Врезка: Библия – это Священное Писание христиан, но оно существует в неразрывной связи с Преданием . Сами Евангелия не были записаны сразу, они долгое время передавались устно, или в виде кратких записей, и лишь потом самое главное было отобрано и принято в канон Нового Завета. В этот канон не вошли многие другие книги и устные сказания, которые принято называть апокрифами, как и книги, примыкающие к Ветхому Завету, но не вошедшие в Библию. Их статус различен: одни из них принимаются Церковью , другие нет, но в любом случае их авторитет не равен авторитету книг Писания. Те книги и сказания, которые Церковью приняты, относят к Преданию. О жизни Девы Марии мы узнаем в основном как раз из Предания – именно оно рассказывает о ее рождении, детстве и ее жизни после евангельских событий. На нем основаны такие православные праздники, как Рождество Богородицы, Введение во Храм и Успение. Это не Евангелие, но это тот контекст, в который евангельские повествования ставились христианами уже в древние времена. Но в Предания входят не только книги и легенды, это и христианские обычаи, и иконопись, и даже храмовая архитектура. Можно сказать, что Предание – этот опыт прочтения и осмысления Писания Церковью , опыт жизни по его тексту. Одно не отделимо от другого, но Писание всё равно остается в самом центре христианской жизни, и всё, что относится к Преданию, должно согласовываться с ним. Один из упреков, которые Иисус обращал к Своим слушателям, как раз и состоял в том, что ясные слова Писания они подменили «преданиями старцев». 32. Двенадцать апостолов: ближний круг Избранники Вот что произошло в самом начале служения Иисуса, по описанию Луки: «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем». О Матфее и Иоанне речь у нас уже шла – но что можно сказать об остальных учениках из этого круга? Кто они, почему и для чего были выбраны именно они?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

О Новом Завете Новый Завет это новый союз Бога с людьми. Суть его в том, что Бог воплотился для спасения людей. Само название «Новый Завет» впервые встречается у пророка Иеремии 31, 31: « Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» . Это пророчество исполнилось на Тайной Вечери ( Мф.26:28 ). О богодухновенности 27 книг Нового Завета свидетельствует ап. Петр, когда называет по­слания ап. Павла « Писаниями » (2Пт.3:15–16). Так в апо­стольский период называли священные богодухновенные книги . Канон книг Нового Завета Новозавет­ные книги были написаны между 40 и 100 годами Р.Х. Однако долгое время сохранялось сомнение относительно подлинности некоторых книг. Новозаветный канон окончательно был утвержден на поместных соборах в IV веке: Иппонском ( 393 г.) и Карфагенс­ком Соборах ( 397 г. ). Два вида апокрифов Книги, не признанные Церковью в качестве богодухновенных писаний, были отвергнуты как апокрифические, т.е. подложные (греч). Апокрифические книги делятся на два вида. Первый вид апокрифов : это книги, написанные еретиками и отвергаемые Церковью. Второй вид : книги, ошибочно приписываемые апостолам и их ученикам , небогодухновенные, но рекомендуемыми Церковью для назидательного чтения (напр. Первоевангелие Иакова, «Пастырь» Ерма и пр.). Из таких книг мы берем повествования о событиях, не описанных в канонических книгах, но признаваемые Церковью достоверными. Тема 8. Признаки того, что Свщ. Писание – истинное Слово Божие Пять признаков сверхъестественного происхождения Священного Писания: 1. Высота Евангельского учения, свидетельствующая, что оно не могло быть изобретено человечес­ким разумом; 2. Чистота этого учения, показывающая, что оно произошло от чистейшего ума Божия; 3. пророчества; 4. чудеса; 5. могущественное действие этого учения на человеческие сердца. Пророчества Библейские пророки, пророчествуя, полностью сохраняют свое сознание , не впадая в состояние транса, подобно шаманам. Некоторые пророчества исполнились спустя десятилетия после написания Нового Завета. Например, пророк Исайя за не­сколько сот лет предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, что, естест­венно, трудно было предположить. «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:22–23 ).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

