«На Соборе, своими познаниями в области богослужения, которыми он (Б.А.Тураев - Л.А.) превосходил даже и профессионалов практиков, и специалистов-ученых, обратил на себя внимание членов богослужебного отдела и был избран в трехчленную комиссию для выработки доклада о богослужебных преобразованиях, легших в основу суждений отдела, причем на долю Б.А. пришелся доклад о т.н. общественном богослужении (большая часть тезисов отделом была принята нерассмотр [енной]; сообщ. гл. обр. лишь по ходу), основная мысль этого доклада - необходимость преобразования не самого устава, но выполнения богослужения: нужно упорядочить нашу богослужебную практику, уничтожить царящую в ней пестроту, прекратить произвол исполнителей богослужения, доходящий иногда до анархии, погоню за разного рода художественными и церемониальными эффектами, в ущерб содержанию богослужения, потворство людской лености. Типик в качестве богослужебной нормы должен быть оставлен, в монастырях эти нормы должны выдерживаться вполне, соборные храмы должны приближаться к монастырской норме; для приходских храмов, т.к. они обслуживают рядовых мирян, занятых житейскими делами, уставная норма значительно облегчается за счет переменный частей богослужения, кафизм, стихир, канонов и т.п., например - отменяется повторение песнопений, полные кафизмы заменяются одним целым в рядовом их порядке и т.д., но зато устанавливается однообразный минимум таких частей для всех храмов, постоянные части богослужения сокращению не подлежат. Вместе с этой положительной программой Б.А. дает в своем докладе обширный проскрипционный список вошедших у нас в обычай типичных нарушений и искажений уставной нормы, например, замену в будничном богослужении рядовых переменных частей заупокойными - служение в такие дни всенощных с вечера и т.д., замену в праздничном богослужении кафизм акафистами; проектирует возобновление давно оставленного и забытой у нас, кроме Великого поста, службы с «аллилуйя» и поклонами для 3-х других постов. В связи с этим же основным докладом Б.А. внес несколько интересных предложений - об установлении праздника всем русским святым (это предложение было принято и Собором), - о введении обычая на вечернях в воскресные дни прочитывать все рядовые зачала из Апостола и Евангелия за истекшую неделю, чтобы народ имел возможность познакомиться с этими священными книгами в полном объеме...Б.А. высказано было в богослужебном отделе немалое количество других... мнений, проектов, замечаний, отзывов и т.д., как по основному вопросу об упорядочении богослужения, так и по нуждам текущей жизни (например, им, кажется предложено в Рождественский пост 1917 г. применить службу с «аллилуйя», поклонами и молитвою Ефрема Сирина). В протоколах богослужебного отдела Всероссийского Собора имя Б. А-ча, как активного участника в работах этого отдела, повторяется, несомненно, чаще других.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/27/...

