Сегодня мы вспоминаем и прославляем святых отцов VII Вселенского Собора. VII Вселенский собор был созван в городе Никее в 787 году. На него съехались со всего христианского мира 367 епископов. Главным делом этого Собора было утверждение почитания святых икон. Иконы существовали давно. Мы знаем о Нерукотворенном образе Христа Спасителя. Этот образ запечатлелся на полотенце после того, как Спаситель отер им Свой лик. Мы знаем, что святой евангелист Лука был не только врачом, но и первым иконописцем – с его именем связаны первые иконы Божией Матери. Особенно иконы стали распространяться после прекращения гонений на христиан в IV веке. Но в VIII веке началось гонение на иконы. Иконы осквернялись, уничтожались. Сторонники иконопочитания преследовались, терпели мучения, принимали мученическую смерть. VII Вселенский Собор определил, что святые иконы можно и должно почитать. Поклоняясь святой иконе и целуя ее, мы мысленно душой и сердцем возносимся к тому, кто на святой иконе изображен. Святая икона напоминает нам о жизни духовной, о жизни вечной и жизни святой. Икона в нашей комнате – это свидетель с неба о нашей жизни на земле. Она нам напоминает, что Господь все видит, все слышит. Зная это, мы не можем себе позволить пред святой иконой ни ругаться, ни творить дела беззаконные. К святой иконе надо относиться с благоговением не только в храме, но и у себя дома. Аминь. 22 октября/4 ноября. Казанская икона Божией Матери Трудное было время для России в конце XVI и начале XVII века: междуцарствие, самозванцы, смута, Москва захвачена иноземцами и иноверцами. Русские люди встали на защиту Отечества, но не могли справиться с врагом. И вот к Москве прибывает Казанская икона Божией Матери. Три дня народ и войско совершают пост и молятся Господу и Матери Божией о спасении России. И Господь услышал молитвы. Преподобный Сергий Радонежский в ночном видении явился томящемуся в плену архиепископу Арсению и возвестил ему, что молитвы услышаны, что заступлением Божией Матери Россия спасена. Весть об этом видении достигла войск – воины ободрились. Враги изгнаны. Москва освобождена. Чтобы русские люди не забыли заступничества за них Божией Матери, был установлен праздник в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

VII Вселенский Собор определил, что свв. иконы можно и должно почитать. Поклоняясь св. иконе и целуя ее, мы мысленно душою и сердцем возносимся к тому, кто на свв. иконе изображен. Св. икона напоминает нам о жизни духовной, о жизни вечной и жизни святой. Икона в нашей комнате – свидетель с неба о нашей жизни на земле. Она нам напоминает, что Господь все видит, все слышит. Зная это, мы не можем себе позволить перед св. иконой ни ругаться, ни творить дела беззаконные. К св. иконе надо относиться с благоговением не только в храме, но и у себя дома. Аминь. Казанская Икона Божией Матери Трудное было время для России в конце 16-го и в начале 17-го веков: междуцарствие, самозванцы, смута, Москва захвачена иноземцами и иноверцами. Русские люди встали на защиту отечества, но не могли справиться с врагом. И вот к Москве прибывает Казанская икона Божией Матери. Три дня народ и войско совершают пост и молятся Господу и Матери Божией о спасении России. И Господь услышал молитвы. Преп. Сергий в ночном видении явился томящемуся в плену архиеп. Арсению и возвестил ему, что молитвы услышаны, что заступлением Божией Матери Россия спасена. Весть об этом видении достигла войск, воины ободрились. Враги изгнаны. Москва освобождена. Чтобы русские люди не забыли заступничества за них Божией Матери, был установлен нынешний праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. И сколько раз на протяжении веков Россия получала помощь заступлением Божией Матери! Но это заступление было ответом на молитвы, на обращение русских людей к Пречистой. Ведь и перед этим освобождением Москвы, которое мы ныне вспоминаем, и народ и войско провели три дня в молитве и посте. В XX веке “вера оскудела” и поэтому нет и заступления и не будет его, пока не будет всенародного покаяния и молитвы. Путь к этому всенародному покаянию и к всеобщей молитве о России через личное обращение к Богу каждого отдельного русского человека, каждой русской семьи, каждой русской церковной общины. “Пресвятая Богородице, спаси нас!” Икона “Всех Скорбящих Радость.”

