священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Приложения Приложения 1 Фрагмент папируса Бодмера Р ( Ин. 7:32–38 ) Приложение 2 Хиастический план Евангелия от Иоанна Структура хиазма Краткое содержание Главы и стихи Параллельные секвенции а: 1:19–51 Иисус: первое пришествие 1:19–51 Иоанн: первое свидетельство о Христе Иисус и апостолы в Вифаваре, при Иордане Иисус Петру: «ты наречешься Кифа...» b: 2:1–12 Женщина в Кане: Мария, Матерь Иисуса 2:1–12 Рождение новой эры: вино А: с: 2:13–25 Иудейская Пасха 2:13–25 «Разрушьте храм сей, и... " «Он говорил о храме тела Своего» Разрушение и созидание b»: 3:1–22 Ночная беседа с Никодимом 3:1–22 Рождение свыше «неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» а: 3:23–36 Иоанн: последнее свидетельство об Иисусе «Ему должно расти, а мне умаляться.» 3:23–36 а: 4:1–38 Самарянская женщина 4:1–38 Верит Иисусу В тени горы Гаризим b: 4:39–42 Самаряне (не иудеи) 4:39–42 Верят Иисусу «Спаситель мира» В: с: 4:43–52 Царедворец язычник и его семейство 4:43–52 Слышит и верит, не видя b»: 5:1–47 Иудеи на празднике 5:1–47 Иисус делает себя «равным Богу» Иисус говорит о Боге как «Своем Отце» а: 6:1–15 Приближалась Пасха 6:1–15 10(12) Иисус на горе Галилейские иудеи неверно понимают слова о Хлебе Галилейские иудеи отвергают Иисуса а:б:16–17а b:6 С: с: 6:18 в»:6:19–21а а:6:21в Ученики на одном берегу Ученики одни на море Ветер на море (Чермное море и Исход) Иисус (подобно Ягве: «это Я») идет по воде Ученики прибывают на другой берег 6:16–21 а: 6:22–71 Приближалась Пасха Галилейские иудеи неверно понимают слова о Хлебе Галилейские иудеи отвергают Иисуса Иисус говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь... Я воскрешу его в последний день» 6:22–71 12 (10) Иудейские иудеи на празднике Кущей Иудейские иудеи слышат и отвергают Иисуса Иисус делает Себя «равным Богу» Иисус говорит о Боге как «Своем Отце» В»: с: 9:1–10:21 Фарисеи и слепорожденный Фарисеи видят и не веруют. Пастырь других овец, «не сего двора» 9:1–1010:22–39 b»: 10:22–39

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

23). По преданию, Богородица занималась рукоделием, учила грамоте местных детей. Она по-прежнему пребывала в молитве и богомыслии. Каждый год все Семейство отправлялось - по существующему религ. обычаю - в Иерусалим на праздник Пасхи. Во время одного из подобных путешествий уже покинувшие храм Иосиф и Богородица не заметили, что отрок Иисус, Которому было тогда 12 лет, остался в Иерусалиме. Они думали, что Иисус идет в Галилею с к.-л. из их родственников или знакомых; не найдя Его среди них и будучи обеспокоены этим, Иосиф и Богородица возвратились в иерусалимский храм. Они нашли здесь Иисуса, беседующего с иудейскими учителями, поражавшимися присущей Ему не по летам мудрости. Богородица сказала Ему о той скорби, к-рая охватила Ее и Иосифа, когда они не нашли Его среди соплеменников. Господь ответил Ей: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2. 49). Тогда они не поняли смысла сказанных Господом слов. И все же Богоматерь сохранила все Его слова в Своем сердце, смутно предугадывая то будущее, что ожидает Ее Сына и Саму Богородицу (Лк 2. 41-51). В соответствии с Церковным Преданием, через неск. лет после этого события умер Иосиф. Теперь о Христе и Его братьях (в согласии с вост. экзегетической традицией, детях Иосифа от первого брака - Euseb. Hist. eccl. II 1. 2; Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56; см.: Мерзлюкин. С. 25-26) заботилась Богоматерь. После Крещения Господня и 40-дневного поста в пустыне Сын Божий оказался вместе со Своей Матерью на брачном пире в Кане Галилейской. Здесь Богородица попросила Его утешить испытывавших недостаток в вине пирующих и явить ради этого Свою Божественную силу. Господь сначала ответил, что Его час еще не настал, а затем, видя полное упование Богородицы на всемогущество Божественного Сына и из почтения к Ней ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4), чудесным образом претворил воду в вино (Ин 2. 1-11). По преданию, вскоре после пребывания на браке в Кане Богородица по воле Сына переселилась в Капернаум ( Ioan.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/20/...