Резюмируя эти разности текста, оказывается следующее: у Синаита пост страстной недели продолжается до субботы включительно, тогда как по Постановлениям – условно до пятницы и субботы. Поэтому слова «μχρις παρασκευς» у Синаита не читаются. Выпущены также слова «удерживайтесь в эти дни от вина и мяс», как не соответствующие представлению о строгом посте. В Постановлениях пост после 50-цы продолжается неделю, у Синаита – о продолжительности его говорится неопределённо и конечно потому, что в его время постились уже не одну неделю, а несколько. К недозволенным постам, каковы понедельник и четверг, у Св. Анастасия присоединяется и суббота, в видах протеста протий западного обычая поститься в этот день. В пандектах Никона (слово 57) славянский перевод согласен с текстом Анастасия Синаита и повторяет его особенности. В иерусалимских уставах большая часть ссылок на Апостольские Постановления взята из Никоновых статей в Тактиконе и вошла в типик вместе с последними. В позднейших, более полных его списках и некоторых старопечатных изданиях, введено отсюда же несколько новых статей, например, о провождении 50-цы. Начало: «Ведети подобает о Св. Пятидесятнице яко (како) должно есть праздновати по завещанию Святых Апостол» ... Затем, после небольшого вступления, где говорится о собрании всех Апостолов и о письменном изложении ими полученных от Спасителя наставлений, идёт речь о том, что было постановлено ими относительно 50-цы и приводится из Апостольских Постановлений выписка, начинающаяся словами «воскресшу Христу принесете жертву вашу» ... Конец: «яже поститися лепо есть, а не праздновати». Выдержка взята из 19-й главы (с конца) и 20 V-й книги Апостольских Постановлений с весьма большими пропусками, и из 23-й главы VII-й книги, также в сокращении. В этом сокращённом виде та же статья, только без введения, читается у Никона Черногорца в 57-м слове пандект. 2) Кондакарные произведения Романа Сладкопевца и некоторых писателей до IX b. Они дошли до нас в позднейших греческих сборниках, каковы: Московской Синодальной Библиотеки XII–XIII b., Корсиниев и Ватиканский XV b. Два последних исследованы и изданы кардиналом Питра (Analecta sacra Spicilegio Solesmensi parata. 1876), a Синодальный сборник – арх. Амфилохием (Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII b. Синодальной библиотеки 1879 г.). В истории устава кондаки св. Романа важны как материал для ознакомления с одной из древнейших форм церковной гимнографии, имевшей широкое литургическое употребление до появления канонов и вследствие вытесненной другими родами церковных песнопений. Кроме того, в кондакарях содержатся указания на некоторые праздники и на их литургическую обстановку (подробнее о кондакарных произведениях и их содержании см. приложение I).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Когда людей, еще духовно не окрепших, вопреки многократным запретам апостола, Вселенских соборов и святых отцов, поставляют пастырями, совсем неудивительно, что некоторые из них спотыкаются и падают. Это ведь то же самое, что бросать в бой необученных юнцов – и жестоко, и малоэффективно. А когда такому юнцу, еще даже не окончившему семинарию, сразу же необходимо быть и настоятелем (иногда их назначают и на другие должности) – это только усугубляет положение. Это все равно, что новобранцу нацепить офицерские погоны и послать на передовую командовать батальоном» 300 . Действительно, в Церкви нередки случаи девиантного поведения священников, которые были рукоположены с нарушением канонов или без достаточной проверки личных качеств. Из всех четырех священников-неофитов только Сохин удостоился специального заявления Священноначалия и отлучения от Церкви 301 . Жена его выбор не приняла и подала на развод. В итоге бывший священник стал путешествовать по Европе, зарабатывая на жизнь фотографией 302 . Попытка сделать из него нового мусульманского богослова-полемиста успеха не имела: деньги, выделенные одним мусульманским бизнесменом на этот проект, были разворованы в бывшей редакции сайта «Ислам.