Ашуркова) - обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (В.М. Гундяеву) «с выражением поддержки заявления Священного синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской В 2016 - 2018 гг. увидел свет целый ряд изданий, посвящённых КБМ и Казанской иконе Божией Матери. К Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» (г. Казань, 19 - 21 июля 2016 г.), помимо прочего, был приурочен выпуск сборника представленных материалов (г. Казань: Центр инновационных технологий/ЦИТ/; тираж - 400 дополненного издания выходившей ранее книги «Чудотворная Казанская икона Божией Матери. Заступница усердная рода христианского» (в нескольких форматах) и семи тематических лифлетов (в том числе - «Казанско-Богородицкий монастырь», «Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери» и «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь. 79; 126]. В конце 2016 г. также увидело свет издание «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации. Сборник избранных статей по итогам работы Международной научно-практической конференции. Казань, 19 - 21 июля 2016 года» (г. Казань: ЦИТ; тираж - 1 тысяча Во второй половине 2016 г. «Издательством Сергея Бузукина» (ИСБ) был издан в двух томах (г. Казань: ИСБ; тираж - 400 экз.) каталог икон из частных коллекций, экспонировавшихся на выставке «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь» (г. Казань, ГМИИ РТ, 3 июля - 30 сентября 2016 г.), предваряющийся обращением митрополита КиТ Феофана (И.А. Ашуркова) и вступительным словом его составителя - члена организационного комитета Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации», генерального директора АО «Связьинвестнефтехим» В.Ю. Сорокина. При этом во второй, отдельный, том каталога вошли изображения и описания экспонатов, непосредственным образом связанных с деятельностью иконописной мастерской Казанского Богородицкого женского монастыря, а также статьи доцента КазПДС А.М.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

58 Ивановский Николай Иванович (1840–1913), действительный статский советник, почётный член и заслуженный ординарный профессор Казанской Духовной академии, доктор богословия, видный церковно-­общественный деятель. Сын священника Архангельской епархии, выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии. С 1869 года – профессор кафедры истории и обличения русского раскола КазДА, где прослужил 45 лет. Автор фундаментального «Руководства по истории и обличению старообрядческого раскола» в 3­-х частях (Казань, 1886–1888) и других трудов. Издатель памятников древнерусской письменности. С 1873 года – редактор журнала «Православный собеседник». В 1883 году удостоен степени доктора богословия. Деятельный член казанского «Братства святителя Гурия». На протяжении почти сорока лет Н. И. Ивановск ий вёл большую практическую работу по воцерковлению раскольников, проводя публичные собеседования со старообрядцами в городах и деревнях Казанской епархии; приложил много трудов и забот к устроению единоверческих храмов. Его миссионерская деятельность приобрела всероссийскую известность. Он был награждён орденами св. Анны 2-й и 3-й степеней, св. Владимира 4-й степени, Станислава 2-й степени. Его дом на Ново-Горшечной (ныне Бутлерова) и дачу в Васильево посетил Иоанн Сергиев Кронштадтский в июле 1897 г. во время своего пребывания в Казани. Отпевание Н. И. Ивановск ого было совершено 28 октября 1913 года в храме Духовной академии Высокопреосвященнейшим Архиепископом Казанским Иаковом в сослужении преосвященных викариев Анатолия, епископа Чистопольского (ректора академии) и Михаила, епископа Чебоксарского (ректора семинарии) и сонма академического и городского духовенства. Погребен на Арском православном кладбище. На его могиле был установлен большой крест из черного мрамора-лабрадора. В одной ограде с ним упокоилась его вторая жена Мария Николаевна Чернова. См.: Терновский С.