120 Употребленная здесь форма топонима является, видимо, калькой лат. Thracia и иногда встречается у византийских авторов (см. подробно, с обоснованием: Черняк. Византийские свидетельства). Видимо, топонимы использованы здесь в узком административно-географическом значении – диоцез Фракия и префектура Иллирик, причем говорится о прибрежных провинциях Иллирика – Превалитании (диоцез Дакия) и Новом Эпире (диоцез Македония). 137 Представитель знатной константинопольской семьи, женатый на младшей дочери Верины – жены императора Льва I, вставший во главе антиправительственного заговора в Константинополе. 139 Аларих (род. между 365 и 370 гг.) – знаменитый вождь готского союза племен, в который входили различные варварские народы. После смерти византийского императора Феодосия I в 395 г. был провозглашен варварами их королем («риксом») и начал самостоятельную завоевательную политику. Умер во время похода в 410 г. Подробный рассказ о нем содержится в труде Иордана. 140 Стилихон (ок. 365–408) – видный византийский полководец и политик, по происхождению вандал. Был опекуном назначенного в 395 г. императором Гонория. Противник ставшего врагом Империи Алариха. 141 Иллирик – префектура, в состав которой входили Верхняя Мезия, Средиземноморская и Прибрежная Дакии, Дардания, Превалитана, обе Македонии, Фессалия, оба Эпира, Ахайя и Крит. На севере достигала Дуная. 142 Гонорий (род. в 384 г.) стал императором Западной Римской Империи в 395 г., после смерти отца – Феодосия I. Приходился зятем Стилихону. 144 Не получив запрашиваемую огромную контрибуцию, Аларих приступил к первой осаде Рима в конце 408 г., а затем в 409 г. – ко второй. 146 Галла Плацидия, сестра императоров Гонория и Аркадия, дочь Феодосия I, попала в плен на год раньше. 149 Начальник готского отряда, приглашенный Стилихоном для защиты империи в 406 г. Переходя на сторону то одних, то других враждующих сил, Сар со своим отрядом воевал в Галлии, на Дунае, в Испании, Италии, пока во время похода в Галлию не был схвачен и убит Атаульфом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посему определяем, чтобы вышепоименованный святейший престол Константинопольской святейшей Церкви имел право посвящать митрополитов диоцез Понта, Азии и Фракии, а в тех областях этих епархий, которые заняты варварами, и епископов. Каждый митрополит названных диоцез посвящает епархиальных епископов в соучастии епископов епархии, согласно божественным канонам; что же касается митрополитов вышесказанных диоцез, то они, как объяснено, принимают хиротонию от архиепископа Константинополя, после того как получат по обычаю законное избрание, и когда представлено будет об этом уведомление». Прежде чем излагать последовавшие на соборе пререкания по поводу 28-го канона и связанную с ним переписку между папой и императором, остановимся вниманием на содержании этого акта, бесспорно составляющего эпоху в истории Византии по его разнообразным последствиям и приложениям, частью в ближайшие столетия, а частью и весьма отдаленные от V в. Значение этого канона важно по политическим из него выводам. Собственно, канон редактирован применительно к случаям, уже имевшим место в практике и соответственно историческим притязаниям Константинополя. Нельзя, кроме того, не указать на весьма выгодную именно для Константинополя постановку вопроса об усвояемых ему церковных преимуществах ради его гражданских и политических прав. Идет речь не об уравнении его в правах с старым Римом, хотя и он также стал столицей империи, а лишь о возвышении его в чести и о назначении ему места прямо после Рима. Составитель окончательной редакции этого канона как будто предвидел, что скоро наступит пора, когда древний Рим не будет более пользоваться теми политическими преимуществами, ради которых ему усвояются преимущественная честь и преобладание, и что тогда новый Рим будет иметь все основания претендовать на его положение в христианском мире. Известно, что эту точку зрения приводил в IX в. патриарх Фотий в своем споре с Римом. Не менее важные последствия могли быть выведены из той части рассматриваемого канона, которая предоставляет константинопольскому архиепископу право посвящения епископов в тех областях Понта, Азии и Фракии, которые заселены варварами. Достаточно припомнить, что сюда могли относиться все христианские миссии на Востоке, в Южной России и на Балканском полуострове и все те приобретения восточного духовенства, которые с течением времени могли быть сделаны в указанных областях. Во всяком случае на этой точке зрения стоят последующие греческие канонисты, отстаивающие права константинопольского патриархата. Вот в кратких словах всемирно-историческое значение 28-го канона, который был заслушан в Халкидоне 1 ноября 451 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/442757/

