1049 К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Litteratur, S. 734. Польский филолог И. Сайдак занимался сочинениями Иоанна Геометра и особенно его гимнами в честь Богородицы (Que signifie KuriwthV GewmetriaV – Byzantion, vol. VI, 1931, pp. 343–353). См. также короткую заметку об Иоанне Геометре в общей истории византийской литературы И. Сайдака: Literatura Byzantinska. Warszawa, 1933, pp. 725–726. 1050 S. Reinach. Le christianisme a Byzance et la question de Philopatris. В его же книге: Cultes, mythes et religions. Paris, 1922 vol. I pu 368 391. 1051 См.: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Litteratur... SS. 737–738; G. Montelatici. Storia della letteratura bizantina (324–1453). Milano, 1916, pp. 128–130; E. Кигг. Die Gedichte des Christophoros Mytilenaios. Leipzig, 1903. Русский перевод: Д. Шестаков. Три поэта византийского возрождения. Казань, 1906. 1052 А. А. Васильев дает ссылки на английские издания и исследования по поводу Анны Комниной. Сейчас у нас есть возможность дать ссылку на новое русское издание: Анна Комнина. Алексиада, V, 8 (перевод с греческого Я. Н, Любарского). СПб.: «Алетейя», 1996, с. 171. В соответствующем примечании (560) на с. 510 Я. Н. Любарский приводит цитату из Михаила Пселла , о которой указано в соответствующем примечании у А. А. Васильева . Пселл говорит об отношении Василия 11 к науке практически в таких же выражениях, что и Анна Комнина. А. А. Васильев в своем примечании ссылается также на одно английское исследование об Анне: G. Buckler. Anna Comnina. A Study. Oxford, 1929, p. 262. 1054 А. А. Васильев здесь кавычек не ставит, однако разница между современным значением понятия «лицей» и средневековой школой в рамках Константинопольского университета столь велика, что постановка кавычек представлялась здесь необходимой. Примечание научного редактора. 1055 А. А. Васильев проявляет известную непоследовательность, называя в данном абзаце это учреждение тремя разными словами – лицеем, академией (в данной фразе) и школой (в следующей фразе). Столь близко стоящие разные по своей сути термины, характеризующие одно образовательное заведение, не могут не вызвать удивления. Именно поэтому, отчасти из стилистических, отчасти из логических соображений, в данной фразе «академия» заменена на «школу». Примечание научного редактора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В монастыре юный послушник вел себя прилично, точно исполнял монастырские правила, был усерден и сведущ в отправлении церковных служб, и отличался способностью к хозяйственным занятиям. Через три года по вступлении в монастырь, он пострижен в иноки и назван Геронтием 129 . Пользуясь доверием настоятеля и монастырского братства, молодой инок, по их поручению, неоднократно ездил во внутренние губернии и до Петербурга для сбора подаяний на монастырь. В одну из таких поездок, именно около 1830 года, он познакомился с Петром Великодворским, посетив его, как уже известного старообрядческого начетчика, в зимогорском его доме. С первой же встречи между ними завязалась тесная приязнь, так что Петр Васильев тогда же оказал своему новому знакомцу большое доверие, позволив ему взять на время какую-то очень дорогую для него вещь, с которой никогда не раставался 130 . Вероятно, в течение следующих трех лет, путешествуя в качестве сборщика, Геронтий еще не раз виделся со своим валдайским приятелем и, таким образом, поддерживалась между ними взаимная приязнь, которую Петр Васильев со своей стороны ценил так высоко, что избрал Геронтия, как мы видели, в число трех лиц, предназначенных быть его духовными руководителями и сотрудниками в искании архиерейства. Когда жребий пал именно на Геронтия, Петр Васильев нашел себя в немалом затруднении, не зная как объясниться с Геронтием по настоящему делу, ибо отделен был от него огромным пространством и не видел возможности ни самому к нему ехать, ни войти с ним в письменные сношения 131 . Случилось же, что спустя несколько времени сам Геронтий приехал в стародубские монастыри и нашел здесь Павла, – обстоятельство, которое, само собою разумеется, было принято обоими за особенное устроение