1. Понятие о Таинстве Брака. – 2. Установление его. – 3. Название Брака Таинством в Священном Писании. – 4. Важнейшее священнодействие в Таинстве Брака. – 5. Необязательность Брака для всякого. – 6. Условия, требующиеся при вступлении в Брак. – 7. Нерасторжимость Брака и случай его расторжения. – 8. Взаимные обязанности супругов, по учению Слова Божия. 1 . Брак есть Таинство, в котором благословляется супружеский союз жениха и невесты во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать к единодушию и к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. 2 . Брак установлен Самим Богом, при сотворении первых людей Адама и Евы. В Библии говорится об этом так: И сотворил Бог человека мужчину (Адама) и женщину (Еву) сотворил, и благословил их Бог и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт.1:27–28 ). Иисус Христос однажды так сказал о Браке: Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, т. е. двое сделаются как бы одним человеком – по мыслям, чувствам и намерениям ( Мф.19:5–6 ); и освятил Брак Своим присутствием на Браке в Кане Галилейской. 3 . Протестанты не признают Брака Таинством, а только обрядом, но Апостол ясно называет его Таинством: Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна (таинство) сия велика, и я говорю по отношению ко Христу и Церкви, т. е. этим таинством изображается таинственный союз Христа, как жениха, с Церковью, как невестою ( Еф.5:32 ). 4 . Самое важное священнодействие в Таинстве Брака – возложение венцов на брачущихся и троекратное благословение с произнесением слов: Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их) ( Пс.8:5–6 ) . 5 . Вступление в Брак не для всех обязательно, и девство, т. е. безбрачие, выше супружества, если кто может сохранить его в чистоте. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, т. е. имеет больше времени и удобства для служения Богу, пишет святой Апостол, а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Выдающий замуж свою девицу (дочь) поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше ( 1Кор.7:32–38 ). Сам Господь Иисус Христос однажды в беседе о браке с Апостолами так сказал о безбрачии: Не все вмещают слово это (учение о безбрачии). Кто может вместить, т. е. вести чистую безбрачную жизнь, тот вместит, т. е. не вступает в Брак ( Мф.19:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

2. У евангелиста Иоанна ученики, видя происходящее, вспоминают слова 68–го псалма, где речь идёт о праведнике, которому придётся уплатить высокую цену за его преданность Божьему храму: «Ревность о доме Твоем пожрет Меня» (2:17). Еврейский глагол «пожрать» (в смысле уничтожить) в переносном смысле может означать «Доводить до смерти». Тогда получается, что ревность о храме в конце концов приведёт Иисуса Христа к смерти. 3. У синоптиков первосвященники и старейшины, оспаривая действия Иисуса, ставят Ему вопрос о Его полномочиях: «какою властью Ты это делаешь, и кто Тебе дал эту власть?» ( Мф 21:23 ). В то время как у свангелиста Иоанна иудеи спрашивают Иисуса Христа: какое знамение может Он им показать, что властен так поступать?» (2:18). В ответ Господь Предлагает разрушить Иерусалимский храм, а Он в три дня восстановит его (2:19). «Сказали Ему иудеи: в сорок шесть лет был построен храм этот, и Ты в три дня воздвигнешь его?» (2:20). Иудеи указывают на реконструкцию, начатую Иродом Великим в конце 20 г. до Р. X. Поэтому, скорее всего, эпизод происходит во время Пасхи 28 г. Контраст между этим полувековым периодом и тремя днями должен был подсказать иудеям, что слова Иисуса не следует понимать буквально. Евангелист не сообщает, ответил ли Иисус на недоумения иудеев. Лишь после Воскресения ученики поняли значение этих слов: «А Он говорил о храме тела Своего. Когда же Он воздвигнут был из мертвых, вспомнили ученики Его, что Он это говорил, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» 42 (2:21 – 22). Поскольку храм – это место присутствия Божества, божественность Иисуса Христа превращает Его тело в новый храм (1:14), заменяющий собой прежний храм в Иерусалиме. В скрытой ссылке на храм тела Своего, которое Господь предлагает разрушить иудеям (19:16 – 18), подразумевается Его жертвенная смерть от их рук, а предсказание о том, что Он в три дня воздвигнет этот храм, подразумевает Его воскресение из мёртвых, которое станет последним знамением, совершённым Иисусом (2:18, 20:30).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

