как первый памятник победы русского оружия под Полтавой. Для постройки Казанского собора Петром I приказано было сделать 200 тысяч кирпичей и нанять рабочих в Московской Ижерской канцелярии, " окромя петербургского наряда " , чтобы не отрывать рабочих от строительства Петербурга. Строительство собора велось с 1709 по 1713 год. В 1805-1806 годах собор перестраивался в своей трапезной части. Вот что пишет об этом М.Я. Диев: " В 1806г в июле месяце в нерехтском соборе упали своды теплой церкви, в то время вновь перестраиваемой. На своде, среди церкви, на четырех столбах была устроена верхняя церковь, фигурою круглая; в таком виде она простояла зиму 1805-06 годов непокрытою. В июле, когда начали выбивать кружала, именно под верхнею церковью, то с нею свод упал и засыпал несколько человек ... Своды были вновь сделаны без верхней церкви ... Теплый собор прекрасно и скоро был отделан с двумя приделами. "

http://sobory.ru/article/?object=03117

По своей архитектуре новый храм представляет собой первый в Харькове образец древнерусского церковного зодчества. Вместо колокольни – над западными вратами звонница. Внешняя отделка храма ещё не закончена, так как строительный комитет приложил все усилия к окончанию работ внутри храма, в видах скорейшего освящения его. К этому вынуждала теснота старого храма. Храм построен по проекту и под руководством академика А. Н. Бекетова. Стенная живопись и образа иконостаса исполнены художником М.Р. Пестриковым, которому удалось, не прибегая к копировке образцов (иконостас московского Ново-Девичьего монастыря, образа иконописца VIII века Симона Ушакова, «Христианские древности» Прохорова и др.) воссоздать стиль древнерусских храмов как в живописи, так и в ростках стенных гладей, арок и сводов. Постройка храма обошлась около 150 000 руб, собранных, главным образом, стараниями о. Василия Добровольского. http://ngeorgij.livejournal.com/84388.html Праздник Рождества Богородицы был престольным праздником одного из давних харьковских храмов, построенного одновременно с более известным, Мироносицким храмом в 1771 г. История его связана с существовавшим здесь с конца XVIII в. кладбищем. В 1790-е г.г. было закрыто городское Мироносицкое кладбище, и взамен его было открыто новое Каплуновское кладбище. А в 1808-1810 г.г. первый храм, выстроенный по проекту архитектора Петра Антоновича Ярославского, был заменён новым. Название Каплуновский изначально носил список Казанской иконы Богородицы, по названию села, где он был обретён. Образ этот был выбран для церкви не случайно. Храм изначально был полковым для небольшого военного поселения, а образ неразрывно связан с одной из крупнейших побед русской армии. В ходе подготовки к решающему сражению Северной войны Пётр I по пути в Харьков, куда он следовал в целях организации укреплений для приёма сражения, приобрёл известную среди местных чудотворную икону. Перед этой иконой в кафедральном Успенском соборе в те времена молился весь город. И молитвы были услышаны: бой был принят значительно западнее, близ Полтавы, и героически выигран, а Северная война до Харькова так и не докатилась.

http://sobory.ru/article/?object=33249

Недалеко от поселка Тучково городского округа Руза у берега реки Москвы находится село Поречье. Когда-то здесь располагалась одноименная усадьба, от которой до нашего времени сохранилась красивая церковь Казанской иконы Божией Матери. О том, что общего у этой церкви с известным храмом Знамения в Дубровицах под Подольском, и почему Казанский образ Богородицы называют еще и Каплуновским, читайте в этой статье. Храм Казанской иконы Божией Матери был построен в 1763 году на средства местных помещиков Марии Петровны и Михаила Александровича Яковлевых – родственников писателя Александра Ивановича Герцена (1812-1870). Через двадцать лет после постройки храма на деньги Марии Петровны Яковлевой была возведена отдельно стоящая колокольня. В 1848 году при новом помещике Иване Алексеевиче Бартоломее колокольня была соединена с храмом трапезной частью, и церковь приобрела тот вид, который имеет сегодня. Храм в Поречье интересен с точки зрения архитектуры – он представляет собой разновидность так называемого «лепесткового» храма, и это роднит его с известной подмосковной церковью Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Стены таких храмов напоминают «лепестки», полукруглые выступы, выходящие из центра здания. У Казанской церкви в Поречье есть только три лепестка, а четвертый выступ с западной стороны заменяет трапезная и колокольня. Один из первых храмов подобного «лепесткового» плана был построен в конце XVII века – это собор Митрополита Петра в московском Высоко-Петровском монастыре. В XVIII столетии в подмосковных усадьбах богатых вельмож стали появляться церкви такой необычной формы. В Подмосковье, кроме упоминавшейся Знаменской церкви в Дубровицах, наиболее известны из этого ряда Спасский храм в Уборах городского округа Одинцово и храм Трех Святителей в усадьбе Волынщина-Полуектово. Последний находится в городском округе Руза и, как в случае церкви в Поречье, его центрическая композиция нарушена поздними пристройками трапезной и колокольни с западной стороны. На сайте Рузского благочиния приведен текст из метрики церкви 1887 года, в которой описаны ее реликвии. До революции здесь хранился медный лист с изображением Казанской Божией Матери и двумя ангелами. Под иконой была сделана подпись: «Помощию Божиею сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763…» К старинным и местночтимым иконам текст метрики относил образ Макария Египетского, список с чудотворной иконы Успения из Киево-Печерской лавры и храмовую икону Казанской Божией Матери XVII века в серебряной ризе с чеканным текстом: «Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновския».

