Во время Великой Отечественной войны мон-рю помогали священники рус. происхождения, служившие в тбилисской рус. ц. во имя кн. Александра Невского. С намерением разрушить церковную жизнь в О. м. власти поселили здесь несколько курдских семей язычников-солнцепоклонников; кроме того, 2 янв. 1948 г. они потребовали от О. м. заплатить налог на недвижимость за 1946 и 1947 гг., затем - за период с 1944 г. Крупную сумму мон-рю пожертвовала Ставропольская епархия (часть денег была украдена начальником мцхетской почты), католикос-патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) неоднократно вступал в переговоры с властями о переселении курдов и отмене налоговых взысканий за прошлые годы, ввиду того что мон-рь истратил пожертвованные средства на ремонт зданий мон-ря, разрушенных курдами (письма католикоса-патриарха Каллистрата от 6 июня 1947, 10 янв. 1948). В апр. 1948 г. курды получили разрешение сельсовета жить в здании церкви и требовали от монахинь освободить ее (письма католикоса-патриарха Каллистрата от 28 апр. и 28 мая 1948). После вмешательства поверенного Мин-ва связи Грузинской ССР Я. З. Мониавы мон-рю передали оставшуюся часть пожертвованных денег и мон. Ангелина смогла на эти средства приобрести площадь для жилья курдов в др. месте (Арх. Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 2180. Л. 21-25; Рафаил (Карелин). 2006. С. 115). 13 апр. 1954 г. в О. м. подвизались 17 чел.: настоятельница мон. Ангелина, 5 монахинь и 11 послушниц (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 31. Л. 8). В этот период здесь служили игум. Зиновий (Мажуга ; 17 дек. 1943 - 18 янв. 1944, 1952-1953; Арх. Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 2180. Л. 2-5, 47), архим. Феодосий (Лузгин; 18 янв. 1944-1952; Там же. Л. 12, 42), иером. Давид (Читишвили) из мон-ря Шиомгвиме , иером. Парфений (Апциаури) из Светицховели, свящ. Стефан Прокопьевич Борисов (21 янв. 1954 - 17 июня 1955; ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 1880. Оп. 4. Д. 25. Л. 6), свящ. Инна Драгунов (17 июня - 14 окт. 1955; Там же. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 32. Л. 20), иером. Рафаил (Карелин) (14 окт. 1955 - 12 авг. 1958; Там же. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 32. Л. 2; Ф. 1880. Оп. 4. Д. 25. Л. 34).

http://pravenc.ru/text/2578379.html

Вопрос о возможности предоставлении автокефалии Грузинской Церкви детально обсуждался на Предсоборном Присутствии в 1906 г. в рамках работы II отдела в «Комиссии по устроению церковных дел на Кавказе» . В процессе обсуждения ученые – сторонники предоставления автокефалии и ее противники – достаточно полно рассмотрели многочисленные проблемы истории и канонического права, связанные с вопросом предоставления автокефалии . Участники дискуссии (профессора И. С. Пальмов, А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский и др.), не отрицая наличия автокефалии у Древней Грузинской Церкви, выразили мнение, что это не дает возможности в нынешних исторических условиях (1906) вынести суждение о предоставлении автокефального статуса Грузинской Православной Церкви . Предполагалось вынести решение по этому вопросу на предстоящем Поместном Соборе Русской Православной Церкви . Позиция же представителей Грузинской Церкви была иной. Так, духовенство отказалось признать вновь назначенного в 1908 г Экзарха Никона (Софийского), жизнь которого закончилась трагически. 12 марта 1917 г. на съезде духовенства и мирян было объявлено об автокефалии Грузинской Православной Церкви . Было сформировано Временное Управление Грузинской Церковью, которое возглавил прежний Гурийско-Мингрельский епископ Леонид (Окропиридзе) с титулом «митрополит Тифлисский». Следует отметить, что еще до начала работы Поместного Собора 9 июля 1917 г. Временное Управление Грузинской Церкви, созданное после 12 марта 1917 г., направило делегацию в Петроград под руководством Антония (Гиоргадзе), епископа Горийского, в которую вошли архимандрит Амвросий (Хелая) и прот. Каллистрат Цинцадзе . Делегация обсуждала вопросы по управлению Грузинской Церковью с профессором А. Карташевым, Председателем Временного правительства кн. Е. Н. Львовым, Обер-прокурором Свят. Синода А. Н. Львовым. Делегация была принята Свят. Синодом 1 августа 1917 г. Преосв. Антоний в своем приветственном слове, коснувшись обстоятельств восстановления автокефалии Грузинской Церкви, заключил его следующими словами: «В этом живом чувстве любви о Христе, вспоминая давнее на протяжении столетий и согласное хранение святых догматов веры православной обеими Церквями, крестоносная Церковь Иверская выражает твердую уверенность в том, что отселе две родные по вере и по стремлениям духа Церкви заживут в добром согласии, хотя и не единым языком славят всечестное и великолепное имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос посреде нас» .