313 Таврианида (Таврика) – современный Крымский полуостров. Уже Геродот при описании Скифии упоминает Таврику (Her. Hist. IV. 99). 315 Фракия – область на юго-востоке Балканского полуострова, простиравшаяся от Карпат до Эгейского моря и от Черного моря до реки Аксий, служившей границей Фракии с Македонией (современная Болгария и европейская Турция). 316 Македония, расположенная на севере Греции, первоначально была царством. В 146 г. до н. э. она стала римской провинцией, позднее появился диоцез Македония, в который входили на рубеже IV–V вв. провинции Эпир Новый и Старый, Македония Первая и Вторая, Фессалия, Ахайя (Эллада), Крит. 318 Поскольку в «Хронике» Ипполита Колхида упоминается также дважды, то второе ее упоминание в «Пасхальной хронике» нельзя считать lapsus calami. Комментаторы Ипполита, опираясь на место наименования и разночтения в рукописях, предлагают вместо Κολχς – Μολοσσς (Молоссия). Молоссия – область в центральном Эпире. 319 Фессалия – район на северо-востоке Древней Греции. На рубеже IV-V вв. входила как провинция в диоцез Македония. 320 Западная и Восточная Локрида находились в Центральной Греции. Западная Локрида на севере Коринфского залива называлась Озольской. Восточная Локрида была разделена на две области – Эпикнемидскую и Опунтскую Локриду, которые находились берегу Евбейского пролива. 321 Беотия – историческая область в центральной части Древней Греции, граничащая с Аттикой, Мегаридой, Фокидой и Локридой. 322 Этолия – горная область в центральной Элладе, которая с III в. до н. э. начинает играть значительную роль в борьбе греков с Македонией и Римом. 323 Аттика – историческая область с центром в Афинах, расположенная на юго-восточной стороне одноименного полуострова средней Греции и имеющая границы на севере с Беотией, на западе с Мегаридой. 324 Ахайя (Ахея) – историческая область на полуострове Пелопоннес, которая граничила с Аркадией, Элидой, Сикеоном. В III в. до н. э. возникает ахейский союз, который подпал под власть Македонии. В римское время провинцией Ахайей называли территорию всего Пелопоннеса и Средней Греции без Акарнании. На рубеже IV–V вв. входила как провинция в диоцез Македония.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

В стране существуют архидиоцезы: Баркисимето (диоцезы Акаригуа - Арауре, Карора, Гуанаре, Сан-Фелипе); Калабосо (диоцезы Сан-Фернандо-де-Апуре, Валье-де-ла-Паскуа); Каракас, Сантьяго-де-Венесуэла (диоцезы Гуаренас, Ла-Гуайра, Лос-Текес); Сьюдад-Боливар (диоцезы Сьюдад-Гуаяна, Матурин); Коро (диоцез Пунто-Фихо); Кумана (диоцезы Барселона, Карупано, Маргарита); Маракайбо (диоцезы Кабимас, Эль-Вихия - Сан-Карлос-дель-Сулия); Мерида (диоцезы Баринас, Сан-Кристобаль-де-Венесуэла, Трухильо); Валенсия в Венесуэле (диоцезы Маракай, Пуэрто-Кабельо, Сан-Карлос-де-Венесуэла); а также апостолические викариаты Карони, Мачикес, Пуэрто-Аякучо и Тукупита, апостолический экзархат Верующих Восточного обряда (мелкитского) (48 тыс. чел.). Всего в В. 1175 приходов, 58 епископов, 1252 епархиальных священника, 1112 монахов-священников, 244 монаха, 4286 монахинь. Православные церкви представлены в В. приходами РПЦЗ (диоцез Юж. Америки и Буэнос-Айреса) - 6, Румынской Православной Церкви - 1, Православной Церкви в Америке (диоцез Юж. Америки) - 3, К-польского патриархата, Митрополия Панамы - 6, Сербской Православной Церкви - 1, Украинской православной церкви в США - 6. Количество православных в стране, по различным оценкам, колеблется от 15 тыс. до 25 тыс. чел. Существуют также приходы Армянской Церкви (Iglesia Armenia de Venezuela) - 660 чел. Протестантские церкви, деноминации, секты и новые религиозные движения Среди протестант. деноминаций В. на 1-м месте находятся пятидесятники (как венесуэльские, так и из др. стран Лат. Америки), точное количество к-рых неизвестно, крупнейшая орг-ция - Ассамблеи Бога (Asambleas de Dios en Venezuela) - насчитывает 410 тыс. чел. В стране также есть баптисты , объединенные в Национальную баптистскую конвенцию (44 тыс. чел.); Плимутские братья (23 тыс. чел.); т. н. Евангелические свободные церкви (Iglesias Evangelicas Libres de Venezuela) (20 тыс. чел.); лютеране (ок. 7 тыс. чел.); пресвитериане (1600 чел.); меннониты и братские меннониты (ок. 700 чел.); англикане (600 чел.); адвентисты седьмого дня (82 тыс. чел.), Иеговы свидетели (83 тыс. чел.); мормоны (89 тыс. чел.).