по Р. Х. Скорее (принимая во внимание близость Иосифа Флавия к фарисеям) можно согласиться, что «закрытие» канона состоялось в фарисейском (предраввинистическом) иудаизме, современном Иосифу Флавию, причем споры об отдельных книгах продолжались еще долго. Приблизительно к тому же времени, что и трактат «Против Апиона», т. е. к кон. I в. по Р. Х., следует отнести апокалипсис, который в славянорус. традиции стал ядром 3-й Книги Ездры (главы 3-14). Этот апокалипсис завершается словами: «Всевышний даровал разум пяти мужам, и они ночью писали по порядку, что было говорено им и чего они не знали. Ночью они ели хлеб; а я говорил днем и не молчал ночью. Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги. И когда исполнилось сорок дней, Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недостойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа; потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания. Так я и сделал» (3 Езд 14. 42-48). Здесь речь идет как бы о 2 «канонах». Один, открытый для всех, включает 24 книги. Другой, доступный только мудрым,- 70 книг (3-я Книга Ездры явно претендует на то, чтобы входить в их число). Вряд ли автор 3-й Книги Ездры имел в виду некий конкретный список 70 апокрифов; скорее всего этот «тайный канон» - лит. фикция. Зато если 24 книги общедоступного канона соответствуют (что естественно предположить) 24 книгам масоретского канона, то неизбежен вывод: к моменту появления текста 3-й Книги Ездры этот список был уже чем-то само собой разумеющимся для той среды, в которой она создавалась. Страница из Ленинградского кодекса (Быт 1. 10–26). 1009 г. (РНБ. Вост. В19а) Страница из Ленинградского кодекса (Быт 1. 10–26). 1009 г. (РНБ. Вост. В19а) Возможно, сочинение Иосифа Флавия и 4-я Книга Ездры отражают то представление о составе Писания, которое к кон. I в. по Р. Х. формировалось в предраввинистическом иудаизме. VI. Дискуссии о достоинстве библейских книг в раннем раввинистическом иудаизме.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

При переписках неизбежны ошибки, недосмотры. Таким образом, появляется постепенно наука Библейская текстология. Основателем её является учёный и богослов Ориген . К сожалению, он также впал в ересь, высказывая некоторые положения. Но он высказывал их для себя, а издатель его оказал ему медвежью услугу. Без его разрешения опубликовал всё, что он даже и не предполагал к публикации, а просто высказывал как своё частное мнение. Ну, например, учение о предсуществовании душ, о том, что диавол спасётся, о том, что в конце концов все придут к вере, и обратятся, и покаются. Многие его положения Церковь наша не при-ни-ма-ет. А ведь он был прекрасный учёный, и он занимался сравнением древнейших списков Священного Писания: Экзаплы, Тетраплы – находил, ездил, искал в книгохранилищах, в храмах эти свитки, сравнивал эти тексты и отмечал разночтения в них. Но то, что мы имеем с вами – мы имеем чудо. Евреи сумели сохранить благодаря тщательным правилам, которые они разработали. Масореты, учёные книжники, разработали правила для переписывания Священных текстов. Благодаря этому скрупулёзному выполнению и тексты переписывались практически без ошибок. Хорошо. Вот вы имеете теперь представление, что такое канон. Составлялся он постепенно, а ветхозаветную часть мы получили по наследию. Откройте послание к Римлянам и найдите 3-ю главу. В первых двух главах он говорит, что и язычники, не знающие Бога, погрязли в грехах, и иудеи, знающие закон, также жили в своих беззакониях. Все согрешили пред Богом (см. Рим. 2:12; 3:23 ). Послание к Римлянам, 3-я глава. И всё-таки он задаёт вопрос: «Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество [вот тогда было] во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие». Они Слово Божие сохранили, но по слепоте своей просмотрели Мессию. И когда Он пришел к своим, свои Его не приняли (см. Ин. 1:11 ). И вот эта слепота на сердце, умственная слепота (ср. 2Пет. 1:9 ; 2Кор. 3:15 ), до сих пор не позволяет им в