2. Практически во всех районах Косово и Метохии сербы лишены свободного доступа в здравоохранительные, образовательные и социальные учреждения, которые в основном остались во власти этнических албанцев. Косовские сербы находятся в зависимости от плохо оборудованных сельских амбулаторий, так как не существует безопасных условий для того, чтобы им оказывалась медицинская помощь в центральных косовских больницах, в которых сербы также не могут свободно и безопасно работать. Исключение составляет только северный район Косовской Митровицы. Сербские дети в Косово не могут получать нормальное образование на родном языке и кириллическом письме ни в одной из городских начальных и средних школ, где косовские албанцы составляют большинство, и не посещают сельские школы, в которых не достает элементарных условий необходимых для современного образования. После недавней отмены сопровождения КФОР для сербских школьников, большое число сербских детей вообще не ходит в школу или продолжает образование вне территории Косово и Метохии. 3. Новые косовские государственные учреждения все в большей мере становятся инструментом узаконенных репрессий этнических албанцев в отношении сербов и других национальных меньшинств. Оскорбительное поведение албанских депутатов в парламенте и отсутствие механизма, который бы защищал сербских представителей в косовских учреждениях от этнической дискриминации, являются главными причинами, по которым сербские депутаты и члены парламента Косово справедливо отказываются от участия в работе этих органов власти. В то время, как во всем демократическом мире демократия понимается как правление большинства при полном уважении прав меньшинства, в Косово албанцы развивают особый вид «демо[но]кратии», которая на самом деле является террором большинства по отношению к меньшинствам и их легитимным интересам. Косовские сербы готовы работать в государственных органах, если они полностью будут выполнять резолюцию 1244 Совета безопасности ООН, но не согласны представлять из себя декорацию несуществующей мультиэтничности и демократии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Монашеский хор Свято-Архангельского мужского монастыря Ковиль из Сербии выступал оба раза во втором отделении и явил достойную преемственность греческим собратьям. Из краткого вступительного слова регента монаха Косьма: " Музыка, которую мы исполняем, относится к преданию православного Востока... Музыка сначала передается акустически, а потом появляется запись, которая мертва без живого пения. Нам трудно объяснить появление хора на сцене или на аудионосителях. Но мы приехали из любви к вам, и мы представляем не самих себя, а предание, которое мы поем " . Сербское богослужебное пение величаво своей силой и красотой. В нем прослушивается верность византийскому прообразу и своеобразие славянской распевности, ее широкое дыхание. Строгий канон византийского осмогласия для него не тесные оковы, а беспредельное священное пространство, в котором так свободно взмывают вверх и парят его распевы, и так живо и естественно выражается созерцательность и восторг перед открывшейся беспредельностью. Сербские мелодии с исоном - словно паруса, упругие от мощного ветра, - несут в себе духовную полноту. От первого и до последнего звука - это непрерывная кульминация. Публика внимала всему услышанному с благоговением, приберегая неуместные аплодисменты лишь к концу каждого отделения. А когда оба хора сошлись на сцене, чтобы объединенными силами петь вместе, зал встал и слушал их стоя. Греческий архимандрит Хризостом на правах " геронты " , т.е. старца, обратился к русским собратьям с добрым напутствием. Он отметил, что те " четыреста лет, когда греки находилсь в рабстве у турок, они бережно хранили свою духовную традицию. Теперь же, достигнув независимости, они забывают ее, становясь все более и более просто " европейцами " " . Отец Хризостом отметил, что когда он был в России в 80-х, его не покидало ощущение, что несмотря на внешнюю несвободу, русские сохранили свое духовное богатство. Теперь же он со скорбью наблюдает в России процессы, аналогичные греческим. " Берегите же свою духовную традицию, берегите Православие! " - так закончил свою речь афонский геронта. Эти слова стали лучшим завершением тех богослужений и концертов, которые подарили православным в России греческие и сербские монахи.