Первоначально власть Обер-Прокурора имела почти исключительно наблюдательный характер в отношении к синодальному делопроизводству; но когда, с учреждением в начале XIX-ro столетия «министерств», Обер-Прокурор не был подчинен ни одному министру, положение его стало постепенно делаться независимым 45 . В 1824 г. Обер-Прокурору предоставлены были министерские права в сношении по делам греко-российского исповедания, с 29 марта 1835 г. (П. С. З., он приглашается в Государственный Совет (Т. I, ч. 2, Учр. Гос. Сов., ст. 35 и след. и ст. 74 и 75), присутствует по самому своему званию в Сенате (Т. I, ч. 2, Учр. Прав. Сен., ст.8), а ныне состоит в составе Совета Министров (там же, Учр. Совет. Мин., ст.2). Вследствие усложнения обер-прокурорских дел, в 1865 году (13 дек.; П. С. З., Высочайше учреждена особая должность Товарища Обер-Прокурора Св. Синода с правами и обязанностями, присвоенными товарищам министров. По Высочайшему указу 9 Июн. 1887 г. (П. С. З., Товарищу Обер-Прокурора предоставлено право заменять Обер-Прокурора в Сенате, при рассмотрении дел ведомства Православного Исповедания. Равным обьразом он заменяет Обер-Прокурора в отсутствии последнего и в Совете Министров. Высочайше утвержденным 6 дек. 1904 г. мнением Государственного Совета постановлено: 1) Обер-Прокурор Св. Синода присутствует в Государственном Совете и Совете Министров на равных с министрами основаниях; 2) должностям Обер-Прокурора Св. Синода и его Товарища присваиваются: первой – II класс по чинопроизводству и II разряд по шитью на мундире, а второй – III класс по чинопроизводству и III разряд по шитью на мундире (П. С. З., Ц. Вед. – 1905 г.). По установившейся доселе практике синодального делопроизводства, Обер-Прокурор Св. Синода: а) просматривает все проекты определений Св. Синода; б) представляет Государю от имени Синода доклады и объявляет Синоду Высочайшие повеления, касающиеся духовного ведомства; в) сносится по делам этого ведомства со всеми центральными государственными учреждениями (кроме Сената) и представителями этих учреждений; г) ежегодно составляет и представляет Государю отчет по духовному ведомству; д) заведует всеми вспомогательными Св. Синоду учреждениями, каковы: Канцелярия Св. Синода, Хозяйственное Управление, Контроль, Синодальные Конторы, Учебный Комитет, Училищный Совет, Синодальные типографии и др. и, как заведующий особыми управлениями, имеет право, предварительно Высочайшему утверждению, замещать вакантные в них должности до V-ro класса включительно, кроме назначения обер-секретарей и секретарей Св. Синода, а равно и секретарей дух. консисторий, определяемых Св. Синодом по избранию и предложению Обер-Прокурора; е) распоряжается назначением пенсий, пособий и наград по духовно-учебному ведомству и ж) имеет свою собственную Канцелярию. Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

Приказали: о вышеизложенном Высочайше утвержденном определении Св. Синода, касательно предоставления епархиальным Архиереям права в необходимым случаях разрешать браки, по личному их усмотрению, когда жениху или невесте недостает не более полугода до узаконенного на сей случай совершеннолетия, объявить печатными указами всем Синодальным Членам и прочим Преосвященным епарх. Архиереям к должному со стороны их руководству в потребном случае, а Прав. Сенату и Второму Отделению Собственной Его Императорского Величества Канцелярии сообщить по надлежащему. Мая 31 дня 1857 г. 14. О порядке увольнения в отпуск Членов Св. Синода. Государь Император, по всеподданнейшему докладу г. Синодальным Обер-Прокурором определения Св. Синода касательно изменения существующего порядка по увольнению в отпуски Членов Св. Синода и присутствующих, в 14-й день сего октября, Высочайше повелеть соизволил принять в руководство по этому предмету следующее правило: Членам Св. Синода и назначаемым Высочайшими указами для временного присутствования в оном епархиальным Архиереям, до воспоследования Высочайшей воли о возвращении им в епархии. Св. Синод может по своему рассуждению, в свободное от занятий по Синоду время, сам собою разрешать временные отлучки из С.-Петербурга в их епархии для исправление епархиальных дел, доводя только о таковых разрешениях каждый раз до Высочайшего сведения чрез Обер-Прокурора. 