Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАРДЖЕТСКИХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ И ЖЕН СОБОР [груз. ] (VIII-XI вв.), святые Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.), деятельность к-рых связана с Кларджетской пустынью ; большинство из них - ученики основателя монашества в Тао-Кларджети (историческая область Юго-Зап. Грузии) прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) либо их последователи. Долгое время история Кларджетской пуст. и деятельность прп. Григория оставались неизвестными груз. историографии; имя преподобного и день его памяти были зафиксированы лишь в грузинских святцах. В груз. источниках сохранились сведения о подвижниках Кларджети царе-мученике Ашоте I Великом († 826/9), авторе антиеретических сочинений католикосе Картли свт. Арсении I Великом (860-887) и его духовном брате чудотворце митр. Ацкурском, свт. Ефреме Великом († 895). В 1902 г. Н. Я. Марр обнаружил в груз. Крестовом мон-ре в Иерусалиме рукопись Жития прп. Григория Ханцтели (Hieros. Patr. georg. 2, XI в.; опубл. в 1911), где были подробно описаны не только деятельность преподобного, его учеников, местных правителей и священноначалия, но и приведены сведения об истории региона, строительстве монастырей и устройстве пустыни. Стало очевидно, что ГПЦ предстоит прославить в лике святых еще неск. десятков кларджетских подвижников, однако события 1917 г. и последующие десятилетия гонения Церкви отодвинули это решение. В сер.- 2-й пол. XX в. (очевидно, при католикосах-патриархах всей Грузии Каллистрате (Цинцадзе) (1932-1952) и Ефреме II (Сидамонидзе) (1960-1972)) без проведения чина канонизации в церковный календарь ГПЦ были вписаны имена нек-рых подвижников Кларджети (напр., Ашота I Великого и др.). Канонизацию К. п. с занесением в святцы имен всех святых, упоминаемых в Житии прп. Григория, ГПЦ осуществила в 2003 г., при Католикосе-Патриархе всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) . Празднование К. п. было приурочено к 5 окт., дню памяти прп. Григория, нек-рые святые имеют почитание также в др. день.

http://pravenc.ru/text/1841257.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРГВЕТСКО-УБИССКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой епископа в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Зестафони и резиденцией в мон-ре Убиси . Расположена на территории исторической груз. пров. Аргвети в Земо-Имерети (В. Имерети, Зап. Грузия). Эти территории в древности относились к Кутаисской епархии ГПЦ и позже - к Маргветской. Юрисдикция М.-У. е. охватывает муниципалитеты Грузии Зестафони и Харагаули. С запада граничит с Ванско-Багдатийской епархией, с севера - с Терджольско-Ткибульской и Чиатурско-Сачхерской епархиями, с востока - с Сурамско-Хашурской. 8-17 сент. 1917 г. на 1-м Соборе ГПЦ были восстановлены нек-рые древние епархии. Территория исторической Маргветской епархии вошла в состав Гаенатской (см. в ст. Кутаисско-Гаенатская епархия ). По постановлению Католикосского совета ГПЦ от 22 янв. 1926 г., из нее была выделена Маргветская епархия, которая охватила территории совр. муниципалитета Шорапани в Земо-Имерети ( Анания (Джапаридзе). 2003. С. 340, 342). 26 янв. 1926 г. правящим епископом был назначен настоятель кафедрального собора во имя св. Марины в г. Озургети прот. Варлаам Махарадзе. Он принял постриг, и 7 марта того же года в патриаршем соборе Тбилисский Сиони в Тифлисе католикос-патриарх Грузии исп. Амвросий (Хелая) и митр. Ниноцминдский Каллистрат (Цинцадзе) (впосл. католикос-патриарх Грузии) хиротонисали его во архиерея. 8 апр. еп. Варлаам прибыл в епархию. В состав Маргветской епархии входили 8 благочиний: Сачхерское, Чиатурское, Сверское, Шорапанское, Аргветское, Чхарское, Амашукетское, Харагаульское; в епархии действовали 136 храмов, 36 приписных церквей, служили 124 священника, 1 диакон. 29 окт. 1928 г. еп. Варлаам был переведен на Сухумско-Абхазскую кафедру, Маргветской епархией до 1930 г. управлял Кутаисско-Гаенатский митр. Давид (Качахидзе). В 30-х гг. XX в. были подвергнуты репрессиям клирики Маргветской епархии: прот.