3 . Смирение. Эта главнейшая добродетель была свойственна Ей, как говорят святые отцы, с младенчества. Сама Она говорит: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей ( Лк.1:46–48 ). 4 . Мать. Она чудесно соединяет девство и материнство. Другая особенность Её материнства, в отличие от всех матерей мира, заключается в том, что Она родила вочеловечившегося Бога. В этом – основание великой надежды людей на Её помощь и ходатайство. Господь, давший заповедь почитай отца твоего и мать твою ( Исх. 20:12 , Сам остается ей верен. Достаточно вспомнить брачный пир в Кане Галилейской: И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха( Ин.2:3–7 ). Хотя еще не пришло время чудес Иисуса, но по просьбе Матери, Он совершил чудо. «Почитание Богоматери, – пишет Е.Н.Поселянин, – является одной из отраднейших сторон христианства и угаснет только тогда, когда будет вытравлена в душе человеческой жажда материнской любви, материнской ласки и заботы. Мы нуждаемся в сердце всепрощающем, любящим нас не за то, что мы хороши или приятны, а за то, что мы существуем, что оно нас в себя вместило раз навсегда и уже не может от нас отказаться, как река не может не течь и звезда не может не сиять». 5 . Царица Небесная. Богородица как Мать Царя Славы в Небесном Царстве является Царицей. Пророчества об этом содержатся уже в священных ветхозаветных книгах. Св. пророк Давид в псалме изображает славу Царя и Царицы: Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. Вся слава Дщере Царевы внутрь: рясны (украшениями) златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния ея приведутся Тебе; приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев ( Пс.44:10–16 ). Св. Церковь прилагает это пророчество к Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3. Я полагаю, что девство намного выше брака, хотя по этой причине не считаю, что брак худ, а напротив весьма его восхваляю. Потому что он пристань воздержания для тех, кто хочет им воспользоваться во благо, и не дает естеству раздражаться. Поскольку Бог тем, что установил законный плотский союз как бы волнолом, отражающий волны похоти, нам дал великую тишину и защиту. 4. Брак хорош тем, что удерживает мужа в воздержании и не дает ему погибнуть, впав в блуд. Итак, не осуждай брак, потому что он приносит великую пользу, не давая членам Христовым стать членами блудными и не позволяя храму святому стать скверным и нечистым. Брак тем хорош, что сдерживает и восставляет того, кто мог бы впасть в грех. 5. Конечно, брак был дан и для деторождения, но гораздо более для того, чтобы угасить разжжение естества. Свидетель тому Павел, который говорит: " Во избежание блуда, каждый имей свою жену " , а не для деторождения. И снова предписывает сходиться не для того, чтобы рожать детей, но " чтобы не искушал вас сатана " (см. 1 Кор. 7:5). И далее не сказал, если не желают детей, но что же? " Но если не могут воздерживаться, пусть вступают в брак " (см. 1 Кор. 7:9). В начале, следовательно, как я и сказал, брак имел эти две причины, но позднее, когда и земля, и море, и вся вселенная наполнилась людьми, осталась только одна причина для брака избежание распутства и разврата. 6. Не брак плох, а плохо прелюбодеяние, блуд, а брак есть лекарство, удаляющее от блуда. Не будем же безчестить брак, как то делает сатана, но то, что некогда случилось в Кане Галилейской, пусть будет и сейчас у тех, кто сочетается браком, то есть пусть пребудет посреди них Христос. И как, говорите, это может быть? Через священников. " Потому что тот, кто вас принимает, говорит Он, принимает Меня " . Итак, удали диавола... и пригласи святых рабов Христовых, с ними непременно придет и Христос со Своей Матерью и братьями. " Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь " (см. Мф. 12:50).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1928...

