Вода из камня Кладенцы, душе, предпочла еси хананейских мыслей паче жилы камене (камню, содержащему в себе жилу), из негоже премудрости река, яко чаша, проливает токи богословия (боговедения). По переходе через Чермное море израильтяне по указанию Божию держали путь по направлению к Синаю, которого и достигли в начале третьего месяца по исходе из Египта. На этом пути для ободрения народа совершено было несколько поразительных чудес. Одно из них произошло вблизи Синая, в пустыне Рефидим. Израильтяне почувствовали в этой пустыне недостаток в воде и стали роптать на Моисея: зачем он вывел их из Египта и морит жаждой их, детей их и стада их? – и настойчиво требовали у него воды. Моисей по повелению Божию взял свой чудодейственный жезл, подошел к скале хоривской, ударил по ней жезлом, и из нее брызнула вода в таком обилии, что ее достало для утоления жажды всего народа ( Исх.17:1–6 ). По толкованию апостола Павла, эта скала, или камень, был Христос, то есть она предызображала Христа, а вода, чудесно изведенная из камня, которую пили израильтяне, была образом духовного пития ( 1Кор.10:4 ). Господь Иисус Христос – действительно источник духовной воды, утоляющей наши духовные потребности. Среди этих потребностей есть потребность истины и преимущественно религиозной – боговедения. Господь Иисус Христос открыл эту истину в такой полноте, в какой она неведома была до Его Пришествия не только язычникам, но и иудеям. Он возвестил о Боге все, что нужно нам знать для нашего просвещения и спасения, а для большего утверждения людей в религиозной истине Он послал от Отца Святого Духа, Который есть Дух истины. Наученные Христом истине и в обильной мере принявшие в День Пятидесятницы дары духовной мудрости и ведения, апостолы пронесли слово истины по всей земле. Воспринятая ими от камня-Христа через Святого Духа благодать Божественной мудрости из их душ, как из переполненной чаши, разлилась по всему миру рекой и напоила умы, жаждущие истины, струями боговедения в такой мере, что даже младенцы стали теперь больше знать о Боге, чем знали о Нем языческие мудрецы. Эта река Божественной мудрости до сих пор течет и до скончания века будет течь в Христовой Церкви, ибо до скончания века будет существовать Святая Церковь с ее просветительными средствами, заключающимися в Слове Божием, в котором дышит Дух истины, в учении Вселенских Соборов, отцов и учителей Церкви, в богослужебных книгах, в проповеднической деятельности пастырей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Князь Владимир был основоположником новой цивилизации» Святейший Патриарх Кирилл освятил закладной камень на месте установки памятника Крестителю Руси в Москве 03.11.2015 714 Время на чтение 3 минуты Сегодня на Боровицкой площади Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение закладного камня на месте установки памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру, 1000-летие преставления которого отмечается в этом году, сообщает Патриархия.ru. На церемонии освящения закладного камня присутствовали министр культуры Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества В.Р.Мединский и мэр Москвы С.С.Собянин. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Я хотел бы всех вас поздравить с замечательным событием — закладкой памятника в честь равноапостольного великого князя Владимира здесь, в центре Москвы. И совершается это в год 1000-летия со дня его кончины, великий юбилейный год для всего Русского мира, для всех народов — наследников древней Киевской Руси. Князь Владимир был основоположником новой цивилизации, в которую вошла Древняя Русь, — той самой цивилизации, которая в течение веков была украшена величайшими достижениями человеческого духа и человеческой мысли. И в память об этом замечательном государе Земли Русской, в память о равноапостольном князе, крестившем наших далеких предков, мы и устанавливаем памятник в центре Москвы. Это событие должно свидетельствовать о нашей благодарной памяти, о том, что мы храним в этой памяти все то, что имеет непосредственное отношение и к сегодняшнему дню. А свершенное князем Владимиром имеет именно такое отношение к каждому из нас, к тем, кто живет в Российской Федерации, на Украине , в Белоруссии и во многих других странах, сохраняя духовное единство, проистекающее от исторического свершения князя Владимира. Я всех вас сердечно поздравляю с этим большим и важным событием». Собравшихся приветствовал также мэр Москвы С.С. Собянин. «Во многих городах в разное время были установлены памятники, посвященные святому князю Владимиру. К сожалению, в Москве такого памятника возведено не было. Сегодня мы исправляем эту историческую ошибку», — сказал столичный градоначальник.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/03/kn...

