Замечательно то, что Иоанн так тщательно упоминает обо всем этом еще и в своих посланиях, говоря о себе: «Что мы видели своими очами и слышали своими ушами и наши руки осязали, – все это мы написали вам» [Ср. 1Ин 1:1, 4 ] Таким образом, он называет [себя] не только все видевшим и слышавшим, но еще и писателем обо всех чудесных деяниях Господа по порядку 1071 . Обрывок фразы, с которого начинается этот фрагмент, проще всего понять как отзвук того, что говорил о Марке Папий (по Евсевию, Церковная история, 3.39.15). Он не может означать, что Марк присутствовал при описываемых им событиях – не только потому, что ранние предания этого не подтверждают, но и потому, что одну из последующих фраз – о Луке, который «однако, сам не видел Господа во плоти» (dominum tamen пес ipse vidit in carne), – возможно, следует переводить как «он также не видел…» Иными словами, Лука, как и Марк, не был очевидцем служения Иисуса 1072 . Таким образом, в заметке о Марке, вполне возможно, речь шла о том, что сам он (как и говорил Папий) не был учеником Иисуса, но слушал проповеди Петра и записал все, что от него услышал. Если сохранившиеся слова говорят о том, что Марк записал слова Петра точно так, как слышал – это отражает сообщение самого Папия, а не сообщения Иринея (Против ересей, 3.1.1) и Климента Александрийского (по Евсевию, Церковная история, 6.14.6), основанные на Папий. Вообще весь Канон Муратори примечателен отсутствием каких бы то ни было следов влияния Иринея. Последнюю фразу процитированного раздела Канона Муратори также можно сравнить с замечаниями Папия о Марке. То, что Иоанн не только все видел и слышал, но и записал «все чудесные деяния Господа по порядку» (per ordinem), перекликается с утверждением Папия, что Марк «не видел Господа, не сопровождал Его, и записал не по порядку (taxei) " то, что говорил и делал Иисус. Поскольку Иоанн, в отличие от Марка, был очевидцем, он мог рассказать о событиях «по порядку». Более того: указание на «порядок» Канон Муратори связывает с рассказами о чудесах Господних – и это тоже напоминает нам о том, каким образом Иоанн утверждает в своем Евангелии хронологический порядок происходящего: первые два чуда (2и 4:54) он четко определяет как первое и второе. Что говорил Канон Муратори о Матфее, нам неизвестно; однако эта заключительная фраза ясно говорит о том, что в вопросе «порядка» автор ставил Иоанна выше Марка и Луки.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

1 .  О том, каким каноном пользовалась древняя Римская Церковь , свидетельствует знаменитый памятник, так называемый фрагмент Муратори 242 . Поскольку до III века языком Римской Церкви был греческий, считается, что фрагмент – иначе канон Муратори (латинская рукопись VIII века) – является переводом более древнего греческого памятника, который появился вскоре после смерти папы Пия, то есть в середине или конце II века 243 . Это комментированный каталог, в нем упоминается 23 книги Нового Завета. Канон Муратори перечисляет четыре Евангелия в их нынешней последовательности. Отмечается, что Деяния апостольские написаны евангелистом Лукой на основании лично виденного. Указано 13 посланий ап. Павла, исключая Послание к евреям (!). Возможно, это древнейшее свидетельство о том, что западная Церковь не включала в свой канон Послание к Евреям. В каноне Муратори еще есть Первое и Второе послания апостола Иоанна и Послание Иуды, а также два Апокалипсиса – Иоанна Богослова и Петра. По этому списку видно, что существуют сомнения насчет Послания к евреям, некоторых Соборных посланий. Добавляется считающийся теперь апокрифическим Апокалипсис Петра. Послания, которые признаются каноническими в этом знаменитом фрагменте, почти единодушно принимаются и во всех прочих Церквах с этого времени, то есть со II века. Четвероевангелие, Деяния, Послания апостола Павла (13 посланий) в это время уже не оспариваются. Шесть или семь книг оставались пререкаемыми на протяжении приблизительно двух веков. В тексте фрагмента налицо попытка классификации рукописных источников. С одной стороны, различаются книги, которые почитаются бесспорными, с другой – «Пастырь» Ерма, который считается полезным, но не для богослужебного использования. Наконец, дается предостережение против подложных сочинений, к которым причислены Послание к лаодикийцам и Послание к александрийцам, приписываемых апостолу Павлу. Как было сказано ранее, в более завершенном виде эта классификация приведена у Евсевия Кесарийского в ГУ веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Хронологической зацепкой, которая