http://bogoslov.ru/article/6193220

кн. Александра Невского, 2 апр. еп. Имеретинский Георгий (Аладашвили) рукоположил его во диакона. 16 мая 1917 г. Совет Кутаисского епархиального уч-ща избрал Н. на должность делопроизводителя школ Кутаисского и Окрибского округов, 20 июля Временное управление Имеретинской епархией подтвердило назначение Н. В 1918 г. митр. Кутаисско-Гаенатский Антоний (Гиоргадзе) рукоположил его во иерея и определил настоятелем ц. во имя Спасителя в с. Кока-Охомира (Семейный архив митр. Наума). По совместительству Н. работал зам. заведующего Отделом образования церковноприходских школ Кутаисско-Гаенатской епархии (до установления в Грузии советской власти в февр. 1921) ( Жвания. 1994. С. 75). В сент. 1921 г. участвовал в заседаниях III Собора ГПЦ, проходившего в мон-ре Гелати , был избран членом секретариата Президиума Собора (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 6 478. Л. 5). В 1928 г. на Пасху за добросовестное служение награжден золотым наперсным крестом (Сборник новостей. 1928. С. 33). С 1924 г. настоятель Спасской ц. с. Чогнари (близ Кутаиса, ныне в муниципалитете Терджоли, обл. Имерети). 1 сент. 1929 г. с сохранением должности настоятеля чогнарской церкви назначен благочинным церквей Гелатского окр.; 1 сент. 1930 г. переведен настоятелем в кутаисский храм во имя св. Архангелов в комплексе Мцване-Квавила с сохранением должности благочинного. По данным от 1 окт. 1931 г., также управлял канцелярией Кутаисско-Гаенатской епархии (до 1940). В списке духовенства от 1 окт. 1932 г. упомянут как протоиерей (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 1630. Л. 29, 126, 241). Со 2 окт. 1938 г., после ареста митр. Кутаисско-Гаенатского Варлаама (Махарадзе) (нояб. 1937), Н. фактически руководил епархией, осуществлял переписку с канцелярией Грузинской Патриархии и с католикосом-патриархом всей Грузии Каллистратом (Цинцадзе) . С 6 дек. 1938 до 23 янв. 1939 г. временно занимал должность благочинного церквей Кутаиси (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 2216. Л. 13, 15). В 1940-1943 гг. с закрытием храма в Мцване-Квавила был лишен места настоятеля и должности благочинного (ЦГА новейшей истории Грузии.