Кий-остров. Кийский Крестный монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Собор, стоящий на самом высоком участке острова, — центральное сооружение комплекса. По утверждению одного из исследователей древнерусского зодчества М. А. Ильина, его автором и, по всей вероятности, автором всего Кий-островского ансамбля был патриарший «каменных дел подмастерье», строитель Валдайского собора Аверкий Мокеев, которого Никон, очевидно, привез из Москвы. Собор представляет собой приземистый куб, выложенный смешанной кладкой из кирпича и камня. Благодаря некоторому наклону стен здание кажется чрезвычайно устойчивым и монолитным, как бы вырастающим из гранитной скалы. По плану сооружение четырехстолбное, с широко расставленными столбами, узкими боковыми нефами и тремя апсидами на восточной стороне. Собор перекрыт крестовыми сводами, выложенными в один кирпич. Внутри помещения находились хоры, на которые можно было подняться по каменной лестнице в толще северной стены. М. А. Ильин, исследуя храм и проведя ряд аналогий, пришел к выводу, что хоры служили для пребывания самого Никона. В них как бы воплощалась мысль патриарха о том, что «священство царства преболе есть». Завершался собор тремя восьмигранными, расчлененными на лопатки барабанами, которые увенчивались гранеными куполами с фонариками. Первоначально купола имели лемеховое покрытие и деревянные кресты. Центральный барабан по своим размерам непропорционален основному объему здания — он слишком велик, но именно это, вероятно, сознательное преувеличение и придает собору мощность и монументальность. Анализируя композиционный строй фасада собора, нельзя не заметить, что архитектор подчиняет его решение одной идее, очевидно, продиктованной самим патриархом Никоном — утверждению силы, незыблемости и вечности церковной власти. К расчлененным плоскими лопатками фасадам собора пристроены крупные «перспективные» порталы. Колонки их едва выделены из глыбы камня. Такой же характер имеют грубо обработанные обрамления арок, наличники окон и карнизы. Вследствие этой обобщенности очень небольшое по размерам здание воспринимается как сооружение величественное и значительное.

http://sobory.ru/article/?object=17148

Феодосия. Церковь Иоанна Предтечи (Иверской иконы Божией Матери). Карта и ближайшие объекты Принято считать, что храм, сложенный из дикого камня, возведен в XIV веке, но не исключено, что гораздо раньше. Он несколько раз перестраивался, к квадратному в начале зданию со стороны главного входа позднее примкнула вместительная пристройка. Внутри она разделена столбами, перекрытыми сводами с арками. Венчает храм купол на восьмигранном барабане с узкими окнами. Внутри сохранились древние изображения из камня: лик Господа под куполом, в алтаре — Спаситель, его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны; слева и справа от алтаря фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Вход в купольный зал обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой. В прошлом стены храма были расписаны фресками, фрагменты которых еще можно было видеть в начале ХХ века. К сожалению, до наших дней они не сохранились. Существует предание, что русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь через средневековую Кафу из далекой Индии на родину, в Тверь, служил в Иверском храме благодарственный молебен о своем возвращении. Здесь, в Кафе, знаменитый путешественник прожил зиму 1474-1475 гг., обработал свои путевые записи и дал им название: «Хожение за три моря». Иверский храм за долгую историю своего существования имел разные названия, одно из них — храм Иоанна Предтечи — встречается в литературе и сейчас. Название Иверской иконы Божией Матери появляется с 1858 года, когда священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и заново освятил церковь. Службы здесь совершались до середины 1920-х годов, затем храм был закрыт и использовался под склад. В 1990-е гг. его здание восстановили, провели реставрационные и дренажные работы. С 1995 г. здесь проводятся регулярные богослужения, двери храма открыты каждый день для всех желающих. Среди святынь храма есть старинная Касперовская икона Божией Матери, которая обновилась в июле 2003 г. В летнее время каждый день от Иверского храма проводится экскурсия, благодаря которой каждый желающий имеет возможность услышать об истории древних православных храмов Феодосийского Карантина, посмотреть на византийские фрески храма св. Димитрия, прикоснуться к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отзвуки давнего и славного прошлого.