промысла божия… В конце 1835 года, в то самое время, как Петр Васильев, приняв предложение Громова, занят был избранием евангельского отца и сотрудника в искании архиерейства, Геронтий выехал из Серковского монастыря за сбором милостыни на обитель. Крайней целью его путешествия был Петербург. На пути туда он заехал сначала повидаться с родными невесткой и племянниками, у которых встретил праздник Рождества Христова и провел святки 132 . Потом, продолжая путь, издумал он, как сам рассказывает, «… по духовной необходимости к великому посту заехати в стародубские монастыри, от священнейших рук удостоити себе святейших божественных таин тела и крови Христовы». 8 февраля 1836 года, в неделю сыропустную, он прибыл в Пахомиев монастырь, где в это время находился и Петр Васильев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Николай Ульянов» Ильинский, с 21 февр. 1785 г. по апр. 17 ???С 20 сент. 1784 г. был дьяконом в Благовещенской, что на Васильевском острове, церкви, откуда перемещен в Морской собор. 25 мая 17?? перемещен в церкви Рождества Христова, что на Песках, откуда 1 н??? следующего 1794 г. переведен к церкви Вознесения Господня, что при ??ралтейских слободах, на причетническую вакансию. Михаил Андреев Гратинский, с 23 апр. 1783 г. по 3 февр. ???. В 1791 г. произведен во диакона в Петропавловском соборе; оттуда перемещен в Морской собор. 3 февраля 1798 г. рукоположен во священника в церкви Преображения Господня, что в лейб-гвардии Преображенского полка. Перемещенный отсюда в 1804 г. апр. 14 дня в кавалергардский полк, удостоен был сана протоиерейского, и в последствии (182 ??? был благочинным гвардейского духовенства. Петр Александрович Остроумов, с 2 февр. 1798 г. по 5 ??? 1805 г. (см. выше). Кузьма Васильевич Сребрянский, с 8 сент. 1805 г. по апр. 18 из ??? диаконов церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Васильевском острове; скончался в апр. 1808 г. Стефан Васильев Стефановский, с 19 апр. 1808 г. по 12 сент. 1809 г. из диаконов Петропавловского собора. Из Морского собора перемещен в Исакиевский. Иаков Евмениев, с 25 сент. 1809 по июль 1820 г. 23 сент. 18??? перемещен в Выборгский собор. Василий Ильин Васильев, с 16 окт. 1820 до 5 июля 1825 ??? дился в городе Ревел; дед его Тимофей Васильев был священником ???бургского уезда, в селе Редкине, а отец Илья Васильев в гор. Ревел??? церкви Феодора Стратилата. Обучался Васильев в Александроневской семинарии, и по окончании курса, в 1817 г. был определен учителем ??? бургское духовное училище. Из учителей 16 окт. 1820 г. произведе??? диакона к Морскому собору, а 5 июля 1825 г. рукоположен во священника к церкви св. Живоначальной Троицы, что в академии художеств. Василий Никитин Недремский, с 6 июля 1826 г. по 25 марта 1 ??(см. выше). Илья Иоаннов Кедров, с 27 мая 1846 г. до 22 февр. 1870 I ?? выше). Андрей Яковлев Чернышов, с 27 янв. 1862 г. по настоящее ?? Сначала был диаконом на причетнической вакансии, а потом с 20 ??1870 г. штатным диаконом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1804 г.; 8) словарь о духовных писателях, Евгения; 9) летописец с 852 по 1598 г. изд. 1819 г.; 10) жития славных мужей, Плутарха и путешествие Вольнея в Сирию и Египет, изд. в 1791–1793 годах. О священниках, служивших при матокской церкви в прошлом столетии, известно следующее: первым священником, по преданию, был Иван Леонтьевич, поступивший сюда из дьячков домовой церкви княгини Вяземской; он был, говорят, в одно и тоже время, и священником и управляющим у помещицы, баронессы Строгановой; после него поступил сын его Петр Иванович Соколов, служивший здесь до смерти, в 1802 году. Иван Леонтьевич погребен на старом кладбище, а Петр Иванович Соколов – при нынешней церкви на северной стороне, в расстоянии сажени от придела царицы Александры; преемником Соколова был священник Петр Васильев, служивший здесь с 1803 по 1853 год. Он был едва ли не единственный в то время сельский священник «из ученых». Тогда как при столичных церквах было много священников из послушников, дьячков и архиерейских певчих, Петр Васильев был из слушателей богословия и, в свое время, был учеником