http://pravenc.ru/text/2564752.html

В 1811 г., после упразднения автокефалии ГПЦ и включения ее в состав РПЦ в виде Грузинского Экзархата , епархии были укрупнены и территории Мцхетской, Тбилисской и др. епархий Картли вошли в состав Мцхетско-Карталинской (Мцхетско-Тифлисско-Карталинской) епархии Экзархата, 30 авг. 1814 г.- в состав Карталинской. 28 дек. 1818 г. все епархии Вост. Грузии были объединены в Карталино-Кахетинскую епархию , к-рой управлял экзарх Грузии. Восстановленные в 1917 г. Мцхетская и Тифлисская епархии заняли в церковной иерархии ГПЦ 1-е и 2-е места соответственно. Католикосы-патриархи Грузии управляли М.-Т. е. с помощью викариев (хорепископов). Первым викарием М.-Т. е. 28 мая 1922 г. был назначен еп. Манглисский Христофор (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III ), хиротонисанный во архиерея 18 марта 1922 г. (НА Грузии. Ф. 2100. Оп. 1. Д. 9. Л. 2). 13 июня 1922 г. он был назначен епископом Урбнисским; с 12 янв. 1923 г. по 23 февр. 1925 г. в связи с арестом католикоса-патриарха всей Грузии исп. Амвросия (Хелаи) и др. членов Католикосского совета исполнял обязанности местоблюстителя главы Церкви ( Каллистрат (Цинцадзе), патриарх. 2001. С. 244). 23-26 февр. 1925 г. Католикосский совет постановил освободить митр. Христофора от должности временного заместителя католикоса-патриарха, дать ему месячный отпуск, а управление М.-Т. е. и Урбнисской епархией поручить еп. Цилканскому Павлу (Джапаридзе), к-рый управлял епархиями до конца апреля (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 34. Л. 48, 51, 55). 30 окт. 1925 г. на Католикосском совете постоянным преемником католикоса-патриарха был избран Каллистрат (Цинцадзе ; впосл. католикос-патриарх), возведенный в сан митрополита и назначенный на Ниноцминдскую кафедру ( Гамахария. 2012. С. 223). В 1925-1927 гг., когда католикос-патриарх исп. Амвросий часто болел, выполнение своих обязанностей и управление М.-Т. е. он доверял митр. Каллистрату. 12 янв. 1927 г. митр. Каллистрат был освобожден от должности Ниноцминдского архиерея и преемника католикоса-патриарха ( Каллистрат (Цинцадзе), патриарх.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности Католикос-Патриарх Амбросий Хелаия, о. Каллистрат Цинцадзе и другие священники. Обвинили их в сокрытии церковных сокровищ. Сидят в Метехской тюрьме и ждут приговора. Вскоре после этого, в августе 1924 года, в ряде регионов Грузии вспыхнуло восстание, длившееся около трёх недель. В результате около 3000 человек погибли, 12 000 были казнены, а 20 000 – сосланы в Сибирь. Множество священнослужителей тоже были репрессированы, а архиепископ Кутаисский и Гаэнатский Назари был среди тех, кого расстреляли без суда и следствия (2) . В этот период матушка о. Каллистрата увезла шестерых детей в Абастумани. Там она готовила еду, продавала ее и так содержала семью. Вот и суд «пролетарский и беспристрастный». Дали последнее слово Патриарху Амбросию. В зале комсомольцы оживились и давай забрасывать старца яйцами. Авось, да не сможет ничего сказать в свое оправдание. Но тот все же нашел в себе силы и сказал веско: – Душа моя принадлежит Господу, сердце – Грузии, а с телом грешным что хотите, то и делайте. От таких слов гегемоны в зале еще больше раззадорились. – Расстрелять опиум вчистую! – кричат. Еле судья унял крикунов для вынесения приговора. Хорошо еще, вмешалась международная общественность. Лично архиепископ Кентерберийский письмо прислал. И страдальцев в 1925 году выпустили. После открытия Тбилисского университета отцу Каллистрату предложили звание профессора и возможность чтения лекций, но взамен потребовали остричь бороду и отречься от сана. – Вы не смущайтесь, даже сокурсник ваш Корнелий Кекелидзе (3) так поступил. И вот, пожалуйста, теперь передовой человек – наш профессор. А был, как и вы, в мракобесии – ректором семинарии. Просто стыдно вспомнить. – Это его дело, – последовал сдержанный ответ. – А я моей пастве не изменю! Тем не менее, это не помешало ему пожертвовать свою огромную библиотеку только что основанному университету. 31 октября 1925 года о. Каллистрат без пострижения в монашество был хиротонисан во епископа и одновременно возведён в сан митрополита Манглисского. Патриарх Амбросий, предчувствуя скорый отход, спешно готовил себе преемника, но Синод после его отшествия вручил патриарший жезл Христофору III (Цицкишвили).

http://pravoslavie.ru/102245.html

Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. Например, в 1227 г Тбилиси подвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином. Тогда на мост были вынесены иконы и все жители города должны были, проходя по мосту, плевать на лики икон. Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси приняли мученическую смерть (их память совершается 31 октября/13 ноября). Тяжелое положение православных грузин вынуждало их начиная с XV в. время от времени обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. В итоге в начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Был образован Грузинский Экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, позднее – в сане архиепископа. За время существования Экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука. В то же время, происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Сократилось число епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей, экзархами назначались архиереи русской национальности. Все это вызывало многочисленные протесты. В конце XIX – начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. 17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикос-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Старгородском) и католикос-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Париархат.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