9]. В доме вина Где Жених девственной души? В истинной Кане, в доме вина. Там истинный Галилеянин брачуется с целомудренной Невестой. Там дом вина Крови Нового Завета. Там пресная вода суетных удовольствий и печалей этого мира обращена в божественное веселье любви Христовой. Шесть каменных водоносов ( Ин. 2:1–11 ) пресной воды на пире в Кане Галилейской – суета, радости и печали мира сего, в шесть дней созданного. А Небесный Жених в доме пира и доме вина предлагает Чашу вина Своей Крови, напояя Невесту – деву Своей любовью и вечным весельем. Евхаристия и Христова любовь, вот он дом вина. Св. Амвросий: «Пусть скажет Церковь : Введите мя в дом вина, вчините ко мне любовь (2:4). Любовь не может быть без веры; в самом деле, существуют как бы три поручителя Церкви: надежда, вера, любовь. Если надежда будет предшествовать, то явится (вместе с этим) основание для веры, положится начало любви, и Церковь укрепится» [«О девстве», гл. 9]. Туда, в Дом Божественного вина, на таинственный пир спеши, девственная душа. Там Возлюбленный твой! Узнав о том, где обретается Жених, узнай, о, девственная душа, образ взыскания Его В третьей и пятой главах Песни Песней, а также в некоторых текстах других глав описано ночное искание Невестой своего Жениха. В этих образах дано представление об искании девственной душой Христа, Который по немощи и греховности нашей так часто исчезает. Душа остается одна и ищет Его… На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: «не видели ли вы того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его» (3:1–3). Но и Жених ищет и зовет ее: Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! (4:8) Ищут оба друг друга: Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его! – Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладких плодов его. Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Более того, лично я очень сомневаюсь, что Христос преследовал цель понравиться большинству. В противном случае Он был бы более учтив с книжниками и фарисеями. Но Господь пришел в мир с несколько иной миссией, прекрасно зная,  что часть тех, кто имеет очи и уши — не увидят и не услышат. И никакая ирония им не поможет, а только еще больше запутает. По мнению педагогов всех времен и народов, понимание облегчает совсем не ирония. Для того, чтобы материал лучше усвоился, учителя используют примеры из жизни. Да, взять хоть математику в школе. Каждый читатель, наверное, вспомнит примеры с яблоками. Также и Божественный Учитель использовал различные примеры из жизни иудеев того времени. Именно поэтому Он и говорил притчами. Спаситель мог запросто вспомнить детскую игру («мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мф. 11, 17)) или бытовую ситуацию с мехами (Мф. 9, 17), которые в то время использовали как фляги для переноса влаги. На этом фоне неудивительно, что для обозначения Царства Небесного Христос привел сравнение с браком, ведь в брачный период иудеи на целую неделю освобождались от исполнения нескольких сотен религиозных предписаний в быту. Смеяться по-человечески Ведущий «Культуры» упустил одну главную мысль – Христос был не только Богом, Которому могут быть и не свойственны проявления человеческих чувств. Он был еще истинным, живым Человеком, а значит, наверняка, мог улыбнуться, добро пошутить. Неужто на браке в Кане Галлилейской Иисус сидел с каменным лицом? Вы можете себе это представить? Я лично не могу. Шенфельд Иоганн Генрих. Брак в Кане Галилейской И тот факт, что Евангелие не описывает смех или улыбку Христа, совсем не говорит о том, что Он не смеялся вообще. Евангельские тексты молчат об отрезке жизни Спасителя размером в 30 лет, не считая инцидента в храме в 12-летнем возрасте. Вы серьезно считаете, что Иисус за время своего детства никогда не играл, не бегал, не смеялся? Да, несомненно, Он был не просто Человеком, но, по церковному учению, Его Божественная Сущность нисколько не мешала проявлениям человеческого естества, потому что они сочетаются в Христе – неслитно и нераздельно.