позволяет локализовать во времени это творение является одно единственное место, где автор сообщает, что он получил от Церкви указание записать в двух экземплярах свои откровения и один из этих экземпляров послать Клименту. Кто такой Климент догадаться нетрудно; это Римский епископ конца первого века. Однако же это заключение вступает в противоречие с тем, что мы читаем в знаменитом «Фрагменте Муратори» (вы знакомы с ним по изучению Священного Писания). «Фрагмент Муратори» – это сочинение некоего деятеля Римской Церкви, неизвестного нам по имени, которое датируется очень ранним временем, серединой или второй половиной второго века, и дает нам принятый в Римской Церкви канон Священного Писания, называя также некоторые другие книги, имевшие высокий авторитет. В этом «Фрагменте» или как мы еще его называем «Каноне Муратори» мы находим такое указание: «И весьма недавно в нашу эпоху, в городе Риме Ерма написал «Пастыря», в то время как его брат Пий, епископ восседал на Римской кафедре». (Годы епископства Пия I 140—150гг ). Поскольку мы не имеем основания не доверять «Канону Муратори», мы должны посчитать, что указание на Климента Римского – это скорее всего литературная фикция, хотя разрыв по времени получается небольшой, не более полувека и автор этого сочинения вполне мог быть современником обоих епископов.    написана сразу, а была одним и тем же автором составлена на протяжении определенного времени. Таким образом, начало написания можно отнести к епископству св. Климента, а конец – к епископству Пия I. Это то, что касается датировки. В таком случае придется отказаться от отождествления автора с тем Ермом, который упоминается в конце «Послания к Римлянам» св. ап. Павла. Конечно было бы соблазнительно их отождествлять, но при такой хронологии получится неувязка и тогда от этого отождествления следует отказаться. По содержанию книга разделена на три части: «Видения», «Заповеди» и «Притчи» (подобно иносказаниям). Как считает современная патрология, автор сначала записал первые четыре «Видения», затем 5-е «Видение» – это переход от первой части ко второй.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мы уже заключили, что Папий говорил о Евангелии от Иоанна нечто очень похожее (глава 9). Подозрение, что Канон Муратори многое заимствует у Папия, подтверждается цитатой из 1 Ин, используемой для подтверждения того, что Иоанн был очевидцем и потому писал «по порядку» 1073 . Возможно, это связано со словами Евсевия, что Папий приводил свидетельства из Первого послания Иоанна и Первого послания Петра (Церковная история, 3.39.17) 1074 . Свидетельство из Первого послания Петра – это, возможно, цитирование 1Петр 5в поддержку того, что говорил Папий о связи между Марком и Петром 1075 . Параллелью этому может быть цитата из 1Ин 1:1–4 в поддержку того, что говорил Папий о Евангелии от Иоанна. Итак, вполне возможно, что последний процитированный нами абзац Канона Муратори основан непосредственно на книге Папия. Предыдущий абзац отражает собственные апологетические заботы автора по объяснению различий между Евангелиями 1076 . Среди заметок о Евангелии от Иоанна этот абзац вполне на своем месте, поскольку автора, несомненно, волновали в первую очередь разногласия между Иоанном и синоптиками. Такое замечание он делает сразу после рассказа о происхождении Евангелия от Иоанна, поскольку в нем говорится о том, что товарищи Иоанна удостоверили и подтвердили его рассказ. Из этого автор делает вывод, что Евангелие от Иоанна не может расходиться с другими Евангелиями в существенных вопросах. Подобно Тертуллиану в «Против Маркиона», 4.2, он стремится подчеркнуть, что в ключевых пунктах истории Иисуса (к каковым, по-видимому, относится и последовательность событий) все четыре Евангелия друг с другом согласны. Подобное утверждение трудно согласовать со следующим – что в вопросе «порядка» Иоанн превосходит остальных евангелистов. Такое противоречие подтверждает, что последнее утверждение заимствовано автором у Папия. Если цитаты из 1 Ин, приведенные в Каноне Муратори, и заключения о Евангелии от Иоанна, выведенные из этих цитат, по всей вероятности, очень близки к тексту Папия, труднее сказать то же самое о рассказанной здесь истории создания этого Евангелия. Вполне возможно, что эта история представляет собой очень приукрашенную версию рассказа Папия. Сообщение Папия о создании Евангелия от Марка было развито и приукрашено Климентом Александрийским , затем над ним еще поработал Евсевий (Церковная история, 2.15.1–2), хотя последний и уверял, что всего лишь повторяет сообщение Папия и Климента. Приукрашивания в таких случаях служили апологетической цели – укреплению апостольского авторитета евангелистов. Возможно, то же самое можно сказать и об истории Евангелия от Иоанна, приведенной в Каноне Муратори.