Горы Абхазии      Следует отметить, что при кажущейся свободе жизнь братии в горах Кавказа строго регламентировалась определенными келейными правилами, индивидуальными для каждого, и во всем была иерархичной. Все они находились в полном послушании у старца и отсекали перед братиями свою волю. Не получив отеческого благословения схиархимандрита Серафима (Романцова), насельники никого в общину не принимали и также, не испросив предварительного совета духоносного старца, ничего самовольно не смели предпринять. Отец Мардарий рассказывал: «Мы из пустыни выходили редко. Один раз пришли к батюшке Серафиму. Батюшка всегда нам был рад, рыбку, гостинцев, денег даст и говорит: “Ну, теперь отправляйтесь в свои келлии”. Жил он в Сухуми прямо в центре, недалеко от церкви. Многие приезжали к нему» 13 . Католикос-Патриарх Каллистрат (Цинцадзе). Фотография. 40-е гг. ХХ в. Старцы окормляли пустынников не самочинно, а по благословению митрополита Зиновия , пребывавшего в то время в сане епископа и бравшего на себя всю полноту ответственности за молившихся в горах отшельников. Более того, и это следует особенно подчеркнуть, о пребывании в горах монахов было хорошо известно грузинскому Святейшему Католикосу-Патриарху Каллистрату, а затем сменившему его Мелхиседеку – личностям необыкновенным и выдающимся. Общеизвестно, что они высоко ценили подвиг пустынножителей и молились за них. В значительной мере благодаря духовной чуткости этих великих перед Богом архипастырей владыке Зиновию удалось приютить на Кавказе опальных глинских старцев 14 . Отец Серафим был не только опытнейшим духовником, знающим все сокровенные движения человеческого сердца, но и аскетом, имеющим опыт отшельнической жизни. Он помогал пустынникам продуктами, переправляя их в горы. Пустынники много молились – до десяти часов в день. Это была почти исключительно Иисусова молитва Пустынники много молились – до десяти часов в день. Это была почти исключительно Иисусова молитва, заменявшая им все церковные чинопоследования и правила. По благословению отца Серафима один из насельников пустыньки – отец Андрей (Машков) – читал три четки за себя, а остальное время ему было благословение молиться «за нас грешных». Каждый день отец Андрей помимо четок прочитывал одно из Евангелий. Книг в горах пустынники не имели, только Новый Завет и Псалтырь 15 .

http://pravoslavie.ru/82277.html

Это произошло в ночь на 22 мая, в канун праздника святителя и чудотворца Николая и преподобного Шио Мгвимского – святых, известных своими чудотвореииями. То, что многие люди рассказывают об этом чудесном случае, несомненно свидетельствует о его достоверности. По всей видимости, иеромонах Зиновий подвизался в горах Кавказа с 1936 по 1942 год. В его автобиог рафии написано, что в эти годы он болел и не работал. Мы прекрасно понимаем, в какое тяжелое время он жил, поэтому и своей автобиографии он вообще не написал, что находился там в те годы. О пребывании в горах монахов было хорошо известно грузинскому Католикосу-Патриарху Каллистрату (Цинцадзе, 1866–1952), а затем – сменившему его Патриарху Мелхиседеку (Пхаладзе, 1972–1960). Общеизвестно, что они высоко ценили подвиг пустынножителей и постоянно молились за них. Иеромонах Зиновий приезжает в Сухуми, но там ему не удается прописаться. И здесь Промысл Божий разумно и чудесно все устраивает. Отец Зиновий едет в Тбилиси на лечение. Там его обокрали, вытащили деньги и документы, мало того, как беспаспортного его забрали в милицейский участок. Там обыскали и нашли... монашеские четки. Начальник райотдела милиции, увидев их, сказал: «Преступников надо ловить, а это монах. Кого вы привели?» Отца Зиновия выпустили, но ему пришлось задержаться в Тбилиси, пока восстанавливались документы, а это было тогда необычайно трудным делом. В Тбилиси он остановился у своих духовных чад: монахини Нины и монахини Евгении, которые тоже пострадали в период гонений. Теперь они проживали в Грузии. Матушка Нина и в ссылке пользовалась заслуженным уважением, была сильна в вере, аккуратна. трудолюбива. За ее честность и исповедание веры к ней проникся уважением начальник тюрьмы, взял ее к себе в дом, где она готовила еду для его семьи и убирала. Будучи в Тбилиси, она была приглашена многими видными грузинскими деятелями для работы в их домах и ухода за детьми. Когда отец Зиновий был в Тбилиси, она работала у профессора Мусхелишвили. Он-то и оказал большую помощь в восстановлении документов отца Зиновия, пользуясь своим авторитетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