http://pravenc.ru/text/2561966.html

Грузинская Церковь причислила к лику святых католикоса-патриарха Калистрата 29 декабря, 2016. Новостная служба Он активно защищал интересы Церкви во время гонения на нее со стороны советской власти 29 декабря. ПРАВМИР. Грузинская Православная Церковь причислила к лику святых Католикоса-Патриарха Калистрата — выпускника Киевской духовной академии. Как сообщает  Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви, он стал уже третьим святым Грузинской Православной Церкви из числа выпускников Киевской духовной школы. Ранее Грузинская Церковь канонизировала Католикоса-Патриарха всея Грузии священномученика Кириона (Садзаглишвили), выпускника КДА 1880 г., и митрополита Кутаисского священномученика Назария (Лежава) — выпускника КДА 1905 г. Святитель Каллистрат (Цинцадзе) родился 12 (24) апреля 1866 года в семье священника. В 1881 году окончил Кутаисское духовное училище. Далее, в 1888 году — Тифлисскую духовную семинарию. С 1888 по 1892 год учился в Киевской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. После окончания академии вернулся в Грузию, женился и принял священный сан. Принимал активное участие в движении за возрождение автокефалии Грузинской Православной Церкви. В 1917 году, после ее провозглашения, вошел в состав Католикосского Совета. В 1923 году был арестован из-за обвинений в контрреволюционной деятельности. В 1925 — досрочно вышел на свободу благодаря ходатайству архиепископа Кентерберийского Рэндалла Дэвидсона. 31 октября этого же года рукоположен в сан епископа Ниноцминдского, викария Грузинского Патриарха, в этот же день возведен в сан митрополита. В разное время занимал должности викарного архиерея, местоблюстителя патриаршего престола, а затем на Поместном Соборе Грузинской Праволавнои Церкви 1932 был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. За период своего первосвятительского служения Католикос-Патриарх Калистрат защищал интересы Церкви во время гонения на нее со стороны советской власти, во времена войны — организовывал сбор гуманитраной помощи для фронта, писал труды по истории Грузинской Церкви и катехизиса. Умер 3 февраля 1952 в возрасте 85 лет.

http://pravmir.ru/gruzinskaya-tserkov-pr...

Грузинская Церковь канонизировала основательницу Серафимо-Знаменского скита схиигумению Фамарь Тбилиси, 26 декабря 2016 г.      22 декабря 2016 года в Патриаршей резиденции г. Тбилиси под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II состоялось заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви, в ходе которого были канонизированы и причислены к лику святых пять подвижников благочестия: благоверные цари Баграт III и Соломон I, Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат (Цинцадзе), игумения Нина (Амилахвари) и схиигумения Фамарь (Марджанишвили), первая настоятельница Серафимо-Знаменского женского скита. Впервые в истории Грузинская Церковь прославляет своих игумений, сообщает сайт Синодального отдела по монастырям и монашествующим. Серафимо-Знаменский скит занимает особое место среди монастырей Подмосковья. Он был основан в 1910 году грузинской княжной Тамарой Александровной Марджанишвили (в то время игумения Ювеналия) – будущей схиигуменией Фамарью. Краткая справка «Сознание того, что у тебя есть любящие тебя люди, облегчает несение тяжелого креста», – говорила схиигумения Фамарь (1869–1936), которая всю свою жизнь старалась облегчить своим ближним их бремена. В 1869 г. в Кварели в семье князей Александра и Елизаветы Марджанишвили родилась дочь Тамара, будущая основательница Серафимо-Знаменского монастыря, а через 3 года сын – Константин, ставший в последствии известным режиссером. Елизавете пришлось воспитывать 4-х детей одной, т.к. муж скоро умер. Стараясь, чтобы дети не чувствовали своего сиротства, она дала всем им хорошее образование. У Тамары рано проявился талант к музыке, а Коте увлекся театром. Тамара собиралась поступать в Московскую консерваторию, но потом изменила свое решение и поступила на Высшие курсы в Петербурге, где вращалась среди фрейлин императорского двора. Узнав о смерти матери, 20-летняя Тамара немедленно выехала на родину управлять отцовским имением. Это было смутное время. Крестьяне, бывшие крепостные ее деда, относились к княжне враждебно. Периодически горцы с Северного Кавказа совершали набеги на ее крестьян и грабили их хозяйства. Тамара пыталась организовать защиту крестьян, но ничего не получалось. Через год после смерти матери Тамара поехала в монастырь Св. Нины в Бодбэ. Встретившись с игуменией Ювеналией (Еленой Викентьевной Ловенецкой), молодая княжна получила от нее две книги «Житие аввы Дорофея» и «Житие Серафима Саровского», которые произвели на нее неизгладимое впечатление.