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Отсутствует Послание евреям, которое до конца IV века не упоминается на Западе среди канонических книг. Вызывает недоумение отсутствие Первого послания Петра, которое признавали каноническим святитель Ириней Лионский , Тертуллиан , святители Климент Александрийский и Ипполит. Католический ученый Викенхаузер (Wikenhauser) объясняет это опущение невнимательностью переписчика древнего памятника. Совершенно неожиданно среди книг Нового Завета упоминается книга Премудрости Соломона, написание которой канон приписывает друзьям Соломона или, согласно восстановленному греческому тексту Мураториева канона, Филону Александрийскому. Сторонники этой последней версии утверждают, что канон был переведён с греческого оригинала. Кроме того, в тексте упоминаются другие два послания, приписываемые апостолу Павлу, о которых прямо говорится, что они не подлинные и происходят из среды сторонников Маркиона. Эти и другие подложные книги не могут быть приняты Церковью , потому что «не подобает в мёд подмешивать желчь» (стих 67). Подводя итоги, можно сказать, что к концу II века признаны каноническими большинство из 27 новозаветных книг: четыре Евангелия, Деяния, 13 посланий апостола Павла (и Послание евреям у некоторых отцов), из Соборных посланий несомненно признаны Первое Петра и Первое Иоанна, и завершает список Апокалипсис Иоанна. Канон Муратори и святитель Ириней Лионский упоминают два Соборных послания Иоанна. Второе послание Петра упоминается святителем Ипполитом и послание Иуды у Тертуллиана и в каноне Муратори. Долгое время Запад колебался в вопросе признания каноничности Соборного послания Иакова и Послания евреям. Даже в XVI веке Лютер в своём переводе отнесёт послания евреям, Иакова и Иуды в конец Нового Завета, вместе с Апокалипсисом, чтобы таким образом уменьшить их значимость. В итоге, единственная часть новозаветного канона, которая окончательно определилась к концу II века, это четыре Евангелия. Как правило, Евангелия расположены в порядке: Матфей, Марк, Лука, Иоанн, – последовательность, которая, по всей видимости, представлена в каноне Муратори и распространилась благодаря епископу Евсевию Кесарийскому и блаженному Иерониму.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Если Папий писал о происхождении Евангелия от Иоанна что-то такое, что Евсевий предпочел не цитировать – что ж, поищем следы изысканий Папия у других авторов, знавших его книгу. В поисках таких следов полезно будет изучить Канон Муратори: текст, связь которого с Папием признана многими 1067 , но изучена явно недостаточно. Так называемый Канон Муратори – древнейший из известных нам списков канонических книг Нового Завета, хотя, по всей видимости, он представляет собой не официальный церковный документ, а чье-то личное мнение о том, какие книги следует считать каноническими Писаниями, пригодными для чтения на богослужениях. Сохранился он в плохом латинском переводе с греческого. Датируют его обычно концом II столетия: хотя Альберт Сундберг 1068 и Джеффри Ханеман 1069 предложили отнести его к IV веку, в результате дискуссии 1070 большинство ученых осталось на прежних позициях. В оригинале Канон Муратори содержал заметки о Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна – именно в таком порядке; однако в существующем тексте сохранились лишь последние шесть слов заметки о Марке, за которыми следуют заметки о Луке и Иоанне: : …при которых он, тем не менее, присутствовал и записал. Третья книга Евангелия – та, что от Луки. Лука, известный врач, после вознесения Христова, когда Павел взял его с собой как одного из ревнителей закона, написал его от своего имени, в соответствии с [общей] верой. Однако сам он не видел Господа во плоти; и поэтому, поскольку он имел возможность удостовериться в происшедшем, он начинает свое повествование с рождества Иоанна. Четвертое Евангелие принадлежит Иоанну, [одному] из учеников. Своим товарищам-ученикам и епископам, убеждавшим его [написать], он сказал: «Поститесь со мной три дня, начиная с сегодняшнего, и что откроется каждому, да расскажем это друг другу». В ту же ночь открылось Андрею, [одному] из апостолов, что Иоанн должен написать обо всем от своего имени, а другие – все это удостоверить. Итак, несмотря на то, что о разных конкретных вещах можно прочитать в Евангелиях, это не влияет на веру христиан, поскольку одним Духом все было возвещено во всех [Евангелиях]: относительно рождения, страстей, воскресения, жизни с учениками, его двойного пришествия; первое – в уничижении, когда он претерпел страдания, второе – славное, в царском достоинстве, которое состоится в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