14 окт. 1865 г. 15. О порядке увольнения в отпуск епархиальных Архиереев, их Викариев и Архиереев, находящихся в епархиальных монастырях на покой. Государь Император, по всеподданнейшему докладу г. Синодального Обер-Прокурора, в 14-й день октября, в изменение существующего порядка относительно увольнения епархиальных Преосвященных в отпуски, согласно с определением Св. Синода, Высочайше повелеть соизволил принять в руководство по этому предмету следующее правило: епархиальным Архиереям дозволяется отлучаться из своей епархии, по уважительным причинам, на срок не долее восьми дней, не испрашивая разрешения, но каждый раз донося Св. Синоду в известие, с объяснением причин отлучки; отпуски епархиальным Архиереям на срок долее восьми дней до двадцати девяти дней разрешаются Св. Синодом, испрашивающим Высочайшее соизволение. Примечание. Правилу сему не подлежат: а) Викарные Архиереи, коим отпуски на срок до двадцати девяти дней разрешаются епархиальным Архиереем, а на всякий срок долее двадцати девяти дней Св. Синодом, по представлению епархиального Архиерея, а б) Архиереи, находящиеся в епархиальных монастырях на покое, которым предоставляется право отлучаться в иные епархии, на срок не долее двадцати девяти дней, не испрашивая на таковые отлучки разрешения, с тем, чтобы они каждый раз извещали о своей отлучке епархиального Архиерея; на отлучки сроком долее двадцати девяти дней пребывающие на покое Архиереи испрашивают разрешение Св. Синода. 14 окт. 1865 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

]Царский указ от 28 января 1721 г. предусматривал для президента Синода содержание в размере 3000 руб., для вице-президентов — по 2500 руб. и для асессоров — по 600 руб. Кроме того, епископам разрешалось получать дополнительные доходы от своих епархий, а архимандритам — из своих монастырей. Выплата жалованья происходила нерегулярно, так как не были точно определены его источники, к тому же в 1723 г. царь приостановил выплату жалованья вплоть до погашения налоговых недоимок с земель, находившихся в ведении Синода. Лишь в 1724 г. Петр указом распорядился отчислять жалованье от доходов с этих земель. Размеры окладов, кстати говоря, поистине Сперва Синод был озабочен протокольными вопросами. Епископы — члены Синода могли иметь целую свиту из своих епархий. Архимандритам, согласно предписанию, позволялось держать при себе только келейника из монахов, повара, прислужника, кучера с тремя лошадьми, а летом — четырехвесельный ялик с пятью матросами и жить в собственном доме. При богослужениях духовенство — члены Синода пользовалось облачениями прежних патриархов. Патриарший трон, находившийся в Успенском соборе, был оттуда удален. По установленному Синодом распорядку на понедельники, среды и пятницы приходилось Присутствие с участием всех членов Синода, включая советников и асессоров. Однако кворум имелся не всегда. Этот распорядок сохранялся вплоть до конца синодального Синод имел при себе канцелярию и большое число административных б) Московский патриарх осуществлял управление Церковью в полном смысле слова, т. е. обладал законодательной, исполнительной и судебной властью. Манифестом от 25 января 1721 г. и «Духовным регламентом» все три власти передавались Святейшему Синоду. Первой задачей Синода было довести этот свой статус до сведения епархиальных архиереев. Когда последние вместо отчетов стали подавать ему только справки, Синод писал епископам: «Духовная коллегия имеет честь, славу, власть патриаршескую, или едва и не бóльшую, понеже Законодательная власть Синода описана в манифесте следующим образом: «Должна же есть коллегия сия и новыми впредь правилами дополнять «Регламент» свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи. Однако ж делать сие должна Коллегия духовная не без Нашего соизволения». Эти ограничения дополнены указом от 19 ноября 1721 г.: «А буде во отлучении Нашем такое (срочное.— Ред.) дело случится, а обождать до прибытия Нашего будет невозможно, то Синоду согласиться с Сенатом и подписать и потом В этом установлении заключался зародыш той зависимости Святейшего Синода от Сената, к которой постепенно пришло дело на практике. В инструкции царя обер-прокурору последнему дается только право надзора: «Он должен накрепко смотреть, дабы Синод в своем звании праведно и нелицемерно поступал», и в противном случае «докладывать тотчас же» царю (пункт

http://sedmitza.ru/lib/text/439968/