текстах ветхозаветных узреть Христа. Откройте 2 Послание к Коринфянам и найдите 3-ю главу. В 3-й главе мы с вами находим такие слова – 14-й стих 3-й главы 2-го Послания к Коринфянам:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Признавая Церковный канон книг Нового Завета, «свидетели Иеговы», хотят они этого или нет, признают решения тех Соборов, на которых и был окончательно сформирован библейский канон книг Ветхого и Нового Завета. И здесь резонно задать вопрос: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» ( Иак. 3, 11 ). То есть ставя под сомнение любое решение выше обозначенных Соборов, «свидетели Иеговы», вольно или нет, бросают тень и на весь корпус библейского Откровения как Книги Церкви. То, что и сделал г-н Фурули, заявив: «Исследуя эти тексты, в первую очередь важно помнить о факторе времени». 32 . Как мы уже отмечали, г-н Фурули иногда делает в своей работе очень странные заявления. Например: «Большинство согласится, что в жизни Иисуса есть три стадии: жизнь на небе, жизнь на земле чуть более тридцати лет и снова жизнь на небе после смерти и воскресения. Нигде слово «бог» не применяется к Иисусу в то время, когда он жил на земле как человек». Но как же, известные слова из Евангелия от Иоанна ( Ин. 1, 1; 20, 28 )? Но и здесь г-н Фурули срабатывает на опережение и заявляет: «Два стиха из четырех ( Иоан. 1:1, 18 ) ссылаются на дочеловеческое существование Иисуса; третий ( Иоан. 20:28 ) был произнесен в его присутствии уже после его воскресения; стих из Ветхого Завета ( Ис. 9:6 ) носит пророческий характер». Но, позвольте! Что значит: «был произнесен в его присутствии уже после его воскресения» или: «стих из Ветхого Завета»? О Сыне Божием сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр. 13, 8 ). Словосочетание: «стих из Ветхого Завета» просто лишено какого-либо смысла в данном контексте. Сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления…» ( 2Тим. 3, 16 ). 33 . Слова г-н Фурули: «…Иисус нигде не объявляется одновременно и человеком, и божественным (духовным) существом» явно вступают в противоречие с известным стихом: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. ( Ин. 1, 14 ). Словосочетание: «полное благодати и истины», явно не применимо ни к одному мыслящему существу, кроме Самого Сущего (Янве), о Котором в Его Боговоплощения и сказано: «истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» ( Пс. 84, 12 ); и еще: «…как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( 2Кор. 6, 16 ). Здесь слово «вселюсь» адекватно церковному термину «вочеловечился».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Авторами ветхозаветных библейских книг были пророки. Господь сам избирал и призывал их. Современники знали, что это Божьи люди, и потому к их текстам относились как священным. Их не надо было собирать. Свитки эти хранились сначала в скинии, а затем в Храме. Священные манускрипты были также в сонмищах (молитвенные дома евреев), о которых говорится в св. Евангелии. Согласно иудейское преданию, при священнике Ездре в середине V в. до Р.Х. священные книги были сведены в единый корпус и распределены по разделам: Закон (Тора), Пророки (Небиим) и Писания (Кетубим). Так был установлен канон (перечень книг, признанных богооткровенными). Это собрание священных книг Ветхого Завета было воспринято Новозаветной Церковью. Священные книги Нового Завета были написаны под водительством Святого Духа апостолами на протяжении первого века. Это было предсказано Иисусом Христом в беседе с учениками: « Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:25–26 ).Христианские общины воспринимали как Слово Божие не только Евангелия, но и Послания апостолов : «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор. 11:23 ; «Ибо сие говорим вам словом Господним» ( 1Фес. 4:15 .Члены первенствующей Церкви хорошо знали священные новозаветные тексты. Сами апостолы призвали к этому христиан: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям») ( 1Фес. 5:27 ; «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» ( Кол. 4:16 . Из поколения в поколение священные книги благоговейно читались и бережно хранились. В IV в. они были собраны в единый корпус. В 397 г. канон новозаветных священных книг был утвержден на Карфагенском соборе. Священное Писание Ветхого и Нового Завета составили единую книгу – святую Библию. Есть ли канонический запрет на ношение оружия в Храме?