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Мы не имеем права забыть и про семинарию в Призрене, сожженную албанцами. Сейчас она восстанавливается, первых девять студентов уже посещают занятия, но необходимы еще вложения, чтобы стала возможной ее работа. Мы присылаем также стипендии для 61 студента на севере Косово. – Жизнь сербов в Косово и Метохии подвержена опасности, они живут в непрестанном страхе. Испытываете ли вы страх, когда объезжаете самые удаленные сербские села? – В Америке мне говорили: «Зачем ты едешь в Косово? Это же опасно!» Когда я первый раз поехал, моя мать умирала от рака. Боялся, что не застану ее в живых, когда вернусь, но она ободрила меня и сказала, чтобы я делал богоугодное дело и не боялся. Я вижу страшные вещи! Трудно поверить, но албанцы выкапывают тела из могил, уничтожают сербские кладбища – даже мертвых не оставляют в покое. Преследуют и живых, и мертвых. Убивают священников и монахов. Отца Харитона, который занимался гуманитарной помощью, привозил пищу и помогал людям, возил их в больницу, в 1999 году похитили и обезглавили. Он был похоронен без головы. Когда это произошло, я был в Америке; я обещал, что посещу его могилу. Не могу поверить, что это происходит! Запад не понимает нашей любви к Православной Церкви. Эта любовь и монашеские четки из Дечан с Иисусовой молитвой сохраняют сербов в Косово и Метохии. Я отвез множество четок в Америку, люди их просят, даже повязывают детям на руку. Я верю в молитву и любовь. Рядом со мной всегда монахи из Дечан и владыка Феодосий – я в безопасности! Бог хранит нас. Косово – самая многострадальная земля в мире, как и Скопье, и Константинополь. Люди на Западе должны видеть эти страдания, а мы, как христиане, должны заботиться друг о друге. Мы, как христиане, ответственны заботиться о наших братьях и сестрах молитвой, любовью и гуманитарной помощью. В моей церкви в Америке молятся, когда я еду в Косово, и волнуются, вернусь ли я. Но вот я, меня еще не убили! Любовью и молитвой мы можем достичь многого. Каждый день я служил в Дечанах Божественную литургию.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

На экзаменах от поступающих требуется хорошее знание основ православного вероучения (катехизис). Учебный процесс Обучение на факультете продолжается четыре года, или восемь семестров. Учебный год разделяется на зимний и летний семестр . Занятия зимнего семестра проходят с 1 октября до 31 декабря, a летнего с 16 февраля по 31 мая. Каждый студент обязан регулярно посещать занятия. В конце каждого семестра преподаватели подтверждают своей подписью в журнале, что студент добросовестно посещал занятия. Студент, пропустивший занятия по предмету без уважительных причин три и более раз лишается соответствующей записи в журнале. Те из студентов, у которых в журнале отсутствуют подписи преподавателей по более, чем двум предметам к экзаменам не допускаются. На Богословском факультете установлено четыре срока для сдачи экзаменов : сентябрьский (с 1 сентября по 15 октября), февральский (с 1 по 15 февраля), апрельский ( устанавливается в зависимости от Пасхи) и июньский (с 1 по 30 июня). Во время учебы каждый студент обязан написать как минимум по одной семинарской работе из следующих групп предметов: 1-я группа: Священное Писание Ветхого Завета и Священное Писание Нового Завета; 2-я группа: догматика, этика, сравнительное богословие, христианская антропология; 3-я группа: история Сербской Церкви, общая история Церкви, патрология, церковное право, литургика; 4-я группа: энциклопедия теологии, история религий, история философии, агиология, христианская археология с церковным искусством , пастырская психология, история Поместных Православных Церквей, педагогика с методикой преподавания, гомилетика. Учебным планом предусмотрено преподавание следующих дисциплин: 1 КУРС Священное Писание Ветхого Завета I ………………4 часа в неделю - экзамен Священное Писание Нового Завета I………………..4 часа в неделю - экзамен Энциклопедия теологии ……………………………....2 часа в неделю – экзамен История философии …………………………………...2 часа в неделю – экзамен История религий………………………………………...2 часа в неделю – экзамен Церковное пение и основы музыки…………………..4 часа в неделю – экзамен

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