422 Объяснительная записка к смете доходов и расходов Святейшего Правительствующего Синода на 1917 г. С. 78. 423 Записка с изложением сведений и соображений о воспомоществовании нуждающемуся духовенству//Донские епархиальные ведомости. 1916. 14. С. 174; Фирсов С.Л. Финансовое положение Русской Церкви в последнее предреволюционное десятилетие. С. 145. 424 Фирсов С.Л. Финансовое положение Русской Церкви в последнее предреволюционное десятилетие. С. 146. 426 Кратиров Н., свящ. К вопросу о трудности пастырского служения//Донские епархиальные ведомости. С. 917. 427 Дукалов Ф., свящ. Доброхотное даяние и жалованье духовенству//Донские епархиальные ведомости. 1908. 12–13. С. 340. 428 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1873. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1876. Т. XLVIII. Отделение первое. С. 368. 429 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1873. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1876. Т. XLVIII. Отделение первое. С. 368. 430 По вопросу о том, что именно составляет личное вознаграждение священников и псаломщиков см.: Донские епархиальные ведомости. 1878. 13–14. 15 июля. С. 388–389. 431 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1873. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1876. Т. XLVIII. Отделение первое. С. 368. 432 Определение Святейшего Синода от 12 ноября – 3 декабря 1886 года, за 1158, в разъяснение недоумений, вызванных указом Св. Синода от 4 марта 1885 года, за 3, касательно устройства церковных приходов и состава причтов//Донские епархиальные ведомости. 1887. 21. С. 730. 433 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1873. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1876. Т. XLVIII. Отделение первое. С. 370. 434 Города Ростов-на-Дону, Нахичевань-на-Дону, Таганрог и посад Азов вошли в состав Области Войска Донского (из Екатеринославской губернии) только в 1887 г. См. Кузнецов И.А. Прошлое Ростова. Очерки по истории города Ростова-на-Дону. Ростов н/Д: NB, ГинГо, 2002. С. 249. При этом церкви этих городов в состав Донской епархии не вошли, оставаясь в составе Екатеринославской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот сии вожделенные строки: «Указ Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому. Генваря 15 дня сего 1727 года Ее Императорское Величество, будучи в зимнем своего величества доме, по докладу Святейшего Синода, указала быть в Иркутску настоящим Епископом Вашему Преосвященству, и во исполнение оного Ея Императорского Величества указа, Святейший Правительствующий Синод приказали: о бытии вашему преосвященнству ныне в Иркутску настоящим Епископом, и о титуловании себя по той же епархии, как и прежде сего бывало, послать к вашему преосвященству указ, о чем сей и посылается. И преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому о вышеописанном ведать и чинить по сему Ее Императорского Величества указу. А для ведома о том же преосвященному Антонию, митрополиту Тобольскому и Сибирскому и той Сибирской губернии губернатору князю господину Долгорукову, а о достодолжном той Иркутской Епархии всякого звания людем вашему преосвященству яко пастырю своему, послушании указы из Синода посланы. Подписали: Обер Секретарь Тимофей Палехин. Секретарь Василий Тишин. У подлинного указа ЕеИмператорского Величества печать. Канцелярист Алексей Шнитников. Генваря 31 дня 1727 года». Указ от того же числа Иркутской пастве: «Указ Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, из Святейшего Правительствующего Синода обретающимся в Иркутской Епархии духовного и светского чина и всякого звания людем, Генваря 15 дня 1727 года Ее Императорское Величество, по докладу Святейшего Синода указала в Иркутску быть настоящим Епископом преосвященному Иннокентию, Епископу Переяславскому, которой был отправлен в Китайское государство. И во исполнение оного Ее Императорского Величества указа Святейший Правительствующий Синод приказали: Оному Преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому ныне быть в Иркутску настоящим Епископом и титуловаться по той Епархии как и прежде сего было, о чем к его преосвященству и указ из Синода послан, и обретающимся в Иркутской Епархии духовного и светского чина всякого звания людем о вышеписанном ведать, и о достодолжном оному Преосвященному Иннокентию Епископу, яко пастырю своему послушании чинить по сему Ее Императорского Величества указу неотложно».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

