Раньше крестили всех повально, не хватало священников, чтобы вести разъяснительную работу. Сейчас мы человека готовим к этому таинству, и случайных людей стало меньше - тех, кто делает это из-за моды или за компанию, кто хотел покреститься быстро, не тратя своих сил и времени. Так не должно быть. Человек должен пройти собеседование, определенное обучение. Святое таинство просто так не дается. Мать же не даст ребенку хрустальную вазу, потому что он еще не умеет с ней обращаться. - Кстати, о крещении детей. Коллеге предлагают стать крестной для малыша, но она боится, что не сможет нести ответственность за его судьбу, дарить подарки и прочее. - Раньше была мода покрестить ребенка, чтобы, как в народе говорили, он меньше болел. Но это большое заблуждение, крещение не магическая процедура. И если впоследствии малыша не учат жить по Божьим заповедям, жизнь его может покатиться под откос. И крестными родителями тогда становились легко, не сознавая всей ответственности. А ведь подарки и прочее - это вторично. Мы должны говорить ребенку о Христе и побуждать к этому его родителей. А уже если они не будут слушаться, то на нас нет ответственности. Но можно посмотреть на это с другой стороны. Крестная в свое время состарится и умрет, а за нее крестные дети будут молиться, творить добрые дела, раздавать милостыню. Что ты вложишь в душу ребенка, то и получишь. - Могут ли в храмах бесплатно покрестить и повенчать? Обычно на входе висит четкий прейскурант: что сколько стоит. - Это рекомендованная сумма пожертвований. Человек не всегда отважится спросить, сколько нужно дать. Любой храм живет за счет того, что христианин его поддерживает. Ведь нужно платить за свет, отопление, семьям церковно-служителей помогать. Но если у человека нет возможности пожертвовать какую-то сумму, отказать ему не имеют права. Обязательно повенчают, не говоря уже о крещении. Но только после проведения огласительных бесед и разъяснения смысла таинства. - Венчание сейчас в моде. А если разведешься, нужно как-то «развенчиваться»? И можно ли будет повенчаться второй раз? |
Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Открытое письмо больничному священнику Это не статья, а письмо, написанное священнику служащему в больнице, которое я решил сделать открытым. Зачем? Потому, что поднимаемые здесь вопросы актуальны всегда и для всех. Можно ли молиться за Божественной Литургией за некрещеных людей?.. Кажется, что ответ абсолютно однозначен – нельзя! Но на самом деле, если мы обратимся к христианской древности, причем не к первым векам христианства, когда богословие еще не сформировалось, а к самой что ни на есть зрелой, византийской поре, мы увидим удивительную вещь. Если человек готовился принять крещение (а этот период продолжался несколько лет) и внезапно умирал, он поминался за Литургией как… христианин. Естественно, его поминали и на заупокойных богослужениях. Так же дело обстояло и с младенцами. Если его не успели крестить, но собирались это сделать, тем более провели над ним положенные для новорожденного чины, он тоже считался маленьким христианином. Даже если само крещение совершить не успели и малыш предал душу Богу. Но редко кто об этом знает. И получается вопиющая по своей трагичности картина. Скажем, недоношенного ребенка, родившегося в христианской семье, причем мама молилась, причащалась… помещают в кювету, в стеклянный бокс. Родители приглашают священника. Но тому не разрешают касаться младенца. Как крестить ребенка? Родители мечутся – только бы малыша успеть крестить, а то ведь за малютку в храме и не помолишься. Один священник в такой ситуации прочитал Чин Крещения и оставил святую воду врачу. Чтобы тот помазал ею ребенка. То есть, таким образом, Крещение было бы совершено. Но есть и другой вариант. Совершить над малышом Чины оглашения. А крещение отложить пока кювету не откроют. В любом случае, этот ребенок будет, по византийской и древне-христианской практике считаться христианином. И за него можно будет молиться как за члена Церкви. Пусть еще не вошедшего в храм, но стоящего, говоря, условно, на пороге. |
Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления иерей Антоний Семилет " decoding="" title="" Оглавление От автора Рукопись «О таинстве Крещения» написана на основе личного сравнительно небольшого опыта. Я использовал наработки своей пастырской практики, богословского багажа, полученного в стенах Минских духовных школ, научных достижений современных исследователей в области исторической литургики и литургического богословия . Технически рукопись составлена из статей, ранее изданных печатными и интернет-СМИ. Потому жанр книги — церковная публицистика. У меня была цель не сказать новое в богословии, но написать по-новому на новом языке для современных людей о церковных таинствах. И это стремление никоим образом не противоречит церковным реалиям 21 века. Рукопись адресована широкому кругу читателей, но в первую очередь восприемникам, а также в помощь священнослужителям при проведении собеседований. Отсюда и контрастность стиля изложения материала. С одной стороны, надо «разжевать», дать в упрощенной форме тяжелую богословскую пищу «церковным младенцам» ; с другой, помочь современному пастырю улучшить качество бесед с будущими крестными . Я говорю о тех священниках, кто по ряду причин в том нуждается. О Таинстве Крещения (записки сельского батюшки) Для тех, кто крестит Название для введения я выбрал не случайно. Мне всегда не нравился подход, при котором считается, что крестит священник. Это является правдой отчасти. Крестит Бог с помощью священника, крестных и, конечно же, биологических родителей . Именно в такой перспективе я предлагаю понимать название моего обращения к читающим данную книжку. Сразу следует сделать краткое пояснение. Когда я говорю, что биологические родители принимают участие в Крещении, то в первую очередь подразумеваю их будущую роль в духовной жизни малыша. Ведь они, в отличие от священника и крестных, каждый день будут рядом с ребенком. Потому было бы невнимательно со стороны Церкви пройти мимо родителей ребенка, особенно в самом начале его церковного пути. |
Бывают и более скорбные случаи, которые становятся для участников общей молитвы уроком смирения и принятия воли Божией. «Однажды со мной связалась женщина, живущая в другом городе, которая ждала третьего ребенка,- рассказывает отец Андрей.- Роды обещали сложные, у малыша было немного шансов. Мы много разговаривали, потом несколько раз созванивались. Ребенок родился раньше, чем предполагалось, родители его крестили. Это был случай, когда действительно было совсем-совсем все тяжело. Но малыш прожил почти месяц! И все это время мама была с ним в роддоме, читала ему Евангелие, разговаривала с ним. Нечасто в таких случаях родители способны принять подобное испытание без ропота. Но поразительно, что этот удар все мы - и семья малыша, и те, кто молился за него,- приняли совсем иначе, чем это бывает обычно. После смерти ребенка я созванивался с родителями, мы подолгу общались и поныне дружим. При их участии стало возможным обустроить молитвенный уголок в роддоме, чтобы женщины, находящиеся в подобной ситуации, могли где-то уединиться и помолиться». В процессе этих бесед нам стало очевидно, что все, кто рассказывает на своих сетевых страницах о болящих и страждущих, находят живой отклик у своих подписчиков - а значит, сопереживание друг другу в нас не утратилось. Объединение сотен и даже тысяч людей в общей молитве за одного человека дает надежду, и этот человек действительно может быть исцелен Господом . Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18,19-20). Газета «Православная вера» 02 (598) [ Олеся Дубовская ] Православие и современность Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. |