http://azbyka.ru/propovedi/nemnogo-o-mno...

Заметим к тому же, что копия Казанской иконы была уже не простая, но оказавшая чудодействие при очищении Новодевичьего монастыря от поляков, которая следственно поэтому самому делалась драгоценною для нижегородского ополчения, шедшего на бранные подвиги, и которую оно не могло не желать удержать у себя. Но удерживая у себя копию, присланную из Казани, копию, сделавшуюся чудотворною, и посылая в Казань простую, обыкновенную копию, не должно ли было нижегородское ополчение позаботиться об украшении последней, что бы этим, по крайней мере, вознаградить то, чем воспользовалось от Казани? Двукратное спасение Казани во время смертоносной язвы, в половине XVII и около конца XVIII века, помощию чудотворной иконы седмиозерной, прславившейся вскоре после воцарения Михаила Феодоровича и чествуемой в Казани в память этого спасения торжественным принесением ее из пустыни в город, не указывает ли на отсутсвие из Казани чудотворной иконы Богородицы, явившейся в 1579 году? Нисколько не указывает. Во время первого и второго морового поветрия были в Казани мощи св. Гурия и св. Варсонофия, были в городах и окрестностях каранских – чудотворная икона преподобного Сергия в Свияжске, чудотворная явленная икона в пустыне Муроносицкой. Почему же, спрашивается, ни к одной из этих святынь хотя все они благоговейно чтутся в Казани, не обратились казанцы с прошением о помощи противу постигшего их бедствия? Потому, что в народных бедствиях народ прибегает с мольбою к известным святым, известным иконам не самопроизвольно, а по указанию вышнему. В Москве много было чудотворных и мощей и икон в смутное время, – но Москва обратилась с мольбою о помощи к Казанской иконе Божлией Матери. Почему? потому что не только эту икону завещал нижегородцам взять в полки свои патриарх Гермоген, а в этом завещании патрирха видели волю Божию, но и было о ней особое свидетельство на тот раз свыше. Так точно и в Казани во время бывшей смертоносной язвы обратились с мольбою о помощи к иконе Божией Матери смоленской, находящейся в Седмиозерной пустыне, потому что эта икона указана была свыше особенным таинственным видением 52 . Московской иконе издревле присвоено название Казанской, что на пожаре как именуется она и в выходах царей. Казалось бы вероятным, что такое название дано ей по первоначальному явлению на пожарище казанском. Но такого названия явленной иконе в самой Казани никогда не придавалось, а дано оно в Москве; поэтому вероятнее предполагать, что московская икона получила название от каких-нибудь местных обстоятельств, бывших в Москве. Притом можно еще сомневаться самой ли иконе усвояется это название? Строев в своих объяснениях к выходам царей приписывает это название площади. Это, кажется, и вероятнее, потому что если бы самая икона Божией Матери отличалась этим названием, то такое название постоянно придавалось бы ей; между тем в выходах парней название «что на пожаре» придано московской иконе только три раза.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

5304. К ПРАЗДНОВАНИЮ 600-летия Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Москве. – 1995, 9–10, 21. 5305. СИДОРИНА И. Возвращенная радость. (Икона “Всех скорбящих Радосте” (с горошиками). – 1992, 1, 27. 5306. КОЛОМЕНСКАЯ икона Божией Матери “Державная”. – 1993, 3, 31. 5307. СКАЗАНИЕ о явлении Державной иконы Божией Матери. – 1996, 3, 37. 5308. ВТОРОЕ обретение чудотворной Державной иконы Божией Матери. 1996, 3, 38. 5309. ФИЛАТОВ В. Заметки по поводу второго обретения Державной иконы Божией Матери в России. – 1996, 3, 39. 5310. МАЛИНИН А., свящ. “Яко необоримую стену …” (икона Божией Матери “Знамение”). – 1992, 3, 33. 5311. ЖИЛКИНА М. Возвращение московской святыни (Иверской иконы Пресвятой Богородицы). – 1995, 11, 24. 5312. ТОЛГСКИЙ В., прот. Сказание о высокочтимой иконе Богоматери Иерусалимская, что в городе Бронницах Московской губернии. – 1996, 10, 29. 