- Как известно, храм не был разграблен и сохранил свое убранство. Также сюда были принесены несколько икон из разрушенных окрестных храмов. Какое попечение вам приходилось нести об этом наследии? - Конечно, нам в наследство досталось большое духовное богатство. Это старинное намоленное место, известное всей православной Москве еще с XVII века. Но когда храм отдали нам, здание было очень запущенным, пришлось начинать срочный ремонт. А то поначалу, когда по улице шел трамвай, в старых железных рамах стекла дребезжали так, что прихожане во время службы пугались. На полу лежала дешевая сантехническая плитка разных видов и цветов, а на солее – 6-7 слоев прогнившего насквозь линолеума, из-за которого в храме пахло старьем, все трубы текли. Все, вплоть до икон и облачений требовало реставрации. Облачения, кстати, были всего двух цветов, они были пошиты, видимо, еще в советское время. У меня была фелонь с заплаткой. При этом на любые работы надо было получать разрешения: ведь здание храма – это памятник архитектуры. Надо было зарегистрировать проект, пройти бюрократические препятствия, стучать во все двери. В общем, было трудно решить, с чего начинать восстанавливать храм… Но уже в 20-х числах января Святейший Патриарх Павел отслужил здесь первую после периода запустения Литургию. - Сербы, приезжающие на работу в Москву, трудятся преимущественно в строительном бизнесе. Могли ли они помочь как-то своему храму? - Когда я сюда приехал, земляки отремонтировали мне две комнаты, чтобы я мог где-то жить. Несмотря на то, что это памятник архитектуры, государство на ремонтные работы денег не выделило. Все делалось за счет частных пожертвований. В течение этих девяти лет, что я здесь нахожусь, в ремонт и реставрационные работы было вложено около 3,5 миллионов евро. На эти деньги было восстановлено храмовое убранство, дом причта и другие здания. У нас никогда не было какого-то постоянного крупного спонсора – помогали нам всем миром, кто-то приносил 10 или 100 евро, а кто-то – 5000. И так за восемь прошедших лет удалось почти все привести в порядок: вывезти с территории огромные горы мусора, заменить все окна, двери, полы – да всего не перечислить.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Последний период жизни священномученика пришелся на Вторую мировую войну. Он освящен в дневниковых записках отца Луки, названных им «Моя жизнь в рабстве». В апреле 1941 года немцы и болгары оккупировали Македонию, и в мае того же года отец Лука вернулся в Черногорию, куда он ранее отправил семью. Здесь в начале июля 1941 года он отказался подписать предложенную итальянскими оккупантами «подписку о лояльности». Он также осудил решение Черногорского народного собора от 12 июля 1941 года, провозгласившего, по инициативе и при поддержке итальянских оккупантов, независимость от королевства Югославии. Святой Лука одновременно поддерживал борьбу и против оккупантов, и против коммунистов-партизан, которые на рубеже 1941–1942 годов «во имя революции» убили многих известных людей в Черногории, тех, кто не поддержал их выступления. Братоубийственная гражданская война в России, которую принесла коммунистическая идеология, повторилась и у сербского народа. Трагически отразилась она и на семье отца Луки: оба его брата – и рано умерший Джуро, и младший Светозар, ставший впоследствии видным партийным деятелем в Югославии, – были коммунистами. Когда во время Второй мировой войны мать спросила Светозара: «Что будет с Лукой, если вы победите?» – он мрачно ответил: «Сама знаешь». Так сказал тот, кто сам признавался, что получил образование исключительно благодаря брату, выделявшему ему половину своей священнической зарплаты. Позднее Светозар написал книгу «Моя семья», где отцу Луке посвятил 200 страниц. Здесь он приводит характерную деталь: после совместного чтения «Братьев Карамазовых» Достоевского Светозар был всецело за Ивана Карамазова, а отец Лука – за Алешу. В 1941–1944 годах отец Лука вместе с семьей жил в Цетинье, преподавая в гимназии. В это время он часто посещал заключенных в тюрьмах и устроенных итальянцами концлагерях, помогая им и поддерживая. В начале 1944 года за свои речи против оккупантов отец Лука был арестован и сам провел несколько дней в тюрьме, но по просьбе священномученика митрополита Иоанникия его вскоре выпустили на свободу.