I. В 1802 году, Черниговской губернии, Зыбковского посада (ныне город Новозыбков) купец Алексей Козин, единоверец, входил в святейший синод с прошением, в котором, ссылаясь на последовавший по докладу святейшего синода высочайший указ 2го июня 1802 года о дозволении в клинцовской типографии печатать книги, сходные с старопечатными, для отправления по оным богослужения в церквах, даваемых, по высочайшему повелению, всем принесшим истинное раскаяние раскольникам, с тем, чтобы печатание оных книг производилось с ведома и дозволения святейшего синода, и изъясняя, что хотя типография сия и содержима была клинцовскими купцами Железниковым и Рукавишниковым, но как они были сущие раскольники и, по своему суеверию, противу старопечатных книг делали разные поправки и искажали разными погрешностями, чрез что никто даже из самих раскольников их не покупал (?), то от сего означенное заведение и пресеклось, да и впредь существовать не может без злоупотребления раскольников, которые и ныне в разных местах печатают и продают тайно старопечатные книги, распространяя тем раскольнические суеверия. Но как печатание означенных книг дозволено одним только присоединившимся из раскола к церкви старообрядцам, то он, Козин, прилагая данную ему от тамошних старообрядцев доверенность, просил святейший синод о дозволении ему в посаде Зыбковском завести таковую типографию, с определением к ней надзирателя, с тем, чтобы печатать в оной книги с указного только дозволения, и дать ему привилегию, чтоб одна только эта типография имела право печатать таковые книги. Состоявшимся вследствие сего прошения определением святейшего правительствующего синода, 10-го октября 1802 года, положено: означенное прошение, оставя с него и с приложенного при нем верющего письма в канцелярии святейшего синода копии, подлинные, с надписанием, отослать, при указе, в малороссийское черниговское правление, для отдачи ему, купцу Козину, обратно, для того:, 1) что писано оно по форме на высочайшее его императорского величества имя, а во многих пунктах употреблен он, высочайший его императорского величества титул, в третьем лице, каковых прошений, яко неисправных, принимать не велено законами; 2) хотя бы сие прошение и во всем, как должно, было исправно, то и тогда бы святейший синод не мог дать дозволения на устроение просимой им в Зыбковском посаде, для печатания книг, сходных с старопечатными, типографии, потому что прописываемым высочайшим его императорского величества, 2го июня прошлого 1801 года состоявшимся, указом повелено: „производить оное печатание с ведома и дозволения святейшего синода в типографии, в Клинцовском посаде (а не Зыбковском) состоящей, или где она будет, с позволения гражданского правительства, устроена.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Посему в устранение на будущее время обременительной по таковым жалобам переписки, Святейший Синод, согласно особому заявлению Министра Финансов от 15 декабря 1869 г. и заключению хозяйственного управления, определением 22 января (26 марта) прошлая 1870 г., отменив извещение синодскими указами Преосвященных о назначенных пенсиях, предоставил хозяйственному управлению извещать о сем епархиальные начальства, по получении от департамента Государственного Казначейства отзывов о том, что со стороны оное распоряжение о производству пенсий уже сделано с тем, чтобы управление о сей перемене в порядке извещения уведомило Преосвященных. Не смотря на это некоторые духовные Консистории, по получении от хозяйственного управления ведомостей о назначенных пенсиях, сообщают Синодальной канцелярии, что они затрудняются, на сновании сих уведомлений, выдавать пенсионерам указы на получение пенсий, так как по предписанному в указе Святейшая Синода, от 23 сентября 1866 г., порядку таковые указы положено было выдавать из Консисторий на основании указов Святейшая Синода. Приказали: 1)дать знать Преосвященным епархиальным Архиереям циркулярным указом, что за отменою, по определению Святейшая Синода 22 января (16 марта) 1870 года, указных от Синода извещений о назначении духовным лицам пенсий, требуемые на получение таковых пенсий указы из Консисторий должны быть выдаваемы пенсионерам на основании уведомлений о том хозяйственного управления; при чем в сих указах Консисторий слова: «слушали указ Святейшего Синода от такого-то года, месяца и числа за должны быть заменены словами: «слушали последовавшее, в исполнение определения Святейшего Синода, отношение хозяйственная управления при Святейшем Синоде от такого-то года, месяца и числа за 2) поручить хозяйственному управлению сообщить о сем Министерству Финансов, последствие вышеприводимого отношения Статс-Секретаря Рейтерна за 5867 для сообщения о таковом изменении подведомственным Министерству палатам и казначействам. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение господина исправляющего должность Синодального Обер-Прокурора (по хозяйственному управлению при Святейшем Синоде), от 22-го июля сего года, за 6465, в коем изъяснено, что в виду возрастающего недостатка пенсионного кредита в хозяйственном управлении предпринята была поверка наличных пенсионеров, для чего управление просило духовные Консистории доставить списки о лицах, получающих пенсию на счет ассигнуемая из казны пенсионного кредита духовного ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 Письмо архим. Феофана (Говорова) к А. Н. Муравьеву от 9 апреля 1851 г.//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 1–2об. 4 Прошение бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии соборного иеромонаха Феофана об исходатайствовании ему у Св. Синода разрешения на увольнение с миссионером архимандритом Порфирием в Иерусалим//РГИА. Ф. 815. Оп. 16. Д. 1246. Л. 1 – 1об. 5 Записка архимандрита Порфирия к директору Канцелярии обер-прокурора Св. Синода К. С. Сербиновичу от 6 июня 1847 г.//РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Ед.хр. 28809-б. Л. 45 7 Представление Св. Синоду от Антония, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского//РГИА. Ф. 815. Оп. 16. Д. 1246. Л. 2–2об.; Представление Св. Синоду от Антония, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского//РГИА. Ф. 797. Оп. 11. Ед. хр. 28809-б.Л. 24 8 Определение Святейшего Правительсвующего Синода о назначении иеромонаха Феофана (Говорова) вместе с двумя студентами Санкт-Петрбургской Духовной семинарии сопутствовать архимандриту Порфирию (Успенскому) от 20 августа 1847г.//РГИА. Ф. 796. Оп.128. Ед. хр. 326. Л. 28–28об.; Копия всеподданнейшего доклада К.В. Несельроде с сообщением об инструкции и штатном содержании Миссии и о назначении иеромонаха Феофана (Говорова) и двух студентов спутниками к архимандриту Порфирию (Успенскому) (доклад высочайше утверждён 28 августа 1847 г.)//Там же. С. 35–38; Письмо к К.В. Несельроде из канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Правительствующего Синода от 21 августа 1847 г.//АВПРИ. Ф. 161. II-9. Оп. 46. 1847 г. Д. 19. Ч. 1. Л. 40–40об.; Черновик письма графа К.В. Нессельроде об отправлении Духовной миссии в Иерусалим от 28 августа 1847 г.//Там же. С. 42–45. 9 Сметы постоянных и единовременных расходов Русской Духовной Миссии в Иерусалим от 28 августа 1847г.//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Д. 3605. Ч. 1. Л. 89, 97. 10 Определение Св. Синода о награждении иеромонаха Феофана (Говорова) дополнительным годовым окладом бакалаврского жалованья от 29 октября 1847 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 1746. Л. 1–3об. 11 Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к С. О. Бурачку от 6 августа 1847 г.//ЦИАМ. Ф. 2355. Оп. 1. Д. 262. Л. 65об., 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Я полагаю что, по невозможности подчинить Униатов непосредственно Святейшему Синоду, следует подчинить их Обер-прокурору Святейшего Синода, вместо министерства внутренних дел. Мера эта, хотя и не столь решительна как первая по нравственному впечатлению, представляет, однако же, все средства слить постепенно Униатов с Православными и может быть даже удобнее, при воспоследовавшем уже некотором раздражении и открывшемся противодействии. По предварительному соглашению с Обер-прокурором Святейшего Синода, долгом считаю повергнуть таковое предположение на Высочайшее Вашего Величества усмотрение, представляя вместе и проект указа Правительствующему Сенату по сему предмету и испрашивая соизволения Вашего Величества , чтобы учреждённый по Униатским делам секретный комитет оставался и на будущее время на прежнем основании. ПРОЕКТ УКАЗА Усматривая из представлений министра внутренних дел и Обер-прокурора Святейшего Синода, что чувствительное встречается затруднение и запутанность по Униатским делам, от их нынешней зависимости: по части епархиального управления – от министерства внутренних дел, а по части учебной – от комиссии духовных училищ, тогда как обе сии части в теснейшей