http://sobory.ru/article/?object=01399

Епископом Епифанием Тихорским, воспитанником Киевской академии, «было положено основание Харьковского коллегиума – высшего учебного заведения, бывшего просветительным центром Слободской Украйны до учреждения в Харькове университета. – Сначала, в 1722 г., преосв. Епифаний открыл школу при архиерейском доме в Белгороде для детей духовенства с целью приготовления их к священно церковно- служительским должностям; школа быстро росла и к 1726 году имела уже 6 классов до риторики включительно. Тогда князь М. М. Голицын, управлявший в то время Слободской Украйной и резидировавпий в Харькове, желая между прочим возвысить значение этого города, убедил преосв. Епифания перевести эту Белогородскую школу в Харьков, как центральный город Украйны, с тем, чтобы, оставаясь и здесь под управлением архиерейским, она в то же время была уже всесословным училищем, где наравне с детьми духовенства учились бы дети и всех других сословий. Вся Украйна с живейшим сочувствием отнеслась к мысли учредить в Харькове такое училище, которое по его всесословному характеру и получило здесь название Коллегиума; красноречивым выражением этого сочувствия служили обильные, с разных сторон Украйны шедшие, жертвования в пользу новозаводимого училища. Вслед за князем, подарившим коллегиуму вотчину, многие другие –разных сословий лица – охотно жертвовали для той же цели земли, дома, разные хозяйственные угодья, деньги. Таким образом, в самом же начале составились у коллегиума значительные владения, которые были еще увеличены преосв. Епифанием, приписавшим к коллегиуму три пустыни: Озерянскую, Аркадиевскую и Чугуевскую. Кроме того, по его же ходатайству, коллегиуму предоставлены были доходы от Каплуновской иконы Богоматери (в селе Каплуновке, Богодуховского уезда), – наиболее чтимой тогда, а вследствие того наиболее доходной святыни в епархии Белгородской. Доходы эти впрочем исходатайствованы были еще до основания коллегиума – на Белгородскую школу, и уже потом были переведены на Коллегиум. В ходатайстве по сему предмету (от 20 февраля 1725 г.) преосвященный Епифаний излагал Св. Синоду: «В село Каплуновку приезжают многие люди для богомоления, поют молебны и за пение дают деньги, а на икону кладут привесы, и теми доходами владеют обретающиеся при той церкви два священника с дьяконом и богатятся напрасно – могли бы довольствоваться одним приходом, понеже дворового числа всем священникам будет довольно, а у меня в школах помощию Божиею поповских детей собралось и собирается не малое число, которые начали уже и учиться, откуда, повидимому, можно ожидать добрые надежды, – токмо таковых детей кормить и поить нечем, понеже более тех, которые суть отцов зело скудных. И чтобы Его Императорского Величества указом повелено было теми доходами и привесами владеть архиерейскому дому для совершения постройки и окончания школ и для честного содержания учащихся и имеющих учиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