А. Историческая записка о состоянии Казанской Духовной академии. – Казань, 1892. – С. 397–401. Знаменский П. В. История Казанской Духовной академии. Вып. 2. – Казань, 1892. – С. 401–402. Седмиозерная пустынь. Казань. Типо-литография Казанского университета. 1901. – С. 36. Православный собеседник. – Казань. 1913, октябрь. – С. 1–10. Матяшина Е. Воспоминания//Казань. 10. 2002. – С. 67.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Казань поехали боярин князь Димитрий Палецкий и дьяк Клобуков; они повезли платье, сосуды, деньги хану, ханше, князьям казанским и городецким, повезли царю и земле Казанской жалованное слово за службу; но при этом они должны были требовать освобождения всех пленных, в противном случае объявить, что государь, видя христианство в неволе, терпеть этого не будет. Шиг-Алею должны были сказать, чтоб он помнил жалованье царя и отца его, великого князя Василия, прямил по шертным грамотам, русских пленников всех освободил и укрепил бы Казань крепко государю и себе, как Касимов городок, чтоб при нем и после него было неподвижно и кровь перестала бы литься навеки. Палецкий с этим наказом поехал в Казань, а из Казани в Москву приехали большие послы с челобитьем от Шиг-Алея, чтоб государь пожаловал. Горную сторону царю уступил, если же не хочет уступить всей стороны, то пусть даст хотя несколько ясаков с нее; да пожаловал бы государь, дал клятву царю и земле Казанской в соблюдении мира. Иоанн велел отвечать, что с Горной стороны не уступит Казани ни одной деньги, а клятву даст тогда, когда в Казани освободят русских пленных всех до одного человека. Тогда же возвратились из Казани боярин Хабаров и дьяк Выродков и сказали, что казанцы мало освобождают пленных, куют их и прячут по ямам, а Шиг-Алей не казнит тех, у кого найдут пленников, оправдывает себя тем, что боится волнения: доносят ему, что князья казанские ссылаются с ногаями; он об этом разведывает и даст знать государю. Действительно, в ноябре Шиг-Алей и князь Палецкий дали знать, что казанские князья ссылаются с ногаями, хотели убить Шиг-Алея и князя Палецкого. Хан узнал о заговоре, перехватил грамоты и велел перебить заговорщиков у себя на пиру числом 70 человек, а другие разбежались; он просил, чтоб государь не отпускал из Москвы больших казанских послов, потому что они также в числе заговорщиков. Так прошел 1551 год. Дело приближалось к развязке. Казань не могла оставаться долго в таком положении; после кровавого пира ненависть к Алею достигла высшей степени; поддерживать долее силою ненавистного хана было бы очень неблагоразумно; двинуть большие полки к Казани, не дожидаясь первого движения со стороны ее жителей, значило ускорить кровавую развязку, подвергнуть явной опасности жизнь Алея и находившихся при нем русских стрельцов и дать казанцам полное право к восстанию; захватить город внезапно, без ведома хана, было нельзя, а хан не хотел изменить бусурманству.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Пахман С. О судебных доказательствах по древнему русскому праву, преимущественно гражданскому, в историческом их развитии. М., 1851. Перов И. Епархиальные учреждения в Русской Церкви в XVI и XVII веках. Рязань, 1882. Победоносцев К. Курс гражданского права. 3-е изд. СПб., 1883. Ч. 1; 2-е изд. СПб., 1875. Ч. 2. Повесть о начале и основании Псковского Печерского первоклассного монастыря, взятая из древних летописцев, обретающихся в книгохранительнице оного монастыря. 2-е изд. Псков, 1849. Погодин М. Исследования, замечания и лекции о русской истории. М., 1846. Т. 1. Он же. Древняя русская история домонгольского ига. М., 1871. Т. 2 и 3. Познышев С. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. М., 1906. Покровский А. Соборы Древней Церкви эпохи первых трех веков: Историко-каноническое исследование. Сергиев Посад, 1915. Покровский И. Значение высшей русской иерархии и исторические условия ее служения Церкви и государству до XVIII века. Казань, 1898. Он же. Русские епархии XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Казань, 1897–1913. Т. 1–2. Попов А. