Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ДИМИТРИЙ (КАПАЛИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин) Димитрий (Капалин) (род. 1952 ), митрополит Тобольский и Тюменский , глава Тобольской митрополии , священноархимандрит мужских монастырей Тюменского Троицкого и Знаменского села Абалак Тобольского района Тюменской области, ректор Тобольской духовной семинарии В миру Капалин Алексей Михайлович, родился 11 марта 1952 года в посёлке Удельная Раменского района Московской области в семье Михаила Герасимовича (1914 - 1967) и Марии Алексеевны (1916 г.р., ныне схимонахиня Мария) Капалиных. Алексей был четвёртым и самым младшим ребёнком в семье, кроме него были ещё трое старших братьев, все из которых впоследствии приняли монашество: Николай Попов (1942 г.р., в монашестве Пафнутий, до принятия монашества был женатым священником); Виталий (1946-2006, в монашестве Василий, умер в сане архимандрита) и Герман (1949 г.р., в монашестве Климент, митрополит); по заповеди отца, все четыре сына приняли священнический сан . В 1974 году окончил Московский институт инженеров транспорта и работал конструктором. В 1984 году окончил Московскую духовную семинарию , а в 1987 году - академию со степенью кандидата богословия . 31 января 1986 года принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре , 23 февраля был рукоположен во иеродиакона , а 7 апреля - во иеромонаха . В ноябре 1986 года после пожара в Троице-Сергиевой Лавре был назначен экономом лавры и Московских духовных школ на период восстановительных работ. 25 марта 1987 года был возведён в сан игумена , 13 июня - в сан архимандрита с назначением заместителем ректора Московских духовных школ по административно-хозяйственной работе. С 20 апреля 1989 года - инспектор Московской духовной семинарии. 27 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ему быть епископом Тобольским и Тюменским и ректором возрождённой Тобольской духовной семинарии .

http://drevo-info.ru/articles/2531.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Капалин Алексей Михайлович; род. 11.03.1952, пос. Удельная Московской обл.), митр. Тобольский и Тюменский. Из семьи рабочего. Младший брат Калужского и Боровского митр. Климента (Капалина) . В 1969 г. поступил в Московский ин-т инженеров транспорта. По его окончании в 1974 г. работал инженером-конструктором, а затем ведущим конструктором в Проектно-конструкторском бюро Главного управления локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения. В 1982-1984 гг. учился в Московской ДС, а затем в 1984-1987 гг. в МДА. 31 янв. 1986 г. в ТСЛ принял монашеский постриг с именем Димитрий в честь прп. Димитрия Прилуцкого. 23 февр. 1986 г. рукоположен ректором МДА Дмитровским еп. Александром (Тимофеевым) во диакона, 7 апр.- во иерея. В нояб. 1986 г. был назначен экономом лавры и МДА на период восстановительных работ после пожара. 25 марта 1987 г. возведен в сан игумена, 13 июня 1987 г.- в сан архимандрита с назначением зам. ректора МДА по административно-хозяйственной работе. 1 сент. 1987 г. утвержден в должности преподавателя Свящ. Писания ВЗ. 1 янв. 1989 г. назначен помощником ректора по представительской работе. С апр. 1989 г. назначен инспектором Московской ДС и зав. церковно-археологическим кабинетом при МДА. В июне 1989 г. защитил дис. на тему «Троице-Сергиева Лавра в истории русского христианского искусства» с присуждением степени кандидата богословия. 27 окт. 1990 г. Д. определено быть епископом Тобольской и Тюменской епархии с назначением ректором Тобольской ДС. 4 нояб. 1990 г. хиротонию в московском Богоявленском соборе возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . С 26 февр. 1994 г. член синодальной Богословской комиссии. 19 февр. 1999 г. возведен в сан архиепископа. За время пребывания Д. на Тобольской кафедре количество приходов в епархии увеличилось с 8 до 216. Возрождено 2 муж. ( Абалакский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь под Тобольском, тюменский во имя Св. Троицы мон-рь ) и 2 жен. мон-ря (Иоанно-Введенский в пос. Прииртышский Тобольского р-на и Ильинский в Тюмени). Также действуют 1 монастырское подворье, 151 храм, 21 молитвенный дом и 20 часовен. Отреставрирован древнейший храм Сибири - тобольский Софийско-Успенский собор. В Тобольске построен храм в честь Воскресения Христова по образцу храма Христа Спасителя в Москве.