Наша медсестра говорит, что все реанимируемые младенцы после крещения и правда сразу оживали, набирались сил. Бывало, что спустя время кто-то из них все-таки умирал, но не в этот священный момент. Может, это было знамением ради врачей, они невольно начинали верить в невидимую силу таинства. Наглядно происходившие исцеления служили свидетельством спасительной силы Крещения. Конечно, мы рассуждаем по-человечески. И смысл Крещения не в том, чтобы исцелилось тело, а чтобы душа ребенка приобщилась благодати Спасителя. Если вдруг ребенок отойдет в иной мир, он уже перейдет как благословенное чадо Христово. А однажды случилось вот что. Рядом, помимо родильного отделения, находилось еще отделение гинекологии. И вот оттуда поступил малыш. На позднем сроке случился выкидыш. Беда в том, что он не особенно-то был нужен маме, аборты же на поздних сроках не делают. И вот малыш, покинув лоно не очень любившей его мамы, ударился о кафель. Сбежались врачи. Что делать? Они решили не церемониться и положили малыша на холодный подоконник: «Все равно не жилец», – полагали они. Мама же рассталась с ним как с ненужным ей лишним бременем. Но малыш не спешил умирать. Через два часа врачи пришли посмотреть, а он шевелится, пищит, словно говорит: «Я живой». Тогда его отправили в отделение для недоношенных. Наша медсестра приняла его. Он жалобно пищал и водил ручками, ножками. Он был не обтертый, слизь и кровь с него вовремя не убрали, все это засохло – мир людей встретил его неласково и равнодушно. Но среди духовно мертвых нашлась одна живая душа. Она-то ласково приняла его в свои руки и стала бороться за его жизнь. Приготовила ванночку с фурацилином, начала его обмывать, обтирать. Но тут его сердечко перестало биться. Мальчик сразу посинел. Медсестра мгновенно принялась реанимировать его, делая массаж сердца – сжимала его крохотную грудку двумя пальцами. Сердечко сразу стало биться. Мальчик порозовел и начал снова пищать: «Вот, я живой». Улучив секунду, она схватила ближайшую склянку с каким-то лекарством, разбила и тут же крестила малыша |
Теперь надо бы его крестить. Но как? Едва она убрала руки, чтобы кинуться за святой водой, как маленькое сердечко, зависевшее от ее рук, вновь остановилось. Она не могла бросить его и продолжала спасать едва теплившуюся жизнь в его сердце. Но не могла и оставить некрещенным. Улучив секунду, схватила ближайшую склянку с каким-то лекарством, разбила и тут же крестила малыша. Вот так еще один Сергий родился в вечную жизнь. Теперь она была его духовной мамой. Она молилась и делала ему массаж сердца до самого утра. Достаточно было отнять руки, и маленькое сердечко переставало биться. А бросить его она не могла. В какой-то момент, среди ночных часов, ее осенила мысль: вот так и Господь нас держит в руках Своих, Ему достаточно отнять руку – и прекратится жизнь наша. И вот она молилась, делала ему массаж сердца, пока не наступило утро, и так она передала малыша сменившей ее медсестре. Может быть, она слишком вкладывала себя во все это, руководствуясь сердцем и не очень пытаясь осмыслить, оценить способность ребенка к жизни телесной. Ее сердце не позволило ей оставить его, и потому она боролась за его жизнь до конца. Врачи ее понимали и не мешали. Но когда, обессиленная, она передала свою смену, то достаточно скоро к ней подошла врач и сказала: «Ты знаешь, он уже отошел, он все равно бы не смог выжить». Бессмертная душа ее маленького крестника покинула тело, чтобы чистым, белоснежным Ангелом устремиться к Небесам. Не смерть победила. Победила Любовь. Он успел принять Таинство. Он не умер там, на подоконнике, всеми преданный и оставленный. В лице одной любящей души он обрел духовную маму, и в ее лице человечество оказалось не безнадежно. Ибо бывает достаточно одного человека с живым, любящим сердцем, чтобы победила Любовь. В Крещении младенец родился для Неба, и Небо приняло его в свои ласковые объятия. Дивное диво! Одни попирают собственных деток, ибо хотят пожить для себя. Живя ради себя, перестают жить для вечности, но в итоге теряют и эту тленную жизнь – она проходит в бессмысленной пустоте. Другие, забыв о себе, борются за детей, борются за их жизнь до конца, а за их небесную участь готовы душу свою положить. Полагая свою жизнь, обретают жизнь истинную, и даже земная их жизнь обретает новое, дивное наполнение. |