5313. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25–27 декабря 1991 года: О сверхъестественном событии (истечение с глаза слезы на иконе Божией Матери “Казанской”), происшедшем в смоленском кафедральном соборе. – 1992, 3, IX. 5314. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода (1993–1994): Признать происшедшее в Казанской церкви с. Пучкова события (истечение мира от Казанской иконы Божией Матери) чудом, а Казанскую икону чудотворной. – 1994, 7–8, 4. 5315. КИРЕЕВСКИЙ И. Святыня земли Рязанской. (Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Корчевная”. – 1990, 6, 19. 5316. КОМАРОВ Е. С молитвой к курской святыне. – 1990, 9, 46. 5317. ВОЙНАКОВ В., прот. Максимовская икона Божией Матери. (К 700-летию иконы). – 1999, 6, 41. 5318. ИОСИФ (БАЛАБАНОВ), архим. “Неупиваемая Чаша”. – 1997, 10, 65. 5319. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ , свт. Матерь милосердия. (Рассказанные события изображается на иконе Пресвятой Богородицы, именуемой “Нечаянная Радость”). – 1989, 12, 38. 5320. ЛЕБЕДЕВ Л., прот. Почитание Святителя Николая в России. (К 900-летию перенесения мощей в Бар град). (Исторический экскурс). – 1987, 5, 74; 6, 67. 5321. СЫРЧИН М., прот. Образ Святителя и Чудотворца Николая, именуемый Радовицким. – 1992, 7, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

“…В 13.15 на иконе Божией Матери “Троеручица” буквально на глазах стоящих в храме людей появилось пятно — маслянистое, круглое, диаметром 1 см, на котором были видны мелкие капли”. С этого времени подобное наблюдалось несколько раз в месяц. В просмотренных нами актах за период с 11 апреля 1993 по 1 сентября 1995 года зафиксировано в общей сложности 404 случая мироточений от икон, названных выше, в том числе: “Игумения Св. Горы Афонской” Николая Чудотворца “Троеручица” Блаженной Ксении Симеона Богоприимца Анны Пророчицы “Знамение” Целителя Пантелеимона Спасителя “Умиление” Кроме того, описаны несколько мироточений аналойных икон и иконы Казанской Божией Матери, помещенной в храме летом 1995 года. Поражает картина удивительного многообразия. Мироточения происходят то на отдельных иконах, то одновременно на нескольких. Иногда схожи между собой по типу, иногда — различаются. Появляющаяся влага неодинакова по форме, размеру, консистенции (испарина, роса, масло), времени высыхания, запаху. Как правило, это маслянистые пятна диаметром от 1 до 5 см, круглой, овальной и даже — треугольной формы. Часто из такого пятна спускаются один-два подтека в несколько сантиметров с капельками на конце. Один из характерных случаев записан так: “19 сентября 1993 г. В 19.30 на иконе Спасителя три крупные капли с подтеками 1 см, 1,5 см, 4 см, на иконе Божией Матери “Умиление” — одна небольшая капля в нижней части масляного пятна, а через 20–30 минут рядом с ней появилась вторая такая же капля. На иконе святой Анны Пророчицы — масляное пятно диаметром приблизительно 1,5 см с мелкими каплями, а чуть ниже справа от него — масляное пятнышко менее 1 см диаметром — с двумя каплями средней величины, одна из которых имеет подтек около 2 см”. “Троеручица” Иногда длина подтеков достигает 30­40 см и они спускаются до киота иконы (чаще это происходит на иконе “Троеручицы”; 20 января 1994 г. на ней наблюдались три длинных подтека, сливающихся внизу в один). Видели несколько раз, как струйки-подтеки расходились из пятна лучеобразно.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