http://pravenc.ru/text/150237.html

Магистр армии Стилихон, в противоположность Руфину, отличался прямотой и благородством, отчасти, вероятно, пото­му, что, несмотря на долгое пребывание на римской службе, он не утратил варварского прямодушия, которое принадлежало ему по праву рождения. Ему свойственно было магнетическое обаяние, привлекавшее к нему человеческие сердца. Поэт Клавдиан писал о Стилихоне: «Высокий красивый молодой вандал с преждевременно поседевшей головой излучал сияние, кото­рое заставляло людей, встретившихся ему на улице, уступать ему дорогу» 473 . Стилихон и Руфин, один из которых находился в Милане, где была резиденция Гонория, а другой в Константинополе, при воз­ложенной на них Феодосием особой ответственности за благо­получие его сыновей обязаны были нести солидарную заботу об империи, но тот и другой все же отдавали предпочтение поли­тическим интересам того из августов, при котором они состоя­ли. В самом начале правления братьев обозначилась проблема границы между их владениями. Префектура Иллирик, вклю­чавшая диоцезы Дакию и Македонию, иными словами, провин­ции восточной части Балканского полуострова, за исключением Фракии, до Феодосия Великого входила в сферу ответственности императора, имевшего резиденцию на западе, но Грациан, при­звав к участию в верховной власти Феодосия, включил Иллирик в его область, с тем чтобы он навел порядок на Балканах после разорения, которому они подверглись в результате агрессии готов и поражения Валента. Этот акт воспринимался как впол­не разумный и с той точки зрения, что в Иллирик входила корен­ная Эллада, и в этом отношении диоцез был ближе к восточ­ной части империи с доминированием в ней греческого языка, чем к Западу. Дефектом подобного распределения была однако его диспропорция, потому что в таком составе Запад оказывал­ся обделенным с точки зрения и народонаселения, и экономи­ческого потенциала, и финансовых, а значит и военных, ресур­сов. Подобным образом распорядился и сам Феодосий в разделе территории империи между сыновьями, передав Иллирийский диоцез старшему из них, – и Аркадий вместе с Руфином взял его под свой контроль.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

419 Геракловы (Геркулесовы) столпы (столбы) – предгорье Абилы на африканском побережье Гибралтарского пролива. 420 Историческая область на юго-востоке Малой Азии, расположенная напротив острова Кипр. После Диоклетиана провинция Киликия была разделена на две. 421 Все хронисты дают Ликаонию (Ducangii nota 26). Ликаония на севере ограничена Галатией, на западе – Фригией Великой и Писидией, на юге – Киликией, на востоке – Каппадокией, но ее нельзя назвать приморской. Возможно, автор «Пасхальной хроники» пишет об области племени мигдонов, обитавших в Малой Фригии. 423 Вифиния – область на северо-западе Малой Азии, на южном побережье Понта Эвксинского (Черное море) и Пропонтиды (Мраморное море между Дарданеллами и Боспором). В III в. до н. э. царство Никомедия. Позднее римская провинция, входившая в диоцез Понт. 424 Памфилия – область на юге Малой Азии, расположенная между Ликией и Киликией, от Средиземного моря до горного хребта Тавра. Она была под владычеством сначала лидийских царей, затем персидских, а позднее Селевкидов. Со 102 г. до н. э. была частью провинции Киликии. 425 В этом перечне географических названий Фригия встречается дважды. Объяснений может быть несколько. Во-первых, после реформы Диоклетиана были две провинции: Первая и Вторая Фригии, расположенные между провинциями Лидия, Геллеспонт, Вифиния, Галатия I и II. Писидия, Памфилия. Во-вторых, географы различали Великую и Малую Фригии. Малая Фригия, которая на картах обозначается как «Фригия у Геллеспонта», разделена с внутренней Фригией Мисией. В-третьих, сопоставив списки в «Хронике» Ипполита и в «Пасхальной хронике», следует заметить, что Аноним вновь переставил этнонимы в списке стран. У Ипполита дано: (18) Фригия, (25) Вифиния, называемая древней Фригией (§ 150). 426 Лидия –древнее царство со столицей в Сардах. Большая часть первой книги Геродота посвящена истории Лидии. В период расцвета в VI в. до н. э. лидийское царство простиралось по всей Малой Азии до реки Галис. Как римская провинция Лидия входила в диоцез Азия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Weltkrieg. Fr./M., 2004. Фрагмент карты Византийской империи. Напольная мозаика из ц. св. Георгия в Мадабе (Палестина). 