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Коммунисты против нравственности. Они говорят, что нравственные законы не вечны. И более того, согласно им, всякий класс имеет свои собственные нравственные законы. Коммунисты утверждают, что ради коммунистической идеи им все позволено. Их великий учитель Ленин изрек: «Нужно быть готовым на все и решиться на любую жертву, на все возможные лукавства, незаконные методы и утаиванье истины в случае, если это поможет совершить коммунистическое дело». В духе этой нормы коммунистам разрешается давать обещание и не исполнять его, красть, убивать и лгать, если это в интересах коммунизма. Оценку коммунистической нравственности можно хорошо видеть в словах Ленина: «Из ста большевиков – семьдесят дураков и двадцать девять бродяг». Когда такая оценка высказана самим Лениным, то что же нам остается сказать? Не погрешим против совести, если скажем, что и одного из тысячи [коммунистов] нет нравственно исправного и чистого по душе и делам. Кто был таковым, во время [революции] ушел из красного табора. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы противоборствуем безнравственности и зверству, защищая нравственность и человечность? Коммунисты за диктатуру в науке. Они требуют, чтобы ученые свои научные результаты приводили в соответствие с принципами исторического материализма. К непослушным [ученым] применяют физические меры. Известно, как однажды большевистские власти в России, на этнографическом конгрессе в Москве, где обсуждались известные научные проблемы в духе, противном историческому материализму, выпустили инструкцию, которая определяла норму того, как и в каком духе могут вестись научные исследования и дискуссии. Подумайте, насколько это абсурдно, когда полицейское государство подвергает контролю все стороны нашей деятельности! Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы против диктатуры в науке, выступаем за свободу научного труда? Коммунисты против брака. Вместо брака они предлагают свободу любви. Связи мужчины и женщины могут быть, как они говорят, совершенно свободными, и никто не будет иметь право вмешиваться в это сугубо личное дело. Общественный коллектив, согласно им, не будет ограничивать право заключения и расторжения связи мужчины и женщины. Эта коммунистическая доктрина открывает врата блуду и разврату. Особенно болезненный факт состоит в том, что коммунисты дали свободу полного удовлетворения [блудной страсти] молодежи. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы противоборствуем блуду и разврату, защищая брачное единство и чистоту нашей молодежи?

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Коммунисты за революцию. Они не чтят демократические начала. Когда Ленину однажды указали, что революция слишком кровава, он сказал: «Это ничего не значит. Пусть погибнут три четверти человечества, но зато одна четверть, которая останется жить, будет коммунистической». Нам не нравится революция. Мы хотим спасти весь наш народ, не взирая на его национальную и идеологическую принадлежность. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы чтим демократические начала и защищаем человечество от почти полной гибели и истребления? Коммунисты первыми начали революцию. Они убивали достойных и честных людей. Убивали женщин и детей. Резали людей живьем и бросали их в ямы. Главной их борьбой была ликвидация [сербских] националистов. Борьба против [фашистских] оккупантов была у них на последнем месте. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы боремся за спасение и сохранение сербского народа? Коммунисты против нашего короля. Они в принципе против монархии. Они не любят короля и не борются за него. Известно, что и в настоящий момент коммунисты пытаются запретить королю возвращение в отечество. Это они теперь открыто объявляют. Не забудем тот факт, что король ранее назвал коммунистов-партизан обычными террористами и разбойниками. Мы одни верны королю и мы одни ведем борьбу за него. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы остаемся верными присяге, данной королю, и действительно боремся за его королевское величество Петра II? Сербы! Мы изложили мотивы и цели нашей борьбы против коммунизма. Мы не ведем борьбу за интересы каких-либо иностранных сил, но боремся за интересы нашего народа, наших детей и за наше будущее. Мы остаемся верны духу нашей мученической истории. Помоги, Боже, сербам придти к согласию. Цетинье, 1944 год (выборки из «Догматики») Что есть чудо? Это некое событие, которое не может быть объяснено из условий самой природы и для которого требуется предположить действие надприродной силы – Бога. Чудо всегда имеет определенную нравственную цель. Чудеса происходили и в Ветхом и в Новом Завете. Приведем несколько примеров того, что мы называем чудом: хождение по воде, превращение воды в вино, исцеление слепого от рождения только словом, воскрешение из мертвых.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