Сперанского, Словцова и Мартынова. До поступления в священники он служил в Сенате и уже имел чин губернского секретаря. Происходя из Белозерска, он не знал финского языка, но этот недостаток восподняла его жена, дочь Петра Ивановича Соколова, отлично знавшая и финский язык и все условия быта прихожан, коренных ижор. Тогда как Васильев в свободное от службы время посвящал чтению книг и выпискам более замечательных статей, жена его вела хозяйство, собирала оброк, устраивала дела многочисленной семьи и была для мужа посредницею в сношениях с прихожанами. Священник Васильев прослужил при матокской церкви ровно 50 лет. Посвященный в священники 15 августа, он через 50 лет в этот же самый день, утомленный продолжительною службою и простудившись в холодной церкви, ослеп и, уступив место священнику Добровольскому, прожил в его доме около году и скончался 17 мая 1853 года. Преемник его священник Василий Добровольский, из студентов петербургской семинарии, служил здесь около 15 лет и в 1866 году, отрешённый от места, уступил оное Василию Гостинопольскому, служившему только три года; после него служил, перешедший из Уторгощи (Лугского уезда), Иаков Дмитриевич Яновский; в 1880 году он перешел в долоцкий погост и, на его место, поступил Михаил Васильев Мысловский, служащий по настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Разделы портала «Азбука веры» Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к обер-прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг. В Избранное ( 6  голосов:  4.3 из  5) Оглавление В истории наших заграничных духовных миссий самое блестящее время — это 50–60 годы прошлого столетия. После неудачной Крымской войны и печальных последствий ее для нашего отечества, когда в Западной Европе распространялись неблагоприятные сведения о России и Русской Церкви, в столице враждебной нам Франции образовался кружок из трех лиц, который, не смотря на свою незначительность, заставил врагов православия быть осторожнее в своих нападках и зорко прислушиваться к высказываемым этим кружком суждениям. Кружок этот составляли: о. Владимир Гетто, С.П.Сушков и протоиерей Иосиф Васильев. Инициатором, организатором и душей кружка был протоиерей Васильев, принадлежавший к числу весьма крупных духовно-общественных деятелей XIX века, имя которого хорошо известно не только в России, но и заграницей. Уроженец Орловской губ. (1821 г.) протоиерей Васильев, по окончании курса С.-Петербургской Духовной Академии со степенью магистра в 1846 году, он был назначен священником при русской посольской церкви в Париже, где и пробыл до 1867 года, когда, по Высочайшему повелению, был определен председателем Учебного Комитета при Св. Синоде, в каковой должности и скончался 27 декабря 1881 г. Последний год своей жизни, протоиерей Васильев всей душой предался делу учрежденного им «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви». Деятельность сего общества была столь ему по душе, что он был готов, по его словам, оставить все другие занятия и исключительно предаться этому великому делу, к которому он чувствовал и способность, и призвание. Двадцатилетнее пребывание протоиерея Васильева за границей было всецело посвящено энергичному и в высшей степени успешному труду на пользу Православной Церкви, с обрядами, учреждениями и духом коей он старался познакомить заграничную публику, для чего перевел на французский язык наши молитвы, богослужение, целый ряд сочинений наших духовных писателей, основал православно-богословский журнал «L’Union Chrétienne», входил в частые сношения с учеными богословами Франции, Англии, Германии и Америки, старался рассеивать неверные понятия и предубеждения Запада против Православной Церкви, выясняя и устанавливая истинную на нее точку зрения. Обладая глубокой эрудицией, прекрасным даром слова и силою убеждения, протоиерей Васильев явился для своих противников убежденным борцом за Православную Церковь и высоко поднял ее знамя за границей.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