http://pravmir.ru/za-ulybku-xrista-1/

В иконографии святая Анна изображается в окружении служанок и гостей, подносящими дары. При византийском дворе был принят обычай подносить царской роженице подарки, что и перешло в распространенный иконописный сюжет. Ритуал позднее утвердился и на Руси, одаривая рожениц царской семьи сосудами из драгоценных металлов и кубками с деньгами. Только три года Дева Мария прожила в родительском доме. Выполняя обет, в трехлетием возрасте родители отвели Ее для воспитания в Иерусалимский храм. Здесь Она была встречена первосвященником Захарией, который, согласно полученному им божественному откровению, посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, а затем ввел в Святая Святых, куда даже первосвященники имели право входить только раз в году. Пресвятая Дева Мария была воспитана жрецами храма в беззаветной любви к Богу и приняла на себя обет безбрачия. Но по особому промыслу Божьему в 12-летнем возрасте Она была обручена священниками с праведным старцем – 80-летним Иосифом из рода Давидова, колена Иудина. Святой Иосиф происходил из царского рода Давидова, хотя по занятиям своим был простым плотником. Всю жизнь он прожил как добродетельный труженик и имел в супружестве Саломию, которая родила ему четырех сыновей и двух дочерей (Иаков, Иосия, Симон, Иуда, Мария, Саломия). По кончине супруги он многие годы жил вдовцом, пока не удостоился чести быть служителем Великой тайны. Кана Галилейская. Монастырь Святого Георгия Победоносца В евангельские времена Кана была достаточно крупным поселком, стоящим на перепутье важных дорог. Галилейской она звалась потому, чтобы отличать ее от второй Каны, располагавшейся значительно южнее. Именно здесь, по Евангелию от Иоанна, Иисус совершил свое первое чудо. Сюда, по церковному преданию, на брак своего брата Симона, сына праведного Иосифа, пришел Господь с Матерью и учениками. Здесь Он претворил простую воду в великолепное вино. «На третий день был брак в Кане Галилейской и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей, что Мне и Гебе, Жено? – ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или три меры. Иисус творит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель пира отведал воды, сделавшейся вином – а он не знал, откуда но вино, знали только служители почерпавшие воду, – тогда распорядитель ювёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в 11его ученики Его» ( Ин. 2:1-11 ).

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

е. в смысле чуда, – то же, что признать возможность та­кого же чудесного воздействия и на предметы, принадлежащие к об­ласти чисто внешней природы. Чтобы избежать такого затруднения, как мы видели, отрицательная критика старается представить дело так, что как будто бы все лица, воскрешенные Иисусом Христом, были только мнимо-умершими. Еще труднее для отрицательной кри­тики дать объяснение чудесным событиям, совершенным во внеш­ней природе, где, по ее словам, не может действовать принцип, принадлежащий к совершенно другой сфере. Как же, вообще, в этом случае поступает отрицательная критика? А вот как. Значение одних чудесных событий она сводит к нулю, другие ста­рается подвести под одну группу с чудесными исцелениями, а от­носительно третьих, самых трудных для ее объяснений, она обык­новенно поступает таким образом, что рассказы о них признает или вымыслами самих писателей, или же результатом мифического развития, принадлежащего благочестивой фантазии христиан первых веков. С более частными приемами отрицательной критики в этом случае мы познакомимся при рассмотрении каждого из чудес, совершенных Иисусом Христом в области внешней природы. Претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской ( Иоан.2:1–11 ) Это чудесное событие, по словам евангелиста Иоанна, произошло таким образом. На третий день (после случившегося перед сим события, т. е. после призвания Нафанаила) был брак в Кане Га­лилейской. Там была матерь Иисуса; туда же был приглашен и Иисус вместе со Своими учениками. Во время брачного пира, когда у хозяев недостало вина, матерь Иисуса говорит Ему: „вина нет у них“. На это Иисус заметил ей: „что Мне и тебе, жено? еще не пришел час Мой“. Несмотря на такой ответ, Пресвятая Дева сказала, однако-же, прислуживавшим на пиру: „что скажет Он вам, то сделайте“. Между прочим тут было шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Обратившись к прислужникам, Иисус сказал им: „наполните сосуды водою“. И они наполнили их до­верха.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