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань, 1904. Попов М. С., свящ. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912. Попов Н. Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении. М., 1892. Попов Н. Рукописи Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки. М., б. г. Вып. 1–2. Попов Ф. Император Юстиниан I и его заслуги в отношении к Церкви Христовой. Киев, 1856. Прилуцкий Д. Ф. Историческое описание Городецкого Аврамиева монастыря в Костромской губернии. СПб., 1861. Прокошев Н. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895. Он же. Церковное судопроизводство в период Вселенских Соборов (accusatio) и влияние на него римско-византийского процессуального права. Казань, 1900. Он же. Didascalia Apostolorum и первые шесть книг Апостольских постановлений: Историко-критическое исследование из области источников церковного права. II. Приложение. Didascalia Apostolorum (текст памятника в русском переводе). Томск, 1913.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Талантливому перу этого почтенного русского библеиста принадлежит ряд многочисленных весьма ценных по своей научности и прекраеному литературному изложению исследований, в области библейской истории, в виде статей, помещенных в журнале: „Православный Собеседник“: „Об идолопоклонстве евреев в период судей“, 1871, II; „К вопросу об ессеяхъ, 1873, III; „Соломон вне библейский“, 1884, III (есть отдельное издание, Казань, 1884); „К вопросу о библейской истории миротворения“, 1890, I; „Об Иосифе библейском патриархе“, 1891, II (отдельное издание, Казань, 1891); „Об Ироде так называемом Великом“, 1896, I (отд. изд. Казань, 1896); „Происхождение человека, его природа, достоинство и назначение“, 1903, январь, февраль и март; „Первоначальное жилище человека на земле – рай в Едеме“, 1904, январь и февраль; „Жизнь первозданных людей в раю, 1904, сентябрь и октябрь; „Падение человека и его последствия“, 1905, январь и февраль; „Начальные черты рода человеческого после грехопадения. Потомство Адама, его характер и, судьба», 1905, сентябрь и октябрь; „Всемирный потоп“, 1906, апрель и май; „Начальные черты истории рода человеческого после потопа. Ной и его потомство. Вавилонское столпотворение и смешение языков. Хамиты, семиты и иафетиды в рассеянии“, 1906, июнь и июль. Последние статьи проф. Богородского вышли отдельным изданием под заглавием: „Начало истории мира и человека по первым страницам Библии“, Казань, 1906. – Богословский М. И., проф. Каз. дух. академии, д. б., один из замечательнейших русских эгзегетов. Его главный труд „Детство Господа Нашего Иисуса Христа и Его Предтечи по евангелиям св. апостолов Матфея и Луки“, Казань, 1893. Эта докторская диссертация проф. Богословского – работа солидная в научном отношении; „она заключает апологетическое и экзегетическое исследование всех отдельных евангельских повествований о рождении и детстве Иисуса Христа до выступления Его на общественное служение, а равно и о рождении и детстве Иоанна Крестителя и о всех событиях, тесно связанных с этими событиями, а также и прологов евангелий Луки и Иоанна; весь соответсгвующий материал подвергнут тщательному, строгонаучному анализу, сопровождаемому решением всех вопросов, поднимавшихся и доселе поднимающихся по поводу его в экзегетической русской и иностранной литературе; сочинение написано с святоотеческим, православно-богословским, живым и сердечным пониманием евангельских повествований“ (отз.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Литературная деятельность Преосвященного Алексия, начавшаяся еще со студенческой скамьи, выразилась во многих литературных произведениях. Кроме магистерской и докторской диссертаций ему принадлежит большое количество статей, слов и речей. Труды : «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого». (Магистерская диссертация) М., 1889· «Опыт противоштундистского катехизиса». Екатеринослав, 1889· «Жалопутская община». М., 1891· «Южно-русский необаптизм, известный под именем «штунды». Ставрополь, 1903. «Византийские церковные мистики Х1У века. Препод. Григорий Палама , Николай Кавасила и преп. Григорий Синаит ». Казань, 1906, «Правосл.