http://pravoslavie.ru/99751.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛЛИСТРАТ Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх Грузии. Фотография. 40-е — нач. 50-х гг. ХХ в. Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх Грузии. Фотография. 40-е — нач. 50-х гг. ХХ в. [груз. ] (Цинцадзе Каллистрат Михайлович; 12.04.1866, с. Тобаниери Кутаисского у. и губ.- 3.02.1952, Тбилиси), католикос-патриарх всей Грузии (21 июня 1932 - 3 февр. 1952). Род. в семье свящ. Михаила Цинцадзе и Екатерины Гогоришвили. В 1875-1882 гг. учился в Кутаисском ДУ, в 1882-1888 гг.- в Тифлисской ДС, где познакомился с семинаристом И. Джугашвили (И. В. Сталиным). ДУ и ДС он окончил с отличием и первым по списку, по рекомендации ректора ДС архим. Паисия (Виноградова) поступил в Киевскую ДА (окончил в 1892). За работу «Иверская Церковь времен Сасанидов» ему была присвоена степень кандидата богословия. Женился на немке Отилии Томасс (в крещении нареченной Нино). К., вернувшись на родину, 11 апр. 1893 г. был рукоположен во диакона, 18 апр.- во иерея. Определен на службу в тифлисскую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Дидубе, где в 1893-1903 гг. был настоятелем. В 1903 г. назначен настоятелем тифлисской ц. Квашвети во имя вмч. Георгия и председателем Совета по надзору за строительством нового Квашветского храма. В 1895-1903 гг.- член от духовенства Тифлисского городского собрания, занимался вопросами призрения, строительства духовных школ и т. д. В 1909 г. возведен в сан протоиерея. В Тифлисе был законоучителем в частной груз. дворянской гимназии, в муж. прогимназии В. А. Левандовского, в 1-й муж. гимназии, членом правления Тифлисской ДС, членом Городской думы, секретарем и членом научных об-в. К. был активным участником движения автокефалистов - сторонников восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), входившей с 1811 г. в качестве Грузинского Экзархата в состав РПЦ. В 1894 г. в ж. «Мцкемси» (Пастырь) был опубликован его исторический очерк «Автокефалия Церкви Грузинской» (изд. брошюрой в 1905). В соавторстве с историком С. Горгадзе и прот. Антонием Тотибадзе К. написал «Проект реорганизации Грузинской Церкви» (май 1905 г.- Проект реорганизации... 1905; 1906; 2010), к-рый был отправлен в Святейший Синод. Благодаря этому вопрос о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви был вынесен на рассмотрение Предсоборного присутствия РПЦ 1906 г.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