И вот Господь Иисус Христос отправился по городам и селам и стал учить людей, как можно достигнуть Царства Небесного, и сотворил много знамений и чудес Глава 8. Брак в Кане Галилейской Недалеко от Назарета находился город Кана. В этом городе совершался брак куда приглашен был и Иисус Христос. Во время брачного пира недоставало вина. Матерь Божия, заметив это, сказала Иисусу Христу: у них вина нет, – а слугам велела сделать все, что Он прикажет. Тут стояло шесть каменных сосудов, в которые наливали воду; Иисус Христос велел наполнить эти сосуды водой, затем отнести распорядителю пира. Слуги исполнили приказание Иисуса Христа. В сосудах оказалось прекрасное вино. Отведав его, распорядитель пира позвал жениха и сказал ему: всякий хозяин сперва подает хорошее вино, а потом уже худшее, а ты хорошее вино сберег до сих пор. Жених не знал, откуда появилось такое хорошее вино; знали только слуги, принесшие воду. Это было первое чудо Господа Иисуса Христа, которым Он прославил Себя, и ученики Его уверовали в Него. В Кане, на браке, Матерь Божия испросила у Своего Сына милость. Подобным образом и ныне Она ходатайствует перед Ним за каждого доброго христианина, и Ее молитвы сильны и действенны: Господь Иисус Христос, из любви к Ней, исполняет их. Глава 9. Изгнание торгующих из храма На праздник Пасхи Иисус Христос пришел в Иерусалим. Войдя в храм, Он увидел большой беспорядок: здесь продавали животных (волов, овец и голубей) и сидели менялы денег. Сделав из веревок бич, Господь Иисус Христос выгнал из храма всех торговцев с их животными, столы менял опрокинул и деньги их рассыпались. И сказал продающим голубей: «Возьмите это отсюда, и дом Отца Моего не делайте домом торговли». На это иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус Христос ответил им: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. Это Он говорил о храме Своего собственного тела, то есть о трехдневном воскресении Своем; но иудеи, не поняв таинственных слов Его, сказали: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты ли в три дня воздвигнешь его?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая (в серб.: которая за многих прольется. – Пер.) во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). И чудо, и любовь. И не столько здесь чуда, сколько любви. Для еретических теологов и надменных философов Запада чудо – здесь, естественно, главный вопрос. Как это хлеб может стать Телом, а вино – Кровью Христовой? Будто ежедневно хлеб и вино не делаются в нас нашими же телом и кровью. Но это, твердят они, согласно естественному процессу! Словно этот процесс [идет] сам по себе, а не от Бога. Своим словом Бог устроил, что зубы, язык, желудок и кишечные соки претворяют хлеб в наше тело, а вино – в нашу кровь. Это опосредованный метод действия Творца. Однако Он может действовать и непосредственно Своим словом – и в одно мгновение, без промежуточных стадий осуществить то дело, которое желудок совершает долго и медлительно 22 . Ибо слово Божие сильнее желудка. Ведь желудок – произведение Божия слова. Христос и без единого слова, одной только мыслью, претворил шесть сосудов воды в вино в Кане Галилейской. А здесь, на Литургии, произнося слово, называет Он хлеб Своим Телом, а вино – Своей Кровью 23 . Там, в Кане, [все совершилось] без слова и без прикосновения, одним усилием мысли; здесь же употребляет Он и касание руками, и слово, и благодарение Небесному Отцу. Впрочем, трудно спорить с замороженными мозгами еретичествующих теологов и иудаизированных философов Запада. Ведь все еретики и иудеи готовы прибегнуть [и] к убийству оппонента, которого не могут одолеть ни разумом, ни – еще менее – любовью. Кровь образуется и из других родов пищи, однако Иисус избрал две самые чистые ее разновидности, пшеницу и виноградную лозу, чтобы предызображали они Его Тело и Кровь. И пшеница, и виноградная лоза созревают на сухих и возвышенных местах, требуя много солнечного света и мало влаги. Во образ поста и молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И мы, хотя не получаем скоро желаемых благ, не будем предаваться унынию и нерадению, не отстанем от благого своего начинания, не перестанем искать правды Божией; не обидлив бо Бог, – говорит апостол, – забыти дела вашего и труда любви, юже показасте во имя Его ( Евр.6:10 ). Писание много представляет нам примеров, как Господь щедро награждает трудящихся рабов Своих, когда казалось им, что они трудились