http://pravenc.ru/text/178159.html

Димитрий, митрополит Тобольский и Тюменский (Капалин Алексей Михайлович) Дата рождения: 11 марта 1952 г. Дата хиротонии: 4 ноября 1990 г. Дата пострига: 31 января 1986 г. День ангела: 24 февраля Страна: Россия Биография: Родился 11 марта 1952 г. в пос. Удельное Раменского р-на Московской обл. в семье рабочего. В 1974 г. окончил Московский институт инженеров транспорта и работал конструктором. В 1984 г. окончил Московскую духовную семинарию , в 1987 г. — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 31 января 1986 г. в Троице-Сергиевой лавре принял монашеский постриг, 23 февраля рукоположен во иеродиакона, 7 апреля — во иеромонаха. В ноябре 1986 г. после пожара в Троице-Сергиевой лавре назначен экономом лавры и Московских духовных школ на период восстановительных работ. 25 марта 1987 г. возведен в сан игумена, 13 июня — в сан архимандрита с назначением заместителем ректора МДАиС по административно-хозяйственной работе. С 20 апреля 1989 г. — инспектор МДС. 4 ноября 1990 г. в Богоявленском соборе  г. Москвы хиротонисан во епископа Тобольского и Тюменского. Назначен ректором Тобольской духовной семинарии. Ведет в семинарии курс нравственного богословия и организации приходской жизни. В 1994-2009 гг. — член Синодальной богословской комиссии . В 1999 г. возведен в сан архиепископа. Председатель попечительского совета Тобольской православной гимназии, преподает в гимназии Основы христианской этики. В 2009 г. защитил диссертацию на соискание научной степени кандидата социологических наук. Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. ( журнал 110 ) назначен главой новообразованной Тобольской митрополии . 8 октября 2013 года, за Божественной литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом  возведен  в сан митрополита. Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. ( журнал 43 ) утвержден в должности священноархимандрита Знаменского мужского монастыря с. Абалак Тобольского р-на Тюменской обл. и Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря г. Тюмени. Образование: 1974 г. — Московский институт инженеров транспорта. 1984 г. — Московская духовная семинария. 1987 г. — Московская духовная академия. Место работы: Тобольская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Тобольская епархия (Правящий архиерей)   Награды: Церковные: E-mail: tobolsk@mpatriarchia.ru Web-caйm: www.tobolsk-eparhia.ru на Патриархия.ru Духовна застава на [Ihmepb " ю] Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245176...

Димитрий (Галицкий) в 1923 г. хирот. во еп. Старобельского, вик. Харьковской епархии; с 1925 г. еп. Пирятинский, вик. Полтавской епархии; с 1927 г. еп. Проскуровский, вик. Подольской епархии; † 11.09.1932. Димитрий (Градусов) 24.01.1943 хирот. во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 24.08.1943 еп. Ульяновский; с 1944 г. еп. Рязанский и Шацкий; с 1945 г. в сане архиепископа; с 13.01.1947 архиеп. Ярославский и Ростовский; с 31.07.1954 на покое; 4.04.1956 принял схиму с именем Лазарь; † 10.04.1956. Димитрий (Доброседов) с 18.05.1914 еп. Можайский, вик. Московской епархии; с 13.04.1923 еп. Ставропольский; с июня 1923 г. еп. Бакинский; с 26.09.1923 еп. Козловский; с 1925 г. архиеп. Донской; с 1927 г. архиеп. Пятигорский; с 13.05.1932 на покое; с 27.06.1932 архиеп. Пятигорский; с 19.09.1932 на покое; с 16.06.1933 архиеп. Калужский; с 23.03.1934 еп. Можайский, вик. Московской епархии; с 1937 г. в заключении; расстрелян 21.09.1937. Димитрий (Дроздов) 23.07.1989 хирот. во еп. Полоцкого и Витебского; с 12.08.1992 еп. Витебский и Оршанский. Димитрий (Капалин) 4.11.1990 хирот. во еп. Тобольского и Тюменского. Димитрий (Локотко) в 1924 г. упом. как еп. Тюменский; с 1927 г. под арестом и в ссылке; более на епархию не возвращался; † в 60-х гг. Димитрий (Любимов) 30.12.1925 хирот. во еп. Гдовского, вик. Ленинградской епархии; с дек. 1927 г. епархией не управ.; с 1929 г. в заключении; † после 1937 г. Димитрий (Маган) 11.06.1942 хирот. во еп. Днепропетровского и Запорожского; с дек. 1943 г. управ. Донецкой епархией; по окончании Великой Отечественной войны в эмиграции; † 1.04.1970. Димитрий (Поспелов) 24.09.1923 хирот. во еп. Темниковского, вик. Тамбовской епархии; с 1926 г. в заключении; с 27.06.1934 еп. Яранский; с 20.02.1936 еп. Скопинский; с 1936 г. на покое; † 8.12.1952. Димитрий (Сперовский) с 17.06.1917 на покое (б. еп. Рязанский); с 1919 г. архиеп. Старорусский; † 1921. Дионисий (Валединский) с 21.04.1913 еп. Кременецкий, вик. Волынской епархии; с 1919 г. в эмиграции; с 1922 г. архиеп. Волынский и Кременецкий ПАЦ; с 27.02.1923 митр. Варшавский; с 22.06.1948 принят в общение с РПЦ; † 15.03.1960.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