Метрики Воскресенской и Николаевской церквей начинаются с 1722 г. Бедствия прихожан от татар: в 1686 г. Новая Водолага тревожена была татарами, проходившими по Мурафской дороге. По отписке из Славянска в Чугуев «197 (1689) г. июля 1 ч. пришел в Соленой полоненник Черкашенин, Водолаги города житель Матвей с Жадан и сказал: ходил он Матвей с товарищи, 12 возов, для покупки соли и не доходя до Соленаго и не доезжая леса Дроворуба, в верстах 5 от Соленого, напали воинские люди и таборец их разобрали, а взяли в том таборце 12 человек, а убежал он Матвей от них от р. Тора, от урочища Россошей, мая 28 под 29 число; а было воинских людей коней со сто». Полковник Константин Донец писал Чугуевскому воеводе: «Сент. 1 1691 г. писал ко мне с Новой Водолаги полку нашего наказной полковник Иван Сербин: изволением Божием вышел из полону водолажский житель Роман Семенов, который Роман был у полону в гор. Кафе два года». Далее писал, что этот пленник видел на дороге следы двух татарских партий. По другому известию, в сентябре 1689 г. целая орда нападала на Новую Водолагу, и, конечно, в это-то нападение взят был в плен Роман Семенов. Сильное разорение потерпела Водолага в сентябре 1693 г., когда Нураддин Султан входил в Харьковский полк с 15 000 татар и янычар. В это время «взяша Агаряне», сына жителя Новой Водолаги Сергия, но которого слезные молитвы матери пред Каплуновской иконой Божией Матери возвратили в Водолагу живым и здоровым. Белогородский воевода кн. Я. Ф. Долгорукой давал знать в Чугуев 8 мая 1697 г., что «неприятельские люди Татарове, человек с 200, перешед новопостроенную черту, приходили под Новую Водолагу и на работе напав поймали малое число». Бригадир Осипов в своем листу от 24 марта 1711 г. говорит «о неприятельском приходе хана с ордами и с изменниками Запорожцы на Украйну под Водолаги». Без сомнения, это то самое нападение, о котором говорит в просьбе своей о храме Старой Водолаги Иван Захаржевский; тогда Водолаги сильно пострадали от татар – и запорожцев. Летопись Хмельницкого замечает: «Того ж (1711) року, перед Прутовской войной, Хан Д евлет Керей з Ордою и з Запорожцами под Немеровым и в слободах были».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Что сей образ испускал тогда жалостный стон, а Мазепа, стоя на нем, отрекался от своей веры и присягал на веру шведскую. Эхо об этом раздалось тотчас по всей Малороссии, с переменой только места и названием иконы Богородичной. Одни говорили, что сие последовало с образом Балыкинским, а другие с Каплуновским, и так далее. А между тем истребление шведов от народа продолжалось во всех местах и случаях, где их только удобно найти могли, и злость на них умножалась от ревности народной за веру свою и ее поругание, от чего в одну осень и зиму убавилось шведов почти до половины. Государь в ноябре месяце того же 1708 года, собрав в город Глухов чинов и казаков малороссийских, которые в рассуждении военных замешательств собраться только могли, велел им произвести выбор на гетмана вольными голосами и по их правам и заведениям. Чины и казаки объявили на то государю, что они не иначе должны приступить к выбору гетмана, как подписав первее приговор от лица всей нации, что выбор тот производится с утверждением гетману всех прав его, преимуществ и прерогатив, вольность народа и права его обеспечивающих. И просили притом государя заверить их о том своей грамотой. Государь уверил собрание клятвенно, что он все права Гетманские, войсковые и народные и бывшие на то договорные статьи, подтвердит непременно, при прошествии нынешних военных замешательств и неудобств. Почему, в присутствии государя и его министров, 7 ноября, выбрали в гетманы полковника стародубского, бывшего после Маклашевского, Ивана Ильича Скоропадского. Который тогда же от государя и утвержден и ему вручены клейноды войсковые и национальные, гетманское достоинство значащие, т.е. булава, бунчук и печать. А от государя особенно пожаловано знамя Государственное, изображающее двуглавого орла с регалиями Царственными. По окончании кратких торжеств выбора и утверждения гетманского, открылось там же, в Глухове, новое явление, до того еще в Малороссии не бывалое, явление страшное, названное спутницей Мазепе в ад. Многочисленное духовенство Малороссийское и ближайшее к границам здешним Великороссийское, нарочито собранное в Глухове.