http://sobory.ru/article/?object=06270

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. Св. Германа, патриарха Константинопольского Восторжествуем ныне, племена, языки, и все многочисленное праздничное собрание, – восторжествуем ныне в радости духовной и соплетем со всяким попечением песни Богоприличные Царице из рода Давидова, составим торжество торжеств нашего упования во благознаменитый день праздника нашего. Ибо ныне, воистину, небесные духовные Силы свыше приклонились с нами земнородными к Той, с помощью Которой превозносится духовный и богоцарствующий град, вечно ограждаемый. Итак, радуйся, благодатная, златая стамна манны и скиния порфироносная, которую изукрасил новый Веселеил. Радуйся, благодатная, превосходящее всех богодержимое облако и источник вечно источающий всем. Радуйся, благодатная, высокий и превознесенный престол Творца всяческих, Содержащего вся в руце, яже на небеси и на земли. Радуйся, благодатная, духовный храм велелепной славы. Вочеловечившегося нас ради и облекшегося в плоть для нашего спасения. Радуйся, благодатная, питающая Питателя и млеком напояющая Источившего древле воду из камня. Радуйся, благодатная, гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора несекомая. Радуйся, благодатная, благое предстательство всех грешников. Радуйся, благодатная, крепкое заступление чистым сердцем исповедающих Тебя Богородицею. Радуйся, благодатная, носившая во чреве Человеколюбца Владыку для общего спасения человеческого рода. Радуйся, благодатная, всех христиан любезное прибежище и превосходное зрелище неизреченной красоты. Сие мы, бренные, недостойными устами возносим Небесной Невесте, Царице и Богородице, – познав из богодухновенного Писания. Но обратимся, возлюбленные, к Божественному благовещению архангела Гавриила и послушаем, что благовествовал он, пришедши к Ней – чистой. Ангел изрек: „внемли, Препрославленная, сокровенным словам Вышнего: се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Я пришел возвестить Тебе о том, что уготовано прежде сложения мира“. Богородица ответствовала: „уйди из Моего града, человече, и скорее оставь горницу; удались от преддверий Моих, говорящий Мне, и не приноси подобного благовестия Моему ничтожеству».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

43. Явление Святых Даров для причащения мирян, последнее явление Святых Даров; благодарение за причащение, заамвонная молитва, раздаяние антидора и окончание литургии После причащения в алтаре священнослужащих, диакон открывает завесу и царские врата и совершается явление Святых Даров для причащения мирян. Священник берет чашу и передает ее диакону. Диакон, с чашей в руках, обращаясь к народу, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Эти действия напоминают нам обстоятельства воскресения Христова: землетрясение, отваление ангелом камня от гроба и явление воскресшего Спасителя женам мироносицам. В это время молящиеся полагают крестное знамение сопровождая его земным поклоном. На клиросе от лица верующих поют радостную песнь: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». После этого пения священник произносит вслух молитву перед причащением. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое и сия есть самая честная кровь Твоя; молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная: яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда; но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Перевод. Верю, Господи, и открыто обявляю, что Ты Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешных людей, из которых я самый первый грешник. Еще я верю, что этот хлеб (который я принимаю), есть Твое пречистое тело, а это вино– Твоя святая кровь. Я, грешный, молюсь Тебе: помилуй меня и прости мои грехи вольные и невольные: сказал ли я что дурное или сделал, знал я, что грешу, или не знал, сделай так, чтобы я мог достойно причаститься святых Твоих тайн (Тела и Крови Твоей), чтобы мне очиститься от грехов моих и получить жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

77. Слово в день священного венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича 197 «Раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира сего сделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» ( Откр. 11, 15 ). Вот конечная цель, к которой должно стремиться каждое царство земное и к которой мир после определенного времени придет, хотя бы не в целом своем составе, а по выделении плевел, то есть сынов лукавого, из пшеницы, то есть сынов Царствия: все царства мирские, по видению пророка Даниила, или сокрушатся под давлением Камня, наполнившего всю землю, то есть Христа, и уступят место Царству Христову, или преобразуются в Царство Христово, подобно тесту, преобразующемуся под действием закваски ( Мф. 13, 33, 38 ). Если так, то не простой обряд, имеющий государственное лишь значение, составляет священное помазание царей при венчании их на царство: оно есть сообщение даров благодати от Бога, делающей христианского царя слугою Божиим, который призывается к тому, чтобы данными ему силами и средствами не только устроять внешнее благосостояние государства, но призывается и к тому, чтобы царство мира преобразовать в Царство Христово. День венчания на царство должен быть днем усиленных молитв всех, составляющих тело государственное. Уже одно объединение всех частей его в тесное единство есть дело мудрости вышечеловеческой, быть же отцом для всех подданных это есть дело Самого Бога, общего Отца всех людей. Должны быть влиты в дух царя притоки великой высшей силы, которая давала бы ему способность исполнять великое дело устроения своей земли по воле Божией и подготовления путей для окончательного открытия на земле Царства Христова. Где же сокрыты эти силы более всего, как не в устроенном уже и созидающемся на земле Царстве Христовом, то есть Церкви, воинствующей с миром зла силою данной ей благодати? Какой союз людей на земле имеет в себе такую жизненность, как Церковь ? Не видим ли мы, что не обнимается она областью какого-либо одного государства, но доселе к ней прибегают за помощью и за исцелением все народы, как к виденному некогда Навуходоносором во сне древу? Этому древу, которое «высотою...