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Смотрим 71-й псалом, и конец его читаю, с 18-го стиха: «Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса! [поэтому как относиться к чудесам? Как к магии, как к страшному, понимаете, обольщению? Туда, где магия, и смотреть, и ходить не нужно. У нас есть: Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса!] и благословенно Имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся Земля. [А слава Его – это, знаете, в Ветхом Завете было облако, шекина, шехина – это слава Божия, видимое присутствие: и явилась слава Господня, то есть все увидели облако: и Аарон, и Мариам, и Моисей; и вдруг из этого облака голос: “Как вы посмели осуждать раба Моего Моисея?” Так вот это облако должно наполнить собой всю Землю. Но не облако будет наполнять, это ветхозаветный образ, а в Новом Завете, согласно Апокалипсису, не будет нужды ни в храме, ни в Солнце, ибо и то и другое заменит Агнец, как бы закланный, Христос. А вот Его прообраз в Ветхом Завете – облако. Это единственное допустимое изображение Божества в Ветхом Завете. И наполнится славою Его вся Земля]. Аминь [опять,] и аминь [сугубое]. Кончились молитвы Давида, сына Иессеева» ( Пс. 71:18–20 ). Вот это второй сборник псалмов. Третий давайте посмотрим, 72–88. Открываем 88-й и смотрим, что же мы тут найдём? А вот что мы здесь найдём. Смотрите, как он молился Богу. Это была не молитва, а прямо требование! Вот Иоанн Кронштадтский читал перед Литургией на утрени канон, и воспоминание есть о том, как он читал этот канон – это был разговор с Богом напрямую. Не так, как мы читаем: есиПречистая”, – ну вроде бы ничего, а силы-то никакой и нету. А там было требование. Он требовал от Бога ответа, властно требовал. И вот на такую молитву Господь откликался. Посмотрите заключительный, 88-й, с 47-го стиха: «Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь [доколе – это требование]? Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих? Кто из людей жил и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней [никто]? Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею. Вспомни, Господи, поругание раб Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов; как поносят враги Твои, Господи, как безславят следы помазанника Твоего. Благословен Господь вовек! Аминь, аминь» ( Пс. 88:47–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Что делать с этими инакомыслящими, или еретиками? Убеждению они не поддаются и не хотят слушать. Сеют свои плевелы и развращают. Что же с ними делать? Казнить? Ссылать? Пытать? В Евангелии этого нет. Мы возмущаемся, когда читаем: первые три века Церковь под давлением со стороны властей; но ведь когда пришли  и  Церковь была легализована, Христианство – как религия, государством, стали применяться те же методы, что у язычников. А как это оправдать Евангелием? Господь не велел этого делать. Велел убеждать только словом. Я не знаю, как поступать, как быть, особенно с ересями и сектами мистического толка, с сектами изуверскими. Их нужно, по-моему, изолировать, ссылать куда-нибудь, или не знаю, что с ними делать. Как быть, если сравнить, сопоставить всё это с Евангелием? Посмотрите, что пишет в этой же главе, 3-й главе 2-го Послания к Тимофею Апостол Павел. 10-й стих. Вот он ему пишет: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Л ucmpax [а он ему сопутствовал], каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь . [А вот, внимание, парадокс. Это религиозный парадокс:] Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» . Поэтому конца не предвидится этому заблуждению и этому наплыву всяких тоталитарных сект, всяких изуверских сект. Вот они будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Как составлялся канон? Нужно поднимать всю святоотеческую письменность, начиная с апологий, с апологетов и учителей первых веков. Они в своих творениях ссылаются часто на книги Священного Писания. Выбрав все эти ссылки, можно составить себе , знали ли христиане III–IV веков Священное Писание в том объёме, какое мы имеем сейчас с вами? Знали, только не имели возможности для их быстрого распространения. Всё переписывалось от руки. Нужно было размножать, нужно было переписывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