“Посему нас учат священные писания и все духоносцы, из коих Иоанн говорит: «в начале было Слово, и Слово было у Бога», показывая этими словами, что исперва был один только Бог и в Нем Слово. Потом он говорит: «и Бог было Слово; все чрез Него сотворено и без Него ничто не сотворено» ( Ин. 1,1–3 ). Итак, сие Слово, которое есть Бог и от Бога рождено. Отец вселенной, когда хочет, посылает в какое-либо место, и Оно, посланное Богом, когда является, бывает слышимо и видимо и находится в известном месте” (Послание к Автолику 2.22). Канон Муратори (Мураториев канон – сохранившийся в рукописном кодексе VII-VIII вв. латинский перевод самого древнего перечня книг Нового Завета. Судя по тому, что о понтификате папы Пия I (142–157) автор говорит как о событии недавнем, перечень едва ли мог быть составлен позднее 170 года. Отрывок, начало которого утеряно, был обнаружен в Амброзианской библиотеке историком Лодовико-Антонио Муратори и впервые опубликован в 1740 году. Из Мураториева канона можно заключить, какие книги Нового Завета принимались за канонические христианами Италии во II-й пол. II века). “Четвертое Евангелие принадлежит Иоанну, [одному] из учеников. Своим близким ученикам и епископам, умолявшим его [написать], он сказал: “Поститесь со мной три дня, начиная с сегодняшнего, и что откроется каждому да расскажем это друг другу”. В ту же ночь открылось Андрею, [одному] из апостолов, что Иоанн должен написать обо всем от своего имени, а другие – все это проверить” (Канон Муратори строки 9–16). Тертуллиан (Квинт Септимий Флорент Тертуллиан родился около 155 г. в языческой семье. Он получил светское образование и сделался юристом. Обратился в христианство приблизительно в 193 г. в Карфагене. Стал пресвитером. Потом он переехал в Рим, где составил себе обширную юридическую практику. Тертуллиан очень много писал. Около 207 г. он уклонился в монтанизм. Умер Тертуллиан вскоре после 220 г. Свидетельство Тертуллиана – это свидетельство церкви Карфагена и других североафриканских церквей).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-avto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католический свящ. Л. А. Муратори. Гравюра. 1857 г. [Итал. Muratori] Лудовико Антонио (21.10.1672, Виньола - 23.01.1750, Модена), католич. свящ., историк Церкви, религ. мыслитель, ученый-энциклопедист. Род. в семье недворянского происхождения и скромного достатка. Начальное образование получил в Виньоле. С 1685 г. обучался в иезуитской коллегии в Модене, в 1688 г. был посвящен в младшие чины клириков. Продолжил обучение в моденской коллегии Сан-Карло, имевшей статус ун-та, где защитил диссертации по философии (1692) и праву (1694). Увлекался лит-рой, историей и искусством. Изучал греч. язык, хорошо знал произведения классической древнегреч. и лат. лит-ры. М. заметил Бенедетто Баккини (1651-1721), аббат бенедиктинского мон-ря св. Петра в Модене, библиотекарь герцогов Модены, историк-ориенталист, поддерживавший тесные отношения с мавристами . Под влиянием Баккини М. обратился к исследованию истории и изучению творений отцов Церкви. По свидетельству М., в научной деятельности и в религ. жизни он многое перенял у своего наставника. В февр. 1695 г., в возрасте 22 лет, М. был принят на службу в Амброзианскую б-ку в Милане (см. Амброзиана ). В том же году был рукоположен во священника. В должности куратора б-ки М. оставался в Милане 5 лет. Результатом работы с богатыми и практически неисследованными рукописными фондами Амброзианской б-ки стала публикация «Неизданных трудов из кодексов Амброзианской библиотеки» (Anecdota, quae ex Ambrosianae bibliothecae codicibus. 1697-1698, 1713); в 1-м томе были изданы 4 ранее неизвестные поэмы свт. Павлина Ноланского († 431). Эта работа принесла М. широкую известность. Археографический талант молодого исследователя высоко оценили европ. ученые: Дж. Чампини, Ж. Мабильон , Б. де Монфокон , Д. Папеброх и др. Самой известной находкой М. в Амброзианской б-ке стал древнейший (предположительно 2-й пол. II в.) список канонических книг НЗ с краткими сведениями об их авторах, содержавшийся в рукописи VIII в. (подробнее см. Муратори канон ).