«В воскресенье 27 Мая после литургии, когда я окончил в церкви молебны, панихиды и другие требы, Васильев просил меня присоединить к православию через святое миропомазание двух его внуков: Василия пяти и Максима восьми лет. Когда все приготовлено было к таинству, я обратился к Васильеву со следующими словами: «Скажи, Алексей Васильевич, перед Богом и пред нами: крещены ли эти дети во имя Святой Троицы»? – «Крещены» сказал он с заметной робостью, выражая притом несомненную правоту своего ответа. – «По требнику»? – «Да. По требнику». – «Сделано ли им было оглашение»? – Нет, потому что я крестил, как простец» «Вслед затем детей босыми ногами поставили на постланную на полу белую, широкую простыню. За ними попарно стали восприемники, избранные их матерью из семейств приходского духовенства. Потом началось оглашение с последующими действиями и молитвами, законченными пострижением. После сего новые дети православия восприемниками были подведены к амвону для причащения Святым Тайнам». «Торжественна и весьма трогательна была эта картина! Только я тут мог вполне постигнутъ ту неописанную, великую радость отца, с которой он издалека увидел приближающегося прямо к нему блудного сына! Вскоре будут присоединены к православию и другие дети, рождённые в расколе. Васильев усердно посещает церковное богослужение в праздничные дни, но воскресным же он уезжает в Шемышейку на базар для торговли». «К нему, на последний день Пасхи, приезжал знакомый, начитанный раскольник из деревни Чиндясь, Петровского уезда. Беседа между ними была довольно продолжительная. Васильев успел только довести раскольника до ясного сознания в том, что сложение перстов для молитвы и крестное знамение совершенно различные вещи. Раскольники обыкновенно спрашивают: «ты каким молишься крестом»? разумея под этим собственно сложение перстов». «В прошедшее воскресенье, (то есть в начале месяца Мая 1875 года), на базаре к Васильеву подошел крестьянин из села Русской-Норки. Измученный душевной борьбой, он самым пытливым тоном спросил его: «скажи ради Христа, где спасение, в старой ли вере, или в новой»? Несчастный с изумительной жадностью слушал Васильева, доказывающего ту несомненную истину, что без священства нигде нет спасения. Успокоенный совопросник пожелал видеть книги, на которые ссылался толкователь. Васильев обещал ему быть с книгами на Шемышейской Вознесенской ярмарке. Сегодня, (то есть 13 Мая 1875 года), Васильев пробыл у меня, (то есть у благочинного священника Кирилла Полянского, Саратовской епархии), с час и отправился в Кузнецк. Главная цель его поездки узнать состояние раскола и вступить в беседы с лицами, бывшими искренними ему друзьями по расколу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

таинств приобщился. Св. Синод сентября 3-го 1729 года определил: «сообщить о том Сенату ведение, какое послано 16-го сентября 1729 года». 17-го июня 1726 года в городе Коломне близ приказа духовных дел взят был неизвестный «волочащийся человек», с котомкой за плечами, в котором кроме сухарей оказалась книжка, указ из Переяслава в Зарайск Вознесенского монастыря строителю иеромонаху Дорофею, за подписью архимандрита Михаила, да выписка из Уложения. Оказалось, что это Зарайского уезда села Старыни попов сын Михаил Васильев. На допросе в духовном приказе ему даны были вопросы о вере его (вследствие подозрения в расколе), причем он оказался вполне православным; лишь на вопрос о том, святые на земли имеются ли, или взяты на небо, – сказал, что о том ничего не знает, да на вопрос об антихристе отвечал, что он на земле будет, а имеется-ль ныне – не знает. Но затем посаженный под арест, Васильев, разговорившись со своими караульными, заявил, указывая на икону св. Николая, что этому образу без явления Бога он не верит, а затем объявил, сто-де он «может царя воскресить». Получив донесение о таких заявлениях Васильева, преосвященный Варлаам приказал допросить арестанта «с пристрастием». На этом допросе Васильев заявил, что об образе Николая Чудотворца он ничего не говорил, а что может царя воскресить – то он говорил в такой силе: он пустынный житель, и знает ангельскую весть и призрение с небеси; три года тому назад в летнее время, в воскресный день в пятом часу он видел огненный столб от земли до неба; из