Все одно, читайте в журналах. Мне писали из С-Петербурга, что не Синод, а священники питерские отпечатали 20 т[ысяч] и раздали. Слышно, что Пашкова выгнали из С-Петербурга и он переселяется в Лондон на жительство. Злое же семя его останется. Может быть, замрет само собою. Там, вишь, еще есть какая-то секта, называемая «апостольскою общиною»... Благослови Вас, Господи, всяким благословением. Всем Вашим Божие благословение и полные благожелания. Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. 352. Поздравления с Пасхой. О Казанской иконе Божией Матери 5 мая 1883 г. Милость Божия буди с Вами! Христос воскресе! Приветствую и Вас взаимно сим христианским приветствием. Даруй Вам, Господи, мир душевный, как и ученикам своим даровал Он его, явившись по Воскресении. Желаю обновления душевного и телесного, как Сам Господь воскрес в обновленной человеческой жизни – полной, чтобы и нам сообщить ее полную, в нераздельности с Ним, единым животом нашим. Всех вас да обольет Господь радостями и утешениями. Весну встречаете. И паче весны – скоро прибудет икона Божией Матери Казанской... И если вера Ваша и любовь к Божией Матери возбудится при сем в такой силе и стремительности, что и до Самой Божией Матери достигнет, то и Сама Владычица придет к вам с дарами Своими и милостями. Да выпадет малая толика и на вашу долю. Благослови Вас, Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Еп. Феофан. 353. Благословение на богомолье. О Казанской иконе Божией Матери Благодарность за присланное. Благословение на богомолье. О Казанской иконе Божией Матери. 23 мая 1883 г. Милость Божия буди с вами! Письмо ваше получил... Получил на днях и посылку, прелестный подрясник. Лучше прошлогоднего, который еще цел и новехонек. Потому что употребляется только в самые жаркие жары, и притом в служении, на что назначается и сей. У меня их много. Спаси, Господи. Но вот вместо жары – холода и все в теплом хожу. Собираетесь на богомолье? Даруй Вам, Господи, добрый путь, усердное моление и всякое духовное утешение. Равно бы уж и к святителю Тихону пробрались. Но трудновато. Вот кто-то проектирует чугунку из Ельца в Воронеж... вероятно и на Задонск. Тогда любо будет разъезжать.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Видевшие это вытерли слезы ватою начисто и самую икону вынимали из киота и осматривали её со всех сторон; она оказалась совершенно сухою, и потом икону опять поставили на место. После этого все вышли и заперли церковь , чтобы никто не мог туда входить. После же, через три часа, в половине седьмого, как только простучали в доску на вечерню, иноки вошли в церковь и увидели на иконе не совсем ясные следы слез из обоих глаз Божией Матери: из правого глаза на иконе вниз слезы остановились на правой ланите и груди и внизу на раме, а из левого глаза слезы те остановились на правой, благословляющей руке Предвечного Младенца, которая вся была замочена слезами. И в то же время на левом глазу стояла большая капля слезы и через четверть часа скатилась по иконе вершка на три. Иноки опять все эти слезы вытерли и после того уже не видели слез от иконы. С того времени братия скита установила ежегодно праздновать 17 февраля, в честь Богоматери, и, питая особенную веру ко св. её иконе, прибегают к ней во всех трудных и скорбных обстоятельствах жизни. 21.02. Козельщинская 21.02. Козельщинская В 1881 году прославилась сия св. икона великими чудотворениями. Она находится в селе Козельщине, Кобелякского уезда Полтавской епархии. Снимок с неё находится в Москве, в церкви Казанской Божией Матери, и назван Неисчерпаемая Благодать. 23.02. Сокольская 23.02. Сокольская Сокольский Преображенский монастырь на горе Духовой, при реке Ворскле, находится в трёх верстах от местечка Соколки Полтавской епархии. Он основан в 1714 г. настоятелем Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. В 1737 г. крымские татары разорили весь монастырь. Знаки их варварского нашествия находятся на древней иконе Рождества Богоматери, явившейся в 1 172 г. С тех пор святая икона прославилась своими чудотворениями под именем Сокольской. 26.02. Межетская 26.02. Межетская Икона сия явилась в 1492 г. близ Киева. На иконе изображается Божия Матерь в короне с младенцем Иисусом на левой руке. Много чудес совершается от сей иконы. 