2-я пол. VI в. I. Общие сведения. Термин «византийская Сирия и Палестина» в известном смысле условен. Речь идет об областях сиро-арам. культурного ареала, к-рые с IV в. по 40-е гг. VII в. были в составе В. и. и входили в визант. диоцез Восток. Диоцез включал в себя 8 провинций и охватывал помимо В. Месопотамии, Сирии, Палестины, Заиорданья и Синая территории Киликии и о-ва Кипр. В позднеантичную эпоху это были густозаселенные земли с высокоразвитым сельским хозяйством (пшеница, цитрусовые, вино, оливковое масло, финики и др.), обеспечивавшим потребности значительной части Средиземноморья. Сложные ирригационные системы функционировали в Месопотамии, на Оронте, Иордане; на горных склонах применялось террасное земледелие. В глубинных засушливых областях развивалось скотоводство, в т. ч. кочевое. Важными экономическими и адм. ц. были города Антиохия, Эдесса, Апамея, Верит (Бейрут), Дамаск, Бостра, Кесария, города Декаполиса в Заиорданье. В Антиохии , бурно разраставшейся в IV-V вв., проживало до 200 тыс. жителей, она была одним из крупнейших городов империи, средоточием духовной и интеллектуальной жизни, деловой активности. Продукция сир. ремесла - текстиль, стекло, ювелирные изделия и оружие, красители и лекарства - высоко ценилась в позднеантичном мире. По территории Сирии проходили важные торговые маршруты. Ее приморские города были конечной точкой Великого шелкового пути, тянувшегося через всю Евразию. Между Красным м. и Дамаском пролегал последний отрезок Пути благовоний, соединявший Средиземноморье с Индией и Вост. Африкой. Сир. торговцы действовали на всем пространстве рим. мира и Ближ. Востока. Торговые отношения связывали их с Галлией на западе, Арменией и др. областями Закавказья на севере, с Йеменом, районами Персидского зал. и Индийского океана на юге, Ср. Азией и Китаем на востоке. Благодаря выгодному географическому положению заселенных ими районов сир. купцы стали играть важную посредническую роль в торговле.

http://pravenc.ru/text/372678.html

80 Об эллинистических традициях в культуре и образовании см. основательное исследование Jenkins R.J.H. Byzantium and Byzantinism. Lectures in Memory of L.Taft Semple. The University of Cincinnati, 1963. P. 8 ff. 81 Бессмысленно отрицать это, как это делает И. Караянопулос: Karayannopulos J. Das Finanzwesen des frühbyzantinischen Staates. München, 1958. Ср. мою рецензию: Vierteljahrschrift fur Sozial- und Wirtschaftsgeschichte 47/2 (1960). S. 258 ff. 82 Далее прежде всего см.: Seeck. Untergang. Bd. II. S. 59 ff.; Bury . Later Roman Empire. Vol. I 2 . P. 18 ff.; Lot . Fin du monde antique. P. 99 sv.; Rostovtzeff . Gesellschaft und Wirtschaft. Bd. II. S. 210 ff.; Stein . Geschichte. Bd. I. S. 98 ff., 168 ff.; Ensslin W . The Reforms of Diocletian//САН. Vol. XII. 1939. P. 383 ff.; Kornemann . Weltgeschichte. Bd. II. S. 247 ff.; Piganiol . Empire chretien. P. 275 sv.; Vogt . Constantin der GroBe und sein Jahrhundert. I960 2 . S. 95 ff. 84 Из диоцеза Востока был выделен самостоятельный диоцез Египта, а диоцез Мёзий был разделен на диоцезы Дакии и Македонии, которые впоследствии составили префектуру претория Иллирика (см. ниже с. 95). Ср.: Bury . Later Roman Empire. Vol. I 2 . P. 28 ff.; Kornemann E. Dioecesis//RE 5 (1905). S. 727–784; Weltgeschichte. S. 254 ff., с приложением хороших карт XIX и XXI. 85 См.: Stein . Geschichte. Bd. I. S. 53 ff.; Idem . Untersuchungen über das Officium der Prätorianerpräfektur seit Diokletian. W., 1922; Palanque J.R. Essai sur la préfecture du prétoire au Bas-Empire. Paris, 1933. 86 См.: Boak A.E.R. The Master of the Offices in the Later Roman and Byzantine Empires. New York, 1924. 87 Dunlap A.S. The Office of the Grand Chamberlain in the Later Roman and Byzantine Empires. New York, 1924; Guilland R. Les eunuques dans l " Empire byzantin//Etudes bvzantines 1 (1943). P. 196–238; Guilland R. Fonctions et dignités des eunuques//Études byzantines 2 (1944). P. 185–225; 3 (1945). P. 179–214. 88 О византийском сенате см. основательное исследование: Χριστοφιλοπολου Α. σγκλητος εις τ Βυζαντινν κρτος. A θναι, 1949.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