4 . В V веке проповедь на праздник Святого Богоявления написал святитель Анатолий, архиепископ Константинопольский. 5 . В VII веке беседы на Крещение составлены святителями Андреем и Софронием Иерусалимскими . 6 . В VIII веке святой Косма Маиумский и преподобный Иоанн Дамаскин составили каноны праздника, а святитель Герман Константинопольский – другие песнопения. 7 . В IX веке святой Иосиф Студит, а также песнотворцы Феофан и Византий составили некоторые песнопения праздника, исполняемые в современном чинопоследовании службы и сегодня. В Древней Церкви 6 января вспоминались и другие события, в которых отобразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа. 1 . Поклонение волхвов как свидетельство о том, что языческий мир в лице своих представителей – мудрецов-астрологов воспринял весть о пришествии Иисуса Христа. 2 . Первое чудо Иисуса Христа, совершенное им на браке в Кане Галилейской. 3 . Чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Событие праздника Событие праздника описывается всеми евангелистами. Апостол Матфей говорит о Богоявлении так: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3; 13–17 ). Ко времени прихода Иисуса Христа человечество достигло такой точки морального падения и духовного истощения, что сама возможность его дальнейшего существования была под большим вопросом. Израильский народ знал о том, что пророчества и обетования о приходе Мессии, который спасет человека, должны исполниться вот-вот и напряженно ожидал этого. Ждали прихода Спасителя и все жители востока. Поэтому когда на Иордан пришел Иоанн Креститель, иереи и левиты пришли к нему и стали допытываться, не он ли Христос. Иоанн же ответил, что он не только не Христос, но даже не смеет расстегнуть ремень Его сандалий. Тем не менее, к Иоанну стекалась креститься вся Иудея: И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои ( Мк. 1; 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

7. Храните сие помазание неоскверненным, ибо оно, если пребудет в вас, научит всему, как недавно слышали вы сказанное блаженным Иоанном, который много любомудрствует о сем помазании. Оно свято и есть духовное охранение телу и спасение душе. О нем пророчествуя, со времен древних блаженный Исаия говорил: «и сотворит Господь всем языком: на горе сей (горою же и в других местах именует Церковь , как например, когда говорит ( Ис. 2:2 ): «и будет в последние дни явлена гора Господня) – испиют вино, испиют радость, помажутся миром» ( Ис. 25:6 ). И слушай, что для удостоверия твоего говорит он об этом мире, как о таинственном: «и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах» ( Ис. 25:7 ). Поэтому, помазанные этим святым миром, блюдите в себе его неоскверненным и непорочным, преуспевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Христу Иисусу. Ему слава во веки веков! Аминь. 4-е тайноводственное слово о Теле Христовом и о Крови Христовой Чтение из Павлова послания к Коринфянам: «ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал...» ( 1Кор. 11:23 ). 1. Этого учения блаженного Павла достаточно к удостоверению вашему в рассуждении Божественных тайн, которых сподобившись соделались вы стелесниками и единокровными Христу. Ибо сам Павел недавно взывал: «яко в ночь, в которую предан был» Господь наш Иисус Христос, «взял хлеб и, возблагодарив, преломил», и дал Своим ученикам, говоря: «приимите, ядите, сие есть тело Мое». И прияв чашу и благодарив, сказал: приимите, пийте, это есть кровь Моя ( 1Кор. 11; 23 –25). Поэтому, если Сам Господь определенно сказал о хлебе: «сие есть тело Мое», кто осмелится после того сомневаться в этом? И если Сам подтвердил и изрек: «сия есть кровь Моя», кто усомнится и скажет – это не кровь Его? 2. Он некогда в Кане Галилейской претворил воду в уподобляющееся крови вино: не заслуживает ли же вероятия и в том, что вино претворяет в кровь? Он, позванный на брак плотский, совершил такое необычайное чудо, не тем ли более за несомненное будет признано, что сынам брачным дарует вкушать тело Свое и кровь Свою?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