29.02.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Но если, братие мои, Она имеет полное право на наше самое глубокое к Ней благоговение, то как не правы те из нас, кто единую Богоматерь как бы разделяет в своем представлении, и то у них «запрестольная Божия Матерь, то Казанская, то Скорбящая» и т.д. Други мои! Ужели нужно доказывать, что Богоматерь едина, а это только иконы Ее разные, и что пред той ли, другой ли иконой вы молитесь, вы все той же единой Богоматери молитесь, которая предстоите на небе престолу Сына Своего, превыше архангелов и ангелов херувимов и серафимов, молящися о нас ко Господу, – что не Божия Матерь – запрестольная, Казанская, а это только иконы Ее зовутся: запрестольная, Казанская, Владимирская? Зовутся же они так потому, что запрестольная икона занимает место за престолом, а прочие пишутся по образцу икон, первоначально прославленных в том или ином городе, например: в Казани, Владимире. Но понятное дело, повторю и еще раз, сама то Божия Матерь все же одна, и как бы она ни изображалась, стоящей или сидящей, во весь рост или в пояс, с Младенцем Иисусом на руках или без Него (как на иконе Боголюбской), в существе дела разницы тут положительно нет никакой, и тот в высшей степени неразумно поступает, кто отслушал, например, молебен Божией Матери пред Ее иконой, зовомой Казанскою, и тут же просит начать другой молебен – «,запрестольной» Богородице и потом – Скорбящей и т.д. Как будто Божия Матерь не одна? «Но у меня, скажешь, есть желание помолиться и пред другой иконой?» Прекрасно. Но скажи ты мне: когда мы пред иконой молимся, иконе ли собственно должны мы молиться, или тому, кто изображен на иконе? Конечно, никак уже не изображению вещественному, как бы оно ни было для нас священно. А когда так, вот и суди: где же тут здравый-то смысл, что ты требуешь 3–5 молебнов отслужить к ряду Божией Матери? Ты, значит, иконе молебствуешь? Но это неправильно. Нет, скажешь, молебствую Божией Матери. Но ты выслушал уже Ей молебен. Сошлешься на то, что тебе очень нравятся песнопения из службы в честь той или иной иконы? Что же, так и попроси служащих пропеть три-четыре тропаря, а молебен все же пусть будет один, и если угодно, с акафистом 6 . Вообще надо сказать вам, братие мои, большинство из вас, при всем своем усердии, которого я ни отрицал в вас, ни порицать, само собою, и не думаю, не право судить о молебствиях, полагая суть их в том, чтобы сразу, как можно больше, справить молебнов и притом каждому святому, каждой иконе, свой молебен, отдельный. Как будто счет и количество значит тут что-нибудь?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

В храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Жаль Эль Диб прошли торжества по случаю празднования Казанской иконе Божией Матери 5 ноября 2023 г. 15:17 4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, по благословению митрополита Гор Ливанских Силуана ( Антиохийский Патриархат ) настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте архимандрит Филипп (Васильцев) совершил Божественную литургию в новом храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Жаль Эль Диб (Ливан) в сослужении клирика храма в честь Архистратига Божия Гавриила подворья Антиохийской Православной Церкви в Москве иеромонаха Киприана (Землякова). Иеромонах Киприан прибыл в Сирию по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония для помощи в совершении богослужений в Представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске. За Божественной литургией молился и причащался Святых Христовых Тайн представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон . В храме также молились Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Ливане А.Н. Рудаков с супругой и военный атташе Российской Федерации в Ливане Ю.