16.12.2014. Прямой эфир. Протоиерей Андрей Ткачёв. 26.12.2014 09:44:51 Протоиерей Андрей Ткачев       Добрый вечер, друзья мои. С вами протоиерей Андрей Ткачёв. Наша встреча посвящена пророку Божию Софонии и его книге.        Память пророка Божьего Софонии празднуется 16-го декабря по григорианскому календарю. Существует правило, что если в литургическом календаре присутствует день памяти святого - автора книги, вошедшей в Библейский канон - допустим, Иов, или Павел, или Моисей, или Давид, или Софония -  то почтить этого священного писателя  лучше всего участием  в Литургии, а также чтением книги, написанной им или записанной с его слов. Таким образом, мы соединяемся с духом этого человека и открываем для себя слова Божии, которые были сказаны через него. Люди Божии, это некие ретрансляторы, если говорить современным языком, они принимают и передают внушения Господни. Софония - один из них. Он - один из малых пророков. Мы приближаемся к Рождеству. Уже была память пророка Аввакума, потом будет Захария, Аггей и т. д. И вот Софония. Его место здесь. Лишний раз я хотел бы подчеркнуть своё всегдашнее желание, обращённый к людям призыв, чтобы мы читали Священное Писание. Потому что оно есть Сила Божия ко спасению всякому верующему.        Итак, мы читаем книгу пророка Софонии, в которой всего лишь три главы. Этот пророк Божий (еврейское произношение его имени звучит как Цфания), современник пророка Иеремии. Он жил в вавилонскую эпоху, когда главным врагом Израиля был Вавилон. В эту эпоху и было пленение. Мы будем читать не все подряд, плотным текстом, а по стихам, и не все стихи; некоторые стихи я буду подвергать остановке, чтобы мы полюбили Писание и почувствовали его вкус.        Итак, первая глава. Начинается книга пророка Софонии словами: «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского». Перечисляются четыре человека в роду Софонии. Т.е. напоминаются отец, дед, прадед и прапрадед. Таким надписанием характеризуются далеко не все книги Священного Писания.

http://radonezh.ru/analytics/16-12-2014-...

2Кор. 3:14–16 «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается». Вот при каком условии это может быть. А так, относительно их избрания всё остается неизменным. Вы, конечно, можете предъявить претензию к Богу, почему Он не избрал ассирийцев, греков, римлян, персов, а избрал из семитов семью Авраама. Это тайна избрания. И оно остаётся неизменным. Посмотрите опять послание к Римлянам и найдите 9-ю главу. Апостол очень переживал, что они упорствуют, и препятствуют его проповеди , и с фанатичным ожесточением не принимают этой проповеди. В 9-й главе он пишет, 1-й стих: « Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» – вот какой был духовный уровень у человека. Мы ошибаемся, и часто за проявления Духа принимаем свои эмоции. Это очень опасное дело. Вы должны со своим духовником решать все такие вопросы, которые вызывают сомнение. Можно свою эмоцию благочестивую принять за движение Святого Духа, и это будет страшная ошибка. А он чётко говорит: свидетельствует мне не собственная рефлексия, а совесть моя в Духе Святом , «что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежит усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог , благословенный вовеки, аминь». Вот, с чем связано избрание. Оно остаётся неизменным, но при одном условии. Избранник – тот, кто верен избравшему его. А верны ли были иудеи? Конечно, нет. И посмотрите, что об этих иудеях он говорит во 2-й главе Послания к Римлянам, 28-й стих: « Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти [оно совершалось в восьмой день над младенцами мужского пола], но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010