Собес.» «Женщина, что ты плачешь?» «Правосл.Собес.» 1907, январь, стр.3–16. «Секта шалопутов». «Прав.Собес.» 1907, февраль, cmp.XVII. «Отличительный характер чудес Господа нашего Иисуса Христа». «Правосл.Собес.» 1907, март, стр.305–320. «О необходимости изучения в Духовной Академии русского сектантства» · «Правосл.Собес.» 1907, сентябрь, стр.437–445· Речь к поступившим в Казанскую Академию. «Правосл.Собес.» 1907, сентябрь, стр.384–388. «Внутренняя организация общин южно-русских необаптистов». «Правосл.Собес.» 1908, январь, стр.86–123. «История секты баптистов». «Правосл.Собес.» 1908, апрель, стр.457–480. «Секта баптистов». «Прав.Собес.» 1908, ноябрь, стр.34·. Речь к новопостриженному иноку Евсевию Рождественскому. «Прав.Собес.» 1908, декабрь, стр.780. Материал для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909. Письма о штундистах. Казань, 1909· «Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX-XX столетия». Казань, 1909· Отзывы проф.Казанской Академии см. «Прав.Собес.» 1912, сентябрь, стр.437–467.· «Христианство и коммунизм». Казань, 1909· «Современное движение в среде русских мусульман». «Прав.Собес.» 1910, апрель, стр.419–455· Слово на молебне пред началом учебных занятий в Казанской Духовной Академии в 191O-1911 уч.году. «Приб.к «ЦБ» 1910, 39, стр.1635·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(18) См.: ГА РТ. Ф. 977. Оп. «Совет». Д. 4730. Л.л. 18 об – 19. (19) Протокол заседания Общества врачей г. Казани 19 Мая 1870 г. 5//Протоколы Общества врачей г. Казани. 1870. – Казань: Типография Императорского Казанского Университета («в университетской типографии»), 1870. – С. 53. (20) См.: ГА РТ. Ф. 977. Оп. «Совет». Д. 4730. Л. 1. (21) См.: Там же. Л.л. 4, 9 – 10. (22) См.: Там же. Л.л. 18 об – 19. (23) [Высоцкий Н.Ф.] Отчёт по хирургической факультетской клинике за 1864 – 65 акад. год//Известия Казанского Университета. – Казань: Типография Императорского Казанского Университета («В университетской типографии»),1865. – Т. I. – С. (483) – (529). (24) См.: Протокол заседания Общества врачей г. Казани 19 Мая 1870 г. 5. – С. 51 – 52. (25) См.: Высоцкий Н.Ф. Из воспоминаний врача о холере 1866 года//Памяти «Русалки», броненосца русского флота, погибшего в сентябре 1893 года. Сборник статей профессоров Императорского Казанского Университета. Под редакцией заслуженного профессора Н.Ф. Высоцкого. – Казань: Типография Товарищества Печёнкина и Кº, 1894. – С. 11. (26) Там же. – С. 9. (27) Там же. – С. 12. (28) Там же. – С. 25. (29) См.: Там же. – С. 15. (30) Там же. – С. 14 – 15. (31) Там же. – С. 29 – 30. (32) Там же. – С. 28. (33) Там же. – С. 42. (34) См.: Алексеев И.Е. Предпосылки и основные этапы создания Бактериологического института при Императорском Казанском университете //Развитие регионоведческих исследований в Российской Федерации: особенности и основные направления: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (г. Казань, 7 декабря 2018 г.)/Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ/Отв. ред.: Р.В. Шайдуллин, Л.М. Айнутдинова. – Казань: Издательство Академии наук РТ, 2018. – С. 213 – 237.; Алексеев И. «Первее всего и с чувством безграничной благодарности должны мы указать, что идея эта удостоилась Всемилостивейшего одобрения Возлюбленного Монарха нашего Государя Императора Николая Александровича...» (Предпосылки и основные этапы создания Бактериологического института при Императорском Казанском университете...)//Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» (5 февраля 2019 г.) [Электрон. ресурс].

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/26/...