этого столба был ему глас: поди к заутрени. Услышав этот глас, он упал, встав снова упал, и так было до семи раз. По оному ангельскому гласу, как он помолится Богу денно и нощно, то и воскресит псалтырным пением царя, и в том надежду имеет он крепкую «на крылу ветренюю», для того, что близ Господа к нему. Постояв мало, Васильев заявил, что имеет Государево слово и дело. Коломенский архиерей отослал Васильева в Московскую Синодальную канцелярию, а эта – в Синод с мнением (в доношении 1-го августа), что за «слово и дело» его следует отослать в Преображенский Приказ, а по учинении наказаний, за объявление ложной святыни, сослать на галеры, чтобы впредь другим чинить то было не повадно. В Синоде Васильев объявил, что «слово и дело» сказал не вытерпев «пристрастия», а во всем прочем стоит крепко. Св. Синод 30 сентября определил: отослать Васильева в Преображенский Приказ при копии со всего его дела; но вместе с тем, находя, что тех вопросов, какие предлагал Васильеву судья Коломенского архиерейского дома Савватий (о имени Иисуса Христа, об антихристе и проч.) делать не следовало, оного Савватия в Синодальной Московской канцелярии допросить, чего ради он такие неприличные вопросы предлагал, и до решения всего дела о Васильеве держать Савватия под началом в каком пристойно монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

И в нынешнем же 200 г. Осейко Федоров с женою Федоскою Микитиною, у него сын Филька. Мишка Федоров, у него жена Настасья Иванова да детей сын Микишка да дочь Паранька. Филька Федоров, у него жена Улька Лукъянова, детей: сын Стахейко да три дочери Манька. Овдотька. Оксютка. Петрушка Мелентьев, у него дочь Настька. Китайко Васильев, у него жена Овдотька да детей две дочери Дарька, Степанидка. Дениско Васильев, у него жена Федоська Ефремова да детей два сына Алешка да Вась а да дочь Василиска. Гараська Евсевьев, у него жена Дашка Романова. Вась а Гарасимов, у него жена Ненилка Петрова, Ефремко Гарасимов, у него жена Наташка Иванова. Анисимко Васильев у него жена Оксютка Никифорова. Евстратко Васильев, у него жена Паранька Савельева, да детей сын Васька да дочь Оксютка, Митрошка Васильев, у него жена Лукешка Григорьева да дети два сына Оська да Гришка. Трошка Степанов, у него жена Овдотька Фомина, Алешка Устиньев, у него жена Марфутка Григорьева да сын Ивашко. Пашка Иванов, у него жена Наташка Степанова, детей: сын Ивашко да дочь Оксютка. Кирюшка Степанов, у него жена Офимка Карпова да детей у нея первого мужа Мишки Мелентьева Нестерко да Пашка; Огашка Алексеева дочь, у нея детей: Фадейко, Илюшка Офонька, Ивашко Микифоровы дети Мелентьева; ныне она, Огашка, замужем за Тараском Осиповым, у них же две дочери Паранька да Федоська. Мишка Евстратов, у него жена Елисафька Федорова, детей: сын Федотко да дочерей: Фетюшка, Офимка, Ховрюшка. Лазарко Фомин, Мишка Фомин же холосты. Да по наезду ж при понятых сторонних людях Кизическаго монастыря деревни Ставрасовой староста Гараська Евсевьев бил челом великим Государем на отказе земли той монастырская де их вотчинная старинная земля, что изоброчена из ясачной земли отказана за Кизический монастырь в вотчину со всеми угодьи по старым межам и урочищам и по прежним дачам, как владели до сего отказу и не в давних временах казанец Иван Иванов сын Языков поселился крестьянскою усадьбою на их вотчинной земли против устья речки Бахты перешол Шанталу реку и чтоб тое усадьбу его досмотря описать при понятых людях для ведома против указа великих Государей, а по дозору понятых сторонних людей усадьба Ивана Языкова пять дворов крестьянских называют деревню Кургимо (?) а как почали селится тому лет с шесть от деревни Старасовой в полу версте по берегу вверх Шанталы реки против устья речки Бахты в старых межах и в гранях ясачной и оброчной земли Кулуберды деревни, а по какому де указу тое усадьбу он, Иван Языков, селил и какая ему дача в тех урочищах и межах дана ль про то де они не ведают скажет он, Иван, а к отказу он Иван, и крестьяне его деревни Кулгиной никто при понятых сторонних людех на тое землю не пошли и скаски против челобитья Гаранкина не сказали в нынешнем 200 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Берг, Вас. Павл., потом. двор. Берг, Серг. Павл., потом. двор. Благоразумов, Ник. Васил., прот. Московский Боголюбов, Никол. Мих., препод. Нижегор. сем. Богословский, Вас. Сергеев., прот. Московский Богоявленский, Григ. Конст., препод. Ростовского д. училища Богоявленский, Конст. Иоанн., прот. Московский Большов Борис, иером., пом. Инсп. М.