ру», а бесплатно писать статьи и давать обличительные интервью Сохин не хотел. О сегодняшней жизни Сохина известно следующее: «Бывший священник Владислав Сохин давно покинул Россию, какое-то время работал гидом в Таиланде, сейчас живет в Австралии, стал известным фотодокументалистом. В автобиографии, выложенной на его сайте, равно как и в его многочисленных современных интервью, нет никаких упоминаний ни о его христианском, ни о его мусульманском периоде жизни. Как будто ничего не было. То же самое касается и записей в его блоге. Он много путешествует по работе, но выбирает немусульманские регионы. На его фотографиях запечатлены некоторые местные мусульмане, но есть и фотографии христиан, а вообще и тех и других немного; больше Влада интересуют разные экзотические культы Океании и Африки, а также темы, связанные с нарушением прав человека. Складывается устойчивое впечатление, что этот человек вообще отошел от любой религии, уехал туда, где о нем не знают, и начал все с чистого листа. Надо признать, фотограф из него получился хороший» 303 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Успенский пост» Кротость и смирение – Тишина лесов. В белом оперение Тайна снов. Грешные, помилуй. Грешные, спаси. Верные единой Матушки Земли! «Рождественский пост» За время в пути Утихли страсти Лишь кротости огонь Блистает, в одночасье В себе нашли покой. «Святых Апостолов» Не надо о завтра думать Сегодня, только сейчас Думы тревожные – напасти Напрасно искушают, Судят нас! Наталия (ОП) 2011/02/11, 10:17:04 Стихи о Любви - прекрасны. ЛЮБОВЬ А. 2011/02/11, 10:15:12 ВОСКРЕСНАЯ МОЛИТВА Внутри леденящей пещеры, В точке схожденья высот, Цветы распустившихся лилий Врастают в сиреневый лед. Седые пещерные своды, Камней ледяные столбы, Светом неясной природы Стены освящены... Возле вершин пирамидных, В воздухе словно парит, Древний Закон Византии - Великую Тайну хранит.. Глубины пещеры скрывают Монашеской Братии Цвет, И от Икон истекает, Мягкий пульсирующий свет... Под каменным сводом, Укрыли собратья - Ковчег для мощей Золотой, И спит в нем усопшая братия Веками под рясой одной... Уснувшие иноки в Подвиге Веры Шепчут Канонов Слога, И старая роспись пещеры Явственно, вдруг ожила. В ясных глазах отражается, Плавится ладаном лед, Гранитный покров нагревается Пар из пещеры идет... И Крестятся теплые руки, По горным наклонам скользят, И льются прекрасные звуки Над сводом пещерным летят. Но эхо Молитвы Воскресное тает, На струнах Небесных плывет, И к Облаку Света их Души взлетают, И к Жизни Небесной их Ангел зовет... Кончается песня молитвы красивой Меняется лилии розовый цвет, Из красной становится огненно-синей, Искрится и плавает радужный свет... И в перламутровых далях, Под капель невидимых звон На камне гранитном остались рядами, Ящерок синих затон... ЛЮБОВЬ А. (мои стихи) Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!)

http://isihazm.ru/1/?id=339

Писания и святых отцов. Если же кто-либо из лиц, принадлежащих к клиру и отправлялся в Европу для образования, то или вовсе не возвращался в свое отечество, или же, если и возвращался, то мало был почитаем своими неучеными соотечественниками и сослуживцами, так называемыми дельцами, которые были опытнее его в устроении разных церковных процессий и мipckux торжеств». 590 есть» (т.е. входное), ему дозволялось вступать чрез царские двери и лобзать св. престол (там же, 66). Митрополиты совершали освящение воды на реке в Богоявление вместе с римско-католическими епископом. (Там же, 358). В православных храмах при служении патриаршем одновременно присутствовали православные, римско-католики и армяне – и патриарх заведомо благословлял всех их, как чад своих. (Там же). В пределах теперешнего греческого королевства в старые времена случалось, что одни и те же церкви служили и для греческого и латинского богослужения; или даже бывало вот что: в одной и той же церкви, в одно и то же время совершалось два богослужения (литургии) – греческое и латинское: по прочтении латинским диаконом «Апостола», сейчас же начинал читать это же самое и духовное греческое лицо по-гречески, то же повторялось и по отношении чтения св. Евангелия. 