а) Вскоре по открытии курсов – поднесение курсантами иконы Сретения Господня епископу Серафиму по случаю первой годовщины его хиротонии, причем речь приветственную было поручено произнести мне; б) По окончании курсов – тоже мною была произнесена всему начальству курсов благодарственная речь. Официального выпуска не было (не получилось). Единственным выпускником имел счастье быть я, который, как таковой, в 1923 г. получил назначение на должность настоятеля Никольской „на Песках“ церкви г. Углича» 227 . Пастырско-богословская школы в г. Вологде открылась по благословению епископа Вологодского и Кадниковского Александра (Надежина). Сведения о ней почерпнуты их местной церковной печати тех лет. «Пастырская школа в Вологде существует, с разрешения центральной и местной гражданской власти, с ноября 1921 г. Задачей своей она имеет подготовку лиц, способных к занятию священнослужительских мест в епархии. Соответственно этой задаче в школе преподаются следующие церковно-богословские науки: Св[ященное] Писание Ветхого и Нового Завета, церковн[ая] история, литургика, религиозная] психология и философия, апологетика и миссия, богословие-догматическое, нравственное и пастырское, проповедничество, церковное право, творения св. оо. Церкви и ц[ерковное] пение. Курс обучения 3-х летний. Преподавателями состоят лица с высшим богословским образованием; прот[оиерей] Ф. Казанский, священники И. Мальцев и И. Смирнов и миряне В. К. Лебедев и А. А. Селиванов. Слушателями школы могут быть лица не моложе 18 лет. Общежития при ней нет. Занятия вечерние» 228 . Кроме пастырских школ, имелись псаломщические курсы в Могилеве (1922 год) 229 . Свои Духовные курсы организовала и Грузинская Православная Церковь . Они существовали с 27 апреля 1922 по 12 января 1923 года. Директором их был протоиерей Каллистрат Цинцадзе – впоследствии Католикос-Патриарх всей Грузии 230 . По-разному складывалась судьба высших духовных школ – академий. Московская Духовная академия с осени 1919 года была перенесена из Троице-Сергиевой лавры в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О своем избрании и интронизации патриарх Сергий сообщил Восточным патриархам: Константинопольскому Вениамину , Александрийскому Христофору II , Антиохийскому Александру III и Иерусалимскому Тимофею , направив им известительные грамоты. Из Стамбула , Каира , Дамаска и Иерусалима получены были ответные приветственные телеграммы патриархов, пришли также поздравления от глав инославных Церквей, от церковных деятелей христианского Востока и Запада. 14 сентября из Тбилиси патриарха Сергия поздравил с избранием и интронизацией католикос-патриарх Каллистрат (Цинцадзе) , предстоятель Грузинской Церкви , что стало толчком к восстановлению нарушенного евхаристического общения между Русской и Грузинской Церквами. Деяния Архиерейского Собора стали переломными во внутренней жизни Русской Православной Церкви : спустя несколько дней было принято решение об издании " Журнала Московской Патриархии " , стали приниматься меры по укреплению дисциплины среди духовенства. 27 октября патриарх Сергий обратился в правительство с просьбой амнистировать 24 архиерея и 2 священников. 28 ноября СНК разрешил открытие в Москве Богословского института и пастырских курсов и определил процедуру возобновления деятельности храмов и приходов. Возобновилась и внешняя деятельность Московского Патриархата. В ответ на обращение руководства Англиканской церкви к советскому правительству в конце лета 1943 года с просьбой разрешить приезд своей делегации в Москву - что было признано желательным и полезным Сталиным накануне Тегеранской конференции - 19 сентября Московская Патриархия уже принимала первую высокую зарубежную делегацию: англиканского архиепископа Йоркского Сирила Гарбета. Одновременно начался процесс повсеместного покаянного возвращения в лоно Матери-Церкви обновленцев , чему способствовала и позиция государства: 12 октября Карпов подал на имя Сталина докладную записку с предложением прекратить поддержку обновленчества и " не препятствовать распаду обновленческой церкви " . Согласие Сталина и последовательно проводимая госсударственная политика, основанная на том, что " переход обновленческого духовенства и приходов - дело внутрицерковное " , предопределили скорый конец обновленчества. Начался и процесс возвращения " григорианцев " , различных групп " непоминающих " и " непримиримых " - " иосифлян " , " истинно православных христиан " , " викториан " и других.