8. (56) Взаимное пребывание Христа и «ядущего» друг в друге; 9. (57) Как для Сына источником жизни является Отец, так для «ядущего» становится Сын; 10. (58) «Ядущий этот хлеб жить будет вовек». 90 Безусловно, что исцеление расслабленного тоже было «знамением над больным», духовный смысл которого Господь раскрывает в последующей беседе. 91 Для понимания этого надо вспомнить стихи 2:23: «когда Он был в Иерусалиме на Пасхе в праздник, многие уверовали во имя Его, видя Его знамения, которые Он творил», 4:48: «Тогда сказал ему Иисус: если знамений и чудес не увидите, Вы не уверуете». 92 Это относится ко всем чудесам в Евангелии от Иоанна, кроме первых двух, происшедших в Кане Галилейской, когда Иисус откликается на просьбу Матери и царедворца. 96 Ср. 6:2: «И следовало за Ним много народа, потому что видели знамения, которые Он творил над больными», где людей вела вера в знамения. А в ст. 26 людей приводит к Нему не увиденное знамение. Ложные мессианские чаяния, желание, чтобы Он был царём, при котором наступит изобилие хлеба. 98 Это первое «Я есмь», которым открывается целая серия самооткровений Иисуса о Себе (8:12; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5). 99 Это напоминает ситуации в синоптических Евангелиях, когда для получения исцеления необходима вера. 100 Мы уже видели, что «прийти к Иисусу» означает не просто быть Его слушателем, а стать Его учеником. «И вы не хотите прийти ко мне, чтобы иметь жизнь», – сказал Он иудеям в Иерусалиме, беседуя с ними, по–видимому, уже не один час (5:40). 101 Ср. 17:24: «Когда я был с ними, я соблюдал их во имя Твое, которое Ты дал мне, и сохранил, и никто из них не погиб». 103 По смыслу эти слова (6:45 – 47) совпадают с другим Его высказыванием: «Слово Мое слушающий и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную» (5:24). 104 Для Иудея кровь означала жизнь, а жизнь принадлежала одному Богу. При этом иудеи исходили из своего жизненного опыта: вместе с кровью уходит жизнь. Поэтому всё мясо, употребляемое Иудеями, забивалось и подготавливалось так, чтобы вся кровь стекла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

9. Первые ученики Иисуса Христа и первое Его чудо (Ин. 1:19–51, 2:1–11; Мф. 4:13–25) После Своего крещения Иисус Христос однажды опять пришел на Иордан к Иоанну. Иоанн, указывая на Него народу, сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет       на Себя грехи мира», (т.е. Тот, Кто, как кроткий и невинный агнец, приносит Себя в жертву за грехи мира). Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Этот есть Сын Божий». На другой день, опять услышавши от Иоанна, что Иисус есть Агнец Божий, – Мессия, два ученика его,       Андрей и Иоанн,       оба бедные рыбаки, пошли за Иисусом. Это и       были первые ученики Христовы; из них Андрей, как первый шедший за Иисусом, как бы первый позванный им, называется Первозванным. Андрей пошел за своим братом Симоном, тоже рыбаком, и сказал ему, что они с Иоанном нашли Мессию Христа, и привел его к Иисусу, Который дал ему имя Петр, что значит «камень». Вместе с этими тремя учениками Господь пошел в Галилею; они встретили рыбака галилейского Филиппа, и Спаситель сказал ему: «Иди за Мной». Филипп пошел и скоро привел ко Христу Нафанаила, прозвищем Варфоломея, сказав ему, что они нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки: «Это Иисус из Назарета». Нафанаил сперва не поверил Филиппу, воскликнув: «Может ли быть что доброе из Назарета?» Но Филипп сказал ему: «Пойди и посмотри». Нафанаил пошел и, после первых же слов Спасителя уверовав в Него, воскликнул: «Учитель! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». В Галилее Спаситель совершил Свое первое чудесное дело, которого человеческими силами сделать нельзя, или чудо. В маленьком городке Кане была свадьба, на которую были позваны Пресвятая Дева Мария и Иисус со Своими учениками. Во время брачного стола недостало вина. Мария, видимо пожалев бедных людей, сказала Сыну: «Вина у них нет». На это Он ответил: «Еще не пришел час Мой», то есть не настало еще время совершать чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Uh. II:1–11 . После обращения Нафанаила, Иисус Христос отправился в Галилею и, по прибытии своем туда, получил приглашение на брак в Кану Галилейскую. Это был небольшой городок, верстах в восьми от Назарета. В назначенный день Господь пришел на