Д.А. Боткин, Петр Петр., коммерции Совет. Булыгин, Ал-др Гр., гофмейст. Бутурлина, Мария Сергеевна Бычков, Антон Феодор., купец Беликов, Василий Евламп., прот. Московский Белкин, Алекс. Митроф. Белкин, Ив. Ильич, Мос. куп. Беляев, Александр Дим., проф. Мос. Дух. Акад. Беляев, Михаил Иванов., смотр. Уральск. дух. учил. Вагурин, Александр Иван. Васильев, Андр. Васил., Моск. купец Васильев, Алекс. Митроф. Васильев, Никита Васил., Моск. куп. Васильев, Феодор Никитич —18— Васильев, Фед. Мих., пот. поч. гражд. Введенский, Ал-ей Ив., проф. Моск. Дух. Акад. Викторсон, Анна Дим. Виноградов, Ген. Феод., свящ. Моск. Виноградов, Иван Ал-ич, преподав. Твер. д. сем. Виноградов, Ник. Ив., статск. советн. магистр богословия Виноградов, Ник. Серг., свящ. Моск. Вишняков, Васил. Павл., свящ. Моск. Воздвиженский, Мих. Мих., прот. Моск. Воздвиженский, Петр Дим., свящ. Моск. Вознесенский, Алексан. Павл., диакон Русской посольской ц. в Праге Воронцов, Влад. Вас., свящ. Московский Воронцов, Евгений Ал-др., доц. М. Д. А. Воропанова, Елизав. Мих, дворянка Воскресенский Григ. Ал-др., проф. М. Д. А. Воскресенский, Ник. Алекс., свящ. Моск. Востряков, Дим. Родион., пот. поч. гражд. Всехсвятский, Ник. Дим., секретарь М. Д. А. Второва, Клавдия Яковлевна Гаврилова Варв. Ник. Геликонский, Митр. Яковл., прот. Моск. Березкин, Иоанн Яков., прот. Московский —19— Георгиевский, Пав. Сем., свящ. Моск. Герасимов, Ив. Ив., московский купец Герман, епископ Люблинский Глаголев, Вас. Ал-ев., преп. Урал. дух. учил. Годнев, Генн. Вас., прот., рект. Нижегородской дух. семин. Годнев, Никол. Дим., препод. Рост.-Дмитр. дух. учил. Голубинский, Дим. Феод., проф. М. Д. А. Голубцов, Ал-др Петр., проф. М. Д. А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

см.: Мелания. Васильев день (Василий Свинятник) Народное название дня памяти св. Василия Великого , Кесарийского, 1/14 янв. В этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия. При этом совершался древний обряд, известный под разными именами: авсень, овсень, усень и др. Сущность его состояла в том, что дети крестьян, собравшись вместе пред обедней, ходили по домам сеять из рукава, а другие из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали засевальную песню. Другие при засевании зерен приговаривали: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашныцю», или: «Уроди, Боже, всякаго жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». В основе этого обряда был древний языческий ритуал празднования божества Авсеня. В связи с упомянутым земледельческим посевальным обрядом был еще обычай на Васильев день, как на сельско-земледельческий праздник, приготовлять кашу, с особыми обрядами, с гаданием на каше о счастии и благополучии наступающего года. В некоторых местах было обыкновение на Васильев день ходить по домам и собирать пироги, свиные ноги и вообще съестные святочные вещи. Крестьяне, совершавшие этот обход, приговаривали под окнами домов: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка», или же: «Кишку да ножки в верхнее окошко». Свиное мясо составляло главное угощение во время Васильева вечера и Рождественских Святок. У людей зажиточных целую неделю от Рождества Христова до Нового года стояла на столе свиная голова. Св. Василий Великий считался покровителем свиней. Пастухи глубоко почитали св. Василия и боялись прогневить его. В Орловской губ. на Новый год готовили жареного поросенка и называли его касарецким, от названия св. Василия Великого Кесарийским. Васильев день в быту русского народа считался еще сроком в хозяйственном времяисчислении, а потому и говорили: «а то было о Васильеве дне», или: «случилось на Васильев день»; «он нанялся от Васильева дня до Евдокии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010