http://drevo-info.ru/articles/14105.html

Он получил название «Информации по Среднеазиатской епархии» и представлял собой брошюру в картонном переплёте объёмом от 35 до 50 страниц (один выпуск имел 73 страницы) машинописного текста. Печатались выпуски на машинке тиражом до 80 экземпляров и рассылались по приходам епархии. Ответственным за выпуск «Информаций» был назначен протоиерей Алексий Микулин, имевший издательский опыт (до революции 1917 г. он редактировал «Туркестанские епархиальные ведомости»). «Информации» отражали следующие темы: распоряжения епископа (снятие с должностей, перемещения духовенства, запрещение в священнослужении, лишение сана, награждение и т. д.), описание поездок и богослужений правящего архиерея, освещение церковных событий и праздников. В отдельных номерах размещались конспекты проповедей в помощь проповеднику, описания уставных служб и молебнов. Помимо этого публиковались отчёты совещаний духовенства и благочинных, заметки по вопросам пастырской и приходской жизни, статьи по истории Церкви в Средней Азии и др. Издание ташкентского бюллетеня положительно отметил Патриарх Алексий. Всего вышло 12 номеров «Информаций» — 4 номера в 1947 г. и 8 номеров в 1948 г.  Удалённость Ташкентской и Среднеазиатской епархии от центра не мешала епископу Гурию постоянно находиться в контакте с Патриархией. Невзирая на расстояние от Ташкента до Москвы, епископ периодически выезжал в столицу для участия в заседаниях Священного Синода, в значимых общецерковных мероприятиях и на личные встречи с Патриархом Алексием. В 1948 г. он совершил три таких поездки: первый раз с отчётом по епархии и епархиальным делам; второй раз для участия в церковных торжествах по поводу 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и для работы в комиссии по вопросу об Англиканской церкви (с докладом об англиканском священстве); в третий раз для участия в зимней сессии Священного Синода. В феврале 1949 г. епископ Гурий также был вызван в Москву для участия в сессии Синода.  В июне–июле 1949 г. епископ Гурий вместе с иеромонахом Иоанном (Вендландом) совершили поездку в Грузию по приглашению Католикоса-Патриарха всей Грузии Каллистрата (Цинцадзе).  Контакт с гражданскими властями епископ Гурий осуществлял через четырёх уполномоченных Совета по делам РПЦ, находившихся в республиканских столицах.