594 – В своей домашней жизни греческие иерархи совсем не чуждались иноверного духовенства. Патриархи не считали зазорным для себя посещать, наприм., армянское духовенство, вкушать с ним вино и плоды («Проскинит.», 55); патриархи не избегали случая разделять трапезу и с римско-католическим духовенством (там же, 56). Дружественность отношений представителей православия и иноверия простиралась иногда так далеко, что, наприм., православный и армянский патриархи сидели вместе и «ели с одного блюда» (там же, 69); мало того: патриархи эти провозглашали друг за друга «здравицу», причем оба пили и в уста целовались (там же, 70). Разумеется, так было не везде и не всегда, а большею частью тогда и там, где нельзя было ожидать соблазна для людей с немощною совестью. Не скрываем, что иногда религиозная толерантность простиралась далеко и, с нашей точки зрения, преступала пределы канонов: но не нам судить за это греческих иерархов. – В частных вопросах религиозной практики греческие иерархи обнаруживали ясный религиозный смысл. Если, например, русскому обществу XVII-ro века казалось непозволительным в какой-нибудь крайности для служения литургии употреблять вместо просфоры про-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С кон. XX в. в серб. (М. Петрович), а затем в болг. (А. Калоянов) и рус. (К. А. Максимович) лит-ре делаются попытки отказаться от названия «Кормчая» для южнослав. списков и вернуться (в соответствии с серб. рукописной традицией) к понятию «Законоправило». Для Устюжской К. к., по предложению Щапова, было дано название «Сборник церковно-юридический». Ценность термина «Кормчая книга» состоит в том, что в нем отражено определенное единство слав. традиции переводов церковных канонов, выражающееся в совпадении текстов отдельных правил и статей в разных редакциях, отмеченном еще Срезневским ( Срезневский.1897), но не получившем достаточного изучения и объяснения. Современные болг. исследователи необоснованно пытаются объяснить это единство происхождением переводов из Тырнова ( Калоянов. 2012). По составу слав. Кормчие можно разделить на 2 типа: восходящие к Сборнику в 50 титулов, и к Сборнику в 14 титулов. Сборник в 50 титулов (Сокращенная Синагога в 50 титулов, по классификации Бенешевича) представлен в составе рукописей: Устюжской К. к. (РГБ. Рум. 230) и Иоасафовской К. к. (РГБ. МДА.1. 54). Перевод этого собрания связывают с морав. периодом проповеди равноапостольных Кирилла и Мефодия и непосредственно со св. Мефодием. В состав Устюжской К. к. входят также древнейшие слав. церковно-юридические памятники: «Закон судный людем», «Заповеди святых отец», а также правила в переводе Древнеславянской редакции и Собрание в 87 главах. Сборник в 14 титулов представлен в слав. традиции в разных видах, что связано с различными греч. списками, классификация к-рых была проделана Бенешевичем ( Бенешевич. 1905). Согласно этой классификации, слав. перевод сделан с Синтагмы 3-й редакции (Тарасьевской). Этот перевод представлен в древнейшей Ефремовской Кормчей (ГИМ. Син. 227, 1-я пол. XII в. (?), с восполнениями XIII в.), изданной Бенешевичем с параллельным греч. текстом по рукописям X в. из б-ки Vallicelliana в Риме (Vallic. F 47) и венской XI в. (Vindob. Hist. gr. 56). Перевод Ефремовской Кормчей получил название «Древнеславянская редакция» ( Щапов. 1978). В состав Ефремовской Кормчей входит Предисловие (взятое не из Синтагмы, а из Номоканона в 14 титулов); Указатель 14 титулов; собрание Апостольских правил, правил Вселенских и Поместных Соборов и правил св. отцов; 2 статьи Анастасия Синаита , Епифания Кипрского «О ересях», Тимофея пресвитера «О принятии еретиков»; Собрание в 93 главах (Collectio 93 capitulorum; окончание текста утрачено).