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Вся тварь, всяк род и возраст, всяко звание и достоинство не возмогут изрещи всех щедрот, яже излияла еси, о, Пресвятая Дево, чрез чудотворныя иконы Твоя на вся люди. Темже всяк чин святых на небеси, и всяк грешник на земли, единеми усты и единем сердцем воспевают Тя, Богомати, песненно: Радуйся, пророков уста и праотец чаяние; Радуйся, святителей радование и апостолов мудросте. Радуйся, евангелистов благовестие и проповедников учительнице; Радуйся, мучеников крепосте и исповедников терпение. Радуйся, постников Питательнице и преподобных Сладосте; Радуйся, столпников поддержание и девственников оградо. Радуйся, молчальников собеседнице и богословов умудрение; Радуйся, пресвитеров наставнице и учителей церковных поучение. Радуйся, Упование наше и в скорбех всемощная Заступнице. Кондак 9 Вся в мире сем скоротечно: кийждо человек из праха произыде и абие ко гробу тщится; несть надеяния на друзи или власти; нимало пользует слава или богатство. Где и взыщем надежду, или кто в скорбех защитит? Воистинну, Владычица Богородица в скорбех Заступница! Воистинну, Господь Иисус Христос, Егоже Дева роди Неискусобрачная, упование подает нераскаянно всем, Истинному Богу покланяющимся, и вопиющих Тому: Аллилуиа. Икос 9 Ветиями сладкогласными, о, друзи, воспоем хотя и малую часть от дивных благодеяний Богородичных, имиже вера утвердися и вся концы научишася пети Преблагословенней: Радуйся, яко Тобою прелесть низложися; Радуйся, яко Тобою сатана посрамися. Радуйся, неверия токи уставившая; Радуйся, соблазнов огнь угасившая. Радуйся, острейшая стрело, язвящая враги; Радуйся, Молние, попаляющая зловерие. Радуйся, яко Тобою соборища нечестивых исчезоша; Радуйся, яко Тобою вся мудрость лжеименная посрамися. Радуйся, Упование наше и в скорбех всемощная Заступнице. Кондак 10 Спасение Тя имамы верное, Дево, ибо ко Христу Богу молишися о спасении мира, и чрез иконы чудотворнии мнозем подаеши утешение, Сыну Твоему поющим: Аллилуиа. Икос 10 Стена и заступление нам грешным Ты еси, Богородице, яко безпрестани подаеши нам милости Твоя богатныя, и препобеждаеши всякое зло, коегождо научая пети Тебе:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Одна камера была свободной. По моей просьбе меня водворили в нее. Утром всех штрафников выстраивали парами и выводили на работы, предупреждая: — Шаг вправо, шаг влево — стрелять будем. Рыли мы глубокий котлован. Однажды, вернувшись с работы, я увидел свою камеру опустошенной. Оказалось, заключенные соседней камеры, уголовники, в тот день отказались идти на работу. И когда изолятор опустел, они устроили с помощью кружек, кастрюль, кулаков и истошных криков невероятный «джаз», под шум которого разобрали деревянную стенку, отделявшую их от моей камеры, и, взяв все, что у меня было, стенку вновь заделали. Такое соседство не очень было приятно, и меня перевели в так называемую «крестьянскую» камеру. В ней, среди других, были два ксендза, фамилию одного из них я помню — Каплуновский. Позже мне пришлось видеть его умирающим. Умирая, он проклинал Россию. Жизнь в изоляторе была обычная для заключенных, хотя режим в ней был строже. В нерабочее время мы сидели под замком в тесных, душных и слабоосвещенных камерах. Охранники изолятора от безделья изнывали. И иногда ночью, чтобы развлечься, занимались стрельбой, прошивая пулями деревянную крышу барака. Заключенные в так называемых «крестьянских» камерах были мирными людьми, и у охранников не было повода ссориться с ними. А вот уголовники вели себя более независимо и даже иногда вступали с охранниками в грубую перебранку. Однажды отношения между уголовниками, сидевшими в так называемой камере «смертников», и охранниками до такой степени обострились, что между ними возникла драка. Драка была неравная и окончилась тем, что заключенные были избиты до крайности. Сидя в своей камере, мы слышали удары винтовочными прикладами и отчаянно-озлобленные крики заключенных. На другой день, выходя на работу, сквозь решетку двери камеры «смертников» можно было видеть их окровавленные и избитые лица. На работу их не вывели. Об этом эпизоде мне еще придется упомянуть. Подвергнутый наказанию, я о себе мало думал, но меня очень беспокоила мысль о моих близких, оставшихся в Москве. Я опасался, как бы и на них не обрушился удар. Время тогда было очень тревожное, и всего можно было ждать. Надо было действовать. И я, не видя другого выхода, послал с помощью заключенного, имевшего право свободного выхода из лагеря, письмо в Москву своим с просьбой срочно выехать в Архангельск.