http://bogoslov.ru/article/6172382

11 окт. 2013 г. управляющим М.-У. е. был назначен архим. Димитрий (Капанадзе), его хиротония состоялась 27 окт. С 13 янв. 2015 г. епархией управляет еп. Мелхиседек (Хачидзе). В М.-У. е. действуют 70 церквей, 7 мужских и 3 жен. мон-ря; в клире: архимандрит, 5 игуменов, 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 15 протоиереев, 7 иереев, 2 диакона; 3 монаха, 4 монахини. Архиереи Маргветские: еп. Варлаам (Махарадзе) (7 марта 1926 - 29 окт. 1928), митр. Кутаисско-Гаенатский Давид (Качахидзе) (осень 1929-1930), митр. Кутаисско-Гаенатский Симеон (Челидзе) (1930-1935), католикос-патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) (1935-1946), митр. Кутаисско-Гаенатский Ефрем (Сидамонидзе, впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ) (1950-1953), митр. Кутаисско-Гаенатский Давид (Девдариани, впосл. католикос-патриарх всей Грузии Давид V(VI) ) (1956-1970), архиеп. Кутаисско-Гаенатский Шио (Авалишвили) (14 дек. 1978 - 13 авг. 1979), еп. Никорцминдский Амвросий (Катамадзе) (13 авг. 1979 - март 1980), еп. Христофор (Цамалаидзе) (март 1980 - май 1992), митр. Константин (Меликидзе) (28 мая 1992 - 19 июля 2000), митр. Сухумско-Абхазский Даниил (Датуашвили) (июль 2000 - 17 окт. 2002); Маргветско-Убисские: митр. Вахтанг (Ахвледиани) (17 окт. 2002 г.- окт. 2013), еп. Димитрий (Капанадзе) (27 окт. 2013 - янв. 2015), еп. Мелхиседек (Хачидзе) (с 13 янв. 2015). Монастыри Мужские: в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Аргвети (настоятель - игум. Георгий (Джимшелеишвили)); в честь Рождества Пресв. Богородицы в сел. Нуниси (настоятель - игум. Павел (Мачитадзе)); Рикоти во имя вмч. Георгия (настоятель - игум. Иаков (Чохонелидзе)); во имя вмч. Георгия в г. Борити (временно закрыт); Убиси во имя вмч. Георгия (настоятель - архим. Макарий (Гоцадзе)); во имя вмч. Георгия в сел. Моткиери (настоятель - иером. Петр (Куртанидзе)); женские: во имя вмч. Георгия в г. Зестафони (настоятельница - мон. София (Басилашвили)); в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в сел. Вахани (временно закрыт); в честь Успения Пресв. Богородицы в сел. Сакасри (настоятельница - мон. Мариам (Сванидзе)). Ист.: ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 3; Ф. 1880. Оп. 1. Д. 56; НЦРГ. А 136; Личное дело митр. Маргветского Константина (Меликидзе)//Архив Груз. Патриархии. Лит.: Анания (Джапаридзе), митр. Грузинские Церковные Соборы. Тб., 2003. Т. 1: Законодательные Соборы XII-XX вв. (на груз. яз.). Г. Мачуришвили Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561966.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАТУМИ-СХАЛТСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] Грузинской Православной Церкви (с 1995; ныне - Батуми-Лазская) с кафедрой в г. Батуми. Охватывает территорию Аджарской Автономной Республики Грузии. Образована в апр. 1995 г. из Батуми-Шемокмедской епархии , правящим архиереем Б.-С. е. был назначен митр. Иов (Акиашвили), с 8 нояб. 1996 г. епархию возглавляет еп. Димитрий (Шиолашвили, с 3 июня 2007 г. - митрополит). На нач. 2002 г. в епархии действуют 26 храмов (10 строятся), 1 часовня, 2 муж. (1 восстанавливается), 1 жен. мон-рь, служат 1 архимандрит, 1 иеромонах, 9 протоиереев, 9 иереев, 5 диаконов. В наст. время в Свящ. Синоде ГПЦ решается вопрос о канонизации уроженца края св. Феодора (в монашестве Неофита) Ачарели, пострадавшего в 1848 г. в г. Смирне (Измире) от турок. Церкви Батуми Кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы построен в 1898-1903 гг. братьями Зубалашвили. В советское время неоднократно подвергался угрозе уничтожения, что вызвало протесты со стороны общественности и интеллигенции, поддержанные груз. писателем К. Гамсахурдиа. Эти события послужили сюжетом для фильма груз. режиссера Т. Абуладзе «Покаяние». В 70-х гг. XX в. после реставрации собору был возвращен первоначальный вид, обновлен его интерьер, отреставрированы фрески. В 80-х гг. он был возвращен Церкви, 16 мая 1989 г. Католикос-Патриарх Грузии Илия II освятил собор, после чего состоялось крещение ок. 5 тыс. чел. Настоятели: митр. Константин (Меликидзе; 1986-1992), еп. Христофор (Цамалаидзе; 1992-1993), еп. Иов (Акиашвили; 1993-1996), еп. Димитрий (Шиолашвили; с 1996). Ц. св. Николая (1865) была кафедральной до появления Рождественского собора, первую литургию отслужили здесь в 1871 г. На территории церкви работали муж. и жен. школы (1894-1898). В 1898 г. к церкви приписали храм св. Пантелеимона из с. Королистави. Настоятелями были архиереи Батуми-Шемокмедской епархии: митр. Георгий (Аладашвили), еп. Давид (Качахидзе), еп. Нестор (Кубанеишвили), митр. Иоанн (Маргишвили). В 30-х гг. XX в. Никольский храм был закрыт, в 1941 г. в Батумский гос. музей были перенесены книги богословского содержания. Первую литургию во вновь открытой церкви в 1948 г. отслужил Католикос Патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе) . В 1963-1967 гг. здесь служил иером. Илия (Шиолашвили), буд. Католикос-Патриарх, в 1986-1988 гг.- иерей Давид Шиолашвили (ныне еп. Батуми-Схалтский Димитрий). В 1998 г. начаты реставрационные работы. Храм расписывает свящ. Иосиф Ванидзе.