http://pravenc.ru/text/2564354.html

Началом второго этапа принято считать появление первого из известных на сегодняшний день, церковного списка канонических книг, известного как «Канон Муратори» (или Мураториев канон). Обычно, в качестве рубежа принимается 170 г. Дата весьма условная. Она выведена на анализе содержания указанного документа (иногда ее сдвигают вплоть до 200 г.). Это произведение было найдено католическим исследователем и священником Лудовико Антонио Муратори (1672−1750) в Амврозианской библиотеке в Милане, куратором которой он являлся, и опубликовано в 1740 г. Кодекс, в который входит канон, датируется VIII в. и включает 26 листов на пергамене, содержащих различные богословские произведения. Текст канона из 85 строк, на 10–11 листах рукописи, является латинским переводом (датируемым по филологическим признакам V в.) с греческого языка. 118 Датировка исходного греческого текста произведения основана на упоминании его автором следующих исторических обстоятельств: «Но Ерма написал «Пастыря» очень недавно, в наши дни в городе Риме, в то время как Пий, его брат, занимал кафедру церкви в городе Риме». 119 Деятельность римского епископа Пия I приходится примерно на 140−150 гг. В зависимости от того, как понимать выражение «очень недавно, в наши дни», Мураториев канон датируют от 170 до 200 г. В данном пособии принята более ранняя датировка. Мураториев канон не является только перечнем канонических книг. Его автор излагает их основные богословские идеи, а также приводит известные ему обстоятельства написания некоторых из них. Поэтому данное произведение можно считать первым, из известных нам введений в Новый Завет. Рассмотрим его текст подробнее. 120 В сохранившейся части рукописи начало отсутствует, речь идет сразу о третьем Евангелии. Однако не вызывает сомнений, что до этого говорилось о евангелиях от Матфея и Марка: «(1) При которых он, тем не менее, присутствовал и поместил (их в свое повествование). (2) Третья книга Евангелия та, что от Луки. (3) Лука, известный врач, после вознесения Христова, (4−5) когда Павел взял его с собой, как одного из ревнителей закона. (6) Написал его от своего имени, в соответствии с (общей) верой. Однако сам он не (7) видел Господа во плоти, и поэтому, поскольку он имел возможность удостовериться в происшедшем, (8) он начинает свое повествование с рождества Иоанна».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Кроме «правила веры» использовались и другие термины со сходным значением. Выражение «правило истины» ( κανν της αληθεας, rйgula verimamis)ucnoльзobaлu Дионисий Коринфский (см. с. 159), а затем Ириней, Климент Александрийский , Ипполит, Тертуллиан и Новатиан. Они считали, что истина, как таковая, есть основание для оценки учения и жизни. Предполагалось, что в христианском сообществе она принимает четкую и осязаемую форму, подобную закону Моисея для израильтян ( Рим.2:20 ). Другая формула, которую можно найти только у греческих авторов и в работах, производных от их идей, выражается словами «церковный канон» или «канон Церкви» ( εκκλησιαστικς κανν или κανν της εκκλησας). Эти выражения использовались уже в то время, когда появилось Мученичество Поликарпа (Эпилог, 2), и касались существа церковного учения и церковных учреждений. Если книга, в которой излагалось учение, противоречила традиции, она тем самым выпадала из числа тех, которые признавались авторитетным Писанием. 2) Другим критерием, применявшимся к книге, чтобы выяснить, можно ли ее включить в Новый Завет, был вопрос о ее апостольском происхождении. Когда составитель канона Муратори протестует против того, чтобы принять Пастыря в канон, он указывает, что книга написана совсем недавно и потому ее нельзя поместить «среди пророков, число которых доведено до полноты, или среди апостолов». Поскольку «пророки» здесь означают Ветхий Завет, то выражение «апостолы» практически равнозначно Новому Завету. Таким образом, апостольское происхождение книги, реальное или предполагаемое, создавало предпосылки для того, чтобы ее воспринимали как авторитетную. Ясно, что послание, приписанное апостолу Павлу, имело гораздо больше шансов на такое признание, чем текст, автором которого назывался, например, монтанист Фемисо (см. с. 104). Значимость Марка и Луки обеспечивалась тем, что они в церковном предании связывались с апостолами Петром и Павлом. Более того, в каноне Муратори заметно очень здравое стремление видеть авторитет апостола не в догматической непогрешимости. Когда автор говорит об исторических книгах Нового Завета, он указывает наличные качества их авторов как непосредственных свидетелей или верных летописцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010