http://azbyka.ru/fiction/dalekij-put/

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Взбранной Воеводе, Госпоже Царице Богородице, похвальная дерзаем приносити пения. Ты же, яко имущая бездну милосердия и пучину щедрот, от всяких нас бед свободи теплым Твоим к Богу предстательством, да зовем Ти: Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице. Икос 1 Ангельстии лицы дивятся, зря в Тебе тайну от века сокровенную и в последняя лета всем явленную; мы же, аще и должни в молчании пребывати, дерзаем звати сице: Радуйся, во чреве приемшая прежде век от Отца Рожденнаго; Радуйся, родившая Сына Еммануила, еже есть сказаемо: с нами Бог. Радуйся, Царице, одесную Царя славы предстоящая; Радуйся, рясны златыми одеяна и преукрашена. Радуйся, Обителище Бога Живаго; Радуйся, Доме, егоже Премудрость Себе созда. Радуйся, Кладезю воды Живы; Радуйся, Врата, имиже Господь пройде и не отверзошася. Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице. Кондак 2 Видящи Елисавет Деву Пресвятую исполнь Духа Святаго, и сама темже Духом рече: Благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего! и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Мы же, раби смиреннии, такожде не вемы, откуду явися нам сей образ цельбоносный, пред нимже главы приклоньше, умильно речем Господеви: Аллилуиа. Икос 2 Разум всяк недоумеет разумети, киими дарми послужити Ти, Всесвятая Дево? Мы убо потщимся, подражая волхвом богопросвещенным, принести пред пречистый образ Твой, вместо злата, смирны и ливана, упование, любы и веру нашу, ихже возлагающе, поем: Радуйся, Ковчеже, имже тварь от потопления греховнаго свободися; Радуйся, Земле невозделанная, Плод Животный принесшая. Радуйся, Облаче, от греховнаго зноя покрывающий; Радуйся, каплями благодати Божией души наша орошающая. Радуйся, Купино, огнем Божества неопальна пребывшая; Радуйся, от огня страстнаго нас свобождающая. Радуйся, Кадильнице златая, Духа Божия пребывалище; Радуйся, Трапезо, носящая Хлеб жизни. Радуйся, Упование наше и в скорбех всемощная Заступнице. Кондак 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Синоду рапорт с испрошением ему, о. Протоиерею Маевскому, увольнения от Консистории; а от блюстительства ризницы Архиерейской, ныне же, по надлежащему уволить его, с благодарностью за понесённые труды». Ibid. 1840 580, где Смарагд объявляет своё Пастырское благословение (кафедральным) Протоиерею Печёрскому согласиться на просьбу его и не пожелать ему, при большем спокойствии и диакону Сулиме за труды их полезные для Епархиальной Кафедры, так как они собрали и представили на устройство нового колокола для собора 1.000 руб. 15 коп. ассигнациями. Ibid. 1840 г. 23 ноября – 11 декабря Смарагд отличает пред молодым коллегой Пантелеевым священника слободы Трёхизбянской В. Павлова, ибо он «довольно в преклонных уже летах и весьма старателен о благолепии вверенной ему церкви, при том и детей уже имеет на поприще отечественной службы». Ibid. 1841 г. 11: за труды по благо украшению Харьковской Каплуновской церкви, переименованной в Рождество-Богородицкую, Смарагд изъявляет «тёплую пастырскую признательность, с внесением оной в послужной список», свящ. Наседкину, обнадёживая последнего, что «дальнейшие его попечения на пользу св. церкви не останутся без должного воздаяния». 115 См., напр., Дело Харьковской Дух. Консистории 1840 г. 46 о дьячке Е. Козловском; 1840 г. 95 о просившемся в диаконы Виссарионе Калашникове; 1840 г. 62 о дьячке Василии Калашникове. 116 Ibid. от 8 ноября 1840 г. на в письме А.С. Стурдзы о его книге «Письма о должностях священного сана», которая признаётся «заслуживающею объявления по Епархии с тем, чтоб священники, особенно окончившие курс Богословского учения, выписали для себя оную». 118 Ibid. 1840 г. 59 резолюция от 19 июля 1841 г.: «... Благочинному накрепко смотреть, чтоб священник Рашевский впредь причётников в доходах не обижал, и что если впредь подобные от причётников поступят на него Рашевского жалобы, то и настоящее делопроизводство приведено тогда будет в справку, для поступления с ним, Рашевским, по всей строгости законов». 119 Ibid. 1840 г. 33 о пономаре слободы Колонтаевки резолюция от 1 ноября: «...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009