понапрасну. Вот Петр с прочими учениками всю ночь проловили рыбу; но, как сказано, в ту ночь не яша ничесоже ( Ин.21:3 ). Утру же бывшу, ста Иисус при брезе и рече им: вверзите мрежу одесную страну корабля, и обрящете; ввергоша же, и к тому не можаху привлещи ее от множества рыб ( Ин.21:6 ). И вот еще другой чудесный лов рыбы покажет нам, как трудящиеся с упованием на Господа получают вдруг обильную награду за труд, который повелевает им Господь совершить. Было на том же озере Галилейском: рыболовы, вышедши из воды, вымывали сети; Спаситель, Господь наш, стоял у озера; потом, вошедши в лодку, которая была Петрова, сказал: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Петр отвечал: Наставник! мы трудились всю ночь, и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, так что и сеть даже прорывалась ( Лк.5:6 ), – и наполнили рыбою две лодки. Так полезно трудиться по слову Господню! Труды, предпринимаемые ради Господа, вознаграждаются всегда с великим прибытком. Только надо выждать время, а когда оно приходит, можно приметить из следующего события. На браке в Кане просила Господа сама преблагословенная Его Матерь о помощи бедным, но добрым тем людям, у которых не достало вина. Но Господь сказал: что Мне и тебе, жено? еще не пришел час Мой. Несмотря на сие, Матерь сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Тут было шесть водоносов, и Господь велел наполнить их водою; и наполнили их до верха. Потом велел почерпнуть и нести к распорядителю пира; и понесли. Когда тот отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, то спросил жениха о причине, почто такое хорошее вино сберег он до конца пира, тогда как следовало бы его подавать гостям в начале? Так положил Господь начало чудесам Своим в Кане и явил славу Свою (Ср. Ин.2:3–11 ). Матерь же Его ускорила этот час прославления своею верою и упованием. Так и из нас, кто начинает все творить по слову Господню и иметь на Него упование, тот в то же время полагает начало чудесам Его, и Господь являет над ним славу Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ин.4:51 . Абие же входящу ему, се раби его сретоша его и возвестиша ему глаголюще: яко сын твой жив есть. Ин.4:52 . Вопрошаше убо от них о часе, в который легчае ему бысть: и реша ему, яко вчера в час седьмый остави его огнь. Ин.4:53 . Разуме же отец, яко той бе час, в он же рече ему Иисус, яко сын твой жив есть: и верова сам и весь дом его. По-видимому царедворец молил Господа в Кане в седьмом часу дня 475 , т е. в час пополудни, и затем, получив повеление «идти», пошел пешком, как обыкновенно тогда путешествовали, – в Капернаум. С необходимыми остановками на пути, по всей вероятности вынужденными и преклонными летами, царедворец прибывает в Капернаум около рассвета и здесь-то встречают его вышедшие навстречу ему слуги с радостным известием, что сын его здоров. Доселе отец шел с надеждою может быть, но и не без сомнения и опасений. Когда страх о сыне рассеялся, тогда мгновенно мысль его возвращается к Целителю, и он уже спрашивает слуг, вперед зная и предчувствуя ответ, – в котором часу стало легче сыну его? Ответ слуг вполне подтверждает то, что предчувствовала душа его, и он «разуме, яко той бе час в он же рече ему Иисус, яко сын твой жив есть». Как последствие этого просвещения мысли и возвышения успокоенной души его от земного к небесному, является вера в Господа, что Он есть действительно Тот, Которого предрекали Моисей и пророки, – Христос, Сын Божий: «верова сам и весь дом его», говорит Евангелист, что указывает на то, что царедворец со всем домом своим примкнул в первому стаду Христову. Мы не знаем никаких подробностей об этом царедворце и не встречали преданий о последующей судьбе его: но мы не сомневаемся, что он с домом своим сделался христианином. Ин.4:54 . Сие паки второе знамение сотвори Иисус пришед от Иудеи в Галилею. «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях», говорит Евангелие от Матфея 4:23 . Начаток знамений положен Господом в Кане Галилейской, потом Господь являет Себя в Иерусалиме, сеет слово в Иудее; просвещает некоторых лучших из начальников синедриона 476 ; сеет слово Божие в Самарии и, возвратясь в Галилею, здесь более всего учит и исцеляет, ибо народ Галилеи был чище и лучше сердцем, чем Иудеи. Но выше и Галилеян Феофилакт Блаженный, следуя Иоанну Златоусту 477 , ставит Самарян, которые уверовали в слово Божие, не требуя и не видя чудес и знамений.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010