http://pravenc.ru/text/77678.html

В январе 1891 года архипастырь стал епископом Самарским и Ставропольским. В Самаре он создает Алексеевское религиозно-просветительское братство, которое занималось развитием сети церковно-приходских школ. В здании городской думы владыка инициировал проведение регулярных чтений на духовно-нравственные темы. Также много внимания он уделял созданию приходских библиотек 8 . Осенью 1891 года из-за неурожая в России разразился голод, охвативший 17 губерний на Черноземье и в Среднем Поволжье. Жители Самары и окрестностей также страдали от нехватки продовольствия 9 . Сразу после начала этого бедствия епископ Владимир создал Самарский епархиальный комитет помощи голодающим. Во всех монастырях епархии и богатых приходах были открыты благотворительные столовые и чайные, организовано бесплатное питание учеников всех церковных школ. Восемнадцатого октября 1892 года архипастырь был назначен архиепископом Карталийским и Кахетинским, Экзархом Грузии.  По воспоминаниям святителя Каллистрата (Цинцадзе), Католикоса-Патриарха всея Грузии, архиепископ Владимир поначалу с трудом привыкал к условиям церковной и культурной жизни в новой для него стране. Трудно ему было свыкнуться с мыслью о том, что в Грузинской Церкви всегда жила надежда на возрождение независимости. Однако постепенно он проникся уважением к местным церковным традициям и даже «научился служить Литургию полностью на грузинском языке» 10 . Архиепископ Владимир не был сторонником идеи грузинской автокефалии, тем не менее признавал необходимость реорганизации церковного управления на Кавказе.  Архипастырь инициировал на территории экзархата масштабное восстановление старых церковных зданий, а также строительство новых; всего было построено и воссоздано около ста храмов. В частности, была проведена реставрация мцхетского собора и Самтаврского мцхетского монастыря святой Нины. В храмах вводилась традиция внебогослужебных ­духовно-просветительских бесед. В 1894 году архиепископ Владимир способствовал открытию Кутаисской духовной семинарии. Особое внимание при нем уделялось церковно-приходским школам. В 1897 году в Тифлисе было создано епархиальное духовно-просветительское миссионерское братство. 