http://pravenc.ru/text/2458663.html

Ключевые пункты из 3-го титула «Исагоги» таковы: Титул III, 9. «Престол Константинополя, украшенный царской властью, провозглашён первыми соборными определениями; им последуя, божественные законы повелевают возникающие в других престолах сомнения предоставлять на его рассмотрение и суд» 20 . Титул III, 10. «Забота и попечение обо всех митрополиях и епископиях, монастырях и церквах, а также и суд, и предание суду, и освобождение от суда принадлежит местному патриарху, а Константинопольскому председателю позволительно не только посылать ставропигии в епархиях и других престолов, но и наблюдать и исправлять бывающие и в других престолах сомнения и полагать конец судам» 21 . Тезисы «Исагоги» очень созвучны последующему толкованию Аристина (XII в.) на 9-е правило Халкидона: «Если епископ или клирик имеют какое-либо дело против митрополита, они должны судиться или у экзарха округа, т. е. патриарха, под властию которого состоят митрополиты сих областей, или у патриарха константинопольского. Этого преимущества, т.е. чтобы митрополит, состоящий под властию одного патриарха, был судим другим, ни правилами, ни законами не дано было ни одному из прочих патриархов, кроме константинопольского» 22 . Позднее данные пункты из «Исагоги» повторил иеромонах Матфей Властарь в своей «Алфавитной синтагме» 23 , а известнейший богослов XVII в. Патриарх Досифей Иерусалимский 24 – в рамках своей соборной позиции – подверг их критике. Повторив актуальную часть «Исагоги» 25 Патриарх Досифей пишет: «При этом отметь, во-первых, что каждый патриарх считает сам вместе с собственным Собором, что всё принадлежит ему: и суд, и осуждение, и оправдание. Во-вторых, приходы других престолов считаются подчиняющимися ему, то есть Константинопольскому (патриарху). И поэтому только подчиняющимся ему посылает ставропигии, также как и сомнения, возникающие среди других престолов, он блюдёт и исправляет, и полагает суд в последней инстанции, подразумевается только о подчинённых ему. И ничего большего. Поэтому Вальсамон в толковании 31-го правила Святых апостолов говорит, что при таком положении дел, а именно когда Вселенский Патриарх имеет право образовывать ставропигии без ведома подчинённых ему епархиальных архиереев, несмотря на правила Соборов, действует вместо канонов “давний церковный неписанный обычай”.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

А уж если по большому счету, то удивляет некоторая наивность в вопросах пренебрежения каноническими правилами Православия.И могу еще добавить, что Тора - это не дар праздника, это тот фолиант, что можно пойти и купить в соответствующих магазинах. А вот мацу Вы не сможете нигде приобрести у нас без соответствующей празднично-смысловой «нагрузки», неопровержимо свидетельствующей о разделении с иудеями их радости от праздника Пасхи, от чего и предостерегают и что запрещают Святые Апостолы.Но это все сказано к слову. Нам здесь на нашем уровне действительно безразлично, что там за тысячи километров кто-то будет думать о нас. Да они там и не узнают о нашем существовании. Просто будем стараться помнить о Святых Апостолах и их канонических требованиях, чтобы потом не попадать в разного рода сомнительные ситуации.С уважением, Андрей Владимирович.Спаси Вас Христос! Уважаемый Андрей Владимирович! Если применять каноны буквально и неумолимо, то каждый человек (и священнослужитель, и мирянин) окажется под отлучением или запрещением по тем или иным основаниям. В конце концов, достаточно нарушить пост - и всё: извержение или отлучение. А мы, увы, нередко позволяем себе и куда более тяжкие грехи. Но каноны - это не Уголовный кодекс (впрочем, даже Уголовный Кодекс предусматривает тот или иной " люфт " в применении своих статей). Легитимистов их оппоненты часто упрекают в законничестве, в том, что мы, дескать, " ставим правовые нормы выше духа " и т.п. Но легитимисты никогда не призывали применять любые законы и каноны в отрыве от духовного осмысления, от исторических обстоятельств и т.п. Любые правовые нормы действуют, пока они не отменены или не изменены правомочной инстанцией. В отношении канонов отмены или изменения вообще быть не может, ибо они приняты Церковью соборно, при участии Духа Святаго. Но их применение, конечно, регламентируется Священноначалием в каждую конкретную эпоху с теми или иными расширениями или сужениями. Например, 11 Правило 6 Вселенского Собора запрещает лечиться у врача-иудея и мыться в бане с иудеями.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/23/po...