136, 5-6). А кто отрекается от своего народа и отечества, такой похож на того, кто отрицается от своих родителей; он не имеет цены и значения, все равно как монета без образа и начертания. Но если нужно поддерживать, беречь и защищать свою народность, то кольми иначе надлежит оберегать св. веру православную. Народность хотя и составляет благо для успешного развития человека, но все же она имеет только временное значение, в здешней жизни, а не в будущей вечной, ибо там несть еллина, ни иудей, обрезание и не обрезание, варвар и скиф, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3,11); для получения будущего нужно будет не сохранение народности своей, а правой веры во Христа. О сем и помышляйте, братие, тем паче, что сохранение вами веры православной есть вместе с тем и самое лучшее и надежное средство для сохранения и поддержания вашей народности. Благочестие, истинная правая вера, на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего и грядущаго; верно слово сие и всякого приятия достойно (1 Тим. 4, 8-9). История разных народов красноречиво свидетельствует о том, что вера и добродетели, правда возвышает язык и греси умаляют племена (Причт. 14,36), что только тот народ является великим сильным и славным, в котором живет твердая вера в Бога и крепкая надежда на Него. Верою побеждает он царства, укрепляется от немощи, силен на войне (Евр. 11, 33-34); если он и грешит пред Господом, то пред Ним же и кается, и во своих бедах обращается за помощью не к богам чужим, а только к Единому Истинному Богу, от Него же и получает помощь и спасение. Вспомните хотя бы еврейский народ: тогда ли он был силен и страшен для врагов, преклонялся под чужое ярмо и служил Ваалу и Астарте, или же когда оставался верен благодеявшему Иегове? Вспомните и историю своего собственного народа. Не тогда ли сербский народ был крепок и возрастал в силе и славе, когда был верен православной вере отцов своих и когда пребывал в единомыслии и братолюбии? То были золотые дни для Сербии, когда в ней подвизались мужи веры и народности, - Св.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

– Отец Нектарий, вы в шестой раз приехали в Косово и Метохию. Каковы ваши впечатления от последней поездки по находящимся в трудном положении сербским анклавам? – Я специально приехал зимой, когда дороги скованы льдом, чтобы увидеть, как идет повседневная жизнь и как чувствуют себя обычные люди в это время. Я расскажу о своих впечатлениях и покажу фотографии жертвователям, желающим помочь голодным женщинам и детям, которым я, в свою очередь, говорил, что их братья и сестры из далекой Америки и со всего мира по-прежнему помнят о них. Я хотел сам лично увидеть, как они борются зимой за жизнь, и понять, что еще мы можем сделать, чтобы помочь им. Многие люди мерзнут, голодают. Зима – очень тяжелый период для них. Я хотел передать им свою любовь и надежду, хотел, чтобы они знали: мы полны решимости им помочь и не откажемся от этой идеи. – Что в первую очередь необходимо сербскому народу, какой вид помощи? – Я объехал все Косово, разговаривал с людьми, со студентами духовной семинарии в Призрене, с монахами и монахинями в Дечанах и Грачанице, чтобы узнать, как помогать им в будущем. В семинарии, где раньше не было отопления и после погрома долго шел ремонт, ситуация сейчас несколько лучше, но многое еще только предстоит сделать. Большая поддержка нужна школам: начиная c отопления и кончая оборудованием и учебными материалами. Сейчас здесь действуют шесть бесплатных «Народных кухонь», которые не располагают запасами продуктов и не самым лучшим образом снабжаются ими; зимой же ситуация еще более осложняется из-за того, что дороги становятся непроходимыми. Хочу с помощью фотографий показать людям в моей стране, насколько тяжела здесь ситуация. Я был во многих домах, где нет воды, где люди мерзнут без отопления, располагают только самой элементарной мебелью. Но замечу, они радуются, когда видят священника, когда монах приезжает к ним в дом или в их село! Они счастливы и благодарны! Нужно много человеческой заботы и обычной гуманитарной помощи. Мы не имеем права забыть Косово: люди по-прежнему страдают. Мы должны заботиться о них.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010