47 . Василий (Капалин), иеромонах. Преподобный Григорий Синаит – учитель исихазма. – Загорск, 1973. Машинопись. – 103с. 48 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Ангелы и бесы в духовной жизни по учению Восточных отцов./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983. Статьи. Доклады. Переводы. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.69–113. 49 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Афон в духовной жизни Православной Церкви./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.39–68. 50 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Православное духовное предание. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы»./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.7–38. 51 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы ./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.114–208. 52 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – 446с. 53 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Святой Григорий Палама – личность и учение./ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Богословские труды 1952–1983 годов. Статьи, доклады, переводы. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. – С.209–229. 54 . Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя./Вступ. статья, примеч., научная ред., пер. с англ. и именной указ. А.Г. Грушевого. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998. – 583с. 55 . Вениамин (Милов) , архимандрит. Жизнь и учение преподобного Григория Синаита . Б.м., б.г. Машинопись. – 266, 186с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

1 июня 1943 г. городской парк с собором был безвозмездно передан горисполкомом в распоряжение фронтового Эвакуационного пункта. 14 декабря 1943 г. была произведена проверка Парка культуры и отдыха, в том числе был осмотрен и собор: " ...Здание собора полуразрушено, штукатурка обвалилась, деревянные части сожжены, отопительная и водопроводная системы разрушены; от собора сохранились только стены " , - говорится в передаточном акте. В момент обследования собор был занят госпиталем под склад, подвалы использовались под овощехранилище. После этого около двадцати лет здание собора не ремонтировалось, а в начале 50-х гг. неизвестные проникли в храмовый некрополь и вскрыли могилы Калужских архиереев. В феврале 1952 г. на 8-й сессии при обсуждении работы культурно-просветительских учреждений города был поднят вопрос о соборе и в результате принято решение " оборудовать здание бывшего собора в парке культуры и отдыха под культурно-просветительское учреждение " - и снова ничего не получилось. В 1954 г. Управлением по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР и Областным отделом по делам архитектуры было принято другое решение - о восстановлении здания собора под архив. Но до конца 50-х гг. здание собора так и не ремонтировалось. С 60-х гг. до 1990 г. в соборе располагалась спортивная школа. 25 мая 1990 г. Облисполком принимает решение 204 " Об изменении использования памятника архитектуры в г. Калуге Троицкого собора " и переоборудовании его под концертный зал. Возвращение собора Церкви Калужский Троицкий кафедральный собор Архиепископ Климент (Капалин) , назначенный в Калугу в июле 1990 г., сразу по прибытии поставил вопрос о возвращении Церкви всех храмов, в том числе и Троицкого собора. Вскоре последовала реакция. Заведующая городским отделом культуры опубликовала заметку в местной прессе, в которой заявила: " Будем биться до последнего, чтобы собор у нас не отобрали " . Несмотря на проводимую против передачи собора кампанию, в январе 1991 г. архиепископ Климент письменно обратился к Председателю Облисполкома А.И. Стеликову с просьбой передать собор в собственность епархии. 15 июля 1991 г. Облисполком принимает решение 262 " О передаче в собственность Калужской епархии бывшего церковного здания Свято-Троицкого собора в г. Калуге " . 23 августа 1991 г. был подписан акт о передаче собора Церкви. Здание собора находилось в плачевном состоянии: текла крыша центрального купола и колокольни, внутри него располагались туалеты и душевые, центральная часть была завалена мусором, в цокольном этаже складировались щиты, части аттракционов и другое имущество парка. При осмотре подвалов были обнаружены оскверненные останки калужских архиереев, погребенных в склепе в южной его части. Восстановление собора было поручено игумену Донату (Петенкову) .