415 Если диоцезальному Епископу запрещено исполнять его обязанности в силу церковного наказания, Митрополит или – если такового не имеется, либо речь идёт о нём самом – старейший по выдвижению суффраган должен немедленно обратиться к Святому Престолу, чтобы тот принял соответствующие меры. Art. 2: De sede vacante – Статья 2: О вакантной кафедре 416 Епископская кафедра остаётся вакантной по смерти диоцезального Епископа, по его отречении, принятом Римским Первосвященником, по переводу или лишению, о котором известили Епископа. 417 Всё, совершенное генеральным или епископским Викарием до получения ими достоверного известия о кончине диоцезального Епископа, остаётся в силе, как и то, что было совершено диоцезальным Епископом либо генеральным или епископским Викарием до получения ими достоверного известия об упомянутых выше действиях Первосвященника. 418 § 1. В течение двух месяцев по получении достоверного известия о переводе Епископ должен отбыть в диоцез, куда он был переведён, и вступить в каноническое владение диоцезом; при этом со дня вступления во владение новым диоцезом тот диоцез, который был им оставлен, является вакантным. § 2. Со дня получения достоверного известия о переводе вплоть до вступления в каноническое владение новым диоцезом переведённый Епископ в оставляемом диоцезе: 1-е обладает властью и связан обязанностями диоцезального Администратора; при этом прекращаются всякие полномочия генерального Викария и епископского Викария, однако должно быть соблюдено предписание кан. 409, § 2. 2-е полностью получает полагающееся по этой должности вознаграждение. 419 Когда кафедра остаётся вакантной, до назначения диоцезального Администратора управление диоцезом переходит к Епископу-помощнику либо – если таковых имеется несколько – к старейшему из них по выдвижению; если Епископа-помощника не имеется и Святым Престолом не было предусмотрено иного, управление переходит к коллегии советников. Лицо, принимающее таким образом управление диоцезом, должно незамедлительно созвать собрание, уполномоченное назначить диоцезального Администратора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Кроме того, далее в тексте правила вновь встречается выражение υπρ διοκησιν, причем в контексте, исключающем двусмысленность. Любопытно отметить, что Prisca, в отношении которой Дионисий не скрывает своего презрения 588 , дает в данном случае более правильный перевод 589 . Хотя отцы Константинопольского Собора 381 г. и не стремились установить своего рода иерархическую лестницу диоцезов, они, тем не менее, не считали их простыми географическими областями, а цельными образованиями, в каждом из которых епископат располагает общей ответственностью. В этом отношении полезно было бы провести сопоставление с положениями 6 правила. Хотя последнее было, в действительности, обнародовано Собором 382 г., такое сближение не является произвольным, поскольку участниками обоих Соборов были в подавляющем большинстве одни и те же лица. Рассматривая 6 правило, мы увидим, что в нем диоцез рассматривается как высшая инстанция в том, что касается церковного правосудия. Стадия организации по диоцезам была в процессе развития церковных учреждений довольно непродолжительной. Египет представляется исключением только по видимости, ибо область юрисдикции епископа Александрийского никогда не зависела от гражданского территориального деления, и Никейский Собор подтвердил такое положение, основанное на «древних обычаях» 590 . Напротив, епископам Антиохийским так и не удалось распространить свой контроль на весь диоцез Востока в целом. Луи Брейе вполне справедливо писал по этому поводу: «Между Антиохийским и Александрийским патриархатами существовал тот же контраст, что и между древними Селевкидским и Аагидским государствами. С одной стороны, компактная, четко ограниченная территория, этническое единство, административная организация, существовавшая на протяжении тысячелетий, народы, привыкшие повиноваться; с другой – огромное пространство без четких границ на севере и на востоке, калейдоскоп рас, языков, различных обычаев...» 591 . Так, несмотря на все попытки вмешательства со стороны антиохийских епископов, Кипру удалось сохранить свою автокефалию; этот статус был подтвержден Эфесским Собором 431 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010