А. Пеньков. В день памяти Казанской иконы Божией Матери в России отмечается государственный праздник День народного единства. После отпуста Литургии было совершено славление Пресвятой Богородице, а также освящен образ Божией Матери, написанный прихожанкой подворья. Проповедь на тему праздника произнес митрополит Филиппопольский Нифон. Владыка тепло приветствовал настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Бейруте, господина посла с супругой, прихожан подворья и сердечно поздравил всех присутствующих в храме с днем памяти Казанской иконы Божией Матери и государственным праздником России. Затем митрополит Нифон вручил благодарственную грамоту старосте подворья Дмитрию Андреевичу Зеленину за многолетние труды на благо Русской Православной Церкви. В ответном слове архимандрит Филипп поблагодарил владыку Нифона за совместную молитву и особо подчеркнул уникальность его служения в качестве представителя Антиохийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси в течение 46 лет. Отец Филипп также рассказал о возведении на родине иерарха в городе Захле храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Храм возводится в русской архитектурной традиции митрополитом Филиппопольским Нифоном при содействии Русской Православной Церкви. После окончания богослужения в приходском зале при храме Благовещения Пресвятой Богородицы состоялось братское чаепитие, сообщает  сайт  подворья Русской Православной Церкви в Бейруте. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6074860.ht...

В 69-й том вошли также материалы о регионах России: Тульской области, Тыве и Тюменской области, в которых подробно рассказывается об их богатой истории и религиозном составе населения. Читатели смогут ознакомиться со статьями о древнем городе-государстве Угарит и Трапезунде. Выдающийся историк С.П. Карпов, президент исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, написал для «Православной энциклопедии» статью о Трапезундской империи. Традиционно в томе присутствует значительное количество статей о монастырях. Помимо материала о Троице-Сергиевой лавре читатель может ознакомиться со статьями о Топловском во имя преподобномученицы Параскевы монастыре, Торопецком во имя святителя Тихона Московского монастыре, Трегуляевском во имя святого Иоанна Предтечи монастыре, Трифонове Вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, Трифонове Печенгском во имя Святой Троицы монастыре, Трифонове Верхне-Чусовской в честь Казанской иконы Божией Матери пустыни, Троекуровском Иларионовском во имя великомученика Димитрия Солунского монастыре, Тульском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре, Туранском во имя равноапостольного князя Владимира монастыре, Туринском во имя святителя Николая чудотворца монастыре, Тышковецком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, Тюменском во имя святой Троицы монастыре, Угличском Воскресенском монастыре. Также представляют интерес статьи о монастыре Трескавец Македонской Православной Церкви , экуменистической христианской монашеской общине Тэзе и мужском грузинском монастыре Убиси. В издание вошли статьи об иконах, в частности, материалы об иконе Божией Матери «Три Радости», иконе «Троеручице», Трубчевской, Тумбовской и Тупичевской иконах Божией Матери, Угличской иконе Божией Матери «Вратарнице», Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние». Важное место в томе занимают статьи о епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Церквей. Читатель сможет узнать про Томское викариатство, Тракайское викариатство, Трансильванскую митрополию, Троицкую епархию , Тульскую епархию , Тульскую митрополию , Тульчинскую епархию , Туровскую епархию , Тутаевское викариатство, Тырновскую епархию, Тяньцзинское викариатство, Уваровскую епархию , Угличское викариатство.

http://patriarchia.ru/db/text/6048886.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010