http://drevo-info.ru/articles/3927.html

Закрыть «При определении жизненного пути важно проявлять рассудительность» Митрополит Калужский и Боровский Климент о выборе молодыми людьми жизненного пути Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)   12:41 04.05.2022 600 Время на чтение 3 минуты Фото: Александр Авилов/АГН Москва Май месяц. Миллионы юношей и девушек выбирают жизненный путь. «Кем быть? Где работать? Куда поступить учиться?» — перед ними стоят десятки похожих вопросов. Ответы на них ищут не только будущие студенты, но и их родители, близкие родственники. Об этом рассказал в статье «Риски будущей профессии», опубликованной в газете «Вечерняя Москва », митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). «Близкие могут оказать существенную помощь дочерям, сыновьям, внукам, племянникам, если обсудят с ними реалии выбранной ими профессии.— рассказал Владыка. — Стоит убедиться, что юноша или девушка хотя бы в общих чертах осознают, чем им придется заниматься. К сожалению, можно вспомнить десятки примеров, когда человек, получив сложное образование, не работал по специальности. Причиной оказывалось отсутствие малейшего представления о профессии, с которой он решил связать жизнь. Бывали случаи, когда студенты педагогического университета настолько боялись работать с детьми, что просили не отправлять их на практику в школу. Как эти молодые люди представляли себе дальнейшую профессиональную деятельность? Многие из таких студентов не работают по специальности. Эту ситуацию намного легче было бы исправить до поступления в вуз! Стоило родителям заранее обсудить со своим ребенком не только положительные моменты профессии, но и ее трудности, риски». Митрополит Климент привел пример: «Молодой человек решил стать инженером. В будущем он должен был заниматься конструированием горных машин и комплексов. Юноша учился с большим удовольствием. Когда он окончил вуз и стал устраиваться на работу, выяснилось, что ему придется ездить в дальние командировки, спускаться в шахты, жить на буровых точках. Молодой человек категорически не хотел соглашаться на это условие. Невольно возникает вопрос: понимал ли он суть будущей специальности, когда поступал учиться на инженера, проектирующего горнодобывающие машины?».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/04/pr...