брак со своими учениками. Мать Его уже была там. Заметив недостаток в вине, и сострадая новобрачным, которые, вероятно, были люди небогатые, она обратилась к Иисусу Христу и сказала: – Вина нет у них. Он отвечал, что час Его не пришел. Пресвятая Мария, увидев, что Сын ее также желает помочь новобрачным и ожидает только удобного к тому времени, тотчас же предупредила слуг, чтобы, они в точности исполнили все, что Он ни прикажет им. Когда вино совершенно истощилось, Иисус подошел к слугам и велел наполнить водой стоявшие тут шесть каменных сосудов. Каждый из сих сосудов вмещал в себе ведра по два или по три. Слуги наполнили их до верха. – Теперь почерпните, – сказал Господь, – и несите к распорядителю пира. Вода превратилась в вино. Это чудо поразило изумлением всех присутствовавших на браке и еще более утвердило учеников в вере в их Божественного Учителя. III. История открытого служения Иисуса Христа спасению человеческого рода Первый год служения Христова § 18. Изгнание торгующих из храма Uh. II:13–22 . Вскоре после брака в Кане Галилейской, приблизилась Пасха, первая со времени вступления Господа в открытое служение Мессии. Иисус Христос пришел в Иерусалим. Здесь во храме Он нашел величайший беспорядок: во дворе язычников поставлены были для размена денег столы менял и помещены целые стада волов и голубей. Неумолкаемый говор торговцев и покупателей, звон монеты, мычание и блеяние животных неприятно нарушали благоговейную тишину храма и соблазняли даже язычников. Такое осквернение святыни возбудило справедливое негодование в Иисусе Христе. Он изгнал из храма волов и овец, ниспровергнул с деньгами столы меновщиков, и продававшим в клетках голубей сказал: – Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. Все повиновались беспрекословно, и храм немедленно был очищен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

XXXV. О таинстве Брака В таинстве брака члены Церкви получают благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. Брак есть божественное установление. Это ясно засвидетельствовал Христос Спаситель, когда на вопрос фарисеев о разводе сказал: не читали ли вы, что Сотворивший в начале – мужчину и женщину сотворил их? ( Быт.1:27 ). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:3–6 ). То же засвидетельствовал Иисус Христос и Своим примером, когда почтил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его, совершив здесь чудо – претворение воды в вино ( Ин.2:1–11 ). Апостолы – верные хранители и истолкователи заветов Христа – всегда утверждали святость брака. Если женишься, – говорит апостол Павел, – не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит ( 1Кор.7:2–17:25–28 ). Мало того, христианский брак, по апостолу, есть образ благодатного союза Христа с Церковью. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё... Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть ( Быт.2:24 ). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:22–25:31–32 ). Как образ союза Христа с Церковью, исполненного благодати и святости ( Ин.1:14 ; Еф.5:25 ), и брак освящается и исполняется благодатью чрез особое тайнодействие, а потому есть тайна великая. Ещё во времена апостолов брак освящался чрез особое священнодействие. Жена связана законом, доколь жив муж её, если же муж её умер, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе ( 1Кор.7:39 ). Выражение «только в Господе» указывает на то, что во времена апостолов христианские браки, в отличие от нехристианских, совершались во имя Господа, т.е. освящались чрез видимое священнодействие. Это можно видеть из следующих слов апостола. Обличая лжеучителей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что сотворил Бог, он говорит: всякое творение Божие хорошо, и ничто непредосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой ( 1Тим.4:1–5 ). Освящение словом Божиим относится апостолом не к пище только, а и к браку, запрещаемому отступниками. Об этом же свидетельствуют и святые отцы Церкви, хранители апостольского предания. Святой Игнатий Богоносец говорит: «Подобает женщинам и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, – да будет брак о Господе, а не по вожделению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010