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

десятков представителей духовенства награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны». После кончины Патриарха Сергия, согласно его завещанию, в права Местоблюстителя Патриаршего Престола вступил митр. Алексий, единогласно избранный на последнем заседании Поместного Собора 31 янв.- 2 февр. 1945 г. Патриархом Московским и всея Руси. На Соборе присутствовали Патриархи Александрийский Христофор II , Антиохийский Александр III и Грузинский Каллистрат (Цинцадзе) , представители К-польского, Иерусалимского, Сербского и Румынского Патриархов. 10 апр. 1945 г. Сталин принял делегацию РПЦ во главе с Патриархом Алексием. На встрече обсуждались вопросы патриотической деятельности и внутренней жизни Церкви, ее возможное участие в укреплении международных отношений в послевоенный период. Сталин высоко оценил патриотическую деятельность РПЦ в годы войны, свидетельством чему стало присутствие Патриарха Алексия на трибуне Мавзолея В. И. Ленина во время Парада Победы на Красной пл. 24 июня 1945 г. и неск. позднее - награждение Патриарха орденом Трудового Красного знамени. Осенью 1943 г., после переговоров с Католикосом-Патриархом Грузии Каллистратом, было возобновлено каноническое общение между Русской и Грузинской Церквами, прерванное в 1917 г. Начиная с осени 1943 г. шло массовое возвращение под омофор Патриарха духовенства и приходов из обновленческого (см. ст. Обновленчество ), григорианского и др. расколов, действовавших в 20-30-х гг., а также «непоминающих» . В марте 1945 г. была преодолена т. н. эст. схизма, в общение с РПЦ были приняты правосл. приходы и духовенство Эстонии. Патриотическая деятельность общин др. конфессий и религий Сразу после начала ВОВ руководители практически всех религ. объединений СССР поддержали освободительную борьбу народов страны против немецко-фашистского агрессора. Обращаясь к верующим с патриотическими посланиями, они призывали достойно выполнить свой религ. и гражданский долг по защите Отечества, оказать всю возможную материальную помощь нуждам фронта и тыла.

http://pravenc.ru/text/150063.html

17 окт. в Тифлисе было образовано об-во автокефалистов, к-рое возглавил сщмч. Кирион III (II). 23 апр. 1908 г. в связи с проектом выделения из состава Грузинского Экзархата Бакинской и Сухумской епархий по распоряжению Н. был начат сбор сведений о территориальных пределах, предложенных к образованию епархий, об этнографическом и вероисповедальном составе населения, о религиозно-нравственном состоянии православной паствы, о количестве церквей, часовен и школ и о предстоящих расходах (НА Грузии. Ф. 13. Оп. 6. Д. 922. Л. 1). Позже проект Н. об устройстве Церкви на Кавказе (осуществление необходимых изменений при тщательном изучении местных условий, без упразднения должности экзарха и разрушения установившегося церковно-адм. строя) был использован при учреждении для негруз. населения 10 июля 1917 г. Кавказского Экзархата РПЦ (см. в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви ). По инициативе Н. началась реставрация мцхетского патриаршего кафедрального собора Светицховели . Для этого Синод выделил 30 тыс. р. При Н. была создана комиссия по проверке и исправлению изданных текстов Свящ. Писания и богословских книг, к-рая должна была подготовить к печати и переиздать необходимую лит-ру ( Макаркин. 2000. С. 12; Каллистрат (Цинцадзе). 2007. С. 186). Н. добился введения выборности духовенства Тифлисской епархии и Баку (что было невозможно для внутренних российских епархий), в груз. духовно-учебных заведениях богословские предметы стали преподавать на груз. языке. По его ходатайству были выделены значительные средства на благоустройство церковноприходских школ. На свои средства Н. оказывал помощь школам и приобретал книги для миссионерских нужд, участвовал в создании Религиозно-философского об-ва в Тифлисе, объединившего представителей Церкви, богословов и светских ученых. Также добился ассигнования средств для исправления изданий Библии и богослужебных книг на осет. и абх. языках. Еп. Сухумский Димитрий (Сперовский) писал, что при поддержке экзарха абх. переводческая комиссия в течение года перевела и издала необходимый минимум богослужебной лит-ры с нотным приложением (Литургию, чины совершения крещения, венчания, погребения) ( Скворцов.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010