«Понимаете, это спор бессмысленный, потому что в корне его лежит вопрос о том, как родители воспринимают Бога. Если для них Бог — это самое ценное в жизни, смысл ее, истина и любовь, то мама с папой и помыслить не могут оставить своего малыша без этого Дара. Если же для родителей Бог — это лишь одна из форм познания и общения с миром, часть культуры и пр… то, конечно, они могут отложить Крещение младенца холодной формулировкой: “Подрастет — сам выберет”. Тут пожалуй добавить просто нечего. Аргумент «крестить ребенка не надо, потому что до семи лет он и так безгрешный». Действительно, дети до семи лет в православной традиции считаются младенцами, не способными в полной мере отвечать за свои поступки, поэтому исповедь для них не обязательна. Однако же они не свободны от первородного греха, как уже упоминалось выше. И до крещения лишены многих возможностей – им нельзя причащаться, праздновать День Ангела (которого у них попросту нет), за них нельзя молиться в Церкви – только дома. В любом случае, выбор в таком вопросе остается за родителями (именно за родителями, а не бабушками-дедушками и прочими родственниками, друзьями и сочувствующими). Что для этого нужно Кроме самого желания креститься потребуется выполнение некоторых условий и сопутствующие аксессуары. Необходимыми условиями могут быть следующие: если крестится ребенок, то не обойтись без крестных, а ещё, в некоторых храмах с вас могут потребовать посещения огласительных бесед. Из необходимых аксессуаров назовем пожалуй все, но их полный пакет будет зависеть как от вашего желания, так и от храма, где совершается Крещение. Итак, вам понадобятся: крестик с приспособлением на котором он будет держаться на шее, цепочка или ниточка не имеет значения. Если крестится маленький ребенок — имеет смысл ниточку взять шелковую или широкую атласную ленточку, чтобы они не нарезали нежную кожу. Есть наблюдения, что золотые и серебряные цепочки также не причиняют коже малыша неприятного раздражения. Крестильная рубашка — её можно приобрести в специализированном храме, либо, если вы любите трудности, сшить самим, покрой простой, она напоминает ночную рубашку с вышитым крестом на спине. На самом деле, это не обязательный атрибут крещения, но он предает совершаемому событию дополнительную утонченность и соответствует традиционной церковной эстетике. Если крестильную рубашку не приобретать, надо запастись такой формой одежды, которая не смущала бы вас и окружающих при соприкосновении с водой. Сейчас во многих храмах есть купели для полного погружения, соответственно всё, во что будет одет крещаемый, будет гарантированно мокрым. Но даже там, где крещение совершается обливательным способом в маленькой купели, как минимум по пояс вас также обольют водой. |
Ошибка 6 — Ожидание немедленного изменения поведения Американский педагог Мэри Бадд Роу в ходе экспериментов обнаружила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести попросту не может. Работа над ошибками. Давайте малышу «временной» запас. Например, вам пора домой, а чадо никак не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если карапуз «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, – предложите машинкам посоревноваться – кто быстрее доедет до кухни и т. п. Ошибка 7 — Метод «заезженной пластинки» Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. «Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно». Плох для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша – накричать или отшлепать. Работа над ошибками. «У детей очень развита зрительная память, – говорит Оксана Лысикова, – поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трем ситуациям. Каждое мытье рук ребенок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком». Ошибка 8 — Просьба-«отрицание» «Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!» Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение. |