митрополит Климент (Капалин) Содержание Упражнения, рекомендованные святителем Феофаном, которые способствуют развитию внутренней жизни человека и освобождению его от страстей Источники и литература     Аннотация. К подвигу – аскезе призван каждый христианин. Примеры подвижнической жизни мы видим со времен первых христиан. Святитель Феофан Затворник дал первое системное изложение значения аскетизма для человека. Его учение о подвиге актуально и сегодня. В статье рассматривается понимание святителем христианского подвижничества, его цель и этапы, значение таинств Крещения и Покаяния в жизни человека. Особое внимание уделено основам христианского подвига, которыми, по учению святителя Феофана, являются: борьба с грехами, предание себя воле Божией, духовное руководство, соблюдение правил христианского подвижничества и покаянное чувство. Раскрывая основы христианского подвига, святитель Феофан выводит правила, выполнение которых требует самопринуждения и самопротивления. Далее в статье рассматриваются упражнения, которые способствуют развитию внутренней жизни человека, а также рекомендованные святителем Феофаном законы борьбы со страстями. Abstract . Every Christian is called to the feat of asceticism. We see examples of ascetic life from the time of the first Christians. Saint Theophan the Recluse gave the first systematic exposition of the significance of asceticism for man. His teaching about the feat is still relevant today. The article examines the saint’s understanding of Christian asceticism, its purpose and stages, the significance of the sacraments of Baptism and Repentance in human life. Special attention is paid to the basics of Christian asceticism, which, according to the teachings of St. Theophan, are: the struggle against sins, surrender to the will of God, spiritual guidance, observance of the rules of Christian asceticism and penitential feeling. Revealing the foundations of the Christian feat, St. Theophan deduces the rules, the fulfillment of which requires self-compulsion and selfresistance. Further, the article discusses exercises that contribute to the development of the inner life of a person, as well as the laws recommended by St. Theophan, the struggle with passions.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация. Через три года после окончания Киевской духовной академии иеромонах Феофан (Говоров) решением Святейшего Синода из Новгородской семинарии переводится преподавателем практического богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию и назначается помощником инспектора академии. Пребывание в Петербурге дало ему возможность углубить свои богословские и аскетические знания. Кроме того, он знакомится с архимандритом Игнатием (Брянчаниновым) , известными в то время богословами, духовными писателями и, главное, с издателем журнала «Маяк» Степаном Онисимовичем Бурачком. С Бурачком у него устанавливается дружба на многие годы. В течение трех лет пребывания в Петербурге он активно сотрудничает с издательством. В это время публикуются его первые богословские сочинения. Очередной перевод иеромонах Феофан получил осенью 1844 года – на этот раз в столицу, где без малого три года он продолжал преподавательскую деятельность в стенах духовной академии. В эти годы состоялось два выпуска – XVI и XVII курсов (в 1845 и 1847 году соответственно), на высшем отделении которых иеромонах Феофан преподавал нравственное (или практическое) богословие. Сначала будущий святитель был переведен на место своего однокурсника по Киевской духовной академии – иеромонаха Макария (Булгакова) , который с 1842 года преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии. Намереваясь назначить его инспектором и профессором догматического богословия, академическое правление обратилось в Святейший Синод с предложением перевести иеромонаха Феофана (Говорова) из Новгородской семинарии на освобождающуюся должность преподавателя академии. Об этом 10 октября 1844 года обер-прокурор Синода граф Н.А. Протасов сделал соответствующее предложение, приведя характеристику епархиального архиерея митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Антония (Рафальского) 1 на кандидата: «поведения очень доброго, исправен и благонадежен» В итоге согласно синодальному определению от 16 октября 1844 года иеромонах Феофан стал «бакалавром» (то есть преподавателем нравственного богословия в академии, оставаясь инспектором Новгородской семинарии 29]. В начале следующего года он был назначен помощником инспектора академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация. В 1877 году началась война России с Турцией за освобождение балканских славянских народов. Святитель Феофан (Говоров) в это время уже находился на покое в Свято-Успенском Вышенском монастыре, посвятив себя аскетическим трудам, переводческой и писательской деятельности. Но будучи знатоком ситуации на Востоке и в Османской империи, он внимательно следил за происходившими там событиями и в своих письмах давал им оценку, а в отдельных случаях высказывал свое видение развития ситуации. В статье исследовано отношение святителя Феофана Затворника к событиям в ходе балканской кампании, и какое отображение они нашли в его письмах. Abstract. In 1877, the war between Russia and Turkey for the liberation of the Balkan Slavic people began. Saint Theophan (Govorov) was already at rest at the Holy Dormition Vyshinsky Monastery at that time, devoting himself to ascetic works, translation and writing activities. But being an expert on the situation in the East and in the Ottoman Empire, he closely followed the events taking place there and, in his letters, gave them an assessment, and in some cases expressed his vision for the development of the situation. The article examines the attitude of St. Theophan the Recluse to the events during the Balkan campaign, and what kind of reflection they found in his letters. Пребывая в затворе, но имея патриотические чувства к своему Отечеству, святитель Феофан Затворник внимательно следил за событиями, связанными с судьбами России. 12 (24) апреля 1877 года началась война России с Турцией. Союзниками России в той войне были балканские государства. Эта война была связана с национально-освободительным движением в Болгарии и на Балканах. На протяжении почти пяти веков христианское население Балкан находилось под гнетом Османской империи, что вызывало недовольство в Европе и особенно в России. Определенным толчком к Русско-турецкой войне послужило спровоцированное антитурецким восстанием в Боснии и Герцоговине (1875 г.) Апрельское восстание в Болгарии 1 , жестоко подавленное турками, в результате чего погибло большое количество мирного населения. Некоторое время российская дипломатия пыталась мирным путем улучшить положение христианского населения, проживающего на Балканах, но эти попытки не оказались успешными.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010