И в тюрьме будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения В 1921 году, когда монастырь был на грани закрытия, он был пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1922 году обитель закрыли. Многие монахи были расстреляны, а монастырь был полностью разорен и осквернен. По благословению старцев, взяв с собой священный антиминс, отец Зиновий отправился в Грузию, где был рукоположен во иеромонаха, и служил несколько лет в Сухуми в церкви святителя Николая. В 1930 году он был арестован и отправлен на Урал. Когда его и других заключенных везли в лагерь, по его молитвам Господь послал дождь для изнемогавших от жажды, запертых в вагоне арестантов, и, имея при себе деревянную ложку, он всех напоил дождевой водой. И в тюрьме будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения. За его кротость и смирение Господь даровал ему преждевременное освобождение и дал возможность вновь вернуться в Сухуми. Хотя у отца Зиновия был дом в Сухуми, прописку он так не получил. Он ушел в горы и образовал там монашескую общину. Многие люди духовно окормлялись у него. Многие монахи из других разоренных монастырей России скрывались тогда в горах Кавказа. Им покровительствовал Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе), а после Патриарх Мелхиседек. Но богоборческая власть и там не дала находиться молитвенникам. Однажды, преследуемый властями, отец Зиновий заснул в медвежьей берлоге и был чудесным образом спасен. Это произошло в день праздника святого Николая Чудотворца и святого Шио Мгвимского. По благословению Святейшего Патриарха Каллистрата, отец Зиновий стал служить сверхштатным священником при главном кафедральном Соборе Сиони, в Тбилиси. В 1943 году Блаженнейший Каллистрат наградил его наперсным крестом. «Этот человек ... имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость…» Отец Зиновий был представителем Грузинской Православной Церкви на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 году и на интронизации Патриарха Алексия I (Симанского). Патриарх Алексий I наградил грузинское духовенство наградами, а отца Зиновия почтил саном игумена. Отец Зиновий служил в разных уголках Грузии, а когда скончался настоятель русской Александро-Невской церкви в Тбилиси, то Патриарх Каллистрат срочно вызвал его и назначил настоятелем. Он сказал о нем такие слова: «Этот человек ... имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость, и ставит его на первое место».

http://pravoslavie.ru/73463.html

Разбойники поняли, что у монаха ничего нет, и ушли дальше. Затем большевики закрыли монастырь, а часть монахов расстреляли. В 1940-м г. отца Партена арестовали по ложному доносу и посадили в тюрьму. Архимандрита Партен (Апциаури)      Вспоминает Нино Иорашвили, духовное чадо отца Партена: – Кого-то подкупили для дачи ложных показаний, и нескольких монахов арестовали... В ту же ночь скончался единственный сын клеветника, будучи до того совершенно здоровым. Человек этот пришел в Светицховели, рыдая: «Я сам убил моего сына, когда возвел напраслину на этих людей-ангелов!» В ту же ночь скончался единственный сын клеветника, будучи совершенно здоровым Вышедшего из тюрьмы в 1946-м г. отца Партена встретил опустевший Зедазени. Старые монахи уже умерли... Отец Партен возобновил там службу, но вскоре Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) вызвал его к себе и перевел в Светицховели. Отец Партен долго отказывался. Тогда Патриарх сказал ему: – Именем монашеского послушания, в честь которого ты дал обет при постриге, приказываю тебе: иди в Светицховели, исполняй там монашеское правило и служи литургию. И батюшка смирился. Святой схиигумен Кукша Одесский (преставившийся в 1964-м году) говорил паломникам, приезжающим из Грузии: – Зачем вы сюда приезжаете, когда у вас есть архимандрит Партен? Архимандрит Рафаил (Карелин), вспоминая о нем, писал, что отец Партен был настолько простодушным и незлобивым, что часто не понимал, когда его обманывали… «Он был очень похож на тех святых отцов, которые сохраняли веру в пустынях и пещерах». С будущим Патриархом-Католикосом Грузии Илией II      У отца Партена было очень много духовных чад, которые приезжали к нему не только со всех уголков Грузии, но и из России. В 1951-м г. его возвели в сан игумена, в 1962-м г. – в сан архимандрита. Отец Партен внес большой вклад в только что открывшуюся Мцхетскую семинарию. В то время иконы не были широкодоступны, и он сам изучил фотодело, чтобы размножать святые образы и распространять их среди верующих. Свою кончину, последовавшую в 1984-м г., он предвидел за 7 месяцев, говорил: «Молюсь за всю Грузию. Не прекращайте молитвы!»