     Любимой игрой Каллистрата была возня с песком. Крупинки сыпались с легким шумом и создавали правильные курганчики. Потом на них можно было рисовать палочкой занятные фигурки… Телега подпрыгнула на булыжнике, и мальчика тряхнуло в сторону. Игра с песком уже в прошлом. Детство кончилось. Из раздумий его окончательно вывел голос прохожего: – День добрый, мамао! Куда путь держите? Отец натянул поводья и поздоровался. Лошадь послушно встала. – Вот в Кутаиси едем. Сына учиться везу. Большой уже. Семь лет исполнилось. – Бог в помощь! Большим человеком станет ваш сын, – пожелал крестьянин. – Великое дело – грамота. Отец Михаил улыбнулся в бороду и легонько тронул вожжами лошадь. Сыну же заметил: – Смотри, Каллистрате, Герсеван в жизни одной книги не прочел, а знает главное: вежливое слово сто замков без ключа откроет. Сам же невольно задумался над пожеланием. Кем станет его сын? Скорее всего, как и отец, бедным деревенским священником. Трудно в этом мире без протекции. Но как Бог даст. В Кутаисское духовное училище Каллистрата Цинцадзе приняли без волокиты. Мальчик сразу обратил на себя внимание. – Память у отрока прекрасная, – отметил учитель Закона Божьего. – И русским владеет отменно, хотя в деревне вырос. – Похвально, – улыбнулся смотритель. Песчинки времени сыпятся в горки воспоминаний. Вроде, вчера Каллистрат первый раз переступил порог училища, а вот уже он юноша с пушком на щеках. Стоит и держит в руках табель об окончании оного заведения с отличием. – Тебе прямая дорога в Тифлисскую духовную семинарию, – благосклонно улыбается ему директор. – Большому кораблю большое плавание. «Хотели как лучше, а вышло наоборот» Тифлисская духовная семинария      В Тифлисской духовной семинарии было неспокойно (1) . В 1884 году Иосеб Лагиашвили убил ректора семинарии. Присудили ему 20 лет каторги на острове Сахалин. Руководство тщательно следило за настроениями молодых умов. Не брезговали и личные дневники просматривать. Хотели как лучше – в смысле, уберечь неокрепшие умы от тлетворных веяний. А вышло наоборот. Ибо без любви всё ничто. Многие семинаристы стали профессиональными революционерами. Да такими, что для них что человека убить, что муху прихлопнуть – все одно. Только величина силы разная. На то и свобода воли. А пока сидели они за партами вместе – и будущие мученики, и их палачи – и ни те, ни другие о своих путях не догадывались.