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Епископ Игнатий в сослужении епископа Рославльского и Десногорского Мелетия освятил Князь-Владимирский храм в Щеглово мая 2019 Преосвященнейший Игнатий и Преосвященнейший Мелетий возглавили крестный ход вокруг храма с мощами преподобномученика Фомы Зографского, которые затем были положены в основание престола храма. После крестного хода архипастыри совершили Божественную литургию в сослужении клириков Выборгской епархии. За богослужением молились представители Администрации Ленинградской области: руководитель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Бурак Лира Викторовна; заместитель главы администрации МО " Всеволожский район " Сергей Михайлович Поляков; глава МО " Щегловское сельское поселение " Паламарчук Юрий Григорьевич. После Литургии архипастыри совершили литию по новопреставленному протоиерею Льву Церпицкому , со дня кончины которого сегодня исполнилось 9 дней. По завершении богослужения с пасхальным приветствием к архипастырям обратился благочинный Всеволожского округа протоиерей Роман Гуцу . Он отметил, что еще только что 25 января текущего года Преосвященнейший Игнатий в сослужении епископа Рославльского и Десногорского Мелетия совершил чин закладки камня в основание Князь-Владимирского храма в Щеглово - и вот уже на Светлой седмице храм освящен. Для Рославльской епархии на добрую память о.Роман передал богослужебные книги Апостола по количеству приходов епархии. После богослужения владыка Игнатий обратился с архипастырским словом к молящимся: " Ваше Высокопреподобие, отец Роман, дорогие отцы, братия и сестры! Рад приветствовать сегодня представителей администрации - уважаемых Лиру Викторовну, Сергея Михайловича, Юрия Григорьевича, - и всех вас. Строительство этого храма оказалось сверхбыстрым, благодаря, в первую очередь, трудам отца Романа. Много говорят о финансовом кризисе, но он случается, в первую очередь, в умах. На благословенной Земле Богом дарованы человеку многие ресурсы и возможности, - Господь всем наделил наше Отечество. Увы, не раз было и так, что люди переставали это ценить. Казалось, жизнь земная вся впереди и можно заниматься, чем угодно, кроме благодарности Богу за блага. Сколько раз человек приписывал все достижения себе: " Я умен и образован, у меня огромный потенциал знаний - я творю историю " . Господь же каждому человеку желает спасения, ожидая благодарности сердца, и для таких людей Он необходимо создавал испытания. И когда человек доходит до точки собственного невозврата, Господь показывает ему, кем бы он был без Бога.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Новый год по-православному Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение? 29 октября, 2016 Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение? Вы задаётесь вопросом, как отметить Новый год по-православному? В этой статье протоиерей Александр Авдюгин постарается ответить на него! Отметить Новый год по-православному можно! Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку. Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать Новый год в Рождественский пост ?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что « неверный в малом и в великом неверен будет ». Возможно ли сочетание того и другого? Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: « Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим.14:5-7).

http://pravmir.ru/novyj-god-po-pravoslav...

Чудо Благодатного огня Господь наш Иисус Христос пострадал и умер на Кресте, был погребен во гробе, принадлежавшем Никодиму, и воскрес из гроба в третий день после Своей кончины. Где находилась гора Голгофа — место страданий Спасителя и место Его погребения? Согласно Священному преданию, в евангельскую эпоху скала, называемая Голгофа, существующая и по сей день, на которой и произошло Распятие Христа, была расположена почти сразу за стенами тогдашнего Иерусалима, с внешней стороны. Святая Гробница — пешера, в которой находилось тело Спасителя в течение трех дней, была высечена в небольшой скале, расположенной на расстоянии десятка метров от Голгофы, которая несколько возвышается над скалой Святой Гробницы. По внутреннему устройству Святая Гробница представляла собой высеченную в скале пещеру, в которой было два помещения: дальнее, являвшееся собственно погребальной камерой, с ложем — аркосалием, — и входное помещение перед ней. В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом Голгофы и Святой Гробницы был воздвигнут великолепный храм — Базилика, причем и сама Голгофа, и Святая Гробница были заключены под его сводами. До нашего времени Базилика несколько раз перестраивалась, даже разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится специальная часовня — Кувуклия. Слово «Кувуклия» означает «царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово применяется в единственном на земле месте — в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, первенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. Современная Кувуклия представляет собой часовню размером около восьми метров в длину и шесть метров в ширину, располагается под сводами Храма Гроба Господня. Как и в евангельские времена, Гроб Господень, Святая Гробница, в настоящее время состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» 2,07x1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем — аркосалием, и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4x3,9 метра. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

http://pravoslavie.ru/4942.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010