http://pravoslavie.ru/123073.html

Вот уже и семинария окончена с отличием в 1888 году. Его как первого студента представляют меценату Давиду Сараджишвили. Богат промышленник, коньяк свой по французской методе, но на грузинском сырье выпускает, всеми уважаемый человек. Одно плохо – Бог наследников не дал. Потому и все свои свободные деньги тратит на талантливую молодежь, независимо от происхождения. Лишь бы в будущем для Грузии от них толк был. Обычно фабрикант обращал особое внимание на служителей искусства или точных наук. Но тут особый случай – будущий священник. Что ж, Матери-Церкви как никогда нужны образованные люди. Так оказался Каллистрат в Киевской духовной академии на полном пансионе известного винодела. Тем не менее, жил на чужбине очень скромно. Единственно, что приобретал – книги. В Киеве он познакомился со своей будущей женой. Однажды Каллистрат с другом шел по улице и, увидев молодую женщину, гуляющую с двумя детьми, сказал ему: «Она станет моей женой». Товарищ только недоверчиво засмеялся. Прошло какое-то время. Однажды профессор академии пригласил Каллистрата в гости. Именно там он вновь увидел ту самую незнакомку. Оказывается, она работала гувернанткой в семье профессора. Немка Отилия Томас была лютеранка. Она вскоре приняла православие с именем Нино. Затем молодые поженились и приехали в Грузию. В 1892 году Каллистрат Цинцадзе был рукоположен в сан священника и прикреплен к Дидубийской церкви Тифлиса. Позднее перевели его в Квашветскую церковь. «Пересеклись его пути и с семинаристом Иосифом Джугашвили» Протоиерей Каллистрат с женой и двумя детьми      Где только не служил о. Каллистрат за тридцать последующих лет. Был и законоучителем в гимназиях, и членом правления в семинарии. Пересеклись его пути с семинаристом Иосифом Джугашвили, впоследствии исключенным. Всегда был сторонником восстановления автокефалии Грузинской Церкви. И взглядов своих не скрывал. За время служения родилось у них с матушкой шесть душ детей: Нино, Екатерина, Ангелина, Михаил, Марина и Мелания. В конце февраля или начала марта в Тифлисе всегда дует сильный ветер. На карнизах и стенных нишах сор и песок, принесенные ветром, создают причудливые неповторимые узоры. И в жизни людей тоже всё запутанно. А в том 1923 году и вовсе невиданное дело случилось – умники Бога отменили.

http://pravoslavie.ru/102245.html

12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели прошел Мцхетский Собор духовенства всей Грузии, на к-ром была восстановлена автокефалия ГПЦ. Был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) (католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), к-рый вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ, не признавшим постановления Мцхетского Собора. 9 июля - 2 авг. 1917 г. в Петроград была направлена делегация ГПЦ во главе с еп. Горийским Антонием (Гиоргадзе) , в ее состав вошли архим. исп. Амвросий (Хелая) (католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) и К. Были проведены встречи с представителями Гос. Думы, а также с главой Временного правительства А. Ф. Керенским, министром исповеданий Временного правительства А. В. Карташёвым , обер-прокурором Святейшего Синода РПЦ В. Н. Львовым . Переговоры не увенчались успехом: Временное правительство было готово признать автокефалию ГПЦ как национальной, а не территориальной Церкви, с сохранением юрисдикции РПЦ на территории Грузинской демократической республики. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. К. активно участвовал в подготовке и работе Поместного Собора ГПЦ, прошедшего 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе. На Соборе была утверждена автокефалия ГПЦ, избран Глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , учреждены новые епархии, на которые возведены новоизбранные архиереи. Также на Соборе был основан как совещательный орган при католикосе-патриархе Католикосский Совет, его членом стал К. После того как католикос-патриарх исп. Амвросий обратился к участникам Генуэзской конференции (апр. 1922) с воззванием, в котором обличал большевистскую власть, 12 янв. 1923 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности ЧК арестовала его и неск. членов Совета - митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежаву) , К., настоятеля Светицховели свящ. Павла (Джапаридзе) (впосл. епископ), протоиереев Антония Тотибадзе, Марка Ткемаладзе, Иосифа Мирианашвили, диак. Димитрия Лазарешвили (впосл. епископ Ниноцминдский). Суд приговорил К. к 3 годам 9 месяцам и 23 дням тюремного заключения с полной конфискацией имущества. К. содержался в Метехской тюрьме в Тифлисе, год он провел в одиночной камере. В авг. 1924 г. в Тифлисе было подавлено антибольшевистское восстание: многим участникам был вынесен смертный приговор. Однако представители духовенства были помилованы: растущее в Грузии возмущение по поводу содержания в тюрьмах духовных лиц высокого ранга достигло Запада. К большевистскому руководству с ходатайством об их освобождении обратился архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон. 10 марта 1925 г. К. по личному распоряжению председателя ЦИК М. И. Калинина от 8 марта был досрочно выпущен на свободу.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010