находятся связи: повелеваем дела Униатские передать из министерства внутренних дел в ведомство Обер-прокурора Святейшего Синода. с донесения в Греко-Униатскую духовную коллегию, от 28 июля 1833 за о состоянии Белорусской и Литовской семинарии Исполняя указ оной коллегии, в истекшем июне месяце за мне данный, касательно осмотра Греко-Униатских семинарий, я счёл удобнейшим отчёт о настоящем состоянии обоих сих учебных заведении представить в одном донесении. Воспитанников в настоящем году считалось: по Белорусской семинарии 168, по Литовской 206; из них собственно семинаристов, по первому заведению было 87, по последнему 128; остальные в уездном училище. На фундушевом иждивении имелось в Полоцке 113, в Жировицах 140 воспитанников. В нравственности воспитанников семинарии Белорусской заметно некоторое ослабление, и особенно в истекшем учебном году имелось несколько проступков, довольно разительных. Ослабление сие произошло отчасти виною самих членов правления и сословия учителей, но вообще от помещения в смеси с семинаристами целого канцелярского штата консистории, лишающего семинарское начальство возможности иметь строгий надзор за поведением воспитанников и доставляющего сим последним удобные случаи заводить внешние связи. Недостатки внутренние, состояние в слабом иногда надзоре, несоразмерности наказаний с проступками и взаимных неудовольствиях между членами правления и учителями семинарии, я старался исправить приличными внушениями и наставлениями; неудобство же от помещения устранится не иначе, как преднамеренным, Его Высокопреосвященством местным епархиальным начальником, выведением из семинарских зданий всего консисторского штата.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

По окончании академического курса С.Г. Рункевич остался в Петербурге, чтобы продолжить научные работы в синодальном архиве, подготавливая к печати свою диссертацию. Он намеревался переработать и расширить ее, чтобы после публикации представить на соискание магистерской степени. Это была обычная академическая практика, когда «выдающееся по достоинствам кандидатское сочинение» рекомендовалось профессором переработать автору в магистерское 88 . К этому времени в архиве уже обратили внимание на серьезного и трудолюбивого молодого человека. Слышали о нем положительные отзывы профессора М.О. Кояловича, мнение которого в архиве было весьма весомым. М.О. Коялович при жизни состоял членом специальной высочайше учрежденной Комиссии для разбора и приведения в порядок дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода. Комиссия эта, созданная в 1865 году по инициативе Н.И. Григоровича 89 , имела своей задачей разобрать и описать находившийся в совершенно неподобающем состоянии синодальный архив 90 . Кояловичу был поручен разбор документов архива западнорусских униатских митрополитов, хранившихся в архиве Синода. Он занимался разборам униатского архива сколько находил возможным, но, несмотря на его посильные многолетние труды, архив по-прежнему оставался до конца не разобранным. По смерти М.О. Кояловича начальник синодального архива А.Н. Львов 91 решил передать это дело С.Г. Рункевичу , видя в нем достойного преемника почившего профессора. Для этого Рункевич был приглашен на службу в архив Святейшего Синода 92 . К осени он уже приступил к работе, а 24 октября 1891 года, по принятому служебному порядку для обеспечения служебных прав, С.Г. Рункевич получил звание причисленного к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода сверх штата 93 . Вместе с тем С.Г. Рункевич обязан был по существующим правилам после окончания академии отслужить определенный срок учителем – по полтора года за каждый год обучения. В 1870 году Святейшим Синодом было предписано, чтобы в аттестатах студентов, обучавшихся на казенном содержании в духовных академиях, ставились пометки об обязательной выслуге определенного срока по духовному ведомству, положенного за воспитание в академии. Таким образом, каждый студент, окончивший курс обучения в академии, обязан был отрабатывать свое казеннокоштное содержание. Причем никто не мог уволиться до выслуги этого срока без особого разрешения Святейшего Синода 94 . В удовлетворение этого требования Рункевич с этого же года начал преподавать Закон Божий в городских начальных училищах, занимаясь в них преподаванием в течение последующих семи лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010