Если служащий иерей забыл, говорил он слова освящения или нет, то правило предписывает ему, не долго смущаясь, тихо произнести от слов « В нощь, в нюже  предаяшеся. ..» и далее. Ряд следующих правил повествует о том, как надо поступать со святыми Дарами в случаях внезапной тяжелой болезни или смерти служащего иерея. Если священник пред освящением Даров тяжко занеможет, так что не в состоянии будет докончить службу, или скоропостижно умрет, – служба оставляется. Если это случится после освящения Даров и если найдется в церкви другой священник, готовый к причащению святых Таин, в таком случае он должен докончить Литургию, начав с того места, на котором остановился первый и потребить Дары. Но если нельзя будет найти другого священника, который мог бы закончить Литургию и потребить Дары, в таком случае диакон, а если нет и диакона, кто-нибудь из благоговейных мужей, должен взять покровец и осторожно, не касаясь нагою рукою Даров, должен покрыть их так, чтобы ничто не могло упасть на дискос или в святую Чашу, пока не явится другой священник. Этот последний должен совершить новую Литургию сполна, и употребить прежде освященные Дары вместе с освященными в этот день. Но если Дары еще не были освящены, то он должен потребить их, по потреблении освященных, но не как Тело и Кровь Христовы, а как благословенные хлеб и вино. Если священника, служащего Литургию, позовут напутствовать святыми Тайнами умирающего, или окрестить опасно больного младенца, то служение останавливается, если в служении Литургии он не дошел до великого входа. Священник да « идет борзо тамо, и сотворив болезненному в самой смерти надежно спасение, и возвратився, докончает божественную службу: в церкви же велит чтением апостола или псалмов или канонов, или поучением ко спасению полезным, пришедшыя люди пользовати в тое время ». Но если он замедлит с возвращением, а службу оставил сразу по совершении проскомидии, то может совсем оставить службу на этот день, а на следующий день, совершив вновь сполна Литургию и потребив святые Дары, должен и прежде приготовленные хлеб и вино употребить особо. По великом же входе служба не должна быть оставлена, а больной должен быть оставлен на волю Божию.

http://azbyka.ru/istorija-i-soderzhanie-...

31 мая архиепископ Иннокентий в письме клирикам, принадлежавшим и принадлежащим к Сурожской епархии, пишет: " в соответствии с общепризнанными нормами канонического права " они остаются клириками под его управлением до получения от него отпускной грамоты, и, таким образом, прямо отрицает законность уже полученных ими моих отпускных грамот, но при этом не объясняет, на какие каноны он опирался. 19 июля Священный Синод в Москве также обвинил меня в рассылке незаконных отпускных грамот, но из тех канонов, на которые они ссылались, только один относится к отпускным грамотам для священников. Это правило Святых Апостолов 33 (в русской нумерации), в котором говорится: Не принимать никого из чужих епископов, или пресвитеров, или диаконов без представительной грамоты: и когда оная предъявлена будет, да рассудят о них; и если будут проповедники благочестия: да приемлются; если нет: подайте им, что нужно, а в общение не приемлите их. Ибо многое бывает подлогом. В этом каноне излагается принцип, который не особенно ясен в современных административных процедурах для отпуска клириков, но который, тем не менее, обычно признаётся в особых случаях, а именно то, что представительные грамоты (а отпускная грамота является примером таковой) являются делом принимающего архиерея и подлежат его суждению. Эту позицию правильно заняли архиепископ Григорий и архиепископ Гавриил при рассмотрении выданных мной отпускных грамот, несмотря на существенное давление со стороны Московского Патриархата. Как были использованы отпускные грамоты теми клириками, которые теперь находятся в Викариатстве. Кроме двух священников, которые в то время, когда меня отправили на покой, находились в отъезде, и которые впоследствии урегулировали положение, фактическая ситуация с этими священниками была следующей: 12 мая: я разослал отпускные грамоты которые я хранил приготовленными с 1 февраля. Получив мои отпускные грамоты, те клирики, которые желали присоединиться ко мне, обратились с просьбой к архиепископу Григорию принять их временно. Это было сделано, чтобы им не пришлось поминать архиепископа Иннокентия на следующем богослужении (которое в большинстве случаев приходилось на выходные 20-21 мая), таким образом как бы косвенно признавая его своим епископом. Архиепископ Грегорий принял всех, кто обратился к нему.

http://religare.ru/2_32021.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010