http://pravoslavie.ru/102245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕКЕЛИДЗЕ [груз. ] Корнелий Самсонович (18.04.1879, сел. Микелепони Кутаисского у. Кутаисской губ. (ныне Ванского муниципалитета, Имерети) - 7.06.1962, Тбилиси), проф., д-р филологических наук, акад. АН Грузинской ССР, один из основателей Тбилисского гос. ун-та; литературовед, историк, археолог. Род. в многодетной семье крестьян Самсона Кекелидзе и Февронии (урожд. Урушадзе), происходивших из сел. Зоти (ныне Чохатаурского муниципалитета, Гурия). Отец К. был псаломщиком в церкви в близлежащем сел. Тобаниери. Начальное образование К. получил в Кутаисском ДУ (1886-1893). По протекции инспектора уч-ща Иване Гаприндашвили (отца груз. поэта Валериана Гаприндашвили) К. был зачислен на полный академический пансион. После окончания уч-ща поступил в Тифлисскую ДС (1893-1900), в которой в это же время (с 1894) обучался И. Джугашвили (И. В. Сталин). По мнению внука К., историка М. Кавтарии, знакомство со Сталиным, возможно, спасло К. от репрессий в 30-х гг. XX в. В 1894 г. умер отец К., в 1896 г.- мать. Прот. Корнелий Кекелидзе. Фотография. Нач. ХХ в. Прот. Корнелий Кекелидзе. Фотография. Нач. ХХ в. Муж сестры, Амфилохий Цинцадзе, старшим братом которого был буд. католикос-патриарх Каллистрат (Цинцадзе) , оказывал юноше материальную помощь. Окончив ДС с отличием, К. продолжил образование в КДА (1900-1904), куда был зачислен на казенный счет. Изучал богословские и историко-филологические дисциплины, а также груз. лит-ру. Большое впечатление на К. произвела работа акад. Н. Я. Марра «Предварительный отчет о работах на Синае и в Иерусалиме» (1903), определившая научную судьбу юноши. Проф. А. А. Дмитриевский поддержал намерение К. специализироваться в области древнегруз. литургической письменности и предложил ему эту тему для дипломной работы. В 1904 г. К. окончил КДА и защитил соч. «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах» (1908), которое было высоко оценено профессорами Дмитриевским и А. А. Глаголевым . Ему была присвоена степень кандидата богословия, выплачена денежная премия. Советом академии К. был оставлен при КДА для подготовки к профессорской деятельности, но Святейший Синод не утвердил это решение. В том же году в Киеве К. женился на польке по имени Людмила, в браке родилось трое сыновей: Александр, Константин и Илия.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ II (Сидамонидзе Григорий Шиоевич; 19.10(1.11).1896, с. Доеси Горийского у. Тифлисской губ.- 7.04.1972, Тбилиси), Католикос-Патриарх всей Грузии (1960-1972). Его отец, Шио Григорьевич, был сельским псаломщиком, мать, Мария Андреевна Окропиридзе, занималась художественной вышивкой. Григорий приходился близким родственником еп. Гурийско-Мингрельскому свт. Александру (Окропиридзе ; † 1907) и еп. Алавердскому Пирру (Окропиридзе , † 1922), племянником Католикосу-Патриарху Леониду (Окропиридзе ; 1918-1921). Грамоте обучался дома, в 1904-1912 гг. учился в Горийском ДУ, к-рое окончил по 1-му разряду. С юности Григорий чувствовал призвание к монашеству: в возрасте 15 лет тайком от родителей ушел в мон-рь Кватахеви , где добился свидания с настоятелем и просил постричь его в монахи. Настоятель ласково принял мальчика, но сказал, что лучше постричься в монахи после того, как он станет образованным человеком,- «так будет больше пользы Родине». Поступив по рекомендации ДУ на казенный счет в Тифлисскую ДС, Григорий окончил ее по 1-му разряду в звании студента (1918). В 1919 г. поступил на исторический (по другим источникам, историко-филологический) фак-т Тифлисского гос. ун-та, к-рый окончил с отличием в 1923 г. Свободное время Е. проводил в мон-рях Кватахеви, Шиомгвиме и др., где проходил послушания на клиросе и в алтаре, служил иподиаконом. Преподавал в тифлисском реальном уч-ще груз. словесность (1921-1922) и др. Архим. Ефрем (Сидамонидзе). Фотография. 1925 г. Архим. Ефрем (Сидамонидзе). Фотография. 1925 г. 3 янв. 1922 г. по благословению Католикоса-Патриарха всей Грузии сщмч. Амвросия (Хелая ; † 1927) принял постриг с именем Ефрем в честь груз. прп. Ефрема Мцире . 17 (или 27) янв. Католикосом-Патриархом сщмч. Амвросием Е. был рукоположен во диакона, 25 (или 19) марта того же года еп. Урбнисским Христофором (Цицкишвили; впосл. Католикос-Патриарх) - во иерея и назначен священником в патриаршую Крестовую церковь, а также личным секретарем Католикоса-Патриарха. Заведующим пастырской школой при Синоде прот. Каллистратом Цинцадзе (впосл. Католикос-Патриарх) определен преподавателем церковного устава и Закона Божия. Е. занимал должность Патриаршего наместника мон-ря Шиомгвиме (4 июля 1923 - 7 мая 1924), служил в ц. Квашвети во имя вмч. Георгия в Тифлисе (13 июля 1923 - 27 янв. 1924). Был возведен в сан игумена и назначен благочинным мон-рей Вост. Грузии (27 янв. 1924 - 22 сент. 1925). В сане архимандрита стал благочинным церквей Борчалинского у. (15 (или 22) окт. 1925 - 25 марта 1927), где открыл 4 храма, а также храм в Кутаиси и молитвенный дом в честь Иверской иконы Божией Матери в Поти.