Мой дедушка родился в 1924 году в глухой сибирской деревне. Там даже до революции не было церкви, а в советское время тем более ребёнка невозможно было покрестить. Вместо этого моего дедушку «октябрили»: новорожденного носили по деревне с красными флагами под пение пролетарских гимнов. Родился ребёнок – это надо было как-то пережить, принять, избыть, отметить, означить. Люди не могут без религии, без культовой оформленности своего подлинно человеческого опыта. Конечно, это не тезис в защиту крещения маленьких детей. Но заставляет задуматься. Да, большая часть тех, кто приносит нам крестить малышей, – люди нецерковные. Они крестят по привычке, по обычаю, потому что «так надо». Мы – люди церковные – знаем, зачем крестим. Вернее – думаем, что знаем. Мы прочли в «Законе Божием», в «Катехизисе» или «Догматическом богословии», в самом лучшем случае, – в Писании. Это очень хорошо. Читаем, изучаем, штудируем. Без такого богословского усилия нам, христианам, никак нельзя. Это род духовного упражнения. Но я на своем священническом веку довольно часто встречал людей, которые «кожей чувствовали», что им нужно, очень нужно покреститься. Как я могу отказать этим людям? То, что они чувствовали и переживали, было больше того, что они знали и постигали рационально. Фото: Павел Майоров Есть чудесный итальянский фильм «Маленький мир Дона Камилло». Главный герой – простой итальянский батюшка. Он всеми силами старается бороться с местным мэром-коммунистом, но когда тот приходит крестить своего малыша, Дон Камилло не отказывает ему. Жизнь сложнее, чем написано в книгах, и очень часто люди неверующие, даже настроенные антицерковно, всё же где-то в глубине догадываются, что они – дети Божии, и о своем настоящем Отце они могут вспомнить, только встретив утешающий и ободряющей взгляд священника. Итак, почему же мы крестим детей? На самом начальном уровне нашего естественно-религиозного мироощущения нам необходима ритуально-символическая оформленность чуда рождения ребенка. На этом примитивном уровне человеку не важно, какой религии или идеологии он принадлежит. Однако я призываю даже к этому примитивному подходу отнестись с уважением и пониманием. |
Зачем мы крестим детей? Ребенок должен сам выбрать? Но кто научит его выбирать, если не родители? 2 июля, 2014 Ребенок должен сам выбрать? Но кто научит его выбирать, если не родители? Дискуссия в обществе, толчком к которой стала нашумевшая видеозапись из Греции, продолжается на страницах «Правмира». Напомним, что на видео священник отказался крестить девочку из-за её несогласия. На вопрос, должны ли родители и священники руководствоваться мнением ребенка, отвечает архимандрит Савва (Мажуко). Каждый батюшка знает, как сложно священнику выйти из храма после воскресной литургии. Множество лиц, встреч, вопросов, а с ними – слёз, улыбок, объятий и благословений. Приходится идти «сквозь строй», но это – обычный и очень важный труд пастыря. Архимандрит Савва (Мажуко). Фото: Наталья Емчицкая Однажды, пройдя «сквозь строй», вырвавшись на улицу, я пережил настоящее потрясение от встречи с одним маленьким человеком. Из-за яблони мне навстречу выбежал пятилетний Алёша, сын нашего водителя, добрый и нежный мальчик. Он увидел меня и побежал, крича во всё горло: «Отец!». Дети не стесняются восклицать и восхищаться. У них еще слишком много сил жить и нерастраченная способность удивляться, особенно если они живут в любви и безопасности. Конечно же, я – отец. Меня так все зовут – «отец Савва». Но когда я услышал это имя от малыша, бросившегося обниматься, у меня оборвалось сердце. Ведь я просто монах, и у меня не может быть детей, и только иноки знают, что это – самая большая жертва, которую мы приносим. Но на какой-то миг я, кажется, пережил то сложное чувство ужаса и благоговения, которое испытывают настоящие родители, ведь появление ребенка – это величайшее чудо, и быть родителем того, кого еще никогда на свете не было, и быть к этому причастным – как не возликовать перед лицом Божиим, не возблагодарить Его за этот дар! Это чувство благоговения перед новой жизнью доступно каждому человеку: и верующему, и неверующему. Но человек – существо религиозное, а это значит, что в любом из нас лежит неустранимая потребность каждый по-настоящему глубокий человеческий опыт религиозно или ритуально оформить. Поэтому в любой культуре вы обязательно найдёте обряды, связанные с рождением ребенка, бракосочетанием, инициацией, погребением. Там, где человеческий опыт «выплёскивается» за границы этого мира, человек погружается в стихию символа и обряда. |
| |