(4) 2 июля 2016 года в Государственном музее изобразительных искусств РТ открылась выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь» [Электронный ресурс]//Каз@нские истории (культурно-просветительная газета): сайт. - URL: http://history-kazan.ru/?id=16574 (дата обращения: 24.01.2018) (5) См.: [Приветственное слово Митрополита Казанского и Татарстанского Феофана]//Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь. Альбом/Сост.: В.В. Немтинова, А.А. Калина, С.Е. Новикова, Е.Е. Сибатрова; науч. ред. Д.Д. Хисамова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2016. - С. 3. (6) См.: Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь. Альбом/Сост.: В.В. Немтинова, А.А. Калина, С.Е. Новикова, Е.Е. Сибатрова; науч. ред. Д.Д. Хисамова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2016. - 100 с. (7) [Приветственное слово Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова]//Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь. Альбом. - С. 2. (8) Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла организаторам и участникам Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации»//Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации: сборник избранных статей по итогам работы Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 19 - 21 июля 2016 г./Сост.: иерей Сергий (Фуфаев), М.Ю. Ефлова, О.А. Хабриева, А.А. Калина; науч. ред. М.В. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2016. - С. 3. (9) Там же. (10) Приветствие Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова в адрес участников и гостей Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации»//Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации: сборник избранных статей по итогам работы Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 19 - 21 июля 2016 г. - С. 4.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Соколовский Л. О постепенном развитии идеи брака в древнем мире. СПБ. 1843. Соколов А. Культ, как необходимая принадлежность религии. Полемико-апологетическое богословское исследование. Казань. 1900. – К годовщине веротерпимости в России. Отношение церковной власти к свободе совести и слова в XIX веке. Краткий очерк из истории католического и православного духовенства. Астрахань. 1906 Соколов В. К. Государственное положение религии в Германии по действующему праву. Казань. 1899 – Католическая церковь и государство в Германии во второй половине XIX ст. (Историко критический очерк немецкого культуркампфа.) Казань. 1912. Соколов В. , проф. Иерархия англиканской епископальной церкви. Серг.-Посад. 1897 – Модернизм в римско-католической и в нашей православно-русской церкви. Серг.-Пос. 1908. – Можно ли и должно ли нам молиться в церкви за усопших инославных? Серг.-Пос. 1906. – О соединении церквей. Публичное Чтение, произнесен. в Москве. Серг.-Пос. 1898 – Предстоящий всероссийский церковный собор, его состав и задачи. Серг-Пос. 1906. – Современное папство и социальный вопрос. Серг.– Пос. 1904 Соколов И. Отношений протестантизма к Росс. М. 1880 Соколов И.И. Вселенские судьи в Византии. Казань. 1915. – Епархиальное управление в праве и практике Константинопольской церкви настоящего времени. Петроград. 1914 – Епархии Константинопольской церкви. Петроград. 1914. – Избрание патриархов Александрийской церкви в XVIII и XIX ст. Исторический очерк. Петроград. 1915 – Избрание патриархов в Византии с половины IX до половины XV века (843–1453). Исторический очерк. СПБ. 1907. – Константинопольская церковь в XIX веке. СПБ. 1904 – О византинизме в церковно-историческом отношении. СПБ. 1903. – О поводах к разводу в Византии IX–XV в. СПБ. 1910. – Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала ХШ века (842–1204). Казань. 1894. – Патриархи и храмы в Константинополе от второй половины XV в. до настоящего времени. Исторический очерк. Петроград. 1915. – Усыновление и его отношение к браку в Византии и на современном греческом Востоке. Историко-правовой очерк. СПБ. 1910

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Петров Н. Святыни и древности Пскова. М. 1861, прилож, стр. 15. Петров Н. Рассказы из истории Русской Церкви, стр. 617–620, 629. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века, СПб., 1905, стр. 53–68, 72, 73. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. – Казань. 1881. Знаменский П.В. История Русской Церкви (учебное руководство). Казань. 1870. Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого. Казань. 1873. Морев И. В., протоиерей. Камень веры митрополита Стефана Яворского , его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характерные особенности его догматических воззрений: в 2 т. СПб., 1904. Пекарский П.П. Наука и литература при Петре Великом. СПб., 1862. Пекарский П.П. История Академии наук, т. 1. Пыпин А.Н. История русской литературы: в 3 т. СПб,, 1898–1899, т. 3. Стефанович, священник, Феофан Прокопович , как канонист. М. 1906. Червяковский П. Материалы для истории православного богословия в России//Христианское чтение. СПб., 1876, 1877, 1878. Морозов П.О. Феофан Прокопович , как писатель. Очерк из истории русской литературы в эпоху преобразования. СПб., 1880. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М. 2001. Барсов Н.И. Исторические, критические и полемические опыты. СПб., 1879. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 289. Глинский Б.Б. О титуле самодержавия, С. 567–603. Едлинский М.Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времён: в 2 т. Изд. 4. СПб., 1901–1903, т. 3, стр. 160–167. Архангельский А. Духовное образование и духовная школа в России при Петре Великом. Казань. 1883. Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени. Краткие биографические очерки. – Новгород, 1897, стр. 58–75. Корсаков Д.А. Воцарение императрицы Анны Иоановны. Исторический этюд Д.А. Корсакова: в 2 т. Казань. 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010