http://pravenc.ru/text/182141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим) [груз. ] (14.09.1896, г. Глухов Черниговской губ., ныне Сумская обл., Украина - 8.03.1985, Тбилиси), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Род. в рабочей семье Иоакима и Феодосии Мажуга. В 3 года лишился отца, в 11 лет - матери, рос в семье дяди. Окончил церковноприходскую школу при Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни , овладел портновским ремеслом. В 1912 г. стал послушником Глинской пуст. В 1916 г. был призван в действующую армию, попал на один из наиболее тяжелых участков фронта, в Пинские болота в Белоруссии; по болезни переведен в конвойную роту. После демобилизации в 1917 г. возвратился в пустынь, где в праздник Благовещения принял монашеский постриг с именем Зиновий в честь сщмч. Зиновия , еп. Эгейского. Духовниками З. были глинские старцы иеросхим. Николай (Хондарёв) и настоятель обители архим. Нектарий (Нуждин). Зиновий (Мажуга), митр. Тетрицкаройский. Фотография. 70-е гг. XX в. Зиновий (Мажуга), митр. Тетрицкаройский. Фотография. 70-е гг. XX в. После закрытия Глинской пуст. в авг.-сент. 1922 г. З., взяв с собой антиминс, перебрался на Кавказ, в монастырь Дранда (близ Сухума), где был рукоположен во диакона, а 18 янв. 1925 г. еп. Сухумским Никоном - во иерея. В 1925-1930 гг. служил в ц. свт. Николая в Сухуме, после ее закрытия перебрался в Кавказские горы, где основал небольшую монашескую общину. Она просуществовала недолго, была обнаружена большевиками и распущена. З. жил в окрестных деревнях и зарабатывал шитьем. В 1930-1936 гг. служил в Софийской ц. в Ростове-на-Дону. В 1936 г. был арестован, 7 месяцев находился в следственном изоляторе. До 1942 г. отбывал заключение на строительстве Беломорско-Балтийского канала и на Урале. В изоляторе и лагерях встречался с глинскими старцами схиархимандритами Андроником (Лукашом) и Серафимом (Романцевым) . Крестил, исповедовал, отпевал; епитрахилью служило полотенце с начертанными углем по углам крестами. Заболел малярией. После освобождения З. возвратился в Сухуми, но не смог оформить прописку и уехал в Тбилиси. В 1942 г. в патриаршем кафедральном соборе Тбилисский Сиони З. встретился с Католикосом-Патриархом Грузии Каллистратом (Цинцадзе ; 1932-1952), который предложил ему место внештатного священника в Сиони. До 1945 г. З. служил здесь и в Ольгинском монастыре близ Мцхеты. После восстановления молитвенной связи между РПЦ и ГПЦ (19 нояб. 1943) Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) удостоил З. права ношения наперсного креста. В 1945 г. З. в составе груз. делегации присутствовал на интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия I и там же был возведен в сан игумена.

http://pravenc.ru/text/199827.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЙХОСРО ГРУЗИН (Картвели) [груз. ] († 1612), сщмч. (пам. груз. 16 июня) Грузинской Православной Церкви. Сведения о нем сохранились в сочинении архиеп. Тимофея (Габашвили) «Посещение святых и других мест восточных» (НЦРГ. H 842, 1742 г.; Q 80, 1753 г.; S 3244, 1753 г.), или «Странствия», где описывается 4-летнее путешествие архиепископа к святыням Афона, К-поля и Иерусалима. Сщмч. Кайхосро. Икона. ХХ в. (частное собрание) Сщмч. Кайхосро. Икона. ХХ в. (частное собрание) Архиеп. Тимофей находился в Иерусалиме с поздней осени 1757 г. до пасхальных праздников 1758 г. Характеризуя одну из фресок груз. Крестового монастыря в Иерусалиме, созданную при настоятеле монастыря (1614-1626; 1643-1649) игум. Никифоре Ирбахе (Ирубакидзе-Чолокашвили), он описывает изображенных на ней 13 груз. мучеников и приводит текст подписи, помещенной под фигурой 3-го святого: «Святой мученик Кайхосро Картвели, который был замучен Аббасом I за иконы (иконопочитание). Короникон 1312» (1612). Сведения об обстоятельствах кончины К. Г. позволяют установить, что он принял мученическую кончину не в Иерусалиме, к-рый не был завоеван иран. шахом Аббасом I, и не в Грузии, т. к. 1-е вторжение Аббаса в Картли-Кахети произошло в 1614 г. Единственно возможным остается предположение, что К. Г. (очевидно, насельник Крестового мон-ря) был замучен в Иране, при дворе шаха, где в то время в качестве заложников находилось много грузин. В сочинении архиеп. Тимофей приводит подписи еще под 4 фигурами груз. святых, изображенных на иерусалимской фреске: 1-й святой - «священномученик Мосе Картвели» (Моисей Грузин); 2-й - «священномученик Мари Картвели» (Мар Грузин); 12-й - «преподобный Нунус, епископ Картвели» (Нон Грузин); 13-й святой - «преподобный Кинд, епископ Картвели» (Киндей Грузин); др. сведений об этих святых нет. В календарь Грузинской Православной Церкви память К. Г. была внесена в нач. 30-х гг. XX в. при католикосе-патриархе всей Грузии Каллистрате (Цинцадзе) с изменением в дефиниции и с указанием ошибочной даты его мученичества: «Среди святых, отца нашего Кайхосро Грузина (1558)» (Календарь. 1938. С. 69).

http://pravenc.ru/text/1319903.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010